Хотелось бы верить, что эта сказка рождественская. И потому, что события в ней происходят под Рождество, и потому, что у рождественского вертепа современные дети слушают рождественский сказ. А ещё хочется верить, что книга поможет всем, кто любит кукольный театр, сделать его самостоятельно для своих друзей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самодельные чудеса. Сказочная повесть с несказочными приложениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
…сделай (…) это чудо, если ты в состоянии. А. Грин. Алые паруса
© Вера Мещерская, 2019
ISBN 978-5-4493-9430-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Чудо первое. Петрушка…
Собственно ничего чудесного в тот день не было, разве что вечер, в который всё это произошло, считается особенным — это произошло в Сочельник.
Впрочем, я чуда не ждала. Каникулы моего младшего братишки были в разгаре, а мне надо было писать курсовую работу для колледжа. Так что я, не ожидая никаких чудес, читала учебник по педагогике.
Мой младший брат Игорёк тоже не ждал от жизни чудес, даже в каникулы, даже в Сочельник. Сколько его помню — самым главным чудом в его жизни была техника, а вершиной радости — сконструировать что-нибудь такое, чего до него никто не делал. В тот день он пытался сконструировать машину времени из старого папиного будильника. До этого будильник ходил вполне исправно и звонил как тракторный мотор, что было главным для нас с Игорьком. Только этот звук и мог разбудить нас утром, чтобы он не опоздал в школу, а я — в колледж. На минутку, оторвавшись от учебника по педагогике, я подумала: как же мы теперь без будильника? Но тут же решила заниматься, сдать сессию на «отлично» и на стипендию купить новый будильник. Должен же ребёнок как-то реализовать свой исследовательский инстинкт!.. Так… Что там ещё по этому поводу писали великие педагоги?..
А Игорёк тем временем уже полностью разобрал будильник и радостно наблюдал обилие деталей на столе. Интересно, какую из них надо сменить, чтобы само время повернуть как стрелку назад или вперёд?.. Может, спросить у старшей сестры?.. Сейчас опять скажет, что по законам физики время остановить невозможно. А может, и вообще начать рассказывать о времени, как о философской категории — с неё станется!.. И почему это старшие всё рассуждают и рассуждают — действовать надо! А то все путешествия во времени только в книжках да в кино бывают!.. Игорёк вздохнул, но с такой несправедливостью не смирился:
— Юта! — донеслось до меня из его комнаты.
— Игорёк, отстань! — безнадёжно попыталась отговориться я, мрачно уставившись в учебник — позанимаешься теперь!
— Между прочим, так отвечать непедагогично! — отвечал мой младший братец.
— А ты забыл, что во время экзаменов я использую исключительно непедагогические методы?!. Вот надеру тебе уши, чтобы не мешал мне заниматься!
Думаете, мой бедный маленький братик обиделся или пригрозил нажаловаться родителям? Глубоко ошибаетесь!
— А какие методы ты применяла во время последней практики в школе?
Нет, ну вы слышали что-нибудь подобное?! Кажется, у нашего Игорька природная склонность к шутовству.
— Не помешал бы тебе сейчас витамин «Р», — шумно вздыхаю я.
— Это тот, что висит у папы на штанах и плачет по моей попе?! А папа на работе! — радостно заключает он.
— Не забывай, что на моих джинсах тоже есть ремень!..
— Всё! Напугала! — и радостный Игорёк вбегает в мою комнату. Теперь прощай, педагогика!.. Неужели не суждено стать настоящей учительницей?..
А мой брат уже в нетерпении ждёт ответа на свой новый вопрос:
— Послушай, Юта, а как гадалки узнают прошлое и будущее?
Вот так вопросец! Когда мой братишка разражается такими, мне становится стыдно, что я решила стать учительницей… иногда.
— А ты не думал спросить у одной из них?.. Оденься и, поди, погуляй, может, встретишь на улице цыганку, — быстро нашлась я, — Только будь осторожен — говорят, они воруют детей! — это я уже цинично обижаю его. Но, думаю, Игорьку это пойдёт на пользу — собьёт с него шутовскую спесь!
— Зачем?! — невозмутимость Игорька переходит все границы, — Я же знаю, что весь верхний ящик твоего письменного стола доверху набит тетрадками и книжками с разными гаданьями!
Нет, наверное, не быть мне учительницей!.. Неужели вот так всю жизнь и буду краснеть перед всем классом?.. Ну, вот ещё!.. Не все же дети такие любопытные, как наш Игорёк.
