Семейные отношения в свете православного учения о пастырстве

Виталий Ковалевский

В исследовании рассмотрены практические аспекты построения православной семьи с опорой на учение святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Амвросия Медиоланского о пастырском служении, обоснована возможность распространения учения о пастырстве в отношении главы семьи. Такое умозаключение позволило сформулировать по образу пастыря (предназначение, права, обязанности) образ отца семейства и выработать рекомендации устроения семейной жизни в свете учения о пастырском служении.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейные отношения в свете православного учения о пастырстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Виталий Ковалевский, 2022

ISBN 978-5-0056-8245-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на встрече в Кремле с победителями Всероссийского конкурса «Семья года», состоявшейся 28 ноября 2017 года, сказал о том, что «…семья — это основа всего нашего общества, всего государства. Но дело даже не столько в этом — дело, прежде всего, в человеческой составляющей. Мы все любим детей, понимаем, что это наше будущее, но не все можем правильно выстроить работу, правильно организовать эту работу в семьях,.. но талант, именно талант людей, которым удается преодолевать все трудности, причём удаётся их преодолевать если не легко, то на основе добра и любви друг к другу, — этот талант очень дорогого стоит, так же как и талант создать атмосферу теплоты, добра, взаимной поддержки»1.

То, что Президент России В. В. Путин назвал «талантом преодолевать все трудности» в семейной жизни, ответственно подходить к воспитанию детей, их духовному взращиванию — с православной точки зрения это есть выстраивание семейной жизни на основе православных ценностей, следование заповедям Господа нашего Иисуса Христа, в том числе через личный пример долготерпения, любви, верности в отношениях между супругами и, в первую очередь, демонстрируемый со стороны главы семьи.

Важность семьи как необходимого элемента любого стабильного и здорового общества постоянно подчеркивает и Православная Церковь. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания…

Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения… Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории»2.

Всего пару столетий назад официальное расторжение брака в России считалось чуть ли не самым большим позором в жизни. К сожалению, в последние двадцать лет, согласно данным Росстата, в России на 1000 заключенных браков уже приходится в среднем от 600 до 800 разводов ежегодно, то есть более двух третей заключаемых браков распадаются по тем или иным причинам.3 Среди основных причин для разводов выступают следующие:

• «неподготовленность» (авт. — В.К.) супругов к семейной жизни (психологически или физически) — фактически эгоизм;

• алкоголизм или наркотическая зависимость одного из супругов (в большинстве случаев этому недугу подвержены мужчины);

• измена второй половины;

• однообразие ежедневного быта, отсутствие помощи второго супруга в домашних делах;

• материальные (финансовые) проблемы в семье.

С точки зрения воцерковленного православного человека — указанных выше причин, при христианском образе жизни супругов, можно избежать, сохранив брак крепким, являя себя примером добродетельной и счастливой жизни не только для своих детей, но и для окружающих. Средства массовой информации в России (интернет, телевидение, печатные издания), следуя «западному» влиянию, формируют среди наших граждан, в первую очередь, молодежи (вразрез вышеприведенным словам Президента России В. В. Путина), нейтральное, если не сказать негативное восприятие института брака, чему все мы являемся сегодня свидетелями.

Таким образом, актуальность изучения и верного понимания значимости семьи, православного пути ее построения — была и есть задача каждого христианина, желающего вступить (или уже вступившего) в брак, а также научить этому ближнего, как сказал протоиерей Валериан Кречетов: «Поучения наставляют, а примеры убеждают»4. Уверен, что результаты настоящего исследования будут востребованы многими людьми с христианским мировоззрением, причем не только теми, кто только планирует строить семейные отношения, но и теми, кто состоит в браке и в семейной жизни сталкивается со сложностями, пытается найти правильные христианские пути по их преодолению.

