В книге «Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы» под общей редакцией В. Б. Броудо в разностилевом формате описаны факты из истории военного городка Трудовая, а также цели и задачи воинских частей, входящих в состав военного гарнизона Трудовая. Красной линией проходит уважение к людям долга и чести, любви к Родине.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Из истории войсковой части 52147 (1953—1989 гг.)
1491-я ракетная техническая база — Трудовая
Днём образования войсковой части 52147 считается 1 декабря 1953 года.
Первым командиром части был КОЛОМИЕЦ МИХАИЛ МАРКОВИЧ (1953—1956)
М. М. Коломиец
Михаи́л Ма́ркович Коломи́ец (1 ноября 1918 — 6 августа 2010) — советский и российский военачальник, начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР (1963—1984), генерал-лейтенант в отставке, Герой Социалистического труда. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
Родился 1 ноября 1918 года в селе Нижняя Сыроватка Сумского уезда, Харьковская губерния, Украинская Советская Республика.
В 1937 г. окончил зоотехникум, в 1939 г. окончил Сумское артиллерийское училище. В 1949 г. окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе.
Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в боевых действиях под Калинином, в битве под Москвой, в операции «Багратион», форсировании реки Нарев в районе Пултукс, в разгроме вражеских войск в Восточной Пруссии, а в апреле 1945 года — в штурме города-крепости Кёнигсберг.
В 1950—1952 гг. — командующий дивизионом курсантов в Киевском артиллерийском училище.
В 1952—1953 гг. — начальник курса Ростовского высшего инженерно-ракетного училища.
В 1953—1956 гг. — начальник Военно-технической базы особого назначения Московского округа ПВО.
В 1956—1958 гг. — заместитель командира 6-го корпуса ПВО 1-й армии ПВО особого назначения Московского округа ПВО.
В 1960 г. окончил Военную академию Генерального штаба и продолжил службу в Уральском военном округе в должности командира 20-го корпуса ПВО 4-й армии ПВО.
В 1963—1984 гг. — начальник управления по вводу систем противокосмической обороны и предупреждения о ракетном нападении Министерства обороны СССР.
После увольнения в 1984 г. в отставку 15 лет проработал советником Координационного центра по сотрудничеству с зарубежными странами в области вычислительной техники.
Умер 6 августа 2010 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Входившая в состав 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН Московского ордена Ленина Округа ПВО 1491-я ракетная техническая база, предназначенная для хранения, испытания, снаряжения и транспортировки ракет в зенитно-ракетные полки 10 корпуса ПВО 1 ОА ПВО ОН, была развёрнута недалеко от платформы Трудовая Савёловской железной дороги, рядом с пересечением Дмитровского шоссе и ближним бетонным кольцом (А107).
Войсковая часть, обслуживавшая ракетную техническую базу в Трудовой, получила номер 52147 и позывной «Вибрация»3.
В 1952 году, ещё до окончательного завершения испытаний первая модификация ракеты — «205» — была запущена в серийное производство. Ракеты изготавливались сразу на двух заводах — на заводе №82 МАП (Тушинский машиностроительный завод) и на заводе №464 МАП (Долгопрудненский Машиностроительный завод). В начале 1953 года к серийному производству ракет «205» было привлечено еще одно предприятие — бывший авиамоторный завод №41 МАП (ГП ММПО «Авангард») в г. Москве. [3]
В 1952 году велись работы над улучшенной модификацией ракеты — «207». На новой ракете был установлен однокамерный ЖРД С2.145 с тягой в 8500 кг и массой 60 кг, упрощена вытеснительная система подачи топлива. Кроме того, на ракете «207» по сравнению с «205» была упрощена конструкция крыла, количество отсеков фюзеляжа уменьшено на один за счет исключения переднего, изменена конструкция рулевого отсека установкой рулей большей площади с пересекающимися осями путём применения коленчатого вала для вертикальных рулей, применены новые газовые рули, размещенные не на сбрасываемой ферме, а в хвостовом обтекателе. Доработана аппаратура радиоуправления: Б-301М с модифицированным блоком СО-11М вместо СО-11 (завода №663 МРП). Заводом №122 МАП был подготовлен модернизированный автопилот АПВ-301А. Такой вариант ракеты, получивший заводской шифр «207А», был построен в 1953г. В том же году техдокументация на него была передана на серийные заводы для организации производства. В рамках доработок в начале 1954г. была повышена дальность поражения кумулятивной БЧ при точности наведения 75м., её масса возросла до 320 кг, установлен другой ЖРД — С2.260 главного конструктора А.М.Исаева с начальной тягой в 9000 кг и увеличенной продолжительностью работы (до 80 сек.), доработаны газовые рули и бортовая аппаратура. [3]
С конца 1950-х годов и до 1988 года, пока система С-25 находилась на вооружении, ракеты для системы С-25 изготавливались только на Тушинском машиностроительном заводе.
В подмосковные части 1-й Армии ПВО ОН поступали уже ракеты «207А», ракеты «205» использовались на полигоне Капустин Яр для испытательных пусков и для учебных стрельб:
Ракета 207
Старт ракет дивизиона С-25
Оборудование стартовых позиций и станций наведения подмосковных полков позволяло использовать ракеты «205» и «207А» без дополнительных переделок.
C заводов-изготовителей ракеты поступали на технические базы системы С-25, где производилось их снаряжение боевой частью и заправка сжатым воздухом, окислителем и горючим. В случае ожидаемого начала боевых действий снаряженные ракеты на полуприцепах автотягачами должны были доставляться в зенитные ракетные полки. Для транспортировки ракет на стартовые позиции полков и были предназначены малое (А107) и большое (А108) кольцевые автодороги.
