Механизмы культурной эволюции. Социобиология

Виктор Ефременко

Рассмотрены понятия культуры, разума как способности к развитию. Функциональные адаптации мозга, механизмы наследования культурной эволюции.Самоорганизация, инженерное и биологическое строительство.Генетические недостатки самодержавия и эволюционная несостоятельность марксизма.

Оглавление

1.Человек, мозг, разум

Появление Homo sapiens

Где-то в южной Африке примерно 160—180 тысяч лет назад в семействе гоминид многочисленного отряда приматов появился ещё один вид, которому биологи дали название Homo sapiens. Этот вид, не выделяясь никакими физическими качествами, в результате своей необычной эволюции стал доминирующим видом на Планете. Появление новых видов, как и их исчезновение это рядовые события долгой эволюции живой природы, которая продолжается уже 3,8 миллиарда лет. Но в данном случае возник вид, который превратился в человека, ставшего доминирующим видом, влияющим на всю экосистему. Человек вышел в своём развитии за пределы Земли и приобрел возможность одним неосторожным движением уничтожить всю жизнь на Земле.

Уникальность эволюции этого вида состоит в том, что он начал эволюционировать не так, как все другие виды, приспосабливаясь к условиям среды за счет морфологических изменений, т.е. за счет изменения строения отдельных органов. Он не обрастал шерстью, чтобы сохранять тепло в условиях холодного климата, не отращивал себе крепкие когти как у хищников, его ноги не становились слишком быстрыми, чтобы, спасаясь, убегать от хищников.

Чтобы не замерзнуть, он строил жильё и обзаводился одеждой из шкур, создавал орудия для труда и охоты, использовал огонь, применявшийся ещё до появления этого вида, его дальними предками. Он жил в небольших, дружных коллективах, связанных социальными отношениями, где приходилось много общаться, изготавливать примитивные орудия труда, вырабатывать тактику коллективных действий, тем самым обеспечивая себе большую безопасность.

В результате эволюционного развития он приобрёл развитый язык общения и продвинутый разум, которые помогали ему выживать в трудных и враждебных условиях. Язык и разум, имеют общую основу, влияют друг на друга и обуславливают направление эволюционного развития.

Эту эволюцию Homo sapiens, эволюцию за счет адаптации поведения, а не морфологии назвали культурной эволюцией человека.

Выход из Африки Homo sapiens и освоение им других континентов во времени приведено на карте:

(http://www.bradshawfoundation.com/journey)

Homo sapiens изначально жили небольшими племенами охотников и собирателей. Жизнь в племенах требует постоянного общения. При наличии большого потенциала мозга это привело к развитию достаточно информативного языка общения. Не будучи наделёнными особыми физическими качествами, представители вида Homo sapiens вынуждены были изготавливать орудия для охоты и быта. Но надо помнить, что генетически обусловленная особенность морфологии мозга этого вида создала большой потенциал для развития разума.

Хозяйственная деятельность способствовала реализации этого потенциала, а развитие разума повышало результативность всей деятельности.

Возникает положительная обратная связь (ПОС) между результатом работы и увеличением разума. Разум увеличивает эффективность работы, а творческая работа развивает разум. Такие процессы с положительной обратной связью ведут к быстрому эволюционированию в данном направлении.

Подробно о происхождении и эволюции человека можно прочитать в книге А. Маркова (Эволюция человека. В 2 книгах. 2011г). Эта книга основана на исследованиях в антропологии, генетике и эволюционной психологии.

Нас же интересует не генетика, не биологическое эволюционирование, а уникальный путь культурной эволюции человека, позволивший создать цивилизацию.

Мозг и разум

Головной мозг предков Homo sapiens чрезвычайно увеличился в течение относительно короткого промежутка эволюционного времени. Три миллиона лет назад объем черепа взрослого австралопитека составлял 400—500 куб. см. Два миллиона лет спустя его предполагаемый потомок Homo erectus имел мозг с объемом уже около 1000 куб. см. В течение следующего миллиона лет произошло его увеличение до 900—2000 куб. см. у современного Homo sapiens. Но головной мозг это ещё не разум. Архитектура мозга и давление среды совместно способствуют появлению разума.

