Владимир Бондаренко, как композитор и поэт работает в жанре лирической и патриотической песни. Как автор стихов, песен и крупных лиро-эпических произведений, в том числе былин, эпоса и поэмы, Владимир Павлович Бондаренко стремится донести до слушателя-читателя идею всемирной общности народов! В сборник «Под призывный крик журавлиных стай», включены поэтические произведения, в которых автор раскрывает свое отношение к Родине, к ее истории и природе, размышляет о тайнах бытия, любви и доброте.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Под призывный крик журавлиных стай. Былины. Эпос. Стихи для детей. Поэма. Романсы и песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первая часть.
Валдай
Былины
Валдай
Былина
Песнь Бояна
Есть в России былинный край,
Божьей милостью назван Валдай.
Здесь начало начал Православной России,
Корни русской земли — Новгородской Софии1!
Бьют живые ключи — нет святее ключей!
Хранит тайну Валдая Звездный знак Водолей2.
Христианской Руси сокровенный завет —
Новгородским святыням храним мы обет!
Гордость русской земли — Селижаровский край.
Селигер и Волго3, синеокий Валдай.
Здесь ковалась твердыня отважных мужей,
Новгородских и киевских славных князей.
В глубине чистых вод волоковских озер4
Китеж — крепость Руси несет вечный дозор5.
Стародавних сказаний, легенд и былин
Хранит свято преданья Оковский Улин6.
Мерно бьется сердце Валдая
Русских рек истоки рождая.
Водный путь: «Из варяг в греки» —
Валдайские знают реки.
Богатырскую силу — Новгородскую рать
Помнят Нарва, Нева, помнят Мста и Ловать.
Верхневолжские храмы прославляют Творца,
Обнимают Отчизну Двина и Тверца.
Там, где Волги начало, Днепра и Двины,
На Валдайских высотах курганы видны.
Древнерусской духовной культуры следы,
Городищ родовых и стоянок ряды
Гончаров, кузнецов, разных дел мастеров
Прячет старая быль среди волжских холмов.
Древних кривичей7 быт из далеких времен
У истоков трех рек под землей сохранен.
На отрогах Валдая — словенов8 тень.
Прославляет Купала 9веселый Ильмень.
У священных костров песнопенья и гам,
В непролазных лесах бродит Травник Иван.
Краснощекий Ярила10 — символ силы
мужской —
Родит жито в полях плодородной весной.
На высокой горе — солнценосец Даждьбог11,
Повелитель богатств, вечно мудр он и строг.
Ожидает Снегурочку сказочный Лель12.
Индо-русский мотив выводит свирель.
Отдан в жертву морям новгородский купец,
Древнерусский гусляр Садко Сытинец13.
Набирает дружину отважный боец
Василий Буслаев14, былинный певец.
Вновь под гусли Садко царь танцует морской.
За три моря плывет Афанасий Тверской15.
По отрогам Валдая сбегает Тверца.
В Новом Торге встречают тверского купца.
По Волге широкой в восточные страны
Богатых купцов плывут караваны.
Где Волхов с Ильменем, Двина и Ловать,
Варяжские гости плывут торговать.
По Волге к Днепру и понтийским морям
Путь водный проложен словенским князьям.
Рюриковичи
Сын Рюрика Игорь16, с ним вещий Олег17
В Киев княжить плывут на Днепровский брег.
Льется русская кровь, кровь варяжских князей.
Родом Ольга из Пскова — нет княгини милей18.
Древо русских князей дарит Рюриков род.
Принял веру в Христа древнерусский народ.
Пишет летопись Нестор 19давних лет временных.
Славит в песнях Боян 20жизнь князей боевых.
От днепровских степей до валдайских высот
Лесных идолов жгут, крестят русский народ.
Тонет в водах Днепра громовержец Перун.
Прячет древних богов волоковский ведун.
Слились в вере единой словенский народ,
Поляне, древляне и кривичей род.
Но помнят славяне старинных богов,
Обряды, былины, пыланье костров.
Славно чествует Волхов заморских гостей —
Новгородцы встречают варяжских друзей!
Ингигерду21 — княгиню невестой назвав,
Стал Киевом править князь Ярослав.
Прославил он Рюриков княжеский род.
Назвал его Мудрым — русский народ.
Просватал красавиц — своих дочерей
За знатных в Европе младых королей.
Взлетели лебедушки с милого края:
Настасья с Андреем шлют вести с Дуная22.
Умом покорила здесь Лиза Харальда23,
Ей песни поют скандинавские скальды.
Правит с Генрихом24 Анна парижским двором,
Честь и славу нашла с молодым королем.
А в Киев приедет из Англии Гита25
Встречает Гарольдовну русская свита.
Ликует Чернигов, гостей привечает.
Владимир, волнуясь, невесту встречает.
Подарит Владимиру Гита Мстислава.
Ждет князя в Чернигове громкая слава.
Дерется за Русь юный воин лихой,
Черниговский князь, новгородский герой.
Разносится звон в волоковских церквах,
Смоленскую рать прославляя в веках!
За святую Софию бился князь Ростислав26,
Добыл славу в бою Храбрый княжич Мстислав27.
Будет править в Карпатах новгородский герой —
Гордый внук Ростислава, князь Мстислав Удалой.
От блестящих побед в новгородской земле
Невский князь Александр 28едет с миром к Орде.
Поколенья святых — князя Рюрика род,
Воспевает в церквах православный народ!
