1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Виктор Васильевич Кабакин

Черный квадрат и «белый китаец»

Виктор Васильевич Кабакин
Обложка книги

Криминальный авторитет с помощью талантливого студента создает подпольную лабораторию по изготовлению страшного наркотика под названием «белый китаец». С ним в борьбу вступает опытный оперативник. Параллельно он предотвращает кражу знаменитого «Черного квадрата».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Черный квадрат и «белый китаец»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Корнев

Когда Андрей «влезал» в новое дело, то ни о чем другом уже и думать не мог. Такова была особенность, не столько его характера, сколько качеств сыщицкой натуры, приобретенных за многие годы напряженной работы. Требовалось постоянно что-то сопоставлять, размышлять, пытаясь понять запутанные действия и хитросплетения замыслов преступников, одним словом, быть всегда начеку, чтобы не упустить контроля над ситуацией. В противном случае, можно запросто проиграть, а цена проигрыша часто равнялась цене жизни.

Поэтому побыть в беззаботном кругу друзей или просто в уютном одиночестве, размышляя о чем-то приятном, не связанном со службой, приходилось в основном в отпуске. В подобных случаях Андрей говорил себе: ничего, уйду на пенсию, время будет принадлежать только мне, тогда все и наверстаю, прочитаю массу интересных книг, буду посещать музеи, театры… Так он себя успокаивал, хотя прекрасно понимал, что без нынешних его дел, рискованных, смертельно опасных, но именно в силу этого очень заманчивых для настоящего мужчины, он просто не сможет существовать, ведь они — смысл и цель его жизни.

Но сейчас, проходя по улице, он вдруг увидел афишу на круглой тумбе, извещавшую о выставке художника Казимира Малевича. Он был поражен: в таком далеком городе столь редкий художник? Да кто здесь знает о нем? Корнев когда-то видел картины Малевича, выставленные в Москве, и они оставили в нем смутное, неоднозначное воспоминание о себе. Он так до сих пор и не прояснил для себя настоящего отношения к этому художнику. Андрей назвал бы свое восприятие так: любопытство, соединенное с недоумением от встречи с чем-то необычным, неординарным. Глубже разобраться он не имел возможности. Но интерес к художнику остался, и сейчас, увидев его выставку, заинтригованный, он решил воспользоваться моментом, чтобы обновить, а может быть, и пополнить свои впечатления.

Впрочем, была еще одна причина особого внимания Андрея к этому мастеру. Непосредственный начальник Корнева, никогда не унывающий Георгий Симонян обычно так наставлял своих починенных:

— Глянь сюда, ядрена вошь, — это было любимое выражение начальника, — я тебе сейчас наглядно покажу, как надо работать.

И он рисовал на бумагу карандашом квадрат.

— Этот квадрат — дело, которое мы раскрываем. Все, что лежит за этим квадратом, нас не касается. Нас интересует только то, что внутри, и здесь мы должны знать все, до самых, как говорит известная телереклама, кончиков. Пока же квадрат для нас сплошное белое пятно. Но когда он из белого превратится в абсолютно черный, — тут он жирно заштриховывал квадрат, — и нам все в нем станет ясно, вот тогда мы будем радоваться, есть шашлык и запивать его молодым вином. Понял, ядрена вошь?

Этот симоняновский черный квадрат стал впоследствии для Корнева некой путеводной звездой в работе. И когда он узнал о художнике, который для себя и других тоже открыл «Черный квадрат», превратив его в высшее достижение своего творчества, то, естественно, не мог остаться к нему безразличным.

Выставка помещалась в красивом бирюзового цвета здании второй половины ХУШ века, бывшем Путейном дворце Екатерины Великой, построенном Потемкиным накануне путешествия царицы на юг. В советское время дворец заняли местный краеведческий музей и картинная галерея. Нынче их основательно потеснили коммерческие фирмы и киоски, расположившиеся на первых этажах дворца, а его ажурные окна были закрыты размалеванными рекламными щитами.

