Песня о Гришке Отрепьеве. Историческая поэма

Владимир Вадимович Резцов

Богато иллюстрированное произведение охватывает большой исторический период жизни России на протяжении нескольких столетий вплоть до наших дней. В произведении прослеживается длительное противостояние Народа и продажного алчного боярства, лейтмотивом проходит борьба добра со злом, верности Родине и своему Народу с изменой и своекорыстием, утверждается вера в счастливое и светлое будущее родной страны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Песня о Гришке Отрепьеве. Историческая поэма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. — САМОЗВАНЕЦ

Кто мозги не пропил, слышь-ка,

Вспомни, крепче закусив,

То, как вор Отрепьев Гришка4

Стал Царём Всея Руси.

Как верёвочке ни виться,

А конец всегда один.

Рассуди, коль не тупица,

Чем закончил сукин сын!

Чуден путь у скользкой мрази,

Знаков, что ни говори:

Попервой — из грязи в князи,

А потом уже в цари;

Дале — в шутовской личине

Чудо-юдо экспонат,

А царя уж нет в помине;

После — пушечный заряд5.

…В Польшу он через заставы

Крался нищим втихаря.

Там назвался, чёрт лукавый,

Сыном Грозного царя.

Дескать, вот он я, панове,

Жив, да только сир и гол.

Поможите царской крови

Возвернуть себе престол!

Коли в том помочь готовы,

Щедро отблагодарю.

В бой! И горе Годунову6,

Нехорошему царю!..

Вор пришёл с заморской ратью,

Сверг законного царя.

Католические братья

Саранчой за ним не зря.

Мастерами торовата,

Путь открытый на Восток,

Русь — обильна и богата.

Экий лакомый кусок!

На него, такой завидный,

Раскатали нос давно,

Да отправить в глотку, видно,

Богом не было дано.

Охоробрил Бог изрядно

Православных християн,

И врагам Руси нещадно

Окорот доселе дан.

Ярославич7 спесь им сбавил

На Неве и Чудском льду,

И праправнук8 меч прославил

В достопамятном году.

Правнук Дмитрия Донского9

Сбросил ханское ярмо,

И нашествия большого

Не видала Русь давно.

Не забудет край наш русский

Крымских недругов навал,

Как Андрей — бесстрашный Курбский10

Их от тульских стен гонял.

Сколь их тут перебывало,

Алчных татей, злобных орд?

Русь сражалась и крепчала,

И крепчал её Народ.

Нам бы в нашем государстве

В счастье жить до этих пор,

Да подгнило что-то в царстве,

И на трон уселся вор.

Он, не медля ни секунду,

Клятву ляхам дал: «Берусь,

Обещаюсь Сигизмунду11

Католичкой сделать Русь.

Вместо «Отче наш» схизматы

Запоют «Magnificat»12,

И червонные дукаты

Ливнем хлынут на закат.

Как на Мнишковой девице

Хочет Рим царя женить,

Католической царице

На Руси отныне быть.

Счастлив царь любовным пленом,

И ответ его таков:

За невесту добрым веном

Станут Новгород и Псков.

Быть им в Речи Посполитой13

Верноподданными впредь,

Ей служить трудом и битвой,

Знать как милость, так и плеть.

Польской доблестной короне,

Чтоб придать ей больший блеск,

Дарим Мы алмаз в поклоне —

Бывший русский град Смоленск.

Благодарные премного,

Польше-матке бьём челом:

Каб не польская подмога,

Не бывать бы Нам царём.

И за то служанкой чёрной

Станет Русь в вассалах жить

И безропотной, покорной

Паньству польскому служить.

Просвещённая Европа!

За поддержку получай

В рабство русского холопа,

На поживу — русский край!

Помолясь в костёле богу,

Править станем Мы людьми

И мостить в Стамбул дорогу

Польше русскими костьми.

Тако будем жить, покуда

Носим Мы державный чин!» —

Клялся ляхам царь-иуда —

Гришка Одихмантьев сын14.

А бояре, в бок им спицы,

Рады вору угождать

И куски родной землицы

Друг у дружки с мясом рвать.

Что им Родина-Отчизна?

Им барыш отец родной.

Остальное — дешевизна,

И Отчизна — звук пустой.

…Царь на свадьбе веселится:

Словно истинный поляк,

Пляшет с полькою-царицей

Поганез да кряковяк15.

Блещет Двор нерусским блеском,

Да у нас иная стать,

И умишком европейским

Нашу душу не понять!

«Не дадимся вам, собакам!

Не пойдём под чужаков!» —

Так ответили полякам

Славный Новгород и Псков!

И смоляне, страх забывши,

Не пустили чужака:

«Наш Смоленск отнюдь не бывший, —

Русский он на все века!»

Всей душой неистребимой

Пел Народ в своём кругу:

«На родной Руси, любимой,

Не бывать у нас врагу!»16

Живы Невского заветы:

«Кто с мечом, того — мечом!»

Лютый враг! Запомни это!

Ты узнаешь что почём!

…Стон и плач по всей столице.

Зло пришло под каждый кров.

Над Москвою враг глумится

Зверством панских гайдуков.

Бьют мужей, а жён бесчестят,

Деток малых не щадят,

Грабят нищих, жгут предместья,

В небо, пьяные, палят:

«Что нам этот царь? Едва ли

Устрашит нас царский гнев:

Мы его на трон сажали,

Свиньи русские! Пся крев17

Много предки потерпели

Злодеяний страшных ад,

Но на свадебной неделе

Грянул праведный набат.

