Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как

Владимир Александрович Дресвянников

Книга раскрывает содержание эмоционального интеллекта человека, как части общего интеллекта. Дана классификация эмоций. Представлены подходы к формированию системы управления эмоциями, в рамках которых даются тренинги и упражнения. Книга будет интересна тем, кто стремится к осознанной, богатой впечатлениями и достижениями жизни на основе интеллектуального развития.Часть текста – описание общей структуры интеллекта – была ранее опубликована в книге: «Развивай интеллект восприятия».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Система интеллекта

Общая структура интеллекта человека

Интеллект — это совокупность способностей человека к познанию, мышлению, генерации новых знаний с последующим их использованием для получения выгоды (пользы, блага).

Интеллект человека имеет физиологическое (F), психологическое (P), социальное (S) и экономическое содержание (E): I = {F; P; S; E}.

Физиологическое содержание интеллекта обусловлено тем, что интеллект человека неотрывен от его мозга как материальной основы существования и проявления.

Психологическое содержание интеллекта связано с наличием высших психических функций, второй сигнальной системы, сознания человека.

Социальное и экономическое содержание интеллекта определяется условиями жизнедеятельности человека, его назначением в определенных микро — и макро — социально-экономических ситуациях, профессиональной ориентацией человека. Эти две составляющие в общественной жизни человека тесно взаимосвязаны и во многих случаях их можно объединить, обозначив как .

Для тех, кто будет продвигаться дальше в изучении интеллекта, укажу несколько фамилий ученых, специализирующих в этой сфере:

1. Говард Гарднер — психолог, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии, автор «теории множественных интеллектов».

2. Джой Пол Гилфорд — психолог, автор структурной модели интеллекта.

3. Дэниел Гоулман — писатель, психолог, научный журналист, консультант, популизатор теории эмоционального интеллекта.

4. Роберт Солсо — психолог, авторитетный специалист в области когнитивной психологии.

5. Марина Александровна Холодная — психолог, исследователь в сфере психологии интеллекта, одарённости, педагогической психологии и когнитивных стилей.

6. Владимир Николаевич Дружинин — психолог, исследователь в области психодиагностики способностей человека.

7. Татьяна Владимировна Черниговская — российский ученый, популизатор науки, специализация — нейронаука и психолингвистика.

Исходя из структуры элементов интеллекта и с учетом трех содержательных составляющих — физиологическое (F), психологическое (P), социальное (S) и экономическое содержание (E), — определим следующие подвиды интеллекта человека, как его системные единицы:

1. Интеллект восприятия — это, главным образом, психические процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как индивидуума (личности), их отображения и запоминания (Р). Основу интеллекта восприятия составляет генетически заданная рецепторная (сенсорная) система человека, реализуемая посредством ощущений с созданием чувственного образа (F). От структуры этой системы, доминирования ее определенных элементов во многом зависит характер и степень проявления интеллекта восприятия. В свою очередь этот вид интеллекта определяет разнообразие и глубину мироощущений, объем освоенного человеком жизненного пространства, степень адекватности внутреннего мира человека внешнему (SE).

Поскольку первоначально восприятие определяется строением и особенностями сенсорных систем, то немного об этом.

Цитую, в связи с этим, специалиста-кинезиолога Сазонова В. Ф.:

«Сенсорные системы — это специализированные подсистемы нервной системы, обеспечивающие ей восприятие и ввод информации за счёт формирования субъективных ощущений на основе объективных раздражений. Сенсорные системы включают в себя периферические сенсорные рецепторы вместе со вспомогательными структурами (органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и сенсорные нервные центры (низшие и высшие). Низшие нервные центры трансформируют (перерабатывают) входящее сенсорное возбуждение в выходящее, а высшие нервные центры наряду с этой функцией образуют экранные структуры, формирующие нервную модель раздражения — сенсорный образ.

Итак, сенсорные системы — это информационные входы в нервную систему.

Виды сенсорных систем:

1. Слуховая. Адекватный раздражитель — звук.

2. Зрительная. Адекватный раздражитель — свет.

3. Вестибулярная. Адекватный раздражитель — гравитация, ускорение.

4. Вкусовая. Адекватный раздражитель — вкус (горький, кислый, сладкий, солёный).

5. Обонятельная. Адекватный раздражитель — запах.

6. Кинестетическая = осязательная (тактильная) + температурная (тепловая и холодовая). Адекватный раздражитель — давление, вибрация, тепло (повышенная температура), холод (пониженная температура).

7. Двигательная. Обеспечивает ощущение взаиморасположение частей тела в пространстве, ощущение своего тела). Именно двигательная сенсорная система позволяет нам дотронуться, например, рукой до своего носа или других частей тела даже с закрытыми глазами.

8. Мышечная (проприоцептивная). Обеспечивает ощущение степени напряжения мышц. Адекватный раздражитель — мышечное сокращение и растяжение сужожилий.

9. Болевая. Адекватный раздражитель — повреждение клеток, тканей или медиаторы боли.

1) Ноцицептивная (болевая).

2) Антиноцицептивная (обезболивающая).

10. Интероцептивная. Обеспечивает внутренние ощущения. Слабо контролируется сознанием и, как правило, даёт нечёткие ощущения. Однако в ряде случаев люди могут сказать, что ощущают в каком-либо внутреннем органе не просто дискомфорт, а состояние «давления», «тяжести», «распирания» и т. п. Интероцептивная сенсорная система обеспечивает поддержание гомеостаза, и при этом она не обязательно порождает какие-либо ощущения, воспринимаемые сознанием, т.е. не создаёт перцептивных сенсорных образов.