Народу на выставке было немного. Не то, что в Москве, где ажиотажный спрос на когда-то замалчиваемого, а затем вновь открытого художника, умело подогреваемый рекламой, создавал часовые очереди любопытных и интересующихся. Здесь вся выставка умещалась в двух небольших залах. Но самая знаменитая картина — «Черный квадрат» присутствовала, и сейчас вокруг нее толпилась небольшая группа людей, среди которых Андрей увидел Эдуарда Солнцева.

Друзья обнялись, со дня похорон они встретились впервые. Эдуард, показывая на молодых людей, пояснил:

— Это — мои ученики, коллеги, мастера-художники. Способные ребята. Я у них как бы за наставника. Постоянно приобщаю их к разным направлениям в искусстве, чтобы не теряли форму. Все новые выставки посещаем. А уж Малевича — сам бог велел. Ты, наверное, не знаешь, но лет сто назад он жил в Ореховске, правда, недолго, месяца два. Поговаривают, что у него здесь случился даже какой-то роман с местной девицей. По одной из версий, именно в нашем городе у него окончательно созрела идея «Черного квадрата» как высшего достижения учения о супрематизме. В память об этом событии сейчас и решили организовать в нашем городе его выставку. Знаешь, как сам Малевич охарактеризовал эту картину? «Прорыв в незнаемое!» Каково?

— Сильно, — согласился Корнев.

— Парни, вы пока здесь сами походите, а я с другом пообщаюсь, — скомандовал Солнцев, обращаясь к молодым людям.

Андрей и Эдуард, не торопясь, стали прохаживаться по залу.

— Как у тебя дела? Присмотрел какой-нибудь домик? — спросил Солнцев.

— Пока нет.

— Давай в это воскресенье встретимся у меня. Марина тоже придет. Там все и обсудим. У меня есть на примете неплохой вариант. А ты что, тоже интересуешься Малевичем?

— Так, зашел сюда случайно.

— И каково впечатление?

Андрей неопределенно пожал плечами.

— Нет, брат, ты не скромничай. Малевича надо знать. Это гений. Он считал себя властителем умов, имел массу последователей. Кстати, на аукционе в Лондоне одна из его картин ушла за восемьсот тысяч долларов. А когда-то его просто смешивали с грязью, как часто у нас делали. Посмотри сюда.

Солнцев подвел Андрея к картине «Уборка ржи».

— Видишь, крестьяне как будто заняты привычным делом — уборкой урожая. Но разве хлебные снопы они вяжут? Что выходит из их рук? Металлические трубы. Выращивали они живое растение, а получили в итоге мертвый металл. Разве это не символично? А сюда погляди.

Эдуард показал рукой влево, где висела картина «Дровосек».

— Дерево ли он рубит? Нет, из-под топора вылетают блестящие стальные чурки. Мир, окружающий человека, беспощаден, безразличен и холоден, как металл. Бездушие и зло настолько овладели людьми, что, сами того не ведая, они автоматически воспроизводят его. Как в таком мире жить человеку?

Корнев покачал головой, слушая Эдуарда.

— По-моему, твоя трактовка слишком печальна, — сказал он.

— Как и жизнь художника. Ведь он не признавал реалистическое искусство, пытался стать новатором в живописи. Он хотел изменить привычные представления о мире. И истинно верил, что мир является таким, каким он его себе представлял. Измененное сознание — явный признак гениальной, творческой натуры. Или, — Солнцев немного помолчал и сказал вдруг с усмешкой — болезненного воображения. Изменить сознание, кстати, можно и с помощью наркотиков.

— Причем здесь наркотики? — удивился Корнев.

— Это я так, к слову.

— А что ты скажешь про «Черный квадрат»?

