Настоящий сборник включает статьи о причинах суицидального поведения, признаках подросткового суицида и методах работы с детьми, имеющими суицидальные наклонности. Автор книги Василий Илюшин – педагог-психолог первой квалификационной категории средней школы пгт. Шахтерска Сахалинской области. Практическая часть его работы посвящена личностному и интеллектуальному развитию учащихся; проблемам взаимопонимания в семьях с подростками; вопросам преодоления коммуникативного барьера в общении с детьми, потенциально склонными к суициду. Автор изложил свое профессиональное мнение и точку зрения о педагогах, детях и всех важных вещах, которые нас окружают. Издание адресовано психологам, ведущим практическую деятельность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети статьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В оформлении обложки использован рисунок автора
1. Суицид
1.1. Суицид детей и подростков
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30 % лиц в возрасте от 14 до 24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10 % девушек совершают суицидальные действия.
Специалисты пишут о том, что только в 10 % случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90 % случаев суицидальное поведение подростка — это желание привлечь внимание к себе.
Обычно такое поведение связано с семейными проблемами, враждебностью между членами семьи, наличием неблагоприятной социальной среды, болезнями. Это влияние распространяется и на взрослых людей, и на детей.
Взаимные оскорбления, унижения, проявление насилия и жестокости могут быть настолько значимы и глубоки для человека, что самоубийство считается способом не только ухода из жизни, но и оказания на окружающих психического воздействия или давления. Нередко причинами суицида могут стать школьные проблемы или острые конфликты с родителями.
В современной литературе суицид определяется как действие, содержащее в явном или неявном виде намерение лишить себя жизни.
Особое место в возникновении суицидальных намерений занимает проблема детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта.
Примерно 50 % родителей, проявляющих жестокость к детям, твердо убеждены, что это лучшее, а иногда и единственное средство воспитания. Подзатыльники, ругань, избиение — это их арсенал средств «воспитания». Немного меньше, примерно 30 % родителей, рассматривают жестокость как форму мести за то, что ребенок приносит им «огорчения», например что-то просит или требует. В более чем 10 % случаев жестокость просто становится самоцелью, и это один из самых тяжелых случаев проявления жестокости.
Мотивы суицидального поведения у детей и подростков
• Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
• Действительная или мнимая утрата любви родителей.
• Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
• Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
• Боязнь позора, насмешек или унижения.
• Страх наказания.
• Любовные неудачи, беременность.
• Чувство мести, злости, протеста.
• Желание привлечь к себе внимание.
• Чувство безнадежности.
• Множественные проблемы, которые кажутся глобальными и неразрешимыми.
• Желание отомстить обидчику.
• Депрессивные состояния.
Признаки суицидального поведения
Словесные признаки
1. Ребенок прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекает на свои намерения: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутит на тему самоубийства.
4. Проявляет нездоровую заинтересованность в вопросах смерти.
Поведенческие признаки
1. Ребенок раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами.
2. Демонстрирует радикальные перемены в поведении:
• ест слишком мало или слишком много;
• спит слишком мало или слишком много;
• внешне становится неряшливым;
• пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками;
• проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;
• замыкается от семьи и друзей;
• становится чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру,
• ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
• проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
1. Ребенок социально изолирован, чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье; алкоголизм родителей, личная или семейная проблема).
3. Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального).
4. Предпринимал раньше попытки самоубийства;
5. Имеет склонность к суициду вследствие того, что кто-то из друзей, знакомых или членов семьи покончил собой.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически относится к себе.
Причины проявления жестокости в семье
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети статьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других