Восприятие — это перевод характеристик внешнего раздражения во внутренние нервные коды, доступные для обработки и анализа нервной системой (кодирование), и построение нервной модели раздражителя (сенсорного образа).

Восприятие позволяет строить внутренний образ, отражающий существенные характеристики внешнего раздражителя. Внутренний сенсорный образ раздражителя — это нервная модель, состоящая из системы нервных клеток. Важно понять, что эта нервная модель не может полностью соответствовать реальному раздражителю и всегда будет отличаться от него хотя бы в некоторых деталях».

Источник: Кинезиолог. Нести помощь людям. URL: https://kineziolog.su/content/fiziologiya-sensornykh-sistem (дата обращения 25.03.2021).

Что интересно, автор приведенного текста отмечает субъективность объективного даже на уровне физиологии: «формирования субъективных ощущений на основе объективных раздражений»; «важно понять, что эта нервная модель не может полностью соответствовать реальному раздражителю и всегда будет отличаться от него хотя бы в некоторых деталях».

Понятно, что «чем дальше в лес, тем больше дров» — первичная информация, проходя через систему психологических фильтров, все больше субъективно искажается.

Удивляет богатство рецепторной системы и, в тоже время, ее индивидуальная несбалансированность, доминирование какого-то одного вида рецепторов, что определяет особенности восприятия и задатки людей, их предрасположенность к определенному виду деятельности: живопись, музыка, сценическое искусство, спорт, техническое творчество…

Если к физиологии восприятия «приплюсуем» его психику, то получим репрезентивную систему — это совокупность элементов, позволяющих представить (репрезентировать) в психике необходимую информацию.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации с помощью репрезентативной системы людей условно можно разделить на категории: визуалы, аудиалы, кинестетики, полимодалы (дискреты, дигиталы), интуиты.

Очень интересные цитаты о восприятии человека:

«Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, ее нужно видеть и слышать» (К. Малевич).

P.S. Сказал так Малевич и изобразил черный квадрат. Что ты слышишь, видя эту черноту?

«Качество жизни всегда определяется тем, как вы воспринимаете ее, а не тем, что она вам предлагает» (Джагги Васудев (Садхгуру)).

«Сейчас весь мир — это сплошная экономика восприятия. Поэтому восприятие должно готовиться так же тщательно, как и сам продукт» (Д. В. Брейтенбихер).

P.S. Это о связи интеллекта восприятия и экономического интеллекта. Маркетинг посредством рекламы и PR влияет на наше восприятие — это извне. А наши потребности и цели — изнутри. Так проявляется экономика восприятия.

«Ты не можешь видеть того, что вижу я, ибо видишь только то, что видишь. Ты не можешь знать того, что знаю я, ибо знаешь только то, что знаешь. То, что вижу и знаю я, нельзя просто взять и приплюсовать к тому, что видишь и знаешь ты, ибо они различны по своей природе. И заменить одно другим тоже нельзя, ибо тогда мне придется заменить всего тебя мной» (Дуглас Адамс).

«Нельзя ожидать, что мир будет выглядеть светлым, если вы постоянно носите темные очки» (Томас Стернз Элиот).

«Наше восприятие избирательно: мы видим не реальность, а лишь то, что внутренне готовы принять. Мы игнорируем очевидные явления и факты, если они не укладываются в нашу картину мира, противоречат сложившейся системе ценностей и целей. Зато буквально на пустом месте „видим“ то, что эту систему подтверждает» (Сергей Степанов).

2. Эмоциональный (чувственный) интеллект — это эмоциональные реакции человека при восприятии реального мира; возможность осознавать свой внутренний эмоциональный мир и управлять им, ощущать и переживать внешние эмоциональные воздействия; эстетические способности человека; способности к созданию наглядных образов — воображение, фантазия (P).

Особенности эмоционального интеллекта во многом определяются его физиологической основой — строением, функционированием мозга, который имеет индивидуальные различия.

Физиологическую основу интеллекта составляет кора головного мозга, включающая миллиарды нервных клеток — нейронов, которые связаны в сложные сети клетками, выполняющими проводящую функцию — дендритами и аксонами (F) (Рисунок 1).

Рисунок 1 — Нейрон, аксоны и дендриды, прикрепленные к телу нейрона — соме

Большой мозг разделен на правое и левое полушария, которые соединены мозолистым телом.

Каждое полушарие особыми бороздами в коре делится на доли: лобная, теменная, височная, затылочная. Ниже затылочной доли располагается мозжечок.

Центральной бороздой мозг делится на передний и задний отдел. Передний отдел преимущественно составляет лобная доля. Теменная, затылочная, височные доли образуют задний отдел головного мозга. В них проецируются раздражения от органов чувств (зрения, слуха, кожной чувствительности, а также от рецепторов, заложенных в органах движения, — кинестетический, или двигательный, анализатор). Эту область называют сенсорной (или моторно-сенсорной).

Основная ответственность частей мозга:

— лобная доля — речь и обонятельные ощущения;

— теменная доля — моторно-сенсорные или общечувствительные ощущения (осязание, давление, боль), вкусовые ощущения;

— затылочная доля — зрение;

— височная доля — слух и обоняние;

— мозжечок — координация движений и равновесие, мышечный тонус, регулирование вегетативной нервной системы (Рисунок 2).

Рисунок 2 — Структура мозга

В структуре мозга человека есть особый участок — «эмоциональный мозг». В процессе эволюции человека он сформировался ранее других участков головного мозга, а в текущем процессе восприятия информации о реальном мире служит мозговыми «воротами», первым воспринимая сигналы от органов чувств и формируя реакцию (прежде всего через эндокринную систему) на них человека. Иначе говоря, человек вначале реагирует на события эмоционально, а затем обдуманно, рационально.

