NB! Книга вошла в шорт-лист Национальной премии для молодых авторов, пишущих на русском языке 2020, в номинации "Нонфикшн". Кто из нас не играл в школьные годы в настольные игры! Откроешь тетрадь, нарисуешь поле и начинаешь соревнование с соседом по парте! Время летит незаметно, тренируются мозги, красота! Одной из таких славных игр является «Футбол на бумаге»! Это замечательная по легкости правил и разнообразию игра понравится любому! В нее можно играть в любом возрасте, в любом месте и в любое время! В книге изложены не только правила игры «Футбол на бумаге», но и различные хитрости, которые помогают обыграть соперника! Добро пожаловать в волшебный мир игры!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настольная игра «Футбол на бумаге» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1 ПРАВИЛА ИГРЫ ФУТБОЛ НА БУМАГЕ
ПОШАГОВЫЕ ПРАВИЛА
ФУТБОЛ НА БУМАГЕ (Paper Soccer) — настольная игра для двух человек, имитирующая игру в футбол. На листе бумаги в клетку рисуется поле, на котором два игрока по очереди делают ходы с помощью ручки. Выигрывает тот, кто забивает гол в ворота соперника или загоняет его в тупик.
1 ШАГ:
Находим соперника, берем лист бумаги в клетку, ручку (либо берем планшет, смартфон со скачанной игрой), и удобно усаживаемся за стол. В ФУТБОЛ НА БУМАГЕ играют двое, ходы делают по очереди.
2 ШАГ:
Рисуем поле. Жирным выделены границы и центр поля:
3 ШАГ:
Определяемся, за какие ворота будем играть (Верхние (В) или Нижние (Н) и подписываем каждый свои ворота — в нашем случае сторона, играющая за Верхние ворота (В), назвала себя «Мистер УМНИНГ», а сторона, играющая за Нижние ворота (Н), — «Мадам ИНТУЦИЯ»:
4 ШАГ:
Линии внутри поля пересекаются, и ходы делаются ПО ЭТИМ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМ.
Центр поля окружает восемь пересечений (показаны на рисунке — КРАСНЫМ ЦВЕТОМ):
Итак, делаем первый ход — ставим ручку в центр поля и рисуем линию до одного из восьми пересечений, окружающих центр, останавливаемся в нем — первый ход сделан!
Показательная партия будет состоять из 7 ходов — по цветам радуги:
Мадам ИНТУЦИЯ остановилась (сделала свой ход) в одном из восьми пересечений, окружающих центр, потому что в это пересечение ЕЩЕ НЕ БЫЛО СДЕЛАНО ХОДА!
Это главное правило ФУТБОЛА НА БУМАГЕ и обязанность каждого игрока:
— останавливаться (ход сделан) в пересечении, в которое еще не было сделано хода (НЕЗАНЯТОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ);
— отталкиваться (продолжать ход, «ДАВАТЬ ПАС», «РИКОШЕТИТЬ») из пересечения, в которое уже был сделан ход (ЗАНЯТОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ).
Очередной ход совершается из последнего ЗАНЯТОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ.
Все просто:
— попав во время хода в НЕЗАНЯТОЕ ПЕРЕЧЕНИЕ — ты останавливаешься в нем (ты свой ход сделал);
— попадая во время хода в ЗАНЯТЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ — ты отталкиваешься от них (продолжаешь свой ход, «ДАЁШЬ ПАС», «РИКОШЕТИШЬ»).
«Рикошетить» (отталкиваться от ЗАНЯТЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ) во время хода можно сколь угодно долго до тех пор, пока ты не попадешь в НЕЗАНЯТОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ, в котором ты обязан остановиться!
До того момента, пока не сделан первый ход, ЗАНЯТЫМИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМИ считаются ЦЕНТР ПОЛЯ и ПЕРЕСЕЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ЕГО ГРАНИЦЕ, т.е. от центра поля и от границ во время хода надо отталкиваться — «РИКОШЕТИТЬ».
