1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Валерий Свешников

Дресва

Валерий Свешников
Обложка книги

Мне привелось побывать во многих местах и попадать в такие переделки, что даже теперь удивляюсь тому, как вроде бы незначительные события оказывается имеют неожиданное продолжение, а иногда становятся даже судьбоносными. Понять их подлинный смысл удается не всегда. Но, отбросив прочь мелочи быта, можно увидеть их суть и важность.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дресва» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Классная одноклассница

Почти у каждого из нас есть друзья. И мы обычно дорожим дружбой с ними, но не всегда можем сказать, как же она все-таки возникает? Конечно, чаще совершенно случайно — ребята вместе играли в детстве, сидели за одной партой, ходили в какой-нибудь кружок, а то и по какой-нибудь другой причине.

В любом случае, можно считать, что появление дружеских отношений, как ни странно, это настоящее везение, а то и счастье. Хотя бы потому, что мы все время сталкиваемся с множеством, как говорится, встречных-поперечных, но ведь дружба-то возникает далеко не со всеми. И тогда, само собой, хочется понять, почему у кого-то она появляется, и как?

На этот счет есть много мнений, одни считают, что тут важно сходство интересов, вкусов, характеров и чего-то еще. Другие же полагают, что только наука приоткрывает суть дружеских отношений. При таком подходе важным считается, что все мы очень разные, поэтому и привлекает нас друг к другу не сходство интересов, а то, что на деле-то, чаще бывает, — их близость, а по-научному, она обозначается как асимметрия.

И вот тогда эти некоторые отличия наших взглядов на все, с чем мы встречаемся в жизни, и привлекает нас друг к другу. Эта небольшая разница мнений и представлений обычно сохраняется в будущем — она частая причина споров друзей, но и источник взаимных интересов.

В свою очередь получается, что если дружат два человека, то это не одна дружба, а две. При этом у каждого складывается свое отношение к другу, и свои взгляды на все. Ну, а если дружат три человека, то и дружб уже будет шесть.

Вследствие этого становится понятным, почему сама по себе дружба, и тем более, возникновение ее, считается счастливым случаем и редким стечением обстоятельств.

Примером такой удивительной удачи может служить дружба, начинающаяся, например, с первого класса, когда будущих друзей, а пока робких первоклашек, посадили за одну парту, и они потом стали друзьями на всю жизнь. Ведь они случайно сели рядом, но еще большая случайность, если их посадил учитель.

Им можно позавидовать, потому что все мы в школе сидели вдвоем с кем-то за партой, но ведь и тех ребятишек могли бы не посадить вместе, и тогда не было бы этого счастливого события — возникшей дружбы. А что бы тогда вышло при таком неудачном раскладе? Как обычно, в таком случае возникло бы что-то другое — от простого равнодушия и безразличия, и до неприязни, вражды и даже ненависти.

Что-то подобное случилось и у нас с Наташей — мы встретились по-настоящему случайно и даже не сидели за одной партой, но все равно получилась у нас дружба.

А все потому, что родились мы почти в один день, да еще и в одном роддоме. Как водится, сначала подружились наши мамы. Возможно, потому что они оказались в чем-то похожими, у взрослых такое тоже бывает. Обе слыли большими рукодельницами, любительницами вкусно готовить, желающими поделиться рецептами блюд при тогдашнем-то скудном рационе, готовыми обменяться секретами шитья, вышивки, ну и тайнами ухода за детьми, и даже обе они слыли книгочеями, желающими при этом меняться книгами — ведь в библиотеку не всегда есть время сходить. Пожалуй, это хороший пример асимметрии интересов.

А, кроме того, наши мамы оказались не только соседками по палате, но жили они поблизости друг от друга. Так родилась их хорошая дружба на всю жизнь. Само собой, и мы с Наташей как соседи тоже дружили, а потом учились в одном классе ближайшей к нам начальной школы.

