Семья в приоритете. Отношения в паре. Как создать крепкую и счастливую семью

Виктория Боярина

Залог семейного счастья – обучение созданию семьи как профессии. Уникальный подход автора первой книги серии «Семья в приоритете» заключается в осознанном, системном управлении семейными отношениями.Виктория Боярина рассматривает основные сферы семейной жизни: познание себя и друг друга в паре, преодоление кризисов и разрешение конфликтов, сохранение любви в длительных отношениях. Книга будет полезна всем, кто заинтересован в личностном развитии и готов работать над семейными отношениями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья в приоритете. Отношения в паре. Как создать крепкую и счастливую семью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Самопознание

Познание мира есть познание самого себя, ибо человек — величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной.

Новалис,немецкий натурфилософ XVIII в.

Каждый из нас — исключительный и неповторимый: и внешне, и благодаря своим природным особенностям, талантам, задаткам, характеру, личному опыту и т. д. Мы различаемся внутренним потенциалом, интеллектуальными и социальными способностями, личными ценностями, принципами и убеждениями, стилем жизни, привычками и, конечно, наследственным богатством — уникальной комбинацией генов. Сочетание тех характеристик, которые наиболее сильно выражены, и делает человеческую личность уникальной.

Множество существующих течений в философии и психологии направлены на объяснение многогранной человеческой натуры. Согласно философу Иммануилу Канту, личность — это возвышение над своей биологической природой в область свободы. Автор теории личностных конструктов Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ жизненного опыта… [7] Цель поисков ученых — лучше понять особенности и свойства личности, чтобы, зная их, человек мог получать большее удовлетворение от жизни, находясь в гармонии с собой и внешней средой.

Если на Земле проживают свыше семи миллиардов человек (а это более семи миллиардов уникальных личностей!), насколько высока вероятность в своей единственной драгоценной земной жизни встретить человека именно с таким набором качеств, такой индивидуальности и такого типа личности, с которым сможешь создать «самые счастливые» отношения, построить «самую крепкую» семью и прожить «самую желаемую, счастливую» семейную жизнь? Возможно ли глубоко раскрыть и познать красоту и богатство внутреннего мира своего избранника без познания и понимания себя, определения целей и смысла собственной жизни? Отвечают ли наши личностные качества и способности ситуациям, в которые мы попадаем, событиям, которые переживаем, особенностям взаимоотношений в семье и профессии, чтобы иметь возможность совершенствоваться и максимально реализоваться во всех жизненных сферах? Это важнейшие вопросы, которые хоть раз в жизни должен задавать себе каждый зрелый человек.

Понимание себя и своего внутреннего мира — одновременно привилегия и очень сложная задача! Найти свои идеалы и смыслы — непростая задача, на решение которой порой уходит вся жизнь.

О важности самопознания мы говорим с Шалвой Александровичем Амонашвили. Это знаменитый педагог-новатор, выдающийся учитель-творец, философ, чья педагогическая мудрость, любовь и чуткие наставления для многих его учеников стали путевкой в осознанную взрослую жизнь. Шалва Александрович не только тонко чувствующий мир человек, но и очень душевный и открытый!

Шалва Амонашвили, профессор, доктор психологических наук, руководитель Центра гуманной педагогики, ректор Академии педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, почетный доктор Софийского университета имени Климента Охридского, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь гуманной педагогики», «Рыцарь детства».

В. Б.: Почему человеку жизненно необходимо познавать себя?

Ш. А.: Самопознание необходимо, чтобы совершенствовать свой внутренний мир, — другого смысла в нем нет. Я познаю себя и выявляю, чего мне не хватает, что во мне не так, где во мне жалость, грубость, а где — доброта, какие у меня способности и таланты, к чему я стремлюсь, какова моя вера и отношение к миру.

Чтобы познать себя, задайте себе четыре вопроса: «Кто я здесь?» и «Зачем я здесь?» Другими словами, нужно ли кому-либо то, что вы делаете, или это наносит вред? За этими вопросами стоят «альфа» и «омега» — «Откуда я здесь?» и «Куда я направляюсь?» Мои ответы заключаются в следующем.

Если верю, что я с Небес, то осознаю, что должен отдать людям лучшее, что во мне есть. Я испытываю радость, когда делаю для них что-то хорошее. С этим направляюсь дальше, как будто собираю чемодан с лучшими духовными качествами. Я познаю себя — значит, достаю из себя какие-то блага, возможности, как драгоценности, и раздаю их окружающим… Вокруг меня есть люди, без них я не существую, в сердце — Бог, без него я не могу совершенствоваться, и есть дела, которые я должен творить, а иначе не будет познания и совершенствования.

Поэтому я задаюсь этими вопросами и получаю самые разнообразные ответы: чтобы что-то сотворить, создать семью, посадить дерево, воспитывать детей, защитить диссертацию, стать профессором, любить людей… Но суть рождения человека не в этом.

Земная жизнь дается для самосовершенствования!

Я пришел в этот мир с одной только целью: совершенствовать то, что во мне вечно, — мой дух. В каждом из нас есть семя вечной любви, но кто раскроет его? Заложено много богатств, но кто раскроет их, если не мы сами?..

Как звезда, падая с небосклона, оставляет яркий свет, так и мы должны оставить свой след, послужив миру своими талантами и достоинствами.

Лев Толстой писал: «Душа каждого человека — алмаз. И только от самого человека зависит, станет ли этот алмаз бриллиантом или нет». Человеку дается душа-алмаз, чтобы он вернул ее бриллиантом, — с отполированными гранями, испускающим разные краски, цвета, радующим глаз. Отточить этот бриллиант можно с помощью семьи, общения с родными и близкими, через работу, делая это с терпением, любовью к людям и желанием принести благо. Весь мир — это инструмент для оттачивания духа-алмаза.

Воспитывая добрых, честных, благородных детей, родители тем самым ограняют свой алмаз, при этом сами становясь лучше, — лучшей женой и матерью, лучшим мужем и отцом…

Каждый человек имеет свой алмаз, и от него самого зависит, сделает он его бриллиантом или оставит камнем. В этом заключается смысл жизни — совершенствовать себя в любви, доброте, радости.