Звонят колокола над Киевом престольным,
Святую Русь рождая звоном колокольным!
Звонят колокола и в Новгороде древнем!
Владимир Мономах с княгиней Гитой внемлют
Учению Христа — в соборном храме
Софии Новгородской и в Печерской лавре.
И в мире дружбы нет значимей и сильней
Чем дружба киевских и северных князей!
Край идиллий и грез
Семь столетий побед, лихолетий, невзгод
Выстоял княжеский Рюриков род!
Возрождается Русь от Карпат до Алтая,
Но по-прежнему в ней бьется сердце Валдая!
Здесь поэты находят исток вдохновенья,
Православия дух, муз высоких стремленье!
Возгорается сердце у храмов Валдая,
Славных зодчих творений древнерусского края!
В новгородской земле, у слиянья трех рек
Роспись в храмах творит замечательный Грек29.
В час духовных побед и великих сражений
Станет Русь прославлять живописец и гений!
Чудотворно и страстно стал иконы писать.
«Богоматерь Донская» хранит Дмитрия рать.
Неземные творенья небесного рая
Возвеличат в веках Феофана с Валдая.
Есть в российской земле поэтический край.
Там, где Волги истоки — божественный рай!
Все здесь чисто и свято — воздух и вера!
Укрепляется Пустынь — монастырь Селигера.
Преподобного Нила, чудотворца Валдая
Хранят мощи монахи верхневолжского края.
«Селигерской» иконы божественный свет
Дарит радость творцам, христианам — завет!
Средь валдайских холмов и российских берез
Вьются Тьма и Тверца — край идиллий и грез.
Словно слиты с природой поместья и храмы.
Пишет Пушкин в Берново 30поэмы и драмы.
Посещают в Малинниках 31музы поэта,
Звуки песен народных разливаются где-то.
В путь собрался Онегин, слышен звон бубенцов.
Вновь воспета в стихах слава русских бойцов!
У верховьев Двины разливается звон,
Слышит мальчик Модест неземной перезвон.
От торопецких храмов божественный звук —
По озерам Валдая разносится вкруг.
Вводит Мусоргский в драмы колокольный букет.
Композитор — новатор, музыкант и поэт!
И как прежде плывет над «Рассветной рекой»32
Эхо русских церквей, освещенных зарей!
У Мсты величавой 33ныне праздник чудесный
Живописцам младым трубит Ангел небесный,
Вдохновляет на «подвиг», укрепляет их в вере,
Дар художникам юным в их Божественном деле!
Пишет Репин34 картины о русичах славных,
О волжанах былых, казаках православных.
В Волочке Вышнем светлом встречают рассветы
Художники русские — гении цвета!
От Приморья, Сибири и храмов Алтая
Через Суздаль святую и Пустынь Валдая,
От Кижей, Валаама до Днепровских церквей
Свет божественной силы даст Руси Водолей!
В мире красок и звуков, цветов и видений
Русский дух воссияет — плод великих творений!
Сил небесных и чистых, чудотворных и славных,
Давших радость любви во Христе православным!
Крепость земли Русской
Неприступный Торопец35 — крепость русских
князей —
Был форпостом Смоленска, славой русских
мужей.
За родные уделы бился Храбрый Мстислав,
Любят град Феодосья, ее муж Ярослав.
Невский князь Александр едет в отчий удел,
Внука князя Мстислава хор соборный воспел.
Ныне праздник в Торопце, ликует народ —
Александру — княгиню Невский в жены берет!
Древний старицкий край, тихих речек узор
Помнят русскую рать из легенд Ильи-гор.
Богатырскую Русь помнят Родня и Рясна36.
Ищет Грозный Иван в волжской Старице
счастья37.
Плащаницу златую дарит граду царица.
За святую Россию стала Старица биться!
Неподвластен полякам патриарх первый Иов38,
Чтят героя Руси верхневолжские ивы!
Славен русский Торжок величавой красой,
Словно музыка в камне звучит над рекой.
Монастырский собор, древний вал у Кремля,
Новоторжские храмы ныне помнит земля.
На надгробье у Керн, в дань духовным
стремленьям,
В камне высечен стих — гимн прекрасным
виденьям!
Гордость града Торжка — автор «чудных
мгновений» —
В бронзе Пушкин отлит, муз лирических гений!
Крепость духа Руси — героический Ржев!
Ведь недаром герб города — доблестный лев.
«Убит подо Ржевом» — напишет поэт39.
Чтят героев могилы шестьдесят мирных лет.
Обелиски Победы40 у каменных круч
Озаряет на Волге пламенеющий луч.
На соборной горе слышен ласточек крик,
Вспоминает дни битв пожилой фронтовик.
Тихо шепчет в лесу средь завалов Валдайка,
Отвечает подруге река Березайка.
Слышно эхо в лесах колокольного боя,
Заозерные храмы славят град Бологое41!
Пять столетий звонит православный Валдай!
Вторит звоном церквей Бологоевский край!
Юбилярам Руси ямщик песни слагает
Под малиновый звон бубенцов из Валдая.
Живописный Осташков средь жемчужных озер
У святыни России несет верный дозор!
Исток Волги и Пустынь42, волжский Стерж
и Собро43,
Селигер величавый, изумрудный Волго.
Деревянные храмы средь еловых лесов,
Родовые курганы среди волжских холмов —
Дар Господней любви Селигерскому краю
В сердце с верой хранят христиане Валдая!
Есть в России былинный край,
Божьей милостью назван Валдай.