Тут пришёл конец прохвосту.

Кончил плохо этот царь.

Всё решилось очень просто,

И фитиль зажёг пушкарь.

Жерло жахнуло, и ветер

Приобщился славных дел:

Прах злодея вслед за этим

К Сигизмунду полетел.

Долететь ему счастливо

До земли, откуда он,

Нечестивый и блудливый,

Посягнул на русский трон!

Чтоб за чужедальней башней,

Где крестьяне сеют рожь,

Пал над мирной польской пашней

Благодатный чёрный дождь!

Чтоб налился колос соком,

Чтобы стебель поокреп,

И в согласии со сроком

Уродился добрый хлеб!

Расцветут сады над Вислой,

Ну, а после — собирай

С веток яблони ветвистой

Сочных яблок урожай!

Пусть добро вам будет, люди,

Веселиться, есть и пить,

По Христу, не по Иуде,

На земле родимой жить!

Вы славяне, мы славяне…

Что ж чинить разор дотла?

Коли вправду христиане,

Не творите ближним зла!

И вольно ж вам было, право,

Рушить с нами добрый мир,

Грубо лезть своим уставом

В православный монастырь…

Нет, вы это дело бросьте!

Лучше уж на пироги

К нам пожалуйте как гости:

Мы вам братья, не враги!

Как поднимем кубок пенный,

Слов заздравных мёд лови:

Дай Господь вам непременно

Счастья, мира и любви!

Дай вам Бог товаров много,

Чтобы с Русскою Землёй

Торговать во славу Бога,

Воевать — ни боже мой!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Песня о Гришке Отрепьеве. Историческая поэма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Григорий Отрепьев (ок. 1581 — 17 мая 1606), самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, ставленник Польши. Венчался на царство 30 июля (9 августа) 1605 г. под именем Царя Всея Руси Димитрия Иоанновича. Известен в истории как Лжедмитрий I.

5

17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был свергнут с престола и убит. Обнажённый труп самозванца несколько дней был выставлен напоказ в карнавальной маске и с дудкой во рту, потом доставлен в село Котлы (к югу от Москвы), где его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили на запад — туда, откуда пришел.

6

Иван Васильевич Грозный (Иван IV) (1530 — 1584) — Великий Князь Московский с 1533 г., первый русский царь с 1547 г.

Бори́с Фёдорович Годуно́в (1552 — 13 [23] апреля 1605) — боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь.

«Вперёд! Вперёд!// И горе Годунову!» (А. С. Пушкин. «Борис Годунов»)

7

Александр Ярославич Невский (1220 — 1263),князь переяслявль-залесский, затем новгородский, впоследствии Великий Князь Владимирский. 15 июля 1240 г. разбил на р. Неве шведских захватчиков (за что получил своё прозвище), а 5 апреля 1242 г. — войско немецких рыцарей ордена меченосцев на льду Чудского озера. Причислен к лику святых.

8

Дмитрий Иванович Донской (1350 — 1389),Великий Князь Московский, праправнук Александра Невского. Разбил монголо-татар сначала на р. Воже (6 августа 1378 г.), а затем 8 сентября 1380 г. в кровопролитной Куликовской битве, подорвавшей основы ордынского ига. Причислен к лику святых.

9

Иван III Васильевич (1440 — 1505), Великий Князь Московский, правнук Д. Донского. Окончательно освободил Русь от монголо-татарского ига в 1480 г.

10

Андрей Михайлович Курбский (ок. 1528 — 1583), удельный князь ярославский, полководец. В 1552 г. вместе с князем Петром Михайловичем Щенятевым во главе конного войска пришёл на помощь Туле, отбросил осаждавшую город многотысячную орду крымских татар, часть её настиг у р. Шиворонь и полностью истребил. Будучи раненым, из боя не вышел. 2 октября того же года стал героем взятия Казани. В 1557—1558 гг. тульский воевода. Участник Ливонской войны. Впоследствии бежал в Литву, опасаясь за свою жизнь в связи с репрессиями, развязанными Иваном Грозным.

11

Сигизмунд III Ваза (1566 — 1632) — польский король и Великий Князь Литовский с 27 декабря 1587 года, король шведский с 27 ноября 1592 по июль 1599 года.

12

Схизматы — так польские католики презрительно называли православных христиан.

«Magnificat» («Магни́фикат») (по первому слову первого стиха «Magnificat anima mea Dominum» — «Величит душа моя Господа») — славословие Девы Марии из Евангелия от Луки (Лк.1:46—55) в латинском переводе.

13

Вено — выкуп, который в Древней Руси и некоторых европейских государствах периода Средневековья выплачивался женихом за невесту.

Речь Посполитая (польск. Rzecz Pospolita — дословный перевод латинского слова respublica, т.е. «общественное дело») федерация Королевства Польского и Великого Княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 г. и ликвидированная в 1795 г. с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией.

14

Одихмантьев сын — так именовался Соловей-разбойник в русской народной былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

15

Польские танцы полонез и краковяк.

16

Парафраз песни из к/ф «Александр Невский», «Мосфильм», 1938 год, реж. С. Эйзенштейн, муз. С. Прокофьева, сл. В. Луговского).

17

Пся крев! (Psia krew!) — польское ругательство, дословно: «собачья кровь».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я