Отложив книгу, я встала и выдвинула из своего письменного стола тот самый злополучный ящик с моими «гаданьями». Я давно начала собирать их, чего там только не было: астрология, хиромантия (гадания по руке), карточные гадания, гадания по игральным костям, на бобах и кофейной гуще, загадывание желаний под разные праздники, гадания на любовь и даже рецепт приворотного зелья (это я выписала, когда мне показалось, что я влюбилась!) — всё это, конечно, глупо, и для педагогики будет лучше, если я…
Я переношу ящик на кухню и разом вытряхиваю всё его содержимое в помойное ведро. Игорёк громко хохочет, пока ещё ничего не понимая.
— Игорь! — говорю я ему, как можно серьёзнее, — Все эти гадания — полная ерунда! И верить в них может только очень глупый человек!
Игорёк расхохотался сильнее, и теперь, к моему большому сожалению, мы оба знаем, почему. Я вздыхаю:
— Понимаешь, будущее предсказать невозможно. В какой-то мере мы сами его делаем…
— Ну, Ютка, ты скажешь!.. «В какой-то мере!..» Так сами или не сами?!
— Этого никто толком не знает. Одни учёные доказывают существование Бога, а другие просто в Бога верят…
И тут Игорёк стал серьёзен:
— Значит, только Бог знает будущее?
— Наверное.… Но иногда и мы можем кое-что предполагать. Вспомни папину любимую поговорку: «Человек предполагает, а Бог располагает».
Игорёк кивнул:
— А сейчас, мы можем что-нибудь предположить?
— Не знаю, как ты, а я могу предположить, что если сегодня не позанимаюсь, то не смогу написать курсовую!
— Тогда и я могу предположить, — неожиданно выпалил Игорёк, — Что если я не придумаю что-нибудь интересное, то умру со скуки, и ещё один день каникул пропадёт!
— Ну, так иди к друзьям! — пробую уговорить его я, оглядываясь на свою комнату, где на столе меня ждал открытый учебник педагогики.
— Как же я могу пойти к друзьям, если не придумал ничего интересного?! Ты же не позволишь своему брату просто так прослоняться во дворе или проторчать за компьютерными играми?!
Когда юные шуты говорят с такой укоризной, с ними лучше не спорить. Они так серьёзны в этот момент.
Лихорадочно начала я перебирать в памяти всё, чем занималась в возрасте Игорька.
«А может, сейчас в её голове прокручивается машина времени? — размышлял Игорёк, — Неужели её и в самом деле невозможно изобрести?!»
И тут я робко прерываю мысли будущего учёного… шута:
— Знаешь, в твоём возрасте мы с друзьями устраивали для ребят помладше кукольные представленья, — взглянув на стенные часы, я быстро смекаю, чему успею научить Игорька за это время, благословив его ко всем… его друзьям с новой идеей.
Набрав оставшихся от моего шитья лоскутков, мы с Игорьком засели за мамину швейную машинку и соорудили перчаточную театральную куклу собачку.
Игорь давно мечтал о живой собаке, но по разным причинам нам нельзя было её заводить. А эта игрушка, почти как живая, и к тому же, часть тебя самого — ведь в ней твоя собственная ладонь, что и заставляет её жить. Сшив собачку-бибабо, мы с Игорьком соорудили костюм ещё для одной куклы — всеми любимого Петрушки. После чего убрали лоскутки и машинку, и отправились на кухню делать для этого Петрушки самое главное — голову из папье-маше. На это ушло с полчаса. Готовую, но ещё сырую голову мы оставили сушиться на окошке (как Колобка). После чего убрали за собой на кухне, и вымыли руки с мылом.
Игорёк радостно подхватил Тузика (так он назвал свою собачку-бибабо) и отправился к друзьям полный новых идей.
А я, переполненная чувством собственного достоинства от проделанной практической работы, вернулась к теории. Учения великих педагогов неожиданно ожили для меня и лучше запоминались. Конечно, именно об этом я, студентка педагогического колледжа, Анна Морозова, и напишу свою курсовую! Да, именно — это будет работа о воспитании искусством! А какое искусство, кроме литературы, начинается с пелёнок? Ну, конечно же, кукольный театр!
И будьте уверены, я написала эту курсовую на «отлично», получила стипендию и купила нам с Игорьком новый будильник.
А старый — папа с радостью отдал в вечное пользование сынишке, прибавив к нему детскую книжку по физике и пожелание добиться своей цели.
