В данном случае эгоизм – это жизненная стратегия, позволяющая человеку осознать себя целью своей жизни, стать центром своего персонального мира, научиться оценивать свою жизнь по степени и качеству ее наполнения, помогающая создать окружающую его действительность наиболее комфортной именно для него, при этом не мешающая другим людям относиться к себе и своей жизни подобным или любым другим образом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я и моя вселенная. Уроки эгоизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Стартовые условия
Как прекрасно показано в «Матрице», то, что мы привыкли считать реальностью, является лишь предоставленным нам в пользование нашим сознанием интерфейсом (его еще называют тоннелем реальности), который (предположительно3) в достаточной для нашего выживания степени соответствует реальности. Создается он следующим образом: При взаимодействии с реальностью наши сенсоры генерируют электрические сигналы, которые, поступая в мозг, творчески там обрабатываются, превращаясь в доступную нам картину мира, каждый элемент которой, попадая в область нашего внимания, сопровождается словесным описанием. Достаточно немного понаблюдать за собой, чтобы убедиться в том, что, когда в поле зрения попадает, например, стол, в сознании проносится слово «стол».
С процессом обновления интерфейса реальности (а он постоянно обновляется) связан еще один интересный и крайне принципиальный момент, для иллюстрации которого представим себе наш психический аппарат в виде двухъядерного компьютера. В данный момент главной его особенностью является значительная (счет идет на порядки) разница в мощности этих ядер. Более мощное и более древнее первое ядро отвечает за подсознание, то есть за все те процессы, которые мы не осознаем и на которые не можем сознательно влиять. Более позднее и более слабое второе ядро — за сознание, то есть за те процессы, которые мы осознаем и на которые можем сознательно влиять. Так вот, за сбор информации отвечает первое ядро, а за включение ее в интерфейс реальности — второе. А так как поток поступающих сигналов значительно превосходит мощность второго ядра, существует программа «цензор», которая определяет, какие из поступающих сигналов войдут в интерфейс реальности, а какие так и останутся необработанными на нашем «жестком диске4». В результате наша картина мира во многом определяется настройками «цензора», и если он, например, настроен на неудачу, мы никогда не сможем увидеть ведущий к успеху шанс, зато каждый потенциально провальный шаг будет гарантированно нашим, и наоборот. Большинство настроек «цензора» прописывается в автоматическом режиме и работает по умолчанию.
Из этого следует, что каждый человек живет в своей персональной вселенной, которая лишь частично совпадает с вселенными других людей, причем, во многом благодаря тому, что мы постоянно сверяем с окружающими описания наших вселенных. То есть, размер, форма и качество жизни в вашей персональной вселенной во многом зависит от свойств вашего сознания, поэтому, чтобы изменить ваш персональный мир, нужно в первую очередь работать над собой. Для этого давайте разберемся с предметом приложения сил.
Шоу началось несколько миллиардов лет назад. По одной из версий первый живой организм зародился непосредственно на нашей планете в «первичном бульоне». По второй — прибыл к нам из космоса на метеорите (теория панспермии), то есть, зародился в первичном бульоне где-то в другом месте. В контексте нашего разговора это не имеет значения. В любом случае все началось с простейших, которыми управляли 2 базовых побудительных мотива: погоня за удовольствием и уход от страдания. В те относительно бесхитростные времена страдание было связано с угрожающими выживанию факторами, а удовольствие — со способствующими ему. А так как жизнь нередко бывала полуголодной, у организмов развился механизм энергосбережения, переводящий в спящий режим все неактуальные в данный момент функции организма.
По мере изменения жизни на Земле, менялось и население планеты. Краеугольным камнем этих изменений был принцип достаточного для выживания минимума: все, кто доживал до размножения, оставляли после себя потомство.
Со временем слишком слабые для самостоятельного выживания организмы начали объединяться. Одно из направлений такого объединения привело к появлению многоклеточных форм жизни, другое — к появлению группового или стадного существования. Это повлекло за собой изменение первичных побудительных мотивов у объединившихся в группы животных, благодаря чему у них появились стадные инстинкты, заставляющие отдельные особи соотносить свое поведение с поведением стада.
