Система триединого труда. Управление личным трудом на основе христианских ценностей

Виталий Геннадьевич Кандалинцев, 2019

Система триединого труда – авторская методика Виталия Кандалинцева. Она адресована всем желающим организовать свой труд на основе христианских ценностей. Методика определенным образом структурирует рассматриваемый круг вопросов и предлагает инструменты работы над ними. Но при этом оставляет свободу в постановке конкретных целей и способов их достижения.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Архитектура Системы триединого труда

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система триединого труда. Управление личным трудом на основе христианских ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Архитектура Системы триединого труда

1.1. Концепция триединого труда

Отношения взаимности. Взаимность утверждается в Нагорной проповеди Иисуса Христа:

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12).

Здесь взаимность, точнее взаимная любовь, предстает как исполнение закона отношений между людьми, как нравственный императив. В таких отношениях любовь одного человека получает награду в виде любви другого человека. И это норма для совершенных сообществ. Но в падшем мире взаимность любви не достижима всеобще. Грехи разделили людей, вместо взаимной любви часто проявляется взаимная ненависть. Для противостояния взаимной ненависти необходима более высокая любовь, а именно односторонняя, жертвенная любовь. Иисус Христос дает заповедь:

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44).

Любовь среди людей должна принимать и односторонний характер, ибо враг может и не прекратить немедленно в ответ на нашу любовь свою враждебность. Однако такая односторонняя любовь не является отрицанием взаимности, но ведет к более высокой взаимности, чем та, которая может существовать между людьми. Потому что отсутствие взаимности со стороны людей при нашей любви к ним восполняется любовью Бога к нам. Другим словами, если мы любим врагов наших, мы любим и создавшего всех людей Творца. И Творец отвечает нам на нашу любовь взаимностью, устанавливая для нас определенную награду. Эта награда дается как компенсация за одностороннюю любовь:

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают (Лк. 6:32–33).

Не следует понимать эти слова так, что «любить любящих нас» неправильно. Взаимная любовь — это естественный закон, который принимают даже грешники. Это норма человеческих взаимоотношений. Однако данной нормы в падшем мире недостаточно, так как в нем значительное распространение получило отрицательное отклонение от нормы. И для противостояния отрицательному отклонению необходимо положительное отклонение от нормы.

Два вида односторонней любви. Отклонением от нормы человеческих взаимоотношений является односторонняя любовь. Отрицательное отклонение формируется самолюбием, т. е. преобладанием любви к себе. Самолюбие, по учению св. Отцов, есть корень гордости и всех страстей. Если самолюбие и гордость ничем не сдерживаются, то страсти обретают в душе человека такую силу, что принуждают его к смертным грехам — преступлению заповедей. Поэтому самолюбие оказывает разрушительное воздействие на взаимность любви и приводит в конечном счете к взаимности равнодушия, презрения и ненависти.

Преодолеть этот антипод взаимной любви можно с помощью положительного отклонения, формируемого преобладающей любовью к Богу и Его творению — людям. Отвечая на вражду любовью и не ожидая ничего взамен, можно своим примером помогать другим людям преодолевать их страсти, содействовать их покаянию, поддерживать заблудших и немощных и, через это, возрождать взаимную любовь. Поступать так намного труднее, чем отвечать взаимностью на чужую любовь. Положительное отклонение — это жертвенная односторонняя любовь, необходимая для победы над злом. Такая любовь подражает истинной Божественной любви к людям, которая не гаснет от временного отсутствия в людях ответной любви:

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (Ин. 4:10).

И разумеется, такая любовь, преодолевающая ограничения принципа взаимности любви и делающая любящих так людей совершенными, достойна и особой награды от Бога. Названные три момента (норма и два отклонения от нормы) являются значимыми для любых человеческих взаимоотношений, и потому логика их понимания может применяться к конкретным сферам нашего бытия. Например, к сфере труда и экономики.

Триединый труд. Наше отношение к труду, его восприятие определяется теми целями, которые мы стремимся достичь посредством труда. Выделим три момента труда в соответствии с его ориентированностью на определенные цели.

