Великие люди джаза. Том 2

Коллектив авторов, 2021

В новом двухтомном издании популярного сборника джазовых биографий и интервью представлены материалы о 145 джазовых музыкантах из США и Европы самых разных периодов джазовой истории – от эры первого расцвета джаза в 1920-е гг. до наших дней. У многих история жизни и творчества охватывает сразу несколько эпох, что позволяет читателю еще лучше представить себе историческую перспективу истории джаза. Критерий, по которому был составлен список этих музыкантов, только один: материалы о них ранее выходили в российском джазовом журнале «Джаз.Ру». Двухтомник будет интересен всем, кто любит джаз и интересуется его историей. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

In the new two-volume edition of the popular collection of jazz biographies and interviews there are materials about 145 musicians from the USA and Europe, who worked in different periods of jazz history, from the golden age of jazz in 1920-s till latter days. The life story of many of them covers several jazz epochs, that lets a reader imagine the historical perspective of the jazz history even better.

There was the only criterion for making the list of the musicians: the materials about them were earlier published in Russian jazz magazine “Jazz.ru”.

The two-volume book is going to be interesting for all the people, who love jazz and are interested in its history.

Авторы: Т. Балакирская, М. Бирюков, С. Бондарьков, Д. Булычев, С. Буров, М. Виртанен, К. Волков, К. Волошин, М. Галич, Г. Дурново, М. Евсеева, И. Кондратов, Д. Кондрашина, Д. Липкин, Ю. Льноградский, А. Манукян, Ю. Мачкасов, М. Митропольский, М. Михелёв, К. Мошков, М. Нейшуллер, Н. Олейников, Л. Переверзев, Б. Ривчун, М. Сапожников, А. Соловьёв, Р. Столяр, Е. Таращанская, А. Филипьева, Н. Шиенок.

Фотографы: Р. Белик, Ю. Дизордер, Т. Ильина, П. Корбут, В. Коробицын, Д. Лекай, К. Мошков, А. Филипьева, Г. Хаматова, Г. — Хуцишвили.

Ряд фотоматериалов предоставлен пресс-службами фирм грамзаписи и продюсерских компаний.

В оформлении книги использованы картины А. Волкова (volff.gallery.ru).

© Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2021

© Коллектив авторов, 2021

© Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», художественное оформление, 2021

Расселл Малоун: «Ты то, что ты играешь»

Евгения Браганцева

15 октября 2011 года в Светлановском зале Дома Музыки в Москве выступал гитарист Расселл Малоун.

Будущий музыкант родился 8 ноября 1963 года в штате Джорджия. На пятый день рождения маленькому Расселлу родители подарили игрушечную гитару. Играть он научился самостоятельно — просто садился рядом с проигрывателем, ставил пластинки Би Би Кинга, Уэса Монтгомери, Джорджа Бенсона или Кенни Бёррелла и пытался подбирать услышанное. Так Малоун начал играть джаз.

Профессиональная карьера Расселла Малоуна началась в 1988 году, когда он работал с джазовым органистом Джимми Смитом. В 1990–1994 годах он гастролировал с Гарри Конником-мл., а в конце 90-х съездил в мировое турне с вокалисткой Дайаной Кролл. По мнению критиков и поклонников певицы, Расселл стал правой рукой

Дайаны как в турне, так и на её альбомах. Но этими именами список артистов, с которыми сотрудничал Расселл, не исчерпывается: он играл также с Бакки Пиццарелли, Джеком Макдаффом, Фредди Коулом, Малгру Миллером, Кенни Барроном, Роем Харгроувом и многими, многими другими.