Транспортировка ракет с завода-изготовителя на техническую базу, как правило, осуществлялась по железной дороге в специальных крытых полувагонах. Каждая ракета была укомплектована ЗИП (запасными изделиями и приборами), который транспортировался вместе с ракетой. С завода ракеты транспортировались только незаправленными и без боевой части, но с установленной ампульной батареей. Ракеты, комплектующие агрегаты и ЗИП, предъявляемые для сдачи на заводах-изготовителях, должны были иметь оформленную в установленном порядке документацию (паспорта, формуляры, аттестаты и др.). Ракеты, комплектующие агрегаты, ЗИП и документацию на заводе принимал приёмщик технической базы, отвечавший за транспортировку ракет с завода. [2]
На технической базе производили приём всех прибывающих ракет, комплектующих агрегатов и ЗИП. В процессе приёма производился их технический осмотр. Если при этом обнаруживались неисправности, возникшие по вине завода-поставщика или войсковой части, то составлялся двухсторонний акт, а ракеты принимались на временное хранение до устранения неисправностей. Результаты технического осмотра записывались в формуляр ракеты. [2]
Транспортировка ракет осуществлялась с соблюдением строжайших мер секретности — по рассказам Татьяны Михайловны Янковой (Нестеровой), колонны ракет через городок в полки выезжали только ночью, а жители под контролем «особистов» должны были зашторить окна чёрными спецзанавесками и под страхом наказания не выглядывать (тогда «бетонка» от бывшего КПП№4 до Дмитровского шоссе ещё не была построена-сейчас это дорога в мкр Строителей до Дмитровского шоссе от техпозиции в/ч 11291).
Техническая база представляла собой комплекс технологических объектов для хранения и подготовки ракет к боевой работе. Для хранения ракет техническая база была оборудована [2]:
— хранилищами для длительного хранения ракет;
— хранилищами для хранения ракет в режиме готовности.
Для подготовки ракет на технической базе имелся технологический поток, на котором были расположены: — контрольно-испытательная станция (КИС) для проверки бортовой аппаратуры ракеты;
— станция заправки воздухом от стационарного компрессора систем автопилота (АП) и двигательной установки (ДУ) ракеты. На станции заправки воздухом производили заправку и дозаправку баллонов воздушных систем АП и ДУ воздухом, проверку бортовых манометров и консервацию баллонов.
— станция заправки горючим бака ракеты. На ней заправляли горючее ТГ-02 в бак ракеты.
— станция снаряжения ракеты боевой частью и инициирующими средствами;
— станция заправки окислителем бака ракеты.
На технической базе имелись также подвижные средства:
— передвижная компрессорная станция СМ-14 для заправки и дозаправки ракеты воздухом;
— автозаправщик ЗАК-11В для заправки ракеты горючим и слива горючего из ракеты;
— автозаправщик ЗАК-5Б для заправки ракеты окислителем и слив окислителя из ракеты;
— автокраны грузоподъёмностью 5 тонн для перегрузки ракет;
— автообмывщик СМ-28 для работ с ракетами при аварийных случаях.
Кроме того, на технической базе имелись технологические объекты для слива компонентов топлив из баков ракеты, проведения нейтрализации и консервации трактов ДУ ракеты.
Слив компонентов топлива из баков ракеты производили на станциях слива компонентов топлива, при этом первым сливали окислитель. В аварийных случаях течи горючего первым сливали горючее.
На технической базе ракеты содержались в режиме длительного хранения или в режиме готовности. Ракеты в режиме длительного хранения содержались незаправленными в законсервированном состоянии в ангарах на специальных стеллажах. Ракеты в режиме готовности содержались на автополуприцепах под тканевыми и маскировочными чехлами, при этом ракеты были проверены на контрольно-испытательной станции, заправлены воздухом, горючим, окислителем, окончательно снаряжены и укомплектованы всеми входящими агрегатами.
Передача ракет между подразделениями технической базы производилось на основании приказа командира части. Этим же приказом назначались лица, ответственные за хранение ракет. Ракеты передавала по накладной служба операционно-учётного отделения части. На основании накладной вносились изменения в записи в книгах учёта подразделений и служб части. Все операции с ракетой фиксировались в формуляре и заверялись гербовой печатью. [2]
С ракетами, находящимися в режиме длительного хранения, проводились ежемесячные работы, внеочередные работы и работы большой периодичности. Одной из важных составляющих ежемесячных работ была проверка состояния индикаторов влажности, установленных на люках ракет. При покраснении индикаторов необходимо было заменить силикагель, поглощавший из воздуха в отсеках ракеты излишнюю влагу. Внеочередные работы с ракетами проводились в следующих случаях:
— по прибытии ракет в хранилище;
— после перегрузки ракет в хранилище;
— по прибытии ракет в хранилище после транспортировки на расстояние свыше 300 км любым видом транспорта.
При работах большой периодичности проводилась проверка бортовой аппаратуры и полная переконсервация ракеты. Проверка бортовой аппаратуры проводилась через каждые 12 месяцев хранения, для чего ракета транспортировалась из хранилища в проверочный зал контрольно-испытательной станции. [2]
В случае отправки ракет на стартовые позиции полков или при переводе в режим готовности ракеты проходили подготовку на технологическом потоке базы по следующему плану:
— транспортировать ракеты к компрессорной станции;
— заправить системы АП и ДУ воздухом;
— транспортировать ракеты на станцию заправки горючим;
— заправить ракеты горючим;
— транспортировать ракеты на станцию снаряжения;
— проверить ПВД, установить боевую часть;
— транспортировать ракеты на станцию заправки окислителем;
— заправить ракеты окислителем;
— при постановке ракет в режим готовности проверить давление воздуха в системах АП и ДУ и при необходимости дозаправить их;
— транспортировать ракеты на стартовые позиции или на технологический склад технической базы.
