Богдыхан и конституция

Вацлав Воровский, 1908

«„Телеграфное агентство“ вчера сообщило: „Богдыханом утверждена детальная организация комитета конституционных дел, которому вменено в обязанность подготовить население к конституционному строю“.»

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Богдыхан и конституция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Телеграфное агентство» вчера сообщило:

«Богдыханом утверждена детальная организация комитета конституционных дел, которому вменено в обязанность подготовить население к конституционному строю»[1].

Это звучит красиво и просто.

Благодушный россиянин из идеалистов или религиозных мистиков вздохнет сентиментально и воскликнет:

— Боже! Как хорошо! Конституция, полученная без кровопролития, без революций, без убийства человека человеком, без забастовок, без революционных стихов Минского и Бальмонта[2], даже без составления полицейского протокола! Это ли не возвышенно, это ли не религиозно! Да, велик дух Конфуция и Лао-тзе![3] Велика сила религиозного миросозерцания и поклонения предкам!

И восторженный идеалист вздохнет: ах, зачем мы не китайцы!

В самом деле, есть от чего прийти в умиление, особенно истинному конституционисту и идеалисту.

Но…

Но в качестве грубого материалиста и очень плохого конституциониста я предпринял секретное расследование о возникновении китайской конституции. И вот что оказалось.

В тихую лунную ночь богдыхан сидел на террасе своей дачи, пил чай из тульского самовара, подаренного нынешним министром Шиповым[4] в бытность его послом, слушал трели андерсеновского соловья[5] и думал:

— Как хорошо в эту дивную ночь распороть живот сразу двумстам мандаринам.

И, охваченный чудным виденьем распоротых животов, он тихо запел:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Богдыхан и конституция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Сообщение петербургского «Телеграфного агентства» было опубликовано в газете «Одесское обозрение» 2 июля 1908 г.

2

Минский, H.поэт и теоретик символизма; Бальмонт, К. — поэт-декадент, который, как и Минский, опубликовал в «Новой жизни» ряд стихов на гражданские темы.

3

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н. э.) — древнекитайский философ. Лао-цзы (Ли Эр) — древнекитайский философ, живший, по преданиям, в одно время с Конфуцием.

4

Шипов — царский министр торговли и промышленности, бывший посол в Китае.

5

Имеется в виду сказка известного датского писателя Ганса Христиана Андерсена «Соловей».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я