Хочешь создать сценарий своей жизни и написать об этом книгу? «Черновик твоей жизни» поможет тебе в этом. Здесь ты узнаешь с чего следует начать, какие детали повлияют на приятие или отторжение твоего произведения, что необходимо учесть заранее, на чём сделать акценты, а также – кто станет твоим читателем, для чего ты это пишешь и как ужиться со своим героем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Черновик твоей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Вета Ножкина, 2021
ISBN 978-5-0055-5614-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
I РАЗДЕЛ. ЧЕРНОВИК ТВОЕЙ ЖИЗНИ
Глава 1. Познакомимся?!
Здравствуй! Ты знаешь… будущее этой книги началось давно — с того момента, когда пришло осознание, что наши с вами поступки — это результат закономерностей. Они будто продиктованы, прописаны кем-то сверху — так объяснят это верующие, и не так уж важно «во что верующие»: в высшие силы или мистику, хиромантию, астрономию, физику и т. п. По большому счёту мы все являемся верующими. Вера — та путеводная звезда, которая вызывает интерес к жизни. Она-то и формирует встречи, события, применения опыта и совершение наших нелепых ошибок. Мы придумали себе сами, что торим свой путь, совершая поступки, а на самом деле всё куда проще: ты идёшь по уже заданной траектории. И задача твоя — научиться вслушиваться в то, что происходит вокруг тебя или отторгать подсказки пространства и времени, в каждом прожитом дне которого — получение опыта.
Не все задумываются над причинами и последствиями событий. На то мы и разные, подобно цветам в поле, облакам на небе, краскам в палитре природы. Но каждый хотел бы прожить эту жизнь с толком. Ты совершаешь ежедневные ошибки, набиваешь шишки и извлекаешь или игнорируешь данные тебе уроки. Эти уроки и есть твой сценарий жизни. Ты проживаешь его ежедневно, как с чистого листка. Но любой сценарий можно научиться корректировать. Без этого ты — ведо/мый. Хочешь быть полезным этому миру? Займи позицию тактика и стратега, стань ведущим своей жизни. И в этом тебе поможет умение научиться видеть собственную жизнь как бы со стороны. Об этом и будет моя книга — о том, как делать свою жизнь, как выстраивать отношения с соседями по жизни, а по сути, — героями твоих книг. Научившись выстраивать жизнь своих героев, ты совершенно по-другому будешь относиться к своей.
Решение уместить на этих страницах то, что было частью моих былых лекций, занятий с учениками — охватило всего лишь часть розданного. Но даже с предложенным материалом ты станешь обладателем некоего клада, который из потребности «для себя» может в твоей голове, твоих руках обрести огромное состояние.
По этим страницам ты не просто узнаешь, как написать книгу, а обретёшь бесценный опыт создания сценария своей жизни. Тебе станут известны детали, благодаря которым ты сможешь попробовать влиять на события. Но учитывая, что человеку не дано быть всемогущим, все продуманные варианты могут так и остаться сценарием, проработки которого позволят тебе измениться. А это уже немало. Надеюсь, твои изменения произойдут в лучшую сторону, потому как задача этой книги показать человеческую суть с её пороками и достоинствами, в которых необходимо научиться разбираться. В идеале — это пригодилось бы каждому человеку, независимо от того, хочет он или нет стать писателем.
Стоя в центре своего мира, своим сценарием ты будешь раскручивать этот мир вокруг себя. Ты узнаешь, что можно учесть заранее, на чём сделать акценты, сколько времени понадобится на исследования, написание, кто будет твоим читателем, для чего ты это будешь делать, и как сможешь ужиться со своим внутренним героем… На классических образцах, а также собственном примере и на примерах написания книг моими учениками тебе будет не сложно понять, рассмотреть, услышать и увидеть, как можно даже за пару месяцев создать свою книгу, осуществив собственные задумки на бумаге. Если, конечно, не будешь лениться. Мотивацией здесь должен стать твой внутренний стержень или зов предков, или в конце концов, просто желание прожить эту единственную жизнь замечательно.
Обрати внимание на слова «создать книгу» (приучайся с этого момента на всё обращать внимание, замечать!), — «создать» и «написать» — это разное. Написание книги сродни длительному, растянутому во времени процессу. Создание — целенаправленное действие, в котором есть начало и конец.
Свою самую первую книгу я писала долгие годы, начиная со студенчества, но так и не дописала. Хотя… это нам только кажется, что мы производим по жизни разнонаправленные движения. На самом деле мы совершаем одно главное, растянутое во времени действие, смысл которого будет понятен только в конце жизни. Поэтому все созданные мною уже в зрелом возрасте книги — это, на самом деле, продолжение и завершение той далёкой начальной рукописи, которую мне ещё предстоит дописать.
«Пусть начало будет лёгким и конец не утомительным» — такие наставления давал главный учитель — мой отец. Он учил меня обращать внимание на детали, на настроения погоды, на поднятую бровь или опущенный уголок губы… Нет, он не был писателем. Но он мог бы им стать, если бы не война, не плен на шесть лет, если бы… Он учил меня думать. Учил видеть и слышать этот мир. Он говорил о лицах людей удивительные вещи, которые стали мне понятны лишь с возрастом: «нет некрасивых людей — есть уставшие». Это он, мой отец, научил меня жить в музыке слов и просто в музыке. Но главное — он научил меня учиться, постоянно, ежедневно, радуясь и удивляясь миру и окружению, подаркам судьбы и её испытаниям.
Возможно, тебе захочется прочесть написанное мною, чтобы сверить, сличить, или в конце концов просто полюбопытствовать — кто перед тобой. Все мы постоянно что-то с чем-то сравниваем. И это естественный процесс собственной идентификации. Я иду к тебе открыто со своими знаниями, делясь наработками не одного десятка лет, и очень хочу быть полезной для тебя. Мои произведения были изданы в начале десятых годов двадцать первого столетия, по их названиям можно найти достаточно информации в интернете.
«Мулета для скрипки» — роман о подростках-выпускниках школы, их родителях и учителях, о сложном этапе становления взрослеющего человека.
«Деревенские сказы» — этно-повесть-сказ начала XX века о взрослении мальчика Митьки, воспитанного на байках и сказах своего земляка (переведена на немецкий язык и издана в Германии).
«Потерянное имя» — приключенческий роман об учёном Микаэле, попавшем из Америки в Россию в поисках корней, в буквальном и переносном смысле.
«Фломастеры для Тициана» — сборник рассказов о человеческих судьбах, о выбранных приоритетах, о нравственных и безнравственных поступках, о постановке жизненных целей, о благородстве и радости от маленьких побед, о пользе и заблуждениях.
«Жили-были куклы» — повесть для детей, о пятилетней девочке Соне и её приключениях (переведена на японский язык и издана в Японии).
«Небо на ниточке» — роман-дневник о молодой женщине Анне, пишущей дневник с целью разобраться и понять причину появления у людей рака.
Я принимаю эту жизнь такой, какая она есть, с испытаниями, данными мне, и каждый день её начинаю словами: «Господи! Благодарю тебя за людей, которые меня окружают!». А окружали меня прекрасные учителя, с которыми в моё сознание вошли Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Антон Чехов, Михаил Булгаков…, и потянули за собой вереницу гостей и прохожих, писателей, поэтов и бардов, музыкантов и художников.
Наш многогранный мир так выстроил свои пути, что мне повезло родиться у прекрасных родителей шестым ребёнком. Розовое, сладкое детство было наполнено особыми историческими событиями, с пионерией и комсомолом. В небольшой зарисовке этот период я показала так:
Мороженое
Нас с тобой объединяют — солнце, горы, улица Ленина, которая когда-то была в каждом городе, и журнал «Мурзилка».
Нас разделяет… мороженое. Я покупаю тебе мороженое и предвкушаю сладкий вкус воспоминаний во время твоего искусства поедания этого холодного молочного месива.
Ты любишь его так, что можешь за вечер опрокинуть в себя килограммовою упаковку, немного поделившись с котом Дарвином, который во время трапезы сидит напротив и облизывается.
В моём детстве в наш маленький городок мороженое завозили один раз в неделю. Оно лежало в киоске большим белым кубом на подносе. Подобная кубу тётечка в высоком поварском колпаке и клеёнчатом фартуке загребала ложкой белую, уже обтекающую по краям массу и с нажимом утрамбовывала её в вафлевый стаканчик. Везло, кому попадался поджаристый — он как-то по-особому был вкусен, похрустывая вначале и не пропуская подтаявших капель к концу поедания. А мама говорила:
— Чего толку от этого мороженого?!…
После школы я первый раз полетела на самолёте. Пересадка в Москве. Ожидание следующего рейса до Минска целых шесть часов, и — мороженое: большой в брикете пломбир, потом «Эскимо» в золотистой обёртке, потом крем-брюле, и шоколадная «Москва»…
Потом температура. Горло.
И детство кончилось.
