Исторический роман, представляющий жизнь одной из самых влиятельных фигур в истории человечества. Автор мастерски сочетает исторические факты с художественным повествованием, создавая живой и многогранный портрет Иисуса в контексте его эпохи. Книга раскрывает не только духовный путь великого Учителя, но и его человеческую сущность, погружая читателя в атмосферу древней Иудеи и представляя новый взгляд на знакомую историю.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искупление. Человек, изменивший мир» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мария: ребёнок, невеста, мать
Жизнь Марии в Храме
Год жизни девочки пролетел незаметно. Анна лелеяла дочку и неустанно молилась, благодаря Бога за это чудо. Иоахим, как и положено еврейскому мужчине, обеспечивал семью всем необходимым. Священники местной синагоги признали его и больше не чинили препятствий на жертвоприношении, он же, в отместку им, стал приводить на жертвенный обряд столько же животных, сколько и другие. Он прекрасно понимал: что-то там от умерщвлённого животного улетает к Богу, но туша-то остаётся священникам. Ему же теперь было на что тратить деньги. Девочке нужны были самые красивые и самые удобные вещи и интересные игрушки.
Мария встала на ножки и по-детски неуклюже бегала по двору. Она уже начала говорить, но весьма необычно для годовалого ребенка. Ребёнок, как обезьянка, или как попугай, если кому-то не нравится сравнение с обезьянкой, говорит то, что слышит от окружающих. Окружением Марии была только лишь её проводящая время в молитвах мать. Так и получилось, что свои первые слова Мария произнесла стоя на коленях и обращены они были к Богу, а не к маме. Других учителей у Марии не было.
Нельзя сказать, что Анна была таким набожным человеком. Она читала положенные молитвы, но большую часть времени в молитвах она просила Господа дать ей силы расстаться с ребёнком. Нарушить обет она считала невозможным и попросила помощи у Иоахима, который не был в курсе её обещаний. Иоахим обожал дочку, все тяготы, чуть не приведшие к смерти, были забыты, ни о какой передаче девочки в Храм он и не думал. Откровение Анны потрясло его и Иоахим надолго замкнулся в себе. После тяжких раздумий он решил, что отказом он навредит не только себе и супруге, но и любимой дочери. Он пришёл к выводу, что не только его паломничество, но и обещание Анны отдать ребёнка Богу, способствовало рождению Марии. Значит, у Бога были свои виды на неё.
Второй год жизни внёс изменения в быт Марии. Мать по-прежнему пела ей колыбельные и воспитывала в страхе Божьем, но теперь родители обучали ее молитве, рассказывали о вере и Писании. Девочку никуда не водили и никого не приводили в свой дом. Она превратилась в затворницу, контактируя лишь с родителями и в молитвах с Богом. Анна и Иоахим были убеждены, что таким образом они блюдут чистоту души ребёнка.
В третий день рождения Марии в Назарете был по-летнему жаркий сентябрьский день. Праведники Иоаким и Анна неустанно молились — долгожданная дочь Мария, наконец, достигла трехлетнего возраста. Теперь следовало исполнить данный Богу обет и отдать чадо на служение в Иерусалимский Храм. Супругов лихорадило, они боялись, что не хватит сил расстаться с маленьким созданием, осиявшим их жизнь. Но в молитвах они черпали мужество.
Все было уже уговорено с руководством Храма, их ждали, и вот семейство отправилось в дальний путь. Мария едва понимала, что происходит — только крутила головкой с распахнутыми глазами. Её маленькие ножки не выдержали бы многодневный путь, поэтому она ехала верхом: большую часть пути на ослике и меньшую на папе. Не потому, что ослик уставал, а потому, что папе хотелось нести ее до тех пор, пока он не устанет. У Святых ворот перед оробевшей девочкой предстал величественный град. Немногие избранные были приняты на послушание столь юными, поэтому глазеющей и обсуждающей событие публики было много.
Едва Иоахим опустил девочку на землю, как она подбежала к ступеням и с трудом начала карабкаться на них. Справилась довольно быстро и, оглянувшись, помахала родителям ручкой. Иоахим и Анна стояли огорошенные: они совсем не так представляли себе сцену прощания. У обоих в душе засвербела обида. На себя, не на дочку же. Но процедура передачи ребёнка от родителей Храму уже произошла и с этим надо жить дальше. А Мария с этого момента ступила на стезю служения Всевышнему.
Маленькая Мария вряд ли осознавала в полной мере значимость того, что ее, трехлетнюю крошку, принимают на служение в величественный Иерусалимский Храм. Для ребенка это было просто новым необычным приключением — интересные люди, незнакомые места, яркие впечатления. Истинная важность ее предназначения откроется Марии лишь много позднее.
