Чем является тело в нашей жизни? Можно ли говорить о «теле культуризма», «теле болезни», «теле, пылающем от наслаждения», «теле, лишённом веса», «теле горения» тибетских монахов, черпающих жар из космоса? Тело – не тюрьма. Художники с помощью имматериального тела способны «заглянуть» в небо, работают с телом на «уровне антропологии», воспринимают тело как «сосуд страданий», формируют гибрид тела и машины. А Стерлак даже сотворяет произведение внутри тела – скульптура «Желудок».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тело в современном искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Вита Хан-Магомедова, 2021
ISBN 978-5-0055-7408-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Тело в современном искусстве
Какое тело было у Икара, когда он привязывал к нему крылья?
Введение
Как несовершенно наше бренное физическое тело! Можно менять свои взгляды на общество, на те или иные теории, исповедовать те или иные религии, с умным видом рассуждать о том, что озоновая дыра — результат дурных накоплений человечества и т. д. Но телом, увы, мы остаёмся тем же, постоянно нуждающемся в еде, одежде, существом. Мы страдаем от жары, холода, удара молнии и т. п. А болезни? Головные боли, порок сердца, язва, рак, СПИД, коронавирус. И эта невероятная регулярность: каждый день необходимо чистить зубы, бриться, принимать душ, ходить в туалет. Как хочется освободиться от всего этого! Вырвать все свои внутренние органы, почувствовать необыкновенную свободу и взлететь ввысь, к звёздам, ощущая себя лёгким как пёрышко. Теперь всё тело станет одним сплошным глазом, ухом. Можно помечтать о такой «физической» проекции в ХХI и XXII веках. Кто знает, какие великие открытия ожидают нас в ХХI и XXII столетиях? И мечта наша дерзновенная — освобождение от ненавистной физической оболочки — может, и не окажется для многих столь уж нереальной.
Чрезвычайно заманчиво рассмотреть различные подходы к исследованию, использованию тела человеческого. Особенно в художественной практике: и кредо тибетских монахов, и феномен ВТО (внетелесный опыт — терминология, принятая у оккультистов), и распространённая среди многих западных исследователей точка зрения о том, что транс — панацея от всех бед. Это и новые объяснения «одержимости бесом», и даже попытка астрологического объяснения смены того или иного типа сексуальности… Человеческое существо, его тело, сознание — единственная Вселенная, которую, несомненно, мы никогда не перестанем исследовать. А потому так правомерны вопросы…
Чем является тело в нашей жизни? Что представляет собой тело в современном обществе? Чем является тело для современного искусства? Какова роль тела в шаманистских практиках? Что означает выражение «иметь дьявола в теле»? Можно ли говорить о «теле культуризма», «теле болезни», «теле оргазма», «теле, пылающем от наслаждения»?
У тибетских монахов тело является мерой пространства, мерой какого-то иного измерения. Они проводят целые ночи коленопреклонёнными с обнажённым торсом в храме с красноватыми стенами, обтирают друг друга мокрыми старыми лоскутами, чтобы немного смягчить этот горячий жар, это горение тела, которое они получают из космоса. Иными словами, у тибетских монахов возникает «горячий контакт» с потусторонними силами, с другим измерением. И тело, таким образом, становится мерой пространственных взаимоотношений.
И тело в искусстве сегодня рассматривается как незаменимый сюжет в художественной продукции с весьма широким спектром выразительных возможностей, которые оно предлагает. За пределами клише современного искусства, весьма далёкими и непонятными для обычного человека, подход к таким произведениям менее тяжёлый, чем по отношению к другим художественным формам с тотальным абстрагированием между образами и значением.
Начиная с первичных форм изображения, через различные эпохи, на протяжении длительного периода, человеческое тело всегда являлось неиссякаемым источником вдохновения для творцов в различных художественных практиках. Без тела не было бы самого искусства. А также всего того, что является продуктом человеческой деятельности.