Нормой человеческого труда является общественный труд. Это труд, организованный на основе взаимности, достигаемой через разделение труда и обмен. Он соответствует общей норме взаимной любви и ориентирован на удовлетворение жизненных потребностей людей.

Далее, можно выделить аскетический труд, совершаемый трудящимся ради противостояния негативному отклонению в своей душе. Такой труд ориентирован на искоренение страстей, недопущение грехов и получение защиты в духовной брани.

И третий вид — благотворительный труд. Он является проявлением положительного отклонения от общей нормы взаимной любви и ориентирован на помощь нуждающимся, на противостояние делами добра негативному отклонению в жизни людей.

В зависимости от выбранного жизненного пути и жизненных обстоятельств человека в его труде могут присутствовать все три момента, или только некоторые из них. В общем случае, полноценным можно считать труд, в котором наличествуют все три момента, но при этом пропорция их сочетания определяется свободно самим трудящимся. Другими словами, труд триедин, и потому в нем важно учитывать взаимопроникновение сторон такого труда.

Далее для характеристики такого взаимопроникновение будет использоваться понятие влияния одно вида труда на другой. Под влиянием понимается действие основной функции данного вида труда в сфере труда другого вида. Основная функция аскетического труда — очищение от страстей, общественного труда — совершенствование для большей результативности и эффективности, благотворительного труда — бескорыстная помощь.

Влияние аскетического труда на общественный и благотворительный труд. Аскетический труд ориентирован на душеполезность трудовой деятельности работника. В своей собственной сфере данный труд связан с преодолением страстей и грехов самого работника. Но аскетический труд влияет и на сферу общественного труда. Там он ограничивает выбор работы или предпринимательского проекта только теми областями, которые не являются предосудительными с точки зрения Церкви. В «Основах…» говорится:

Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам.…Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом [2].

Аскетический труд также может проявляться в общественном труде как установка на терпение и смирение в трудных производственных ситуациях, как линия на выдержанные и корректные отношения с коллегами и т. д. В области благотворительного труда аскетический труд противодействует зазнайству человека своим милосердием, не позволяет развиться чувству превосходства над менее преуспевшими в благотворительности, одновременно преодолевает скупость, когда есть соответствующие возможности помочь другим.

Влияние общественного труда на аскетический и благотворительный труд. Общественно-созидательный труд основан на взаимодействии людей и ориентирован на результативность и эффективность. Результативность означает, что процесс труда должен завершиться созданием полезного продукта или услуги, отвечающего ожиданиям потребителя. Эффективность означает, что затраченные на достижение результата ресурсы не должны быть чрезмерными.

В сфере аскетического труда общественный труд может проявляться как установка на результативность работы человека по устранению страстей и грехов, а также поиск эффективных путей, которые бы позволяли достичь этого результата по возможности более быстро и менее трудоемко.

В сфере благотворительного труда общественный труд может проявиться в виде переноса характерных для общественного труда методов организации и управления, например, при создании благотворительного фонда или инициации благотворительного проекта. Также возможно формирование установки на тщательный выбор приоритетов благотворительной деятельности, ее результативности и эффективности.

Влияние благотворительного труда на сферы аскетического и общественного труда. Благотворительный труд имеет целью безвозмездную помощь нуждающимся. Вдохновляемый заповедью о жертвенной любви, он имеет большое значение для оздоровления духовно-нравственной ситуации в обществе.

В сфере аскетического труда благотворительный труд может проявиться как передача другим аскетического опыта, содействия изданию и распространению аскетической литературы и т. д. На общественный труд влияние благотворительного труда также возможно. Например, в виде предпочтения менее прибыльной, но необходимой для малообеспеченных людей деятельности.