Как видно из рисунка — Мадам ИНТУЦИЯ, делая третий ход, попадала в два пересечения:
— первое пересечение оказалось ЦЕНТРОМ ПОЛЯ и Мадам ИНТУЦИЯ оттолкнулась от него (продолжила свой ход), поскольку центр поля является ЗАНЯТЫМ ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ (из него делался первый ход);
— второе пересечение оказалось НЕЗАНЯТЫМ и Мадам ИНТУЦИЯ в нем остановилась.
Как видно из рисунка — Мистер УМНИНГ, делая четвертый ход, попадал в два пересечения:
— первое пересечение оказалось ЗАНЯТЫМ (показано на рисунке — КРАСНЫМ ЦВЕТОМ) и Мистер УМНИНГ оттолкнулся от него — «ОТРИКОШЕТИЛ»;
— второе пересечение оказалось НЕЗАНЯТЫМ и Мистер УМНИНГ в нем остановился.
Как видно из рисунка — Мадам ИНТУЦИЯ, делая пятый ход, попадала в два пересечения:
— первое пересечение НАХОДИТСЯ НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯ (показано на рисунке — КРАСНЫМ ЦВЕТОМ) и Мадам ИНТУЦИЯ оттолкнулась от него (продолжила свой ход), поскольку ПЕРЕСЕЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯ являются ЗАНЯТЫМИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМИ и от них надо отталкиваться;
— второе пересечение оказалось НЕЗАНЯТЫМ и Мадам ИНТУЦИЯ в нем остановилась.
Как видно из рисунка — Мистер УМНИНГ, делая шестой ход, попадал в два пересечения:
— первое пересечение НАХОДИТСЯ НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯ (показано на рисунке — КРАСНЫМ ЦВЕТОМ) и Мистер УМНИНГ оттолкнулся от него — «отрикошетил», поскольку ПЕРЕСЕЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯ являются ЗАНЯТЫМИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМИ и от них надо отталкиваться;
— второе пересечение оказалось НЕЗАНЯТЫМ и Мистер УМНИНГ в нем остановился.
!ЗАПОМНИ!
Линия, которую ты рисуешь ручкой во время хода — называется МАРШРУТОМ.
Ходить по пройденным маршрутам (по уже нарисованным линиям) — ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
То есть, ходить по нарисованным линиям, ходить «по пройденному» — ЗАПРЕЩЕНО! В игре «дважды по одной дороге» не ходят.
Границы поля считаются пройденными маршрутами, ходить по границе и выходить за нее — ЗАПРЕЩЕНО!
В игре можно победить ДВУМЯ СПОСОБАМИ:
1-Й СПОСОБ ВЫИГРЫША:
Для победы в партии тебе необходимо «ЗАБИТЬ ГОЛ» в ворота соперника, т.е. занять любое из трех пересечений, находящихся в его воротах (показаны на рисунке — КРАСНЫМ ЦВЕТОМ):
Игрок проигрывает, если «ЗАБИВАЕТ ГОЛ» в свои ворота — «АВТОГОЛ».
Как видно из рисунка — Мадам ИНТУЦИЯ, делая седьмой ход, попадала в два пересечения:
— первое пересечение НАХОДИТСЯ НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯ (показано на рисунке — КРАСНЫМ ЦВЕТОМ) и Мадам ИНТУЦИЯ «отрикошетила» от него (продолжила свой ход), поскольку ПЕРЕСЕЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯ являются ЗАНЯТЫМИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМИ и от них надо отталкиваться;
— второе пересечение оказалось ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ВОРОТАХ Мистера УМНИНГА, и, заняв это пересечение, Мадам ИНТУЦИЯ выиграла партию — ЗАБИЛА ГОЛ Мистеру УМНИНГУ.
2-Й СПОСОБ ВЫИГРЫША:
Партию проигрывает игрок, оказавшийся в ЗАНЯТОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ, из которого невозможно сделать ход — «ПОПАВШИЙ В ТУПИК» (например, попав в угол — ты проигрываешь партию).
Как видно из рисунка — Мадам ИНТУЦИЯ, делая седьмой ход, ПОПАЛА В УГОЛ, а значит, проиграла партию, т.к. оказалась в занятом пересечении (поскольку ПЕРЕСЕЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯ являются ЗАНЯТЫМИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯМИ), из которого невозможно сделать ход — ПОПАЛА В ТУПИК!