Для повышения производительности и для обеспечения выполнения боевой задачи в чрезвычайных ситуациях технологических потоков было два — поток А и поток Б. Состав оборудования на потоках был одинаковым. Перемещение ракет по технологическому потоку осуществлялось на автополуприцепах. После подготовки ракеты режима готовности хранились на автополуприцепах в хранилищах. Эти хранилища представляли из себя гаражи с индивидуальными воротами для каждого автопоезда. В случае необходимости немедленно могла начаться доставка ракет режима готовности на стартовые позиции полков.
С ракетами режима готовности проводились ежедневные, двухнедельные, внеочередные работы и работы большой периодичности.
При ежедневных работах проверялась целостность чехлов, которыми была закрыта ракета, а также проверялись показания манометров, показывающих давление в пневмосистемах ракеты. Так как давление воздуха зависит от температуры окружающей среды, эти проверки были очень важны. Показания манометров должны были находиться в пределах 315—400 атм; если показания манометров выходили за указанные пределы, то необходимо было стравить или дозаправить воздух. Стравливать воздух разрешалось в хранилище, дозаправка воздуха осуществлялась вне хранилища.
При проведении двухнедельных работ ракета расчехлялась, проверялся её внешний вид, пломбировка люков ракеты, состояние индикаторов влажности.
Внеочередные работы на ракетах проводились в случае прибытия или отправки ракет из хранилища. Внеочередные работы проводились в объёме двухнедельных работ.
При работах большой периодичности производилась проверка бортовой аппаратуры и полная переконсервация ракет. Проверку бортовой аппаратуры необходимо было проводить через каждые 6 месяцев.
В случае обнаружения непрерывного падения давления в пневмосистемах ракеты, течи горючего или окислителя или при других неисправностях ракета отправлялась в ремонт. Для этого необходимо было выполнить следующие действия:
— стравить воздух из пневмосистем ракеты на открытой площадке перед хранилищем;
— демонтировать боевую часть на станции снаряжения;
— слить компоненты топлива;
— нейтрализовать тракты двигательной установки.
Ремонт ракет выполнялся силами персонала технической базы, либо ракета отправлялась на завод-изготовитель.
На каждую ракету был заведён специальный формуляр, в которую заносились сведения о всех работах, проведённых на ракете в процессе хранения и эксплуатации, записи в формуляр обязательно заверялись подписью лиц, производивших работу. Кроме этого, на борт ракет, находящихся в режиме готовности, краской наносился трафарет, в котором указывались сведения о заправке ракеты воздухом и компонентами топлива, срок допустимого хранения ампульной батареи, состояние боевого снаряжения ракеты, шифр гетеродина. [2]
На ракеты был установлен гарантийный срок хранения. Под этим понимался срок, в течение которого исправность ракеты или её отдельных агрегатов и приборов гарантировались заводом-изготовителем при условии строгого выполнения правил эксплуатации. Неисправности, выявленные в период гарантийного срока хранения, устранялись силами завода-изготовителя. Гарантийный срок хранения зависел от условий хранения ракет. Например, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты 207А в условиях отапливаемого хранилища составлял 2,5 года, а срок хранения полностью снаряжённой ракеты 207А на стартовой позиции полка — 6 месяцев. [4] Постоянно велись работы по увеличению гарантийного срока хранения. Для ракеты 217, пришедшей в 1963 году на смену 207А, гарантийный срок хранения незаправленной ракеты в отапливаемом хранилище составлял уже 5 лет, а гарантийный срок хранения полностью снаряженной ракеты в естественных условиях на стартовой позиции полка — 1 год. [2]
По истечении гарантийного срока хранения ракет устанавливался эксплуатационный срок. Под эксплуатационным сроком хранения ракеты понимался общий срок её годности для боевого применения, включая и гарантийный срок хранения. Эксплуатационные сроки хранения ракет после истечения гарантийных сроков устанавливались и продлялись специальным решением. [2]
Основной задачей ракетной технической базы было обеспечение зенитных ракетных полков снаряженным ракетами в случае ведения боевых действий. Также в задачу технической базы входила подготовка парадного расчёта для прохождения по Красной площади про проведении военных парадов. Впервые ракеты зенитного комплекса С-25 были показаны на параде, прошедшем 7 ноября 1960 года. Военные парады на Красной площади проводились два раза в год — 1 мая в честь Международной солидарности трудящихся и 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции. Последний первомайский парад прошел в 1968 году, а ноябрьский — в 1990 году.
Москва. Красная площадь. Парадный расчёт войсковой части 52147. Фото 1965 г.
Парады по случаю Дня Победы проходили 9 мая в 1965 и 1985 годах. Боевые машины с ракетами зенитного комплекса С-25 последний раз участвовали в военном параде 7 ноября 1986 года. Личный состав в/ч 52147 более 40 раз принимал участие в парадах на Красной площади.
Вспоминает генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда Коломиец Михаил Маркович:
«Для руководства всей системой С-25 и несения ею боевого дежурства было сформировано четыре корпуса ПВО особого назначения, входящих во вновь созданную первую армию ПВО особого назначения. Первым ее командующим стал генерал-полковник К. П. Казаков (в последующем маршал артиллерии).
