1. книги
  2. Религии / верования / культы
  3. Виктор Гаврилович Кротов

Если подумать. Афоризмы: догадки о смыслах

Виктор Гаврилович Кротов
Обложка книги

Большой сборник афоризмов, посвящённых самым центральным вопросам человеческой жизни. Десять разделов книги передают друг другу те догадки о смыслах, которые связывают одну тему со следующей. Постепенно выстраиваются определённые мировоззренческие линии, позволяющие читателю на каждом шагу вырабатывать собственное отношение к сказанному автором.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Если подумать. Афоризмы: догадки о смыслах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 3

О душе и Высшем, о вере и религии, о смерти, времени и вечности

Душа шире любого представления о ней

— На своём пути каждая душа — первопроходец.

— Искусственное сознание у любого смартфона. Искусственный интеллект — популярное понятие. А вот искусственная душа — бессмыслица.

— Душа шире психики, да и любого другого представления о ней.

— Непростое слово «радость». В нём уживаются и рай, и ад, так что от тебя зависит, чему даёшь перевес.

— Философствовать может и интеллект, но мудрость нужна — душе.

— Хотя может показаться, что главное месторождение открытий — наука, но куда урожайнее на открытия — жизнь души, от которой наука отгораживается представлением о психике.

— Душа способна объять то, что не объять руками или мозгом.

Не обезбоживать душу

— В нашей власти отрицать Бога, но не в нашей власти отменить Его.

— Чтобы жить полноценно без веры в единого Бога, человек должен был бы обладать мощнейшим разумом и глубочайшими чувствами. Но именно развитый разум приводит к постижению единого Бога. Именно глубокие чувства возможны лишь в союзе с чувством веры.

— Не обезвоживай свой организм. Не обезбоживай душу. То и другое не на шутку опасно.

— Человек верующий — не антоним и не синоним человека мыслящего. Вера направляет мысль. Мысль укрепляет веру. Им не из-за чего противоборствовать.

— Опора на разум — это опора на Создателя, который нас им наделил.

— Как идти по пути веры, учат разные религии. А идти — тебе самому.

— Адов много. Наверное, почти у каждого — свой.

— У исповедания себя перед Богом две замены: самооправдание и самоуничижение. Каждую готовы поддержать тёмные силы.

Верить знанием и знать верой

— Созревая духовно, мы когда-нибудь, можем обнаружить, что всё испытываемое нами в жизни — опыт мистический, просто это было незаметно.

— Суть мистического опыта не в нём самом, а в том, о чём он свидетельствует. Крупицы его — как стрелочки, указывающие направление внимания.

— Рискованно считать, что твоя церковь обеспечит тебе возможность быть по-настоящему верующим. За своё чувство веры отвечаешь сам, как и за то, к чьей помощи прибегаешь.

— У человека искренне верующего неминуемы проблемы со своей церковью как с организацией. И неминуема признательность ей как общности перед Богом.

— Верить в Бога — всем своим знанием. Знать о Нём — своей верой.

— Не вздыхай «О, Господи!» с жалобами на жизнь, которую Он тебе предлагает, — но старайся понять предложенное, чтобы вздохнуть с благодарностью.

— В молитве порою осознаёшь: то, о чём ты просишь, уже присутствует в твоей жизни. Просто только сейчас тебе удалось это разглядеть.

— Не проповедуй. Просто делись собой.

Всё сходится к Высшему

— Не надо задирать голову наверх, чтобы искать верхние ориентиры. Все они — внутри тебя.

— Душа не карабкается к Высшему, а возвращается к нему.

— Единое не безлико. Оно бесчисленнолико. Каждое мгновение ты встречаешься с ним в тех или иных его обличиях.

— Высшее всё время с нами, как гора, возвышающаяся над селением, расположенным у её подножья,

— Даже слабая вера, даже почти неверие, но всё-таки уже вера, — это присутствие в душе стремления к Высшему.

— Пути наших вер ориентированы на разные представления о Высшем. Но это не значит, что направления совсем разные. Они к Высшему сходятся.

— Как всё просто! — потому что в основе мироздания и жизни лежит единое начало: Высшее. Но как всё непросто! — потому что смысл всего, с чем имеешь дело, уходит в необозримую глубину и в неизъяснимую высоту.

Образные языки религий и догматы

— Религиозных языков много, как и самих религий. Всё это языки образов. И на всех этих языках жизнь говорит о прикосновении к главному.

— Священные тексты выдерживают переводы и толкования без особого ущерба для сути — в силу того, что они метафоричны и образны.

— Религиозные учения лежат в основе религий, но не исчерпывают их. Религия всегда эмпирична, решающую роль в ней играют чувство веры и духовный опыт.

— В чём помогает человеку ориентироваться его религия? В жизни и в её осмыслении — или в своих догматах?..

— Любой догматической системе, философской, религиозной или идеологической, хотелось бы самой разделять мысли на допустимые и еретические.

— Церковь — хранительница священных текстов и их пониманий. Но не манипуляций с помощью толкований.

— У Церкви не может быть таких служителей, которых надо было бы почитать независимо от их дел, от плодов их веры.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Если подумать. Афоризмы: догадки о смыслах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я