1. Книги
  2. Научно-популярная литература
  3. Виктория Анатольевна Габышева

Большая энциклопедия компетентных родителей. Ребенок от 0 до 3 лет: инструкция по применению

Виктория Анатольевна Габышева (2020)
Обложка книги

Книга ответов на все “родительские” вопросы: "Как поведение детей зависит от развития мозга?", "Можно ли исправить плохое поведение в раннем возрасте?", "Как справляться с капризами и истериками?", "Как стать компетентными родителями?"… Эта книга — кладезь знаний о развитии, здоровье и воспитании малышей. Автор Виктория Габышева — кандидат психологических наук, невролог, нейропсихолог, детский и семейный психолог, мама. Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Большая энциклопедия компетентных родителей. Ребенок от 0 до 3 лет: инструкция по применению» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Влияние внутриутробного развития на умственные способности и творческий потенциал ребенка

Приглашаю вас окунуться в очень важную главу о влиянии внутриутробного развития на судьбу ребенка. Часто ошибочно родители предполагают, что ребенок рождается как чистый лист, как новый человек, у которого нет ни мнения, ни предрасположенностей, хотя в период внутриутробного развития ребенка происходят процессы, которые определенно повлияют на его жизнь. Любые переживания мамы на гормональном уровне сказываются на эмоциональном развитии малыша. Представим: мама радуется, когда папа приходит домой и приносит ей цветы, в этот момент у нее происходит выработка гормона эндорфина — она счастлива здесь и сейчас. Кроха в животике ощущает это состояние счастья. Второй пример: мама бежит сдавать анализы в женскую консультацию и переживает за результаты. Мы с вами понимаем, что в таком случае происходит выработка адреналина, ведь женщина в этот момент тревожится, и ребенок начинает чувствовать этот адреналин: он сковывается внутри, у него возникает состояние страха, он перестает веселиться, улыбаться, сосать пальчик, задирает голову. Он даже замирает, когда мама торопится или волнуется. Это формирует его окружающий мир, в котором он живет.

Из моего профессионального опыта. Пациентку Алену я знаю уже более 5 лет. Когда ее ребенку исполнилось 2 года, женщина обратилась ко мне за консультацией и сказала: “Мой ребенок очень сильно боится чужих людей. Она не подпускает никого, прячется от людей, не хочет никому давать руку, не желает с ними общаться. И так не только со взрослыми, но и с детьми. Меня это пугает, потому что раньше я думала, что это пройдет само, когда она подрастет. А сейчас я понимаю, что дочка хорошо разговаривает, но страх ее не проходит, и она не хочет идти на контакт с людьми”. Я задавала очень много вопросов: “Как проходила беременность?”, “Как проходили роды?”. Мама отметила очень важный факт, который дал нам почву для размышления. Женщине дважды делали пункцию биоматериала внутриутробно, чтобы выявить возможные патологии плода. И, конечно, в тот период она очень переживала и волновалась. И ребенок внутри ее чувствовал, какой этот мир тревожный, опасный, потому что всегда приходилось прятаться, ведь кроха тогда не понимала — почему кто-то вторгается в мое пространство? В этот момент был первый прецедент — у девочки появился этот страх. То есть мама в момент проведения анализа испытывала беспокойство и тревогу, которые транслировала своей дочке. И в связи с этим возникла такая ситуация в будущем. С самого рождения малышка никого к себе не подпускала, кроме мамы. И эту проблему мы решали на протяжении шести месяцев. К слову, у нормотипичных детей подобный процесс происходит несколько иначе: до полугода малыш не хочет идти к чужим людям, а потом познавательная деятельность и интерес толкают его ориентироваться на других, он начинает обращать внимание на папу, бабушку и т.д. Ребенок в период отсутствия мамы вполне может довериться другому. Есть определенный момент: в 10 месяцев малыш начинает плакать, если не видит маму рядом. И это норма. Потому что если она находится в его поле зрения, и у него не возникает какой-то травмирующей ситуации, то ребенок ведет себя спокойно.

Если же есть какая-либо травма детства, то возникает ситуация, которая пролонгируется на будущее, и является причиной последующих событий. Мы всегда ждем, когда она закончится, но без профессиональной помощи у ребенка не сложится гармоничного восприятия окружающего мира, не возникнет нормальное представление о любви, заботе, ласке, нежности и опасности.

В своей профессиональной деятельности я открыла и использую секрет комплексного подхода — рассматриваю ребенка с трех сторон. В первую очередь, физиология, неврология — его закладка физического тела, которую часто называю “мясом”. Человеческое тело — транспорт для души. Вторая система, которую я рассматриваю, — это психология. Психологическое отношение к окружающему миру; эмоции и чувства человека — то, что он воспринимает на уровне гормонов, на уровне восприятия. Третий фактор — это как раз окружающее общество: мама, папа, дедушка, бабушка, врачи, воспитатели, учителя. Они принимают участие в восприятии ребенком окружающего мира. Родители и близкие малышу люди имеют свою карту мира, у них есть свои определенные страхи, сомнения, убеждения, тревоги и вторичные выгоды и рядом с ними он приобретает навыки и свое мнение об окружающем мире.

