Сборник советов, рекомендаций и приемов категорийного менеджмента на основании собственного опыта. Подойдет для тех, кто только осваивает этот вид деятельности или кому просто интересно немного почитать о том, чем занимаются коммерческие специалисты.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что-то про приемы категорийного менеджмента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Кластеризация ассортимента и подготовка к тендеру
Спускаясь к тактическим решениям, существует ряд действий, которые могут помочь сформировать правильный и эффективный ассортимент.
В первую очередь при формировании ассортимента необходимо изучить товар в категории. Речь идет о технических характеристиках вашего товара — прочесть обзоры, изучить анонсы новинок, вспомнить основы физики и химии (если нужно для понимания работы продукта), изучить архивные новости — чтобы понять, как развивались технологии, спрос и предложение в данном изделии.
После этого можно выявить все возможные технические характеристики вашего изделия, как результат — создать полный список значимых характеристик. Можно даже сформировать предварительную оценку ценности технических характеристик, рейтинг их значимости. Этот этап можно назвать определением качества продукта.
Второй этап — изучение потребительского спроса и сценариев использования изделия. Для этого этапа очень важными источниками информации будут отзывы на сайтах, мнение реальных пользователей товара (знакомых или коллег) и личная оценка возможных сценариев использования. Однако это не единственные источники поиска информации для определения сценариев использования. Результат этого пункта — максимальный список сценариев использования с разделением по категориям потребителей данного изделия (для чего нужен продукт? Какие свойства нужны? Какая целевая аудитория по возрасту/полу/обеспеченности) этот этап также помогает сформировать общее впечатление о целевой аудитории продукта, но главная его цель — выявление ценности для потребителя.
По результатам первых двух этапов можно создать кластера продукта путем создания матрицы технических характеристик и накладыванием на неё потребительских сценариев использования (с детализацией по категориям клиентов). После этого совмещения будут видны пробелы — группы характеристик, которые не попали ни в какой сценарий спроса и сценарии, которые не перекрываются текущим пулом характеристик. На этом этапе необходимо провести дополнительное изучение таких случаев, чтобы отсечь ошибочные или откровенно не нужные комбинации и не пропустить ничего, что может иметь значимость для потребителя.
Фактически это поиск того самого, оптимального соотношения цена-качество (ценность-качество-цена, как полная версия).
После проверки выпавших значений, все совпадения групп характеристик + потребительский сценарий — выделяем в сегменты матрицы.
Может звучать довольно сложно, поэтому давайте разберем на простом примере.
Пример:
У нас есть изделие «сетевой фильтр». Определяем значимые для него потребительские характеристики, т.е. те, что влияют на выбор:
Далее выводим потребительские сценарии для сетевых фильтров:
Характеристик получилось немало, как и их сценариев. Если просуммировать все варианты, то у нас получится 1536 сегментов характеристик и 192 сценария (перемножаем все возможные варианты варианты) — это довольно существенное количество. Столько сегментов мы завести не сможем, поэтому надо уменьшать их количество.
Следующий этап аналитической работы — очень важный этап использование любого алгоритма или методики — включение критической оценки данных. В нашем случае сперва мы будем оценивать объем кластеров и характеристик, например:
Необходимости учитывать длину каждого кабеля нет — можно просто объединить характеристики на длинный (10м) и короткий (1-5м). при заведении можно в популярные сегменты заводить весь метраж коротких вариантов конкретной позиции. также укрупняем сценарии
Учитывать разное количество розеток не значимо для потребителя. Эту характеристику можно группировать до малого количества (3-4 розетки) и большого (5-6 розеток)
Некоторый характеристики или варианты имеют малую значимость. цветные сетевые фильтры — это дополнительный ассортимент и можно исключить из общего списка
Уже получается 192 комбинации характеристик. Далее продолжаем использовать логику
Комбинации 16А силы тока (повышенной) и обычного пластика неприемлемы (возможно оплавление под нагрузкой)
Использования сценария «дизайн» важно не во всех случаях, а только тогда, когда потребитель готов переплатить
Т.е. еще 2 характеристики будут иметь значимость только в половине случаев. При расчете общего количества кластеров, исходя из количества вариантов характеристик изменяем их значение на 1,5 т.к. используем только в половине случаев. Итого получаем 108 кластеров характеристик и 96 сценариев использования.