1.2. Классификация, карта целей и комплексы действий

В соответствии с концепцией триединого труда основную структуру СТТ задает двухуровневая классификация, состоящая из трех разделов и девяти тем:

1. Аскетический труд

1.1. непосредственно аскетический труд;

1.2. влияние общественного труда на аскетический труд;

1.3. влияние благотворительного труда на аскетический труд;

2. Общественный труд

2.1. непосредственно общественный труд;

2.2. влияние аскетического труда на общественный труд;

2.3. влияние благотворительного труда на общественный труд;

3. Благотворительный труд

3.1. непосредственно благотворительный труд;

3.2. влияние общественного труда на благотворительный труд;

3.3. влияние аскетического труда на благотворительный труд;

Классификация может быть продолжена на третий уровень, где формируются темы типа «влияние на влияние». Например, тема 1.3.1. может называться так: «(1) влияние общественного труда на (2) влияние благотворительного труда на аскетический труд».

Далее данная классификация проецируется на четыре области: побуждения, процессы, результаты, идеал. Посредством такого проецирования возникает карта системных целей (см. схему 1). Системные цели связаны причинно-следственными отношениями в рамках общей логической последовательности: от побуждений к процессам триединого труда, далее к результатам такого труда и, наконец, к идеалу личности.

К отображенным на карте целям применяется алгоритм их достижения, который будет далее именоваться «комплексом действий по достижению цели» или, более кратко, «комплексом действий». Комплекс действий (КД) включает цель, показатель степени достижения цели, задачу (установленное значение показателя за определенный период или на определенную дату), перечень действий для достижения цели. Такая структура КД базируется на понимании, что цель, не будучи измеренной с помощью соответствующего показателя, становится неопределенной. Следовательно, неопределенными становится и действия по ее достижению.

Схема 1. Карта системных целей

КД разрабатываются и применяются прежде всего в областях процессов и результатов, но факультативно также в области побуждений и даже области идеала. В целом, стремление христианина выполнить заповеди является побуждением и к соответствующему по форме труду. Это момент бытия личности в настоящем времени. Идеал, по определению, выступает желаемым состоянием этой личности в будущем. Связь между этими двумя бытийными моментами формирует триединый труд, через который личность и совершает свой путь к идеалу. Поэтому в СТТ упор делается на процессы и результаты триединого труда.

1.3. Первая область целей: мотивация

Мотивация — это внутреннее побуждение, формирующее отношение к труду и модель поведения в трудовой деятельности. Для христианина очевидно, что разумный порядок его жизни, в том числе трудовой деятельности, основывается на исполнении заповедей.

Поэтому духовно-нравственная мотивация имеет началом побуждение исполнить три главных заповеди о любви. Две из этих заповедей были даны в Ветхом Завете. Третья — в Завете Новом. Из этих трех заповедей и вытекает концепция триединого труда (единства аскетического, общественного и благотворительного труда). Поскольку названные заповеди универсальны, то их приложение к сфере трудовой деятельности требует некоторого конкретизирующего рассуждения.

Первая заповедь и побуждение к аскетическому труду. Первая заповедь — о любви к Богу:

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22:36–38).

Спаситель разъяснил, в чем заключается исполнение этой заповеди в отношении к Нему:

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:24–26).

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26).

Отвергнуться себя означает отказаться от себялюбия (самолюбия, эгоизма, эгоцентризма) — неразумной любви к себе, затмевающей любовь к Богу и ближнему. Из себялюбия вырастает гордость и все страсти, которые толкают на грех и не позволяют идти за Господом. Но если мы отказываемся от себялюбия, то страсти восстают на нас и требуют удовлетворения неправедных желаний. Решить выдерживать давление страстей, не поддаваться им и трудиться над их искоренением означает взять свой крест. И это дает возможность последовать путем спасения души и служения Господу.

Следовательно, первым проявлением мотивации является побуждение к аскетическому труду — деятельности по очищению собственной души ради спасения и служения Господу из любви к Нему.

Вторая заповедь и побуждение к общественному труду. Вторая заповедь — о любви к ближнему, и эта заповедь подобна первой:

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:39–40).

О необходимости взаимности в любви свидетельствуют следующие слова Иисуса Христа:

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12).