Учителя или воспитатели, врачи, которые участвуют в жизни ребенка, ставят диагнозы или навешивают ярлыки, ведь именно окружающий социум ставит ребенку маркировку. И желательно, чтобы эта маркировка была социально приемлема. Рекомендую родителям отнестись к этому с открытой позицией (поверить на слово). Возможно, вам даже удастся ее стереть. Есть еще одна энергетическая система — душа, которая имеет цели и задачи, в ней даже заложены миссия или предназначение человека, но это тема для отдельной книги.

Развитие головного мозг зависит от многих факторов: генетические заболевания, предрасположенность, течение беременности и родов. Даже желание или нежелание пары стать родителями… Матрица рождения влияет на то, как ребенок будет формироваться.

Если рассматривать более детально, то головной мозг формируется еще внутриутробно и созревает в течении жизни. От маленькой зиготы до больших двух полушарий и определенных зональных различий. При этом нужно учитывать, что перед тем, как наступила беременность, у каждой пары (у родителей) была определенная реакция:

оба партнера желают ребенка;

оба партнера не желают ребенка;

мама хочет ребенка, папа — нет;

папа хочет ребенка, мама — нет.

И такая психологическая ситуация влияет на то, как ребенок будет формироваться внутриутробно, как сложится его психика, психосоматика, окружающий мир и его отношение к окружающему миру, как в дальнейшем сложится его судьба, ведь это будет лакмусовой бумажкой на всю жизнь. Поэтому говорить о том, что внутриутробное развитие никак не отразится на судьбе малыша, его мозге и жизни в целом — ошибочно.

Иногда родители на это закрывают глаза и не думают на эту тему, чаще они об этом не знают. Тогда также можно и просуществовать в этом мире, а в конце жизни оставить на надгробии: “Была, существовала, ушла незаметно”. Можно. Но нужно ли? Мы полноценные участники этого процесса. Ведь когда ты понимаешь, кто ты, зачем ты и что с тобой происходит, то всегда задумываешься о качестве жизни — своей и своих детей. Мы хотим жить с ними радостно, смотреть в их любимые глазки, носить на руках, любоваться, гордится достижениями. Радует, что сейчас молодые родители стали намного осознанней. Вы читаете книги, стремитесь узнать все причины и следствия. Мне хочется верить что вы понимаете, что все в мире взаимосвязано: тело, душа и разум, и если вы ответственно относитесь к тому, что у вас рождаются дети, то когда с их здоровьем, развитием и качеством жизни происходит что-то негативное, ребенок имеет какие-то заболевания или как-то отличается от других детей, вы невольно начинаете искать причинно-следственную связь: “А почему с нами эта ситуация произошла?”, “Почему мой ребенок такой?”.

Это случилось со мной — родился сын с пороком сердца. И на третий день после рождения ребенка специалист УЗИ мне сказал, что такие дети не выживают: “Забирайте ваш комочек и идите домой, мы ничем помочь не можем”. Причем это был не специалист узкого направления — кардиолог. У меня возникал вопрос: “Какое ты имеешь право вот так сообщать мне об этом, неподготовлено? Ставить определенный маркер моему ребенку, делать выводы”.

Когда оглашают диагноз, как приговор, просто сидишь и недоумеваешь: “Я красивая, умная, с высшим образованием, без вредных привычек. И папа малыша с высшим образованием, уважаемый человек, ведет здоровый образ жизни. Но почему тогда у нашей такой замечательной и идеальной пары вдруг родился ребенок с патологией?” И невольно начинаешь искать ответ на вопрос: “Кто виноват?”, “ В чем причина?”. И первое, что происходит — это, конечно, обвинение себя.

Когда ты все понимаешь и осознаешь, то владеешь ситуацией. Когда ты принимаешь все как есть, то можешь управлять ею. Но иногда на это уходит несколько лет. Но если по каким-то причинам ты не справляешься, то включается режим “качельки”: то все хорошо, то все плохо. Из крайности в крайность. И это выматывает, сокращает ресурсы и лишает сил.

Важно понимать, что с проблемой что-то нужно делать, иначе все повториться еще раз и еще раз. До тех пор, пока не выучишь свой урок, ничего не изменится. Или ты управляешь миром, или кто-то управляет твоим миром и тобой. В последнем случае тобою манипулируют, и ты испытываешь негативные эмоции, потому что истощена и исполняешь чьи-то чужие задачи для достижения чужих целей. Конечно, так тоже можно существовать. И здесь ключевое слово “существовать”.

Но если мы говорить о внутриутробном развитии ребенка, то всё имеет значение.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Большая энциклопедия компетентных родителей. Ребенок от 0 до 3 лет: инструкция по применению» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я