В обители юную Марию окружили заботой и любовью наставницы и старшие послушницы. Все видели в этой кроткой и благочестивой девочке нечто особенное, дар Божий. Ее ласково опекали, терпеливо учили премудростям и навыкам, необходимым для служения в Храме.
Жизнь в Храме потекла своим чередом. Маленькая Мария изучала Писание, ремёсла, молитвы. Девочка отличалась кротким нравом, чистотой помыслов и безграничной преданностью Богу. Храм стал её домом, детская душа Марии наполнялась умиротворением в этих священных стенах. Общение со старшими доставляло радость познания мира.
В обители при Храме девочки обучались различным рукодельным работам — ткачеству на ручных станках, вышиванию, плетению корзин, изготовлению свечей и масел. Они также занимались стиркой и штопкой Храмовых облачений и тканей. Старшие наставницы учили их вышивать замысловатые узоры на покрывалах и занавесях для Святая Святых, плести из шерсти изделия для храма. Тщательно оттачивались навыки ремесел, которые могли пригодиться при служении в Храме. Девочкам в обители не позволялось самим выбирать рукоделие по душе — их назначали старшие наставницы на определенные работы в соответствии с возрастом, навыками и потребностями Храмового хозяйства. Это должно было воспитывать в юных послушницах смирение и покорность, необходимые для будущего служения.
К полудню девочек отпускали на скудную трапезу из хлеба и оливок во внутреннем дворике. Здесь они могли немного поиграть и отдохнуть от долгого сидения за рукоделием. Затем снова шли молитвы и чтения Писания в Храме. По вечерам юные послушницы помогали старшим сестрам в хозяйстве — убирали, мыли полы, чистили лампады. Лишь ближе к ночи Марии удавалось немного поспать на своей жесткой лежанке под грубым одеялом.
Так текли дни, недели, годы — в молитве, учении и смиренном труде. Но Мария не роптала, поскольку иная жизнь была ей неизвестна. К тому же она искренне верила, что исполняет волю Господню, готовясь к великому предназначению, хотя и не представляла какому.
Своё первое в жизни потрясение Мария получила, когда в её келью вошёл первосвященник Захария. Это само по себе было необычно ввиду его занятости.
«Мария, сегодня ты проводишь последний день в нашем Храме. Завтра мы проведём обряд обручения и отдадим тебя замуж заслуживающего этой чести человеку. — Видя, что Мария ничего не поняла, Захария продолжил. — Существует правило. по которому мы не можем держать в Храме послушниц старше 12 лет. То, что ты узнала об этом только сегодня и от меня — не правильно, и я накажу виновных. Ты же теперь всё знаешь — собирайся».
Мария впала в истерику. Послушная и покорная, добрая и отзывчивая, она вдруг начала бить в стену кулачками, трясти головой, топать ногами: «Не хочу, не буду, мне не нужен муж, я хочу только Бога, я буду служить только Богу. Оставьте меня. Я уйду из Храма, буду жить в пещере рядом с ним и буду приходить сюда на молитвы». Мария никогда в жизни не видела мальчиков, не знала как они устроены, что у них в головах и зачем вообще Господь создал их. За девять лет никто никогда не говорил, что ее ждет замужество, Мария была не готова.
Также не был готов к такому повороту событий и первосвященник Захария. В этой роли он нес ответственность за духовное и административное руководство монастырем, руководил монашеским сообществом, занимался выполнением уставных норм и взаимодействием с местными властями, другими религиозными учреждениями. Первосвященник также заботился о материальном обеспечении монастыря, управлял его имуществом и проводил религиозные службы. Во всей этой круговерти до непосредственного контакта с девушками-послушницами времени никак не хватало. Мария же создала ему дополнительную, ранее не возникавшую проблему: она стала сиротой, не имеющей близких родственников.
По тем временам в Иудее двенадцатилетняя девочка была готова к замужеству и часто родители отдавали свою дочь в чужие руки для того, чтобы ей жилось лучше. Также существовало правило, по которому еврей-мужчина обязан обеспечивать семью всем необходимым. Еврейке-женщине оставался всего один способ заработка: торговля своим телом. А значит, что если в доме рядом с женщиной нет мужчины: отца, мужа, брата, сына или любого родственника, то способ заработка на хлеб насущный был ясен всем. В окружении Марии вообще не существовало родственников. Захария зашёл в тупик, тем более что в своих общениях с Богом он осознал — эта девушка нужна Господу только будучи девственно чистой.