Здесь начало начал Православной России,
Корни русской земли — Новгородской Софии!
Бьют живые ключи — нет ключей горячей!
Хранит тайну Валдая Звездный знак Водолей.
Христианской Руси сокровенный завет —
Новгородским святыням храним мы обет44.
Апрель 1995 г. — Февраль 2003 г.
Валдайская возвышенность, г. Ржев.
Евразия
Былина-эпос
Глава 1. Валдай и Алтай
Валдай и Алтай — колыбель и рожденье
Евразийских народов Днепра и Оби,
Славян и алтайцев, угро — финнов смешенье,
Земле благодатной — Мир Господней Любви!
Алтай горный помнит батыра Манаса,
Возносил свой народ багатур Субудай.
Бился князь Александр за Отчизну и Спаса,
И умом и мечом спас Европу Валдай!
Алтай и Валдай — словно птицы на взлете!
Два духовных крыла православной земли.
Две глубинки России в заповедном полете,
Сохранив чистоту, грязь столетий смели.
Возрождается Русь у истоков Валдая!
В монастырских церквах серебра перезвон.
И как эхо в горах, вторят храмы Алтая,
Разнося над Россией малиновый звон!
Валдай45 и Алтай — две ладони земные
России бескрайней священный исток!
Поют соловьи свои песни ночные,
Уносит мотив верхневолжский поток.
У истоков Оби барды утро встречают.
Катунь растревожена тихой струной.
Звоном сотней гитар им Валдай отвечает,
Волго46 встрепенулось полночной волной.
Алтай и Валдай — поднебесье России,
Очищает господь Селигер и Алей47.
Несут горный озон воды быстрые Бии,
Пирамидой48 прославлен Валдай-Водолей.
К просветленью и свету братья гор призывают,
От Алтая к Тибету путь странник прошел.
Васнецов и Шукшин горный край воспевают,
На Олимп фестивальный Осташков49 взошел!
Валдай и Алтай — как созвучны два слова!
Слог, ласкающий слух серебристой струной.
Звуки русских степей, шелест эха лесного,
Песни старой Руси вновь плывут над страной.
И в напевах степных — россов дух изначальный.
Индо-русский мотив сохранил здесь народ.
И поход в Беловодье озаренно-венчальный
У Белухи Алтая начинает свой ход.
Глава 2. Алтай — Гималаи
Алтай — Гималаи — Вселенной дыханье,
Заоблачных далей, небесных ветров.
В сердцах посвященных — глубокое знанье
Хранителей тайны — тибетских хребтов!
Безмолвие гор на пути в Беловодье.
Услышит идущий тончайший эфир.
Нежнейших вибраций вселенских мелодий
Гармонией жизни основан наш мир!
С Кабула и Инда, с Пенджаб — Пятиречья,
С ущелий Тибета, Тянь-Шаня к Или —
Заселят арийцы степное заречье,
Бескрайний простор первозданной земли!
В джунгарских песках, по отрогам Алтая
Расселится индоарийский народ.
В тянь-шаньских долинах и в устье Аксая
Рождается саков воинственный род!
С алтайских степей в Аркаим50 Приуралья,
С иртышских брегов до приволжской земли —
Народ боевой через Обь в Забайкалье
Арийцы Сибири — дин-лины вели.
Кий, Арий, Щек, Хорив с Тянь-Шаня уходят51,
На кручах днепровских, в Карпатах52 осесть.
Заветное место в Европе находят —
На землях полян граду Киеву цвесть!
Вглядитесь в гуцулов, в их облик орлиный,
В словенов и сербов и южных хорват53,
И в зов чабана, в звук трембиты54 призывный,
В ней отзвуки сурмы55 славянских Карпат!
С Алтая доносятся звуки кобыза56,
Кобзарь запорожский былину сыграл.
Варган вам напомнит ооз-комуз57 кыргызов.
Алтай-жетыген58 там цымбалами59стал.
С священной Белухи к тибетскому Лхасу60,
С кегменских кочевий сибирской страны
К индийским горам путь проложат хакасы,
Тюргешам степным, власть и сила даны.
От Чуи тянь-шаньской к Наг-Чуе китайской
Летит клин усталый степных журавлей.
И птицы Катуни и Чуи алтайской
Вновь встретят в Китае крылатых друзей!
Глава 3. Алтай — Алатау
Алтай — Алатау — гранитные скалы,
Леса и долины, орлиный полет.
Сверкают на солнце озера-пиалы,
Лучи оттеняют вуали налет.
Хребты-баатыры61 — природы творенья,
Громады камней среди белых снегов,
Сверканье озер, рек тянь-шаньских теченье
Дополнят пейзажи альпийских лугов.
Укрыты снегами степные просторы,
Сгущаются тучи над Чуей-рекой62.
Открыты ветрам Чу-Илийские горы63 —
В Джунгарском нагорье нарушен покой.
Закроет туман перевалы Курдая64,
Поднимет волну Иссык-Кульский Улан65.
Холодные ветры задули с Алтая,
Выводит орду на Отрар Чингиз-хан.
Над степью джунгарской сияние звездное,
И духом ойратов окутан Алтай.
В улусах джунгаров движение грозное,
Встает на защиту казахов Аксай!
Взывают к терпенью султаны верховные,
В долины Тянь-Шаня приводит река.
Пути в Алатау исконно духовные,
Не ступит к святыням ойрата стопа!
Вновь бьются с врагами батыры бессмертные!
В степях Туркестана горят города!