Все это случилось в Вологде, давным-давно, ведь родились мы еще до Финской войны. Город тогда был небольшим, и в нем многие жители, если не были родственниками, пусть и далекими, то иногда знали друг друга, как соседи или сослуживцы. А если же встречались где-либо горожане, не знакомые друг с другом, то почти всегда находились у них общие знакомцы, и это сразу как-то людей сближало.

Так и в нашем классе почти все, хотя бы немного, но тоже были знакомы — ходили в один детский сад, встречались летом на реке или в парке на аттракционах, а зимой на ледяной горке.

Так мы с Наташкой иногда вместе оказывались во дворе довольно примечательного особняка, что располагался как бы посередине между нашими домами. Он был красив и, возможно, удобен. В нем имелось два красивых подъезда с балконами, выходящими на улицу, и также два входа с другой стороны — во дворе. Эти подъезды, называемые парадными и черными, очень отличались друг от друга — первые с красивой резьбой, как и весь фасад дома, а те, что были входом со двора, потому и назывались «черными», что выглядели они как-то неказисто и обыкновенно — две или три ступеньки и простые без украшений двери.

В этом особняке в Первую мировую войну, а потом и Гражданскую, помещалось Американское посольство. Кстати, все посольства из Петрограда, переехали тогда в спокойную Вологду, куда немецкие войска не доберутся.

Так вот от тех времен во дворе этого дома оставались «Гигантские шаги», — всего скорее, это был, своего рода, аттракцион для отдыха сотрудников посольства. Он представлял собою высокий столб, на вершине которого был закреплен вращающийся диск с крючьями. К ним — к крючкам — подвешивались толстые канаты с петлями на концах.

Если надеть на себя эту петлю так, чтобы ты как бы на ней мог сидеть, а потом разбежаться вокруг столба, то получалась почти карусель, и все ее счастливые ощущения, ради которых эти «шаги» и устраивались.

Канатов было четыре или пять, если же все участники этого круговращения разбегались, и умели держаться, то они получали истинное удовольствие от взлетов в воздух, а после нескольких секунд полета, приземления.

Само собой, этот аттракцион «работал» целыми днями, а очередь из нас, желающих прокатиться, толклась там постоянно.

Там стихийно складывалась своя «демократия», слегка похожая на давнишнюю новгородскую. Мы следили за временем катанья, ссорились, если нарушались «условия договора», мирились, и при этом знакомились. Ради удовольствия от полета по кругу, мы все, ну почти все, были терпеливы.

Постепенно даже подбирались своего рода команды умельцев, способных быстро бежать и надежно сидеть, крепко держась за канат. Они взлетали так высоко, что, бывало, летели почти полный круг по воздуху.

Завсегдатаи быстро знакомились, поэтому и в нашем первом классе обнаружилось несколько любителей этих «шагов». Вообще-то наш класс подобрался довольно дружным. Обнаружились, к сожалению, и ребята, для которых дружба — пустое слово — они шалили, а то и просто хулиганили. Хорошо, что они скоро исчезли, оставшись на второй год.

Время летело быстро, и вот мы уже перешли в четвертый класс. То есть в выпускной. Стало быть, нам предстояло сдавать настоящие экзамены — первые в нашей жизни. Их насчитывалось, ни много ни мало, а четыре штуки — математика — устно и письменно и русский язык — тоже два экзамена.

Нас предупредили, что надо к ним готовиться, но мы еще не знали, как это делать. По этой ли или другой причине между четвертыми классами устроили почти творческий конкурс по разыгрыванию сценок из стихов, изучаемых в «Родной речи», так тогда называлась литература. Но может быть, и потому, что кому-то из студенток Пединститута или Педучилища, проходящих в нашей школе практику, этот конкурс был заданием для зачета.

В нашем классе готовили три или четыре сценки, а запомнились лишь инсценировки «Квартета» по Крылову и «Мужичка с ноготок» по Некрасову.

В «Квартете» играло побольше учеников, чем у нас в «Мужичке». Наташке в «Квартете» дали роль обезьянки. Я с другом Славкой участвовал в некрасовском «Мужичке». Причем чуть ли не в главной роли — мы играли лошадь.

