1. Книги
  2. Общая психология
  3. Валерий Шанин

Карьерные игры, или Психология делового общения

Валерий Шанин
Обложка книги

Вам приходится заниматься неприятной работой? Вами руководит «тяжелый» начальник, злоупотребляющий своей властью? Ваши сослуживцы — интриганы и склочники, стремящиеся втянуть вас в выяснение отношений или сделать козлом отпущения? Тогда эта книга для вас.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Карьерные игры, или Психология делового общения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дизайнер обложки Полина Терёхина

© Валерий Шанин, 2019

© Полина Терёхина, дизайн обложки, 2019

ISBN 978-5-4490-0327-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Дорога к свободе лежит через смех, и пока человек не научится смеяться, он останется порабощенным, работая на своих прежних хозяев или борясь за службу новым.

Эрик Берн

Мы работаем в окружении людей. Одни из них являются нашими начальниками, другие — подчиненными, третьи — коллегами. И довольно часто именно от того, насколько хорошо мы вписались в сложившуюся структуру взаимоотношений, зависят как перспективы карьеры, так и психическое здоровье.

Многие недооценивают важности психологических проблем, которые могут возникнуть в трудовом коллективе. Они наивно мечтают о работе под руководством идеального начальника — всегда чуткого, доброго и справедливого, среди идеальных коллег — неизменно дружелюбных, приветливых и честных. Однако в реальности эти мечты не сбываются. Значительно чаще наша свобода ограничивается, профессиональные и даже человеческие права попираются, нас подвергают беззастенчивой эксплуатации, втягивают в разборки или делают объектом сексуальных домогательств.

Что же делать? Можно спастись бегством — уволиться и искать другую работу. В некоторых случаях это оправдано. Но, скорее всего, увольнение даст лишь небольшую передышку — на новом месте мы опять столкнемся с прежними проблемами. Бороться? Но как, с кем и за что?

Если предположить, что наши трудности связаны исключительно с низким служебным положением, то логично направить всю свою энергию на то, чтобы подняться на более высокую ступеньку в иерархии фирмы. Многие так и делают. Однако вскоре выясняется: даже добившись повышения, они по-прежнему остаются в подчиненном положении — сверху все еще есть начальники… Положение становится даже хуже. Ко всему добавляется страх в одночасье потерять «кресло», борьба за которое отняла столько времени и сил.

Объявив виновниками своего тяжелого положения коллег и начальников, можно всю ответственность за собственное благополучие свалить на них и чувствовать себя невинной жертвой. Появляется моральное право жаловаться или мстить, действуя по принципу «сам не ам и другим не дам», но вряд ли это решит возникшие психологические проблемы. Скорее наоборот, разовьет беспомощность, приведет к пессимистическому взгляду на жизнь и цинизму, что нередко является причиной психосоматических заболеваний — язвы, гипертонии, экземы и т. п.

Как быть? Неужели устраиваясь на работу в качестве подчиненного, мы автоматически обрекаем себя на страдания?

Ответы на эти вопросы интересовали меня не из праздного любопытства. Так уж сложилась моя трудовая биография, что я имел возможность взглянуть на подобные проблемы со многих точек зрения. До, во время и после получения профессионального психологического образования я был подчиненным и начальником; занимался собственным трудоустройством и работал менеджером в кадровом агентстве; преодолевал трудности в процессе делового общения и преподавал «Психологию делового общения»; консультировал как жалующихся на притеснения подчиненных, так и начальников, недовольных своими сотрудниками. Таким образом, мне удалось избавиться от полного отождествления себя с моей должностью. В результате я пришел к выводу, что все служебные взаимоотношения можно рассматривать как большую игру — «Игру в работу».

Работая, мы исполняем одну или несколько ролей: в отношениях с начальником — роль подчиненного, с сослуживцами — роль коллеги, с теми, кто находится в более низком иерархическом положении, — роль начальника. Все эти роли можно играть хорошо или плохо, с удовольствием или внутренним протестом, механически или творчески, но можно и в любой момент от них отказаться, — уволившись по собственному желанию. Коллеги и начальники тоже лицедействуют и, с нашей точки зрения, не всегда удачно. Скажем, начальник — в семейной жизни милый заботливый отец и дедушка — почему-то предпочитает представляться боссом-самодуром; а сослуживцы — в принципе интеллигентные, профессиональные и общительные люди — выбирают амплуа склочников, придурков и забияк.