Тело, человек и искусство
В зарубежных словарях можно найти следующую расшифровку или описание слова «тела»: «Существительное, материальная субстанция, облечённая в кожу…, которая вступает в противоречие с духом и душой, материальный объект, организованная группа людей, которые встречаются со специфической целью…» (Giannakopoulos P.E. Greek Dictionary. Athens. 1997. P.1594). Можно по-разному охарактеризовать это странноватое определение, но несомненно одно: такой подход предполагает чёткое различие между телом, представленным как организм, как дух и телом, которое воспринимается как психологическая сущность.
В каждую эпоху существовали свои представления о теле как сущности. Платон полагал, что красивое тело является первой ступенью к абсолютной красоте и к Богу. В то же самое время он описывал тело как гробницу для души. Однако, действительно ли физическое удовольствие лучше интеллектуального наслаждения? Философ Рене Декарт (1596—1650) характеризовал тело как машину. А Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) заявлял об идентичности понятий «делать добро» и «быть красивым». Он говорил о слиянии тела с душой, о смешивании физической и моральной красоты.
В эпоху Возрождения тело больше не воспринимали как «врага». Всё большее значение начала обретать идея красивого, доброго и личностного начала. Необходимость отделения разума и души от тела продолжала увлекать людей в различные эпохи и в наши дни.
Джозеф Брёер и Зигмунд Фрейд не только предполагали, что тело и дух — нечто единое, но они также утверждали, что существует прямая зависимость тела и духа и непосредственные отношения между телом, душой и духом. Герберт Рид заявлял, что термин искусство следует применять к таким практикам, которые являются фундаментальными и соотносятся с открытиями в современной биологии человеческого тела. Если тело можно считать первостепенным для человеческого существования, то искусство — зеркало нашей реальной жизни. Реальная жизнь не всегда характеризуется гармонией и равновесием. Иногда в ней прослеживаются несоответствие и расхождения.
Каждое крупное общество имело по крайней мере одну традицию в телесном искусстве. Существует много способов быть человеком и много различных типов красоты. Иногда различные марки идентичности мешают друг другу, но они имеют очень глубокое значение. Когда мы украшаем наши тела, мы рассказываем окружающим людям, что именно мы считаем в себе самым индивидуальным и неповторимым. Многие люди используют человеческую кожу как живой холст, представляя прошлый опыт, храбрость, статус, красоту, защиту, плодородие, магию, трансформации и связи с другими сферами деятельности человека. И открывают бесконечное разнообразие форм, способов для функционирования в качестве «живого» произведения искусства.
Помимо этого, тема «тело в искусстве» предполагает существование и других символов, знаков, защищающих от дьявольского сглаза и злых духов, дарующих плодородие и наделяющих магической властью. И мы всё больше ощущаем, как размываются границы между реальностью и иллюзией, богом и человеком, добром и злом, жизнью и смертью, прошлым, настоящим и будущим. А искусство в этом процессе помогает лучше понять, что происходит в мире, почему тема «тело в искусстве» обретает сегодня такое важное значение. Неудивительно, что и художники это хорошо понимают и демонстрируют нам огромное разнообразие и великолепие способов интерпретации темы «тело в современном искусстве».
Трансформация тела в искусстве сегодня
Обнажённое человеческое тело было излюбленным сюжетом художников всех времён и народов. Женщина была в центре нового стиля конца ХIX века, получившего разные названия в разных странах — «Ар нуво», «Югендстиль», «Либерти», «Модерн», в котором важное значение играет «фатальная женщина», с крыльями, похожая на сирену, с длинными, ложащимися волнами волосами и гибким телом.
Интерес к трактовке тела в современном искусстве не только не ослабевает, но, наоборот, усиливается, проявляется во всё более парадоксальных, пугающих, причудливых и забавных формах. Известный итальянский эстетик, художник, дизайнер, критик Джилло Дорфлес полагал, что своеобразный возврат в наши дни к «Body Art» является ответом на тенденции к механизированности и дематериализации в современном искусстве и постоянному влиянию масс-медиа на различные виды творческой деятельности человека.