Когда моё детство внезапно закончилось, в это же время начались перемены на государственном уровне в виде развала Советского Союза, перестройки, кризисов, падений экономики, рынков. Жизненных испытаний у каждого человека во время этих всеобщих перемен было предостаточно, и моих хватило бы на несколько жизней. Этот особый концентрат, данный организму, мозгу, состоянию и моему времени — стал тем самым богатством эмоций и настроений, которыми я теперь делюсь. Я не сидела, сложа руки или смиренно воспринимая свалившиеся испытания, потому как рано поняла, что мой приход в жизнь нужен для того, чтобы внести свою лепту в преображения хотя бы вокруг себя. И когда мои друзья говорили мне: «Там, где Вета, там интересно», — я смущённо улыбалась и отводила глаза, но теперь осознаю — да, это так. Потому приглашаю тебя в очередное увлекательное путешествие, в котором научу использовать накопленный опыт, а в частности, научу тебя создавать сценарий твоего отрезка жизни, который вполне может стать книгой. Такой книгой, за которую тебе не будет стыдно. Это позже мне стало понятно: если что-то делаешь искренне, от души — стыдно не будет. Стыд приходит, когда стараешься понравиться, когда выдаёшь желаемое за действительное, когда споришь, не осознавая сути, когда не ставишь перед собой обдуманные цели.
Пусть твоя книга будет лишена надуманностей. Но для этого придётся потрудиться, и в первую очередь потрудиться над формированием богатого запаса ощущений. Потому что ни я, никто, не сможет научить другого чувствовать и думать. Да и вообще научить невозможно, можно только научиться, когда сильно захочешь преобразований. Сам захочешь. Сам научишься. Ты — только ты сам выстраиваешь свой богатый мир в своей голове. Я лишь подскажу, используя полученный опыт, — как это сделать, на что обратить внимание при создании этого мира.
Не буду обозначать рамки периода написания, не хочу ограничивать тебя, как это модно было преподносить ещё до периода накрывшей человечество пандемии — «напишите книгу за 6, 3, 2 месяца…». Лишь напомню — жизнь скоротечна, и просить вышние силы «растянуть» можно только время. А остальное — это этапы, которые лучше бы завершать, итожить, прокладывая ими ступеньки твоих достижений, и двигаться-двигаться вперёд. И каждый бездарно прожитый день может стать твоим итоговым разочарованием. Для этого ставь правильные цели и вектор правильности не даст тебе свернуть с намеченного пути. Любая бесцельная дорога — это зигзаг в сторону, а, следовательно, потерянное время, а с ним и потерянное имя.
Время — это тот главный фактор, по которому определяется твоя суть: умный тратит его по уму, глупый — на глупости.
Помни: книга, которую ты пишешь или будешь писать — почти итог. Когда-то считалось, что книга может стать итогом всей жизни. Но в нашем мире скоростей написание одной единственной книги за жизнь — расточительство. Поэтому не откладывай создание её на конец жизни, как завершение. Писать нужно ежедневно, и начать это надо сегодня.
Выписывая себя, ты будешь заполнять освободившееся пространство новыми знаниями, наблюдениями, новым опытом. Твоя книга поможет тебе сделать новые открытия — в тебе, твоём окружении, твоей биографии и биографии твоих предков, в твоей и даже общечеловеческой истории. Чем глубже ты заглянешь в себя, тем яснее откроется перед тобой твоё будущее.
Современный человек постепенно становится мульти профессионалом, владеющим не одной профессией, а несколькими и, порой, далеко не в смежных областях. И я верю — уже близко то время, когда кроме блокчейн-технологии появятся другие подобные функционалы, уйдут в прошлое многие профессии, когда информационное поле будет не в гаджетах, а в линзах, когда человеку невозможно будет скрывать свои мысли и поэтому мир станет нравственнее. Писательство же станет нормой каждого грамотномыслящего человека. Ведь за умением писать стоят многие полезные свойства, лишь малая часть которых: умение мыслить, анализировать, подмечать детали, видеть жизнь панорамно, уметь сравнивать, находить, отделять второстепенное.
И, кроме того, если ты деловой человек — книга тебе просто необходима, как воронка к своему делу, как итоговый этап, как визитка, в конце концов.
О таланте говоришь? Иметь писательский талант было бы неплохо. Но не мешало бы развить его в себе. А для этого загляни в суть этого слова. Талант — это самая крупная весовая мера древнего мира. Все введённые значения после этого определения являются отсылками к первоначальному измерению. Но вес в обществе, в сообществе — это искусственно созданная надуманная категория, в которой правила устанавливают люди. В таланте, как способностях, одарённостях высокий процент трудоспособности, а остальное — это твоё желание. Талант человеческий раскрывается в применении опыта. А опыт, сам знаешь, «сын ошибок трудных».
Уметь расставить свои желания по жизни так, чтобы их выполнение вело к главной созидательной цели — вот это искусство. Это и есть процесс создания. Несмотря на то, что он касается маркетинговых стратегий, и, казалось бы, к творчеству не относится, буду вас разуверять в этом, и мы выстроим твою книгу — подобно тому, как создают макет и затем возводят здания, шьют одежду, строят лодку. Я покажу тебе на этих страницах, как соединять иррациональное и рациональное.
Темы моей «обучающей» книги, хотя и обозначены в названиях оглавления, но идейно переплетаются и повторяются по нарастающей в последующих главах. Подобно тому, как локоны заплетённой девичьей косы соединяются замысловатым узором. Поэтому не рекомендую ориентироваться только на названия глав. Например, темы «аннотация», «идея», «форма и содержание» ты встретишь продолжающимися в нескольких главах. А три локона — будут для нас тремя главными действующими героями, которым нужна будет твоя книга: читателю, тебе самому, и, конечно, мне.
В книге ты встретишь примеры, которые в большинстве взяты из личного опыта, в том числе профессионального, подтверждающего теоретические наработки десятков лет, приобретённых на фоне моего филологического образования.
Темы раскрыты где-то глубже, где-то тезисно. Но главная моя задача — озадачить, направить и показать, как можно создать книгу, не растекаясь во времени, а концентрированно и целенаправленно работая над ней в течение комфортного для тебя периода. Маленькой ремаркой напомню — работоспособный период в жизни любого человека — всего 30—40 лет (в периоде от 20 до 60). Сколько можно успеть сделать полезного за этот период, если использовать знания и постигать жизнь вглубь? Где состоится пик твоей жизни, после которого неминуемо идёт спад? Как успеть использовать работоспособный возраст для постановки карьеры? Это уже те вопросы, ответы на которые ты получишь, читая эту книгу.
Пусть время нашего плотного общения с тобой будет подобно полёту. Полёту фантазии — от меня к тебе, и затем от тебя — к твоей книге.
С детства часто вижу один и тот же сон: будто я умею летать, и учу этому всех вокруг, рассказывая, как это легко. Во сне выстроилась целая теория обучения полёту. Для взлёта нужно всего-то:
— набери воздух в лёгкие (следи, чтобы при вдохе грудь не поднималась!),
— расправь плечи, расслабь руки и почти соедини лопатки,
— затем отклони тело слегка назад и дай ему мощный толчок из живота,
— теперь беги, ускоряясь, мысленно отсчитывая ровно десять шагов,
— встань на цыпочки, затем громко выдохни
— и взлетай!
Смешно, конечно. Но я верила в это и наяву. А во сне я показывала, как перелетать через широкую реку… Спасаясь полётом, убегала от настигающей меня опасности… И там, высоко, рассматривала рисунки земли, находя их связь с наскальными петроглифами, и придумала себе, что древние люди тоже учили других летать. Я пыталась выучить птичий язык! И в детстве, когда в реалии пела песни на этом языке, подружки мне подпевали, а взрослые мило, но недоверчиво улыбались. В полёте я боялась одного — при возвращении на землю застрять между проводами… Это потом, повзрослев, узнала из опыта, что большинство людей любят наблюдать за падением себе подобных, а вовсе не за полётами. Но продолжаю учить летать и приглашаю в полёт тех, кто относится к категории принимающих игру в полёты. Как хорошо, что и технологии нашего мира движутся вперёд, и вот уже всё меньше остаётся проводов. Однако, я слишком увлеклась воспоминаниями, пора за дело.
Итак, вперёд, к полётам, к ремеслу создания книги, к черновику твоей жизни.
Глава 2. Намерения. Сценарий жизни
Во время чтения этой книги тебе пригодится большая тетрадь, или листы формата A4, или новый файл в компьютере. Но специально для тебя я буду оставлять пустые строчки, чтобы ты мог в своей тетради или в компьютере писать уже начисто, а в напечатанной книге пусть будет твой черновик, твоя бесценная рабочая книга записей, почеркушек на полях и между строк. К черновикам у меня особая любовь — они несут твою самую первую, необработанную мысль и её энергию, и оттого ценны. А когда мы встретимся, я с удовольствием полистаю нашу с тобой книгу, твой черновик.
