Пазловая философия. Цели – что, как и почему

Виктор Михайлович Смольский, 2022

Дорогой читатель! Ты держишь в руках практическое руководство по выработке, постановке и достижению целей, базирующееся на более чем 20-летнем исследовании бизнес-практик корпораций и успешной жизни. Исследование автора заключалось в познании принципов работы и опыта крупнейших компаний, в числе которых Бритиш-Американ Тобакко, Найк и ИКЕА, анализе причин их успеха с последующей переработкой и адаптацией этих принципов и опыта к жизни человека, поскольку каждого отдельного человека в нашем мире можно рассмотреть как микрокорпорацию. В результате сформировалась система управления собственной жизнью человека, которая получила название «Пазловая философия». Это абсолютно прагматичная и работающая система, позволяющая современному человеку научиться понимать и принимать себя и этот мир. Кроме того, мировоззрение, формируемое пазловой философией, позволяет найти в этом мире своё место и, как результат, прожить свою жизнь максимально долго и счастливо. Эта книга – первая в серии книг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пазловая философия. Цели – что, как и почему предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Цель — что это?

Хотим того мы или нет, но у каждого из нас в этой жизни есть свои или чужие цели, к которым все мы неуклонно движемся.

Цель — это совокупность намерения и вектора приложения намерения.

Иначе говоря, цель — это не конечная точка, а путь, который ведёт нас к пункту назначения. Сам пункт назначения может быть целью, а может и не включаться в цель.

Следует сказать, что разновидностей целей существует достаточно много. Ниже перечислены и описаны цели, наиболее важные и общие с моей точки зрения.

Цели-мишени или абстрактные цели (мечты)

Очень часто можно услышать выражение «вижу цель — не вижу препятствий». Это красивое выражение означает, что я вижу то место, куда я хочу прийти, а все сложности, которые меня ждут на этом пути меня не волнуют, и я не хочу обращать на них внимания.

Иллюстрацией может являться следующий пример. Я вижу вершину Эльбруса из окна самолёта. Я чувствую, что мне нужно покорить эту вершину. Я принял для себя решение: я достигну этой вершины.

Что происходит в моей голове: я вижу себя на вершине этой горы. Я представляю себя радостным от того, что я её покорил. Я представляю шикарный вид, который мне открывается с этой вершины.

Если считать, что покорить Эльбрус — это моя цель, и я её принимаю для себя, то в мозгу включается механизм принятия и реализации этой цели.

Вроде как красиво, просто и понятно, но…

Покорить Эльбрус — это лишь точка в цели. Это мишень. Цель — это путь, который приведет меня к успешному достижению мишени.

Кроме того, принимая себе цель, я вешаю на себя своего рода грузик, который фиксируется в моём мозгу и начинает потреблять мои ресурсы на обдумывание, проработку и реализацию пути к мишени.

Кроме того, мозг начнет стремиться достигнуть мишени в самом ближайшем времени, поскольку у воображения и мышления нет понимания времени, границ и рамок. Мозг начинает считать, что покорить Эльбрус нужно прямо сейчас, и это очень важно.

Кому это важно и зачем это вообще нужно, мозг не учитывает и отбрасывает как несущественную мелочь.

Подобный способ подмены цели мишенями — очень и очень распространённое явление, и мы сами его культивируем. Примеры подобных целей-мишеней: я выйду замуж за олигарха; я куплю себе двухсотметровую яхту; я буду президентом страны; я буду миллиардером; я буду супергероем; я объеду весь мир; я буду супер-мамой; я докажу всем, что я лучший; я докажу всем, что я красивая; и т.д. и т.п.

Если все мы начнём копаться в себе, то обнаружим целый букет подобных целей-мишеней, к которым мы стремимся с детства и порой даже не осознаём, что у нас подобные цели-мишени есть.

Как понять, какие цели-мишени есть у тебя? Нужно просто остановиться и уделить этому вопросу некоторое время: сесть с листом бумаги или создать файл на компьютере, вспомнить и выписать весь список своих целей. Возможно, за один раз это сделать не получится, поскольку часть целей-мишеней находится в подсознании, и они выходят к сознанию только в определенных ситуациях, например, когда происходит что-то аналогичное или связанное с этой целью.

Наличие подобных целей-мишеней само по себе вредно для тебя, поскольку приводит к твоей расфокусировке в действиях и растрате жизненной энергии.

Конечно, если ты хочешь и можешь себе позволить подобную роскошь — то вперед…

Фундаментальные или риторические цели

Мне этот вид целей особенно интересен в силу специфики моей личности. К видам фундаментальных целей относятся, например, такие: я намерен прожить долгую и счастливую жизнь; я намерен оставить после себя наследие; я намерен установить мир во всём мире; я намерен сделать так, чтобы в мире не было войн; я намерен сделать всех людей в мире счастливыми.

Эти цели сами по себе являются результатом поиска ответа на извечные вопросы человечества. В чём цель моей жизни? Зачем я пришёл в этот мир? Что такое счастье?

