На небесах

Владимир Багульник, 2006

Состояние Счастья – подарок Судьбы, что само по себе налагает на семейную пару огромную ответственность за сохранение этого дара. Нет людей, которые не хотели бы быть счастливыми. Счастье – естественная потребность каждого человека. Душа всегда испытывает природную потребность иметь спутника жизни. Построить свою счастливую семью, сохранить свое Счастье на постоянной волне новизны, найти свою собственную идеальную модель счастливой гармоничной семьи, достичь резонанса звучания гармоничных камертонов семейной пары на небесах поможет каждому эта книга. Елена ДОНАЛЬДСОН, юрист, журналист, педагог.

Оглавление

Моим родителям, маме Раисе Васильевне и отцу Ивану Ивановичу Толстиковым, посвящается

Отдельной строкой выражаю искреннюю благодарность преподавателю, журналисту, юристу Елене Дональдсон за консультации, рекомендации, пожелания и активное участие в подготовке рукописи к печати, а также преподавателю русского языка и литературы Галине Забияка, за оказанное содействие и поддержку в реализации замысла.

Большое начинается с… мелочи

О себе

Окружающий мир человек начинает постигать с первых мгновений жизни. Сначала — на уровне рефлексов. Любой внешний штрих: улыбка, взгляд, тональность слова, жесты не остаются без ответной реакции ребенка. Взрослые, наряду с умилением и восхищением от первых «достижений» малыша, с нетерпением ждут от него и самое первое слово, которое он произнесет: то ли это будет «папа», то ли «мама». Для кого-то, все это незначащие мелочи, а для ребенка знаковые события. Еще Сократ говорил, что хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Как важно, чтобы с каждым жизненным витком глобальное мышление не оттесняло так называемые мелочи жизни, которые по внешним очертаниям не столь заметны. Только с годами осознаем, что именно из этих незаметных мелочей и состоит настоящая жизнь.

Мгновение — необходимый элемент целого, глобального. Без его учета конечная цель станет недостижимой. Это не мелочи, которые можно проигнорировать. По степени значимости они ни с чем несравнимы.

Держать руку на пульсе — значит, не терять с поля зрения мелочи жизни, постоянно наполняя их любовью, заботой, добром. Тогда и любая высота, даже заоблачная, станет достижимой.

Жизненные мелочи — не хаотичное нагромождение. Каждая из них в отдельности сродни пазлу, которая еще ни о чем не говорит. Но они непременно выстраиваются в логичную последовательность. И только с годами из отдельных паз-лов складывается цельное жизненное полотно.

По сей день помню, как в четвертом классе, придя домой после школы, родителям прямо с порога заявил: «Когда вырасту, стану учителем истории!» Увы, мой порыв тогда не был поддержан. Мол, в таком возрасте ребенок не способен знать, кем он станет во взрослой жизни. А зря. Уже в те годы серьезно интересовался не столько конкретными поступками исторических героев, сколько мотивацией их свершения. В своих дневниках фиксировал собственные размышления. Правда, получалось коряво. Зато искренне.

В старших классах выпускал стенную газету. И не мог понять, почему она стабильно признавалась лучшей, и почему директор школы все ее выпуски складывал в отдельную архивную папку. В школьные годы все чаще стали возникать замыслы написать что-то эпохальное.

Находясь в состоянии постоянного творческого поиска, не заметил, как и школу закончил. А вот с будущей профессией определиться не успел. Нравилось все и, одновременно, ничего. Поэтому последовательно сдавал документы в совершенно разные учебные заведения, готовивших офицеров ВМФ, металлургов, железнодорожников, строителей, юристов… Экзамены сдавал успешно. Правда, для поступления необходимого количества баллов не набирал. В итоге, трудовую деятельность начал… токарем. На Запорожском заводе высоковольтной аппаратуры (случайность ли?) возглавил редколлегию цеховой газеты. Загорелся. Публиковал и собственные зарисовки. Особенно нравилось писать о конкретных людях.

Срочную службу начинал в школе связи в г. Николаеве. Потом продолжил ее на Краснознаменном Северном флоте. Вести дневник не переставал и во время службы. Это помогало мне лучше разбираться в самом себе и в других.

После службы снова вернулся на прежнее место работы. Спустя полгода комитет комсомола предприятия принимает неожиданное решение: рекомендовать меня не на учебу по профилю в машиностроительный институт, а в педагогический. Мотив такого решения звучал кратко и лаконично: «Твое призвание — быть учителем». До глубины души тронули эти слова. Вдобавок ко всему вспомнилась и фраза, некогда сказанная моим родителям о намерении стать учителем.

