В борьбе с COVID-19. Репортаж из ковидного госпиталя

Владимир Виленович Лиштванов

Сегодня весь мир с головой погряз в коронавирусную пандемию. Каждый день мы получаем информацию, точно с полей тяжёлых сражений: сколько заразилось, сколько умерло, сколько выздоровело.Как живётся тем, кто заразился и лежит в ковидном госпитале? Как этих пациентов пытаются спасти медицинские работники?На подобные и кучу других вопросов читатель найдёт ответ из этой книги.Повествование базируется на подлинных событиях, что произошли с людьми в сегодняшней жизни.

Оглавление

Глава третья. Врачи ковидного госпиталя

Городской роддом, где сегодня оказался я, администрации города пришлось дважды переоборудовать под ковидный госпиталь.

Первый раз это проделали в конце апреля 2020 года, и проработал он в таком состоянии до августа, когда пандемия пошла на спад. В октябре вторая волна захлестнула страну, и роддом вновь превратили в ковидную больницу.

Покуда шла подготовка роддома к приёму пациентов коронавирусной пандемии, весь медицинский состав прошёл переподготовку для работы с инфекционными пациентами.

Дистанционно слушались лекции, скидывались методички по работе с ковидными больными.

Врачи роддома прошли дистанционное обучение в местном медицинском университете. Это позволило им совмещать работу в роддоме и готовиться к работе с ковидными больными.

После прохождения обучения им выдали соответствующий подтверждающий документ. Но не как в иные дни в одном из кабинетов, а представитель университета выносил бумаги во двор и раздавал сертификаты, подтверждающие обучение вне стен учебного заведения. Вначале студентам, работающим с ковидными пациентами, а после этого врачам.

Если в первую волну пандемии имелись шероховатости в работе ковидного госпиталя, то во вторую волну процесс приёма и лечение больных стал похож на работу хорошо отлаженного часового механизма.

Пациенты, что заразились ковидным вирусом, при попадании в больницу распределялись в реанимацию, или направлялись в инфекционное отделение в палату.

Если у человека серьёзная отдышка, не соответствует требуемым параметрам частота дыхательных движений, низкая сатурация, и нехорошие данные ряд иных важных показателей, что говорит о критическом состоянии болеющего организма, то медики отправляют этого больного прямо в реанимацию. Таким видно образом, поступили и в моём случае.

Если пациент показывает недурную динамику, болезнь протекает не в столь тяжёлой форме, то его отправляют на лечение в палату инфекционного отделения.

Врачи реанимации работают по два человека сутки через трое.

Как правило, смена начинается в девять часов утра с планёрки, где определяются задачи на этот день, предыдущая дежурная смена сообщает о происшествиях за прошлый день, на каких больных необходимо обязательно обратить пристальное внимание и поднимались другие насущные вопросы.

После планёрки один из врачей новой смены направлялся в чистую зону, где в ординаторской работал с документами, участвовал в видеоконференции со специалистами из крупных инфекционных центров Москвы и иных городов.

Обсуждались алгоритмы лечения ковидных больных, разбирались сложные случаи протекания этого заболевания, что встречались у конкретных подопечных пациентов на этот день.

Второй врач новой смены после планёрки шёл в санпропускник, где надевал на себя защитный комбинезон, бахилы, на лицо респиратор, маску, очки, на руки перчатки. Тщательно проверялось отсутствие щелей между кожными покровами лица и респиратором с маской и очками.

После всего этого второй врач направлялся в красную зону отделения реанимации, что разместилось на первом этаже, где лежали ковидные больные.

В красной зоне врач брал истории болезни пациентов, что помещены в папки с надписью палаты, в какой находится конкретный больной. Медсёстры подают письменное сообщение о тех пациентах, у кого повысилась температура или давление.

После получения необходимой информации врач совместно с заведующим реанимационным отделением совершал обход больных.

Выяснялось самочувствие пациентов, какие возникли жалобы и решались другие вопросы по процессу лечения больного.