Отрар, Семиречье, народы несметные
Джунгарский агрессор пленил нагода.
За землю казахов — приволье Таласа,
Встает непокорный казахский народ66!
Готовятся в бой — батыры Тараза,
Отважная сила в казахах живет!
Алтай — Алатау — степи полынные,
Вы памяти саков, тюргешей верны.
Земля казахстанская, дали целинные —
Вы счастью и дружбе народов даны!
С Сибири далекой, с брегов Енисея,
С Днепра и Урала, с Донца и Оби
Предгорий раздольных — пашни засеял,
Свободный народ — казахской земли!
Глава 4. Алай — Ала-Тоо
Алай — Ала-Тоо — бескрайние горы,
Долины, джайлоо и Шелковый путь,
Кыргызов и саков степные просторы
И воинов — женщин бесстрашия суть.
Три тысячи лет город Ош процветает.
По горным тропам — караванный поток.
Род ариев зорко кордон защищает.
Закрыт Македонскому путь на Восток.
Кочуют с Тянь-Шаня усуни и хунну —
Селенья-повозки повсюду скрипят.
В китайских шелках ходят горные гунны,
Костры в Закарпатье венгерском горят.
Мадьяры и готы дунайцев стеснили,
Аттила по Альпам ведет племена.
Историю Рима вестготы67 продлили.
Культуры арийской взошли семена.
Алай — Ала-Тоо, кыргызские горы,
В долинах Нарына играет кыяк.
Керней и сурнай68 — труб неистовых споры
Услышит в Тянь-Шане задорный саяк69.
Прочтет манасчи у гумбеза Манаса70
Заветные строки хакасов-кыргыз71
И пишет здесь книги писатель с Таласа72.
Всемирно известный Айтматов Чингиз.
На землях киргизских, в казачьих станицах
Разносится звон православных церквей.
Построили храм в новой части столицы
Грядет величавый Христов юбилей!
Соборы страны патриарха встречают73,
С надеждой в Отца Семиречье живет.
Киргизский народ христиан привечает,
Заветной дорогой Господь нас ведет!
Я вырос в долине в родных мне пенатах,
На сакских курганах, средь мирных полей.
Учился во Львове — в далеких Карпатах,
На родине предков — русинов-друзей.
Но где бы я, ни был — всегда благодарен
Земле, что с любовью вскормила меня.
Ана моя — нэня74 пусть годы не старят
Твой лик, Алатау, родная земля!
07.01.2001 — 20.10.2002.
Алатау — Валдай.
И С Т О К И
Былина-сказание
Глава 1. Русь
О, Русь величальная, песни венчальные —
По водам днепровским славяне плывут.
Над Росью75 склоняются ивы печальные,
Здесь местные россы-поляне живут.
Откуда мы, братья, какого мы роду?
Велик древнерусский язык и могуч!
Ищите над Россью истоки народа,
В Славутича76 волнах, у киевских круч.
Присуща днепровцам словенская мова77 —
Словесной сатиры и юмора суть.
В былинах и песнях рождается слово,
Избрали поляне78 свой истинный путь!
Соседи днепровцев — литовцы и угры,
Поляки, хазаров степных племена.
Вопрос об охране решается мудро:
Кордоны поставить на все времена.
На Сейме, Десне жили раньше иранцы,
Народ Заднепровский черниговским стал,
Кочуют соседи в Пенджаб79 к индостанцам,
В селения Дир, Пешавар, в Регистан80.
Остались десняне в нагорном ущелье81 —
Людей христианских82 знал весь Индостан,
Несущих в народы Христово Ученье:
В Тянь-Шань, Урумчи и степной Туркестан83
Вновь едут арийцы с степного заречья
К днепровским порогам с Аксу и Или,
Щек, Хорив, Кий, Арий84 — князья Семиречья
Культуру несут из восточной земли.
Осядут три брата на землях славянских:
Кий — арий с сестрою на кручах Днепра,
Щек славный достигнет долин закарпатских,
Хорватами станут славяне Днестра.
Плывет над волнами ладья, словно лебедь,
На склонах днепровских каштаны цветут,
Здесь памятник братьям, сестрице их Лебедь,
Потомки полян на века создают!
Глава 2. По следам моих предков
Гонимые жаждой познанья истоков,
Дорогами предков — арийцев-деснян,
Вновь едут днепровцы по зову Востока —
Встречает Тянь-Шань украинских полян!
Пылят по дорогам казачьи обозы,
Кругом зеленеют в долинах поля,
Растут в Семиречье черешни и розы,
Сады расцветают, шумят тополя.
Мой прадед Алекса был воин отменный,
Сражался в боях с ненавистным врагом.
В минуты затишья боролся он смело,
И мерился силой с турецким борцом.
В награду удел получает имперский,
И едет в Тянь-Шань Киричко85, в Казахстан.
Казак удалой носит орден турецкий,
Который вручил ему лично султан86!
На службу в Кабул его сына привозят,
На мирной земле служит дед мой Иван87,
Бойцов ашхабадских на фронт переводят88,
Встречает Днипро туркестанских полян.
За Днепр будут биться и дети Ивана:
Сергей Киричков, Александр — его брат,
От взрывов горела лесная поляна,
За Канев дерется тянь-шаньский солдат.
Геройски сражался мой дядя в Смоленске,
Воюет под Ржевом наводчик Сашко —
Защитник Москвы, Симферополя, Мценска
Отважный герой Александр Киричков89.
Разъехались браться по белому свету.
