Епископ Симеон (Покровский): полтора года на кафедре Екатеринбургской епархии

Валерий Богомолов

В книге рассказывается, на основе исторических документов, о служении епископа Симеона (Покровского) в Екатеринбургской епархии.Книга будет интересна всем интересующимся историей епархии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Епископ Симеон (Покровский): полтора года на кафедре Екатеринбургской епархии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Екатеринбургская епархия

Екатеринбургская епархия в пяти уездах была разделена на 25 благочиннических округов — 22 православных и 3 единоверческих. В каждом округе были учреждены благочиннические Советы, состоявшие из благочинного, его помощника и двух членов Совета. Сверх того при четырех городских соборах были свои благочинные. Монастыри и общины епархии были подчинены надзору особых благочинных. Для производства дознаний и следствий по делам о преступлениях и проступках священно и церковнослужителей в каждом православном благочинническом округе было назначено 2 духовных следователя, а в единоверческих — по одному следователю.4

В епархии было 8 соборных церквей, 18 при монастырях, 386 приходских, 9 при казенных и богоугодных заведениях, 2 домовых, 64 кладбищенских и приписных — значит всего 487 церквей. Церкви городов, а также больших сел и заводов отличались свой благоустроенностью и благолепием. Но немало в епархии было и бедных церквей, которые сильно отличались от других сельских зданий своей бедностью. Такие здания были в местностях, населенных раскольниками и единоверцами. Все церкви в епархии, за некоторыми исключениями, были обсажены лиственными деревьями — для защиты от пожаров, и ограждены, в большинстве своем, каменными оградами. Для охраны храмов обществами избирались сторожа, которые били в церковные колокола каждый час. Кроме того, в летнее время на колокольнях церквей постоянно находились по два человека для наблюдения за пожарами. Избыток церквей был в городе Верхотурье, где при населении 2410 человек, имелось 4 приходских церкви, стоящих недалеко друг от друга. Недостаток церквей был замечен в северной части епархии, где селения отстояли от приходских храмов в 30—80 верстах. Жители этих селений, по непроходимости местности в летнее время, были почти лишены возможности посещать храмы. Так как в большинстве селений жило понемногу жителей, то строить храмы на собственные средства они не могли, тем более что часть из жителей работала на рудниках и золотых приисках вдалеке от родных мест. Выходом из этой ситуации было создание походных церквей.5

Монастырей в Екатеринбургской епархии было шесть — три мужских и три женских. Во всех монастырях епархии все богослужения и жизни монашествующих шли согласно уставу, исключением стал Кыртомский монастырь, где были беспорядки среди братии из-за настоятеля монаха Адриана.

Мужские монастыри: Верхотурский Николаевский мужской общежительный монастырь, возведенный в степень общежительного недавно — 4 октября 1893 года. Братия: настоятель, казначей, 8 иеромонахов, 1 схимонах, 3 иеродиакона, 1 диакон-беглец, 3 монаха, 2 послушника — всего 20 человек. Кроме них в монастыре проживали 63 не указных послушника, которые готовились к поступлению в братию монастыря и пострижению в монашество. В добавок к этому в монастыре проживали 5 детей священо-служителей, которые готовились к должностям псаломщиков. А всего штатных, сверхштатных и вольнонаемных в монастыре было 86 человек. В 1895 году была проведена ревизия монастыря из-за распределения братских доходов. Монастырю принадлежали отведенные от казны земельные участки: усадебной земли 4 десятины 161 сажень, хлебопахотной в двух местах 90 десятин 394 сажени, сенокосной в двух местах 20 десятин 900 сажен. Монастырю принадлежала лесная дача в 150 десятин, в 8 верстах от г. Верхотурья, где монахи рубили лес на стройку и дрова. В 60 верстах от Верхотурья монастырю принадлежало рыбное озеро. В Верхотурском монастырском здании была церковно-приходская школа, на средства монастыря содержалась церковная школа в деревне Салтановой.6

Далматовский Успенский мужской третьеклассный монастырь, возведенный в 3-й класс в 1644 году. Братия: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 1 монах, 4 послушника — итого 12. Кроме этого 1 заштатный иеромонах, 2 монаха, 6 богадельщиков, 1 заштатный священник — запрещенный в священнослужении, 15 певчих, 26 рабочих. Всех вместе 63 человека. Главный источник средств к содержанию монастыря составляла водяная мукомольная шестистанковая мельница, на ремонт плотины этой мельницы в 1895 году было израходовано 1425 руб. 44 коп. В церковно-приходской школе Далматовского монастыря обучалось 19 мальчиков. В монастыре имелась богадельня, в которой в 1895 году проживало 6 человек.7