После обхода врачи отправляются в ординаторскую красной зоны, где знакомятся с анализами обследованных больных. Если требует ситуация, то меняют алгоритм лечения или делают корректировки в медикаментозном вмешательстве для конкретного пациента. Всё тщательно фиксируется в специальных тетрадях.

По прошествии первых четырёх часов работы врача, ему на смену приходит коллега из чистой зоны и продолжает работу напарника. Доктор, что отработал в красной зоне, снимает в санпропускнике защитный костюм, принимает душ, переодевается и идёт в чистую зону.

Поочерёдно меняясь по четыре часа то в красной зоне, то в чистой, врачи реанимации дежурят 24 часа в сутки. После такой напряжённой работы они дома отдыхают трое суток, а после заступают на новую суточную смену.

Врачи, что работают с пациентами в палатах инфекционных отделений, трудятся иначе, чем доктора в реанимации.

Например, Сверчкова Лариса Александровна.

Сверчкова Лариса Александровна

Лариса Александровна проработала в роддоме 22 года. Она решила обязательно стать медиком после происшедшего с матерью драматического события.

Когда маленькой Ларисе исполнилось десять лет, мать попала в реанимацию и у неё наступила клиническая смерть.

Как потом рассказывала мама, она вначале оказалась вне тела и с изумлением тройку минут взирала на него со стороны.

Вдруг сбоку образовался широкий туннель. Приятный притягательный свет в конце трубы ласково манил к себе. Её потянуло вовнутрь. На душе возникло полное спокойствие и лёгкость, как у бабочки. Все проблемы и переживания остались позади.

Ей стало легко и хорошо. Душа женщины устремилась в том направлении, но вдруг она услышала голос дочери:

— Мамочка, милая, вернись, не умирай!

И мгновенно возникла жуткая тяжесть, точно её к земле прибили. Бабах, и она вновь очутилась в собственном теле.

По окончании десятого класса школы Лариса Александровна твёрдо решила стать акушеркой, ей нравилась эта специальность. Она попыталась поступить в мединститут, но неудачно. После этого она подала документы в медучилище на акушерское отделение.

Но в это время приехала тётушка в гости, папина сестра. Она в прошлом закончила санитарно-гигиенический факультет мединститута в Перми.

— Куда собралась поступать, — поинтересовалась у племянницы.

— На акушерское отделение медучилища.

— Да ты что! Ты представляешь, какая это ответственность! Это бесконечные роды, это частые ночные смены! Иди лучше на санфельдшерское отделение. Санэпидстанцию все уважают, боятся и стоят на ушах при очередной проверке. Будешь уважаемым человеком и в магазинах, и на рынках, и у работников общепита. В медучилище всего одна группа набирается, иди, поступай.

Тётушке удалось уговорить племянницу, и Лариса Александровна пошла на санитарно-фельдшерское отделение.

Окончив училище, она стала помощником санитарного врача. Это обследование гигиену питания, труда и многие другие санитарные нормы. На проверку питания подростков, где работники общепита стояли бы перед ней навытяжку, не попала. Она стала заниматься коммунальными вопросами. Обследование помоек, выгребных ям и иных мест.

Для девушки это стало страшным мучением, да ещё требовалось мигом заполнить громадную кучу актов и иных бумаг.

Многие одногруппники после училища пошли повышать образование в мединститут на санитарно-гигиеническое отделение.

Работа санитарного врача в корне отличается от деятельности помощника. Но Лариса Александровна поступила на лечебное отделение.

Благополучно окончила мединститут и получила диплом врача со специализацией хирурга.

После этого стала работать в этом городском роддоме врачём-трансфузиологом.

На это время Лариса Александровна работает с ковидными больными на ежедневке во втором инфекционном отделении на третьем этаже ковидного госпиталя, что перепрофилировали из роддома.

Под наблюдением доктора две палаты с десятью пациентами.