Научная новизна настоящей работы состоит в том, что в современной православной литературе еще не было исследования, посвященного практическим вопросам (рекомендациям) устроения семейной жизни через распространение на главу семьи учения о пастырском служении. Отдельные аспекты данной темы имплицитно присутствуют в ряде научных и публицистических работ как светских (например, М. Литвак «Мужчина и женщина. Главные правила построения счастливой семьи», в которой автор через диалоги своих героев (мужа и жены, жениха и невесты) рассматриваются конкретные жизненные ситуации и предлагаются пути их разрешения, красной нитью повествования проходит мысль, что люди сами много надумывают и усложняют, что жизнь сама по себе проще, а для успешной семейной жизни важно не зависеть от чужого мнения, не ждать похвалы, иметь силы расставаться с неподходящими нам людьми, уметь любить себя, принимать себя, работать над своей самооценкой и пр.; Д. Машкова в своей работе «Азбука счастливой семьи» предлагает 30 уроков для уяснения функционирования семьи как системы через формирование доверия, привязанности, единства позиции родителей, также даются советы как воспитывать детей в разные этапы взросления, не допускать психологических травм, работать со стрессом, готовить ко взрослой самостоятельной жизни; М. Чиксентмихайи в книге «Поток: Психология оптимального переживания» пытается показать механизмы, которые делают людей счастливыми и применяя определенные правила можно, как уверяет автор, гарантированно достичь состояния счастья и гармонии от того, что и как человек делает, Чиксентмихайи называет это состояние «потоком», через чувство единения с окружающими людьми будь то работа или семья, через нахождение в деятельности чувства удовлетворения от процесса, через рассмотрение возникающих сложностей и проблем не как повод их избегания, а как возможность своего совершенствования через их прохождение и др.), так и церковных деятелей ((свт. Василий Великий в работе «О подвижничестве» (IV век) описывает монашеское служение как жизнь воина Христова, подвязавшегося для укрощения своих страстей и служения другим, развития в себе терпения, нестяжания, смиренномудрия и других добродетелей, свт. Василий фактически раскрывает путь благочестивого воспитания, в первую очередь самовоспитания, для стяжания Царствия небесного; «Слово о священстве» преподобного Ефрема Сирина5 (IV век), в котором он в основном излагает сакральность и необходимость для спасения паствы функции священства, а также о том, что таковыми должны становиться лишь достойные по своим качествам (чистоте, праведности, мудрости, девству); святитель Григорий Двоеслов в работе «Правило пастырское или о пастырском служении» (VII век) изложил рассуждение в основном о важности священства и возможности его принятия достойным, смиренным, не домогающимся самим этой власти); у святителя Иоанна Лествичника в работе «Лествица, возводящая на небо» (VII век) есть глава «Правило пастырское или о пастырском служении»: у него чувствуется влияние учения о пастырстве святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, поскольку он активно применяет в раскрытии пастырства образы врача, учителя, кормчего, при этом пастырь должен быть смиренным, мудрым, очистившимся от страстей), в книге протопопа Сильвестра «Домострой» (XVI век) даются духовные советы о том, как жить мужу самому по-христиански и поддерживать семью в благочестии, как воспитывать детей по заповедям, как выстраивать взаимоотношения мужу с женой, родными, соседями, как обустраивать семейный быт на началах богобоязненности, честности, трудолюбия, бережливости, скромности), труды богословов XIX — XX веков по пастырскому богословию протоиерея Евгения Попова «Письма по православно-пастырскому богословию» (ХIX в.), в веке XX это труды митрополита Антония (Храповицкого) «Пастырское богословие», архимандрита Киприана (Керна) «Православное пастырское служение», епископа Вениамина (Милова), «Пастырское Богословие с аскетикой», архимандрита Константина (Зайцева) «Пастырское Богословие», игумена Иоанна (Маслова) «Лекции по Пастырскому Богословию» в структурной части изложения весьма похожи друг с другом, построены схоластически системно, содержат рассуждения об истории пастырства, сути служения, приготовлении к принятию священства, о грехах и страстях, о добродетелях, молитве, посте, но по сути базируются на идеях, изложенных в учении о пастырстве святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского), существует множество высказываний святых отцов о некотором роде отождествления семьи и Церкви, но системного изложения построения семьи с позиции пастырского учения — не представлено. Настоящим исследованием мы постараемся восполнить данный пробел.

Объектом настоящего исследования является православная семья как духовно-религиозное сообщество, целью создания которого является жизнь с Богом и спасение душ его членов.

Предметом исследования являются вопросы устроения православной семьи в контексте рассмотрения учения о пастырском служении у святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Амвросия Медиоланского.

Целью настоящего исследования поставим проанализировать практику создания и развития семьи как «малой церкви» через учения трех святителей о пастырстве, в том числе посредством установления допустимости применения их учения о пастырском служении к устроению православной семьи.