Вполне логично, что в конце ХХ-начале ХХI столетия наблюдается взрыв интереса к теме телесности в визуальных искусствах. Особым образом это проявляется и в различных видах танца: от Мередит Монк до Пины Бауш, от Кэролин Карлсон до Сьюзен Пинке. И в разнообразных театрализованных акциях: от простых перформансов до выступлений театральных трупп, уже ставших классическими, — Кантора, Гротовского, «Living Theater», молодёжных групп «Вальдоса», «Данни и Александр», «Мотус».
Авторы многих произведений являют оригинальную трансформацию самых жестоких форм «Body Art», основанную на мистификации традиционных понятий. Некоторые художники обращаются к различным христианским символам или каноническим евангельским сюжетам, например, «Мученичество Святого Себастьяна» и «Тайная Вечеря», которые часто низводятся до китчеватых религиозных изображений — у Пьера и Жиля, Анни Шпрингле, Давида Лашапеля.
Эффектная, соломенная «Кровать» Й. Штербача — самая оригинальная интерпретация темы телесности (матрас из хлеба, 1997). Американский художник Том Вессельман получил известность благодаря серии «Великая американская ню», в которой его обнажённая стала деперсонализированным секс-символом, помещённым в реалистически написанную атмосферу обыденности. А стиль немецкого художника Ричарда Линднера отличался нарочито сексуальным и эротическим символизмом, но ему недоставало чувствительности или выразительности.
В искусстве конца ХХ века изображение тела обретает новое звучание и новое значение. Тело больше не является мерой всех вещей, оно безгранично. Кредо крупных современных художников, обращающихся к теме телесности (Ив Кляйн, Джино Де Доминичис, Йозеф Бойс…), согласно известному французскому критику Пьеру Рестани, звучит так: «Нет больше тела, изъеденного неврозами, тела — зеркала идентичности. Существует лишь тело как объект желания, гигантская сила, способная трансформировать и отрицать мир видимостей».
В наши дни постиндустриальное общество приближается к пониманию тела, которое предстаёт не как объект прекрасного, а как воплощение новой правды, ведь привычные определения, применяемые к «произведению искусства», уже не подходят, например, к видеоискусству, компьютерному искусству, инсталляции. Те, кому нравятся самые острые изыски современного авангарда, также должны пересмотреть свои взгляды. Так, например, сегодня на многих выставках с использованием новых технологий можно пережить любопытный опыт: расположиться на водяном матрасе и наблюдать, как любое наше движение порождает на экране монитора геометризованные формы (полученные с помощью сложных ухищрений современной технологии), которые двигаются как огромные амёбы. Но является ли это искусством?
К сожалению, многие работы на тему телесности разочаровывают. Например, попытка автора использовать разного рода механическое или электронное оборудование, «чтобы выйти за пределы собственного тела» для интерпретации темы телесности. Многие художники терпели неудачу в тех случаях, когда стремились преодолеть присущие человеческому телу биологические ограничения, либо пытались выйти на иной уровень перцептивных возможностей не с помощью мистических озарений, экстазов или других эзотерических практик, а сосредоточившись исключительно на манипулировании «ортопедическими» механизмами.
Египетский живописец и художник Йехиа Дессуоки в своих произведениях использует различные средства: традиционные и цифровые, работает с новыми медиа и арабской каллиграфией. Он создал оригинальный стиль, насыщая работы богатыми и яркими цветовыми сочетаниями. Благодаря страстному увлечению цифровой графикой, он изобрёл различные формы цифрового искусства, своеобразно препарируя тему телесности, создавал различные, экспериментальные, цифровые картины. Изобретательный Дессуоки нашёл новаторские решения для интерпретации различных тем, смешивая элементы искусства Театра марионеток и арабскую каллиграфию. Одна из таких цифровых картин была первой такой картиной, опубликованной на обложке египетской газеты «Ахбар Аль-Адаб», знаменитая газета, которую читает египетская элита.