Процедуру выбора жениха разработал первосвященник Захария. При этом он с чисто еврейским подходом к делу обратился к Богу: «Господь Всемилостивый, ты поставил передо мной очень ответственную задачу. Я человек, и я могу ошибиться. Назови мужа для Марии сам, а я предоставлю тебе выбор». Он же сам отобрал кандидатов на эту роль. Кандидат, по его мнению, должен быть из рода Давида, серьёзного возраста, вдовец, имеющий детей. При этом число мест на скамье претендентов ограничил двенадцатью. Люди были подобраны, среди них оказался и старец Иосиф, плотник из Назарета. В назначенное время старцы собрались в Храме и положили свои посохи на жертвенник. Через сутки они вновь собрались вместе, на этот раз на крыльце. Вышел Захария с посохом в руках и, подняв его повыше, спросил: «Чей?». «Мой», — ответил Иосиф. Захария скинул платок, покрывавший верхушку посоха, и все увидели, что на верхушке распустилась белая лилия. Тут же на эту лилию с небес слетел белый голубь. Выбор состоялся. Господь Бог назвал женихом Марии старца Иосифа.
Одиннадцать претендентов были отпущены по домам, так и не узнав причину разыгранного действа. Иосиф же, когда ему объяснили суть произошедшего, на некоторое время впал в транс. Очнувшись, он начал отчаянно искать и приводить причины своего отказа. Более часа проходила его беседа с первосвященником, наконец, Захария убедил Иосифа исполнить волю Божию и стать обручником Марии. При этом Иосиф обязался оберегать её девственность.
Мария в доме Иосифа
В Назарете, куда Иосиф привел свою невесту, у него был небольшой дом. На земляном полу лежали циновки. Также на достаток показывало наличие в доме стола, скамей, стояли лежанки с тюфяками, набитыми сеном. Горел очаг, на полках и на полу стояли кувшины и глиняная посуда, корзины, жернова… В дальней, прохладной комнате, выдолбленной в скале, хранились запасы — сыр, кислое молоко, зерно, сушеная рыба, оливки… Рядом стояло сооружение, в котором пахло стружкой, стояли и лежали доски, брёвна, на стенах были развешаны разные плотницкие инструменты,
Мария быстро забыла свои страхи и освоилась. В ближней комнате, где было больше света, появились прялка, нитки, инструменты для ткачества… Хорошо и спокойно было Марии в доме Иосифа! Но однажды явился посыльный и передал Марии вызов в Иерусалим.
В Иерусалимском Храме выяснилось, что помимо неё вызвали еще шестерых девушек, которые, как и Мария, происходили из рода царя Давида. Девушками овладела тревога, которую всегда вызывает нечто непонятное. К моменту, когда тревога перешла в испуг, вышел один из священников и обратился к ним:
— Слушайте, девы! Все вы — из племени Давида. Все чисты пред Господом. Мы собрали вас в Иерусалиме для важного дела. Вы знаете, что в нашем Храме есть место особого присутствия Божия — Святая Святых. Оно закрыто от людей тяжёлой завесой. За долгие годы старая завеса обветшала и требует замены. Вам предстоит сделать новую. Сейчас вы кинете жребий. Кому-то достанется прясть золото и амиант, кому — то бумагу и шёлк, кому-то — гиацинт, червлень и настоящую багряницу…
Девушки все поняли. Загадочные и непонятные для простого обывателя слова, произнесённые священником, означали: амиант — «горный лён», волокнистый минерал, который чесали и пряли ткань из полученных волокон; ткань «бумага» — это хлопок, хлопчатобумажные нити. Из разных материалов была соткана, сшита и вышита завеса в Иерусалимском Храме.
Высотой она была почти с трёхэтажный дом, толщиной — в толщину девичей ладони, так что лошади, привязанные с разных сторон, не могли её разорвать. Сделана была завеса из синего, фиолетового и алого материала и тонкой плетёной льняной ткани. Лишь первосвященнику в одиночку раз в год было разрешено входить за эту завесу, чтобы принести жертвы.
Девушки бросили жребий и Марии достались червлень и настоящая багряница. Это шерстяная пряжа, окрашенная разными оттенками красной краски — багряной и червлёной, то есть ярко-красной, цвета крови. Как оказалось, неспроста именно этот цвет получила для работы будущая Богородица. Пройдет много лет, и в ту секунду, когда её сын Иешуа примет смерть на Кресте и окрасит своей кровью землю, грянет гром, содрогнутся небеса и земля, разорвётся пополам сверху донизу завеса в Иерусалимском Храме, — та самая, которую сейчас предстоит ткать Марии, — разорвётся, чтобы люди поняли: всё! Нет больше преграды между Богом и человеком, путь в Святая Святых теперь открыт для всех.
