Бизнес на конвейере, или Как построить прибыльное агентство в кризис

Василий Чуранов

Клиенту нужны качественный результат, скорость и доступная цена. Если вы найдете способ выполнить эти три условия одновременно, ваш бизнес ждет рост.Василий Чуранов нашел такой способ для сферы оказания услуг – технологию конвейера. Этот метод помог его диджитал-агентству пережить кризисы 2008 и 2014 годов, войти в ТОП-100 агентств страны и ТОП-5 в сегменте решений для малого бизнеса. Книга полезна всем собственникам и руководителям бизнеса, кто строит систему, приносящую прибыль в любых условиях.

Оглавление

Предисловие

Чтобы вам стал более понятен мой путь в бизнесе, коротко расскажу о себе.

В начале 2000-х годов, закончив институт в Смоленске и поработав немного в разных направлениях IT, я отправился, как и многие другие в то время, учиться в московскую аспирантуру и между делом покорять Москву. Долго совмещать аспирантуру и работу оказалось тяжело. В конце концов работа взяла верх. Я устроился на полную ставку менеджером в одну из серьезных веб-студий. Мы делали сайты и предлагали бизнесу услуги интернет-продвижения. Я стал ведущим менеджером, потом руководителем группы, потом возглавил отдел веб-разработки. Клиенты платили нам деньги, которых я даже представить себе не мог. Приехав из Смоленска, я не понимал, как сайт может так дорого стоить. Более того: клиенты платили деньги вполне осознанно, отдавая себе отчет в том, как это вернется в их компанию прибылью.

И действительно, поработав пару лет, я пришел к четкому осознанию: сайт не может стоить дешево. Нужно изучить конкурентов, подготовить концепцию, дизайн-макеты, провести несколько презентаций ряду топ-менеджеров заказчика… потом у клиента меняется маркетолог, у нас заболел дизайнер… и все по кругу. Субъективных факторов, влияющих на результат и на скорость его появления, очень много. А себестоимость агентства — это часы разработчиков, которые тикают и в то время, когда клиента нет на месте, когда клиент в отпуске, когда у клиента плохое настроение и он не принимает работу… Все это выливается в приличную сумму, исчисляемую сотнями тысяч или миллионами рублей.

Через три года моей работы над супердорогими, как мне тогда казалось, проектами я понял, что все они убыточны. В редких случаях «плюс-минус». Еще в более редких — сверхрентабельны. Иногда последняя категория покрывала убытки и создавалась иллюзия, что бизнес идет. Но это еще не все… С большинством клиентов, с которыми в начале работы устанавливались вполне дружеские отношения, под конец проекта мы не могли друг друга видеть. Все уставали от правок, доработок. Клиенту нужно было получить, наконец, свой сайт, а студии — не уйти в еще больший минус. Это становилось точкой возгорания конфликта. А еще я понял, что на некоторые проекты разработчики тратили годы жизни, а они умирали, так и не появившись на свет. И удовольствия от жизни это не добавляло.

Но ведь мы делали хорошее дело. Мы помогали бизнесу получать клиентов, завоевывать рынок. Нет! Мы занимались творчеством на деньги таких же креативных, как мы, менеджеров со стороны клиентов. Вместо того, чтобы делать с ними бизнес.

Разворот на 180 градусов

Надо было посмотреть на ситуацию со стороны. Кризис 2008 года ускорил это и заставил задуматься, что делать дальше. У клиентов заканчивались деньги, они стали сильно экономить на маркетинге, консалтинге и других услугах внешних подрядчиков. И первыми это почувствовали такие компании, как мы. Результат, к которому мы пришли спустя два-три года после смены бизнес-стратегии, оказался потрясающим. Но это не было четко спланировано. Все давалось сериями проб и ошибок, жестким осознанием, здравым смыслом, ломкой стереотипов.

Именно тогда, в разгар кризиса, мы решили начать смещаться в сторону бюджетных проектов. Если быть совсем точным, то мы создали отдельную компанию в самом бюджетном сегменте. Мы уронили цены в 10—30 раз. Мы конкурировали с фрилансерами. Сами понимаете, что спрос в бюджетном сегменте значительно выше, но и конкуренция просто зашкаливает. Риск выжить тут минимален. До сих пор почти нет известных студий, которые работают в диапазоне бюджетных сайтов. Это вполне объяснимо. Предлагать низкие цены можно тогда, когда у тебя три — пять клиентов, ты работаешь в одиночку и без какого-либо юридического лица (максимум — ИП). Дальше ты либо закрываешься, так как невозможно работать по ночам, принимая новые заказы и оказывая поддержку существующим клиентам на приемлемом уровне, либо набираешь людей и поднимаешь цены, уходя в более дорогой сегмент (из которого мы сбежали). Это обычный путь становления всех веб-студий.