Пусть ваше сознание будет постоянно занято поиском ответа на четыре вопроса: «Кто я? Откуда я? Зачем я здесь? Куда я направляюсь?». Пишите дневники с размышлениями о жизни, своих устремлениях и переживаниях; ведите наблюдения за собой — к чему тянется ваша душа, что у вас лучше получается; пробуйте себя в разных видах деятельности; анализируйте ваши отношения с людьми, а также отношение к вещам; изучайте свой характер и духовные качества. Говорите об этом с умными, опытными, духовными людьми и делайте выводы, что нужно в себе развивать и от чего следует избавляться. Все это называется самопознанием, путем к своей внутренней сути!

2.1. Собственная картина мира

Начало всякой человеческой мудрости есть моральное самопознание, стремящееся проникать в трудно измеряемые глубины (бездну) сердца.

Иммануил Кант

Познакомиться с собой настоящим — это лучшее, что может сделать для себя человек! Самопознание помогает проанализировать профиль своей личности (черты характера, тип темперамента, убеждения, предпочтения), понять и принять свои сильные и слабые стороны, проработать собственные травмы и страхи, занять зрелую позицию цельной и самоценной личности.

Также в область самопознания входит профориентация. Очень важно осознавать, в каких сферах личность потенциально может добиться успеха, а еще важнее — определить, чем категорически не стоит заниматься, потому что это противоречит природе данного человека. Пробуя различные занятия, виды коммуникации, стили жизни и т. д., тщательно анализируя полученный опыт, возможно сформировать самое важное — собственную картину мира.

Книга в помощь: Антонио Дамасио «Я. Мозг и возникновение сознания»

Согласно психологии личности, все представления человека о себе входят в его Я-концепцию3. Мы рассматриваем себя в нескольких плоскостях: такими, какими являемся в реальности, какими могли бы быть в идеале, какими предстаем в глазах других людей и т. д. Образы Я-реального, Я-динамического, Я-воображаемого, Я-фантастического, Я-должного и Я-представляемого характеризуют представления человека о том, каким он видит себя в данный момент; какое «Я» кажется ему возможным; кем он воображает себя; каким хотел бы стать; каков образ его морального «Я» и т. п. [8].

Развитая Я-концепция — результат самопознания личности. Она имеет важнейшее значение при постановке целей, во многом определяет дальнейшее развитие, закладывая фундамент для самореализации, в том числе и в сфере семейных отношений.

Самопознание — путь длиною в жизнь. Одни идут по этому пути в одиночку, другие — с партнером, третьи — с духовным наставником, психологом или учителем.

В. Б.: Как человеку найти духовного учителя, наставника?

Ш. А.: Высокое понятие «Учитель» в переводе означает «Душа, даритель Света». Взрослый человек, думающий, что ему уже не нужен учитель, тормозит свое развитие, прекращает движение вперед. Так он едва ли преуспеет в жизни!

Каждому из нас нужен учитель — мама, папа, школьный учитель или тренер… Они дают нам наставления и наш путь выравнивается. Это земные учителя.

Духовных учителей выбирают самостоятельно. Ими могут быть лидеры мировых религий, а также люди, которые в познании себя продвинулись дальше большинства… Идти за духовным учителем — значит жить по его принципам и заветам.

Кто наиболее близок нам, до кого мы можем дорасти, тот и будет нашим учителем. Когда ученик дорастет до своих земных учителей и даже превзойдет их (такое иногда бывает), к нему придет учитель самого высокого уровня — духовный — и поведет дальше.

В педагогическом искусстве моим учителем был Василий Александрович Сухомлинский. Я входил в класс и воображал, что он сидит у меня на уроке, и старался провести урок для него, чтобы он потом подошел ко мне и сказал: «Вот, Шалва, отлично! Молодец, что ты это сделал!». Я долгое время носил образ своего учителя в сердце и, в конце концов, освоил искусство воспитания, обучения, педагогическое искусство в целом.

Земных учителей может быть много, духовный — один. Он приходит, когда человек готов быть учеником. Земной же учитель приходит к людям, когда чувствует, что готов быть учителем для них.

2.2. Препятствия на пути к себе

«Правда в том, что гармонию можно найти только внутри себя. Гармония — это мир в душе, и он начинается с вас», — говорил основатель буддизма Будда Шакьямуни. Неадекватное восприятие своего «Я», неумение объективно себя оценивать приводят к нереалистичному (завышенному или заниженному) уровню притязаний, ощущению дисгармонии, непониманию со стороны окружающих, невозможности достичь своих целей.

Каждый человек взаимодействует с реальностью по алгоритму: убеждение толкование эмоция мысль действие результат. То есть все, во что он верит, отражается в убеждениях. Под ними понимаем концепции и мировоззрение, жизненные ценности и принципы, знания и опыт человека.

Убеждения бывают ограничивающими или расширяющими.

Поступки — результат убеждений: конструктивные, приносящие пользу — свидетельствуют о позитивных убеждениях, деструктивные — о негативных.

Каковы убеждения, таковы и действия!

Неудовлетворенность своей деятельностью приводит к тому, что человек с закрытым сознанием (то есть с ограничивающими установками) винит в своих неудачах всех и вся вокруг. Осознанный человек воспримет жизненную проблему как урок, который надо усвоить. Положительные убеждения помогают ему принять как факт: то, что он считал истиной, может оказаться ложным; а затем поменять свои взгляды и сделать другой выбор. Чтобы разобраться в причинах случившегося, он последует по цепочке в обратном направлении:

от результата — к действиям, мыслям, эмоциям, толкованиям и, наконец, к убеждениям.

Чтобы личность была способна творить то, что она оценивает как хорошее и доброе, необходима вера в хорошее и доброе, а также в свою способность это творить! Распознавая, а затем меняя ограничивающие убеждения на расширяющие, можно менять к лучшему свою жизнь в целом.

Но как понять, над какими именно собственными убеждениями следует поработать? Зачастую это подсказывают переживаемые эмоции.