В молитвах проводит дни дядя Сергей90.
Живут Киричко по Христову завету,
Храни их Господь до скончания дней.
Жил в Киеве брат мой Сергей91, на Подоле,
Изранен пилот на Афганской войне.
Досталась Сергею нелегкая доля,
Путь предков-полян завершил на Днепре.
Глава 3. Дорогами Т. Г. Шевченко
Играет лазурью Каспийское море,
На думу о прошлом наводит волна.
Цветет Украина, и минуло горе,
Лишь кобзы Шевченко заплачет струна.
Витает над Каспием образ небесный,
И чайки у моря кричат поутру.
Гордится поэтом порт-город чудесный92,
И верба Тараса шумит на ветру…
По воле судьбы живописец известный
Шевченко93 был сослан в форпост, в Туркестан94.
Рисует художник здесь жителей местных,
Арал многоводный, степной Казахстан.
Лишения ссылки и службы невзгоды —
Все вылилось в строки, в бессмертный Кобзарь!
Прошел униженья — запевные годы,
И манит поэта днепровская даль.
У Канева Днепр протекает могучий,
За край украинский здесь бился народ.
От дыма чернели днепровские кручи,
За Корсунь-Шевченковский битва идет!
Отряд Ковпака на борьбу поднимался,
Погиб в партизанском отряде Гайдар.
Геройски за Днепр маршал Конев сражался,
Раскрылся под Корсунем маршальский Дар!
Хранят Украину столетья и церковь.
Над Россью березы и ели растут.
С Черкасских лугов до лугов Белой Церкви
Сирень и калина весною цветут.
В далекие годы, в счастливую пору
Я в Киев приехал склониться к крестам.
И в Каневе древнем поднялся на гору
К могиле Шевченко, к священным местам.
Влюбился я в город и в край соловьиный,
И в вал земляной, что над Россью стоял;
В Хмельницкого крепость, в крик журавлиный,
И в храм, что в жестоких боях устоял!
Глава 4. В поисках истоков
Я жил в Богуславе, где вырос Сошенко,
Где нежно над Россью девчата поют.
Бывал в Богуславе художник Шевченко,
Родился Козловский в певучем краю95.
Прекрасны в июле купальские ночи,
Традиции предков в народе живут.
Пускают девчата по волнам веночки,
К любимым гадальные свечи плывут.
Помянет казак Богуславку Марусю96,
В турецкой неволе султанша умрет.
Ей памятник ставят потомки над Россью,
Кобзарь героине былину поет.
Над Россью узнал я впервые о россах,
О мирных этрусках, что жили в лесу,
И встретил любовь на прибрежных покосах —
Вплетала Марийка веночек в косу.
Не стал я работать, где «райские кущи»,
Уехал учиться в степной Казахстан.
Оставил я в сердце Печерские мощи,
В Христово ученье я веровать стал.
Работал во Фрунзе, служил в Приднестровье,
Дорогами россов по свету я шел.
Господни пути привели в Приднепровье,
В Днепровске97 Смоленском истоки нашел.
Торопец и Ржев — укрепленья Смоленска.
Поставил заставы в лесах Ростислав.
Заслоном врагам станут крепости Мценска.
За Русь православную бьется Мстислав.
На древних дощечках Велесовой книги98
Запишет легенды словенский народ
Об Арие, Кие, о Кимрах Великих,
О том, что создал индоариев род.
Днепровцы, волжане, словене, поляне
Создали когда-то великую Русь!
Печерские мощи99 хранят киевляне.
Я подвигом предков безмерно горжусь!
Февраль — Октябрь 2002 г.,
Алатау — Валдай.
Ржевская дуга
Былина
Закрытые страницы Великого сраженья
Усыпана телами приволжская земля.
Дождутся ли солдаты Господнего Прощенья?
И в мир войдет «Небесный» солдатская семья?
Из Гютерсло вновь едут седые ветераны
Предать земле останки товарищей своих.
Найдут упокоение католик, лютеранин
В обряде отпевания, как принято у них.
На братские могилы гвоздики возложили
Солдаты, побратимы из Гютерсло-земли100.
У ветеранов русских прощенья попросили,
Беседы о прошедшем за чаем повели.
Рассматривают фото у Коробовой Тони,
Одетая по форме, кавалерист в седле.
И вспоминают битвы, над Вязьмой небо стонет,
Здесь бой ведет Доватор на боевом коне!
Выходит в круг москвичка101, не думая о ранах,
Елецкого сплясала, «тряхнула стариной».
Осталось так немного на свете ветеранов,
И прошлые обиды проходят стороной.
Запели побратимы о Разине Степане,
Потом все вместе дружно «Катюшу» завели.
О битвах в Подмосковье вновь говорят волжане,
О зверствах и убийствах напомнили они.
Участник битв на Волге, в Ржеве и под Вязьмой,
Мой дядя (православный)102 фашистов не щадил.
Но видел из «народа» солдат немецких разных,
И ненависти лютой к врагам не затаил.
Он к Господу взывает, с молитвой о прощении,
О тех заблудших овцах, что гибли под Москвой,
Несущих зло и горе — в невольном согрешении:
«Спаси их и помилуй, и души упокой!».
Помолимся же братья за воинов ушедших,
За павших подо Ржевом — в жестокую войну:
Прими, Господь останки рабов твоих усопших,
Им Царствие Небесное — Жизнь Вечную даруй103!
28. 09. 2002 г. — 06. 11. 2003 г.,
Валдайская возвышенность, г. Ржев.