Кыртомский Крестовоздвиженский мужской общежительный монастырь, в 1893 году возведенный из общины в монастырь. В Кыртомском монастыре проживало 3 иеромонаха, 1 монах и 73 послушника, а всего 77 человек. Монастырю было отведено 150 десятин земли, но ею пользовались только для строительства и рубки дров, а сенокосы приходилось дополнительно арендовать. В 1895—1896 годах, по донесению о беспорядках, в монастыре была проведена проверка, по результатам которой настоятель монах Адриан и его помощник монах Тигрий были уволены от своих должностей и посланы в Верхотурский монастырь; были удалены из монастыря все женщины, заведовавшие монастырским хозяйством, кроме двух, которые в этого времени должны были жить с мужьями вне монастырских стен; все женщины, проживавшие на монастырском подворье, были уволены из него; приказано было жизнь братии утроить согласно общежительному уставу Коневского монастыря; богослужение церковное отправлять без всяких нововведений; монастырское хозяйство вести согласно требованиям закона; для хранения монастырских сумм устроить каменную кладовую, а суммы сдавать для приращения в кредитные правительственные учреждения; для ризницы построить приличное помещение; иметь строгое наблюдение за поведением послушников; завести при монастыре все положенные кружки для пожертвований; завести при монастыре библиотеку, аптечку и, если будет возможно, пригласить фельдшера; завести журнал входящих и исходящих бумаг по монастырской переписке; следить за чистотой и опрятностью в монастыре, за распределением пищи и одежды; запретить продажу рабочим в монастырских заведениях водки и табаку; сборов на нужды монастыря без разрешения начальства не производить.8

Женские монастыри: Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь, возведенный в 1822 году в 1-й класс, с общежительным уставом. В монастыре находились: 1 игумения, 101 монахиня, 9 рясофорных послушниц, 157 белиц, 403 живущих по билетам — итого 670 человек. К монастырю была причислена одна женская община, находящаяся в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда. В этой общине проживали 153 сестры. Кроме этого монастырю принадлежали две заимки: Булзинская и Елизаветинская и два свечных склада в г. Ирбите и Нижне-Тагильском заводе. В 1895 году настоятельница монастыря Агния умерла, а вместо нее временно была назначена настоятельницей казначея монахиня Магдалина. При монастыре существовал детский приют, в котором было 10 девочек.9

Верх-Теченский третьеклассный женский монастырь, основанный в 1867 году и возведенный в том же году в 3-й класс. В монастыре проживали: настоятельница, казначея, 30 манатейных монахинь, 64 рясофорные послушницы, 171 белица — всего 268 человек. Сестры занимались сельским хозяйством и рукоделием. Для продажи рукоделий в г. Шадринске у монастыря было подворье, где проживало 12 сестер и одна старшая монахиня. В монастыре была школа грамоты, в которой обучалось 36 девочек.10

Каменский Спасо-Преображенский женский общежительный монастырь, в 1892 году был возведен из общины в монастырь. В монастыре было: 33 монахини, 60 послушниц, 48 учениц — всего 136 человек. Монастырь имел в шадринском уезде жертвованной земли 114 десятин, 46 десятин леса и купленной — 40 десятин пахотной и 20 десятин леса. Сестры жили на доходы с земледелия и рукоделий. В школе грамоты Каменского монастыря училось 18 девочек.11

Женские общины. 1) Красносельская Введенская женская община была открыта в 1883 году, находилась в ирбитском уезде. В ней числилось 106 сестер. В церковно-приходской школе было 22 ученицы. 2) Колчеданская женская община была утверждена в 1865 году, сестер в общине было 76. 3) Каслинская женская община, состоявшая в ведении Ново-Тихвинского женского монастыря, сестер в ней было 53.12

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Епископ Симеон (Покровский): полтора года на кафедре Екатеринбургской епархии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Отчет о состоянии Екатеринбургской епархии за 1895 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 5. Д. 9. Л. 13—14.

5

Там же. Л. 131—136.

6

Там же. Л. 57—59, 105—107, 126.

7

Там же. Л. 57—58, 116—118, 125, 127.

8

Там же. Л. 58, 60, 72—103, 119—121.

9

Там же. Л. 58, 60—62, 124—125.

10

0 Там же. Л. 58, 62, 122—123, 125.

11

1 Там же. Л. 58, 62, 123—124, 126.

12

2 Там же. Л. 130—131.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я