2.3. Эмоции как индикатор

Способность человека осознавать свои эмоции, различать их, управлять ими, а также распознавать эмоции других людей в психологии называется эмоциональным интеллектом4. Речь идет скорее о решениях и действиях в отношении своего внутреннего мира. Так, распознав собственную негативную эмоцию, например, гнев или ярость, человек в состоянии контролировать свои последующие действия — сделать паузу и подумать: «Во что я верю, в чем я убежден, что меня злит?» И только затем реагировать на происходящее, выбрав подходящее действие.

Книга в помощь: Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»

Вот ситуация, знакомая многим. Жена в ожидании мужа с работы приготовила ужин. Они заранее условились, что проведут вечер вместе, ужиная, общаясь и обсуждая все, что с ними произошло за день. Но мужа задержали на работе срочные дела, так что он даже не смог предупредить супругу, что не приедет вовремя. Он вернулся со значительным опозданием, усталый после трудного дня, с одним желанием — отдохнуть. Блюда, любовно приготовленные женой, давно остыли, в ее глазах читаются обида и возмущение… Что дальше? «Короткое замыкание» и бурное выяснение отношений? Или взаимные шаги навстречу друг другу с извинениями, пониманием и принятием?

Какого стиля поведения придерживаться, как общаться в каждой конкретной ситуации — выбор есть всегда! Зрелый, осознанный человек в состоянии контролировать собственный эмоциональный отклик на внешние раздражители.

Мы пришли в мир, чтобы понять, в первую очередь, себя и собственные ценности. Мы учимся, ошибаемся, проходим уроки, делаем выводы… Жизнь — наш строгий учитель — ставит нас в определенные рамки, создает нужные для нашего роста условия и обстоятельства, окружает людьми, которые чему-то нас учат, дает нам ценный опыт и те знания, умения и навыки, которые необходимы в данный момент.

В школе на урок приглашает звонок. О жизненном уроке сигнализируют негативные эмоции: душевная боль, разочарование, тоска, злость, обида, чувство вины и др. Они сообщают о новом или незавершенном жизненном уроке, без прохождения которого личности невозможно двигаться дальше в развитии. Решив поставленные задачи, человек освобождается от негативных переживаний и чувствует благодарность своим «учителям».

Лучшей тренировочной площадкой для личностного развития является семья. Наши учителя — это родители, супруги, дети, все родственники, с которыми мы взаимодействуем по жизни. Под заглавием «Внимание! Урок начинается!» в этой книге я буду делиться своим личным опытом, который приобрела, проходя значимые жизненные уроки.

ВНИМАНИЕ, УРОК НАЧИНАЕТСЯ!

Первый брак как урок

Что значит для меня семья, какую роль она играет в моей жизни, чего я хочу от себя и партнера, — все это я переосмыслила во время развода с первым мужем. Это событие стало отправной точкой для того, чтобы разобраться в себе, ответить на вопрос «кто я?» и определиться, куда мне двигаться дальше…

Иногда, чтобы обрести мудрость, ясность цели и заглянуть вглубь себя, человеку нужно пройти через боль. Крах отношений изменил меня, заставил пересмотреть представления о себе, стал мощным стимулом к самопознанию и привел к мысли, что нужно учиться строить семью так же систематично и тщательно, как обучаются профессии.

Знания о психологии мужчины и женщины, гармоничном семейном союзе, счастливых отношениях мне приходилось собирать по крупицам. Одни источники разъясняли биохимию любви, другие — потребности личности, третьи — родительство, четвертые — конфликты… На протяжении многих лет я слушала лекции и читала книги о построении семейного счастья, которые только могла найти. Мое исследование продолжается до сих пор.

Большинство семейных пар входят в отношения неосознанно, поэтому вокруг так много токсичных браков, в которых супруги продолжают жить «как все», будучи глубоко неудовлетворенными отношениями и не извлекая уроков из своего опыта. Я восприняла проблемы в первом браке как урок, который нужно пройти для моего развития, и преобразовала этот опыт во благо.

Для меня первый муж — учитель, потому что показал, как я точно не хочу жить дальше. И я очень благодарна ему за пройденный урок! Моя депрессия сигнализировала о том, что я должна понять, чего я хочу в первую очередь, и чего жду от семейных отношений — во вторую. Я поняла, какую семью хочу иметь в будущем: отношения должны быть наполнены смыслом и вести к общим целям.

Урок пройден, если человек осознал, как важно уметь понимать себя, свои ценности и правильно определять направление движения по жизни.

Исследования современных психологов показывают, что для достижения жизненного успеха человеку нужно одновременно развивать в себе IQ (коэффициент умственного развития), EQ (эмоциональный интеллект) и VQ (коэффициент жизненной энергии).

EQ отвечает за способность человека вести командную игру, его стрессоустойчивость и умение отличать правду от лжи, противостоять манипуляциям и многое другое. EQ очень важен и для построения отношений как в личной, так и в деловой сфере.

Высокий уровень IQ позволяет максимально эффективно решать жизненные задачи: оценивать ситуацию, предусматривать и просчитывать ходы наперед, анализировать предлагаемые обстоятельства.

Коэффициент жизненной энергии VQ необходим для того, чтобы действовать, быть лидером и добиваться целей. Это личное обаяние, харизма, физическое здоровье, воля и способность доводить начатое дело до конца, действовать вопреки всему.

Сплав наивысших коэффициентов IQ, EQ и VQ дает уникальные компетенции, недоступные при развитии только одного из них.

2.4. Духовный стержень личности

Обдумай «что», но более обдумай «как»!

Иоганн Вольфганг Гете

Человек как высшее существо обладает свободой выбора и сам в конечном итоге определяет свою жизнь. Каждый из нас постоянно сталкивается с ситуациями, когда требуется решить, что нравственно, а что — нет, что хорошо, что — плохо. Мы всегда принимаем решения в пользу какой-либо системы ценностей.

Семья, дети, благополучие близких, любовь, дружба, мир, свобода, уважение, правда, добро и справедливость… Список ценностей для каждого свой, они — составные части внутреннего мира человека. Их множество, но основополагающих или, по определению Абрахама Маслоу, «бытийных ценностей» не может быть много: это те, «ради которых стоит жить, <…> утверждению которых человек посвящает свою жизнь и которые он рассматривает как призвание» [9].

