Владимир Василенко – CEO группы компаний «Приборы охраны», которая под его руководством стала одним из самых крупных холдингов в России в сфере систем безопасности (включающий в себя бренды ВЭРС, SarmatT и SLINEX). Соучредитель и член совета директоров второго по мощности завода по производству приборов охранно-пожарной сигнализации в России. Прошел путь от позиции старшего менеджера до эффективного управления штатом сотрудников более 250 человек. В книге присутствует нецензурная брань!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копируй. Компилируй. Дополняй предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Вы взяли в руки эту книгу, потому что вас что-то в ней привлекло. Возможно, это была обложка. Или название. Или вы проснулись сегодня с мыслью прочитать книгу о маркетинге, и луч солнца под ангельское пение указал именно на неё. Причин может быть много, но интересует вас только одно.
Зачем вам читать эту книгу?
Британские учёные доказали, что на принятие такого решения требуется не больше двадцати секунд. Потратим время с пользой и обратимся к пяти причинам прочитать книгу, которую вы держите в руках.
1. Вы поймёте, что маркетинг — это не страшное ругательство, а набор инструментов, которыми вы и так пользуетесь каждый день. Только от неосознанного использования вы перейдёте к эффективной практике.
2. Вы забудете о мечтах превратить вашу компанию во вторую Apple и летать в космос в одной кабине с Джеффом Безосом. Эта книга превратит вас из мечтателя в человека, который будет знать, ЧТО и КАК ему сделать, чтобы не ударить в грязь лицом.
3. Я пошлю вас на три буквы, и вы меня за это поблагодарите. Аббревиатура ККД — Копируй. Компилируй. Дополняй — станет вашей утренней мантрой и главной формулой успеха.
4. Вы узнаете, почему маркетинг у плинтуса лучше, чем маркетинг у ваших конкурентов, и сможете применять его на всю катушку. Вы научитесь правильно анализировать информацию, воспринимать подсказки из окружающего мира и увидите конкретные бизнес-решения из реальной практики.
5. Вы не услышите прописных истин, я не буду продавать вам свои курсы и обещать золотые горы после прочтения всего одной книги. Зато вы получите инструменты, которые работают у меня и обязательно заработают у вас.
Убедил? Тогда идём дальше.
Маркетинг у плинтуса
Реклама окружает нас повсюду, а не только когда мы смотрим телевизор или обращаем внимание на билборды. Когда мы ходим по делам, работаем, даже когда просто сидим дома — реклама окружает нас. Маркетинг — инструмент нашего времени, который обладает огромной силой влияния на каждого. Мы просто этого не замечаем.
В любых бытовых вопросах мы используем инструменты маркетинга. Мы не просто покупаем какой-то продукт, а эмоционально подключаемся к его свойствам, будь это польза, комфортная цена или эстетическое восприятие.
В наше время особо ценится так называемая «насмотренность». Это наш опыт, смешанный с анализом информации. Ведь анализировать информацию, которая валится на нас отовсюду огромными потоками, — самый полезный навык.
Я часто слышал мнение, что за нас уже давно всё изобретено и создать на рынке новые продукты невозможно. Уверяю, так говорили все и во все времена. Создавать новые продукты на рынке мешают лишь стереотипы, узость мышления, отсутствие наблюдательности и инертность.
Наблюдать и анализировать — вот два кита, на которых держится актуальный и качественный маркетинг. Я не буду учить вас продавать. Я докажу, что умение вылавливать суть, анализировать и перерабатывать информацию намного важнее. Всё это позволит вам создать продукт, нишу, идею, которая будет нова, но сделана на основе старых концепций.
Люди говорят, что нет смысла создавать, допустим, новые кофейни, когда их миллиарды в мире. Но дело не в том, чтобы создать принципиально новую кофейню. Смысл в том, чтобы создать новое место со своим характером и, учтя пожелания и ошибки конкурентов, увидеть, что ещё нужно рынку в этой нише. В этом и заключается сила анализа и внимательности.
