Новая книга историка, писателя-мариниста Виктора Губарева знакомит читателей с одной из самых значительных антииспанских экспедиций английского корсара и флотоводца, первого английского кругосветного мореплавателя сэра Фрэнсиса Дрейка (ок. 1540–1596). Современник и любимчик королевы Елизаветы I Тюдор, ее «железный пират» и деловой партнер, возведенный за свои ратные подвиги в рыцари, Дрейк в 1585–1586 годах совершил беспрецедентный рейд к берегам Испании, на острова Зеленого Мыса, в Вест-Индию и Флориду. В ходе этого похода англичане разорили порт Виго в Галисии, португальские поселения на острове Сантьягу, город Санто-Доминго на Эспаньоле (Гаити), портовый город-крепость Картахену в Новой Гранаде (ныне Колумбия) и город Сан-Аугустин на побережье Флориды. Фактически указанная вест-индская экспедиция Дрейка положила начало англо-испанской войне 1585–1604 годов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Когда в воздухе запахло грозой
В самом начале 1584 года в Лондоне раскрыли католический заговор, направленный против Елизаветы I в пользу шотландской королевы Марии Стюарт. Испанский посол Бернардино де Мендоса, замешанный в заговоре, был немедленно арестован и выслан из страны. Тем не менее, через сеть своих тайных агентов он продолжал внимательно следить за событиями, происходившими в разных частях «туманного Альбиона».
Королева Елизавета I Тюдор. Гравюра Криспена де Пасса
Летом англо-испанские отношения еще более обострились. В июле 1584 года в голландском городе Делфт фанатик-католик Бальтазар Жерар застрелил вождя нидерландских патриотов принца Вильгельма Оранского, которому Англия оказывала тайную дипломатическую и военную поддержку. На юге Испанских Нидерландов герцог Парма успешно справлялся с подавлением антииспанского восстания, а во Франции смерть от лихорадки герцога Алансонского укрепила позиции ставленника «католической партии» герцога де Гиза — главного претендента на французский престол в борьбе с протестантским королем Наварры Генрихом Бурбоном.
Охлаждение англо-испанских отношений способствовало тому, что королева дала свое согласие на созыв нового парламента и снаряжение нескольких разведывательных, военно-корсарских и колонизационных экспедиций.
Роберт Дадли, 1-й граф Лестер. Работа неизвестного художника.
На заседании Тайного Совета Дрейку было предложено возглавить поход на Молуккские острова (после того, как в 1580 году испанцы захватили Португалию, все ее заморские владения в Бразилии, Африке и Ост-Индии вошли в состав испанской империи). Инвесторами предприятия выступили граф Лестер, братья Уильям и Джон Хокинсы, сэр Кристофер Хэттон, сэр Уолтер Рэли, Дрейк и сама королева. Они собрали 40 тыс. ф. ст., которые пошли на снаряжение одиннадцати кораблей, четырех барков и двадцати пинасов[5] (пай Дрейка составил 7 тыс. ф. ст.).
В феврале 1585 года Мендоса писал королю Филиппу II, что в Англии снаряжают две крупные флотилии. В Северную Америку, в Виргинию, готовились уйти корабли под командованием корсара Ричарда Гренвилла, двоюродного брата фаворита королевы сэра Уолтера Рэли; вторую флотилию должен был возглавить сэр Фрэнсис Дрейк. «Королева выдала Дрейку патент на экспедицию, — сообщает Мендоса. — Кроме того, она дала 20 000 фунтов стерлингов… 24 больших корабля и 20 пинасов готовятся в Лондоне и на западе страны… Дрейк планирует отправиться с 2000 человек, намереваясь перехватить флоты Вашего Величества[6] прежде, чем они встретятся в Гаване. Если он не добьется успеха, то высадится в Номбре-де-Диос…»
Очевидно, Мендоса был введен своими информаторами в заблуждение. Целью экспедиции Дрейка по-прежнему были Молуккские острова. Но, в любом случае, переданные им известия весьма обеспокоили правительство Испании. В апреле 1585 года Ричард Хаклюйт сообщал из Парижа, что «слухи о флотилии Рэли и, особенно, о подготовке [флотилии] сэра Фрэнсиса Дрейка очень встревожили испанцев…».
Сэр Уолтер Рэли. Художник Уильям Сегар, 1598 год.
Вскоре, однако, резкое изменение внешнеполитической ситуации внесло существенные коррективы в намечавшийся «молуккский проект».
В конце мая Филипп II приказал арестовать в портах Испании и Португалии все английские и голландские торговые суда, их грузы и пушки конфисковать, а команды посадить в тюрьмы[7]. Экипажу лишь одного английского судна — «Примроуз», находившегося в порту Бильбао[8], удалось отбиться от испанцев и благополучно вернуться на родину. С собой моряки привезли в качестве пленника коррехидора[9] Бискайи, а вместе с ним и письменное распоряжение Филиппа II об аресте английских торговых судов и их грузов.
Испанский король Филипп II. Художник С. Ангиссола.
По мнению Д. В. Михеева, подобные действия испанских властей «преследовали несколько целей. Во-первых, прекратить торговлю с мятежниками в [нидерландских] провинциях. Во-вторых, испанцы намеревались использовать арестованные корабли в качестве сопровождения для испанского Серебряного флота. Как полагали некоторые исследователи, именно необходимость защиты испанской эскадры, шедшей из Вест-Индии, вынудила Филиппа II поступить таким образом».
Когда в Англии стало известно об аресте английских судов в портах Пиренейского полуострова, «партию войны» в парламенте поддержали не только сторонники антииспанской политики, но и большинство представителей «партии мира». В ответ на действия испанской стороны во всех английских портах было наложено эмбарго на суда испанцев. Влиятельные лондонские купцы и судовладельцы, понесшие огромные убытки (по данным Дж. Макдермота, на 39100 ф. ст.), объединились для защиты своих интересов и потребовали от правительства выдать им репрессальные грамоты против испанцев. Правительство не возражало, и даже осторожный лорд Берли поддержал эти требования, выполнение которых неизбежно подталкивало Англию к открытой войне с Испанией.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экспедиция сэра Фрэнсиса Дрейка в Вест-Индию в 1585–1586 годах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Пинас — плоскодонное малое парусно-гребное судно. Имея узкий к орпус, пинас, как правило, снабжался одной мачтой; его парусное вооружение могло быть шлюповым, латинским, шпринтовым или простым прямым. Водоизмещение судна не превышало 60 тонн. В XVI веке пинасы использовались как рыболовные, посыльные, разведывательные, транспортные и боевые суда, удобные для оперирования на мелководье.
6
Имеются в виду две флотилии так называемого «серебряного флота»: флотилия Новой Испании, ежегодно направлявшаяся в мексиканский порт Веракрус, и «галеоны Тьерра-Фирме» (Континентальные галеоны, или галеоны Материка), ежегодно уходившие из Севильи в южноамериканский порт Картахена и панамскую гавань Номбре-де-Дьос. На обратном пути из Вест-Индии в Испанию обе флотилии обычно объединялись в Гаване.
7
Эти суда доставили в гавани Пиренейского полуострова пшеницу, поскольку из-за неурожая во многих районах Испании начался голод.
9
Коррехидор — административная и судебная должность в городах и провинциях феодальной Испании, а также в её колониях. Коррехидор назначался испанским монархом и осуществлял, в основном, функции надзора над местной администрацией и судьями. В XVI веке в Испанской Америке, в районах с преобладанием индейского населения, стали создаваться особые округа (коррехимьенто), во главе которых стоял коррехидор, ведавший организацией принудительного труда индейцев, сбором налогов и пр.