Тело, сознание и транс
Сегодня стало модным обращение к шаманизму, ибо рационалистические методы изучения сознания человека исчерпали себя. Возможно, транс, который и поныне практикуют так называемые общества «на низшей ступени развития», приведёт к расширению сознания и откроет новые неожиданные грани в мире невидимого. Человеческая психика, по мнению известного французского исследователя паранормальных явлений Б. Солона, — очень сложный, богатый и хрупкий мир, не подчиняющийся чисто механическим законам, который функционирует во множестве измерений.
Транс — это способ, средство, инструмент получить доступ к некоторым из этих измерений. Однако надо очень осторожно обращаться с таким «инструментом». До сих пор цивилизованная наука и централизованные религии старались любыми способами запретить туда доступ. «Возможно, пройдёт 20, 30 или 100 лет, и мы научимся свободно пользоваться этим замечательным измерением нашего духа» восклицает Солон.
В конце прошлого века англичанин Лесли проводил на территории Южной Африки научные исследования, финансируемые английским правительством. Для успешного выполнения своей миссии ему пришлось отправить нескольких охотников «в разведку». Но они не возвращались. Полагая, что с ними произошло несчастье, Лесли обратился за помощью к местному шаману, прославившемуся своими чудесами и трансами. Во время сеансов шаман рассказывал, что видит будущее и то, что происходит на расстоянии, излечивает все болезни, способен убить на расстоянии, обеспечить свободу своим друзьям в разных сферах деятельности.
«Шаман разжёг 8 маленьких костров, по числу моих охотников, — рассказывает Лесли в своих „Мемуарах“. — В каждый из этих костров он бросал корни растений, издающих тошнотворный запах и вызывающих густой дым. Затем он бросал в костёр камень, в то же самое время выкрикивая имя того, кому был посвящён камень. После этого он принимал какое-то лекарство и впадал в психическое состояние, похожее на транс. Переходя из огня к огню, он указывал, в каком состоянии находится каждый из охотников Лесли. Кто-то умер, кто-то был ранен, кто-то должен вернуться в определённом состоянии». Позже Лесли проверил всю эту информацию, и она оказалась верна. Это впечатляющий пример действий шамана, использующего транс, чтобы получить информацию о происходящих на значительном расстоянии событиях и о ближайшем будущем. В этом конкретном примере транс у южноафриканского колдуна был спровоцирован личной тренировкой по изменению сознания (ритуал с огнём), окуриванием корнями и растениями и таинственным употреблением лекарства (транс-химический ритуал).
На протяжении длительного периода колдуны, шаманы, «путешественники в астрал» не вызывали интереса у представителей западной цивилизации. Возможно, в начале третьего тысячелетия нашей эры именно шаманские практики откроют пути исследования Земли, различных измерений человеческой психики, совершенно непохожие на прежние опыты.
Ментальные структуры шаманов, колдунов, их техники, ритуалы и опыт позволят человеку будущего проникнуть и завоевать параллельные измерения и мифические пространства: астрал, мир мёртвых и духов, так называемую «вторичную Вселенную», по которым проходит информация в сфере предвидения, телекинеза и других экстрасенсорных сфер. То есть мы на пороге совершенно нового подхода к человеку и к Космосу, подхода, от которого наша материалистическая цивилизация до cих пор отказывалась.
Ритуалы транса известны во всём мире, их можно встретить и в западном обществе. Возьмём, к примеру, попытки Тимоти Лири (который был не только «папой наркотиков», но и исследователем, стремившемся к расширению сознания) обогатить человеческое сознание новым видением с помощью наркотиков. Конечно, его опыт, практики изначально неверны, ибо не являлись ритуальными, не привязаны к какой-либо истинно шаманской традиции. И используемые им средства не могут заменить (или сравниться) с шаманскими ритуалами.