Взаимная и равная любовь является нормой человеческих взаимоотношений. Она формирует побуждение к общественному труду, т. е. труду, совершаемому в определенном взаимодействии (сотрудничестве) с другими людьми на равноправной основе. Цель такого общественного труда — производство необходимых товаров и услуг. Важнейшие принципы — результативность и эффективность.

Результативность заключается в способности труда доставлять полезный продукт необходимого качества и количества, эффективность — в способности расходовать необходимые для производство продукта ресурсы в приемлемом объеме.

Эта рациональная, практичная сторона труда отмечена в Евангелии:

Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее… (Лк. 14:28).

Исходя из сказанного, под общественным трудом далее будет пониматься совместный результативный и эффективный труд людей, направленный на удовлетворение их материальных и иных потребностей.

Третья заповедь и побуждение к благотворительному труду. Третья, новая заповедь — о жертвенной любви. Той любви, которую Христос явил нам:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34).

Применительно к сфере труда эта заповедь означает необходимость безвозмездной (полностью или частично) помощи тем людям, которые в ней нуждаются.

Триединство труда и общие побуждения к свободе, совершенствованию и плодотворности. Труд становится триединым в нашем восприятии, если мы рассматриваем его с точки зрения трех заповедей любви. Триединство означает не просто объединение трех сторон труда (аскетической, общественной и благотворительной), но и взаимовлияние этих сторон друг на друга. Поэтому труд приобретает «многослойный» характер.

Многослойность труда говорит о том, что спектр целей трудовой деятельности может быть довольно широким. Но что должно быть"движущей силой"в выборе данных целей?

Иисус Христос говорит:

и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32)

Потребность в познании истины и обретении свободы коренится в нашей природе и пронизывает всю нашу жизнь. Наша свобода, прежде всего, есть свобода от страстей, греха, пороков. Цели достижения этой свободы служит аскетический труд. Но также важна и свобода от материальной и иной нужды, особенно крайней. Этой цели служат общественный и благотворительный труд.

В этом смысле нашим побуждением к труду является стремление к освобождению, обретению свободы. Но свобода простирается и на то, какие конкретные цели выбирать и ставить перед собой в многослойности триединого труда. Это — свобода выбора. И дело каждого человека, так или иначе, самоопределиться к позитивным этико-трудовым целям.

В Нагорной проповеди сказано:

будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).

Совершенствование — это путь уподобления Богу, сближения и единения с Ним через раскрытие в себе истинной человеческой природы как образа и подобия Божия. Можно отметить три направления совершенствования:

— в аскетическом труде целью совершенствования становится святость (Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят — 1 Пет. 1:16), понимаемая как состояние отделенности для Бога от страстей и грехов, как состояние преодоленности зла в себе;

— в общественном труде значимо подражание Творцу, т. е. реализация подобия Божия в творческом плане через соработничество Богу. Здесь на первый план выходят искание благословенности созидательного труда (соответствия труда замыслу Бога о мире), реализация призвания и талантов, обретение искусности в трудовой деятельности;

— в благотворительном труде человек подражает Господу в Божественной любви, проходит путь познания блаженства этой любви (… трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать — Деян. 20:35).

Наконец, нельзя не сказать о побуждении к плодотворности. В Нагорной проповеди есть предостережение:

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7:18–19).

Побуждение к плодотворности означает установку на достижение полезного конечного результата. В аскетическом труде должны быть реальные сдвиги в освобождении от страстей и грехов, а общественном труде — значимый успех в профессиональной деятельности, в благотворительном труде — ощутимая по меркам наших возможностей помощь нуждающимся. Все это — плоды утверждения в добре, которые делают нашу жизнь более угодной Господу.

Духовно-нравственная мотивация трудовой деятельности может быть понята как осознание важнейших смыслов труда на основе заповедей и стремление сформировать соответствующую этим смыслам модель трудового поведения. Приведенные выше примеры показывают, что соответствующие заповеди Божии могут быть источником смыслов как для одной из сторон триединого труда, так и для всех трех.