Затем стада одного из видов приматов трансформировались в то, что сейчас принято называть обществом, а когда это общество подчинило его членов принципу тотальной собственности, он стал определяющим для человеческого стада. В результате возникла следующая пирамидальная структура:
На ее вершине находился верховный собственник из мира богов, которому принадлежало абсолютно все. На земле от его имени правили наместники: жрецы с царями, которые были собственниками не только контролируемых территорий, но и всех проживающих там людей, и всего того, что принадлежало тем людям. То есть более низкие рангом люди фактически были имуществом более высоких, а все, что им принадлежало, было, как бы, пожаловано им в пользование их хозяевами.
Следствием этого положения дел стал принцип тотального служения, согласно которому все должны были служить своим господам, включая верховных правителей, которые служили непосредственно богам. Отсюда видно, что любой долг по факту нашего существования является свидетельством того, что наше «свободное» общество продолжает оставаться рабским, а степень нашего порабощения обратно пропорциональна той степени, в которой мы можем распоряжаться собой, своим телом, своим здоровьем и своей жизнью.
Привлекательной стороной положения раба является обязанность рабовладельца нести ответственность за его (раба) судьбу, в результате раб чувствует себя в определенной степени защищенным от необходимости думать своей головой и жить своей жизнью, на что он, будучи рабом по своей сути, не способен в принципе. Поэтому современное рабство держится, прежде всего, на желании самих рабов сохранить свой статус.
Короче говоря, в результате биологической и социальной эволюции появился и захватил пищевой трон на нашей планете стадный человек. Рассмотрим основные его свойства.
Стадный человек определяет себя по множеству принадлежностей к тем или иным группам (стадам) людей. На вопрос, кто ты, он ответит перечислением групп, к которым принадлежит. Например, скажет, что он русский, врач, интеллигент, православный, из такой-то семьи и так далее. Для него характерны фразы типа «мы выиграли войну» или «мы взяли столько-то там медалей на олимпиаде», или «у нас с украинцами…».
Свое поведение и действия окружающих стадный человек соотносит с представлениями о социальном одобрении (как я выгляжу в чужих глазах) и сверяет со списками соответствия. Такими списками являются понятия «мужчина», «женщина», «любовь», «дружба», которые определяются набором (списком) признаков. Что же до так называемого бунтарства, то оно является подвидом основанного на социальном одобрении поведения, так как за ним стоит желание быть не таким, как другие или же показать (доказать) что-то другим. Так что бунтари обыкновенные — это тоже стадный вид людей.
Одним из излюбленных вопросов стадного человека является вопрос: для чего ты живешь? По умолчанию подразумевается, что, только живя ради чего-то, человек действительно живет и наполняет свою жизнь таким атрибутом, как смысл. Смысл для стадного человека является определяющим ценность его жизни свойством. Живя ради чего-то, стадный человек автоматически превращает себя в средство для достижения цели своей жизни.
Не имеет значения, живет он ради служения Родине, «высшим силам», абстрактным идеалам, детям или чему-либо еще. Ведь даже живя ради собственного процветания, человек все равно остается рабом цели. Крайней формой такого рабства является кодекс самурая.
Не менее важным является вопрос, что такое жизнь? Не в абстрактно-философском, а в житейски-практическом значении этого слова. Для стадного человека она служит, прежде всего, базовым ресурсом, позволяющим ему служить своей цели.
К счастью для эгоистов, положение на пищевом троне напрямую зависит от соответствия требованиям среды обитания. Современные технологии и взрастающая на них экономика больше не нуждаются в таких стадных образованиях, как государство, нация и семья, да и само географическое положение человека перестает играть определяющую роль в его работе или судьбе. В результате на смену человеку стадному приходит эгоист, он же человек индивидуальный, который определяет себя, как я — это я, что автоматически делает его центром собственной вселенной.