Я предлагаю вам сменить оптику и увидеть этот огромный океан возможностей. Идеи нового бизнеса буквально будут запрыгивать к вам в голову — в кино, за обедом, в ванне или, может быть, во сне. Всё, что нужно, — это немного переоборудовать своё сознание. А всякое переоборудование начинается с демонтажа. Так что мы уберём из вашей головы стереотипы, клише и ложные установки. И на этот раз не будем раздавать очередные советы про то, как продавать. Можно бесконечно читать книги по маркетингу или искусству продаж, слушать на таких же бесконечных семинарах бизнес-тренеров, которые, по сути, пересказывают краткое содержание тех же книг, но, если после этого полученная информация отправляется пылиться на полках вашей памяти, ничего не изменится.
А я хочу, чтобы изменилось. Я хочу, чтобы изменились вы, ваше восприятие и отношение. Вслед за этим изменится и ваш подход к бизнесу, и сам ваш бизнес, и вся ваша жизнь.
Почему старшее поколение не успевает впитывать новую информацию? Чем дальше люди от прогресса, тем сложнее им анализировать. Если бы Ричард Кнерр просто посмеялся, глядя на австралийских физкультурников, крутящих на себе обручи, и забыл об этом, то он не стал бы «изобретателем» хула-хупа и миллионером за четыре месяца.
Изобретать совершенно не обязательно. Этот стереотип пора отправить в мусорку. Туда же — мнение о том, что нужно искать принципиально новую нишу. Создай её сам. В своё время Энрике Бернат, будущий создатель Chupa Chups, захотел узнать, как сделать карамель популярнее. Заказанное им маркетинговое исследование показало, что малышам очень нравится вытаскивать изо рта конфеты, чтобы смотреть, как они становятся всё меньше. А родителям очень не нравятся постоянно липкие и грязные руки малышей, которые чадо вытирает, конечно же, о себя. И он решил угодить обоим клиентам: конфета получила палочку, дети — конфету, родители — спокойствие, а мир — Chupa Chups.
А ведь этого могло не быть. И ещё многого у нас нет из-за нежелания людей избавиться от стереотипов и посмотреть на мир вокруг повнимательнее. Зато народ готов терпеть липкие руки или просто не покупать ребёнку конфеты.
А ещё частая проблема — в зашоренности и стереотипном мышлении наших людей. Есть прекрасная история, которая это иллюстрирует. Был я как-то в аэропорту в Липецке. Решил пойти в бизнес-зал, у меня даже была специальная карта, которая давала право прохода туда. Но девушка на стойке регистрации сказала, что у них карта не работает. Любой другой бы, вероятно, сдался и ушёл, а я всё равно туда попал, хоть и платно. Оказалось, для этого нужно было всего лишь купить что-нибудь в буфете. Я взял пиво за 120 рублей и по такой цене прошёл в зал. Бизнес-зал был, кстати, отличный, но больше в него никто не пришёл.
Я задался вопросом «почему?» и быстро нашёл ответ. Потому что у людей в голове есть установка, что бизнес-зал — это очень дорого. Они не спрашивают, изменилось ли что-то, не узнают, что любой мог бы провести время с комфортом за 120 рублей. Люди привыкли обходиться без удобств — туалета, мягких диванов и горячего чая. Не зная, что можно иначе. Даже не пытаясь спросить.
А сколько ещё людей просто «не знают»? Им и в голову не приходит посмотреть в другую сторону, заметить новое и проанализировать.
Так что прежде всего надо избавиться от стереотипов, преодолеть свои предубеждения, максимально открыться миру и видеть, что происходит не только на рынке непосредственных конкурентов, но и на всех остальных. Развивать внимательность и анализ. А продавать можно и потом.
Что касается продаж, то я определённо убеждён в одном: чек-листы вам не помогут. CRM, программами для взаимодействия с клиентами, которые облегчают жизнь, очень любят хвастаться большие компании. Но, если вы поговорите с их директорами по продажам за кружечкой чего-то покрепче чая, они вам скажут, что это всё не работает.
Почему не работает? Невозможно же подогнать всё и всех по одному чек-листу! В таком отчёте не видно нюансов. Каждый клиент настолько уникален, что работать по одному сценарию со всеми ни за что не выйдет. Да и продавать может не каждый. Даже отделы, которые состоят из сотрудников по отработке возражений, должны находиться под присмотром руководителей отделов продаж. Эти руководители и будут «играющими тренерами». Они должны знать каждого клиента «от и до».