Важнейшим фактором, сделавшим чрезвычайно эффективной культурную эволюцию человека, является появление у Homo sapiens в ходе эволюционного развития достаточного разума.

Под разумом я, для разговора о культурной эволюции, буду понимать:

Способность строить в мозгу такие модели фрагментов окружающего мира, которые позволяют предсказывать некоторые события реальности, не совершая самого эксперимента.

Разум уже был у предков Homo sapiens, он отчетливо проявляется в поведении многих видов животных, но его дальнейший рост приостановился на определённом уровне, не позволив другим видам дальнейшего продвижения по пути культурного эволюционирования.

Наиболее общими закономерностями в процессах передачи, превращения, обработки и хранения информации занимается новая наука — инфодинамика. Одно из положений этой науки состоит в том, что сознание, мысли, наука и другие результаты умственной деятельности человека являются вторичной реальностью, т.е. приближенными моделями реального мира.

Модель не может совпадать с реальностью на 100%, быть одинаковой с ней с любой точки зрения. Адекватной она может быть только с определённой точки зрения.

Модели, описывающие одну и ту же группу явлений, могут иметь различную точность описания и разный диапазон применимости. Например, законы электродинамики, сформулированные Максвеллом — образец замечательной и полезной в определённых условиях модели. В этих законах обобщены все сведения о электрических явлениях, но они интересны в среде квалифицированных физиков. Простому электрику, а тем более обывателю, они не пригодятся, так как существуют более простые локальные представления, являющимися следствием уравнений Максвелла.

Разум человека строит модели, привязываясь к собственной точке зрения. Она определяется теми принципами поведения и мышления, которые человек усвоил на первоначальном этапе своей жизни. Модельные представления, которые человек носит в себе, зависят от мотивации (ориентации) его разума.

Если в детстве вам внушили мысль о божественном сотворении мира, то теологическое мышление заставляет вас смотреть на мир именно с этой точки зрения, где всё устроено по воле творца, где нельзя сомневаться в основных принципах, надо объяснять все явления так, чтобы они укладывались в рамки принятых догматов. Тогда свободы выбора для вас уже почти нет. За вас уже выбрали. Ваш разум оказывается мотивированным определённым образом. Поэтому религиозному фанатику и ученому мир представляется по-разному.

Соотношение мозга с разумом

Мозг это среда, построенная генетикой из специализированных клеток, называемых нейронами. Мозг может выполнять ряд функций: он собирает информацию о внешней среде от органов чувств, от нервных клеток о внутренней среде, обрабатывает информацию, запоминает и в зависимости от результатов управляет поведением. Мозг способен сохранять обработанную информацию некоторое время. Мозг новорождённого уже обладает некоторым «Разумом» в том смысле, что в нем уже действуют программы переработки информации. Но это программы врождённые «зашитые» в него. Это первоначальная прошивка мозга, которая нам недоступна и поэтому, называть её разумом некорректно.

Часть мозга выделена под разум. Функции этой части называют сознанием, потому, что мы осознаём характер информации в сознании.

Выполняемые мозгом функции реализуются за счет изменения функциональных состояний отдельных его фрагментов (локальных нейронных сетей), так же как в компьютере при работе изменяется только содержимое (состояния) определённых ячеек.

Разум не зависит непосредственно от размеров мозга. Так у слона имеющего огромный мозг разум намного меньше человеческого. Его мозг не приспособлен к обучению в такой мере как мозг человека. Можно сказать, что архитектура мозга слона не позволяет организовать эффективный разум.

Мы осознаём и контролируем только информацию, которая находится в сознании. В мозгу кроме сознания имеется пространство, названное З. Фрейдом подсознанием и бессознательным. Отличия в том, что программы бессознательного сформированы раньше, тогда как подсознание формируется в процессах воспитания и образования. Подсознание и бессознательное содержат и оперируют информацией, которая недоступна сознанию, но играет не менее важную роль, выполняя функции автоматического (без участия разума) управления отдельными функциями организма.