Когда ты открыл перед собой чистую страницу, твои намерения уже сформировались в желание, и потому первой строчкой запиши своё жизненное желание, начиная со слов «я хочу…»:
а теперь зачеркни слова «я хочу».
Это и есть начало. Начало твоей книги. Возможно, после ты будешь переделывать его, перекраивать, перестраивать. Но сегодня оно именно такое. Очень многие люди боятся сделать первый шаг. Но ты-то теперь знаешь, насколько он прост. Главное — захотеть.
Отправная точка, которой мы зачастую боимся — проста/ донельзя. В любом твоём шаге началом являешься ты сам. Каждый твой вдох, поворот головы, сердечный стук, разгибания пальцев, сглатывание слюны — это ты. Не-пов-то-ри-мый. За секунды, когда ты читаешь этот текст, читает его кто-то другой, но вы — разные, потому и восприятие будет разным: кто-то задумается, кто-то лукаво улыбнётся, кто-то удивится, а кто-то начнёт действовать.
Я не хочу на этих страницах убеждать тебя, используя систему внушения, построенную на принципе: сделай, как я. Нет. Моя цель — разбудить в тебе тебя. Лишь намёками показывая свои примеры. По этой причине в книге ты встретишь множество вопросов, которые обращены к тебе.
Вся наша жизнь — сплошной вопрос. Не задающийся вопросами живёт другую жизнь. Ты здесь, потому что ты хочешь узнать новое, ты хочешь добиться результата. Ты хочешь.
Итак, ты решил написать свою книгу.
Ответь на вопросы ниже. Отвечай коротко, но ёмко. Если ответ не формулируется, поживи с этим вопросом какое-то время. Даже просто отвлекись на другие дела, но возьми за правило — каждое утро и каждый вечер возвращаться к этим вопросам.
— для чего тебе нужна твоя книга?
— как она сможет «работать» на тебя, в чём она тебе поможет?
— для кого ты её (на) пишешь?
— что нового даст эта книга твоим читателям?
— а кто ты таков?
Последний вопрос, возможно, озадачит тебя. В таких случаях следует остановиться и разобраться в себе. Всегда, когда есть непонимание, не торопись бежать вперёд, а тем более делать выводы. Время конца XX и двух десятилетий XXI века, к сожалению, является не только временем одноразовых стаканчиков, но и временем не всегда обоснованного чужого ритма, темпа, в котором многие только и успевают бежать, что-то хватать, жевать на бегу, говорить по телефону на бегу, и бежать дальше. Человек будто находится в страхе «не успеть». Даже слову «успех» в последнее время стали приписывать частичные свойства от «успеть», навязывая свой темп жизни, но весь он сводится в обычный финансовый призыв «купи». Тебя загоняют, подчиняют, обставляют будто на охоте на волков флажками. В темпе сложно обрести свободу. Катастрофа пандемии двадцатых годов — это спасение от разрушения навязанного ритма, это возможность остановиться. Оглядываясь в этой остановке на себя, своё окружение, на свои планы и цели, ты будто заново нарождаешься. Наступила эпоха преображения. Но если ты позволишь себе плыть по течению, а не управлять своей жизнью, есть вероятность, что ты снова окажешься в чьём-то подчинении, в несвободе.
Свобода позволяет расслабиться, оглядеться, рассмотреть. Она освобождает от внутренней дрожи, страхов. Несвободное мышление сковывает, стопорит осуществление желаний. Свободный человек мыслит открыто. Свободному человеку удаётся сделать больше. Свободный человек уже сделал свой выбор и потому не мечется от одной компании к другой, от одного дела к другому. Только зависимости могут стать оковами. Поэтому определи для себя:
— что такое твоя свобода?
Выписавшись о смысле свободы, ты поймёшь, что является для тебя оковами. Любые оковы сформированы в твоей голове, твоим образом мысли. Освободиться от них не просто, но возможно.
Для начала необходимо хорошенько познакомиться с самим собой, да-да — узнать себя, понять свои помыслы, желания, понять своё окружение, взаимоотношения и поставить жизненные цели. Без всего этого ты будто есть и, одновременно, тебя будто нет. Потому как, не поняв «кто ты есть», не получится сформулировать «для чего ты». Десятки примеров моих учеников, получивших удивления всего лишь первых уроков, подвели меня к выводам — даже взрослые люди, достигшие зрелости, в 80% случаев не знают ничего о себе. Кто ты — потенциальный левша или правша (это не зависит от того, какой рукой тебя приучили писать!)? Кто ты по темпераменту, по психофизическим особенностям? Как только приходит осознание себя — начинаются яркие открытия собственных возможностей.
Как-то, в начале 90-х годов, испытывая большие жизненные трудности, я взяла чистый листок и нарисовала на нём две точки: одну внизу и вторую вверху листка. Прочертила между ними линию. Нижнюю обозначила датой предстоящего дня, а над верхней надписала какой-то далёкий для меня год. Затем разделила линию на отрезки по оставшимся между ними годам. Внизу записала — что я имею к этому моменту. А вверху справа сделала записи — что я хотела бы иметь, представив себя проснувшейся в свой далёкий-далёкий день рождения в какой-то далёкой стране, в небольшом городке на берегу Средиземного моря. Представила, что меня поздравили мои родные и друзья. И я произношу им слова благодарности, перечисляя свои успехи… Воображение сработало, всё оказалось настолько действенным, что в реальности, когда стала жить в небольшой деревеньке на берегу Средиземного моря, я осознала — все наши планы сбываются. Главное — вовремя сформулировать и верно записать их. А дальше, если ты честен сам с собою, всё сбудется.
Эту технику я предлагаю тебе проделать самостоятельно. Сделай её благодарно, благословенно и осмысленно.
Итак:
Мне_______ лет (не сейчас, а когда в далёком-далёком возрасте ты проснулся утром в день своего рождения в том желаемом месте, в котором мечтаешь жить).
Опиши свои достижения по пунктам 1,2,3,4,5…:
Опиши чувства, которые испытываешь, осознавая, что добился этого:
Опиши — в каком населённом пункте ты живёшь:
Опиши, в каком месте проходит твоя жизнь:
Опиши — кто тебя окружают:
К чему ты стремишься:
Проанализируй и запиши — сколько лет тебе понадобится, чтобы достичь каждую из своих вершин:
Сколько твоих детей тебя окружают:
Каков возраст твоих детей в твою самую высокую дату:
Какие чувства ты сейчас испытал, осознавая возраст своих детей (возможно, будущих):
Что ж, а теперь пришло время пошагово описать на шкале, начиная с точки «А», поднимаясь к точке «Б», по годам: в каком году тебе необходимо начать двигаться к выполнению пунктов 1, 2, 3, 4, 5, включая получение образования, учёной степени (если задумываешь её), публикаций, встречи с «судьбой», свадьбы, годы рождения детей и т.п.:
Скорее всего, этого места тебе уже может не хватить. Поэтому я приготовила для Чек-лист, который находится во втором разделе этой книги. Прописав все параметры поставленных перед тобой вопросов, тебе может раскрыться книга твоей жизни, где ты — главный герой. Конечно можно скептически, с юмором, как к шутке, отнестись к этому сценарию жизни. Но в каждой шутке — место нешуточному зерну истины. И поверь, эта схема, этот сценарий и есть часть матрицы твоей жизни. Продумав её тщательно, тебе не придётся скитаться в поисках смысла жизни и определении её цели.
Потому предлагаю обратить внимание на сходство формирования сценария твоей жизни и жизней твоих будущих героев. Стало страшно? Не без этого! Ведь, возможно, так и формируется честность перед самим собой, искренность и ответственность за свои поступки, за каждый собственный шаг.
Запомни, что самый главный писательский инструмент — воображение. Представляя что-то, учись видеть изображаемую картинку в деталях, в соотношении с окружением, природой, гаммой чувств, переживаний, запахов и цвета.
Я составила для тебя таблицы «Сценарий твоей жизни» и «Сценарий жизни твоего литературного героя». Они размещены во втором разделе книги с названием, как я уже выше упомянула, «ЧЕК-ЛИСТЫ». Заполнение их поможет тебе во многом.
Глава 3. Жанр твоей книги
Вопросы-вопросы-вопросы…
Когда-то меня терзало множество вопросов, и чем явственнее проступали ответы, вопросов становилось больше и больше. Казалось, им нет конца. Они будто оживали и наступали на меня со всех сторон. Но спустя три-четыре десятилетия, вопросы стали убывать, будто пошли на попятную. И я поняла, если ты хочешь научиться разбираться в жизни, тебе необходимо научиться искать вопросы и отвечать на них. Существует глобальный массив вопросов, которые нужно усвоить, переварить, осознать. Среди них главные и второстепенные, сложные и простые. А за массивом ответов чистое поле, которое ты засееваешь своими ответами. Что прорастёт на этом поле — зависит исключительно от тебя. Но вопросы не кончаются, они уходят вначале внутрь тебя, затем вглубь истории, а после — вширь, вдаль, вперёд, вверх и вниз… по траектории жизни, по широким дорогам и узким тропинкам в тот мир, который ты сам создаёшь сначала в своей голове, а после он становится твоей реальностью. И выбор плоскости для всех вопросов — исключительно твой выбор.