Ценности — это ответ на вопрос, что для вас превыше всего. Жизненные принципы — это ответ на вопрос, как этого достичь. Примерами принципов могут служить фразы — короткие руководства к действию: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», «Жить здесь и сейчас», «Не смотрю на зло, не слушаю зла, не говорю злого, не совершаю зла» и др.

Американский бизнесмен Рэй Далио в книге «Принципы. Жизнь и работа» сравнивает жизненные принципы со сборником рецептов успеха: поступай так и достигнешь желаемого результата. Их эффективность должна быть подтверждена в действии, поэтому принципы формулируются как результат личного опыта.

Принципы — это законы, которые действуют в любых ситуациях и при любых условиях. Примерами принципов являются незыблемые для каждого христианина 10 заповедей, указанные в Ветхом Завете, и 9 заповедей блаженства из Евангелия. Это законы духовной жизни, которые объединяют четверть населения земного шара.

Определив собственные принципы и ценности, человек может на их основе сформулировать личную миссию — главную цель своей жизни.

2.5. Камо грядеши5?

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял, зачем…

Марк Твен

Считается, что знать свою миссию и следовать ей — удел целеустремленных, успешных людей. И это недалеко от истины, потому что, когда у человека есть миссия, он знает ответы на извечные вопросы: «Куда двигаться в своем развитии?», «К чему приложить усилия?», «В чем проявить себя наилучшим образом?». Личность, осознавшая свою миссию, проживает свою жизнь более целенаправленно, а это залог успеха.

Определить свою миссию — непростая задача. Этот процесс заставляет человека пересматривать жизненные приоритеты и свое поведение в соответствии с собственными убеждениями.

Для меня очень показательной является история формулирования своей миссии выдающимся мыслителем бизнес-сферы, профессором Гарвардской школы бизнеса Клейтоном Кристенсеном. Прежде чем он определил, что помощь другим — единственный аспект его жизни, который имеет для него значение, а затем обрел ощущение счастья и чувство значимости, ему пришлось пережить кризис. Двадцатилетним Клейтон обучался в Оксфордском университете. Каждый вечер, с 11 до 12 часов, он молился и размышлял об этом, отнимая время от выполнения домашних заданий. Однако именно это в итоге оказалось для него самым эффективным! «…Благодаря чувствам, возникавшим в моей душе, и словам, приходившим мне на ум, мне стало ясно, что я создал правильный образ, — пишет Кристенсен в книге „Стратегия жизни“. — Это стало подтверждением того, что выбранные мною качества — доброта, честность, великодушие и бескорыстие — именно то, что мне нужно. <…> Если бы вместо этого я каждый день тратил этот час на изучение новейших методов решения проблем автокорреляции в регрессивном анализе, то растратил бы свою жизнь впустую. Я использую инструменты эконометрики несколько раз в год, а знания о цели своей жизни применяю каждый день. Это самые ценные и полезные знания, которые я когда-либо получал».

Моя миссия

У меня ушли годы на то, чтобы осознать и до конца сформулировать цель своей жизни. В процессе самопознания время от времени я задавалась вопросами: «Что полезного я могу сделать для мира? Какие результаты моей деятельности останутся после меня?»

Был период, когда я считала, что миссия — это исключительно мой вклад для мира. Однако позже поняла, что, отдавая миру, я должна что-то взять у него и для себя. Я беру — насыщаю себя знаниями, создаю свою семью — и отдаю миру — делюсь опытом в рамках проекта «Семья в приоритете» с надеждой на то, что другие люди тоже смогут построить счастливые, гармоничные семьи, о которых мечтают.

Моя глобальная личная миссия: счастливое общество через счастливую семью.

«Через счастливую семью» значит, что сначала важно построить свою счастливую семью, и я ежедневно занимаюсь этим. Выполнение этих двух задач является и моей самореализацией, и вкладом в этот мир.

Таким образом, личная миссия должна:

— быть краткой и простой для понимания;

— давать уверенность в себе и энергию в сложные моменты;

— отражать наиболее значимые сферы жизни и помогать в принятии важных решений.

Первая ее часть показывает то, что человек отдаст обществу, вторая что он получит от мира или чего хочет от жизни.

Миссия — это возможность осознанно выстраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями, принципами, идеалами и смыслами.

Будучи беременной младшей дочерью Софией, я училась на подготовительном курсе в престижном европейском университете. Диплом по специальности «управление отельным бизнесом» был мне необходим, чтобы иметь возможность руководить семейным туристическим проектом. Полгода я училась по очень интенсивному графику: полный день занятий, домашние задания, экзамены, затем полгода практики. Последний экзамен сдала за день до родов и в январе получила диплом. Дальнейшее обучение на основном курсе решила продолжить, когда Софии исполнится шесть месяцев. Но у меня появились более приоритетные планы…

Я решила написать книгу о создании семьи, исследовать эту тему. Уже не сомневалась в том, что есть мой путь и мое дело. Моя миссия помогла принять правильное решение: я поняла, что для меня важнее.

Миссия задает направление для реализации духовного потенциала, помогает отделять истинное, ценное и значимое от ненужного и второстепенного, является мощным ресурсом для воплощения жизненных целей и задач.

В. Б.: Шалва Александрович, как и когда вы поняли свою миссию? В чем смысл человеческой жизни?

Ш. А.: Некоторым людям удается познать свою миссию в самом начале взрослого самостоятельного пути. Мне это удалось не сразу.

В 1950-х годах, будучи студентом, я слушал лекции о диалектическом материализме, в которых ни слова не говорилось о том, откуда происходит жизнь и куда уходит душа человеческая. «Преуспевай здесь и сейчас, получай как можно больше удовольствия… больше… больше…» — вот какую философию в нас вкладывали. В 1960-х я впервые прочитал Новый Завет, и он дал мне импульс к глубоким размышлениям о самом себе, через него я вошел в мир самопознания и узнал, что человек есть высшая ценность для мира. Оказывается, без меня мир потускнеет и что-то потеряет! Но это не про гордыню, а про чувство ответственности. В этом заключается глубина самопознания — делать то, чего ждут от тебя люди, нужно к этому идти и надо торопиться. Я очень постарался кое-что в себе преобразить: укротить свой нрав и его проявления, убрать раздражение, злость… Годы молодости дразнили меня, разжигали во мне эти страсти, их надо было покорить, и я попытался это сделать. И сейчас живу БЕЗ этих страстей, с огромным желанием ценить и принимать любого человека, каким бы он ни был, как явление в моей жизни. Новый Завет стал моей тропинкой к пониманию смысла жизни. Его надо впитывать и впитывать, снова и снова постигая его глубину! Благодаря этому я постиг смысл жизни.