Именно поэтому я остаюсь лучшим продажником. У меня нет CRM, и я ни перед кем не отчитываюсь, но всё ещё остаюсь лучшим. Мой главный посыл — никакой чек-лист не поможет, если ты не продавец.
В любом чек-листе расскажут, что делать с клиентом: выслушать и определить потребность в продукте. Но намного важнее именно слышать клиента. Нужно интересоваться человеком.
Я совсем не учу продавать, я учу пользоваться теми прекрасными инструментами, что тебе дала природа. Человек как вид достиг такого невероятного успеха благодаря своей способности подражать. Древние Homo sapiens смотрели вокруг и использовали свои шесть анализаторов на полную катушку. Они подражали звукам зверей, чтобы отпугнуть хищника или заманить дичь. Благодаря тому, что они смогли сложить эти звукоподражания в новые сложные формы, родилась речь. Эти три вещи обеспечили человеку место царя горы. Анализ, копирование и компилирование.
Была такая ситуация. Звонит мне менеджер из «Билайна». База у этой девушки давно открыта, она знает, что я пользуюсь «МТС». Мне предлагают перейти к ним и тогда бесплатно дадут пользоваться телевидением. Я вежливо объясняю, что в данный момент нахожусь в Новосибирске, а не по адресу питерской прописки. И что я клиент пермского «Дом.ру», и мой дом невозможно на данный момент подключить к «Билайн». В ответ меня ещё раз спрашивают, почему я не хочу воспользоваться их предложением. Ещё раз повторяю объяснение и спрашиваю: слышала ли менеджер, что я сказал? Она подтверждает, что слышала, и продолжает гнуть свою линию, ведь их предложение «очень выгодное».
— Вы по бумажке читаете? — я уже взрываюсь.
— Нет.
— Вы сидите через CRM?
— Наше предложение…
— Вы что, робот? — я уже начинаю орать. — Вы не слышите ничего, что я говорю!
— Да, только никому не говорите, а то меня премии лишат, — было мне ответом.
Такая работа с возражениями никогда не доведёт до продаж. Говорить чётко по скрипту — не лучшее решение для работы с живыми людьми. Проще тогда уж заменить человека компьютером.
А есть полная противоположность.
До меня практически невозможно дозвониться. Когда кто-то добывает мой номер, обычно я занят и жутко раздражён звонком. Однажды на такой звонок я ответил, что даю две минуты. Менеджер на другом конце обещал уложиться. Дал мне выкладку: кто я, чем занимаюсь, данные компании, нашу закупочную цену, аналогичные бренды — всё. Предложил поменять поставщика. Описал условия — тест-драйв качества их продукции, более привлекательная цена, совместная маркетинговая компания, на 50 % оплачиваемая поставщиком. Моя челюсть была на полу.
Обычный менеджер отдела продаж не поленился, собрал информацию, изучил меня, компанию, рынок. Проанализировал, взял то, что нужно, и использовал по полной. И да, он уложился.
Этот звонок привёл к долгому и плодотворному сотрудничеству. Его руководителю я посоветовал ценить этого сотрудника. Хотя всё, что он сделал, — просто не стал следовать инструкции из чек-листа. Подсёк рыбку за две минуты и закрыл сделку на несколько миллионов.
Больше всего люди интересуются собой. Покажите свою заинтересованность в них. Изучайте компанию, продукт, цены, миссию, конкурентов, среду их обитания.
А главное — применяйте этот подход не только к конкретным задачам, а ко всем бизнес-процессам в целом. И тогда вам не придётся близко знакомиться со многими проблемами, которые терзают других бизнесменов, а ваше дело начнёт расти и процветать ещё быстрее.
Богат наш язык и могуч
Особо впечатлительную категорию читателей я хочу предупредить об одной особенности этой книги: в ней может встречаться ненормативная лексика.
Она там не для того, чтобы кого-то впечатлить или оскорбить. Она там потому, что я так разговариваю. Я всегда так разговаривал, разговариваю и буду разговаривать.
А это предупреждение здесь для тех, кто здорового русского мата боится как огня.
Потому что если они пойдут дальше без этого предупреждения — охуеют.
P.S. В этой книге упоминаются две чрезвычайно экстремистские, очень плохие организации — Instagram и Facebook. Не дружите с ними.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копируй. Компилируй. Дополняй предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других