Поначалу все шло на лад. Но в «Квартете», еще во время репетиций, вдруг случился провал пьески, причем с оглушительным треском. Нужные по сценарию инструменты тогда довольно быстро нашли, но долго искали скрипку, а точнее, скрипача со скрипкой. И нашли, но, правда, в третьем классе.

Наконец, начались репетиции. Музыканты старательно дудели, изображая нужную какофонию, но скрипач — Миша — не мог фальшивить, и старательно исполнял Бетховенского «Сурка». В ответ остальные слушали, а точнее, внимали и замолкали. И так повторялось из раза в раз на двух репетициях.

А на третью пришла мама Миши, и когда услышала «аранжировку» «Квартета», то взяла Мишу за руку и увела со сцены навсегда, и тем самым, возможно, перекрыв сыну путь к славе на подмостках сцены. Мишина родительница даже накричала на наших «режиссеров» и пригрозила, что «ноги ее сына здесь больше не будет никогда». Хотя мы считали, что в сценке нужны-то были бы не ноги, а руки Миши.

Обидно, но запасных скрипачей не нашлось во всей школе. Поэтому участники пьески остались без дела, но по-прежнему ходили на репетиции в надежде, что, может быть, еще не все потеряно.

Вот тут и проявилась натура Наташи. Она, в надежде на продолжение репетиций, пришла в зал, и увидела, как мы отрабатываем начальную, можно сказать, мизансцену. Нам со Славкой — моим дружком — следовало научиться возить сани с хворостом.

Маску лошади клеил мой отец, а нам со Славиком, пока без нее и без «сценической одежды», надо было научиться останавливаться в нужном месте и в нужное время.

Надо было стать так, чтобы герой — Мужичок — был примерно на середине сцены. Тогда как мы, то есть лошадь, должны будем стоять чуть не за кулисами. Но наши души хотели большего. А нас, похоже, затирали.

Вот мы и ходили туда и обратно, отрабатывая сценку, задуманную «режиссерами». Из реквизита мы были запряжены обычными веревками в сани с несколькими поленьями. Но потом оказалось, что нужны и вожжи. Все эти постромки путались, дрова падали, а мы останавливались то рано, то поздно. Хотя надо было встать, когда Мужичок произнесет: Отец, слышишь, рубит, а я отвожу. Но и с этим моментом тоже были неувязки, но уже не у нас.

Тут Наташка и предложила начертить мелом на полу сцены черту, у которой нам надо остановиться. Дело сразу пошло, а Наташа стала почти помощником «режиссера».

Наконец, пришло время того самого конкурса. Маска лошади была готова, но она немного сползала с моей головы при движении, и тогда я хуже видел дорогу. Мы натянули на себя рыжие шаровары, а на спину Славке набросили одеяло такого же линялого цвета.

Сначала мы долго ждали выхода. В зале сидело много зрителей, но мы лишь слышали какие-то крики, аплодисменты и хохот. Нам, однако было не до смеха в зале. В «лошадиных» шароварах становилось жарко, и казалось, что мы спаримся. Но вот началось и наше представление.

Почему-то Мужичок, он же Лева, позабыл с перепугу все слова. Правда, он и прежде спотыкался на «вестимо», и пытался сказать «везти, мол». Мы стали Леве подсказывать, но сквозь маску и одеяло он нас не слышал.

Потом на вопрос: А звать тебя? Лева честно брякнул: Лёвой!

Наконец, Мужичок произнес: Ну, мертвая! И мы тронулись, а я тотчас понял, что попытки подсказать слова Леве, вышли нам боком, — маска съехала, и я видел не дорогу, а часть стены, да и то одним глазом. Не удавалось увидеть и Наташу, но мы все-таки наобум двигались.

Вдруг наехали на какой-то стул, да и сцена почему-то внезапно кончилась, а потому мы сыграли «кучу-малу». Хорошо, что на нас надели шаровары и одеяло — это спасло, но падая, мы запутались в постромках и вожжах. А сверху вдобавок свались сани с поленьями. Поэтому зрители смеялись от души, увидев неожиданный финал известного стихотворения.