Мы пришли в земной мир с миссией, которую сами же избрали. Это и есть наша Звезда, наш Путь. Мы пришли, обладая энергией духа, волей, мыслями, чувствами, талантами, способностями, устремлениями. Когда человек открывает в себе предназначенную ему Звезду и следует по указанному ему Пути, земная жизнь становится для него переживанием настоящего счастья! И даже когда приходят испытания в виде взлетов и падений, ощущение счастья уже не покинет, потому что вы поймете, что каждая неудача, каждый успех есть ваши уроки.

Книга в помощь: Михай Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания»

Если вы не ошибетесь в определении своего Пути и проявите преданность, вы обнаружите в себе столько духовных и физических сил, сколько понадобится для вашей творческой жизни. Одна за другой будут открываться ваши скрытые возможности, и даже внешние условия будут складываться так, чтобы вам сопутствовал успех. Вам достанутся те блага, которые необходимы для вашей свободной деятельности. Ваши дела — профессия, общение с людьми, бизнес, семья, дружба и все остальное — вы будете совершать с мыслью, что тем самым вы совершенствуете свой дух. Следуя своему Пути, вы будете гореть и светиться! Так вы станете для близких и родных, для друзей и коллег, для мира светлыми людьми.

2.6. Четыре уровня развития

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Одним из авторов понятия Я-концепции, о которой уже было упомянуто в этой главе, является психолог Уильям Джеймс. Согласно его идеям, представление о себе каждого человека состоит из четырех аспектов: телесного «Я», материального «Я», социального «Я», духовного «Я». Взяв эту теорию за основу, я стараюсь в равной степени развиваться на физическом (здоровье), социальном (отношения с окружающими), интеллектуальном (образование и навыки) и духовном (внутренний мир и жизненные ценности) уровнях.

Я развиваюсь с удовольствием, стремлюсь стать лучшей версией себя и хорошим примером для детей!

Физический уровень

Забочусь о здоровье тела. Занимаюсь физкультурой и разными видами спорта, выбираю новые активные занятия. Придерживаюсь правил здорового питания, пью чистую щелочную воду. Использую дыхательные практики. Стараюсь спать достаточное количество часов (ложусь до 23:00, встаю в пять-шесть часов утра). Много двигаюсь и бываю на природе — чем чаще, тем лучше: играем с детьми в подвижные игры, ездим на велосипедах. Не имею пагубных пристрастий.

Социальный

Сформулировала свою жизненную миссию и следую ей, концентрируясь на значимых для меня делах — построении семьи и проектах, интересных мне и полезных обществу. Для меня важно состояться как женщине — быть мамой, женой, другом для мужа, выполнять семейные обязанности, поддерживать семейные связи, почитать свой род и своих предков. Семья для меня — самая большая ценность! Помогаю людям, которые в этом нуждаются, занимаюсь благотворительной деятельностью. Стараюсь гармонично выстраивать отношения с окружающими, приносить своей деятельностью пользу миру, в первую очередь близким, и каждый день проживать с пользой.

Интеллектуальный

Постоянно учусь чему-то новому. Ставлю перед собой цели (на день, неделю, год, несколько лет) и упорно их достигаю, подвожу итоги своих достижений. Интеллектуально развиваюсь, приобретая новые умения и навыки, которые мне необходимы в данный момент времени и с перспективой на будущее. Отличаю временное от вечного, выбираю путь, благоприятный для непрерывного гармоничного развития и обучения по актуальным потребностям. Избегаю пустого времяпрепровождения: не смотрю телевизор и не злоупотребляю гаджетами, читаю много книг на интересующие меня темы. Каждый мой день расписан по часам, у меня нет «пустого времени». Умею концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля над чувствами и эмоциями.

Духовный

Избирательно отношусь ко всему, что влияет на мой внутренний мир — информации, контактам, общению, музыке, книгам и т. д., выбирая то, что меня наполняет. Осознаю свои мысли и чувства и работаю с ними. Стараюсь получать удовольствие от нахождения в моменте «здесь и сейчас», испытывать безусловную любовь. Для этого в любой сложной ситуации, применительно к человеку, делу или обстоятельству, которое вызывает дискомфорт, я использую фразу «А если бы я любила этого человека/дело и т. д.». После этого короткого упражнения мое восприятие меняется, становясь спокойным и доброжелательным. Осознанно относиться к жизни мне помогает следующая практика: я представляю себя в теле своего духовного учителя и думаю, как бы он поступил на моем месте, и тогда все получается с наилучшим результатом. Развиваю в себе бескорыстие, знаю свои недостатки и исправляю их. Воспитываю в себе высокие нравственные качества. Стремлюсь быть созидателем и видеть божественное начало во всем.

Чтобы чувствовать себя гармоничным, счастливым человеком, многогранной, сильной личностью, развивайтесь в четырех сферах и сохраняйте между ними баланс.

Книга в помощь: Тия Александер «Год 2150»

ВНИМАНИЕ, УРОК НАЧИНАЕТСЯ!

Соблюдать жизненный баланс

После развода я начала активно строить карьеру, с головой ушла в любимое дело: открыла свое PR-агентство, поддерживала контакты с большим числом интересных людей, достаточно много зарабатывала. Наконец-то мои организаторские способности проект-менеджера нашли достойное применение! Работала 24/7, не оставляя времени на себя, спортом не занималась, ела на ходу. Так произошел перекос в распределении времени: слишком много — на карьеру и недостаточно — на себя.