Причем в отличие от нарцисса или эгоцентриста эгоист считает, что центром вселенной других людей являются они сами, поэтому для него вполне естественно, что другие люди тоже ставят на первое место свои интересы, что делает его прекрасным партнером в любой взаимовыгодной в самом широком смысле этого слова деятельности. Нарцисс или эгоцентрист уверен, что его интересы должны быть на первом месте и у имеющих с ним дело людей, которые фактически воспринимаются им как средства удовлетворения его потребностей.
Остальные люди располагаются во вселенной эгоиста в зависимости от степени их влияния на его жизнь и с учетом иерархии его потребностей. Первейшей базовой потребностью является потребность в собственном жизнеобеспечении, потому что иначе человек попросту умрет либо будет занят вопросами непосредственного выживания. Поэтому ближайшая к эгоисту орбита отводится для приобретения средств к существованию. На этой орбите находятся те, от кого напрямую зависит материальное положение эгоиста, то есть, начальники и деловые партнеры. Вторая орбита закреплена за удовлетворением сексуальных потребностей, поэтому на ней находится постоянный сексуальный партнер. Участники случайных связей и несерьезных отношений лишь пересекают эту орбиту. Дальше идут дети, если они есть или планируются. Что же до детей по недосмотру, то эгоист пресекает их появление всеми доступными ему ненаказуемыми способами, так как появление нежеланных детей противоречит его эгоистическим взглядам на жизнь. Эти три орбиты образуют «ближний космос», который включает в себя тех, с кем действительно необходимо считаться. «Средний космос» отводится родителям, братьям-сестрам, друзьям и прочим людям, находящимся в непосредственном окружении эгоиста. С этими людьми отношения строятся либо по принципу взаимного обогащения в самом широком смысле этого слова, либо они (люди) отправляются по возможности во «внешний космос», где обитают те, кто никак не влияет на жизнь эгоиста, и о ком поэтому можно вообще не думать.
С другими людьми эгоист объединяется для того, чтобы решать требующие совместных действий нескольких человек задачи. Отношения в таких группах он строит на уровне деловых взаимовыгодных соглашений. Он может рисковать, но никогда не станет жертвовать собой или своими интересами ради интересов других, а Родина для него является лишь средой обитания. Поэтому к тому же присоединению Крыма он относится либо как к причине исчезновения многих импортных товаров и роста цен, либо как к источнику дохода, если у него есть возможность на этом заработать. Вся прочая, не затрагивающая его интересы «лирика» ему не важна и не интересна. Поэтому в отличие от стадной публики его никогда не будут восхищать люди типа Януша Корчака.
Сексуальные отношения для него являются партнерским договором. Разумеется, он способен на долгие сексуальные отношения и глубокую искреннюю привязанность. Он может быть нежным, заботливым и так далее, но сам штамп в паспорте и кольцо на пальце для него значат не больше, чем подпись под имущественным договором.
В отличие от стадного человека, эгоист сам отвечает за свою жизнь. Он не нуждается ни в социальных, ни в духовных вождях, ни в боге, ни в дьяволе. Разумеется, он обращается к другим людям за помощью в случае необходимости, но не перекладывает на них ответственность за свою судьбу.
Эгоист сам является целью, а не средством ее достижения, поэтому его стратегический вопрос можно сформулировать примерно так: «Что я хочу от жизни, и что я должен делать, чтобы этого добиться?», а его цели служат ему, а не управляют им.
Жизнь для эгоиста — это цель и одновременно область, которая по мере проживания наполняется содержанием. Частично это содержание привносится самой жизнью, а большая ее часть — самим живущим. В зависимости от качества наполнения жизнь является приятной или неприятной. Другими словами, задача эгоиста наилучшим образом наполнить свою жизнь.