С моей точки зрения, эти вопросы лучше всего включать в свою повестку дня, когда ты уже находишься на высшем уровне пирамиды Маслоу — «потребность в самовыражении» (сама пирамида Маслоу приведена ниже).

Если ты начинаешь ставить себе риторические цели в то время, пока находишься на нижних уровнях этой пирамиды, то есть вероятность того, что ты затормозишь скорость своего прогресса на пути реализации своей генетически заложенной программы — стремления перейти с нижних уровней пирамиды Маслоу на верхний и там оставаться.

В качестве иллюстрации: зачем идти сразу в 5-й класс, если тебе только семь лет, и ты не умеешь даже читать? Иди в первый, ведь когда подрастёшь и освоишь программу первых четырех лет школы, ты сможешь изучать программу 5-го класса, и у тебя не будет разочарования.

Ещё для примера: сравни луч лазера и поток света от лампочки под потолком своей комнаты. Луч лазера — сфокусирован, а свет лампочки рассеивается в пространстве.

Всему своё время и своё место. Также важно, чтобы когда время наступило, у тебя были силы и энергия делать, что должно.

Комментарий:

Слово «хочу», которое некоторые люди включают в тело цели, критически ошибочное, поскольку «хочу» не подразумевает никаких действий для достижения цели со стороны человека, который ее формулирует.

«Хочу» относится не к целям, а к желаниям. Пример, хорошо описывающий слово «хочу» — русская народная сказка, в которой для реализации желания герой говорит: «По щучьему веленью, по моему хотенью…»

При формулировании целей корректно использовать слово «намерен».

Вадим Зеланд в своих книгах «Трансерфинг реальности» очень хорошо показывает различие слов «хочу» и «намерен».

Пирамида Маслоу

Стратегические или основные цели

Стратегические цели — это цепь осознанных усилий и действий, которые создают фундамент твоей жизни и защищают тебя от невзгод на жизненном пути. Примерами стратегических целей могут являться: решение о получении высшего образования или определённой специальности, овладении ремеслом; решение о переезде в другой город или в другую страну. Для некоторых из нас к подобным решениям может относиться решение выйти замуж или жениться…

Это те цели, которым нужно уделять основное время своей жизни. Именно этими целями нужно заниматься и с ними работать.

Если мы посмотрим на матрицу Эйзенхауэра (она приведена ниже), то стратегические цели относятся к разделу «важное, но несрочное». Именно эти цели заслуживают твоего внимания.

Матрица Эйзенхауэра

Тактические цели или задачи

Примеры таких целей: убраться дома, приготовить поесть, сходить в магазин, постирать вещи, купить билеты, собрать данные, подготовить проект письма (договора, решения).

Это цели, которые можно поручить кому-либо, если у тебя есть такая возможность и ресурсы.

Если у тебя есть кому делегировать достижение твоих тактических целей — это здорово, но нужно понимать, зачем другому нужно заниматься достижением твоих целей, а не своих.

Когда ты как менеджер делегируешь тактические цели своему сотруднику, есть риск того, что в итоге ты будешь принимать решения на основании данных, которые показались важными этому сотруднику, а не тебе.

По этой причине нужно быть очень аккуратным с делегированием.

Приведу пример, который иллюстрирует озвученную выше мысль.

Ты просишь сотрудника проанализировать законопроект и подготовить варианты предложений к нему. В результате законопроект будет проанализирован с учётом понимания и уровня экспертизы работника, которому была делегирована цель. Если он не обладает навыками видения всей ситуации за пределами своего подразделения, то анализ и предложения будут отражать микровзгляд, что для законопроекта чревато негативными последствиями.

Другой пример можно привести из семейной жизни.

Ты говоришь жене: «Дорогая, давай поужинаем…» В данном случае ты ставишь жене цель: приготовь нам обоим что-либо на своё усмотрение.

Если жена заинтересована в том, чтобы тебя порадовать, она приготовит тебе, скажем, шашлык, который ты очень любишь. Ты съешь его с огромным удовольствием и будешь благодарен жене, но, если ты не разобрался в том, что именно тебе нужно есть и почему, то через некоторое время ты рискуешь получить инфаркт миокарда, поскольку от неправильного питания твои сосуды будут забиты холестерином…

С моей точки зрения делегировать можно, но нужно это делать с чётким пониманием того, что должно являться результатом. Так можно будет проконтролировать то, что было сделано. В противном случае ты можешь стать заложником того, кому делегируешь.

Резюмирую.

Существуют 4 основных вида целей:

— цели-мишени или абстрактные цели (мечты);

— фундаментальные или риторические цели;

— стратегические или основные цели;

— тактические цели или задачи.

Основной фокус должен быть на стратегических целях. Тактические цели / задачи также нельзя забрасывать, а о целях-мишенях и фундаментальных целях на первых этапах работы с целями лучше забыть.

Золотое правило: если ты не идёшь к своей цели, то ты помогаешь кому-то другому на пути к его цели.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пазловая философия. Цели – что, как и почему предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я