Медитация. Книга заблудшей овцы

Валерий Михайлов

Начинающим и более опытным искателям Пути порой трудно ориентироваться в обрушившейся на них «информации на тему», так как она нередко носит фрагментарный характер или оказывается неприменимой из-за неадекватности. Эта книга позволит вам стратегически подойти к вопросу трансформации собственного сознания, научиться отделять «семена от плевел» в других источниках информации и отличать настоящих учителей от выдающих себя за таковых шарлатанов и сумасшедших.

Оглавление

С чего начинается практика

В идеале Сила сталкивает искателя с Учителем, в результате ставшему учеником искателю необходимо и достаточно выполнять рекомендации Учителя, одновременно с этим напитываясь его внутренней тишиной. Так везет не всем, и большинству искателей приходится искать Путь самостоятельно. И раз ты читаешь эту книгу, у тебя нет Учителя, а иначе, зачем бы тебе тратить на нее время?

Основываясь на известных тебе принципах освоения знаний, ты, скорее всего, решишь, что начинать практику надо с азов, постепенно продвигаясь от простого к сложному. В данном случае это правило не работает, как минимум, по двум причинам:

1. Ты находишься не в начале пути, а где-то в его окрестностях «на неизвестном расстоянии» от той трансформации сознания, которую будем называть просветлением, и ради которой искатели отправляются в Путь.

2. Тебе незачем становиться просветленным, так как мы все и так просветленные, только не знаем этого из-за загораживающего от нас свет просветления ума.

Поэтому, если ты стоишь на пороге просветления, тебе достаточно тотально (всем своим существом, а не только умом) понять, что ты уже просветлен, чтобы ощутить полноту собственной самореализации. К сожалению, этот метод применим лишь для тех, кто готов к просветлению, и кому хватит легкого толчка для трансформации сознания. Такому искателю достаточно мимолетной встречи с мастером, чтобы обрести просветление, о чем рассказывают многочисленные дзенские и даосские истории. Для подавляющего большинства это слишком просто, из-за чего невыполнимо сложно, поэтому мастерам пришлось изобретать более сложные методы осознания собственного просветления.

Если ты находишься лишь в нескольких шагах от просветления, тебе следует сделать медитацией саму жизнь. Суть этого метода заключается в медитативном делании абсолютно всех своих действий. То есть, делая, что угодно ты должен делать это предельно осознанно, не позволяя уму отвлекаться на что-либо еще.

И если, как говорил Негэн Сэндзаки, ты будешь довольствоваться своей головой, не приставлять фальшивых поверх собственной и минута за минутой внимательно следить за каждым своим шагом, этого будет достаточно.

Если ты не способен еще к столь долгому пребыванию в состоянии осознанности, но уже понял, что медитация — это не нечто запредельное, требующее особого времени, отношения и условий, а некий подход к любому занятию, тебе рекомендуется использование житейских дел и ситуаций для достижения просветления.

Если ты не способен на это, следует выполнять в специально отведенное для этого время те или иные медитативные практики.

Для тех, кому еще рано работать непосредственно с сознанием, существуют телесно ориентированные техники. Например, пранаяма и асана.

Тем, кто не готов и к этому, необходимо начинать свой путь с освоения этических и эстетических принципов. Например, ямы и ниямы.

Так как ты не в состоянии оценить свой уровень развития, тебе следует начинать работу над собой по методу Маши из сказки о трех медведях, то есть пробовать себя, начиная с высшей ступени. При этом не стоит, переоценивая себя, продолжать биться над слишком высоким для твоего нынешнего состояния уровнем. Нет ничего ужасного или постыдного в том, чтобы начать постижение Пути с самых азов. Гораздо хуже, возомнив себя суперзвездой, пытаться перескакивать через ступеньки. В этом случае можно порвать не только штаны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я