Как я уже говорил, создаваемая современной экономикой и технологией индивидуалистическая среда обитания несовместима со стадным образом жизни, поэтому дальнейший научно-технический и экономический прогресс воспринимается стадным человеком как угроза его существованию. Ведь если он перестанет быть частью стада, он автоматически превратится в ничто на уровне самоопределения. Поэтому во все стадные времена изгнание из стада считалось крайне тяжелым наказанием, сопоставимым со смертной казнью. Чтобы предотвратить свою гибель стадные люди (осознанно или нет) пытаются всеми силами затормозить дальнейший прогресс, используя для этого «традиционные» ценности, «скрепы», левачество и прочие стадные штучки.
В результате сегодня мы имеем удовольствие наблюдать кризис, сопоставимый по своей значимости для человечества с поставившим крест на господстве динозавров визитом астероида.
Теперь можно перейти непосредственно к развитию сознания отдельно взятого человека. Определяющую наше поведение часть психики можно представить в виде трех слоев.
Первый и самый важный мы получаем путем импринтирования или запечатления. Импринт — это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу. Иными словами в определенные моменты, их называют периодами импринтной уязвимости, в нашей психике автоматически прописываются шаблоны поведения, в результате чего образуется база, на которую ложится следующий слой или кондиционирование. Оно же — создание условных рефлексов или выработка определенных реакций путем достаточного для этого повторения одних и тех же ситуаций. И уже только на этот слой ложится так называемое обучение или сознательное усвоение знаний и умений. Причем основам нашего поведения мы обучаемся точно так же, как и любой другой маленький примат. Мы выбираем наиболее авторитетную особь в нашем окружении и копируем ее поведение.
В результате именно набор импринтов определяет нашу картину мира, которая еще называется тоннелем реальности. Все остальное попросту отфильтровывается нашим сознанием. Так что мы практически ничем не отличаемся от киски из детского стихотворения:
— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы, у английской.
— Что ты видала при дворе?
— Видала мышку на ковре!
А как же ум? Он чаще всего либо генерирует непрекращающийся поток бредовых мыслей, либо работает в режиме изобретения приемлемых объяснений и оправданий происходящего.
Доктор Тимоти Лири, изучая измененные состояния сознания, разработал восьмиконтурную модель человеческой психики.
Первый контур называется биовыживательным. Он возник практически одновременно с возникновением жизни. Его задача — разделять окружающую реальность на питательно-полезные вещи, к которым надо стремиться, и опасно-вредные, от которых надо убегать. У человека он включается сразу же после рождения, если не раньше. Поэтому очень важно, чтобы младенец чувствовал себя любимым матерью, так как именно от этого зависит, каким он импринтирует мир: полным возможностей для успеха и счастья или полным опасностей для несчастья и неудач. Этот контур является базой, на которую накладываются импринты других контуров, поэтому степень материнской любви является определяющим дальнейшую судьбу человека фактором.
Второй контур называется эмоциональным. Он возник предположительно 500 миллионов лет назад, когда появились позвоночные и начали бороться за территорию. Поэтому он еще называется территориальным. У человека он включается, когда тот переходит от ползанья к хождению. От того, насколько благосклонно воспринимается родителями его активность, и насколько грамотно они защищают его от опасностей, зависит, будет ли он чувствовать себя лидером-победителем или неудачником-аутсайдером на последних ролях.
Считается, что именно эти 2 контура создают жизненный сценарий, по которому человек будет жить всю свою жизнь.
Третий контур называется манипулятивно-символьным. Это то, что мы обычно называем умом. Он появился 4—5 миллионов лет назад, когда семейство человекообразных начало отходить от других отрядов приматов. У людей он активизируется, когда ребенок начинает говорить и манипулировать, то есть пользоваться предметами.
Четвертый контур называется социополовым. Ему около 30 тысяч лет. Он появился, когда гоминидные стаи эволюционировали в общества и начали наделять членов этих обществ конкретными половыми ролями. У человека он активизируется в момент полового созревания. В результате первые оргазмы и опыты половых контактов импринтируют характерную сексуальную роль, которая закрепляется биохимически и остается неизменной на всю жизнь.