Выработай привычку — каждый день задавать себе хотя бы один масштабный вопрос. И обязательно представляй его и ответ на него, словно ты смотришь кино о себе, будто читаешь книгу о себе — том, который перевоплощается в своих героев. Наступит время, когда ты вычерпаешь вопросы о себе и перейдёшь на следующий этап — вопросов о мире, его истории, его ценностях, а после придут вопросы соотношения тебя и мироустройства.
Если ты уже решил написать книгу, ты должен быть наполнен до краёв тем, о чём хочешь поведать миру. Эта наполненность не появляется ниоткуда. Ох, как заблуждаются считающие себя самобытными от рождения, могущими и даже всемогущими. Амбиции ещё никому не мешали делать открытия, совершать невозможное, но… Я — за разумные амбиции. И следующий вопрос, помогающий тебе раскрыть себя:
— о чём будет твоя книга?
В этом ответе — выбор назначения, выбор направления, выбор темы. Тем в твоём окружении огромное множество — ими могут стать любые зацепки твоего взгляда. Выбор может оказаться сложным, но только в том случае, если ты его придумываешь. Придумки уводят в мир фэнтези, в мир нереальных событий. И тех, кому хочется плыть по этой реке — нужно полностью отдаться своим фантазиям. Но помни, что самая качественная фантазийная литература была у тех, кто хорошо знал законы физики, математики, астрономии, механики и прочих «чудес».
Я же предлагаю тебе описывать то, что ты умеешь делать лучше всех уже сегодня, или то, благодаря чему ты смог подняться на вершину своего профессионализма, то, что дало тебе успех, устойчивое положение в жизненном пространстве. Вспомни — как тернист был твой путь к этому восхождению, но ты преодолел всё, и готов делиться полученным опытом. Это он, твой опыт, выплёскивается, поэтому в тебе уже не осталось сил сдерживать эту мощь впечатлений. Именно поэтому ты решил написать свою книгу. Итак — «о чём твоя книга» ты написал.
И самое время понять:
— кто и каков главный герой твоей книги?
Без сомнения, твой герой — это часть тебя. Но случаются порой ситуации, когда ты реальный не «совпадаешь» с воплощаемым героем, да и не очень хочется рассказывать о некоторых событиях, параллеля их, соотнося с собой, своею жизнью. Где-то казалось, что ты выглядел как-то не впечатляюще, где-то, прямо скажем, смалодушничал, а где-то и вовсе таких дров наломал… Что делать в такой ситуации? Не каждый решится писать о себе неприглядное в первом лице. И всё же однозначного ответа нет. Более широко я раскрою эту тему немного погодя. А от ответа на этот вопрос зависит жанр твоей книги. Потому и поговорим о жанрах.
Деление всего в мире на виды и подвиды необходимо для структурирования жизненных процессов. Для этого ты должен знать, подобно Илье Муромцу, — по какой дороге идти. Невозможно идти сразу по двум дорогам. Виртуально — да, в реалии — нет. Есть люди в нашем мультисессионном времени, которые одновременно могут создавать два направления, но для этого твой мозг должен работать по-особому. Пока предлагаю не создавать самому себе сложностей и выбрать один путь. Что же это за дорога? Для начала выбора пути помни ещё об одном важном аспекте: автор в литературе не может существовать сам по себе. Автора можно назвать состоявшимся, когда у него есть читатель. Потому литературу мы с тобой будем рассматривать с нескольких сторон. Первая сторона внешняя — с позиций:
— автора, желающего запечатлеть своё слово в книжном пространстве;
— читателя, который проявляет интерес к одному писанию и отворачивается от другого;
— критика, которого я бы назвала «талантливым читателем».
Разберём каждую составляющую. Без автора, то есть без тебя читателю и критику будет нечего делать. Ты для них — пища. И тот, и другой будут накидываться на твоё чтиво или обходить его стороной. Для этого нужно понять и читателя, и критика. Прочувствуй их потребности в себе. И осознай, что «литература — как позиция» важна.
Но не менее литература важна со второй стороны — как процесс, в котором и рядом с которым существуют течения, надстройки, условности и реалии.
И без этого писателю современности сложно обойтись.
Мы уже не те пещерные люди, среди которых шедевром признавался отпечаток ладони. Хотя, чтобы испытать восторг, представив себя тем самым пещерным человеком, впервые увидевшим повторение (продление) себя в рисунке — попробуй. И первое, что ты должен осознать и принять — любой твой след сегодня способна смыть самая незаметная уборщица или робот-пылесос.
Помни также и о том, что кажущийся твоим отпечаток ладони уже до тебя мог оставить кто-то другой. При этом твой перфекционизм может сыграть с тобой злую игру, втрамбовывая тебя в неудовлетворённость, в эгоистичное желание — непременно оказаться на пьедестале. Ты делишься своим опытом — это самое ценное для человечества. Никто другой никогда, слышишь, никогда не поделится твоим опытом. Если, читая эти строки, ты немного разозлился — это замечательно. Во-первых, значит, ты умеешь чувствовать. Во-вторых, запомни это состояние творческой раздражённости: оно тебе ещё пригодится.
Но давай, возвращаясь непосредственно к разговору о жанрах, немного углубимся в недалёкое прошлое, в занимательной форме, которой я продолжаю будить твою фантазию.
Из школьной программы, возможно, тебе помнится материал, где литературные жанры делились на:
— эпические
— лирические
— драматические
— лироэпические
В этом курсе мы отложим в сторону всё, что касается лирики и драматургии. И у нас останется одно литературное многожанровое направление — эпос. Но и оно имеет разветвления. А нас может интересовать в этом многообразии именно «повествование».
В самых исторически-далёких от нас славяно-русских повествованиях, в описаниях, например подвигов и перемещений славянских племён периодов VI—VIII веков, например, автор описывал походы, победы, воспетые в «песнях». Слово «песни» взято в кавычки, так как это не те песни в современном понимании, а сказания, преподнесённые в форме грамотно сложенных текстов. Это были истории-воспоминания о каком-то историческом событии, где переплетались миф и сказ. С тех давних времён повествование претерпело изменения литературно-эстетических традиций в сторону классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, соцреализма, модернизма, и ныне оно находится в оболочке так называемых традиций постмодернизма.
Писателю-историку, фантасту, документалисту для правдивого изображения действительности необходимо досконально изучить описываемую эпоху. Без поклонения традициям художник не изобразит достоверную картину. Традиция подобна фундаменту, на котором держится основание любого стоящего дела или направления. Традиции в литературе касаются преподнесения слова, формы и содержания в контексте эпохи.
Каждая ступень изменения традиций, стилей и методов работы со словом привносила своё. Под «словом» давай договоримся понимать контекст (оболочку для текста), который, в свою очередь, может быть творческим и нетворческим. Попробуем рассматривать оба контекста. Но следует провести между ними грань, где под творческим контекстом будем подразумевать тонкую, еле ощутимую прослойку между «нетворчеством» бытовых нужд и реальными проблемами. Творческий контекст — это тот воздух, который тянется тонким шлейфом после прочтения какой-либо книги. Это то еле ощутимое послевкусие от слов и смыслов после прочтения. Это тот яд, которым ты отравлен и потому находишься в муках от постижения какой-то важной для тебя истины.
Исторически, какие только преображения в разных литературных течениях не происходили со словом. Слово растягивали, украшали, сжимали, возвеличивали, преуменьшали, его делили, кромсали, подкидывали, облегчали и отяжеляли, калькировали, сминали, прятали… Что же осталось периоду постмодернизма? Уничтожить? Отчасти и это уже произошло. Замена слов знаками, схемами, звуками, символами, кодами уже вершилась в периоды символизма, модернизма. В событиях, когда над словом произошла масса возможных действий, сложно изобрести новую метаморфозу. Но новейшее историческое время, технотронные подсказки могут вывести на новые тропы, в новые жанры и новые переплетения. Возможно, именно в твоих силах это новое явить свету.
А я в данный момент всего лишь хочу провести игровое сопоставление литературы с природными процессами. Возможно, так картинно, тебе будет легче отследить параллели и соотношения в жанровом многообразии, а заодно ещё раз потренируем твоё воображение.
Представь жанры подразделами мирового пространства, которое соотносится с природой: миром животных, растений, сушей, водоёмами, космосом, недрами и человеком.
Подобные сравнения — всего лишь моя фантазия. Но ею предлагаю пробудить и твою.
Поясню своё видение жанровых особенностей каждой проекции мира, где:
— Животный мир рассматриваю, как Non-fiction
— Растительный мир, как Публицистику
— Сушу — как Техническую, методологическую, правоустанавливающую литературу
— Водоёмы — Деловая литература. Критика
— Атмосфера — Поэзия
— Космос — Детская литература
— Недра — Философская и научная литература. Фантастика
— Человек — Художественная литература (fiction)
А теперь дам разъяснения по каждому «миру» в отдельности.
