Дети статьи

Василий Иванович Илюшин, 2019

Настоящий сборник включает статьи о причинах суицидального поведения, признаках подросткового суицида и методах работы с детьми, имеющими суицидальные наклонности. Автор книги Василий Илюшин – педагог-психолог первой квалификационной категории средней школы пгт. Шахтерска Сахалинской области. Практическая часть его работы посвящена личностному и интеллектуальному развитию учащихся; проблемам взаимопонимания в семьях с подростками; вопросам преодоления коммуникативного барьера в общении с детьми, потенциально склонными к суициду. Автор изложил свое профессиональное мнение и точку зрения о педагогах, детях и всех важных вещах, которые нас окружают. Издание адресовано психологам, ведущим практическую деятельность.

Оглавление

  • 1. Суицид

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети статьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Зигмунд Фрейд

В оформлении обложки использован рисунок автора

1. Суицид

1.1. Суицид детей и подростков

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30 % лиц в возрасте от 14 до 24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10 % девушек совершают суицидальные действия.

Специалисты пишут о том, что только в 10 % случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90 % случаев суицидальное поведение подростка — это желание привлечь внимание к себе.

Обычно такое поведение связано с семейными проблемами, враждебностью между членами семьи, наличием неблагоприятной социальной среды, болезнями. Это влияние распространяется и на взрослых людей, и на детей.

Взаимные оскорбления, унижения, проявление насилия и жестокости могут быть настолько значимы и глубоки для человека, что самоубийство считается способом не только ухода из жизни, но и оказания на окружающих психического воздействия или давления. Нередко причинами суицида могут стать школьные проблемы или острые конфликты с родителями.

В современной литературе суицид определяется как действие, содержащее в явном или неявном виде намерение лишить себя жизни.

Особое место в возникновении суицидальных намерений занимает проблема детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта.

Примерно 50 % родителей, проявляющих жестокость к детям, твердо убеждены, что это лучшее, а иногда и единственное средство воспитания. Подзатыльники, ругань, избиение — это их арсенал средств «воспитания». Немного меньше, примерно 30 % родителей, рассматривают жестокость как форму мести за то, что ребенок приносит им «огорчения», например что-то просит или требует. В более чем 10 % случаев жестокость просто становится самоцелью, и это один из самых тяжелых случаев проявления жестокости.

Мотивы суицидального поведения у детей и подростков

• Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

• Действительная или мнимая утрата любви родителей.

• Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

• Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

• Боязнь позора, насмешек или унижения.

• Страх наказания.

• Любовные неудачи, беременность.

• Чувство мести, злости, протеста.

• Желание привлечь к себе внимание.

• Чувство безнадежности.

• Множественные проблемы, которые кажутся глобальными и неразрешимыми.

• Желание отомстить обидчику.

• Депрессивные состояния.

Признаки суицидального поведения

Словесные признаки

1. Ребенок прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».

2. Косвенно намекает на свои намерения: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

3. Много шутит на тему самоубийства.

4. Проявляет нездоровую заинтересованность в вопросах смерти.

Поведенческие признаки

1. Ребенок раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами.

2. Демонстрирует радикальные перемены в поведении:

• ест слишком мало или слишком много;

• спит слишком мало или слишком много;

• внешне становится неряшливым;

• пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками;

• проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

• замыкается от семьи и друзей;

• становится чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру,

• ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

• проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

1. Ребенок социально изолирован, чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье; алкоголизм родителей, личная или семейная проблема).

3. Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального).

4. Предпринимал раньше попытки самоубийства;

5. Имеет склонность к суициду вследствие того, что кто-то из друзей, знакомых или членов семьи покончил собой.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически относится к себе.

Причины проявления жестокости в семье

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • 1. Суицид

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети статьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я