А что входит в состав эмоционального мозга (Рисунок 3)?

Таламус (греч. θάλαμος — бугор) или зрительные бугры — это парная структура головного мозга, представляющая собой скопление серого вещества яйцевидной формы и отвечающая за перераспределение информации от органов чувств (за исключением обоняния) к коре головного мозга. Таламус играет роль перерабатывающего, интегрирующего и переключающего центра для всей сенсорной информации и играет важную роль в запоминании информации. Большое влияние он оказывает на эмоциональное состояние человека.

Рисунок 3 — «Эмоциональный мозг»

Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье — отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров». Гипоталамус контролирует деятельности эндокринной системы человека с помощью нейрогормонов, а также факторов, стимулирующих или угнетающих выработку гормонов гипофизом. Гипоталамус образует с гипофизом единый функциональный комплекс, в котором первый играет регулирующую («внутренний дежурный»), второй — эффекторную роль.

В гипоталамус поступает информация из центров, регулирующих деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В нем расположены центры жажды, голода, центры, регулирующие эмоции и поведение человека, сон и бодрствование, температуру тела и т. д. Центры коры большого мозга корректируют реакции гипоталамуса, которые возникают в ответ на изменение внутренней среды организма. Гипоталамус выделяет обладающие морфиноподобным действием энкефалины и эндорфины, которые влияют на поведение (оборонительные, пищевые, половые реакции) и вегетативные процессы, обеспечивающие выживание человека. Гипоталамус регулирует функции организма, такие как ритм сердца, кровяное давления и спонтанные дыхательные движения.

Функционально сильный гипоталамус обеспечивает высокую работоспособность, стрессоустойчивость, обеспечивает сильную биологическую мотивацию.

Гипофиз (лат. hypophysis — отросток; синонимы: нижний мозговой придаток, питуитарная железа) — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию. Является центральным органом эндокринной системы; тесно взаимодействует с гипоталамусом.

Гиппокамп (от греч. Hippocampos — морской конёк) — часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Гиппокамп — парная структура, расположенная в медиальных височных отделах полушарий.

Участвует в создании эмоций, используется для хранения и обработки пространственной информации, но особенно важна его роль для формирования долговременной памяти.

Таким образом, сигналы, поступающие из рецепторной системы, перерабатываются «эмоциональным мозгом» и во многом определяют наше физиологическое и эмоциональное состояние.

Можно сказать, что эмоциональный интеллект является развитием интеллекта восприятия и во многом определяет богатство чувственной жизни человека, его способности к переживанию и сопереживанию, к самовыражению и творчеству (SE). Не забываем и об обратной связи — эмоции регулируют наше восприятие.

Кроме того, эмоциональный интеллект является средством чувственного и интуитивного познания реальной действительности — когнитивная функция эмоционального интеллекта. И в современных условиях, характеризующихся неопределенностью и риском, эта его функция является жизненно важной.

Эмоциональный интеллект выполняет и креативную функцию — он стимулирует творчество посредством креативных эмоций: любознательность, вдохновение, радость открытий…

Что интересно — наши эмоциональные особенности очень разнообразны и зависят от многого, в частности, как утверждают астрологи, от знака зодиака:

Овен — яркая эмоциональность, импульсивные проявления. Эмоции Овна не равны его чувствам, а сами чувства нуждаются, чтобы их заботливо поддерживал кто-то заинтересованный. Другими словами, Овен скорее пылок, чем сентиментален.

Телец ненавидит слишком яркие эмоции — они неуместны, по его мнению. Чувства Тельца глубокие, прочные, но до сердца добраться не так-то просто. Потому что Телец, во-первых, недоверчив, а во-вторых, — он страшно тормозит.

Близнецам характерна легкая, даже летучая эмоциональность. Вот была эмоция, а вот ее уже нет. Чувства? Чувства непрочные, невесомые, а есть ли они вообще?.. Близнецы и сами не знают.

Раки — это короли и королевы сентиментальности и слезливых чувств, как в лучших мелодраматических сериалах. Эмоции глубокие, палитра широкая, в общем-то, Раки — образцы того, как надо чувствовать.

Львы частенько эмоционируют ярче, чем оно того стоит. Самое глубокое чувство — чувство собственного достоинства, а вот чувство жалости им малопонятно.

Эмоции Дев упорядочены! Это самое главное, что о них нужно знать. Чувства — правильные, хотя частенько в душе Девы есть что-то совершенно неорганизованное, нелогичное, странное…

Весы лидируют в борьбе за звание того, кто проявляет эмоции красивее всех. Даже если внутри Весов буря из разнокалиберных чувств, наружу будет выдано что-то мягкое, летящее, понятное и приятное.

Скорпиону характерны интенсивные эмоции, противоречивые чувства. Драма, накал, трагедия. У Скорпионов никаких полутонов!

Стрельцы не очень жалуют негативные эмоции в целом, так что они довольно радостны и жизнелюбивы. Но! Это не касается гнева — вот его они и испытывают, и выражают часто.

Козероги почти всегда не понимают своих эмоций (или не принимают их), так что по эмоциональности они где-то на уровне грузовика (то есть никакие). Ну а чувства — глубокие, настоящие, да.

О, это самые оригинальные и странные эмоции, которые видел мир. Они настолько необычные, что у каждого Водолея свой странный набор чувств и эмоций.

Сентиментальность и склонность уходить в иллюзорный мир формируют в Рыбах чувственную душу, склонную, однако, таить свои эмоции, не открывая их каждому. Но если вы попросите рассказать, что они чувствуют, Рыбы расскажут заодно, и что чувствуете вы — настолько они понимают и свои, и чужие чувства.