Если работу считать игрой с определенными правилами и ограничениями (например, футбол или шахматы), то можно перестать отождествлять собственную личность и роль подчиненного. Это позволит не вовлекаться в процесс служебных взаимоотношений излишне эмоционально: не принимать его с идиотской серьезностью, не придавать чрезмерного значения временным успехам и поражениям. Скажем, футболисты во время матча используют всевозможные хитрости и тактические уловки, отдавая все силы победе над соперниками, но в раздевалке или за кружкой пива относятся друг к другу по-дружески. А мы забываем, что речь идет об игре, и начинаем видеть в сослуживцах личных врагов. Именно из-за этого и рождаются психологические проблемы.

Как же сделать так, чтобы «Игра в работу» стала приносить нам настоящее удовольствие?

Интереснее всего те игры, где возможности противников уравновешены, а правила едины для всех. Например, в футболе одинаковое количество игроков в командах, ворота равного размера, у шахматистов — поровну одних и тех же фигур и т. д. Рассматривая с этой точки зрения нашу работу, можно заметить, что здесь ситуация несколько иная. Например, в соответствии с должностными инструкциями (правилами игры?) начальник имеет значительно больше прав и возможностей реализовать их. Коллеги зачастую обладают превосходством в квалификации, связях и опыте. А мы похожи на шахматиста, давшего противнику фору — ладью или ферзя. Конечно, в этом случае выиграть значительно сложнее: Это, правда, не означает, что мы заранее обречены и должны смириться со своим положением. Шанс победить есть — надо превзойти соперников в мастерстве. Тому, как стать гроссмейстером делового общения, и посвящена эта книга.

Начнем с процесса трудоустройства. Его можно рассматривать как выбор игры — футбол, хоккей или регби — и команды, в которой мы будем играть. От того, насколько правильно мы выберем самую привлекательную для себя игру и попадем в команду, наиболее соответствующую нашей квалификации и способностям, во многом будут зависеть будущие результаты. В это время у нас одна, главная, цель — добиться желанной работы. Тут предстоит пройти несколько этапов.«Вначале необходимо понять, какая же работа нам нужна. Затем — подобрать подходящую вакансию. Наконец, пройти через сито отбора. И только в том случае, когда подходящая работа получена, трудоустройство считается успешно завершенным.

Мы оказываемся в новом коллективе, где уже существует сложная система психологических взаимосвязей. Наше иерархическое положение примерно такое же, как и у коллег. Но это не означает, что между нами автоматически установятся равноправные деловые отношения. Именно от нас зависит, чтобы так произошло. Мы должны приложить определенные усилия и использовать на практике психологические знания, достигая взаимопонимания. Особенно важно научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях. В зависимости от наших действий они могут стать либо источником негативных эмоций и нервных стрессов, либо возможностью проявить, гибкость и добиться изменений к лучшему.

Несмотря на всю важность общения с коллегами, именно от отношений с начальником, в первую очередь, будут зависеть как перспективы карьеры (да и просто возможность работать на этом месте!), так и сохранение нашего психического (а подчас и физического!) здоровья. Следует твердо усвоить: у любого босса — даже при наличии несомненных достоинств — есть определенные недостатки. Но разве именно мы должны заниматься их исправлением? Мы также не обязаны сносить попытки начальника злоупотребить своим положением. Для этого необходимо грамотно защищаться от принуждения и манипуляции, критических нападок и сексуальных домогательств. Мы должны уметь добиваться повышения зарплаты и отстаивать свои человеческие права. Не вредно также иметь в своем арсенале несколько эффективных способов управлять поведением шефа.

Но все это не поможет, если не научиться владеть собой. Часто мы находимся в положении подчиненного не просто в силу иерархического положения. Мы являемся рабами своих привычек, не умеем адекватно справляться с отрицательными эмоциями и т. д. Только контролируя себя, можно избавиться от контроля со стороны окружающих.

Невозможно изменить свою жизнь, лишь прочитав о других способах поведения. Нужно применить их. И не обязательно стиснув зубы. Лучше относиться к этому как к игре. Если понравится — хорошо. А нет — ничего страшного. В любой момент можно вернуться к привычной игре или придумать новую.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Карьерные игры, или Психология делового общения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я