Так прошел тот конкурс. Потом были те самые выпускные экзамены, а на следующий год мы с Наташей уже учились врозь, потому что всех нас развели — мальчишек по мужским школам, а девочек — по женским. Понятно, что виделись мы редко. Летом встречались на реке или на тех же «Шагах», а зимой на ледяной горке.

А потом и школа закончилась, но тогда после получения аттестата, в институт поступать не удавалось — нужен был двухлетний трудовой стаж. Считалось, что эта нелепица, как было принято, была введена по предложениям трудящихся. Но никто за два года работы ради стажа так и не нашел того «инициатора» среди представителей трудового народа.

Казалось, пути наши разошлись, и каждый искал свою дорогу. Наташа зарабатывала рабочий стаж в народном хозяйстве, а я поступил в техникум на электровозное отделение. Мой путь оказался более длинным. Три года в техникуме, а потом меня еще призвали в армию, тоже на три года.

Только там, я и начал считать, сколько же дней предстоит отслужить. Подсчитал и ахнул. Надо будет потерять тысячу дней с гаком. Тогда же понял, что всего на всего человек живет каких-то тридцать тысяч дней, правда, кому-то удается и чуть больше.

Вот я и решил, надо наверстывать упущенное. И здесь немножко повезло — командование меня направило в командировку. Да не куда-нибудь, а в родную Вологду. Надо было перегнать туда паровоз, и побыстрее поставить его на ремонт. Отец помог это устроить, он работал на этом заводе.

На холодном неработающем паровозе мы катили через треть страны. Почти неделю я с сослуживцем ехали с северного Урала до Вологды. Нам надо было следить, чтобы в паровозных подшипниках всегда было масло. А потом мы были свободны. Правда, надо было все время топить буржуйку, ведь ехали-то мы зимой, готовить чего-нибудь себе поесть, и, хотя бы чайку погонять раза три в день. А в промежутках мы читали, болтали «за жизнь», да смотрели в окна.

В Вологде меня ждала новость — мой друг Славка уже окончил Мурманскую мореходку, и ехал, а точнее, летел на работу по распределению. А Наташа — наша одноклассница училась в Ленинграде в Университете на биофаке, и даже моя младшая сестра Люся тоже туда поступила, но на химфак.

Понятно, что это меня как-то царапнуло и подстегнуло. Я понял, самое время браться за ум. Поэтому разыскал адреса этих «агентов влияния» из университета, и с ними началась активная переписка. Само собой, мои друзья — Наташа и Люся — стали добровольными наставниками.

В результате получилось почти как в том представлении, где мы изображали лошадь, а Наташа опять пыталась показать правильную дорогу, но теперь уже на биофак. Понятно, что надо было действовать более осмотрительно, а финального падения хотелось бы избежать.

Когда я вернулся в часть из командировки, то постарался перебраться на далекую таежную станцию — подальше от командиров. Учебники уже были со мной, а кое-что пришлось еще прислать почтой.

Я засел за них. И тут мне опять немного повезло, ведь в той глуши появилось свободное время. Правда, не каждый день я мог заниматься, но примерно через день мне удавалось основательно посидеть над учебниками.

Наша переписка с Наташей становилась почти постоянной — примерно одно письмо через две недели. А все потому, что тогда менялись программы вступительных экзаменов. Только Наташка мне сообщила, что на биофаке будет шесть вступительных экзаменов. Не узнай я об этом вовремя, то получил бы вместо поступления что-то вроде падения в «кучу-малу».

Так благодаря нашей дружбе и помощи, я поступил в Университет. Началась совсем другая — счастливая полоса жизни. А Наташа и Люся — мои помощники и советчики — стали настоящими друзьями.

После окончания Университета мы изредка виделись, и это всегда были встречи добрых советчиков и верных друзей.

И вот минуло полвека, не стало моих наставниц, но хочется сказать о них: Светлая память и вечный покой!

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я