Автор такой эмоциональной раскладки по знакам зодиака — Дарья Лопушкова. Цитируется по: Чувства и эмоции по знакам зодиака URL: https://horoscopes.rambler.ru/longread/44175671-chuvstva-i-emotsii-po-znakam-zodiaka/ (дата обращения 25.03.2021).

Кстати говоря, я отношусь к Ракам и сентиментальность, действительно, ощущаю в себе, что влияет и на мои поступки — сопереживаю и помогаю тому, кто плохо, кто слаб. Насчет глубины чувств у меня сомнения.

А в заключение обзора по эмоциональному интеллекту чудесные цитаты:

«…часть нашего мозга, которая спасла жизнь еще нашим первобытным предкам, до сих пор предостерегает нас от опасности. И, несмотря на то, что мы уже много веков не слушаем свой внутренний голос, он до сих пор достаточно силен и влияет на наше восприятие без нашего осознания» (Д. Кэрол).

«Не стоит ненавидеть врагов. Эмоции мешают думать» (из фильма «Крестный отец»).

«Только людям ограниченным нужны годы, чтобы отделаться от какого-нибудь чувства или впечатления. А человек, умеющий собой владеть, способен покончить с печалью так же легко, как найти новую радость. Я не желаю быть рабом своих переживаний. Я хочу ими насладиться, извлечь из них все, что можно. Хочу властвовать над своими чувствами» (Оскар Уальд).

«Всякая эмоция непроизвольна, если она искренна» (Марк Твен).

P.S. Мое ощущение — в наше время искренние эмоции остались только у детей. Ну может еще у блаженных.

«Люди, в сущности, живут только для того, чтобы переживать эмоции» (Януш Леон Вишневский).

P.S. А не для того, чтобы удовлетворять потребности?

«Человеческие эмоции как произведения искусства, их нетрудно подделать. Иногда они только кажутся подлинными, а приглядишься — фальшивка» (Билли Уистлер).

«А вот интересная цитата о важности эмоций в нашей жизни: «Я, может быть, не очень умный, но я знаю, что такое любовь» (Форрест Гамп).

P.S. А что тебе предпочтительней — быть умным или счастливым? Я услышал о тебя — и то, и другое! А возможно ли это?

3. Интеллект мышления (продукционный), содержащий психические процессы логического, системного, каузального мышления (P), обеспечивающие нейронные операции обработки информации, основанные на цепочках ассоциаций. Аналогично эмоциональному интеллекту степень развитости интеллекта мышления будет во многом определяться генетически заданным строением коры головного мозга человека (F), наличием тех или иных анатомических патологий. В социально-экономическом аспекте (SE) интеллект мышления позволяет завершить процессы восприятия, систематизировать полученную информацию с учетом ее полезности, создает технологии выполнения процессов жизнедеятельности человека в обществе: поведения, преобразования среды (иначе говоря, производственно-операционных процессов), является средством снижения жизненных рисков, достижения поставленных целей.

Интеллект мышления взаимодействует с эмоциональным интеллектом и управляет им, обеспечивая гармонию жизнедеятельности, создает ментальную базу для функционирования других видов интеллекта.

При доминировании правого полушария коры в большей степени проявляет себя эмоциональный интеллект, а при доминировании левого — рациональный. Природная сбалансированность (F) интеллекта мышления и эмоционального интеллекта во многом определяется строением, так называемого мозолистого тела, соединяющего левое и правое полушария мозга.

В представленной классификации мы поставили эмоциональный интеллект перед интеллектом мышления, что связано со строением мозга, обуславливающим первичность эмоциональной реакции человека на воспринятую информацию. Однако в процессе интеллектуальной деятельности при развитом инструментарии управления интеллектом эти виды интеллекта могут произвольно меняться местами в зависимости от установленных целей и задач.

Интеллект мышления, если он очень подвижен, быстр, частью сливается с интеллектом восприятия, управляя восприятием — направленностью и избирательностью внимания, его сосредоточением, переключением, производя операции по запоминанию и первичной ситуационной обработке информации. В этом заключается сила и гибкость интеллекта.

Дарю много интересных (!) цитат по теме:

«Узость мышления, дает узость зрения» (Е. В. Антонюк).

P.S. Это о связи интеллекта мышления и восприятия.

«Ваш ум — всё. Вы становитесь тем, что думаете» Сиддхартха Гаутама (Будда)).

«Ясное мышление требует мужества, а не интеллекта» (Томас Сас).

P.S. Эмоции страха ограничивают наше мышление. За ясной мыслью последуют правдивые слова и честные действия, но к чему это приведет?

«Мой мозг бунтует против отсутствия работы. Застой губителен» (Шерлок Холмс).

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать» (Иоганн Каспар Лафатер).

«Жаль, что мысли нельзя привести в порядок так же быстро и легко, как волосы» (Дарья Донцова).

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель).

«Никогда не мешайте процессу мышления — и тогда успех вам обеспечен. Столкнувшись с оппозицией, даже в лице собственного мужа или детей, стремитесь преодолеть её путём аргументов, без ссылок на свой авторитет. Потому что победа, зависящая от авторитета (власти), недействительна и иллюзорна» (Бертран Рассел).

P.S. Такое качество человека называется «ассертивность» — самостоятельность мышления и поведения, умение убеждать не обижая, не угнетая, не давя авторитетом.

«Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом» (Фридрих Вильгельм Ницше).

«Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека» (Аристотель).

