В этой книге автор открывает перед вами страницы собственного дневника, оживляя истории родной земли, своей жизни и своего рода. Он делится историями о предках и потомках, их быте и трудах, их торжествах и печалях. Однако этот рассказ не ограничивается одной семьей или одним местом. Автор погружает вас в богатую ткань социальной жизни, оживляя окружающую действительность с такой точностью и деталями, словно вы просматриваете старые фотографии. Картина на них то веселая, то напряженная, иногда откровенно трагичная, но она гарантированно не оставит вас равнодушными. Это не просто книга, это путешествие в прошлое, в котором каждый найдет что-то для себя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прошлое рядом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Поругать нельзя похвалить
Эти три слова, по моему мнению, наилучшим образом отражают суть педагогики, основу всего воспитательного процесса. На них зиждется вся система образования: от детского сада и до окончания вуза.
С доисторических времен и по настоящее время вся образовательная процедура общения в системе «учитель-ученик» зависит от того, где стоит запятая в нашем заголовке. Если плохо учатся, не слушаются: ребенок, школьник, студент своего воспитателя, учителя, преподавателя, фраза звучит так: «.Поругать, нельзя похвалить». Если же отношения между теми же действующими лицами складываются позитивно, то она же выглядит так: «Поругать нельзя, похвалить». И от того, где поставить в этом выражении запятую и соответственно выстроить взаимоотношения детей и взрослых и зависят успехи и неудачи образовательной системы. Причем, везде и всегда. В любое время при любом государственном строе, как у нас, так и в той или иной стране мира.
Кажется, что все невероятно просто, надо только, чтобы ребенок был воспитан в семье и хотел учиться. Дальше все пойдет, как по маслу, запятая будет стоять там, где ее очень хочет поставить мой компьютер, после слова «нельзя». Но так случается далеко не всегда. В комедии Фонвизина «Недоросль» ее герой Митрофан «хочет жениться, а не учиться». И с этим желанием согласна его мама, хотя она уже тогда, более 200 лет назад обязана была обучать своего великовозрастного сына. Сегодняшние восьмиклассники читают, как и их родители когда-то, это произведение, смеются, но себя и свою семью в ней узнавать не хотят. И никакие Цыфиркины, Кутейкины и Вральманы, так же, как и сегодняшние педагоги не в силах ничего изменить. Даже, если на месте учителя окажется министерский чиновник или академик, ничего не изменится. И циркуляры сверху, и постоянные контрольные работы, спускаемые сверху и призванные установить реальную картину в образовании, бесполезны. Замены одних форм итогового контроля на другие только несколько снижают коррупционную составляющую этой системы. Кстати, крики со всех сторон в прессе об отмене ОГЭ и ЕГЭ идут от тех, кто невольно или умышленно хочет вернуть систему повальных взяток, заполонивших все образование совсем недавно.
Почему же значительная часть наших детей не хотят учиться и скорее всего не будут, несмотря ни на что? Что с этим делать? И как отнестись к тому факту, что подавляющее число сегодняшних взрослых, имея высшее образование, не могут помочь уже в начальных классах, не говоря о средних, сделать своим детям домашнее задание. Сами жалуются, чему был свидетелем много раз в разное время. Это говорит только о том, какое у них образование и как они его получили. У них есть диплом о высшем образовании, но фактически нет и среднего. Сегодня в России едва ли не самый большой процент специалистов с высшим образованием, да и не с одним. Вопрос возникает сам собой: «Если мы такие умные, то почему такие бедные?» При этом с самыми большими запасами природного сырья всех типов и назначений.
Все от родителей идет, с них и начинается. Какими бы не были репетиторы Митрофана, они не в состоянии научить того, кто не хочет познавать окружающий его мир. Что он хочет? Что угодно, чаще всего он даже и сформулировать это не в состоянии. А ему и не надо, ведь закон об образовании заставляет учителей школ, преподавателей колледжей и даже вузов держать у себя тех, кто этого не хочет. А потом выдавать аттестаты и дипломы о липовом образовании. Получается, поступают по формуле: «Мы делаем вид, что учим, а они делают вид, что учатся» Увы, теперь все чаще даже и вида не делают. А современные госпожи Простаковы всегда на стороне своих чадушек. И начальство всех уровней тоже. Ведь по их словам, у нас самое лучшее образование, осталось его только защитить и очистить от плохих педагогов.
А защищать и улучшать сегодня сверху и не надо. Нельзя это делать тем, кто ни одного дня в школе не работал учителем, воспитателем. Или тем, кто сбежал из нее при первых трудностях, выскочив наверх по «блатной» лестнице. Нельзя ставить руководителями образования всех уровней людей, не прошедших УСПЕШНО низший уровень образовательной системы. Если же педагог зарекомендовал себя УЧИТЕЛЕМ, со своей собственной харизмой, поработал завучем, директором школы, иного образовательного учреждения, то путь наверх ему открыт. Только тогда этот специалист будет в состоянии оценить педагогические инновации, посоветоваться с коллегами, проверить их на практике и пустить в широкую практику. Пора очистить Министерство образования и органы образования от непрофессионалов. А впредь их и близко не подпускать.
Может быть, тогда прекратится постоянная чехарда со сменой школьных дисциплин, введением одних и сокращением других. Думские депутаты могут предлагать что угодно, им все равно, главное поговорить, предложить. Им же не работать в школе и свои глупости не внедрять. Правда, школьные учителя давно к этим, так сказать, нововведениям привыкли и только вид делают, что по ним работают. Так же, как и по большинству в последние годы созданных программ и написанных для них учебников. Учитель, если он зарекомендовал себя, как настоящий Учитель, всегда знает в каком месте и в какой момент надо ставить ту знаменитую запятую в моей сакраментальной фразе: «Поругать нельзя, ПОХВАЛИТЬ!». И результат всегда будет позитивный.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прошлое рядом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других