Пошел сразу на исторический факультет. Увы, не взяли, так как не был членом партии. В те годы были именно такие неписаные правила приема абитуриентов на истфак. Что делать? Не уходить же ни с чем. Внимание привлек филологический факультет: уж очень звучным у него было название. Решил попробовать.

Очень хорошо, что о привлекшем факультете изначально не имел ни малейшего представления. В ином случае, туда даже не пытался бы поступать. Поэтому не случайно, узнав, что попадаю в женское царство, решил сразу же ретироваться. Но не тут-то было. Пути к отступлению предусмотрительно перекрыла декан факультета фразой-приговором: «Вы зачислены без собеседования!»

В пединституте основательно погрузился в недра филологии, психологии и журналистики: в многотиражке «Педагог» был заместителем главного редактора. Кто бы мог подумать, что окажусь в наиболее благодатной среде, позволившей на новом уровне развиться умениям и навыкам быть наблюдательным и замечать в человеке внешне незаметные индивидуальные особенности личности.

25 лет работы в школе пролетели как один день, настолько они были насыщенными разнообразными событиями. Так, в числе первых апробировал экспериментальный курс «Этика и психология семейной жизни». Творчество М.Ю.Лермонтова по библейским мотивам преподавал по авторской программе. Стремился в педагогической практике использовать неординарные приемы и методы: то ли будучи классным руководителем, то ли завучем, то ли методистом областного института усовершенствования учителей.

Годы педагогической деятельности неразрывно были связаны и с журналистикой. Вел детские и подростковые страницы в областных газетах: «Всячинка», «ПодРОСТОК». Рубрики пользовались неизменным успехом у читателей.

В 90-е годы решил в своем городе освоить целинное пространство школьной журналистики. Замысел возник с «легкой» подачи дочери Александры. В классическом лицее, куда обратился со своим предложением, идею горячо поддержали. Начинал с чистого листа. Пришлось разработать авторскую учебную программу и методическое пособие «Курс практической журналистики». Предмет сначала имел статус факультатива. Через год — стал предметом по выбору.

В школе выпускали «Лицейскую газету», литературный альманах, индивидуальные сборники стихов, прозы и музыкальных композиций юных авторов. Вскоре опыт организации журналистики в классическом лицее распространился и на другие учебные заведения города и области, что послужило основанием для организации и проведения всевозможных конкурсов. «Лицейская газета» на них непременно становились победителем или призером. С первой же попытки стали победителями и в номинации «Долгожитель школиздата» на VI Всероссийском конкурсе школьных изданий в 2007 году. Кстати, «Лицейская газета» оказалась единственной среди школьных СМИ Украины, принявшей участие в этом конкурсе.

Погружение в психологию-соционику не прошло бесследно. В соавторстве с Е. Горенко подготовлена и издана в Москве книга-исследование «Природа собственного «Я», выдержавшая два издания. Многолетний опыт ведения дневниковых записей позволили написать и издать в Москве эссе «Глоток себя». В эти же годы была подготовлена и рукопись книги о семейных отношениях «На небесах».

Из педагогической среды плавно перешел в производственную сферу, начав работать ответственным секретарем в заводской многотиражке «Мотор Сич». Никакой адаптации не потребовалось: педагогический опыт пригодился и здесь. Буквально с первых публикаций даже сугубо технические темы начал облекать в «человеческую» одежку, что вызывало живой отклик у читателей газеты.

…В Москве какое-то время работал заместителем главного редактора авиационного журнала «Крылья Родины». Наиболее удачными публикациями были очерки о людях.

Жизнь удивительная штука и не всегда удается предвидеть все ее зигзаги. Совершенно неожиданно школьная журналистика снова возвратилась в мою жизнь: независимая открытая газета «А» в КРУГе» УМЛ детско-юношеской журналистики. Первые 5 лет ее истории оказались результативными. Это победы на XV Всероссийском конкурсе школьных изданий и на V ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье». А юные авторы регулярно становятся победителями и призерами литературных конкурсов в Омске и Долгопрудном.

В очередной раз приходится констатировать азбучную истину: (об этом говорил еще Микеланджело) Совершенство складывается из мелочей. Хотя, если пронаблюдать, к каким серьезным последствиям они приводят, можно сделать окончательный вывод: в жизни мелочей не бывает.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я