Однако всё это случится ещё не скоро. А пока девушки, получив задания, устроились в Храмовом помещении и занялись изготовлением занавеса.
С возвращением Марии из Иерусалима в Назарет, в дом Иосифа, жизнь вернулась к прежнему укладу. Мария занималась хозяйством и рукоделием. Её знали как очень искусную мастерицу — ещё живя в Иерусалиме, она научилась замечательно прясть, ткать, вышивать… Иосиф же занимался своим плотницким ремеслом.
Беспорочное зачатие
В тот день Иосифа не было дома. Мария же сидела в передней комнате и скручивала нить на веретено. Вдруг стены дома озарились небесным светом и перед Марией предстает Архангел Гавриил.
В Иерусалимском Храме Мария уже не раз общалась с ангелами и появление Архангела Гавриила не удивило её. Но сегодня посланец Господа прибыл с необыкновенной вестью:
«Приветствую тебя, исполненная божественной милости! Бог пребывает с тобой! Ты самая благодатная среди всех женщин!».
Услышав это, Мария смутилась. Конечно, она помнила о пророчестве, которое было в Святом Писании: «И дева зачнёт ребёнка». Девушка знала это пророчество наизусть. В нем говорилось, что матерью Спасителя, прихода которого все так ждали, должна была стать чистая девушка из рода Давида. Мария не раз думала над тем, кто же будет та великая, которой суждено родить Спасителя, и мечтала когда-нибудь увидеть её, узнать о ней. В Иудее в то время все потомки Давида мечтали, что именно в их семье родится Мессия или что хотя бы кто-то из их потомков встретит грядущего Спасителя при своей жизни. И тут оказывается, что эта великая, счастливая Дева — сама Мария и есть!
Марию раздирали сомнения. Почему она? Скромная, смиренная девушка не видела в себе ничего примечательного. Достойна ли она стать матерью Спасителя? Что за удивительная весть пришла Марии! Архангел назвал её Благодатной. Что это за приветствие? Никто из людей до сих пор не получал такого!
Видя смущение Марии, Архангел Гавриил продолжил:
«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. — Дева молчала. И вместе с ней всё вокруг словно замерло, весь мир замолчал в то мгновение в ожидании продолжения слов Архангела. — И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иешуа».
Гавриил повторил слово в слово пророчество из Священного Писания. И если были у Марии сомнения — кто перед ней, точно ли посланец Бога? — то после этих слов сомнения ушли и возникла мысль, что Господь и вправду избрал Её.
«Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» — Этими словами Архангел напомнил Марии, что она — из царского рода Давида, как и было предсказано.
Но Мария уже знала, как зачинаются дети, и всё ещё была смущена: «Как будет такое, когда я мужа не знаю? Я посвятила себя Богу, я не могу пустить в себя мужчину».
Архангел объяснил: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим».
Эти слова означали, что Бог может всё и Сам всё устроит. Как Мария станет Матерью — тайна не только для людей, но и для неё самой. На Деву снизойдёт Святой Дух и вполне достаточно знать это.
Мария молчала
Гавриил продолжил: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
Сердце Марии забилось чаще, она вспомнила свою родственницу Елисавету. Её мужем был Захария, принявший в своё время Марию в Храм.
«Я раба Господня; все будет по слову твоему» — ответила Архангелу Мария.
Как только Мария согласилась, на неё сошёл Святой Дух в виде белого голубя. С этого момента в теле Марии невидимо зародилась новая жизнь. Гавриил же, исполнив Божие повеление, удалился в Небесное Царство.
Иосиф был в соседнем селении на заработках, а Марии не терпелось увидеть Елисавету, потрогать её, убедиться в правдивости слов Архангела Гавриила. Она попросила соседей передать мужу, что ушла в Иетту к родственнице и отправилась в путь. Думала, ненадолго, оказалось, что на три месяца.
Елисавета и Захария
Елисавета и Захария, благочестивые и набожные иудеи происхождением из левитов3, много лет мечтали о ребёнке. Но детей у них не было. И вот, когда супруги состарились и уже потеряли всякую надежду на появление малыша, к Захарии явился всё тот же Архангел Гавриил. Он объявил, что у священника и его жены скоро родится сын. Захария не поверил — как в такие годы можно стать родителями?