1.4. Вторая область целей: процессы

В процессах труда осуществляется практическая деятельность по достижению поставленных целей. Именно в процессах максимальное значение имеет разработка и совершенствование комплексов действий.

Рассмотрим условный пример. Сотруднику компании Иванову предложили занять более высокую должность. Но она требовала быстрого приобретения дополнительной компетенции, которой у Иванова не было. Тем не менее он принял предложение, разработав комплекс действий для данного случая (см. Таблицы 1 и 2).

В ходе выполнения инициативы Иванову удалось в приемлемые сроки собрать важную информацию, определить профиль компетенции и найти способ восполнения недостающих ресурсов (знаний, умений). Однако перейдя к практическому приобретению нужных навыков, сотрудник обнаружил, что он делает это значительно медленнее, чем планировал.

Проблема, с которой он столкнулся обычно именуется «прокрастинацией». Решения и действия откладывались, поскольку требовали большей, чем ранее, ответственности и работоспособности. Иванов, проанализировав ситуацию, решил устранить прокрастинацию с помощью второй КД в сфере аскетического труда. Была определена цель 2.2.1. «Преодоление прокрастинации», показатель степени ее достижения — 2.2.1.1. «Уменьшение прокрастинации, %», задача — 2.2.1.1.З «Уменьшение не менее чем в 5 раз в течение планового периода».

Изучив книги по аскетике, Иванов пришел к выводу, что прокрастинация является негативным состоянием, производным от гордости. Поэтому в перечень духовных средств, предусматриваемых инициативой, он включил установку на смирение и обращение смирения в устойчивый навык. Значительное внимание было уделено и учению о красоте и трудности добродетели, благодаря которому Иванов обрел нравственный стимул к безотлагательному исполнению дел. Кроме того, он включил в свое ежедневной правило и молитву с прошением об избавлении от прокрастинации.

Таблица 1. КД «Приобретение новой компетенции посредством самообучения»
Таблица 2. План-график действий

Результатом реализации инициативы стало резкое снижение прокрастинации, которое, по оценке Иванова, вполне свидетельствовало о выполнении задачи 2.2.1.1.З. Убедившись в эффективности своего подхода к борьбе с прокрастинацией, Иванов решил делиться опытом со своими друзьями и близкими. Цель 1.3.1. была сформулирована так: «Передавать опыт преодоления прокрастинации тем, кто в нем нуждается». Показатель — 1.3.1.1. «Количество проведенных бесед», задача — 1.3.1.1.З «В среднем 1 беседа в неделю в течение квартала». Эти примеры показывают общий подход к достижению целей с помощью КД.

1.5. Третья область целей: результаты

Интегральный результат — это общая оценка триединого труда. Она дает представление о том, насколько мы успешны в реализации своей трудовой стратегии. Данный показатель может быть рассчитан по формуле средневзвешенной величины. Для этого частные показатели переводятся в единую (например, 10-балльную) шкалу, и им присваивается вес.

Таблица 3. Расчет интегрального результата труда

Для нашего условного примера расчет выглядит так (см. Таблицу 3). Сначала определяется коэффициент выполнения задачи путем деления задачи (т. е. планового значения показателя) на фактически достигнутое значение показателя. Результат отражается в столбце 4. В следующем столбце 5 этот результат переводится в 10-балльную шкалу. Далее назначаются веса для всех трех показателей, сумма всех весов составляет 1 (столбец 6). Наконец, коэффициенты выполнения в баллах умножаются на соответствующие веса, получаются баллы с учетом веса (столбец 7). Эти баллы суммируются и получается интегральный результат труда — 9,13 баллов.

1.6. Четвертая область целей: идеал

В области идеала обозначаются не просто долгосрочные, а непреходящие, вечные цели. Эти цели (святость, совершенство, любовь Божия) ведут к общей цели раскрытия в человеке его истинной духовной природы — быть образом и подобием Божиим.

