Связь прервалась. Нетоксичное общение с детьми

Варвара Георгиевна Аристакесян, 2021

Эта интерактивная книга, написанная подростком, о том, как сломанная коммуникация в семье может влиять на жизнь детей. Книга была написана, чтобы привлечь внимание родителей к повседневной токсичности, которая обычно игнорируется. Ситуации, описанные в книге, основаны на интервью с другими подростками. Читая книгу, вы можете больше узнать о том, как тонко иногда дети и подростки могут чувствовать мир и какое поведение родителей может оставить негативный след в их жизни. Средства, собранные с продаж, пойдут в благотворительный фонд «Шалаш», который помогает детям с трудностями поведения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Связь прервалась. Нетоксичное общение с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вступление

«Эта книжка про то, как родители невольно травмируют детей в обыденной жизни? Да. Эта книжка про то, как прервалась связь времен, утратилось взаимопонимание? Да. Но еще и про то, как можно эту связь «полечить». Текст стереоскопический: мы видим ситуации глазами детей, но и у взрослого есть возможность подумать, как он понимает и оценивает слова и поступки условных родителей. У меня есть фантазия про то, как дети и родители читают вместе эту книгу, и обсуждают её. И не только родители начинают лучше понимать, что «царапает» ребенка, но и ребенок начинает понимать логику родительских действий.

Живой, тонкий, остроумный текст, написанный талантливым человеком про такие моменты жизни, о которых взрослые вообще не думают».

Анна Варга, семейный психолог, кандидат психологических наук

«Взрослые всё время как-то относятся к подросткам: или боятся их, или очень любят. Но и для тех, и для других подростки — это такой идеальный объект для проекций. Поэтому особенно важно и классно, когда появляются такие книги, где не взрослые фантазируют о подростках, а у подростка появляется голос и возможность рассказать что на самом деле происходит внутри. Подростковый возраст в западно-европейской цивилизации — это такой затяжной прыжок между детством и взрослостью, внутри которого нужно во всем самостоятельно разбираться. Довольно пугающий вызов для человека, у которого очень мало жизненного опыта и много противоречивых сигналов от окружающей среды (для этого ты уже взрослый, а для этого — еще нет). Разбираться в этом сложно, долго и иногда опасно.

И такие книги, как эта — очень важная попытка разобраться в себе, своих отношениях с самыми близкими с помощью текста и рефлексии. Не теоретическая работа взрослых о сферических подростках в вакууме, а живой и сильный голос этого самого подростка, которой есть что сказать и есть чем поделиться с окружающим миром. Хочется, чтобы таких голосов стало как можно больше».

Лиля Брайнис, социальный психолог, педагог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

«Связь прервалась. Нетоксичное общение с детьми» — это интерактивная книга о токсичном поведении родителей, которое часто остаётся незамеченным. Книга построена из диалогов, основанных на интервью с реальными подростками.

Для своего проекта я провела исследование, опросив подростков в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет. Некоторые ситуации я взяла из своего личного опыта.

Каждый раздел начинается с описания ситуации. Затем следует вопрос: «Как, по-вашему, видит ситуацию родитель?». Сначала ответьте на него, а затем перейдите к следующей странице, чтобы узнать о чувствах и мыслях ребёнка.

Токсичное поведение — это поведение, которое «токсичный человек» считает нормальным и приемлемым, но при котором «жертва» чувствует себя угнетённой, обманутой, расстроенной, задетой.

Такое поведение со стороны родителей способствует появлению у детей агрессии, низкой самооценки, неуверенности, депрессии.

В своём проекте я рассмотрела несколько типов деструктивного поведения, которым часто не придают значения:

1. Игнорирование

(например, пренебрежение желаниями)

— Я не хочу доедать этот суп.

— Тебя никто не спрашивает, — отвечает родитель.

2. Обесценивание

— Я написал рассказ. Как тебе, что ты чувствуешь при чтении?

— Написан хорошо, но не идеально.

3. Тотальный контроль

— Какой из тебя дизайнер? На этой работе много не заработаешь. Тебе химиком, биологом нужно быть. И дай мне проверить свою домашку.

4. Несправедливое отношение

(например, двойные послания)

— Это платье тебя полнит, надень что-нибудь другое.

— Какая диета? Умереть хочешь? Нормально питайся!

5. Навязывание суждений

(например, завышенные ожидания)

— Ты же гений! У тебя не может не получиться!

— Собери свои дурацкие игрушки, она создают беспорядок в доме!

6. Газлайтинг

(Попытка заставить человека поверить в то, чего на самом деле нет)

— Твоя подруга сказала, что раньше я была некрасивой.

— Нет, она просто сказала, что ты сильно поменялась.

— Я отчётливо слышала, как она сказала, что раньше я была уродиной.

— Может, я лучше знаю? Я же с ней разговаривала, а не ты.

В токсичных ситуациях обычно смешиваются несколько типов поведения, даже когда один преобладает.

* * *

Описанные в книге ситуации происходят в вымышленной семье. Давайте с ней познакомимся.

Мишель Спонтанный — сорокатрёхлетний отец семейства, француз по происхождению, в прошлом актёр драмы, в настоящем успешный предприниматель.

Искра Спонтанная, в девичестве Мимолётная — женщина сорока шести лет, обладающая пышными формами и авторитетом.

Ольга Жоржетта Спонтанная, для домашних Жуля — дочь Мишеля и Искры Спонтанных. Жуле пятнадцать лет, она любит рисовать и играет в большой теннис.

Амир Спонтанный — сын Мишеля и Искры Спонтанных. Амиру одиннадцать, он любопытный, активный и любит проводить разные эксперименты.

Фрикаделька — папильон Микаэля Спонтанного. Любит бегать и куриное филе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Связь прервалась. Нетоксичное общение с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я