Этими четырьмя контурами полностью описывается работа мозга или, лучше сказать, состояние сознание подавляющего большинства людей, так как следующая четверка контуров за редким исключением находится в выключенном состоянии.
Первый из них, он же пятый называется нейросоматическим, так как он связан с соматическим блаженством. Его история насчитывает около 4 тысяч лет. Он появился, когда возник класс пребывающих в праздности людей. Этот контур запускается йогой, тантрой, сенсорной депривацией, общественной изоляцией, физиологическим стрессом, сильным шоком и пребыванием в невесомости.
Шестой контур получил название нейроэлектрический, так как во время его включения нервная система начинает осознавать саму себя. Он появился около 500 лет до нашей эры среди адептов некоторых оккультных групп. Он включается при помощи практики высших ступеней раджа-йоги и ее аналогов и настолько отличается от всего остального, что о нем трудно сказать что-либо вразумительное. С тем же успехом можно попробовать представить себе четырехмерное пространство.
Седьмой контур называется нейрогенетическим. Когда он включается, возникает диалог между ДНК и РНК, и человек получает доступ к генетической памяти. В результате он вспоминает все свои «прошлые жизни», связанные с памятью его ДНК, формировавшейся и передававшейся из поколения в поколение, начиная с появления первых клеток. Активировавшие его люди стали авторами учения о реинкарнации, которая для них является личным опытом.
И, наконец, восьмой или нейроатомный контур, связан с осознанием квантовых процессов и освобождением от телесных ограничений. Когда нервная система подключается к этому контуру, пространство и время исчезают.
Вторым слоем на импринты ложится кондиционирование или создание условных рефлексов. Этот процесс осуществляется путем повторения одних и тех же ситуаций, требующих одних и тех же реакций.
И только на этот слой тонкой пленкой накладывается обучение.
Отсюда видно, что оптимальный вариант выращивания5 эгоиста выглядит примерно так:
В младенчестве человек должен чувствовать себя любимым, прежде всего, матерью, поэтому он должен жить окруженный любовью. Это необходимое условие для удачного импринтирования первого контура. Затем к любви должны присоединиться поддержка и мягкий контроль с целью обезопасить его от реальных опасностей, способных привести к недопустимым последствиям. При этом условия не должны быть излишне стерильно-тепличными, так как организм приспосабливается именно к тем условиям, в которых обитает.
По мере взросления среда обитания человека должна постепенно меняться от щадящей, до реалистичной, в которой ему предстоит жить. Ведь если слишком долго его оберегать от реалий нашего бытия, он вырастет к ним неприспособленным и не сможет добиваться желаемого результата.
С раннего детства человек должен быть поставлен в условия, при которых никто не станет за него делать то, что он должен делать сам. С целью обучения самоконтролю и ответственности в виде принятия последствий своих действий родители не должны контролировать те вещи, которые человек делает для себя. Например, он должен с детства понимать, что учится для себя, а не для папы с мамой, поэтому он сам должен учиться распределять свой день так, чтобы успевать и поиграть, и сделать уроки. Это не значит, что нужно забивать болт на ребенка, но если родители возьмут на себя роль надсмотрщиков, они выработают у ребенка рефлекс действовать только из-под палки. Что же до манипуляций, то это завуалированный обман, который, в конечном счете, не принесет ничего хорошего. Опять же с детства эгоиста следует приучать зарабатывать и тратить деньги, создавая для него условия, при которых он сначала будет выполнять для родителей реальную посильную работу за реальную зарплату, а потом и самостоятельно находить способы заработать. При этом работой не должно быть то, что он обязан делать бесплатно. Например, убирать свои игрушки. Полученные деньги он должен тратить так, как ему вздумается. В результате этого он научится обращаться с деньгами. Подарки должны быть исключительно проявлением любви, но никак не средствами для манипуляции типа окончишь четверть без троек — получишь смартфон. Что же до воспитания, то родителям лучше заниматься, прежде всего, собой, так как, чем они успешнее и счастливее, тем более успешным и счастливым будет ребенок, скопировав их поведение.