Область идеала соотносится с областью побуждений к триединому труду. Побуждения формируются заповедями, т. е. нормами нашего поведения, которые должны исполняться не в отдаленном будущем, а в повседневной, текущей жизни. Это исполнение нами заповедей несовершенно, но и оно дает некоторую начальную степень святости, совершенства, любви Божией.

Триединый труд соединяет начальные духовные степени с более высокими, становится средством их достижения. Обыденность повседневного труда наполняется духовно-нравственным содержанием, без которого труд несет отпечаток все же вынужденного занятия с прозаическими материальными мотивами.

Поэтому роль составляющей идеала в СТТ заключается в напоминании о духовных стимулах, которые есть в христианских ценностях. Эти стимулы должны действовать в трудовой деятельности, быть ясно осознаваемыми и принимаемыми.

1.7. Стратегия триединого труда

Карта целей задает общую систему координат, в рамках которой существует большое количество вариантов трудовой деятельности. Выбор конкретного варианта осуществляется в ходе разработки стратегии триединого труда. В ходе этой разработки определяется миссия, видение, стратегия, движущая сила стратегии и иерархия целей.

Миссия раскрывает общий подход к делу, главный принцип личной трудовой деятельности. В сфере аскетического труда заключается в очищении себя от всего греховного, восхождении на ту степень чистоты, о которой сказано:

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).

В сфере общественного труда для христиан естественно подходить к своему труду как к служению Богу посредством служения Божиим творениям — людям. Поэтому за основу формулировки миссии в общественном труде могут быть взяты слова ап. Павла:

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу (Кол. 3:17, 24).

Если мы осознаем нашу миссию именно таким образом, то это настраивает нас на ответственное отношение к предстоящему общественному труду, ориентирует на достижение совершенства в нем.

В сфере благотворительного труда миссия связана с развитием в сердце любви Божией, жертвенной любви Христовой, и проявлении ее в жизни. Благотворительный труд — это безвозмездный труд на благо конкретных людей или неопределенного круга людей, которые могут воспользоваться плодами это труда. За основу формулировки миссии может быть взято следующее наставление:

… трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

Блаженство бескорыстного даяния, сострадание и милосердие к нуждающимся, без этого опыта души нет должного духовно-нравственного развития человека.

Видение — это представление о наилучшем личном месте в триедином труде, которое в ближайшем или более отдаленном будущем необходимо занять. В сфере аскетического труда оно означает то, каким человек видит будущее состояние своей души: какие из страстей будут преодолены или как минимум ослаблены, как и в чем он будет проявлять смирение.

Для общественного труда видение складывается с учетом многих обстоятельств — личных дарований, способностей, предпочтений в режиме трудовой деятельности, финансовых ожиданий и т. д. Видение должно быть прежде всего правильным. Для этого надо хорошо знать себя и понимать, где и как мы можем принести наибольшую пользу. Поэтому стать ли предпринимателем или наемным работником, избрать ли свободную профессию или какое-то их сочетание, все это требует тщательного размышления и взвешенного решения.

В благотворительном труде видение — это замысел о конкретной форме благотворительного труда, которую предстоит реализовать за определенный период времени. Пример видения мы находим в одном их писем Павла Третьякова дочери: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях» [3]. Плоды благотворительного труда могут носить материальный или нематериальный характер, или быть сочетанием того и другого.

Стратегия. Стратегия определяет важнейшие стадии, через которые мы намерены пройти от текущего места до места, предусмотренного видением. В целом стадии должны быть связаны какой-то логикой, например, накоплением опыта и знаний в конкретной области. Но эта логика не всегда бывает очевидной. Кажущаяся непоследовательность трудового пути может вылиться в эффективный синтез разнородных знаний и умений, оптимально подходящих для той или иной креативной профессии. Поэтому стратегия должны быть гибкой и ее нужно улучшать и даже пересматривать по мере необходимости.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Архитектура Системы триединого труда

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система триединого труда. Управление личным трудом на основе христианских ценностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я