Мое тело подсказало, что нужно меняться, начались проблемы со здоровьем. Организм отказывался функционировать в бешеном режиме, давал сбой: повысилась утомляемость, снизилась концентрация внимания. Порой из-за упадка сил я не могла подняться с кровати! Поначалу я пыталась решить проблему с помощью традиционной медицины, но потом поняла, что Вселенная снова посылает мне сигнал о том, что пришло время пройти урок.

По совету друзей я с ребенком и мамой на три недели отправилась в прекрасное место на севере Таиланда — Центр обучения и исцеления создателя системы целительного дао, философа, цигун-мастера и писателя Мантека Чиа. Каждый мой день был расписан: зарядка, здоровое питание, массаж, индивидуальные занятия, чистка организма. Благодаря этому центру я познакомилась со своим телом, освоила телесные практики, научилась медитации, сбалансировала питание, отказалась от мяса и медикаментов. Здоровый сон, занятия спортом, физиотерапия и позитивное психоэмоциональное состояние восстановили мой организм.

Урок: даже если вы горите любимым делом, старайтесь уделять ему ровно столько внимания и времени, сколько вы хотите тратить на поддержание собственного здоровья, общение с семьей и друзьями, реализацию в других жизненных сферах.

2.7. Как выделить свое «Я» из социального окружения?

Психотерапевт Карл Юнг называл поиски себя индивидуацией6, психолог Абрахам Маслоу — самоактуализацией7. И первое, и второе предполагает психологическое обособление личности от социума, осознание своих глубинных стремлений, отличий и особенностей. На этом пути человек может сталкиваться с препятствиями.

Сегодня сознание формирует массовая культура через телевидение, интернет и социальные сети. И человек, сам того не подозревая, становится жертвой манипуляций, ведомым и зависимым от мнения толпы, не имеет контакта со своим внутренним «Я», потребностями, чувствами и делает выбор в пользу того, что навязывает общество.

Сложно жить в позитивном ключе, быть созидателем и творцом своей реальности в обществе, зацикленном на неуемном потреблении не только информации, но и товаров и услуг… К счастью, облик человечества меняется и мы можем наблюдать, как потребительские установки и логика социального поведения постепенно замещаются более прогрессивными, как общество потребления постепенно сменяется обществом переживаний (впечатлений)8. В таком социуме люди ориентированы на максимальную интенсивность жизни в теперешнем моменте. Особую ценность для людей нового времени представляют совместный опыт переживаний и положительные эмоции.

Непрерывно отслеживать текущие переживания — значит быть осознанным. Это способность безоценочно проживать настоящий момент и максимально присутствовать в нем, контролируя эмоции и будучи свободным от шаблонов поведения и мыслей9. Осознанность можно (и нужно!) развивать. Практика осознанности пробуждает скрытые ресурсы мозга, повышает личную эффективность, позволяет получать больше удовольствия от любого занятия, видеть причины проблем и новые возможности.

В. Б.: Как жить осознанно, пользуясь правилом «Один день как одна жизнь»?

Ш. А.: Сегодня я проживаю 32553-й день от рождения. Каждый день жизни у меня на учете, пронумерован. День начинается с восхода солнца и с заходом солнца заканчивается, и это единственная божественная мера времени, тогда как час, неделя, месяц, год и др. придуманы людьми.

Мы должны любить каждый свой день, не растрачивать впустую, а наполнять чем-то хорошим и никому не позволять отнимать у нас самое дорогое что есть, — время. Есть вещи, недостойные времени. Каждую минуту следует направлять на оттачивание нашего бриллианта, иначе он превращается в камень.

Книга в помощь: Дэнни Пенман, Марк Уильямс «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Владеть своим вниманием и мышлением, следовать культуре осознанности учат физические и духовные практики. Кто-то расслабляется и отдыхает от повседневной суеты танцуя; кому-то доставляют удовольствие размышления в тишине на рыбалке; к некоторым людям решения сложных задач приходят во время пробежек… Для миллионов людей на планете одним из инструментов повышения качества жизни стала медитация. Эта техника, эффективность которой научно доказана, позволяет управлять вниманием без усилий и напряжения, повышает продуктивность, гармонизирует эмоциональные состояния.

Мой опыт подтверждает: регулярные занятия медитацией успокаивают ум, улучшают настроение и общее самочувствие, повышают возможности интеллекта и помогают в нужный момент «достать» из подсознания истинные мысли и желания.

Картинка из счастливого детства

На своей первой медитации по просьбе коуча я представила в воображении свое место силы, в котором мне особенно комфортно. Передо мной возникла картинка из детства: дорога, широкое поле, посреди которого — большое, красивое лиственное дерево с качелями на одной из веток. Для меня это место уединения, спокойствия и личной гармонии. Под яблоней во дворе родительского дома, где я выросла, стояли качели. Маленькой девочкой я проводила там очень много времени: читала, играла…

Второй раз символ дерева возник уже необъяснимым образом! В конце обучающего курса рэйки10 мастер (посторонний мне человек!) без каких-либо объяснений неожиданно протянула мне лист бумаги со словами: «Меня просили передать тебе этот рисунок». На нем я увидела картинку из моего воображения: поле, дорогу, радугу, а в центре — дерево…

Именно так я представляю себе древо моего рода. С тех пор, когда возникает какая-то неразрешимая, на первый взгляд, ситуация или мне надо успокоиться, я «иду» за энергией и информацией к своему дереву. Мысленно сажусь на качели, привязанные к ветке, воображаю, как раскачиваюсь, и ощущаю умиротворение. Если в таком состоянии я задаю вопросы, то ответы приходят будто сами собой.

2.8. Совершенствуясь в любви

Знания о себе человек собирает, словно мозаику, на всех жизненных этапах, постоянно интерпретируя личный опыт и пересматривая отношение к себе. Человеческая природа изменчива. Ее формируют, трансформируют и наполняют социальные связи.

Строить отношения с окружающими человеку необходимо и для постоянного подтверждения своей самоценности через отклики от других людей. Эту базовую человеческую потребность в наибольшей степени можно удовлетворить рядом с тем, кто знает и любит больше всех — супругом, способным принимать со всеми индивидуальными особенностями.