Сознание управляет поведением с учетом уже сформированного бессознательного и подсознания.

Обретение разума

Хотя часть мозга выделена под разум, но его там первоначально нет. Разум создаётся в процессах адаптивной самоорганизации. На эти процессы влияют врождённые инстинкты (бессознательное), среда, в которой человек живёт, процессы образования и воспитания, формирующие подсознательное. Для эффективного развития разума процессы воспитания и обучения должны соответствовать врождённым свойствам, иначе они будут малоэффективными.

Мозг можно сравнивать с компьютером. Без программ компьютер бесполезен. Операционную систему и комплект служебных программ устанавливают под управлением профессионалов программистов. Другие программы устанавливает сам пользователь под свои нужды. Устанавливаемые самостоятельно программы должны быть совместимы с операционной системой.

Разум можно считать подобием пользовательских программ, обладающих возможностями адаптации. Но разум не создаётся программистами (учителями и воспитателями), а возникает в процессах самоорганизации. Учителя и воспитатели являются только помощниками в этих процессах. Их следует рассматривать в качестве внешней среды, в которой формируется разум и подсознание. Образование и воспитание эффективно воспринимаются организмом на определённых этапах его развития. Окружающая социальная среда имеет большое значение для эффективности формирования разума и подсознания.

Формирование разума проходит в процессе самоорганизации в условиях определённой социальной среды.

Некоторые безосновательно считают, что разум человека есть врожденная сущность, отличающая его от других приматов. Но это не так. Известны примеры, когда человек, выросший в стае животных (маугли) остаётся на таком же уровне развития как другие представители стаи.

Известно также, что, сколько ни воспитывай обезьяну, она может стать весьма сообразительной, но достичь среднего человеческого разума не сможет.

Значит, не сам разум, а способность к развитию врождённое, генетически заданное свойство. Но не надо забывать, что генетически врожденные свойства зависят от среды, в которой происходит онтогенез (развитие).

В биологической эволюции гены в большинстве случаев создают некую предрасположенность, но не детерминируют жестко процессы. Если не учитывать факторы среды, их действие на процессы развития в живых организмах, то скатываемся к генетическому детерминизму, если же игнорировать организующее начало генов, то становимся на позицию небезызвестного Т. Лысенко. Этих крайностей следует избегать.

Человек генетически отличается от других приматов способностями развивать свой разум. Разум это своевременно реализованный у человека на определённых стадиях его развития генетический потенциал. Реализация потенциала это вопрос образования и воспитания.

Способности к развитию разума отличают человека не только от обезьяны, но и внутри человеческих популяций эти способности различаются очень сильно. Это не удивительно, это проявление открытой Ч. Дарвиным изменчивости видов по разным свойствам, в данном случае различия по возможности к развитию.

У представителей биологических видов имеется различная степень выраженности разных признаков. Эта изменчивость и даёт возможность работать отбору. Замечание касается и разума, который подвергается социальному отбору в развитом социальном обществе.

Настоящий прогресс, обеспечивается теми людьми, у которых разум превосходит средние показатели. Можно без большой ошибки считать, что есть пороговое значение разума, при котором возможна эффективная инновационная деятельность. Создавать условия для работы в науке, для человека неспособного к ней, который до порога не дотягивает, это пустая трата денег. Человек рождается с некоторым потенциалом к развитию разума, но будет ли он реализован в жизни, зависит от многих обстоятельств.

В развитии разума роль воспитания и образования очень велика, но не безгранична. Врождённые генетические программы бессознательного (инстинкты) и усвоенные программы подсознания не всю информацию допускают для усвоения мозгом. Отсюда понятно, что порядок предоставления материала для обучения важен. Какой комплект материала будет раньше усвоен, тот и будет цензурой для последующего усвоения. Врождённые инстинкты формируются на ранних стадиях онтогенеза генетикой при взаимодействии с внешней средой.

Мозг новорожденного не является пустым сосудом, который можно заполнять, чем попало. Что-то он усваивает и что-то отвергает, что там не приживается.