Начальником одной из технических баз в декабре 1952 г. был назначен и я, как офицер-ракетчик и фронтовик: сначала на базу армейского подчинения в г. Истру, а затем на ст. Трудовая 10-го корпуса ПВО ОН. И та, и другая базы располагались в живописных местах Подмосковья — около Истринского водохранилища и по Дмитровскому шоссе, на берегу канала Москва-Волга.
Доставка ракет на технические базы с заводов промышленности, а также, полностью проверенных и снаряженных боевой частью с баз в зенитные ракетные полки проводилась с большим секретом, только в ночное время под прикрытием мощных автотягачей в голове и хвосте колонны. Они не давали возможности гражданским автомобилям обогнать военную колонну.
Помнится такой эпизод. В районе дислокации базы Трудовой, в лесном массиве на берегу канала, находились, да и сейчас находятся, элитные, даже в то время, дачи в основном руководящего состава Министерства обороны, в том числе и дача начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского. В одну из ночей с ракетного завода в г. Долгопрудном в сторону технической базы двигалась колонна ракет. В это же время из Москвы на свою дачу возвращался В. Д. Соколовский. Его скоростной автомобиль неоднократно пытался обогнать колонну, но это ему не было позволено до тех пор, пока колонна не повернула на дорогу в сторону базы.
Командир части Пустеленин В. И., начальник политотдела Беляков В. И. в парадном расчёте
Боевое Знамя войсковой части 52147. Слева майор В. Ким, справа прапорщик Р. Мусин
Субботник. 9 батарея, 5 отдел, вч 52147, 1977. Первый с лева подполковник Алютов Иван Алексеевич, начальник 5-го отдела, далее майор Ватисов Ю.,майор Сень Л. И.,замполит 5-го отдела, капитан Гусаров В. А.
На следующее утро в штаб базы прибыл порученец маршала В. Д. Соколовского и передал его приказание — прибыть к 12.00 в Генеральный штаб к нему на беседу. Я тут же доложил об этом командующему 1-й армии генерал-полковнику К. П. Казакову и, захватив с собою специальную инструкцию по доставке ракет из завода на базу и в зенитные ракетные полки, убыл в Москву.
Маршал В. Д. Соколовский встретил меня несколько строго, но вежливо. Это было в его характере. Он отличался высокой культурой во взаимоотношениях с подчиненными. Маршал задал вопрос: «На каком основании мне не позволено обогнать колонну, следующую с ракетами?» Я доложил, что начальник колонны, офицер вел ее согласно Инструкции Генерального штаба. «Кто утвердил такую не совсем разумную инструкцию?» — спросил маршал. «Вы, товарищ Маршал Советского Союза», — ответил я. Маршал немного смутился и сказал, что, по-видимому, инструкцию необходимо переделать. На что я ответил: «Этого не следует делать. Инструкция хорошая и я, как начальник базы, заверяю Вас, товарищ Маршал Советского Союза, что впредь при подобной ситуации, в случае необходимости, проезд Ваш будет обеспечен беспрепятственно, при полной безопасности». Маршал не стал уточнять, как я сумею это сделать, и вежливо со мною распрощался, назвав меня хорошим соседом».
Воспоминания выпускников академии Ф.Э.Дзержинского:
В связи с бурным развитием в СССР ракетной техники возникла острая потребность в офицерах-специалистах в этой области. В результате, 21 января 1953 года было выпущено Постановление СМ СССР №177—80сс, которым предписывалось призвать в Вооруженные Силы 900 студентов старших курсов ведущих высших учебных заведений технического профиля и направить их в Артиллерийскую инженерную академию имени Ф.Э.Дзержинского для дополнительного обучения. После окончания академии часть выпускников была направлена в подмосковные части ПВО. Сами объекты тогда только строились. Вот воспоминания выпускников академии, начинавших службу на базе хранения и снаряжения ракет (в/ч 52147) под Трудовой Дмитровского района [1]:
«Как пример, можно привести описание первых дней в части выпускников курса «В». Всех привезли за 25 км от города, выгрузили на голом дворе с несколькими бараками. Это было управление корпуса ПВО. Встретил их корпусной синклит во главе с рослым стриженым полковником. Это был командир корпуса Сапрыкин. Спустя 15 лет спецнаборовцы встречали его уже генерал-полковником, командующим Уральской армией ПВО.
Перед «академиками» выступили с речами начальники, потом накормили обедом, на столах из струганных досок в солдатской столовой и по такому же рациону. Нескольких человек оставили в службе главного инженера корпуса — Сашу Толстоухова — инженером по ракетам, Васю Левченко — энергетиком, Сашу Ляшенко — в отделе боевой подготовки. Других по одному, по два увезли на «газиках» в полки — капитан Д. Касаткин, лейтенанты К. Лисовский, В. Ильин, М. Зеленкин, Г. Кальнов и др.
А 16 человек отправили на техническую базу корпуса, которой тогда командовал гвардии полковник Коломиец Михаил Маркович, участник войны, командир батареи «Катюш», закончивший потом Артиллерийскую Академию. Это были ребята из МАИ, инженеры по приборам ракет — по автопилоту, рулевым машинкам, гироскопам, программным механизмам — Юрий Панов, Юрий Чистов, Виктор Начученко, Владимир Одинцов, Виктор Мартыненко и Виталий Якименко из ХПИ. Участник войны Юрий Науменко стал инженером по двигателям.