В эмоциональной поддержке и полном принятии заключается одна из главных ценностей любви и семьи. Семья, как и способность любить, начинается не с пары влюбленных людей, объединенных идеей создать брачный союз, но с одного человека — зрелого, самостоятельного, владеющего внутренними механизмами для успешного взаимодействия с миром. Такой человек четко различает чужие ожидания в отношении себя и свои истинные мотивы и желания. У него есть свои принципы и ценности, идеалы, устремления и цели, а также понимание, для чего и зачем ему нужны семейные отношения. При этом он опирается вначале на свои потребности, потому что знает, что без этого невозможно создать гармоничные взаимоотношения и быть счастливым в паре.

В. Б.: Шалва Александрович, о Законе Вечной Любви я впервые услышала от вас. В чем его смысл?

Ш. А.: Я вынес этот закон из своей жизни. У меня была прекрасная жена Валерия. Мы прожили вместе почти полвека. Вместе создавали гуманную педагогику, были инициаторами экспериментального движения в образовании, потом массового движения учителей гуманной педагогики…

Семь лет назад моя любимая жена ушла из жизни, и я задумался: как мы прожили эту жизнь? Полвека — долгий срок. Конечно, мы любили, уважали и ценили друг друга, помогали друг другу, насколько могли, и показали нашим детям лучший пример, на который только были способны…

Но теперь я вижу, что в нашей семье были моменты, которые я упускал: раздражения, конфликты, мелкие ссоры, обиды, недовольства. Начиная с 1960-х я увидел огромное количество моментов, когда я мог бы любить свою жену вместо того, чтобы ссориться и обижать ее. Если их сложить, получится большая полоса жизни…

Закон Любви гласит: все можно отложить в жизни, но только не любовь! Можно отложить строительство дома, поездки, грандиозные покупки… Но ни на минуту нельзя откладывать любовь. Если любишь — люби сейчас, в эту минуту, в эту секунду. Не завтра — сейчас надо обласкать, шепнуть что-нибудь хорошее, посмотреть в глаза… Сейчас, когда твой любимый или любимая рядом. «Потом» для любви уже не существует.

2.9. Приоритет — счастливая семья

Путь к успеху всегда начинается с выявления истинно значимых целей, определения главных и второстепенных жизненных направлений. Привести жизнь в баланс, расставить в ней приоритеты, оценить состояние ее сфер помогает популярная техника.

«Колесо баланса» Пола Майера

Колесо баланса (пример заполнения)

Круг надо разделить на восемь секторов, каждый из которых отвечает за важнейшие сферы в жизни человека: здоровье, карьера, окружение, семья и отношения, личностный рост, духовность, хобби и творчество, отдых и развлечения. Текущее состояние каждой сферы и степень удовлетворенности ею следует оценить по шкале от 1 до 10. Оценка определяет размер соответствующего сектора на круговой схеме. Результаты подскажут, какой из сфер/ценностей в настоящий момент отдано преимущество, а какая — требует улучшения.

Хочу поделиться своим новшеством: в традиционную технику «Колесо баланса» я добавила особый пункт — «Яркость жизни». Он отражает счастливые события личной и семейной жизни, связанные с остальными пунктами: совместные путешествия, посещения интересных мест, разнообразные активности, интересный и полезный досуг и др. Я внесла графу «Радости жизни» в наш семейный календарь и планирую для себя и своих близких, расписывая эти события по датам. Счастье само собой не случается, его надо организовывать! Его нам приносят те занятия, в которых мы генерируем радость.

Методика «Колесо баланса» помогает определить роль и место семьи в собственной жизни, понять, является ли семья приоритетом, как много внимания и времени человек готов уделять построению семейных отношений.

Говоря о важности самопознания, мы снова возвращаемся к тезису, что человек — существо социальное. Он познает себя только через окружение, в процессе близкого общения — через чувства и ассоциации, которые вызывает в других, во взаимоотношениях с окружающими. Это возможно лишь в результате духовного сближения, раскрытия себя другому «Я». Яркое подтверждение этой мысли находим у индийского мудреца Ошо в книге «Секрет. Беседы о суфизме»: «Человек, не познавший другого человека в глубокой любви, в сильной страсти, в полном экстазе, не сможет познать себя, потому что у него не будет зеркала, чтобы увидеть собственное отражение. Взаимоотношения — это зеркало, и чем чище любовь, чем она выше, тем это зеркало лучше, тем оно чище». Так, через любовь и близкие отношения в семье человек познает и обретает себя.

Резюме главы

Сочетание самых ярких и заметных характеристик личности создает уникальную человеческую индивидуальность.

1. Представления о себе (Я-концепция) включает в себя несколько аспектов: Я-образ, Я-реальный, Я-идеальный и Я-динамический.

2. Душа человека, словно алмаз, который в течение жизни ему надо превратить в бриллиант, следуя по правильному пути, — выстраивая крепкие и счастливые семейные отношения, общаясь с родными и близкими, делая это с терпением, любовью к людям и желанием принести благо миру.

3. Для познания себя человеку нужно задавать себе четыре вопроса: «Кто я здесь?», «Зачем я здесь?», «Откуда я здесь?» и «Куда я направляюсь?».

4. Самопознание имеет особо важное значение для постановки целей, дальнейшего развития. Это фундамент для самореализации личности.

5. Позитивные убеждения создают условия для свободы мышления и действий, негативные — препятствуют этому. Распознавая, а затем меняя ограничивающие убеждения на расширяющие, можно менять к лучшему свою жизнь.

6. Эмоции служат индикатором правильно избранного пути.

7. Ценности и принципы составляют духовный стержень личности.

8. Личная миссия должна быть:

— краткой, ясной и простой для понимания;

— глобальной, то есть относиться к наиболее значимым сферам жизни;

— сфокусированной на самом важном;

— значимой частью жизни и помогать принимать ежедневные решения;

— способной давать уверенность в себе и энергию в сложные моменты.

9. Согласно теории Я-концепции, личность развивается на физическом, социальном, интеллектуальном и духовном уровнях. Необходимо сохранять баланс между этими четырьмя сферами.

10. Личность формируют, трансформируют и наполняют взаимоотношения с другими людьми, в первую очередь — любовные и теплые семейные отношения.