P.S. Не знаю… Для меня мышление — это труд, иногда — очень напряжный.

«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений» (Фридрих В. Ницше).

P.S. Сравни с предыдущим высказыванием Аристотеля. Может быть, Ницше по природе своей такой грустный?

«Ум имей хоть маленький, да свой» (Максим Горький).

«Мышление — великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» (Гераклит Эфесский).

P.S. Это хорошо — мыслить и поступать в соответствии со своей природой! Но вначале ее нужно познать!

«Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются» (Франсуа де Ларошфуко).

«Ум богатеет от того, что он получает. Сердце — от того, что оно отдаёт» (Виктор Гюго).

P.S. Мне нравится эта цитата!

4. Креативный (творческий) интеллект, который определяется степенью природно-заданной интеллектуальной активности и мощности (F), гибкости, подвижности, ассоциативности мышления и поведения человека (P), способностью не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности, что позволяет создавать новую информацию и знания; принимать эффективные решения в условиях неопределенности, обучаться и изменяться ().

Креативный интеллект является основным фактором эффективной социальной и экономической деятельности человека в современном обществе, характеризующимся непрерывным интеллектуально-инновационным развитием ().

Фактически креативный интеллект является особым проявлением взаимодействия эмоционального и логического интеллектов. Но стимулом его проявления служат следующие виды интеллекта — социально-культурный и экономический, которые создают потребность в творчестве и определенным образом направляют его. Он обеспечивает два важнейших назначения интеллекта — адаптацию к существующей реальной действительности (изменение себя) и ее изменение (создание новой реальной действительности). Что именно необходимо делать в сложившейся ситуации: а) адаптироваться; б) изменить реальный мир; в) изменить себя, чтобы затем изменить реальный мир — решают эмоциональный, логический, социально-культурный и экономический виды интеллекта во взаимодействии.

Современная экономика — экономика новейших научно-технических знаний, которые быстро переходят из стен лаборатории на потребительский рынок в виде продуктовых и процессных (технологических) инноваций. Креативность нужна не только исследователям и разработчикам, но и торговым посредникам — менеджерам, маркетологам, — и потребителям тоже. В частности, из-за того, что многие производственные технологии доступны широкому кругу людей — лозунг «Технологии в массы!». Это — технологии 3D-печати, технического и бытового, народного творчества, дизайна, программирования, создания различных интернет-ресурсов и пр. Поле для творчества — огромное! Значительная его часть находится в Интернете, отсюда возможность свободы творчества, самовыражения.

Кадровики криком кричат: «Нам нужны креативные сотрудники!». При оценке персонала используются тесты на креативность, программы развития креативности включаются в систему обучения персонала, креативность стимулируется экономически… Всё это тоже современный тренд!

Ну и интересные цитаты по теме:

«Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью» (Джеймс Гуднайт).

«Ни в коем случае нельзя недооценивать те озарения, которые просты настолько, что могут поместиться на салфетке» (Стив Джобс).

P.S. Простые идеи дают малые инновации, не содержащие научных открытий, радикальных изобретений. Но как они могут быть эффективны на рынке!

«Слишком много правил и слишком много предсказуемости убивают креативность» (Майк Кржижевски).

«Полезно иногда переворачивать свой ум вверх ногами, как песочные часы, чтобы позволить его содержимому течь в другом направлении» (Кристофер Морли).

«Воздух полон идей. Они постоянно стучатся к вам в голову. Вы просто должны знать, чего вы хотите, затем забыть это и заниматься своим делом. Идея придет внезапно. Так было всегда» (Генри Форд).

«Талант — способность делать то, чему нас никто не учил» (Джейсон Стэтхэм).

«Творчество приходит тогда, когда вы расслаблены, счастливы и наслаждаетесь настоящим» (Робин Шарма).

P.S. Эта и следующие цитаты о связи креативности с эмоциями.

«У меня нет особого таланта. Я просто любознателен» (Альберт Эйнштейн).

«Энергия приходит вместе с идеей» (Джо Витале).

5. Социально-культурный интеллект.

Вообще термин «социальный интеллект» ввел в психологию Э. Торндайк в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».

Г. Олпорт в 1937 г. определил социальный интеллект как способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, как считал, — это особый «социальный дар», обеспечивающий бесконфликтность в отношениях с людьми, а продуктом социального интеллекта является социальное приспособление, а не глубина понимания.

По Дж. Гилфорду социальный интеллект — это совокупность способностей к познанию людей. А что именно познавать?

Он включил в эту систему:

— познание элементов поведения (CBU) — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальтпси — хологии);

— познание классов поведения (СВС) — способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

— познание отношений поведения (CBR) — способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении;

— познание систем поведения (CBS) — способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

— познание преобразований поведения (СВТ) — способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

— познание результатов поведения (CBI) — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Определим социально-культурный интеллект как совокупность развитых вербальных способностей человека; экстравертной направленности психики; способности к эффективному общению и взаимодействию с людьми (Р); умения определять свой социальный статус и общественное предназначение — миссию; сформированную воспитанием и самовоспитанием, продуктивную систему ценностей, верований, правил, установок, норм (SE). Конечно, все это формируется, как указал Дж. Гилфорд, посредством когнитивных способностей к познанию и пониманию людей, обладания эмпатией.

Еще можно сказать, что социально-культурный интеллект — это продуктивное субъект-субъектное познание, отношения, поведение.

Характер и степень проявления социально-культурного интеллекта определяется как его природной основой — активностью соответствующих участков головного мозга (F), так и уровнем развития психологической (P) и социально-экономической составляющих (), а его содержание — наличием и особенностью построения ментальных моделей социального самопозиционирования, социальных отношений и поведения (P ^ SE).

