Эта книга – реальная история моей жизни. Описание моего пути в бизнесе. На этом пути мне довелось встретить множество людей, так или иначе повлиявших на него. События же описаны так, как они случились.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миллиард на маркетплейсах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как реализовать мечту
Я не случайно сравнил «Горбушку» с Клондайком. Сюда, как и на Аляску 1890-х годов, съезжались люди со всего мира. Здесь собралось множество предпринимателей, только начинавших свой путь в торговле и о бизнесе толком ничего не знавших. Бизнес создавался интуитивно, методом проб. Постепенно разрастаясь, «Горбушка» становилась несколько хаотичным, но сплочённым сообществом, маленьким торговым городом, в котором варилось будущее российского предпринимательства.
Мне было по душе заниматься продажами: нравилось общаться с людьми, помогать им находить то, что они искали, продавать товар. И я решил продолжать развиваться именно в этом направлении.
Иногда меня посещали мысли о том, что было бы здорово открыть собственный магазин. Если бы тогда мне сказали, что через 16 лет я запущу бизнес на маркетплейсах с товарами из разных стран и смогу продавать их людям в любую точку мира, я бы просто не поверил.
На тот момент даже обладание скромным розничным магазином казалось несбыточной мечтой. Несмотря на то что я умел круто продавать и уже тогда имел желание развиваться и пробовать что-то новое, я понимал, что открытие своего магазина сопряжено с рядом сложностей, начиная с арендной платы и заканчивая самим ведением розничной торговли.
Кроме того, был страх, что из-за моего столь юного возраста у меня ничего не получится. Я думал: «Я же ещё очень молодой! И выгляжу неубедительно, с этой чёлкой и длинными волосами… Кто вообще меня станет слушать? Кто сдаст в аренду помещение 17-летнему парню? Кто будет воспринимать меня всерьёз?»
Этот страх меня сковывал и создавал внутренние ограничения. В 17 лет мне казалось, что я слишком молод, а спустя 10 лет: «Вот! Мне уже 30, и поздно что-то начинать, надо было раньше». Так где же эта золотая середина?
В 2004 году я познакомился на «Горбушке» с одним человеком. Его, как и меня, звали Виталием. Он владел небольшим магазинчиком и тоже торговал музыкальными дисками. Я решил, что могу помочь ему раскрутить его бизнес и зарабатывать в разы больше.
Он же владел необходимым полезным опытом и знаниями, которые я мог использовать на старте. Я часто заходил к нему, интересовался, как дела, как идут продажи, предлагал любую помощь. Мы подружились. Я решил пригласить его партнёром и рассказал план, как мы вместе сможем зарабатывать больше.
Однако были у меня и страхи. Бизнес — дело рискованное, и я боялся потерять деньги, работу и время.
На тот момент на моем счёте ждали своего часа накопленные 70 000 рублей, которые я планировал вложить в наше общее дело.
Прежде чем окунуться в омут с головой, я расспрашивал, что думают по этому поводу мои друзья, приятели, коллеги. Но внятного ответа так и не получил. Мне говорили что-то вроде: «Зачем тебе это?», «А если ты потеряешь все деньги?», «Подумай хорошенько», «Сложно это всё». И прочее в таком духе. Только потом я понял, что такие ответы были продиктованы их страхами, спроецированными на меня.
Наконец я решил узнать мнение своего старшего брата. Помню, как подошёл к нему и спросил:
— Что делать? Как думаешь, стоит мне вкладывать деньги в это дело или нет?
Он посмотрел на меня с удивлением. Голова его явно была занята чем-то другим:
— Слушай, реши сам.
Я не получил от него поддержки, на которую рассчитывал в тот момент. Мне казалось, что он лишь отмахнулся от меня. Но брат, осознанно или нет, ответил очень мудро.
Я понял тогда, что нет правильного ответа на вопрос, делать что-то или нет. Есть только моё решение. С тех пор во мне поселилась и крепла уверенность: я должен всё решать сам. Всегда и во всём брать ответственность на себя, не полагаясь на чужое мнение и не возвращаясь к прежнему анализу или прогнозированию после принятия решения. Просто идти вперёд.
Не помню всех обстоятельств, но к моменту серьёзного разговора мой потенциальный партнёр уже взял у меня в долг сумму в 26 000 рублей — то ли на аренду, то ли на закупку товара.
Встретив его в очередной раз на «Горбушке», я сразу перешёл к делу:
— Предлагаю партнёрство. Я инвестирую в дело дополнительные средства. Закупаем больше товара и продаём. Бизнес будет общим.
Пару дней Виталий взял на размышление. Затем согласился.
Мы обо всём договорились и поделили обязанности между собой.
У него за плечами был опыт ведения дел в качестве индивидуального предпринимателя уже более 9 лет. Поэтому в нашей совместной деятельности он отвечал за налоги, финансы и учёт.
На мне же была закупка товара, поиск новых поставщиков, масштабирование, а самое главное — продажи и обучение новых сотрудников методам продаж, которые у меня хорошо срабатывали. Я занимался всем этим активно и с азартом.
Да, фактически я был владельцем собственного бизнеса. Однако несколько месяцев ещё продолжал работать продавцом в магазине. У меня присутствовал некоторый страх и неопределённость: что в итоге получится из всей этой затеи? Да и вообще я пока не понимал, стоящее ли вложение я так решительно сделал.
Дела в нашем с партнёром магазине шли не так хорошо, как я хотел. Продавец, который у нас работал, не использовал мои техники продаж. Я принял решение уволиться и перейти торговать в свой магазин, так как был уверен, что смогу увеличить продажи и оживить торговлю, которая до тех пор текла очень вяло.
Так и получилось. Я вышел на работу, а моим сменщиком стал партнёр. Постепенно появилось много знакомых, у которых тоже были магазины на «Горбушке». Я быстро учился, впитывал их опыт. Мне нравилось то, чем я занимался. Я старался найти индивидуальный подход к каждому покупателю. Узнавая клиентов чуть лучше, мне удавалось удачнее подбирать для них товары. Такой метод помог нам увеличить продажи.
Скоро я понял, что в рамках одного магазина нам стало тесно, нужно было расширяться. Начал рассматривать варианты, но не нашёл ничего, кроме субаренды других торговых точек: кто-то снимает помещение за одну сумму, а мне сдаёт уже вдвое дороже. В результате этот кто-то без особых усилий получает хороший навар.
Тогда торговля шла бойко, бизнес приносил хороший доход, поэтому сумма переплаты меня совершенно не смущала. Я уверенно расширялся. Тем более что открытие новой точки после двух-трёх уже работающих магазинов не такое уж сложное дело: в них было достаточно товара, чтобы брать понемногу из каждого и открывать новый. Темпы масштабирования были впечатляющими.
С партнёром мы сработались. Уже спустя полтора года работы в свои 19 лет я имел прибыльный бизнес из 12 магазинов со штатом в 24 человека. Это была уверенная заявка на успех.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миллиард на маркетплейсах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других