Надо помнить, что процессы воспитания и образования состоят в создании благоприятных условий для ученика и не более. Научиться чему-то можно только самому. Разум не купить за деньги, над ним приходится самому трудиться. За деньги можно купить только «корочки».

Сегодняшний уровень разума образовался в результате коэволюции. Биологическая эволюция создала морфологию мозга, способного к функциональному развитию, наполнила его некоторым первоначальным содержанием, а культурная эволюция реализует с помощью социальных институтов заложенные возможности к развитию.

Если в процессе онтогенеза создан мозг малоспособный к развитию, то обучение и воспитание не смогут этот недостаток исправить, но смогут, видимо, в большей или меньшей мере сделать его малозаметным. Впрочем, малоспособный к развитию в одном направлении, мозг может оказаться очень пригодным к развитию в другом.

С чем можно сравнить? Видимо с процессором, внутри которого отсутствует ряд соединений между транзисторами или сами они некачественные в результате нарушения технологии. Поэтому компьютер с таким процессором работать не будет так, как надо. Но может оказаться, что какие-то задачи он может решать вполне успешно.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:

Разум это приобретённая функция мозга. Поэтому, как всякое приобретённое свойство, разум согласно представлениям генетики не наследуется. Наследуется только мозг, его общая структура, как и структура других органов.

У умных папы и мамы не обязательно вырастают умные дети. Что касается гениев, то по приметам «Природа зачастую отдыхает на их детях». Это наблюдение соответствует представлениям генетики об особенностях наследования свойств в половом процессе размножения. Половые клетки, программирующие наследственные признаки формируются в стохастическом процессе (мейозе). Это настоящая лотерея. Бомба не попадает дважды в одну воронку, а гении не рождается друг за другом от пары одних родителей. Это штучный товар. Но талантливыми в разной степени могут быть все дети одних родителей.

В роду Бахов, многие поколения были музыкантами, но гениальному Себастьяну Баху пришлось учиться музыке, как и всем другим. Своим же величием он, возможно, обязан своему уникальному генотипу. Но этого недостаточно, если бы сам он не приложил достаточных усилий для достижения цели.

Недостатки воспитания и образования, направляющие процесс формирования личности в юном возрасте, проявляются позже и их трудно или невозможно в последующем исправить. От культуры семейных отношений в значительной мере зависит появление правильно ориентированного разума, а также усвоение ребёнком некоторых правил поведения в социуме.

Правильное воспитание и образование зависит от многих социальных институтов действующих в обществе, от благополучия самого социального общества.

Коэффициент интеллекта

Для численной оценки разума применяют различные тесты. Коэффицие́нт интелле́кта (IQ — intelligence quotient, читается «айкью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития). Одним из наиболее известных тестов для его определения является тест Айзенка. Исследования показали, что на этот показатель влияет и генетика и окружающая среда. Человеческие расы имеют некоторые генетические отличия по этому критерию. Наибольшие значения показателя IQ имеют страны Азии: Гонконг, Корея, Япония, Китай). Россия и Америка попали в пятый десяток.

Ниже приведен рисунок из книги: «Коэффициент интеллекта и богатство народов» (IQ and the Wealth of Nations) — книга, опубликованная на в Лондоне в 2000 году. Авторами книги являются доктор Ричард Линн и доктор Тату Ванханен.

Рассматривая приведённую карту, замечаем, что наиболее умное существо Homo sapiens вышло из Африки, континента с самым низким сегодня уровнем интеллекта. Выйдя оттуда, оно «поумнело», эволюционируя на просторах Европы и Азии.

Мотивация разума

Всё, что человек воспринимает из реального мира с помощью своих органов чувств, отражается в мозгу в виде виртуальной реальности.

Важным свойством разума, является его ориентация. Она зависит от той социальной среды, в которой разум формировался. Разум может быть ориентирован на добрые дела, на недобрые или бесполезные. Отсюда и выражение «злой гений». Поэтому недостаточно характеризовать человека эпитетом «Умный».

В истории остались многие «злые» умные личности. Злые в том смысле, что разум у них был направлен против всего социума или какой-то его части.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Механизмы культурной эволюции. Социобиология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я