Другому фронтовику Анатолию Волошину дали должность, связанную с хранением и транспортировкой ракет, которых еще не было. Сева Струк стал инженером по ремонту тех же будущих ракет. Еще на эту базу были назначены Павел Пинаев и Иван Дмитриев из Ленинградского Политехнического института, а также Соколов Юрий, Чебесков Юрий, Губский Альберт, Генрих Коновалов (последний из Одесского Политехнического института). На базе появилось сразу 16 выпускников Академии.
В то же время до этого там был лишь один офицер с академическим значком — зам. начальника штаба подполковник Селезнев, участник войны, с одним стеклянным глазом, за что коллеги прозвали его в шутку «пусто — один». В последующие годы туда прибыли спецнаборовцы О. Андреев, О. Пелевин, А. Курьянов, Н. Шалев и другие. Володя Янчивенко, бывший студент-технолог Томского Политехнического института, попал в автобатальон.
Слово — ветеранам части
Майор в отставке Свергун Владимир Несторович,
начальник службы горюче-смазочных материалов и спецтоплива (ГСМ и С) 1491-й зенитно-ракетной технической базы до 1 декабря 1978 года (фото 9.09.14):
Ещё когда я заканчивал в 1954 году Сумское военное училище, председатель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии) сказал нам, выпускникам, что мы будем служить у него, полковника Коломийца Михаила Ефимовича. Так оно и вышло — после недолгой службы в в/ч 86613 (зенитно-ракетный полк под г. Клин) я был переведён для дальнейшего прохождения службы в 1491-ю зенитно-ракетную техническую базу в/ч 52147, что около платформы Трудовая между Лобней и Дмитровым.
Назначили меня начальником хранилища с 3 мая 1955 года в отдел №3 — хранения и транспортировки (впоследствии отдел транспортировки выделили отдельно и присвоили ему №6).
Командиром части, как и обещал, был полковник Коломиец М. Е., начальником штаба — полковник Омах Прокофий Романович, главным инженером — майор Ефимов.
В часть входили отделы и службы:
Отдел №1 — испытание ракет (начальники отдела Баштан, Гавриков, Злобин Александр Иванович, Коваль)
Отдел №2 — заправка и снаряжение ракет (нач. Дёмин, Царенко, Снежко, Анисимов)
Отдел №3 — хранение ракет (нач. Лыткин, Волошин Анатолий Никандрович, Якименко, Шмелёв Н. Н., Давидянц Альберт Константинович, Слабунов Тимофей Яковлевич)
Отдел №4 — транспортировка ракет (Починок, Гриценко, Чаплыгин)
Отдел №5 — главный механик (Алютов Александр Иванович)
Отдел №6 — главный энергетик (Декин Николай Иванович, Гиниатулин Кадым Шайгарданович, Сырбу Павел Иванович)
Отдел №10 — технический дивизион (испытание и транспортировка ракет С-125) в г. Дмитрове (командир тдн Кошелев Евгений Геннадьевич)
Караульную службу, патрулирование обеспечивал батальон охраны и химзащиты (командир Кудинов, офицеры Нестеров Владимир Михайлович и многие др.)
БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО несли отделы №№2,3, 4, 6, 10.
Ежегодно часть убывала на полигон, где готовила и испытавала ракеты к реальным пускам по контрольным целям, которые осуществляли зенитно-ракетные полки 1 ОА ПВО ОН. Ракеты так жегрузились на эшелоны силами и средствами части.
На довольствии стояло одновременно до 3 000 солдат и сержантов, сотни офицеров и сверхсрочников, кроме того необходимо было ежеминутно решать вопросы жизнеобеспечения и порядка в жилгородке.
Командиры части (1952—1989):
Полковник Коломиец Михаил Маркович
Подполковник Быков
Полковник Марков Павел Иванович
Генерал-майор Никифоров
Полковник Алашеев
Полковник Хальчевский Виталий Павлович
Полковник Шушко Григорий Иванович
Полковник Пустеленин Владимир Иванович
Начальники штаба:
Полковник Омах Прокофий Романович
Полковник Дёмин
Полковник Царенко Андрей Акимович
Полковник Галкин Сергей Иванович
Полковник Асеев
Полковник Зайцев Пётр Иванович
Подполковник Малов Валерий Васильевич
Начальники политотдела:
Подполковник Смирнов (зам. по полит. части)
Полковник Мусиков
Полковник Долганов
Полковник Иванников
Полковник Караванский Игорь Тимофеевич
Полковник Шаповалов Николай Яковлевич-до 1978
Полковник Беляков Владимир Иосифович — 1978—1987
Подполковник Красиков Василий Павлович — до 1989
Главные инженеры:
Майор Ефимов
Полковник Гавриков Александр Иванович
Полковник Горскин Александр Иванович
Зам. по тылу:
Полковник Белоусов Николай Андреевич
Полковник Климентовский
Полковник Синицын Михаил Николаевич
Справа Полковник Марков Павел Иванович, командир вч 92924, будущий командир базы в ч 52147, 1956 г.
Марков П. И. во время ВОВ
Полковник Царенко Андрей Акимович, 1973 год
Первый ряд — нач. штаба П. Зайцев, зам. по тылу М. Синицын, гл. инженер А. Горскин,.?, командир Г. Шушко (в гр.), нач. политотдела В. Беляков, командир Пустеленин, нач. политотдела В. Красиков.
Доклад В. Д. Клапчука к 60 летию части на общем собрании жителей военного городка Трудовая 21 декабря 2013 г:
В. Д. Клапчук
Уважаемые ветераны! Дорогие друзья!