— Всем известно, — снова усмехнулся Солнцев, — что черный цвет олицетворяет зло, силу тьмы. Все жестокое любит действовать под покровом темноты…

— Или всевышнюю скорбь и сострадание, — заметил Корнев, вдруг вспомнив черные от боли глаза Марины и ее траурный платок. — Все зависит от точки зрения

— Ты, пожалуй, прав, — согласился Эдуард. — Так тоже можно трактовать. Хотя художник считал, что его «Черный квадрат» — это дорога в бездонный космос. И вообще, последнее слово в живописи. Однако если все многообразие жизни и многоцветие мира можно уместить в обычном черном квадрате, значит, это — предел. Последняя черта. За которой ничего нет. И не будет.

— Эк-ка, куда тебя потянуло! — воскликнул Андрей.

— Это я так, — нервно засмеялся Солнцев. — Чисто философское толкование.

— А может, «Черный квадрат» — это окно в нечто такое, что каждый понимает по-своему: для кого-то это темная мгла, сплошная ночь, для другого — солнечный свет; земляничная поляна или непролазная топь, ласковая улыбка или звериный оскал, рай или ад… То, что увидишь в «Черном квадрате», что найдешь и возьмешь, зависит только от тебя, — заметил стоящий рядом благообразный старичок, который внимательно прислушивался к разговору приятелей.

— Интересная мысль, — воскликнул Солнцев. — Хотя, на мой взгляд, это все-таки окно в никуда… Извини, — тут же заторопился он, — к сожалению, я должен уходить. До встречи в воскресенье в моем доме. Там и отведем душу в дружеском застолье.

Он подошел к своей группе, которая оживленно спорила о какой-то картине. Спор быстро утих, и все дружно направились к выходу.

«Контактен, эрудирован, раскован, увлекательный рассказчик, но самоуверен и любит рисоваться. Что еще? Легко подмечает реакцию собеседника, и немедленно отвечает на нее. Правда, что-то его беспокоит», — верный своей привычке все анализировать, почти автоматически констатировал в уме Андрей, как бы подводя итог только что состоявшейся беседе с Солнцевым.

Это «хобби» — составлять мгновенные психологические портреты собеседника, началось у него еще со студенческой скамьи и впоследствии не раз ему помогало. Осознав, что речь-то идет о старом друге, он усмехнулся.

* * *

Профессионал обычно сразу ощущает, есть за ним хвост или нет. Вот и Андрей вскоре после приезда в Ореховск почувствовал, что его «ведут». Это не особенно его смутило. Сыщику постоянно приходится за кем-то или чем-то следить. Либо за ним кто-то наблюдает. В первом случае, делаешь все, чтобы тебя как можно дольше не раскрыли, во втором, наоборот, важно вовремя заметить преследователя и принять соответствующие контрмеры.

Но кто за ним решил побегать сейчас? То ли здесь чье-то желание пощекотать ему нервы, проверка, так сказать, на вшивость, то ли его действительно начали подозревать и хотят узнать, куда он ходит, с кем встречается.

Корнев перебирал в уме возможные варианты. О его настоящей миссии знает только непосредственное начальство в Москве, оттуда утечки информации быть не могло. В этом городе он знаком с Мариной, но даже подозревать ее смешно. Эдуард Солнцев? Чепуха. Остается оперуполномоченный Соловьев. Он уже раз засветился в слежке. Правда, он тогда пришел на помощь Андрею в его конфликте с местными пьянчугами. Но где гарантии, что он не продолжает следить за ним? Если так, значит, ведет двойную игру. Хотя его рекомендовал человек, которому доверять можно. И все же…

Корнев чуть пожалел, что раскрыл перед ним кое-какие свои планы. Даже эта ограниченная информация может насторожить противника. О предательстве в своих рядах он знал не понаслышке.

Андрей чувствовал, что нынешняя слежка не была тотальной. Лишь в некоторые моменты интуиция ему подсказывала: за ним сейчас следят. Обычно, куда-то направляясь, Корнев обязательно проверял, есть ли за ним хвост. Это стало для него таким же естественным, как утренняя чистка зубов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Черный квадрат и «белый китаец»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я