Братьям, Семиреченским казакам
Республики Киргизстан — посвящается!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Под призывный крик журавлиных стай. Былины. Эпос. Стихи для детей. Поэма. Романсы и песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Новгородская София — собор святой Софии в Новгороде, памятник древнерусской архитектуры, построен в 1045—50 гг.
2
Звездный знак Водолей — по астрологическому учению, России соответствует зодиакальное созвездие «Водолей». В ХХ1 веке наступает эпоха Водолея.
3
Селигер, Валдайское, Волго — крупные озера на Валдайской возвышенности. На берегу озера Селигер расположен город Осташков.
5
Легендарный город Китеж времен татаро-монгольского нашествия, якобы ушедший под воду, но не сдавшийся врагу. Нашел отражение в творчестве композитора Н. А. Римского-Корсакова (опера «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904 г.) и московского художника А. Коробова, писавшего картины на Валдае в Старицком р-не в Берново, в 50-е годы прошлого столетия.
8
Союз восточных славянских племен (У1-Х вв.), проживающих на побережье оз. Ильмень, на реках Волхов, Ловать, Мста, Молога. В первой половине 1Х в. словене вместе с частью кривичей и чуди (другим славянским племенем) образовали раннее государственное объединение, которое в дальнейшем явилось ядром Новгородской земли.
9
Иван Купала (Иван-Травник) — древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян (24 июня по старому стилю), призванный обеспечить урожай, здоровье, благополучие.
10
Божество славянской русской мифологии, связанное с плодородием и плодовитостью; культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.
11
Даждьбог (Дажьбог, Дажбог) — бог Солнца и небесного огня в славянской мифологии, сын бога Сварога.
12
Лель — божество, уходящее своими корнями в индоарийскую (славяно-арийскую) языческую культуру, богиня незамужних девушек, весны и первой зелени. Композитор Н. А. Римский-Корсаков показал в опере «Снегурочка» (1881 г.) зарождение всепобеждающей любви: в образе Снегурочки — уходящей зимы, холода, и Леля — весны, тепла и обновления природы.
13
Купец Садко по фамилии Сытинец, историческое лицо, построил в 1167 году в Новгороде каменную церковь Бориса и Глеба, покровителей купцов-мореплавателей.
15
Афанасий Никитин — купец из города Тверь, совершивший «Хождение за три моря», в Малую Азию и Индию.
17
Древнерусский князь Олег правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. — в Киеве (в качестве регента при малолетнем князе Игоре) до своей смерти в 912 г. В 907 г. совершил поход в Византию и в 911 г. заключил с ней договор.
18
Княгиня Ольга — жена великого киевского князя Игоря. Правила Киевом до совершеннолетия сына Святослава и во время его походов. Одна из первых на Руси приняла христианство.
33
В конце Х1Х в. И.Е.Репиным у Мсты в Вышнем Волочке была основана база для летних практических занятий студентов-художников.
35
Город Торопец в Тверской области, известный с 1074 г., основан как крепость прадедом Александра Невского Мстиславом Храбрым, где венчались Александр Невский, его отец и дед.
38
Первый русский патриарх Иов, сторонник Бориса Годунова. Был патриархом с 1589г. В 1605году Иов лишен патриаршества и сослан в Старицу. Патриарх Иов был убит поляками.
40
В связи с шестидесятилетием освобождения города Ржева от фашистских захватчиков (2-3-го марта, 1943 года), глава администрации города Ржева Александр Васильевич Харченко обратился к правительству Российской Федерации с инициативой о присвоении звания городу Ржеву — «Город воинской славы».
42
Нилова Пустынь — мужской монастырь на озере Селигер. Является местом паломничества к мощам Святого Нила, чудотворца. В городе Осташкове до революции существовала известная в России школа живописи и иконописи.
44
Былина «Валдай», была опубликована в журнале «Литературный Киргизстан». Издательство: Бишкек. Вып. 8, 2002 г. А также, в Ржевском литературно-историческом альманахе «Город над Волгой». Вып. 3, 2008 г.
45
Валдайская возвышенность — водораздел большинства мелких и крупных рек Восточной Европы, место, откуда берут свое начало Волга, Днепр, Западная Двина, Ловать, Волхов, Валдайка, Тверца. Алтай состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша и Енисея. Наиболее значительные реки — Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия.
47
Селигер — озеро на Валдае; Алей — река, левый приток Оби. На реке Алей расположены города Рубцовск, Алей и др.
48
Первая в России пирамида поставлена вблизи города Осташкова в 90-е годы ХХ века — для очищения края.
49
Ежегодно в городе Осташкове проводится традиционный фестиваль «Лето Селигера» с участием ведущих коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и других российских городов.
50
Аркаим — один из древних центров яйцеголовых индо-ариев в Приуралье. Религия, распространенная в древности в Бактрии, Средней Азии, Приуралье, Персии и Индии — названа по имени пророка Зороастра (Заратуштра — иран.).
52
Белые Хорваты — так называли в древности антов и галлов — славянские народы Прикарпатья. По имени князя Хорива названы также и горы Карпаты.
53
Хорваты — по преданию, потомки князя Хорива в Прикарпатье (5 век), чехи — потомки князя Щека «Чека» (5 век).
54
Трембита — украинский, польский, словенский, хорватский духовой мундштучный музыкальный инструмент в виде большой деревянной трубы до 4-х метров.