На фото 1980 г. — подполковник Клапчук Виталий Дмитриевич, подполковник в отставке, секретарь парткомиссии гарнизона Трудовая (третий слева). Рядом К. Ш. Гиниатулин, Г. Н. Грибов, Ю. М. Анисимов
Сегодня мы собрались по особому случаю. Минуло 60 лет со дня формирования войсковой части 52147, которая многие десятилетия была надежным звеном в противовоздушной обороне столицы нашей Родины города-героя Москвы, настоящей школой боевого мастерства, высочайшего профессионализма личного состава, стартовой площадкой в карьерном росте для многих генералов и офицеров Войск ПВО.
Сердечно поздравяю вас с этим замечательным юбилеем, желаю крепкого здоровья, счастья, житейского благополучия. Приказ о формировании 1491-й зенитно-ракетной технической базы был подписан 1 декабря 1953 года, всего через восемь лет после окончания самой кровопролитной войны в истории человечества. Еще не залечив раны, не восстановив разрушенные города и села, заводы и фабрики, не накормив, как следует, детей и стариков, наша страна вынуждена была включиться в гонку вооружений, сознавая реальную угрозу со стороны ведущих капиталистических государства во главе с Соединенными Штатами Америки, объединённых в Североатлантический военный блок НАТО.
Особая ответственность за безопасность государства ложилась на вновь создаваемые Войска противовоздушной обороны. Именно тогда, 60 лет назад, в составе Московского округа ПВО были сформированы 1-я Армия ПВО особого назначения, корпуса и полки системы С-25.
Первым командиром войсковой части 52147 был назначен полковник Коломиец Михаил Маркович. Его заместителями, командирами подразделений были назначены офицеры-фронтовики Омах, Дёмин, Нестеровов, Склауни, Барадуля, Радченко, Маркисян, Кустиков, Ахромович, Галкин другие.
Тыловые подразделения возглавили Белоусов, Щанников, Снегирев, Иванов, Сучков.
Воспитательная работа среди личного состава была возложена на офицеров-политработников Смирнова, Мусикова, Андреева, Кашкарова, Иванникова, Караванского, Долганова, Шаповалова, Белякова и других. Огромную шефскую работу в части проводили участники Великой Отечественной войны, офицеры и генералы4.
Салимовский Николай Фёдорович (справа), фронт, 1944 г
Пряхин В. И.
Ахрамович Н. И.
Молодого солдата из подразделения П. И. Гриценко рядового Анисимова поздравляет с принятием воинской присяги генерал — майор Е. В. Соколовский (сын Машала Советского Союза В. Д. Соколовского). На заднем плане командир в/ч 52147 Г. И. Шушко, начальник политотдела полковник Н. М. Шаповалов. Слева — В. В. Забродин
Дважды Герой Советского Союза генерал армии Д. Д. Лелюшенко — частый гость воинов военного городка Трудовая
Перед командованием войсковой части была поставлена сложнейшая задача — в кратчайшие сроки освоить новейшую ракетную технику и заступить на боевое дежурство по охране воздушных рубежей Москвы.
Одновременно с изучением боевой техники, выучки расчетов, личный состав занимался оборудованием боевых позиций, строительством зданий, станций заправки, хранилищ и военного городка. За короткое время были построены казармы, жилые дома для офицерского состава, автопарк, Дом офицеров и другие объекты.
В 1959 году части было вручено Боевое Знамя и Грамота за подписью Председателя Президиума Верховного Совета СССР Климентия Ефремовича Ворошилова. Это событие стало важной вехой в истории базы, которая за короткое время вошла в число лучших войсковых частей 1-й армии особого назначения.
Знаменосцы сержант Груздев Владимир и сержант Афанасьев Виталий с гордостью проносят знамя войсковой части 52147. 1984 год.
Сержант Груздев В,, знаменосец и лучший строевик части майор Безлепкин В., сержант Афанасьев В., майор Шимиев В., майор Клапчук В., майор Кошелев Е. на строевом смотре. 1984 г.
Личный состава 1491-й зенитно-ракетной технической базы неоднократно получал высокие оценки командования за выполнение задач по обеспечению боевых стрельб полков и зенитно-ракетных дивизионов 10-го корпуса ПВО особого назначения, а в последние годы 88-й дивизии ПВО на полигоне «Капустин Яр».
Главный инженер войсковой части 52147 полковник в отставке Гавриков Александр Иванович
Участник последнего полигона в/ч 52147 полковник в отставке Горскин Александр Иванович
Пуск ракеты В-300 комплекса С-25 на полигоне Капустин Яр
Обломки бомбардировщика Ту — 4, Капустин Яр, 1960 г.
Ракета В-300 на транспортно — заряжающей машине
В разные годы многие наши однополчане выполняли интернациональный долг во Вьетнаме, Лаосе, Египте, Сирии, на Кубе, передавая товарищам по оружию свой богатый опыт. Наша база неоднократно достойно представляла Войска ПВО на военных парадах на Красной площади в честь Победы, очередных годовщин Великой Октябрьской социалистической революции, демонстрируя правительству страны, многочисленным гостям, в том числе зарубежным, силу и мощь наших Вооруженных Сил, высочайшую профессиональную подготовку.
Знаю, многие ветераны бережно хранят в своих семейных архивах благодарственные письма и Почетные грамоты за участие в военных парадах, помощь, которую офицеры и солдаты базы оказывали колхозам и совхозам Сибири в уборке урожая.
Мы гордимся, что именно наш товарищ, капитан, а ныне полковник в отставке Григорий Иванович Ковальчук первым в 1 Армии, (войсковой части 32396) получил почетное звание «Мастер военного дела», был награжден орденом Красной Звезды. Сегодня Григорий Иванович находится среде нас. Мне хочется поблагодарить ветерана за его долгую и безупречную службу в Вооруженных Силах, за все, что он сделал для укрепления обороноспособности нашей страны, за доброту и порядочность, пожелать ему крепкого здоровья, долгих лет счастливой жизни.