Каждый будний день на работу она приходит к девяти часам утра. Как и остальных медиков у неё проверяют температуру тела и выясняют самочувствие. Всё фиксируется в специальной тетради.

После этого поднимается в чистую зону инфекционного отделения. Когда все собрались в отделении, то начинается планёрка.

Выясняются возникшие проблемы с больными у дежурной смены.

Если коллеги не смогли их все решить, то ставятся задачи по преодолению этих трудностей.

На планёрке обсуждаются нюансы в новых подходах к лечению ковидных пациентов в нестандартных ситуациях.

После планёрки Лариса Александровна отправляется в санпропускник, где переодевается в защитный комбинезон, надевает бахилы, на лицо респиратор и очки.

В 10 часов она поднимается на третий этаж во второе инфекционное отделение красной зоны.

Администрация строго продумала маршрут, и чтоб сотрудники неукоснительно следовали ему, имелись специальные стрелочки-указатели.

К этому времени девочки-медсёстры измерили у больных температуру, давление. Доктор в ординаторской комнате красной зоны берёт папки по палатам с историями болезни курируемых пациентов, просматривает результаты анализов и отправляется на обход больных.

Если новый поступил пациент или у больного в сложной форме протекает заболевание, то к лечащему врачу присоединяется заведующая отделением. В сложных случаях они вдвоём обсуждают методику лечения, доктора пытаются придерживаться мудрой поговорке, что одна голова хорошо, а две — лучше.

Сегодня в начале обхода подошла к Олегу Михайловичу. Мужчине 68 лет, но он бодр, не имеет лишнего веса. В середине срока лечения принялся шустро двигаться, регулярно ходит по коридору.

Но не все ведут такой активный образ жизни. В соседней палате есть два молодых человека.

Одному двадцать семь лет, другому тридцать. Но они весь день лежат пластом на спине и встают, когда надо пойти поесть или сходить в туалет.

— Олег Михайлович, как самочувствие? — поинтересовалась она.

— Всё хорошо.

— Вам регулярно надо делать дыхательную зарядку.

— Да, я пять лет занимаюсь йогой и сейчас делаю тройку упражнений.

— Это хорошо. Но у вас низкий гемоглобин, вам надо чаще есть мясо.

— Я веган и не ем никаких продуктов животного происхождения.

— Но вы сейчас болеете и для поднятия гемоглобина нужно обязательно есть печёнку, сердце, куриное мясо.

— Нет, я к мясу не приду.

— Тогда нужно чаще есть каши, бобовые, сухофрукты. Вам необходимо обязательно поднимать гемоглобин, иначе выздоровление будет затягиваться.

После этого она обошла остальных прикреплённых пациентов.

Проверила у всех сатурацию. С каждым поговорила, дала указания по процессу успешного лечения и восстановлению организма.

Проведя обход, Лариса Александровна направилась в ординаторскую красной зоны. Где она принялась работать с документами.

На основе полученных анализов приходится проводить корректировку процесса лечения. Для отдельных пациентов назначить новые анализы. Если больной требует наблюдения дежурного врача, то в отдельной тетради вносится соответствующая запись. Приходится делать и выписку прошедших курс лечения больных. На всё требуется время.

Работа с бумагами затягивается до двух часов дня, а в иные дни и до трёх.

По завершении работы с документами Лариса Александровна идёт на первый этаж в санпропускник, где снимает защитный костюм, бахилы, респиратор с перчатками и идёт в душ.

После душа надевает чистую одежду и направляется в чистую зону.

В ординаторской чистой зоны можно, наконец, перекусить и поработать с бумагами. Оформляются талоны статистического учёта больных, производится заполнение историй выписавшихся пациентов, делаются ряд других записей.

В пять часов вечера заканчивается рабочий день, и Лариса Александровна отправляется домой.

В иные дни оправа очков за смену так надавливает на кожу лица, что оставались круги вокруг глаз на длительное время. Она садилась в маршрутку и чувствовала неловкость от собственного вида. Но ничего не поделаешь, приходилось ехать домой в таком виде.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я