Упав на дно, мы наблюдали огромный поток желающих получить продукт за скромные 10—15 тысяч рублей. Он был очень высоким, и нам очень хотелось попробовать удержаться в нем. Именно тут мы почувствовали то, чего недоставало нам в эксклюзивном сегменте.

Давайте посмотрим, кто эти клиенты. В большинстве случаев это были начинающие предприниматели или предприниматели, открывающие второй, третий, четвертый… бизнес без наличия значительного капитала. Они сами принимают решение о заключении договора. Они сами утверждают дизайн.

И этим людям нужен быстрый результат. Приходя в агентство за услугами, они могут говорить, что это не так. Не верьте. В 99% случаев начинающий предприниматель (да и не только начинающий) хочет быстрого результата от вложенных денег. Ему нужно сразу дать почувствовать, что ваши услуги (в нашем случае разработка сайта) приносят пользу, а его бизнес востребован потенциальными клиентами. Когда предприниматель это чувствует, у него появляется желание развиваться, а когда есть желание — будет и достижение цели. Добиться высокой скорости, не потеряв в качестве, — вот что стало для нас основной задачей.

Для ее решения нам пришлось создать продукт, урезав базовый функционал сайта и упростив методику работы с клиентом. Из главных функциональных модулей мы оставили только самые основные, те 20%, что приносят 80% результата. По дизайну мы вообще стали предлагать только один вариант — с последующими правками, если таковые появляются.

Итак, мы поставили цель: за пять дней создавать для наших клиентов сайты под ключ, включая дизайн, программирование, наполнение, выкладку на хостинг и проведение обучения. Мы отказались от эксклюзивности проектов, возможности участия в конкурсах на лучший сайт, больших бюджетов и именитых заказчиков. Мы построили конвейер и в обмен на это получили независимость от одного клиента, возможность работы с первыми лицами компаний, которым нужен результат, а не процесс. И самое главное: мы, наконец-то, получили довольных клиентов и рентабельный бизнес, стабильно приносящий прибыль основателям и нужный эффект клиентам.

Фото 2. Основатели WebCanape. Андрей Котов, Василий и Александр Чурановы.

Надеемся, и у вас все получится. Для этого вы и держите в руках данную книгу.

Благодарности

Все, что описано в этой книге, получилось благодаря упорной работе нашей команды. Спасибо сооснователю, техническому гуру Андрею Котову, чей талант, нестандартный взгляд на вещи и прямолинейность в отношениях помогли сформировать техническое ядро компании, заложить традиции, подходы и систему передачи знаний. Моим братьям Александру, Евгению и Михаилу Чурановым, чья помощь на старте и активное участие на протяжении всего пути развития компании оказали важное влияние на достижение результатов. Спасибо, Андрею Зайцеву из компании «Айком», моему первому учителю и наставнику, научившему меня обращать внимание на мелочи и доводить дело до конца. Ведущему менеджеру и впоследствии генеральному директору WebCanape Анжелике Трофимовой, чей глубокий ум, здравый подход, терпение позволили нам стать уверенно на ноги, держать марку в любой ситуации и не сходить с намеченного пути. Спасибо нашим первым сотрудникам Александру Сапожкову, Артему Радченкову, Олегу Демьянову, Алексею Момоту, Алексею Соколову. Большинство из них сегодня стали партнерами и занимают ведущие позиции в новых направлениях. Спасибо Юлии Марченковой за построение HR-системы в компании и за огромную помощь в подготовке этой книги. Спасибо всей нашей команде, насчитывающей сегодня почти 100 человек, которые каждый день помогают клиентам строить бизнес и зарабатывать с помощью интернет-технологий. И конечно, я очень благодарен нашим первым клиентам, которые доверили нам свой бизнес. Отдельное и бесконечное спасибо моей супруге Юлии, сыновьям Ивану и Юре, которые дают мне энергию для работы и жизни с удовольствием.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я