Как же далеко от этой картины реальное воспитание большинства из нас! Причем, не только в тех семьях, где ребенок является либо изначально обузой, либо средством манипуляции, когда, например, женщина рожает, чтобы выйти замуж, но и в «хороших» семьях, где ребенка действительно любят, но пытаются воспитывать без учета его психологии и физиологии, не понимая, к чему реально приводят их усилия.
Прежде всего, это неадекватность внушаемых ценностей и поведенческих установок, которые не только не работают в реальной жизни, но и не используются самими родителями, либо носят взаимоисключающий характер, например «ты всегда должен делиться с другими» и тут же «ты опять раздаешь друзьям?..».
Другой встречающейся чуть ли не на каждом шагу ошибкой является самопожертвование или попытка родителей перестать жить своей жизнью и начать жить жизнью ребенка. Так вот, нет у человека большего врага, чем тот, кто пытается жить его жизнью. Во-первых, живя жизнью ребенка, вы фактически отнимаете ее у него, то есть совершаете некий аналог убийства. Во-вторых, вы тем самым не даете ему развивать в себе навыки самостоятельной жизни, превращая его тем самым в социального инвалида. Поэтому, дорогие родители, лучше обратитесь со своими неврозами к хорошему психологу, так как желание жить чужой жизнью — это всегда симптом невроза.
Еще одно «зло» — повальная игра в «папа-мама дай», когда дети поставлены в условия, при которых они не зарабатывают деньги на свои расходы, а выпрашивают либо их, либо нужные или привлекательные вещи у родителей. В результате они вырастают незнающими цену деньгам иждивенцами.
Подведем итог:
Как вид мы появились на свет в результате модификации первого возникшего на Земле или прибывшего из космоса одноклеточного организма, которая осуществлялась и продолжает осуществляться по принципу достаточного для выживания минимума. Благодаря принципу энергосбережения у нас в процессе развития атрофировалось все, что мы не использовали. В результате у нас нет чешуи, жабр, ложноножек и прочих подобных вещей.
Нашими базовыми побудительными мотивами являются стремление к удовольствию и уход от страдания, но только видоизмененные стадным инстинктом и рабской социальной средой обитания.
Наше поведение определяется импринтами, кондиционированием и копированием поведения наиболее авторитетного лица из нашего окружения, а благодаря режиму энергосбережения в стандартных ситуациях мы действуем в автоматическом режиме. Что же до так называемого разума, то он обычно включается лишь тогда, когда от нас требуется освоить принципиально новый тип поведения. Например, научиться ездить на велосипеде. В обычном состоянии он находит приемлемые для нас объяснения происходящего и генерирует поток бессмысленной болтовни6.
И более того, наша персональная вселенная или тоннель реальности определяется настройками «цензора», которые, обычно, опять же, соответствуют необходимому для выживания минимуму.
К счастью, в каждом из нас есть зачаточный блок самоуправления, развитие которого позволяет радикально изменять нашу жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я и моя вселенная. Уроки эгоизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Философские споры о том, что является реальностью, и в какой степени она нам доступна, продолжаются до сих пор.
4
Мы сохраняем в памяти весь поток получаемой в течение жизни информации вне зависимости от ее осознания.
5
По большому счету детей стоит именно выращивать, создавая условия для наилучшего развития заложенных в них способностей, так как то, что принято считать воспитанием, является малоэффективным подобием действий Прокруста.
6
Если вы сомневаетесь в сказанном, проделайте два небольших эксперимента: Постарайтесь удержать свое внимание в состоянии здесь и сейчас. Если вас хватит больше, чем на несколько секунд, вы почти Будда. А если вы сознательно не можете управлять вниманием дольше каких-то мгновений, о каком самоуправлении вообще может идти речь? Во время второго эксперимента запишите на диктофон все, что приходит вам в голову, без фильтрации этого «базара», а затем прослушайте результат.