Хочется поблагодарить и других ветеранов, много сил и здоровья отдавших повышению боевой выучки личного состава, укреплению дисциплины, воспитанию молодых солдат. Всех перечислить невозможно. Назову лишь некоторые фамилии. Это начальники отделов, служб, зданий Доманов, Курьянов, Кочетков, Шмелев Н. Н., (которому есть что вспомнить, когда ракеты были поставлены на боевое дежурство и стал вопрос — что делать дальше), Царенко, Федорин, Шухов, Контратенко, Сулимовский, Малинин, Ларин, Пахомов, Баштан, Гриценко, Серебрянников, Алютов, Бепов, Кулаков, Серухин, Носенко (Морозки, филиал базы), Снежко, Кудинов, Назаретян (дивизион), Хлюстов (во время Великой Отечественной войны командовавший ротой, в которой воевали одни девушки).
На нашей базе была воспитана целая плеяда одаренных командиров батарей. Это Салимов, Якунин, Егоров, Бойко, Байков, Беляков, Н. Енин, Велимиевский, Дьячкин, Баранецкий, Чаплыгин и др.
Начальник службы ГСМ в/ч 52147, затем в/ч 11291 майор Козачок В. Н.
Начальник финансовой службы в/ч 52147, затем в/ч 11291 майор (позже подполковник) Зайцев Д. Н.
Большой вклад в укрепление боевой готовности части внесли сверхсрочники (в последующем прапорщики). Это командиры взводов, старшины, начальники складов, тыловые работники, в том числе Певзнер, Сихбатуллин, Присяжнюк, Волков, Михайлап, Шапкин.
Особая наша благодарность женщинам — служащим Советской Армии: Барамыкиной, Гавриковой, Поповой, Смирновой, Волосюк.
В составе нашей части, как вы знаете, было особое подразделение, которое, в случае начала боевых действий должно было спецзарядами преградить групповой прорыв к Москве воздушных целей и ракет. У истоков его формирования стояли профессионалы своего дела — полковники Еремин, Алин, Малов, Субботин, Шаманов, Волошин Панов, Курильчик и другие, подготовившие целую плеяду специалистов высочайшего класса.
Свой след в истории войсковой части 52147 оставили многие офицер и рядовые. Это Бугров, Пушных, Василатий, Нагорный, Бондаренко, Петренко, Починок, Кольцов, Волков, Жарков, Супрун, Бугай, Мифтахов, Зверев, Рыбкин, Хуторнов, Файзов и др.
Многих их перечисленных ветеранов уже нет с нами. Давайте вспомним о них, почтим их память минутой молчания.
Мы помним, какое повышенное внимание к нашей части было у командования армии, Московского округа ПВО, Войск ПВО, и даже Министерства обороны. Базу неоднократно посещали высокие военачальники, в том числе начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Ахромеев, с которым мне посчастливилось пообщаться в узком кругу, видные деятели культуры и искусства, заслуженные и народные артисты.
Командование части несло кроме того огромную ответственность за жизнеобеспечение большого военного городка, на что уходило много сил и времени.
…Сегодня, наблюдая за происходящим, с грустью вспоминаешь былые годы. И не только потому, что мы были моложе. Жизнь была другой, более интересной, насыщенной. Вспомним, какие интересные мероприятия проходили в нашем Доме офицеров, какие баталии разворачивались на спортивных площадках.
А выступления духового оркестра, которым, на протяжении многих лет бессменно руководил участник Великой Отечественной войны старшина Косенко? Послушать самодеятельных артистов, потанцевать, попеть в наш парк приходили едва ли не все жители военного городка. благодаря стараниям еще одного энтузиаста, Владимира Хуторнова — в 80-е годы духовой оркестр нашей базы знали едва ли половина жителей Московской области.
Музыкальный взвод вч 52147, дирижёр Хуторнов В., 1974
Ст. прапорщик Юрий Владимирович Шулякс личным составом духового оркестра. 1987 г
Уволившись из Вооружённых Сил, Владимир Хуторнов какое-то время возглавлял управление культуры в Долгопрудном, а в настоящее время работает в администрации Президента Российской Федерации.
Художественной самодеятельностью и спортивно-массовой работой было охвачено большинство военнослужащих и жителей городка.
В 1989 году5, после расформирования, Боевое Знамя войсковой части 52147 было передано на хранение в Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации. Но память сильнее времени. Мы помним всех, с кем нас свела судьба на подмосковной земле, с кем мы прошли замечательную школу боевого братства, где выросли и возмужали.
Здесь, на базе в Трудовой, у многих из нас родились и выросли дети. Здесь был и есть наш дом, пусть порой не такой уж уютный и теплый, но всегда гостеприимный, распахнутый для близких друзей.
В заключении хочу пожелать всем нам здоровья. А еще хранить память о нашей войсковой части, боевых товарищах, По возможности, чаще встречаться. Но только по радостным случаям. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с наступающим Новым годом, Рождеством.
Пусть он для всех нас будет счастливым и радостным.
60 лет войсковой части 52147, фото 23.12. 2014 г.