Что такое демоническая власть? Согласно церковным догматам, это разрушающее вмешательство самого дьявола или одного из его многочисленных посланников, вселяющихся в душу и тело человеческого существа. Реакция представителей религии на необъяснимые загадки поведения «одержимых дьяволом» бескомпромиссна: необходимо применять экзорцизм (изгнание дьявола). Представители же науки воздействуют на одержимых дьяволом с помощью традиционных психиатрических методов. А может быть демоническая власть является лишь проявлением непроизвольного транса объекта? Чаще всего нейропсихологические проблемы возникают у женщин. Причина — хрупкая, ранимая психика, некоторые свойства бессознательного поведения, соответствующий уровень образования, культуры, повышенная эмоциональность, чувствительность, что является благодатной почвой для появления «второй личности», абсолютно противоположной первой. У «второй личности» с необычайной силой проявляются различные комплексы, фрустрации, негативные эмоции «первой».
Можно рассмотреть эту проблему и под иным углом зрения. Допустим, эта «новая» личность уже существовала в мрачных репликах первой или же могло иметь место психическое воздействие извне — результат телепатической передачи или направленных действий низших существ, например, душ умерших и т. п. В западном обществе, где доминирует понятие Ада, сатанизма, вмешательства низших духов — проявления «одержимости» сразу же приписываются дьявольской власти.
В человеке скрывается не один дьявол, считает Солон, там множество его сподвижников, которые вошли в человеческое тело и желают овладеть его душой навсегда. Если согласиться с подобным мнением, то каждый сможет свободно анализировать проявления этой власти, применяя разные способы. Однако специфические особенности состояния «бесноватых»: исчезновение прежней личности, хаотическое поведение, неожиданное получение информации — те же самые, которые наблюдаются при трансе. Разумеется, мы являемся свидетелями непредумышленного, неспровоцированного транса, поскольку в ритуалах транс всегда контролируется или сознательно управляется с определённой целью. Внешнее сходство неспровоцированного и сознательного транса столь велико, что новейшая психиатрия (которая, разумеется, полностью отвергает сатанинскую версию) даёт новые определения (и соответственно применяет новые способы лечения) некоторым формам истерии и эксгибиционистского психоза.
Эксперименты с внетелесным опытом: феномен ВТО
Наука всё ещё мало знает о возможностях нашего тела, например, о том, что происходит с нами во время сна или в момент вхождения в сон. Различные исследователи полагают, что способностью к внетелесному опыту обладают многие люди. Этот опыт известен на протяжении всей истории человечества, существуют даже письменные свидетельства. Описания астральных проекций можно обнаружить в литературных источниках Древнего Египта и других государств Древнего Востока. Подобный феномен получает различные названия: дублирование, астральная проекция, экстрасоматический опыт. В последнее время для обозначения понятия «выход из тела» используют английскую аббревиатуру OBE (Out of Body Experience), в русском варианте — ВТО (Внетелесный опыт). Практика ВТО основывается на тройственной концепции человеческой природы, состоящей из тела, души и духа, то есть из подверженного смерти тела, из промежуточного компонента, способного пережить смерть, но призванного распадаться со временем, и бессмертного духа. Эта тройственность была хорошо известна древним и до сих пор является основной частью духовных практик на Востоке.
В настоящее время проводятся серьёзные исследования, свидетельствующие о том, что феномен ВТО происходит с людьми в различных случаях, например, в моменты стресса. Более того, очень часто эти люди полностью осознают себя в моменты выхода из тела и помнят, что с ними происходило. Эти факты позволяют предположить, что в момент смерти сознание не угасает, но продолжает жить и воспринимать окружающее, независимо от физического тела.
Тело, сексуальность и звёзды
Никогда прежде так много не писали и не говорили о сексе, как за последние двадцать лет. Сексуальность превратилась в вид некой спасительной разрядки, выхода негативных эмоций. Сексуальность канализирует человеческую энергию в различные сферы деятельности.