Задачами, которые позволят достичь заявленной цели, выделим следующие:

1. Изучить учения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Амвросия Медиоланского о пастырском служении;

2. Обосновать возможность и допустимость применения пастырского учения к служению главы семьи как пастыря своей «малой церкви»;

3. Рассмотреть через призму учения о пастырстве предназначение, ответственность главы семьи, возможные искушения на его пути и способы борьбы с ними;

4. Проанализировать внутренние сложности и внешние угрозы, с которыми сталкивается православная семья в современных условиях;

5. Предложить пути разрешения проблемных ситуаций в православной семье с опорой на взгляды рассматриваемых святителей о пастырском служении.

Теоретико-методологическим основанием исследования является сформулированная целым сонмом святых отцов позиция о том, что семья является отображением Православной церкви вмале. Так, например, апостол Павел отождествляет семью истинно верующих его сподвижников — супругов Прискиллу и Акилу с «домашней Церковью» (Рим. 16:4), свт. Иоанн Златоуст указывает, что мужья должны «управлять своими домами… потому что дом есть малая церковь»6, блаженный Августин прямо указывает, что каждый отец семейства должен «отправлять в своем доме церковную и как бы епископскую обязанность»7. В исследовании будут применены как общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и активно используемые в богословии описательный (проведение анализа, формулирование обобщений сравнительных конструкций работ святителей о пастырстве), герменевтический (в основе которого выявление скрытого смысла текстов Библии с опорой на толкования святых отцов), компаративный (сравнительный: применяемый для сопоставления учений святителей о пастырстве и выявления общих черт и выделения особенностей) и системно-аналитический (необходимый для установления возможности и границ распространения учения о пастырстве на главу семьи) методы.

Терминологический аппарат данной работы содержит ряд основных понятий, среди них ключевым и обусловленным предметом настоящего исследования является термин «малая церковь», под которым мы будем понимать православную семью, то есть единство любящих друг друга супругов и рожденных в этом союзе детей, скрепленных живой верой в Бога, при этом значимость и мера ответственности супруга как главы семьи во многом схожа с ответственностью церковного пастыря. Также важными представляются понятия «пастырство» и «учение о пастырском служении». Под «пастырством» мы будем понимать особое христианское жертвенное служение (отеческое руководство, пестунство8) избранных и освящённых лиц в Церкви Божией (Флп. 2:17) как попечительное руководство над людьми (пасомыми, паствой) в духовной жизни в единстве веры, духе любви, для созидания Тела Христова в совершенствование призванных святыми (Еф. 4:12—16). Схожим образом определяет пастырство и доктор богословия, профессор Киевской духовной академии В. Ф. Певницкий, особо указуя на существо пастырского служения как «строение Таин Божиих, проповедь слова Божия и попечительное руководство людей в духовной жизни»9. Под «учением о пастырском служении» будем разуметь систему взглядов на сущность пастырства в церкви, его назначение, задачи и ответственность пастырей, изложенную в Священном Писании и наиболее полно развитую в работах святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Амвросия Медиоланского, отдельное внимание которым (работам) будет нами уделено в первой главе исследования.

Ключевыми источниками при написании данной работы стали труды по пастырскому служению указанных выше святителей. Так, у Григория Богослова — «Слово третье, в котором [он] оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ»10, у Иоанна Златоуста — это «Шесть слов о священстве», у Амвросия Медиоланского — «Об обязанностях священнослужителей».

В качестве исследовательской литературы были проанализированы монографии и статьи педагогов, историков, психологов, официальные статистические данные, а также актуальные статьи современных церковных и светских авторов, анализирующих вопросы семейной жизни с позиции христианства, особый интерес вызывают следующие:

• по направлению педагогики: в своем исследовании на тему «Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста» А.Сапрыкина показывает главенствующую роль воспитания по отношению к обучению, что очень важно, поскольку в современных семьях имеется перекос в превалирование обучения, а воспитанию не уделяется должного внимания;11

• по направлению психологии: знаменитый немецкий социальный психолог Эрих Фромм в своем интервью американскому журналисту и телеведущему Майку Уоллесу, рассуждая о болезнях общества ХХ века, выразил озабоченность, что подавляющее большинство населения в развитых странах под счастьем понимают неограниченное потребление и сохранение этого подхода в сознании людей неминуемо приведет к катастрофе в обществах, интервью он дал в далеком 1958 году, но в наши дни актуальность его слов только возросла; ученый-психолог Н. Г. Храмова в своей статье «Современные угрозы институту семьи» в научно-популярном журнале «Семья России» предлагает оригинальную типологизацию социально-психологических факторов, угрожающих современной семье, интересно раскрывая понятия оккультизм, кумирство и пр.;