Non-fiction — это богатый мир опыта, в котором есть «сегодня и сейчас», построенное на «вчера». Здесь нет заглядываний в будущее, разве только намёки. Но главное — опыт, которым хочется делиться. Терминологическая справка: «Non-fiction — это документальная проза, для которой характерно построение сюжета на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла». Интересное определение данного жанра дано в англо-русском лингвострановедческом словаре «Американа» под редакцией доктора филологических наук, профессора Г.В.Чернова, где рассматривается non-fiction, как «документальный роман («роман-документ», «небеллетристический роман»), изложение реальных общественно-значимых событий средствами художественной литературы — с использованием диалогов, описаний, напряженного развития сюжета…». Но некоторые критики считают соотнесение жанра non-fiction с «документальной прозой» лишь косвенно относящимся к документальному повествованию.
Публицистика — на этой территории произрастает твоё мировоззрение из зёрен, которые твои предки, твоё окружение или ты сам посадил. Это — твои устремления, твои не приукрашенные взаимоотношения с миром в сегодняшнем дне. Слово «публицистика» произошло от латинского «publicus» — общественный, а следовательно, это род произведений, преподносящих актуальные явления и проблемы жизни современного общества.
Техническая, методологическая, юридическая, психологическая и методическая литература — это почва для человеческой устойчивости. В этом мире всё просто для профессионалов, ведь только они могут объяснить окружению на доступном языке процессы и механизмы взаимодействий.
Это род произведений, связанных с аргументацией деятельности, побуждениями к выбору решения.
Деловая литература — подобно проложенному руслу реки, ведущей к океану, выстраиваются взаимоотношения в построениях путей, в структурах. Эти макеты — основы форм жизни, в квадратах, треугольниках и кругах которой взаимодействуют инструменты и механизмы в руках человека.
Иными словами, это род литературы об организации эффективных взаимоотношений.
Поэзия — это не рифмованные строчки, нет, это мир спрессованных смыслов. Это формула слезы и радости. Это то, что не называется, но ощущается на кончиках пальцев, на цыпочках, сквозь полотно, сквозь туман и солнечные лучи.
Поэзия — особая организация художественной речи, передающая лирические настрои в отражённой действительности.
Детская литература — загадочный безграничный мир, близкий и далёкий, тихий и громкий, в нём множество ярких красок и добрых звуков.
Это литература для детей, которая помогает решить с помощью художественно созданных образов задачи воспитательного и образовательного характера.
Научно-фантастическая литература — теории познания мира и Вселенной, законов взаимодействия больших и малых частиц, описания, зарождения процесса и его развития. Глубина и высота, ширина и масса.
Это литература для широкого круга читателей, в основе которой вымысел из области науки о влиянии научного, технического и иного прогресса на человечество, и личность в отдельности.
Художественная литература — мир взаимоотношений человека со всем, что его окружает. Истории от первого и третьего лица, глаза в глаза и взгляд со стороны. Это мир выяснений, прояснений, озарений, потрясений и описаний, где выводы делает читатель, а тебе надо лишь художественно преподнести этот мир на ладони.
Это вид искусства, наравне с музыкой, изобразительным искусством, но имеющий для выражения единственный инструмент — слово. С помощью конструкций естественного языка и художественного вымысла, художественная литература создаёт мир человеческих преображений.
Из этих примеров ты можешь выбрать наиболее близкий для тебя жанр. У каждого жанра есть свои особенности, которые повлияют на структуру книги, на форму преподнесения материала и саму фигуру главного действующего лица.
Но вначале обрати внимание на общность между всеми жанрами. Объединяет их слово «взаимодействие», и спрятанные за ним смыслы. Мы, человеки, взаимодействуем с миром. Мы с тобой относимся к человеческой категории, и этот мир таким, каким мы его видим, придумали мы сами. Это мы, люди, объяснили самим себе, что есть животные и растения, суша и вода. Это мы придумали. Но в этих придумках, даже разбивая на атомы состав всего, что тебя окружает, ты никогда не сможешь номинально стать животным или растением, камнем или деревом, разве что это доступно твоему воображению. Ему доступно вообще всё, что входит в зону твоего мироощущения, твоих взаимодействий с миром!
Итак, какой мир из вышеперечисленных тебе ближе, и почему? Опиши свой мир.
Расскажи самому себе — в каком мире тебе уютно:
Когда ты определился с жанром своей книги, тебе следует глубже узнать его особенности. Каждый жанр имеет свои законы повествования, где меняются местами средства выразительности и стиль изложения. Негоже ведь научным стилем подавать произведение для детей или художественным стилем украшать методологическое произведение. И опять я делаю оговорку: контекст нашего времени многообразен в комбинировании различных приёмов, поэтому не бойся экспериментов. Разумных, конечно. Но, возможно, именно в этом поле деятельности ты изобретёшь новый жанр, подобно тому, как non-fiction незаметно прокрался в литературу и смело занял ведущие читательские позиции начала XXI столетия.
Для примера открытия нового жанра: современные издательства открывают свои двери писателям, ведущим вебинарные интернет-встречи, за контентом которых высвечиваются востребованные тем, позволяющие современному человеку быстро, ёмко получить важную информацию, примерить на себя, развить в себе для получения необходимых ему навыков. Такая книга-вебинар будет на книжных полках популярной, востребованной.
Или. Книга опыта побед — тот самый продукт, благодаря которому современный деловой человек становится не только передатчиком для окружения, но в первую очередь, помогает самому себе избавиться от спрессованного груза опыта, полученных умений, сбрасывая их как старую кожу для заполнения высвободившегося пространства новыми знаниями.
Почувствуй пульс жизни развития нового общества, благодаря современным технологиям. Прими в себя то, что тебя наполнит для продвижения вперёд, к твоим главным жизненным намерениям.
Эпоха блокчейна, которая ворвалась в наш мир в конце первого десятилетия XXI столетия, способна перевернуть понимание литературы и её жанров. Печатная книга, как вид продукции, никуда не уходит, но над ней давно начался процесс трансформации. Во что он выльется, что станет тем преобразующим продуктом — покажет время. Но, возможно, блокчейн позволит ей закрепиться в истории, как источнику сведений, информации в трансформирующемся сознании человека, а распределённые реестры заменят тиражи. Останется неизменным желание людей передавать друг другу наработанный опыт, то есть содержание — то, что остаётся главным двигателем процессов. На сторону литературной епархии, формируя новое понимание литературы, выйдут новые ощущения, новые цепочки взаимодействий, креплением между которыми, вероятно, станут виртуальные отношения в виде распределённых реестров, баз данных для литературы, формируя новое понимание жанров и взаимоотношений вокруг них.
Глава 4. Название книги. Об авторе
Что такое «название книги»? Что такое в общем смысле «название»? Почему нельзя обойтись без него? Какие проблемы решает название? Каким названиям не стоит уделять внимание в работе над книгой?
Прежде всего, название нужно для идентификации. Это мог бы быть и обычный инвентарный номер. Но лицо за инвентарным номером не видно, кроме как поёживающее ощущение — за номером на лацкане, запястье руки, на бирке на пальце ноги… Название — это смыслы, указывающие путь. Помни об этом. Названием своей книги ты открываешь или, наоборот, закрываешь двери к читателю. Научись предвидеть на шаг вперёд ощущения читателя от прочитанного названия. Например, вот тебе даны названия:
— «Я свет меняю на фонарь»
— «Зануда»
— «Скучно жить просто»
Давай потренируемся делать этот шаг — за тыльную сторону названия.
Итак, «превратись» в название «Я свет меняю на фонарь». Стань на несколько минут этим названием, ощути на себе его характер и то, что может стоять за этим характером. Вначале обрати внимание на отрицательные стороны, посмотри критически на название, а затем найди положительное. Такое поочерёдное «купание» то в горячей, то в холодной воде, будто закаляет тебя в восприятиях. Напиши свои ощущения: о чем может быть книга с таким названием?
Лирическое, почти поэтическое название тянет в сторону книги стихотворений, детства, юности, либо размышлений о жизни поэта. Очень личностное, поскольку в названии задействовано личное местоимение «я». Смысловая составляющая завораживает и интригует: что будет «замешано» в этом букете: естество, переживания, чувства, откровения? Обрати внимание на ритмику названия, её можно чётче уловить, когда проговариваешь название вслух. Ритмика этого варианта музыкальна, будто качели раскачиваются. Советую чаще проговаривать вслух всё написанное тобою (не только названия), так формируется восприятие текста как бы со стороны, извне, легче улавливаются недочёты и формируется твой авторский «шаг». Но в стиле названия присутствует мужская подача, и это легко понять после прочтения предложенного названия вслух.