Вспоминает ветеран в/ч 52147 подполковник Чаплыгин Михаил Константинович
«Я служил рядовым в группе советских войск в Германии. Закончил там сержантскую школу, есть такая школа — Кумерсдорфгут, около Берлина. Потом был приказ министра обороны — лица, которые закончили сержантскую школу и имели 10—11 классов образования, могут поступать в военные училища. Я пошёл в автомобильное училище. Посоветовали или Рязанское, или Челябинское, или Уссурийское. Я уехал в Уссурийск, это на Дальнем Востоке. После окончания нам присваивали звание лейтенанта, и я попадаю в 1-ю Армию особого назначения. Я как сюда приехал лейтенантом, я как зашёл! Я думал — это как санаторий! Все кюветы под одним углом, всё… В спортзал зашёл, думаю — вот это да! Это был 1968 год. Попадаю на должность командира автомобильного взвода. Потом меня назначают в сержантскую школу, я сделал два выпуска сержантов. После этого выпуска меня назначили на должность командира роты. Лейтенантом я командовал ротой, в 69-м году. Через определённое время присвоили мне старшего лейтенанта. Прокомандовал я автомобильной ротой больше 10 лет. Потом меня назначили на группу, присвоили майора, после этого — на начальника отдела, получил подполковника.
Наша часть была 52147. Это база, которая обеспечивала ракетами зенитные полки 10 корпуса ближнего и дальнего кольца. В случае войны наша задача была — обеспечить снаряжение и вывезти все изделия за трое суток на ближнее и дальнее кольцо. Был расчёт определённый — какие колонны выходят в первую очередь, какие — во вторую, как идёт формирование колонн. Вот тревога — через 20 минут должна уйти первая колонна. С ракетами постоянной готовности, которые уже заправлены и снаряжены полностью, тягачи заправлены. Значит, одиннадцатые А, Б, В, Г, потом восьмёрка В, Г. В общем, здесь по 15 изделий стояло, а там — по 10. И шестёрки — А, Б, В, Г. Все полностью готовы.
Тревога — и эти колонны пошли в полки. Первая, вторая, третья, четвёртая колонны — сразу уходили. Колонны 10 машин. И потом через каждые 15—20 минут, может быть, меньше — 7—8 минут, выходила следующая колонна. А в динамике, параллельно в это же время выходили колонны с изделиями на поток. Их там снаряжали — заливали горючку, заправляли воздухом, самое последнее — ставилась боевая часть.
На базе, наверное, было около пяти тысяч ракет. Надо было снаряжать, надо было перегружать и всё прочее. Было 280 тягачей, которые способны были выполнять боевую задачу. Это считалось две автороты. Также был ремвзвод, который ремонтировал. И автомобильный взвод, который подвозил хлеб, продукты и так далее. Ну и для снаряжения ракет было всё необходимое. Вот я командовал когда потоком Б, я насчитал там больше десяти 36-и кубовых ёмкостей, это на четвёрке, где горючка была, и на девятке тоже так же было. В общем, запас был полностью — и на потоке А, и на потоке Б. Ракеты приходили, заправлялись, снаряжались и отправлялись. Все работы выполняли в динамике, одновременно — и погрузка, и разгрузка, и подача. Даже в случае отключения Мосэнерго у нас были свои дизеля, они автоматически включались. Если водопровод где-то там отключили, не подали — у нас был запас воды. Для городка отдельно, вот здесь между домов горка есть, там в подземном резервуаре была вода. Всё было рассчитано на ведение боевых действий независимо ни от каких причин. Всё было подготовлено очень серьёзно. И никто не мог помешать выполнению боевой задачи. Вот даже те компрессора, которые работали по воздуху, там сколько было тогда? Пять цистерн пятнадцатикубовых были зарыты. Кончилось топливо — переключился на другую, переключился на другую. То есть работа не могла остановиться хоть на полчаса, хоть на час. Всё было отработано чётко.
Было, наверное, больше двух тысяч личного состава. Это большая система была. Можно даже сказать — больше трёх тысяч было. Почему? Потому что ещё было побочное. Имеется в виду — госпиталя, санчасти, столовая, диспетчерская служба. У нас были свои мотовозы, мы сами завозили и груз, и изделия, и так далее. Всё было автономно.
Это была такая система, которая была продумана, как говорится, от начала до конца. Ведь что такое колонна? Это определённое количество машин, выполняющих боевую задачу по одному и тому же маршруту и имеющее кого? Начальника, определённое количество машин и обязательно тех. замыкание. У нас было тех. замыкание такого порядка — если идёт колонна, встало, например, изделие на железнодорожном переезде, на перекрёстке или ещё где-то — выходило что? Замыкание выходило, изделие цеплялось на жёсткую или какую там ещё сцепку и убиралось. Всё было рассчитано на полторы-две минуты максимум. Да какое там — 45—50 секунд и всё, изделие убрали. Как на параде. Вот я участвовал на параде в 92-м году, у нас там был расчёт тоже так же. В случае остановки, на Красной площади остановилась — ну бывает, всё в жизни бывает. Всё так рассчитано — раз, и становится в строй. Ну как солдат на параде — бывает, что споткнулся, ну всё бывает, да? И никто даже не заметит. Вот так было всё отработано.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Военный городок Трудовая. 60 лет на страже мирного неба Москвы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Всего в составе 1-й Армии особого назначения было семь ракетных технических баз (РТБ): — 1491 РТБ, в/ч 52147, позывной «Вибрация», Трудовая; — 1488 РТБ, в/ч 58172, позывной «Кембрик», Макарово; — в/ч 20760, Фрязево; — 225 РТБ, в/ч 11282, позывной «Амброзия», Белые Столбы; — в/ч 30574, Толбино; — 190 РТБ, в/ч 11281, позывной «Запряжка», Голицыно; — в/ч 63002, Истра и 56 зенитно-ракетных полков.