Разнообразные журналы во всех странах мира без стеснения публикуют бесчисленные материалы о сексуальности, роли секса в обществе. На эту тему снимается множество фильмов. Особенно симптоматично в связи с этим появление фильма «Тело как улика» с Мадонной в главной роли. Возможно, столь неуёмный интерес к сексу связан с усилением роли женщины в обществе, потеснившей с трона повелителя-мужчину во всех сферах деятельности. Женщины применяют свои таланты и способности повсюду, даже в тех областях, которые испокон веков считались мужскими профессиями. А мужчины, в свою очередь, стали больше следить за своим телом, заботиться о своём здоровье, внешности. Мода создала мужчину — «объект» поклонения: на подиуме, в киноиндустрии, на сценических подмостках, в музыкальных ансамблях.
На протяжении 25 лет повсеместное распространение СПИДА вызвало появление особого типа поведения под названием «безопасный секс», ставящий своей целью обезопасить партнёров от возможного заражения страшной болезнью — чумой ХХ века. Такая позиция сильно отличается от спонтанного поведения, неразборчивых сексуальных связей, практиковавшихся предшествующими поколениями. За 25 лет СПИД произвёл страшные опустошения, особенно в художественной среде Парижа и Нью-Йорка.
Огромное влияние на сексуальные взаимоотношения мужчин и женщин оказывают такие крупные планеты как Уран, Нептун и Плутон.
Уран, по мнению экспертов, французских астрологов, — это планета, благоприятствующая различным видам бунтарского поведения и защите свобод, прежде всего права каждого жить своей сексуальной жизнью в соответствии с собственными установками. Приход Плутона в знак Скорпиона с 1983 по 1997 годы стал началом всех ниспровержений обострённого интереса к сексуальности.
Эта планета сексуальности, красного и чёрного, символ глубокого постижения вещей. Плутон провоцирует присущий этой планете кризис, утрату нравственных ценностей, семейных устоев. Он не способствует гармоническим взаимоотношениям между парами. Отныне сексуальность не прикрывалась никаким романтическим флёром. Она стала проявлением наших сиюминутных инстинктов, что, естественно, получило своё распространение в культуре и искусстве.
Приход Нептуна в знак Козерога (2008—2024) вызывает стремление к поиску иного пути, иной сферы выражения сексуальности. Устанавливаются порядок и жёсткие правила. Энергия Плутона ослабевает. Возрастает потребность в духовном осознании человеком своей роли в обществе. Большое значение обретает жизнь индивида. Несомненно, в ближайшем будущем произойдут большие изменения в сфере культуры и искусства. Возможно трансформации произойдут и в отношении к телу, к сексуальности. И искусство в этих трансформациях может сыграть важную и неожиданную роль. Поэтому всё большую ценность сегодня обретают необычные, порой радикальные художественные практики и представляются чрезвычайно актуальными размышления о том, насколько обогащают работы художников на тему телесности применение средств, приёмов и способов новых технологий.
Природа и секс
Многие художники избрали темой своих произведений сложные взаимоотношения между «сексом и природой», но лишь единицам удаётся найти по-настоящему интересные решения. Обычно тема «тело и природа» подаётся художниками как фундаментальная материальность, инертная, мрачная, озарённая светом научных открытий.
Симптоматична в этом смысле выставка американского художника Кевина Келли в галерее Оборо в Монреале (1995) под названием «Препарирование собственной природы». Выставка состояла из трёх инсталляций, представляющих ироническую интерпретацию темы: о взаимоотношениях тела, секса и природы. Самым впечатляющим элементом одной из инсталляций был триптих из картин, свободно подвешенных к потолку, под названием «Болотные особи»: когда человеческие существа превращаются в растения». На каждой из трёх картин криволинейные очертания фрагментов различных частей человеческого тела (преимущественно гениталий) плавно переходили в скромный унылый пейзаж.