11. Привести свою жизнь в баланс, расставить в ней приоритеты, оценить состояние сфер жизни помогает техника «Колесо баланса» Пола Майера.

12. Построить крепкую, счастливую семью возможно, когда она является приоритетом и человек готов уделять ей максимум времени и внимания.

Полезные ресурсы

1. Тест «Большая пятерка» — пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста (NEOPI), методика диагностики личностных факторов темперамента и характера.

2. Тест, определяющий тип личности по Майерс-Бриггс (MBTI).

Задания

1. Пройдите вместе с партнером психологические тесты. Запишите свои сильные и слабые качества.

2. Выполните упражнение «Колесо баланса».

3. Сформулируйте и запишите свои жизненные принципы и ценности, миссию, воспользовавшись опросниками.

Стремитесь ли вы познать себя и быть счастливым?

по Джеймсу И. Хьюзу-младшему11

1. Свободный вы человек или зависимый?

2. Осознаете ли вы себя?

3. Стремитесь ли узнать, в чем ваше призвание? Если да, следуете ли ему, если нет, то почему?

4. Понимаете ли вы разницу между работой по призванию и трудом за плату?

5. Есть ли у вас наставник, направляющий вас по пути к призванию? Если нет, обладаете ли вы достаточными навыками, чтобы найти такого человека?

6. Хватит ли вам смирения быть учеником, чтобы не только усваивать знания, но и перенимать опыт, необходимый вам для осуществления призвания? Овладели ли вы каким-либо ремеслом, прошли ли весь процесс обучения — от азов до вершин?

7. Понимаете ли вы разницу между гордыней и смирением, а также последствия стремления к счастью и с тем, и с другим?

8. Есть ли у вас друзья? Кто вы для них?

9. Способны ли вы выражать любовь?

10. Способны ли вы проявлять сострадание к себе и к другим людям?

11. Умеете ли вы быть благодарным?

12. Умеете ли вы выражать радость и владеть чувством юмора?

13. Каковы ваши представления о правде, добре, красоте, справедливости?

14. Умеете ли вы находить золотую середину между смелостью и наглостью?

15. Берете ли вы на себя активные роли в большом обществе? В сферах, где требуется заботиться о других и отдавать?

Миссия и наследие

по Джону Готтману12

1. Какова цель вашей жизни? В чем ее смысл? Чего вы пытаетесь достичь?

2. Какое наследство вы хотели бы оставить после себя?

3. Каких значительных целей вам еще предстоит достичь? (Это может быть создание чего-то или приобретение определенного опыта.)

Каким человеком вы хотите стать?

1. Опишите человека, которым хотите стать.

2. Как вы можете помочь себе стать таким человеком?

3. С чем вам уже приходилось бороться, когда вы пытались стать таким человеком?

4. С какими демонами в себе вы сражались (или до сих пор сражаетесь)?

5. Что больше всего вы хотели бы поменять в себе?

6. В каких мечтах вы себе отказали или какие мечты не смогли реализовать?

7. Какой вы видите свою жизнь через пять лет?

8. Какова история того человека, которым вы хотели бы быть?

4. Семью часто сравнивают с деревом. А как выглядит в данный момент ваше древо? Какой оно высоты? Какая у него крона? Сколько на нем ветвей? Это молодой саженец, нежный росточек, нуждающийся в вашей заботе, или могучее многовековое дерево?

5. Определите место семьи в своей жизни.

Рисунок 1: дерево на 150 лет с «окошками» для представителей семи поколений, в которые нужно вписать имена.

Рисунок 2: сломанный росток с тремя «окошками».

Если у вас в приоритете семья и вы готовы посадить семейное дерево на 150 лет вперед, зная, что не сможете увидеть его во всей красе, — продолжайте чтение этой книги.

* Продолжаем чтение книги с пониманием того, что семья является приоритетом №1.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семья в приоритете. Отношения в паре. Как создать крепкую и счастливую семью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Я-концепция (англ. self-concept) — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. — Большой психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. — [3-е изд.]. — СПб: «Олма-пресс», 2002. — 632 с. — С. 573.

4

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) — понятие, появившееся в психологии в начале 1990-х годов, когда Питер Саловей и Джон Майер впервые определили его. <…> Согласно одному из кратких определений, эмоциональный интеллект включает способность понимать эмоции у себя и у других, а также эмоционально адаптироваться к изменяющейся окружающей среде и изменяющимся требованиям (Mayer и Salovey, 1997). Большой психологический словарь /Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. — [3-е изд.]. — СПб.: «Олма-пресс», 2002. — 632 с. — С. 423.

5

Из Библии (на церковно-славянском). Рус. пер.: Куда ты идешь? Латинская версия: Quovadis? (квовадис). — Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений/ Вадим Серов. — М.: «Локид-Пресс», 2003.

6

Индивидуация в аналитической психологии К. Г. Юнга — это процесс духовного роста личности за счет «проявления» глубинных черт подсознательного в результате их ассимиляции сознанием. Процесс индивидуации протекает непроизвольно и «естественно», наподобие растительного роста, хотя и требует сознательного содействия личности скрытой цели ее бессознательного. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. М., «Мысль», 2010.Т. II.

7

Самоактуализация (selfactualization) — реализация потенциала личности. Согласно теории А. Маслоу, самореализация достижима лишь в высшей точке, если удовлетворены все другие биологические и социальные потребности. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. — М.: АСТ, Вече, 1999.

8

Теоретический концепт, в 1990-х разработанный немецким социологом Герхардом Шульце.

9

Определение Ассоциации исследователей осознанности (American Mindfulness Research Association).

10

Рэйки — вид нетрадиционной медицины, в котором используется техника так называемого «исцеления путем прикасания ладонями».

11

Хьюз-младший Дж. Богатство семьи. Как сохранить в семье человеческий, интеллектуальный и финансовый капиталы. — М.: Олимп, 2018. — 254 с. — с. 171—172.

12

Готтман Дж. 7 принципов счастливого брака, или Эмоциональный интеллект в любви. — М.: Эксмо, 2018. — 212 с. — с. 42.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я