Этот вид интеллекта существенно влияет на успешность жизнедеятельности человека, на реализацию его генетически заданного интеллектуального потенциала (F).

Достаточно много тренингов помогают людям стать успешными в обществе, иначе говоря, натренировать свой социально-культурный интеллект: тренинги лидерства, гармонизации отношений в семье, на работе, командного взаимодействия, управления конфликтами.

А с позиции экономики развитый социально-культурный интеллект — это нематериальные активы его собственника, социально-культурный капитал как особый вид капитала. Его основу составляют продуктивные отношения и продуктивное поведение, точнее — их информационные модели.

Социально-культурный интеллект тесно связан с эмоциональным. Но главное отличие в том, что эмоциональный интеллект направлен на себя, а социально-культурный — на других людей. Так что в первом случае мы познаем и управляем своими эмоциями, а они могут быть относительно вещей, событий, природы, своего физического состояния, во втором же случае — это субъект-субъектные эмоции. Но не «кидайте в меня камнями» — конечно, эти два множества пересекаются и границы их расплывчаты. Любовь — это чувства по отношению к человеку, но насколько они индивидуальны, направлены во внутрь!

Безусловна его связь с экономическим интеллектом, который представлен ниже. Причем социально-культурный интеллект является источником, первопричиной экономического интеллекта. В современном мире бизнеса экономический результат создается, прежде всего, посредством социальных отношений, не так ли?

И, конечно — связь с характером человека, с его устойчивыми социально-значимыми чертами. Мы говорим — «скверный, противный, вредный характер», «эгоистичный, злобный человек», «неуравновешенный характер». Какой может быть создан социально-культурный капитал с таким характером?

Ну, и в заключение этого вопроса несколько полезных цитат:

«Будь мудрей других и не показывай им этого…» (Януш Леон Вишневский).

«Кто умнее, тот скромнее» (Автор неизвестен).

P.S. По моему, не любят тех, кто умничает, а по настоящему умный человека, который может дать хороший совет, обладает авторитетом эксперта.

«Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе» (Мария-Эбнер Эшенбах).

«Овца и волк по-разному понимают слово „свобода“, в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе» (Авраам Линкольн).

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (Виссарион Белинский).

P.S. Это однозначно, хороший пример — это известные из истории «маугли» — дети, воспитанные животными.

«Научиться вести себя в обществе — так же мучительно, как научиться кататься на коньках. Единственный способ пережить позор — смеяться над собой вместе со всеми» (Джордж Шоу).

P.S. Как нужен эмоциональный интеллект!

«Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками — там нужна разменная монета, в особенности мелочь» (Никола Шамфор).

«Учись опускаться до уровня тех, среди которых находишься» (Филип Честерфилд).

P.S. У меня сомнения — нужно ли так делать? Если только как игра, хитрость, способ бесконфликтного общения.

«В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей» (Джордж Оруэлл).

P.S. Две предыдущие цитаты противоречат этой.

«Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба эти закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого, составляют сущность человечности» (Михаил Бакунин).

6. Экономический (предпринимательский, хозяйственный) интеллект — это, прежде всего, практическая сметка, смекалка и предприимчивость, способность видеть в окружающем мире возможность создания экономического результата и извлечения из него выгоды (SE). Эти способности «подогреваются» такими чертами характера как воля, целеустремленность, ассертивность (умение отстаивать свои интересы, не зависеть от других), стрессоустойчивость, самомотивация трудолюбие и т. д. (P), продуктивные ценности, установки и принципы жизни (S).

Экономический интеллект, как и креативный, во многом определяется активностью и мощностью работы нейронной системы мозга (F).

К экономическому интеллекту наиболее близок социально-культурный интеллект, который составляет продуктивную благоприятную основу и фон экономической деятельности человека.

Экономический интеллект является производным от всех предыдущих видов интеллекта. Если образно представить интеллект в форме ножа, то экономический интеллект — это его лезвие, заточенное под практические хозяйственные цели.

Можно говорить об общем экономическом интеллекте, например, предприимчивость в целом, но важнее — специализированный экономический интеллект, в котором восприятие, мышление и прочие элементы настроены под конкретную деятельность и цель.

Экономический интеллект во многом определяется:

1) содержанием памяти — какие знания имеем, настолько они полны, точны, актуальны;

2) наработанными технологическими инфо-моделями: умениями и навыками, технологическими процессами, операциями и приемами;

3) инновационными идеями, решениями, ноу-хау и другими продуктами креативной инновационной деятельности.

Три эти составляющие образуют интеллектуальный капитал, дающий его владельцу экономический результат, благосостояние.

Не забываем о капитале в форме продуктивных связей и отношений, культуры поведения, жизненных ценностей — социально-культурный интеллектуальный капитал.

Работающие в одном направлении, социально-культурный и экономический интеллект — нематериальная база жизненного успеха человека! Совокупный капитал дает большую отдачу!

Очень интересны примеры успешных предпринимателей, бизнесменов, которые «оседлали» свой интеллект и сумели создать продукты и услуги бешеной популярности!

Вот пара коротких историй.

История первая.

Как известно, все маленькие девочки любят играть в куклы. При этом изначально, с давних пор кукла — это прототип ребеночка с пухленькими кривоватыми ножками и ручками, соответствующими пропорциями тела и атрибутами игры.