За оголённостью названия «Зануда» у читателя может возникнуть притягивающий его интерес вопрос «ну-ка, что там за зануда?». Созданная небольшая интрига привлекает внимание. Учесть нужно лишь то, что найти в современном мире название книги в одно слово становится уже маловероятным в том, что до вас уже это название не было кем-либо использовано. И, действительно, набранное в поисковой системе «зануда и книга» выдало 3 000 000 ссылок.
Даже если прямых ссылок, как например, на название «Скучно жить просто», не нашлось — есть над чем задуматься. Название книги не должно оголять содержимое настолько, чтобы читатель воспринял его, как что-то устоявшееся или назидательное.
Продумывая название книги в самом начале работы, ты повысишь качество своих устремлений. Название подобно флагу, стержню, вершине. К нему, в него стекается основная идея произведения. Поэтому, отталкиваясь от задумки произведения, необходимо составить список рабочих названий. Пусть это будет схоже с неказистым сваливанием в одну кучу самых нелепых заголовков.
Допустим, для примера, наша идея — написать произведение, как пособие для начинающих миллионеров. С жанром пока определённость только в намётках, как non-fiction, но хочется что-то приукрасить художественно, а где-то и придумать, поэтому названия прописываем в двух колонках — для художественного произведения и произведения non-fiction (будем использовать и русское его написание, как «нон-фикшн»):
Название позволяет читателю с ходу понять — что его ожидает. Можно, конечно, назвать книгу отвлечённо, но привлекательно. Дизайнерская подача названия, например, английскими буквами в названии или перевёрнутыми литерами, возможно, найдёт отклик в «оригинальном» читателе. Хотя, и художественно, это может быть оправдано.
Рассчитывай и на то, чтобы твою книгу можно было легко найти в интернете. Поэтому стоит не полениться и загуглить придуманное название во избежание «названий-двойников» и иной путаницы. Всегда старайся избегать двузначности! Таким образом, обратившись к придуманным выше, находим, что название «Ты — миллионер» уже существует (книга опытного бизнесмена А. Гольденберга), а также книга с одноименным названием Джея Либолда. Как и повторяющееся название книги «Любовь к трём миллионам» (О. Хмельницкая). К тому же отсылка (аллюзия) к широко известному произведению Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам» или пелевинскому «Любовь к трём цукербринам» скорее, найдёт среди читателей негатив восприятия твоего произведения от схожести в названиях при первом приближении к книге.
Практика показывает, что за период написания книги название может измениться, и порой до неузнаваемости. Поэтому первое название можете обозначить «рабочим».
Название необходимо для чёткой установки в направлении идеи твоей книги.
Анализ литературных названий, используемых с древних времён, привёл меня к следующим выводам: современное название уже сложно поднести даже двумя зависимыми напрямую словами, так как на подобное в истории литературы ты тоже наверняка натолкнёшься. Но ты же единственный и неповторимый, поэтому продли себя, соверши эту неповторимость и в названии.
Название должно не только отражать суть книги, но и выполнять негласную коммуникацию с читателем. Читатель из тысяч книг должен захотеть взять в руки именно твою. А её имя — её название, её «лицо» должно вызвать у читателя желание познакомиться с этим именем. Здесь ты должен задуматься над тем, каков он — твой читатель. Но прежде задумайся над тем — каким тебя встретит читатель.
Потому и само представление автора может, порой, сыграть злую шутку. Благозвучность имени в публичном пространстве имеет важное значение. К тому же, на территории распространения вашей книги ваше имя может либо заиграть яркими бликами, либо потускнеть.
Сочетание имени, фамилии и названия тоже сказывается на имидже. Поэтому авторы используют псевдонимы, которыми отгораживают себя творческого от себя реального. Есть в этом некие культурологические минусы. Но смысловая составляющая сочетания имени, фамилии и названия должны учитываться.
Неутешительные выводы следуют за примерами:
Лев Бубликов «Философия времён»
Анастасия Клёпкина «Цари науки»
Клеопатра Рёвина «Спецназ»
Наша современность диктует и некое обезличивание. Автор становится не столько интересен и важен, сколько информация, которую он несёт.
А та часть, которая касается описания «об авторе» должна кратко, отточенно, в одном-двух предложениях передать самую суть твоего авторского лица. Это не совсем биография, но некоторые биографические данные требуются.
Тебе придётся не раз подавать свою биографию. И под разными углами. Поэтому посвяти описанию своей краткой биографии некоторое время:
— твоя краткая биография (1-й вариант)
— твоя краткая биография (2-й вариант)
Это не должна быть биография о том, как и когда ты пошёл в первый класс, или поступил в институт. Это должны быть самые весомые сведения о тебе.
Один ученик, несколько дней размышляя над своей краткой биографией, написал следующее: «Жил и живу, и буду жить». Чувствую, как тронула его тема биографии, в которой за его молодыми годами он почувствовал, что ещё вроде как ничего не сделано. Но каждый где-то родился, и, вероятно есть у каждого факт из биографии, подтолкнувший к написанию книги. Не говоря уже о тех, кому уже сделаны несколько творческих инъекций в виде курсов, школ, мастерских.
Читателю важнее не «кто ты», а «какой ты». Сторона твоего духовного мира является сцепкой между тобой и пространством. И, продолжая разговор об информационном назначении книги и формировании названия, учитывай и тот факт, что современные издательства, приобретая права у автора, продвигают не самого автора, а его труд. Становится важным не «кто ты», а «какой ты», «что ты сделал». Так подошло время для ещё одного вопроса (но подобный вопрос уже был!). Ответь ещё раз на него:
— каков ты?
Этот вопрос переводит тебя на следующий этап создания книги. В нём ты перевернёшь страницу с названием, но необходимо выяснить — чем ты будешь интересен читателю.
Глава 5. Целевая аудитория
Займемся сегодня вопросами читательского восприятия. Уже предвижу твоё возмущённое ёрзанье — «вот уже пятая глава, а мы ещё не написали ни строчки самой книги». Во-первых, первое предложение с записанным тобою желанием уже есть. А во-вторых: где ты видел, чтобы здание строилось без чертежа, без макета, без расчётов? Слепить мазанку из глины да за одну ночь можно. Но крыша над головой вскоре начнёт протекать, и теснота сгорбит твои сдавленные ощущения от жизни. Поэтому подобно профессиональному портному или высококлассному архитектору — мерим, кроим, чертим, оттачиваем. И сегодня куда более важно понять — для кого ты создаёшь книгу.
Итак, целевая аудитория.
Целевую аудиторию твоей ещё не написанной книги необходимо определить до начала основных записей, а затем чётко представлять её во время написания. Ты именно с ними, своей аудиторией, должен научиться вести диалог. К ним ты направляешь свой опыт. Им ты пересказываешь свою книгу. И от них после выхода книги будешь ждать отзывы, обратную связь.
Здесь вступают в силу метафизические законы: книги ещё нет, но ты о ней целенаправленно думаешь, расчищая в пространстве энергий место для её жизни. Окружаешь её всеми необходимыми атрибутами: читателями, её внешней подачей в среде профессионалов (логлайн, аннотация, синопсис, о которых мы будем говорить дальше), внешним видом (обложкой).
Необходимо понять — чем книга будет интересна твоей аудитории? Поищи ответ на этот вопрос.
— кто входит в твою целевую аудиторию?
— портрет твоей целевой аудитории:
— чем книга будет интересна твоим читателям?
Прописывая «чем может быть интересен моему читателю роман для подростков «Мулета для скрипки», мне пришлось вспомнить всех, кого бы эта книга могла заинтересовать. А уже после предстояло выбирать по принципу большинства. И выглядели эти продумывания следующим образом (надо сказать, здесь представлена лишь вторая часть моей размышлений над целевой аудитории; первая часть где-то затерялась в архивных папках). И, кстати, этот факт тоже возьми себе на заметку — лучше с самого начала раскладывать все необходимые материалы в одну папку. А если это записки на салфетках или, возможно, туалетной бумаге, на которой ты делаешь почеркушки — приспособь и им заветный сундучок. Смеюсь, конечно, но кто знает «из какого сора…».
Вот какой я увидела аудиторию для своей книги «Мулета для скрипки»:
Подросткам — книга не навязывает, а рассказывает и показывает жизнь твоей среды, твоих сверстников. Подобные события могут произойти и с тобой, ведь тебе хочется со стороны увидеть себя, своих друзей, и разобраться — кто из них всё-таки не друг, а приятель, и почему так происходит. А ещё здесь говорится о любви, первой настоящей, и о влюблённости, из-за которой делаешь ошибки, а потом жить тошно.
Выпускникам школ — накануне выхода в большую жизнь каждый хочет стать чем-то или кем-то, кто-то уже просчитал свою жизнь лет на сто вперёд, а у кого-то и «камень не валялся»; книга «Мулета для скрипки» может стать определителем твоей взрослости, в ней прописаны все человеческие добродетели и качества: чем больше ты найдёшь их, тем увереннее можешь идти в жизнь — о многом этой книгой ты предупреждён.