Вторая инсталляция Келли в галерее Оборо, «Терра орифисиум» представляла собой антропоморфизированную насыпь, олицетворяющую инертную человеческую душу. На вершине насыпи «похоронен» монитор, на экране которого непрерывно демонстрируются различные отверстия тела художника. Таким необычным способом Келли стремился символически показать сложные взаимоотношения человека и природы в наши дни, пребывание в ожидании, когда «Земля заговорит с Homo sapiens». Однако позиция художника во многом оказалась двойственной, а задача — неразрешимой.
Третья инсталляция — «Первозданный пейзаж или Препарирование чьей-то природы» — представляла собой огромную раму из соединённых вместе рядов деревьев, перед которыми располагались крупные двойные ящики, окрашенные в светлые тона. В них хранились воспроизведения женских и мужских гениталий. Такие странные изображения отражались на зеркальных задних стенках ящиков. В этой инсталляции художник демонстрировал отличительные признаки полов на манер показа садовых, плодово-овощных культур.
Келли, постоянно показывающий природный мир в соотношении с физиологией человека, тем самым настаивает на важности признания роли «человеческого фактора» в наши дни. Он продолжает таким образом традицию пейзажной живописи и ландшафтной фотографии, используя землю как «метафору» человеческого тела при изучении процессов воспроизведения в мире природы.
Изучение тела часто подпитывается и дополняется темой природы, всегда связанной с человеком в примитивной манере и овеянной духом, традициями предков.
«Искусство, как и ангелы не имеет секса»
«Указывать на секс в искусстве — это всё равно, что спрашивать о его отсутствии, ибо искусство, как и ангелы, не имеет секса», — такое провокационное заявление сделал Бернар Маркаде, куратор амбициозного художественного проекта «Женское — мужское. Секс в искусстве», включающего видео — и кинематографические показы молодых художников, работающих с мультимедиа (Центр Помпиду, октябрь 1995 года — февраль 1996 года). Выставка продемонстрировала, что секс в искусстве является мотором, движущей силой, живительной энергией. Однако лишь некоторые художники на этой выставке интерпретировали секс в академических традициях (Жорж Комба, Франсуа Морелле).
Выставка в Центре Помпиду во многом была масштабной, впечатляющей и знаковой для интерпретации темы «тело в искусстве»: 500 произведений 150 художников. И объединены они были весьма оригинально не по хронологическому признаку, а по разделам: «Происхождение мира», «Идентичности и маскарады», «История глаза», «Привлекательное и отвратительное» и «Естественная история». И открывались удивительные вещи. Одних авторов увлекла идея матрицы как основы работы с муляжами, других интересовали устоявшиеся разделения между живописью, скульптурой и графикой. Например, мужественность традиционно приписывали скульптуре, а женственность — живописи. Основной пафос выставки «Женское — мужское. Секс в искусстве» — критика детерминизма, основанного на сексуальной дифференциации, подкреплённая произведениями известных художников: от рисунков Антонена Арто до скульптур Бранкузи, работ Ганса Бельмера, Эвы Гессе, Класа Олденбурга, Луизы Буржуа, Аниша Капура…
«Body art»: история и артефакты
С момента возникновения «body art» (1960-е) подвергалось различным изменениям, пока не приобрело садомазохистский оттенок. Появление многих художников, которые занимались «body art» в тот период, всюду вызывало скандал, потому что любое действие с телом в его естественном виде могло демонстрироваться перед публикой. И это могут быть самые интимные, даже вызывающие стыд, возмущение акции: мастурбирование, занятие любовью перед зрителями.
Некоторые критики и эксперты стремились найти различные объяснения и интерпретации для телесного искусства, даже прибегали к психоанализу. Добились большого успеха различные экспоненты: Пьеро Мандзони, Джина Пане, Марина Абрамович, Энрико Джоб. Самые значительные представители «Body art» — Отто Мюль, Гильберт и Джордж, Гюнтер Брюс, Кэти Ла Рока, Ана Мендиета, Шарлотта Мурман, Жанна Даннинг, Одинеа Памичи, Софи Каль.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тело в современном искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других