Но американка Рут Хэндлер заметила, что ее дочь Барбара с особой охотой играет с бумажными куклами прототипами взрослых людей. Возникла догадка, что у детей есть потребность представлять себя не мамой, а девушкой, иметь подругу девушку и жить взрослой жизнью. Такая маркетинговая догадка реализовалась в идею и была создана кукла Барби. К творческой идее добавились предпринимательские связи, накопленный производственный и коммерческий опыт. И вот результат — кукла Барби покорила весь мир! Она стала любимой игрушкой миллионов детей по всему земному шару! А ее создатели продолжили приумножать свой интеллектуальный капитал и, соответственно, финансовый именно в этом направлении, создавая и продавая новые образы кукол, аксессуары и атрибуты игры.

История вторая.

История довольно интересная. Предпринимательская идея, приведшая к огромному успеху, была найдена и реализована (!) первоначально в сфере производства, а затем — в сфере продаж.

Началось с того, что американец Герберт Доу изобрел дешевый способ производства брома и основал компанию Dow Chemica для продажи своего продукта в Америке. Но! На рынке брома в то время главенствовала немецкая компания, которая стремилась не пустить конкурента в Европу.

Герберт Доу был не из робкого десятка и начал торговать на европейских рынках. Тогда немцы пришли со своим товаром в Америку, продавая его по демпинговым, разорительным для конкурента, ценам.

Тут Герберт Доу «включил» свой предпринимательский интеллект и подумал: «Ого-го! Скуплю-ка я дешевый немецкий бром, упакую в свои фирменные коробки и продам в Европе — там его цена будет ниже существующей!»

Придумано — сделано! Немцы удивились дважды:

1. Почему в Америке их бром пользуется бешеной популярностью — его мгновенно скупают?

2. Почему в Европе стало так много брома фирмы Герберт Доу по низкой цене, который также очень популярен?

Пока они искали ответ на этот вопрос Доу захватил большую долю европейского рынка, потеснив конкурентов с менее развитым предпринимательским интеллектом, чем у него. Вот так!

Представленный перечень видов интеллекта расположен в определенной процессной последовательности: от восприятия реального мира до его хозяйственного использования и преобразования. Однако фактически, как уже было отмечено, имеет место сложное взаимодействие различных видов интеллекта, изменение порядка их следования. В частности креативный интеллект определяется не только состоянием восприятия, эмоционального переживания и мышления, но и социальной составляющей интеллектуальной и реальной деятельности человека, его культурой, социальным статусом и пр.

Системно представленная структура интеллекта человека (Рисунок 4), по нашему мнению, является удобной для организации его оценки и построения обучающих и тренинговых программ по интеллектуальному развитию человека.

Рисунок 4 — Системное представление структуры интеллекта человека

Материальную базу предлагаемой структуры интеллекта человека составляет его природная основа (F) (Рисунок 5), которая определяется генетически заданными физиологическими параметрами. В большей степени в нее «врастает» интеллект восприятия. Прочно в ней «закреплены» эмоциональный интеллект и интеллект мышления. Креативный интеллект также значительно определяется природной основой мозга человека, но применение технологий творческой деятельности значительно повышает его мощность. Социально-культурный и экономический виды интеллекта уже в значительной степени определяются воздействием не природного, а искусственного фактора: обучением и самообучением, воспитанием и самовоспитанием, непосредственно практической деятельностью человека, воздействием окружающей человека социальной среды.

Рисунок 5 — Структурная схема связи видов интеллекта с его природной основой

Ни один вид интеллекта нельзя полностью отделить от его природной основы, поэтому определенная часть i-го вида интеллекта — это природные способности (F), другая же — искусственно созданные способности и умения, формируемые и развиваемые методами психологических (Р) и социально-экономических дисциплин (SЕ).

При этом если содержание природной физиологической составляющей (F) следует учитывать в интеллектуальной деятельности и в интеллектуальном развитии как некую данность: Fconst, к которой необходимо адаптироваться, то содержание психологической и социально-экономической составляющих как искусственной части интеллекта (A) необходимо регулировать и изменять: А = (Р ^ SE) → var.

Применение процессного подхода позволяет определить функциональное взаимодействие отдельных подсистем интеллекта в его общей интеллектуальной деятельности:

1. Интеллект восприятия обеспечивает информацией эмоциональный интеллект и интеллект мышления.

2. Интеллект мышления и эмоциональный интеллект создают инструментальные механизмы творческой деятельности человека, использующей воспринятую информацию.

3. Социально-культурный интеллект определяет контекст деятельности человека, ее направленность, формирует внутреннее правовое поле, содержащее критерии и ограничения, создает благоприятные внешние социальные условия деятельности. Этот вид интеллекта является также необходимым для создания группового творческого интеллекта.

4. Экономический интеллект является завершающим звеном в интеллектуальной деятельности человека, определяя экономическую целесообразность существования человека, его успехи, эффективность жизнедеятельности. Без этого вида интеллекта имеет место «интеллектуальная обломовщина».

Этакая цепочка «ценностей»: увидел → вдохновился (заинтересовался, удивился, озадачился…) → придумал идею (решение, проект) → вписал в общественный контекст (среду, общность) → реализовал (довел «до ума», до потребителя).

Виды интеллекта

В этой части моего повествования представлю виды интеллекта, но под другим углом — с точки зрения его осознанности (проявления в сознании, умения ощущать свои ментальные процессы).

Начнем с материального. Физиологическая основа интеллекта — нервная система, главное в которой — головной мозг. Но и другие ее части имеют значение — физиологи утверждают, что и система пищеварения имеет свой мозг и умеет принимать решения в соответствии со своей специализацией (статья на эту тему: Мозг в животе: источник интуитивного знания и мудрости URL: https://econet.ru/articles/80221-mozg-v-zhivote-istochnik-intuitivnogo-znaniya-i-mudrosti). Многие решения, связанные с движением, балансом, пространственной ориентаций, выбором среды, еды, цветов и любимого человека принимаются нашей нервной системой самостоятельно.

