В повести «Зарисовки в рассказах» автор рассказывает о жителях поселка Октябрьский, расположенного на западном побережье Камчатского полуострова глазами ребенка и подростка во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов прошлого столетия.Поселок расположен на длинной, узкой полоске суши, которая с двух сторон омывается: Охотским морем и рекой Большая. Он состоит из трех улиц, идущих параллельно друг другу между берегом реки и моря. В нем живут добрые, отзывчивые, веселые, а порой и суровые люди.Вот о таких людях повествует автор с юмором и живой речью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Зарисовки в рассказах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Военрук.
Сквозь оконное стекло школы за игрой следили внимательные глаза, наполненные горечью воспоминаний и в то же время радостью за подрастающее поколение, преподавателя начальной военной подготовки. Да, в те времена был такой предмет, в сокращении «НВП», а преподавателей этого предмета называли — военруками. Ребята просто называли учителя воеводой.
Играющие мальчишки и девчонки не знали его имени, так как им было еще далеко до девятого и десятого класса, в которых преподавалось «НВП». Зато все знали, что этот дедушка был участником Великой Отечественной войны. И не просто участником, а летчиком-штурмовиком, наносящим серьезные потери противнику, управляя боевой машиной «Ил-2». Эти подробности в школе знали все. На праздничных линейках, посвященных дню Советской армии и дню Победы, а иногда и просто собрав вокруг себя ребятишек, военрук рассказывал про свою фронтовую молодость.
Он постоянно имел военный вид. На нем была надета офицерская кожаная куртка, которую носят только летчики. А на его голове была фуражка, с голубым околышем и эмблемами в виде крылышек.
Подойдя к нам, военрук отрывисто сказал:
— Здравствуйте! Предъявить оружие к осмотру!
Это он обратился к мальчишкам, держащим в своих руках деревянные предметы, отдаленно напоминающие автоматы.
Мы его не поняли и переглянулись. Военрук лукаво и чуть самодовольно улыбнулся и повторил свою просьбу:
— Покажите, чем вы тут воюете.
Мальчишки наперебой стали протягивать ему свое вооружение.
— Отставить! — сделав серьезное лицо и насупив брови, произнес учитель. — Это что за полное отсутствие дисциплины? Эх вы, солдаты.
Принимая по очереди из рук ребят протянутые ножки и спинки от стульев и парт, он внимательно осматривал их, что-то бурчал себе под нос и возвращал владельцам.
— Кто же воюет таким старьем? — все стояли молча, не зная, что ответить. — При наличии дисциплины… Старшим назначаю, — он еще внимательнее обвел взглядом ребят и указал на одного из нас, — вот этого смышленыша. Он выглядит постарше остальных.
— Командовать умеешь?
— Ага.
— Ни"ага", а"так точно"! И выпрямись.
— Так точно! — повторил мальчишка и, испытывая большое уважение к этому человеку, как только мог, выпрямился, выпятив вперед мальчишескую грудь.
— Вот! Солдата сразу видно, — довольно произнес учитель. — Теперь. В колонну по одному. Становись.
Он помог разобраться нам по росту и построиться в колонну. Поведал и помог усвоить такие команды как «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Проведя начальную военную подготовку для самых маленьких, он скомандовал:
— За мной. Шагом. Марш!
Мы вошли в пустую школу и подошли к кабинету «НВП». Над дверью, обитой металлом и выкрашенной в желто-коричневый цвет, горела лампочка.
— Сигнализация. Без меня в этот кабинет входить никому нельзя, — пояснил учитель.
Когда дверь распахнулась, лампочка заморгала. Военрук быстрым шагом прошел внутрь и поднял телефонную трубку. Через секунду он что-то четко и коротко сказал.
Мы, сгрудившись в кучку, наблюдали за ним, не решаясь, переступить порог кабинета.
— Это что за отсутствие полной дисциплины? А ну-ка, старший, построй всех в одну шеренгу.
Строить никого не пришлось, так как «начальная школа» не прошла даром. Мальчишки и девчонки выровняв носики своих ботиночек и сапожек по ровной линии, быстро разобрались в шеренгу. Учитель открыл вторую дверь, находящуюся в кабинете и, войдя в нее, скомандовал:
— Ко мне. По одному.
Ребята, стоящие с правого и левого концов шеренги чуть наклонившись, посмотрели друг на друга, и самый смелый, сделав шаг вперед, прошел в кабинет. Через секунду он вышел счастливый и улыбающийся. В руках он держал настоящий автомат времен Великой Отечественной войны. Все мальчишки знали из фильмов, что он называется «ППШ».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Зарисовки в рассказах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других