57
Ооз-комуз — темир-комуз, казахский и кыргызский музыкальные инструменты, аналогичны российскому варгану и украинской дрымбе. Варган или темир-комуз — распространен у многих народов мира.
60
Лхаса — город в Китае в долине реки Джичу на тибетском нагорье. Основан в VII веке — религиозный центр ламаизма.
66
Первые правители Казахского ханства, султан Керей и султан Жанибек, являются организаторами казахских племен и родов, а также «кочевых узбеков», на землях Западного Семиречья, расположенных в долинах реки Талас, и реки, Чу. Около 200-т тысяч человек. После смерти правителя Моголистана Есен-Буга-хана в 1462 году, султаны Керей и Жанибек становятся правителями Моголистана, расположенного в Чуйской долине. Что дало возможность организации в 1465-м году Казахской государственности — Казахского ханства! Дело объединения казахского народа продолжил с большим успехом сын Жанибека Касым-хан. Выдающийся политик и полководец, поддерживал дружественные отношения с Московским государством. А затем и сын Касыма — хан Акназар.
67
Вестготы вошли с боем в Рим в 410 году, спасаясь от нашествия гуннов, и навсегда остались в Римской империи. Благодаря вестготам — римляне выиграли бой против воинов Аттилы (гуннов и готов). После поражения гунны вновь вернулись в Азию и растворились на время в бескрайних степных просторах. Воины Аттилы гунны (хунну), выходцы из Западного Китая, являлись представителями раннего православного протестантского вероисповедания христиан-несторианцев.
69
Саяки — один из древних кыргызских родов, проживающих в центральном высокогорном районе Чаек в Тянь-Шане.
71
Прародина кыргызов — Сибирский край на Енисее в Хакасии. Хакасы — этноним кыргызов — издревле являлись единым народом.
72
На горной реке Талас, расположены не только киргизские города Талас, Кировка, но также и древний казахский город Тараз (город Джамбул).
73
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил Кыргызстан в 90-е годы прошлого века.
75
Рось — правый приток Днепра. На реке Рось расположены города: Белая Церковь, Богуслав, Корсунь-Шевченковский. Считается, что от названия реки Рось, произошел этноним — россы, или руссы (русские).
77
Словенская мова («Славянский язык») — являлся единым родственным языком, среди славянских европейских народов. Среди них: белорусы, венеты, вятичи, древляне, кривичи, славене, словаки, словенцы, поляне, поляки, пруссы, литовцы, россы, русины, чехи. А, также, лужицкие и югославские славяне. Но, отличались славянскими наречиями и диалектами. К, примеру, на излете Речи Посполитой, когда процессы культурной полонизации стремительно ускорялись, в типографии униатского Троицкого монастыря в Вильно в 1767 году, был издан «Букварь языка славенскаго».
78
Поляне — древнерусский народ, проживавший на территории, Киевской Руси, вокруг города Киева. В настоящее время является украинским народом.
79
Пенджаб (Пятиречье), географическая область в Пакистане. Один из древних центров мировой цивилизации.
84
Чехи — по преданию, потомки князя Щека «Чека» (5 век). Хорваты — потомки князя Хорива в Прикарпатье (5 в.), Арий — отец Кия, Хорива, Щека и их сестры Лебедь. См.: Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978.
86
По свидетельству моих родственников, прадед носил вместе с Георгиевским крестом турецкий орден. В 1932 году награды были конфискованы во время раскулачивания семьи Киричко сотрудниками НКВД.
87
С 1913 по 1915 гг. мой дед Иван Андреевич Киричко, служил в отдельном артиллерийском ашхабадском полку, расположенном на территории дружественного Афганистана.
88
В 1915 году артиллерийский полк переводят из Кабула в город Киев, а затем на фронт в Ровенскую губернию.
89
Александр Иванович Киричков — мамин брат (1921 года рождения), участник Великой Отечественной войны. Ныне председатель ветеранов Панфиловской дивизии в Сокулукском районе Кыргызской Республики.
90
Сергей Иванович Киричков — мой дядя (1923 года рождения), участник Великой Отечественной войны, с 1993 года проживает с семьей в США, в городе Портланде, штат Оригон. Младший сын Ивана Андреевича Киричко — Григорий Иванович Киричков (1924 года рождения), снайпер. Пал смертью храбрых, в 1944 году при освобождении Латвии.
91
Сергей Александрович Сбитнев (сын А. И. Киричкова) — мой двоюродный брат. Вместе со старшей сестрой Людмилой Киричковой, Сергей жил и учился в Казахстане в селе Георгиевка, Курдайского района. После окончания высшего авиационного училища в городе Ульяновске, служил в авиации в Средней Азии. Военный летчик, майор, прошел дорогами Афганистана, исполняя интернациональный долг, получил ранения. Умер в Киеве от ран в 1996 году. Проявили героизм в гражданской войне на Кавказе и дети Людмилы Александровны Амилаевой (внуки А. И. Киричкова) — офицеры-десантники: подполковник Алексей Геннадьевич Амилаев и капитан Александр Геннадьевич Амилаев. За службу в военной разведке имеют ряд орденов, медалей и правительственных наград.
92
Город Шевченко (до 1964 г. Актау) — центр Мангышлакской области, порт на Каспийском море, названный по имени одного из первых профессиональных художников Казахстана, академика Петербургской Академии художеств Тараса Григорьевича Шевченко. Городов, посвященных художнику и поэту Тарасу Григорьевичу Шевченко — сегодня в Евразии больше нет.