ПЕРВАЯ ПАРТИЯ СЫГРАНА!
КОРОТКИЕ ПРАВИЛА
1). В ФУТБОЛ НА БУМАГЕ играют двое, ходы делают по очереди. Поле рисуют на клетчатой бумаге (рис. 1). Более жирным цветом выделены границы и центр поля.
Линии внутри поля образуют пересечения, которые делятся на занятые и пустые (незанятые). До того момента, пока не сделан первый ход, занятыми пересечениями считаются центр поля и пересечения, находящиеся на его границе.
2). Первый ход делается из центра поля. В ФУТБОЛЕ НА БУМАГЕ существует пять принципиально разных вариантов первого хода (рис. 2).
Остальные три варианта всего лишь отражения. Т.о. первый ход можно сделать из центра поля в любое из восьми пустых пересечений. Встав в пустое пересечение, игрок должен в нём остановиться (он сделал свой ход), а данное пустое пересечение превращается в занятое и из него другой игрок делает свой ход. Очередной ход совершается из последнего занятого пересечения. Делая свой ход и попав в занятое пересечение, игрок должен из него сходить («дать пас») и так делать до тех пор, пока не попадёт в пустое пересечение, в котором должен остановиться.
3). Линия хода называется маршрутом. Ходить по пройденным маршрутам запрещается. Границы поля считаются пройденными маршрутами.
4). Для победы в партии необходимо «забить гол» в ворота противника, т.е. встать в пересечение, находящееся в его воротах (игрок также проигрывает, если «забивает гол» в свои ворота — «автогол»). На рисунке 3-1 приведён пример поражения Верхних ворот (В) забиванием гола.
Также партию проигрывает игрок, оказавшийся в занятом пересечении из которого невозможно сделать ход — «попавший в тупик». На рисунке 3-2 приведён пример такого поражения.
Естественных ничьих в ФУТБОЛЕ НА БУМАГЕ не бывает, возможна только ничья по договорённости сторон.
ФУТБОЛЬНАЯ НОТАЦИЯ
Для записи футбольных конструкций, ходов и партий используется специальная футбольная нотация: аналитическая и графическая.
Аналитическая нотация (АН).
Вертикальные пересечения обозначаются латинскими буквами от «a» до «g», а горизонтальные — цифрами от 1 до 11. Т.е. в футбольной «системе координат» каждое пересечение поля определяется буквой и цифрой. На рисунке 4 показаны координаты всех пересечений поля.
Красным цветом обозначены нечётные пересечения, чёрным — чётные. Если игроки строго соблюдают правила и партия доигрывается до победного конца — маршрут последнего хода всегда заканчивается в красном пересечении. Доказательство этого утверждения, а также определение чётных и нечётных пересечений даётся во второй главе книги — «Математика ФУТБОЛА НА БУМАГЕ».
Графическая нотация (ГН) — это рисунок маршрута хода.
Для наглядности можно показать ход, записанный с помощью графической и аналитической нотации. Из конструкции, показанной на рисунке 5-1, делается следующий ход: f8-g7-f6 (он показан на рисунке 5-2).
При записи ходов и партий используются следующие сокращения:
В — Верхний игрок, Верхние ворота (сторона, играющая за Верхние ворота);
Н — Нижний игрок, Нижние ворота (сторона, играющая за Нижние ворота).
Также используется запись следующего вида: (В;Н) или (Н;В).
Пример: запись (В;Н) означает, что первый ход из данной конструкции (и следовательно все нечётные ходы) делает Верхний игрок (В); а Нижний игрок (Н) соответственно делает второй ход (и следовательно все чётные ходы).
ГН — графическая нотация;
АН — аналитическая нотация;
!! — очень сильный ход;
! — сильный ход;
?? — очень слабый ход;
? — слабый ход;
act — активный ход;
pas — пассивный ход;
ку2 — использование стратегического приёма защита «ку-ку» (метод провокаций);
mpk — использование стратегического приёма «эмпэкашка» (метод плотных конструкций);
БП — безвыходное положение;
ЧВ(В), ЧВ(Н) — чётный выход в пользу Верхнего (В) или Нижнего игрока (Н);
Х — конец партии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настольная игра «Футбол на бумаге» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других