Родителям подростков — если вы стали родителями осознанно, то, возможно, эта книга не для вас — вы и так всё сами знаете. А вот в другом случае… Посмотрите ещё раз на себя со стороны. Не думайте, что если вы взрослые, значит, каждый ваш шаг правильный. Эта книга показывает, как стать другом своему отпрыску, как жизнь прожить так, чтобы каждый вечер заканчивался для всех хорошим настроением. Тогда из вечеров сложится жизнь. А она тоже имеет свойство заканчиваться.
Учителям — уже давно известно, что те, кто учат, делятся на преподавателей и учителей. Преподаватель — замотан делами, бытом, для него уроки — работа, дающая доход. Учитель, педагог — своим примером учит не только предмету, но и выходу в жизнь. Годы перемен конца XX века дали целую плеяду преподавателей, потому всё чаще можно услышать от учеников негатив в сторону старших. Книга не умствует, не нравоучает, она показывает — к чему ведёт дорога преподавателя и куда может вывести дорога учителя.
Бабушкам, имеющим внуков и внучек — любовью своей к внукам и внучкам можно достучаться до их понимания мира. Вы можете делать в воспитании некоторые коррективы, — так почему бы этим не воспользоваться. В книге «Мулета для скрипки» есть много моментов, которые можно вам вместе обсудить, вспомнить и рассказать свои жизненные примеры.
Отцам-бизнесменам — в обеспечении семьи, в круглосуточной работе порой упускается из виду самое главное. И не замечаешь, как сын стал ходить, потом пошёл в школу, потом получил паспорт. Это вехи. Но между ними — жизнь с ежедневным взглядом отца и сына, словом, брошенным или услышанным. Книга «Мулета для скрипки» рассказывает о семье бизнесмена, который вовремя оглянулся на сына, и понял не его прихоть, а его чувства. Учитесь чувствовать вместе с «Мулетой».
Матерям-домохозяйкам — современные матери-домохозяйки уже давно переквалифицировались в активных любительниц культуры, искусства. Они ходят на курсы коучей, художников и т. п. И узнавание жизни своего растущего чада им более понятно, чем мужьям, которые чаще отсутствуют из-за своей занятости. Как не потерять то, что ещё пока не потеряно, как вернуть то, что уже потеряно — расскажет «Мулета…». Читать и обсуждать поступки героев: в таком режиме, и в своей жизни многое прояснится.
Работающим матерям-одиночкам — спешка, временной цейтнот, обеспечение быта от минимума до максимума — всё лежит на её плечах. «Что вы?! Когда мне найти время?! Выспаться бы… А вы говорите — прочитать книгу?!». Но остановку сделать надо, пока не поздно. Пока не случилось самого страшного. За правило — вечер проводить с ребёнком, за чтением, возможно и обсуждением, например, «Мулеты для скрипки».
Про любовь подростков будет интересно читать и тем, кому ещё лет 11 с небольшим. Но только — тссс! — читать по секрету, втайне от взрослых… С ними можно будет потом, когда они сами повзрослеют, это обсудить.
Директорам школ и завучам — система, свод правил, обилие заполняемых документов никогда не смогут стать противовесом жизнедеятельности. А в ней: процессы движения, поиски смыслов жизни, рост преступности, планёрки, отчитывания на коврах и на общем собрании, конфликты с учениками, родителями, давления сверху и планы-планы… Прочитайте «Мулету для скрипки», посмотрите на себя со стороны, и станет многое по своим местам. В романе представлены все человеческие добродетели. Применить на себе каждое — нескольких жизней не хватит. Внимательное прочтение может сделать замену этим реальным переживаниям. Читайте и обсуждайте с педагогами и учениками.
Музыкантам-профессионалам — история с музыкальной фамилией, описанная в романе «Мулета для скрипки», отбрасывает во времена Екатерины II. Вся книга пропитана музыкой. Её звуки исходят от скрипки, от классических произведений Вивальди, Бизе. От музыки иллюзий, навеянных образом тореадора, машущего мулетой перед разъярённым быком подобно тому, как жизнь дразнит и манит туда, где ярко, но после — неоправданно больно.
Бардам — связь с гитарной песней в романе «Мулета для скрипки» дана точечно, в эпизоде бардовского фестиваля, на который едет весь класс вместе с учительницей и двумя родителями. Что способна сделать стоящая песня с душой человека? Уравновесить, гармонизировать. Ведь назначение звука — дать эстетическое наслаждение. Уровень эстетики людей зависит от многих факторов — от образования, воспитания, мировоззрения. Эстетика настоящей бардовской песни — это не три аккорда, это музыка сфер, музыка жизни, выводы из которой лежат на поверхности.
Психологам, коучам, культурологам — темы взаимоотношений в литературе уже в 60-е годы были положены в основу разработки психоаналитических процессов. Вспахано ли всё поле отношений? Психология индивида, психология межличностных отношений в группах, когнитивный диссонанс, переоценка ценностей, формирование идей и соматика эмоциональных реакций — всё это в достаточном объёме представлено в романе «Мулета для скрипки». Параллели вертикальные и горизонтальные дают широкую картину не только подросткового мира. Автор романа охватил так же широкий спектр человеческих добродетелей и пороков. Автор так же смеет претендовать на наличие суггестивных значений текста.
Школьным учителям — всё самое дорогое, что было связано со школьными годами, отображается рисунком романа «Мулета для скрипки». Это не автобиографический роман, а художественный вымысел, в основе которого лежит собирательный личный опыт. Есть в каждом герое отголоски былого — в именах, в жестах, поступках. И есть — музыка, любовью к которой наградили меня тоже мои дорогие учителя.
Учащимся и студентам — автор романа тоже когда-то был подростком. Я сидела почти все школьные годы, неизменно, на первом ряду, за предпоследней партой, ближе к проходу, а у окна сидела моя подружка. В романе нет моего прототипа, как нет прототипов и других знакомцев. Но есть черты, взгляды, имена дорогих мне людей. Роман не поучает, он рассказывает одну из историй, в которой переданы все человеческие добродетели и недостатки. Буду рада, если по приезду в родную школу, я встречусь с вами, как с читателями произведений, в которых мы с вами пересечёмся интересами.
Моим соклассникам — мы были другими. Я помню, как эту фразу говорили мои родители о моём поколении. Теперь уверена — наши внуки будут так же говорить своим детям. Но, согласитесь, мы всё равно все одинаковые. И проблемы наши, и вопросы — одни и те же. Возможно, с несколько другим колором, другими техническими атрибутами. Но никакая техника не может повлиять на человеческие отношения, и те качества, которые сформированы ещё Аристотелем. Мы не другие. Просто наша жизнь уже под горку, и всё внимание им — нашим последователям. Я посвящаю этот роман моему поколению, несмотря ни на что. Это — вам.
Творческим людям — в творчестве нет оглядывания назад, потому как им движет могучая сила. Оно — колесо, которое вначале туго, с откатом продавливает верхний слой земли, пока катишь этот воз вверх. И если докатил (ся), дотянул (ся) — с горки — йеееху! — не успеть уже, оно само дальше. И вы меня понимаете, творческие люди. Здоровья вам и умения видеть такого же человека, как вы — рядом. Возможно, об этом роман «Мулета для скрипки».
Итак:
— чем твоя книга будет интересна твоей целевой аудитории?
— почему твоя аудитория заинтересуется именно твоей книгой, а не тысячью других на эту же тему?
И, наконец:
— какое важное решение, выводы может сделать твоя целевая аудитория, благодаря твоей книге?
Встань в позицию читателя своей книги. Посмотри на содержание глазами тех, кому посвящаешь свои измышления. Из ответов на все поставленные вопросы у тебя сформируется портрет твоей аудитории.
Полюбуйся особенностями, чертами своей целевой аудитории. Научись предвидеть и тех, кому она будет не интересна. Опиши её так, как будто это твой самый дорогой человек, которому ты доверяешь свои взгляды. Так ты прокладываешь дорогу к своему читателю, определяешь степень доверия к нему, расчищаешь поле для собственной мысли, открываешь путь своей книге.
Семейные или холостые люди, женщины и мужчины, их возраст, характер, образование, профессии, привычки, желания — пусть всё идёт в ход описания.
Книга будет интересна тем, кого ты с интересом описываешь, притягивая в свой круг.
— итак, твоя целевая аудитория:
Глава 6. Характер. Критика
Особые люди твоего окружения — твои «талантливые читатели» критики. Они тоже должны войти в твою аудиторию интересов. Благодаря критику твоя книга может быть подхвачена и разрекламирована. Единого института критики уже давно не существует. Но их наличие подобно тайному ордену, сообществу, откуда зоркий взгляд бдит и вершит свой приговор.
Моя специализация на филологическом факультете «литературная критика». Я благодарна своими учителям, признавшим во мне умение видеть глубину. И, скажу честно, многие моих рецензий побаивались. Но. Запомнила я и взяла на всю жизнь за правило: критик не тот, кто жестоко критикует, не оставляя камня на камне, стирая в песок, труху, уничтожая… Критик раскладывает, анализирует, показывает путь. Критик созидает и направляет к усовершенствованию. Для уничтожения существуют другие институты.