И вдруг Захария обнаружил, что потерял дар речи. «Это за неверие твоё Господь лишил тебя дара речи до момента, пока не сбудется пророчество» — объявил Архангел и растворился в воздухе. А сын у них потом действительно родился — это был великий пророк и святой Иоанн Предтеча. Но в те мгновения, когда архангел Гавриил беседовал с Марией, Дева, конечно, ещё не знала о том, что Елисавета ждёт ребёнка. Поэтому Мария очень удивилась: Елисавете исполнилось уже больше пятидесяти лет — в те времена считалось, что в таком возрасте женщины уже не могут стать мамами. Но для Господа ничего невозможного нет, у него «не останется бессильным никакое слово»!
Иосиф узнаёт о беременности Марии
Первая мысль, возникшая в голове Иосифа: «Все, к чертям собачьим. Я дал обещание, но не думал, что стану посмешищем для людей. Ну, потерпела бы еще чуток, мне же недолго осталось жить, а потом рожай от кого и сколько хочешь. Все, к чертям собачьим». Он отстранился от Марии, присел на топчан и обхватил голову руками. Мария не поняла его реакции на сообщение о беременности. Ей казалось, что зачатие ребенка таким необычным путем и рождение будущего Спасителя должно обрадовать Иосифа и ускорить день их бракосочетания. Мария представить себе не могла, что Иосиф заподозрит ее в неверности. Ей казалось, что, если она не изменяла мужу, но забеременела, то это чудо, этому надо радоваться, и Иосиф первым делом так и должен был подумать. Она подошла к мужу, попыталась обнять его голову.
— Уйди. Не хочу тебя видеть. Я буду думать, решение сообщу. Пока на глаза мне не показывайся. — Иосиф со злостью оттолкнул ее руки.
— Отец, я все тебе расс…
— Прочь, — выкрикнул Иосиф, — прочь от меня, блудница.
Он вышел во двор, сел на скамью под деревом и погрузился в размышления.
Вариантов было немного. Самый первый, лежащий на поверхности: объявить, что у Марии ребенок не от него. Иосиф был далек от юриспруденции, но усвоил главное: незнание вины не освобождает от наказания. Он умел читать, поэтому пытался изучать Тору, но не преуспел в этом. Читал комментарии и находил в них подсказки для жизни. Он верил в Бога и поклонялся Ему. Иосиф был настоящим евреем и жестко соблюдал законы нравственности.
Иосиф знал, что женщина, изменившая будущему мужу в период между обручением и женитьбой, считается изменницей и подлежит уничтожению. Ее забрасывают камнями. Но можно по-тихому собраться, уйти в Самарию или на север Галилеи, там поселиться, и тогда Мария свободна. Она спокойно может рожать. Но на что она будет жить? Кормить и одевать женщину у израильтян обязан мужчина. Нет мужчины — нищета, голод, смерть. Такой участи Марии он тоже не хотел. Иосиф терзался. Было жалко эту совсем еще юную сироту, он понимал, что совершил ошибку, приняв участие в конкурсе женихов для двенадцатилетней девчонки. У Иосифа уже было шестеро детей, он знал как это делается. Он знал других женщин, потому что уходя в далекий от Назарета город надолго, не считал нужным воздерживаться. Тора запрещала только женщинам прелюбодеяние, насчет мужчин ничего сказано не было. Он бы и простил ее, но репутация — это деньги, это заказы, без которых не прокормить семью. Иосиф почувствовал усталость, откинулся к стене, полежал, подложил под голову плащ и уснул. Сон его был тревожен. Иосиф вздрагивал, стонал, что-то шептал, на какое-то время его охватывал озноб. Ему было плохо.
Мария сквозь окно увидела это, выбежала из дома, потрогала его, погладила по голове. Иосиф продолжал свою сонную суету… Мария присела рядом с ним, потом положила голову ему на грудь. Практически не видя мужчин, тем более не зная их, она не могла понять: она такая маленькая или это Иосиф огромный? Ее руки без ее воли начали ласкать Иосифа. Вдруг она вместо привычного «отец» сказала: «муж», чуть задумалась, встряхнула головой и добавила: «Любимый мой, поверь мне. Отныне не отец ты мне, а данный Богом муж».
Иосиф перестал дрожать, тело Марии, лежащее не его груди, согрело Иосифа, он ощутил покой и тут же пришел Свет. Он был не обычным, он пробирал насквозь, свет очищал душу и заставлял верить в происходящее. Когда Иосиф привык к Свету, раздался голос:
— Иосиф-плотник, Иосиф-обручник, Иосиф-труженик, у тебя много имен, и все они заслужены. Но я пришел сказать тебе главное…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искупление. Человек, изменивший мир» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других