При более детальном анализе обязательно выявятся характеристики, которые можно отсечь, используя логику. Например, те, кто выбирают красивый дизайн, наверняка предпочтут более дорогой и безопасный, т.е. дешевый и безопасный красивый сетевой фильтр не очень нужен (точнее степень его красоты не будет существенно влиять на спрос).
Таким образом получаем 2 таблицы — 81 строка и 96 строки и начинаем их совмещать, попутно отчищая от нелогичных решений.
Надо также учесть, что пользователю не слишком нужен варистор и не всегда интересно качество пластика, но покупатель хочет получить свойство «безопасный». Поэтому ряд параметров, влияющих на безопасность, мы можем разложить на «безопасный/средний/небезопасный».
Таким образом можем получить сегменты вида
Дешевый/мало розеток/10А/обычный пластик/безопасный/1,8м/без USB
Дешевый/мало розеток/10А/обычный пластик/небезопасный/1,8м/без USB
Третий этап — применяем кластеризацию к текущим продажам. Стараемся максимально точно совместить получившиеся кластера и текущий ассортимент. Наверняка найдутся позиции, которые не попадут ни в один из кластеров и найдутся кластера, без позиций — товары без кластера и кластера без товара. Очень важно на данном этапе обработать именно расхождения — это та часть, где теория встречает с практикой. Спрос товара определяет ценность и значимость для потребителей, поэтому, во-первых, обработав товары без кластера получится выявить скрытые кластера, которые мы упустили на первых двух этапах. Во-вторых, кластера без товаров могут стать точкой роста в категории. Необходимо еще раз оценить необходимость этих кластеров, и в случае, если они все еще важны — обязательно взять их в работу и искать товар для них.
Но это могут быть и не важные кластера, которые просто лишены здравого смысла, например вот такой сетевой фильтр:
Дорогой/мало розеток/16А/обычный пластик/небезопасный/5м/без USB
Т.е. совмещение низких параметров качества и высокой цены — весьма сомнительная ценность для покупателя. В тех редких случаях, когда такой сегмент продается, вероятнее всего мы что-то не учли в характеристиках этого изделия, влияющих на спрос.
После того, как вся матрица уложилась в кластеры — наступает время следующего этапа — тендера.
В моей практике был интересный пример. Я перешел на категорию «чехлы для смартфонов» ВЭД направления, в качестве тимлида, и начал погружаться в её особенности. Молодой ПМ вел эту категорию пару месяцев и всё что знал — усвоил при передачи информации от предыдущей команды.
Одним из первых моих вопросов был «где можно взять полный список закупаемых нами чехлов»? Мы активно пытались разобраться с этим вопросом и поняли, что такого списка не существует в принципе и каждый раз решения принимались на основании опыта предыдущего сотрудника (т.е. «из головы»). Поэтому первым, чем мы занялись — составили список всех возможных видов чехлов (накладка, бампер, книжка, чехол-книжка, чехол на лямке и т.д.) и сузили их до того списка, который применялся раньше.
Проанализировав продажи разных видов в прошлом — мы убрали несколько видов чехлов и добавили пару экспериментальных, по которым планировали сделать тестовые закупки.
Таким образом у нас появилась основа — список видов чехлов, который мы могли применять к тем или иным моделям. Из 10 видов мы применяли 3-4 вида к каждой модели смартфона, в зависимости от бренда, ценового сегмента и т.д. ну и каждый вид в разных цветовых вариациях.
Однако это сегментирование дало возможность прорабатывать виды чехлов. Мы размещали тендера и предзаказы на самые востребованные виды (т.к. не очень важно на какой смартфон делать изделие). Смогли погрузиться в технические особенности и структуру себестоимости каждого вида (сколько стоят молды, как по цене отличается толщина, какие сроки нужны для изготовления). Создали список технических требований к каждому виду изделия и закрепляли каждый вид за конкретным поставщиком.
В результате этой работы — очень сильно выросла стабильность поставок, снизились проблемы с качеством и непопаданием в сроки. Тендера стали проходить более эффективно (т.к. были общие требования к качеству).
Безусловно список этих видов чехлов менялся с течением времени. Появлялись новые виды или менялась популярность старых — наш «чарт-лист» корректировался. Но это всегда была основа, создав которую мы смогли на качественно ином уровне строить управление категорией.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что-то про приемы категорийного менеджмента предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других