Критик помогает улучшить произведение. Он замечает те слабые стороны, которые сам автор может упустить из виду. Поэтому не бойся отдавать произведение на рецензию, доверь её анализу критика.
В названии этой главы я не случайно совместила два разносторонних, на первый взгляд, понятия «Характер и критика». Ты усмиряешь свой характер в сторону добродетелей и, благодаря критике, учишься слушать не только своё кричащее нутро, но получаешь согласование с миром, с контекстом жизни уже не только вокруг себя. Описывая в произведении других персонажей, тебе придётся начать с себя.
Помощником в этом описании может стать материал, который я собрала в таблицу «Добродетельные черты и пороки». Таблица подскажет характеры героев. Но твоя писательская задача не называть черты, а показывать путь их формирования. Основанием для создания данной таблицы послужили труды древних философов, особенно трактатов Аристотеля (384 — 322 годы жизни до н.э.). Со временем многие черты человеческих характеров претерпели изменения. Но не до глубины, а лишь в нюансах. Поэтому, работая над созданием данной таблицы, мне пришлось исследовать эти стороны человеческой сути. Длилось исследование не один год, и даже не одно десятилетие. Путь к каждой добродетели или пороку оказался многогранен, отчего идущий по этому Пути, непременно приходит к тому, что ищет.
В таблице ты увидишь две части, в каждой по две колонки. Первая часть показывает добродетельные человеческие черты и их описания, а вторая часть указывает на пороки, к перечню которых также даны описания.
Таблица размещена в разделе книги «ЧЕК-ЛИСТЫ».
Перечисленные черты на шкале взаимоотношений крайние. Между прощением и местью пролегает целая дорога из гнева, злости, ненависти, возмущения, обиды, сердитости, досады, раздражения, мстительности, оскорблённости, бунтарства, сопротивления, зависти. Чувства, замешанные на эмоциональности, помогут создать общую картину понимания себя, твоего сценария жизни, и конечно, твоих героев.
Но не спеши с выводами о себе, и тем более не отчаивайся, если твой сценарий тебе кажется «не очень», а тем более, если ты видишь в себе «плохого парня».
Только высший разум может внести коррективы в твой сценарий жизни. А человек рядом с тобой лишь предполагает, как, впрочем, и сам ты тоже способен лишь субъективно предполагать. Но помни ещё одну тонкость: для писателя важным качеством является широта амплитуды его восприятия мира. Скучен абсолютно правильный образ, как раздражает и абсолютное отродье.
Итак, уже после знакомства со списком добродетелей и пороков, ответь ещё раз на вопрос:
— каков ты? (обрати внимание, тебе приходится уже третий раз отвечать на один и тот же вопрос — задумайся и над тем, зачем это необходимо).
Глава 7. Аннотация
Доступ к книге проходит не только через название. Читателю часто хочется узнать суть произведения, прежде чем придёт желание погрузиться в чтение. Этому может поспособствовать аннотация.
Аннотация — это краткое ёмкое высказывание о книге, нацеленное на привлечение внимания читателя, критика, продюсера, издателя.
Иное название аннотации — хук. Это своеобразная реклама, по которой будут судить о качестве предлагаемого содержания. В аннотацию закладываются читательские ожидания о типе вашего материала. Читатель через аннотацию настраивается на авторское обещание дать ему необходимую информацию. Потому небрежность в написании аннотации будет воспринята читателем негативно.
Размещается аннотация в выходных данных книги и может дублироваться на заднике обложки.
Ещё одно название аннотации — логлайн. Но оно больше нацелено на драматургическое произведение, хотя суть его остаётся прежней.
Итоговая длина аннотации должна вместиться в итоге в одно-два предложения объёмом не более пятнадцати — двадцати слов без учёта предлогов и союзов. Предваряющее аннотацию предложение, не входящее в рамки названного количества слов, должно содержать информацию о тебе, как авторе, с обозначением фамилии, имени, и о произведении — с названием, местом и периодом написания издания.
Ты скажешь — сложно же написать аннотацию на всё произведение, да ещё и кратко. В то время, как самого произведения ещё, вроде бы нет.
Но это возможно, если действовать по схеме:
«КТО — ЧТО делает — ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ».
В кратком изложении аннотации закладывается смысл всей книги крупным планом, как под увеличительным стеклом.
Написанная тобою аннотация тебе ещё тысячу раз пригодится. Она будет использоваться в выходных данных книги, в так называемых оборотках издательства, на сайте, на обложке, в рекламных буклетах. Она поможет тебе быстро отвечать на вопрос «о чём твоя книга».
В аннотации общая концепция должна быть связана с персонажем/персонажами книги. Здесь, условно, зашифрован смысл явления миру главного героя, и здесь же итог — желание главного героя, ради которого написана эта книга, т. е. «к чему всё это должно привести».
Помни, что в глазах аудитории читателей и в глазах издательства аннотация выглядит абсолютно по-разному.
Читателю через аннотацию важно уловить суть произведения и наложить это на свой интерес: будет ли интересно и увлекательно чтиво?
Издателю и продюсеру будут важны немного другие аспекты, которые, конечно, зависят от множества нюансов. Кто-то будет смотреть на глубину темы, просвечивающую через аннотацию, на её актуальность, на профессионализм, и даже на слог.
Поэтому в подаче аннотации следует искать нечто среднее.
Но в аннотации не следует вдаваться в конкретику, нужно сохранить интригу. В то же время, следует показать цельность истории, говоря исключительно о сюжете. Образ автора в аннотацию вплетать не следует.
Аннотация показывает проблему, с которой сталкивается главный герой.
Соответственно, необходимо в черновике описать эту основную проблему, которую решает главный герой.
Итак, опиши центральную проблему произведения, отвечая на вопрос:
— в чём состоит основная проблема главного героя твоей книги, которую он на протяжение событий книги решает и, возможно, решит?
— КТО (главный герой) в книге — ЧТО делает — ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ?
Можно аннотационное предложение в черновике составить и по другой схеме, начав так:
Эта история про… а дальше укажи пол, возраст, художественный образ главного героя, то есть это и будет ответ на вопрос «КТО?»:
«который хотел…» — дальше покажи цель, необходимость достижения которой понятна не только тебе, как автору, но и читателю, и издателю — «ЧТО?»:
«ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ?» — так как ему нужно сделать то-то и то-то, чтобы произошло нечто…
Например: на пути к своей цели он сталкивается с… или — совершил такие-то достойные внимания читателя поступки, обязательно подразумевающие некое преодоление чего-то.
НО… (!!!) укажи первый сюжетный поворот, в результате которого произошло нечто… (здесь ты описываешь результат столкновения):
…или получил совсем не то, на что рассчитывал, или выясняется, что с самого начала вcё вообще обстояло не так, как читатели могли предположить.
Если аннотацию написать тебе не удаётся, то дело не в ней, а в твоей истории. Значит, твоя история ещё пока не продумана. Вернись в таком случае к первому вопроснику, и ещё раз продумай ответы на все вопросы. А потом снова вернись сюда.
У хорошей аннотации четыре ключевых элемента:
— главный герой — он же протагонист
— «плохой парень» или препятствие — это антагонист, или антагонисты
— конфликт — т. е. то, что останавливает героя
— концовка — т. е. то, что случится
Используй в написании аннотации иронию! Она интригует и заставляет любопытствовать. Она притягивает читателя и издателя в вопросе «что же произойдёт дальше?».
Рассматривай главную идею при написании аннотации, будто ты вот-вот раскроешь сенсацию. Но не раскрывай её до конца. И в то же время дай прочувствовать вкус, запах, объём, цвет твоей сенсации.
Советую написанную аннотацию читать каждый день перед началом работы над книгой. Это схоже с твоей сверкой «то ли ты пишешь».
Для написания аннотации даю подсказки.
Это книга о человеке или о том, что он делает?
Если о человеке, то о каком человеке?
Опиши его главное качество в системе ценностей, но не личностное, а главное нравственное качество, к которому в этой книге он стремится:
Кто противостоит всему этому?
Отвечая на эти наводящие вопросы, у тебя должно сформироваться понимание о том главном, что эдакого должно произойти с твоим героем, ради чего пишется вся эта история. Опиши — ради чего создаётся эта история:
Если это художественное произведение — твоя история будет создана для преобразований качеств человека.
И этим «главным» вряд ли станет человек, вряд ли станешь ты, если это non-fiction. Человек — это всего единица. От него, да, многое зависит. Но он находится, как химический элемент в соединениях, взаимодействиях. Возможно, что-то ему позволит изолировать себя от воздействий окружения. Я не беру во внимание уход в себя. Это «что-то» находится извне. Что же это? Увлечённость своим делом, полученный опыт, профессиональные интересы?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Черновик твоей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других