Свои первые сольные альбомы Расселл Малоун записал на лейбле Columbia. Альбомы «Russell Malone» (1992), «Black Butterfly» (1993), «Wholly Cats» (1994) получили хорошие отзывы у критиков. Затем музыкант подписывает контракт с компанией Impulse! (входящей в концерн Universal). На этом лейбле вышли такие альбомы, как «Sweet Georgia Peach» (1998), «Look who’s herel» (2000) и «Heartstrings» (2001). С 2004-го Малоун записывается на авторитетном независимом лейбле MAXJAZZ, где на настоящий момент у него вышли ещё три альбома, самый новый из которых — «Triple Play» (2010), записанном в строгом формате джазового трио (как раз таком, в каком он и появится на сей раз в Москве). Расселл участвовал в записи нескольких альбомов своего друга — пианиста Бенни Грина («Kaleidoscope», 1997, и «These Are Soulful Days», 1999). Как уже упоминалось, очень плодотворным было сотрудничество музыканта с Дайаной Кролл. Альбомы певицы «АН For You» и «Love Scenes», где играл Рассел, номинировались на премию Grammy. Среди тех, с кем Малоун записывался, — Гарри Конник-мл., Брэнфорд Марсалис, Дон Брэйден и Этта Джонс.

Расселл Малоун уже приезжал в Москву; в ММДМ он выступал в ансамбле вокалистки Дайаны Ривз, а вот его сольные выступления до концерта 15 октября видела только клубная аудитория.

Перед концертом корреспонденту «Джаз. Ру» удалось взять у гитариста небольшое интервью. Мы беседуем с Расселлом в гримёрке, после обеда в столовой Дома Музыки, где музыкантам довелось отведать русской национальной кухни в лице зелёных щей и запеканки (щи гостям понравились больше). Во время обеда музыкант шутил и балагурил, повторял русские названия блюд (и делал это практически без акцента!).

Расселл, расскажите о программе, которую сегодня будете играть.

— Я не составляю трек-лист. Все произведения, которые мы играем, — мы в них отлично ориентируемся, и выбор композиций целиком зависит от моего внутреннего состояния, от эмоций. Я играю по моему ощущению именно те пьесы, которые уместны в данное время в данном месте.

Немного об участниках вашего трио.

— В сегодняшнем концерте на контрабасе играет Тас-сили Бонд, мы сотрудничаем уже девять лет, а на ударных — нью-йоркский барабанщик Даррелл Грин. Это хороший состав. Мы знаем друг друга, мы доверяем друг другу. Я думаю, когда музыканты играют вместе, очень важно, чтобы они доверяли друг другу в музыкальном аспекте. Мои коллеги — замечательные музыканты, и я искренне рад тому факту, что играю вместе с ними.

Ваши любимые музыканты?

— Вы спрашиваете меня о любимых джазовых музыкантах? О, это будет очень долгий ответ (смеётся). И я назову много великих имён.

Ну, хотя бы несколько…

— Дюк Эллингтон — мой любимый музыкант. Сонни Роллинз, с которым я работал в прошлом году. Ещё могу назвать Билли Холидей, Уэса Монтгомери, Рона Картера, Рэя Брауна. Я также люблю творчество музыкантов и в других музыкальных жанрах. Вы сказали, вам нравится блюз, мне он нравится тоже (на концерте заключительной композицией был исполнен именно блюз. — Авт.), из блюзовых музыкантов могу назвать Роберта Джонсона. Из кантри-исполнителей мне по душе Чет Аткинс. Вообще мне нравятся разные направления в музыке.

Знакомы ли вы с джазовыми российскими музыкантами?

— Я знаком с Игорем Бутманом: играл вместе с ним не один раз в Штатах на джазовом фестивале имени Лайонела Хэмптона. И в первый раз, когда я приехал в Россию с пианистом Бенни Грином, я играл в джазовом клубе Игоря Бутмана. Я также знаю, что некоторые джазовые музыканты, которые живут в Нью-Йорке, приехали из России. Например, трубач Алекс Сипягин и замечательный бас-гитарист и контрабасист Борис Козлов.

Какое, на ваш взгляд, образование необходимо получить современному гитаристу?

— Приобрести хорошую технику необходимо, и этому можно научиться в музыкальной школе. Только нужен ещё хороший учитель с хорошими идеями…

Ну, хорошего учителя найти не так легко…

— Это зависит от места жительства… В Нью-Йорке есть отличные учителя.

Не каждый российский гитарист сможет позволить себе обучение в Нью-Йорке.