Некоторые выдержки из моей курсовой я покажу вам — всем, кому может понравиться мой опыт работы по организации кукольного театра с малышами. Читайте наши несказочные приложения к этой сказке, в которой и мы с Игорьком тоже оказались участниками.
Куклу Петушку мы в тот же вечер доделали до конца — разрисовали голову, пришили к рубашке, а сверху к голове пришили яркий колпачок. Игорёк весь вечер репетировал представление, которое сможет показать своим друзьям в праздничные каникулы…
А если тебе, читатель, тоже хочется сделать кукольный театр, как у нас, то тебе пора познакомиться с нашими приложениями.
И ещё — все картинки в этой книге можно раскрасить на свой вкус и цвет!
Приложение первое. Выкройки зверюшек-бибабо
(из курсовой работы студентки педагогического колледжа Анны Морозовой «Кукольный театр и его значение в воспитании детей». )
Перчаточных кукол, изображающих зверей, лучше всего изготовлять из кусочков меха, набивая головы поролоном. Так они будут симпатичнее смотреться. Но можно сшить и из других обрезков ткани, которые окажутся под рукой. Главное, проявить собственную фантазию. Конечно, чтобы стать настоящим мастером кукольником, надо много учиться. Но ведь всякая учёба начинается с малого. Я знаю, что даже студенты кукловодческих факультетов театральных институтов, т.е. будущие актёры-кукольники, на первых своих занятиях учатся мастерить перчаточных кукол. Значит, дело это не такое простое… Но и не такое сложное. Научились же герои нашей сказки, да и мы заодно. Я училась шить таких кукол по выкройкам в старых журналах — вроде этой. Выкройки удобнее чертить на специальной миллиметровой бумаге. Тогда одна клетка будет в точности соответствовать 1 куб. см.
Перчаточный (или, как его называют, петрушечный — по имени главного героя) театр один из самых простых для показа представлений самым маленьким зрителям. Поэтому наука о нём пригодиться также всем, кто занимается или собирается заниматься с маленькими детьми.
Приложение второе. Изделия из папье-маше
(из курсовой работы студентки педагогического колледжа Анны Морозовой «Кукольный театр и его значение в воспитании детей». )
Слово «папье-маше» в переводе с французского языка означает дословно «мокрая бумага». Из этого материала когда-то и игрушки делали, когда не было ещё пластмассовых.
Из папье-маше удобно делать головы тех перчаточных кукол, которые изображают персонажей-людей (или, похожих на людей, как какие-нибудь волшебники).
Изготовление изделий из папье-маше процесс кропотливый, но не сложный. Стоит только набраться терпения — и всё получится!
Сначала нужно сделать заготовку будущей головы куклы из пластилина, потом нарезать бумаги полосками и сварить клейстер. Полоски бумаги следует размочить в воде. Первый слой полосок накладывается прямо на голову ровным слоем, оставить не заклеенным нужно только отверстие в области шеи, которая потом будет пришиваться к рубашке куклы. Наложенный слой бумажных полосок следует покрыть слоем клейстера и новый слой бумаги накладывать уже на клейстер. Так нужно накладывать слой за слоем, пока бумажный слой не станет достаточно плотным. После чего высушить голову будущей куклы, а сухую разрезать пополам и вытащить оттуда пластилиновую болванку. Потом склеить готовые половинки, например, с помощью марлевого бинта и клейстера и оставить для окончательной просушки. Высохшую голову хорошо бы покрыть специальным акриловым грунтом, но если его нет, можно использовать и ненужную зубную пасту. Этот слой тоже высушить, после чего можно раскрашивать готовую голову на свой вкус, чтобы у куклы, наконец, появилось своё лицо. Готовую голову соединить с рубашкой куклы — все рубашки для перчаточных кукол можно скроить по одному эскизу, добавляя по необходимости некоторые элементы.
Приложение третье. Театральная ширма
(из курсовой работы студентки педагогического колледжа Анны Морозовой «Кукольный театр и его значение в воспитании детей». )
В общем-то, ширму для домашнего кукольного театра сделать не сложно. Подвесить занавеску, например, в дверном проёме, и показывать над ней представление, так чтобы тебя самого видно не было — только и всего. Но развиваясь, каждый кукольный театр устраивает ширму зависимо от своего репертуара — пьес, которые в нём идут и зрителей, которые эти пьесы смотрят.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самодельные чудеса. Сказочная повесть с несказочными приложениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других