93
Шевченко Тарас Григорьевич (1814—1861) — украинский поэт и российский художник. В 1847 году, за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе, Шевченко был арестован и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус. В 1858г. вернулся в Петербург. Потомок прославленного Кобзаря — Вячеслав Григорьевич Шевченко (уроженец города Ессентуки, 1954 г.р.), продолжил дело прапрадеда став профессиональным художником, поэтом, прозаиком и переводчиком. По примеру Тараса Григорьевича — продолжает традиции двух культур, являясь членом Союза писателей России и Украины.
94
В годы службы Шевченко посадил на берегу моря вербу, у которой проводил свободное от службы время.
95
Сошенко И. М., родом из Богуслава, будучи учеником Петербургской академии искусств, первым обратил внимание на истинный талант земляка Тараса Шевченко. В певучем краю родились и Народные Артисты СССР: Козловский И. С. и профессор П. И. Нечепоренко — один из основателей современной школы игры на балалайке. Преподавал в Москве, в Российской Академии Музыки имени Гнесиных.
96
На реке Рось, в городе Богуславе в 1974 году, был установлен памятник Султанше Марусе Богуславке — дочери Богуславского священника, пожертвовавшей жизнью ради освобождения запорожских казаков из турецкой неволи.
97
Днепровск — поселок в Смоленской области России. У истоков Днепра, на Валдае, во времена Древней Руси осуществлялся переход по рекам: Вазузе и Сишке в Волгу к городам Ржев, Зубцов и Тверь. В «Повести временных лет» летописец Нестор писал: «В верховьях Днепра, Двины и Волги сидят кривичи». Выдающиеся деятели культуры России находили у кривичей наиболее полную информацию: в виде сказок и сказаний — в Псковской и Тверской губерниях (А. С. Пушкин); о Православной Руси у истоков Двины (М. П. Мусоргский), о ведическом «Беловодье» в Смоленской губернии (Н. П. Пржевальский). В Верхневолжье, в Ржевском уезде Тверской губернии, записывал фольклорную музыку и народные песни композитор Н. А. Римский-Корсаков. Уникальную природу и русский дух Валдая — запечатлел в своих живописных картинах выдающийся русский художник В. М. Васнецов.
99
Печерский монастырь, впоследствии — Киево-Печерская лавра, помещался вначале в пещерах, в которых был особый микроклимат, поэтому там погребенные тела мумифицировались естественным образом. Ныне, у Истока Днепра, в глухом живописном Волоковском лесу Смоленской области, вдали от сельских поселений — построен из бревен и освящен действующий Православный мужской монастырь.
100
26 сентября 2002 года в городе Ржеве Тверской области состоялось открытие мемориального комплекса. На месте захоронения советских солдат построена часовня и возведен крест над могилами немецких воинов. Идея открытия мемориального комплекса в Ржеве планировалось давно, но для этого потребовались большие усилия со стороны администрации города, Тверской области, при активном участии ветеранов войны из Германии.
101
Тоня Коробова (Антонина Павловна Королева) — уроженка деревни Зальково Ржевского района Тверской области. Защитница Москвы. Кавалерист дивизии НКВД, особого назначения, под командованием генерала Доватора. Проживает и поныне в Москве.
102
Мой дядя… мамин брат Александр Иванович Киричков родился 09.09.1921 года в Кыргызстане. На фронте с первых дней войны. Участник сражений в Подмосковье. Офицер. Православный верующий. Награжден медалью «За оборону Москвы» и другими боевыми наградами. Председатель ветеранов Панфиловской дивизии в Сокулукском районе Чуйской области Кыргызской Республики. Приезжал в Ржев, по приглашению администрации города, на встречу ветеранов ВОВ — участников сражений в Подмосковье. Преподаватель по классу рисования и черчения в СОШ в селе Сокулук. Художник. Тренер по боксу в детской и юношеской спортивной школе в городе носящего имя героя-панфиловца Шопокова в Сокулукском районе. Александр Иванович Киричков — Семикратный чемпион республики по боксу. В Могилеве-на-Днепре в Беларуси с 1938г. по 1941г. служил в артиллерийском полку, офицер срочной службы, мой отец Бондаренко Павел Иванович. Участвовал в боях за освобождение Западной Белоруссии, в 1939 году. Участник ВОВ. В боях в Подмосковье, погиб смертью храбрых мой дядя, двоюродный брат Павла Ивановича — Петр Бондаренко.
103
У музея советских солдат (вблизи мемориального комплекса), открыт мемориал павшим воинам Западного и Южного воинских соединений Казахстана — от благодарных потомков Казахстана. Автор проекта — главный архитектор города Ржева Н. Г. Опара. Николай Гаврилович — архитектор и художник, переехал в город Ржев из Казахстана, из города Шевченко. Ржевский художник-живописец, иконописец и архитектор Виктор Евгеньевич Воецкий, родом из города Уральска (Казахстан), выполнил художественные работы в часовне на месте захоронения советских солдат. Ранее, в 1994-м году вблизи мемориала (в Ржевском районе) был установлен памятник и затем, открыт мемориал павшим воинам Якутии. В Ржев постоянно приезжают ветераны войны, руководители Республики Саха и солисты театра оперы и балета из Якутии. К сожалению, в городе Ржеве до сих пор не восстановлен драматический театр, разрушенный в годы войны. О существовании театра сегодня напоминает лишь название: «Театральная площадь» в центре города и мемориальная доска на одном из уцелевших жилых домов на Центральной площади города.