— Я понимаю, однако есть ведь огромное множество обучающих DVD и учебных пособий. Конечно, можно выучить все лады и гаммы, предлагаемые в этих пособиях, но лучший способ обучения, я думаю, это — находиться в тесной связи и содружестве с профессиональными музыкантами. Ну, для меня это действительно наилучший способ музыкального роста. Я-то как раз не ходил в музыкальную школу, однако находясь в компании уже взрослых профессиональных музыкантов, я учился, задавая им вопросы и наблюдая за их игрой.

Поэтому лучший путь для меня — это как можно больше играть с великими музыкантами! Многие приезжают в Нью-Йорк и остаются там, поэтому там есть такая возможность: играть с такими маститыми музыкантами, как Рон Картер, Кенни Баррон… Хорошие музыканты со всех концов мира приезжают туда каждый день. Так что в Нью-Йорке весьма насыщенная музыкальная жизнь.

Расселл, как вы относитесь к понятию «джазовый гитарист — крутой гитарист»?

— Я люблю джаз, это великая музыка, однако я не хотел бы принизить музыкантов, играющих в других музыкальных жанрах, таких как рок, кантри и блюз. Это серьёзные музыканты, занятые своим любимым делом, как и джазовые музыканты. Есть масса людей, которые, к примеру, не восхищаются джазом, и это нормально, они как раз восхищаются музыкой рок, блюзом или любой другой музыкой. И рокеры или кантри-музыканты играют для них, для своих фанов, приносят им радость и получая радость от своей игры. Почему нет? Тут выполняются два принципа: «делать людей счастливыми» и «любить то, что делаешь». Я знаю много музыкантов, которые играют разную музыку (не только джаз), порой очень простую, блюзовый рифф или рок-грув. Но порой именно эта простота и делает с людьми то, что называется «цепляет». Поэтому, конечно, как джазовый музыкант я крайне осторожен в высказываниях относительно музыкантов других жанров. С другой стороны, в мире много так называемого «музыкального мусора»… но даже те, кто играют эту музыку, — верят в то, что они делают, и любят то, что они делают.

Есть ли у Расселла Малоуна мечта?

— Когда я был мальчишкой, я мечтал играть с великими джазовыми музыкантами. Сегодня я понимаю, что сделал это, мне довелось быть на сцене с многими великими джазменами. Я счастлив. Но я всё равно мечтаю достичь в музыке и в своём исполнительском мастерстве ещё больших высот. Да. Можно сказать, что я мечтаю улучшаться как музыкант, гитарист и как человек, потому что «ты есть то, что ты играешь».

Какой совет вы можете дать начинающим гитаристам?

— Любить то, что делаешь, в каком бы жанре ты ни работал. Да. Любить то, что делаешь. В музыке это очень важно.

Когда музыкант достигает статуса «звезды международного значения», чего он хочет достичь потом?

— Я не чувствую себя достигшим этого статуса. Я просто стараюсь профессионально расти…

В заключение Расселл сказал, что очень счастлив снова выступать в России. Надо сказать, это было заметно. Весь концерт меня не покидало ощущение радости, лёгкости и счастья от возможности прикосновения к внутреннему миру этого замечательного гитариста, ибо он полностью оправдал свои же слова «Ты то, что ты играешь». Он щедро дарил чудесные мелодии, радуя слушателей как собственными авторскими произведениями, так и известными стандартами. Во время исполнения им композиции с использованием искусственных флажолетов возникло почти реальное чувство присутствия невидимой арфы, настолько красочно звучала его гитара. И всё же, сколько музыку ни описывай словами — их будет мало. Музыку надо слушать!

А ещё лучше — видеть и слушать! Как на концерте Расселла. Следует отдать должное мистеру Бонду и мистеру Грину: свои партии они исполнили блестяще. На чудеса, которые проделывал Грин с барабанами, невозможно было наглядеться!

И кончился праздник… Восторги зрителей, «браво», и композиция на бис, тот самый блюз.

Благодарю вас от всей души, уважаемый Расселл Малоун. До новых встреч. В Москве или в Нью-Йорке… Но уж лучше вы к нам!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я