• по направлению богословия: преподаватель Барнаульской духовной семинарии Р. В. Желтухина делает довольно любопытное сравнение, указывая, что «семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви»12;

• по направлению истории: М. М. Казаков в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: «Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке», с опорой на зафиксированные события и исторические факты, показывает образ святителя Амвросия как крайне умелого и расчетливого политика, которому не чужды амбиции, симпатии и обиды, что делает для меня восприятие трудов, посланий, писем этого святителя многограннее и несколько под иным углом;

• по направлению статистики: это и неутешительные данные Росстата по числу браков и разводов в России и интересные опросные данные и данные эмпирических исследований, устанавливающие положительное влияние на поведение подростков в тех семьях, где ее члены традиционно проводили совместные семейные ужины за одним столом, данные о влиянии семьи на развитие креативности детей, уровень реализации потенциала ребенка, степени его зависимости от взрослых.

При этом в современной богословской науке и педагогике в должной мере не представлены теоретико-практические вопросы построения семьи с позиции учения церкви о пастырском служении.

Границы исследования соответствуют и обусловлены объектом и предметом исследования: данная работа строится на рассмотрении учения трех вышеупомянутых святителей о пастырском служении, обосновании возможности и необходимости распространения назначения, прав и обязанностей пастыря на главу семьи как «малой церкви», а также на анализе современных вызовов и угроз построению и развитию семьи и практических советов по их преодолению.

Для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач исследования структура работы включает в себя: введение; основную часть, которая состоит из трех глав с параграфами, в которых рассмотрены: 1) учение о пастырском служении в работах свт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского; 2) теоретические основы построения семейных отношений через учение о пастырстве; 3) практические вопросы построения «малой церкви» в современных условиях, идентификация и противостояние внешним и внутренним вызовам и угрозам. Далее следует заключение, в котором делается итоговый вывод о результатах анализа учения о пастырстве трех святителей, возможности распространения учения о пастырстве на главу семьи и приводятся практические рекомендации по построению семьи в современных условиях через призму святоотеческого учения о пастырстве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейные отношения в свете православного учения о пастырстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Путин, В. В. Встреча с лауреатами конкурса «Семья года». — Москва: официальный сайт Президента РФ. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56229 (дата обращения: 10.01.2022).

2

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора. — Москва: официальный сайт Московского Патриархата. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5052002.html (дата обращения: 10.01.2022).

3

Статистика браков и разводов по данным Росстат. — Москва: интернет-портал «Статистика и показатели. Региональные и Федеральные». — URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/#i (дата обращения: 10.01.2022).

4

Кречетов, Валериан, прот. Подвиг добродетельной жизни. — Москва: интернет-журнал «Покров». — URL: http://pokrov.pro/podvig-dobrodetelnoj-zhizni/ (дата обращения: 11.01.2022).

5

Ефрем Сирин, преп. Творения. Слово о священстве. — Москва: интернет-портал «Азбука веры». — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/56 (дата обращения: 22.04.2022).

6

Иоанн Златоуст, свт. Священное Писание в толкованиях Иоанна Златоуста в 9-ти томах. Т. 9. Беседа XX. — Москва, 2006. — С. 208.

7

Aurelius Sanctus Augustinus. In Evangelium Ioannis tractatus centum viginti quatuor // J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus (series Latina). Vol. 35. — Paris, 1859. — P. 1768, цит. по: Кибардин Н. П. Система педагогики по творениям бл. Августина. — Казань, 1910. — С. 120.

8

По меткому выражению святителя Феофана Затворника. Цит. По Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. — Москва, 1998. — с. 13.

9

Певницкий, В. Ф., проф. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника: практическое пособие. — Киев, 1886. — с 4.

10

Григорий Богослов, свт. Слово третье // Творения: в двух томах. — Москва, 2007. — Т. 1. — С. 27—61.

11

Сапрыкина, А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сапрыкина Анна Алексеевна. — Москва, 2012.

12

Желтухина, Раиса Васильевна. Христианская семья как образ «малой церкви». — Москва: интернет-портал «Православие.ру». — URL: Источник: https://pravoslavie.ru/103549.html (дата обращения: 12.03.2022).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я