Следовательно, можно говорить о физиологическом интеллекте (интеллекте тела).

В нашем мозгу бесконечно прокладываются и стираются разные нейронные дорожки и по ним неосязаемо нами пробегают электро-био-химические процессы, стихийно формируя различные впечатления, образы и решения на основе полученной ранее информации («утро вечера мудреней», эврика, озарение) это, назову его так, подсознательный (неосознанный) интеллект. Он есть и очень хорошо, что он есть, особенно для творчества.

Ну, а поскольку мы — люди, то поднимаясь над физиологией нервной системы, мы осознаем проявление деятельности нашей нервной системы — психику и целенаправленно с учетом наших потребностей начинаем ее использовать в своей жизни — это собственно интеллект (осознанный интеллект). Степень осознания (осознанности, просветления) у разных людей разная.

Далее применим функциональный подход исследования (надо же — наука!) и выделим в интеллекте три функции (Рисунок 6):

1. Операционная (производственная), которая крупно включает в себя субблоки: познание, обучение, применение знаний. А субблоки включают в себя блоки — восприятие информации, память, мышление…, и отдельные процессы — концентрация, деконцентрация внимания, запоминание, забывание, припоминание, анализ, синтез… — такая вот иерархия. Результат операционной функции интеллекта — определенный нематериальный (информационный) продукт. А какого он вида и для чего предназначен — это зависит от специализации деятельности человека: у инженеров свой, а у художников свой в соответствии со спецификой операционного блока интеллекта.

Часто интеллект ограничивают операционной функцией. Но есть еще две.

2. Управляющая 1 рода (административная). Представим себе завод, производящий какую-то материальную продукцию, например, кастрюли (или другую по вашему выбору). Хозяйственная деятельность завода состоит из двух частей: производственная (ее осуществляют цеха) и управленческая (администрация завода). Без второй первая превращается в хаос. Это еще древние люди заметили в своем домохозяйстве. А Фредерик Тейлор создал современную научно-практическую промышленную базу (вот здесь можно про него почитать URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Тейлор,_Фредерик_Уинслоу).

Также и в нашем «ментальном заводе (психо-заводе) — интеллекте — осуществляется управление операционной (производственной) деятельностью: выбор на чем сосредоточиться (ее направление, объект и предмет) рассредоточиться, переключиться, охватить; что запомнить, забыть; о чем помыслить… Мы осуществляем контроль, мотивацию операционной интеллектуальной деятельности, прогнозируем и планируем ее. В какой степени? Это другой вопрос — уровень развития интеллекта индивида.

3. Управляющая 2 рода — метакогнитивная (мышление о мышлении). Это следующий уровень осознания своей психики — управление технологией, методами, способами, стилями интеллектуальной деятельности (как операционной, так и управленческой 1 рода).

Рисунок 6 — Схема функционального строения интеллекта

Если рассмотреть реальный завод, то управляющая интеллектуальная деятельность 2 рода на нем проявляется как управление технологиями — методами, способами, приемами, ноу-хау работы, как операционной, так и управляющей. «Как делаем?» — это основной вопрос. И понятно, что соответствие применяемых технологий предмету нашего производства («как делаем» должно соответствовать тому, «что делаем»), совершенство (качество, степень умения) их применения, поддержание технологий производства и управления на современном уровне обеспечивает качественный и экономически эффективный результат. В противоположном случае — моральное устаревание производства и печальный результат.

Так и в интеллектуальной деятельности — «обмозговывая» что-либо, нужно мониторить ментальный процесс и включать в него наиболее подходящие методы, способы работы с информацией, переходить от одной технологии мыслеработы к другой, совершенствовать их применение, создавать ноу-хау. Тогда качество и производительность интеллектуальной деятельности будут высокими, а интеллектуальный продукт — тот, что нужно, т.е. он будет соответствовать нашим потребностям, целям, развивать первоначальную идею до совершенства. Такие ментальные умения — это высокая степень осознанности интеллекта, это значительный наработанный ментальный опыт.

Рассмотрим и другой пример. Предположим, что я — поэт Печкин. Написание стиха — операционная деятельность. Управленческая — выбор темы, формы (стишок — поэма, серьезный — юморной), вида стихотворного размера (ямб, хорей…), вида рифмы, управление вхождением в творческое состояние. А вот третьей функции интеллекта может и не быть (впрочем, и второй, если стих пришел в голову сам). А если она есть, то я управляю мыследеятельностью: как, каким способом сформировать метафору, сравнение, гиперболу… То есть я осознаю как я мыслю в стихосложении и как можно еще это делать по другому и, соответственно, перехожу в другой способ мышления.

Инструментом метагокнитивной интеллектуальной деятельности является рефлексия — умение отстраниться от себя, посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои ментальные (психические) процессы.

В итоге получается, что интеллект — это способности нашей психики выполнять ментальные функции (иначе говоря, интеллектуальную или ментальную деятельность) трех видов:

— операционную — производство информационного продукта;

— управленческую 1 рода — управление производством информационного продукта;

— управленческую 2 рода — управление технологиями (методами, способами, приемами, умениями, навыками) операционной и управленческой первого рода функций интеллекта.

Поработаем!

1. Сосредоточьтесь и подумайте — применяете ли вы рефлексию, т.е. способны ли осознавать свои психические процессы — ощущения, переживания, чувствования, состояния, мысли.

2. Порефлексируйте. Как долго вам удалось удержать внимание на своем внутреннем мире?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я