В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора образно создают для читателей впечатление от прочитанного материала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Античная литература Греция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Из богатого литературного творчества античных авторов до нашего времени дошло очень немногое. Судьбы каждой литературы создают ее читатели, особенно это касается древней литературы, которая имела хождение в небольшом количестве экземпляров, так как она переписывалась от руки.
Вкусы читателей формировались различными факторами: 1 — это школа, где ученики изучали классическое наследие (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл,Еврипид, Фукидид и Ксенофонт, Вергилий, Гораций, Овидий, Цицирон, Ливий; 2 — это свободные читатели, Которых интересовали вопросы философии, этики, художественной прозы (Лисий, Эсхин, Исей, демосфен).
В античной литературе были периоды различных переменов вкусов читателей. Греческие писатели периода Империи отринули язык, используемый в прозе с конца 4 в. до н. э., и старались творить на языке, наследовавшем аттическому диалекту, который был известен из литературы 5 в. до н. э. Поэтому перестают читать эллинистическую прозу.
Существенную роль в сохранении литературного наследия античности сыграли библиотеки. Старейшее и более ценное собрание трудов древних было собрано правителями династии Птолемеев в Александрии в первой половине 3 века до н. э. Города тоже имели свои библиотеки и они давали доступ к культуре людям, жизнь которых проходила в небольших поселениях.
Гибель античной культуры привел к уменьшению спроса на древних авторов. В это время произошло изменение внешнего облика книги. На протяжении всей античности литературные произведения записывались на папирусных свитках. Такой свиток, шириной около двадцати сантиметров и длиной в несколько метров, имел текст только на одной, внутренней стороне. Во время чтения приходилось держать его в обеих руках, правой разворачивая, а левой сворачивая уже прочитанную часть свитка. Этот свиток был не долговечен. На закате античности свиток был вытеснен новым видом книги, называемым «кодексом». Эта книга уже идентична нашей современной. Ее изготавливали из папирусных или пергаментных листов, сложенных вдвое и сшитых в месте сгиба. Текст записывался на обеих сторонах листа, листы же сохранялись в твердых обложках. Первые христиане хранили таким образом «Священное Писание». Кодекс окончательно победил свиток только в 4 веке. Кодексы с записями произведений коллекционировали элита того общества и Церковь.
Лишь часть античной литературы была переписана со свитков в кодексы. Произведения, непопулярные в период 4-5 вв., погибли вместе с папирусами. Зато те, что были признаны достойными копирования, имели большие шансы уцелеть еще в течение долгих веков.
В 5-7 вв. произошли принципиальные изменения в политической карте тогдашнего мира. Варварские набеги на берега Рейна и Дуная привели к гибели древней цивилизации на Западе. К второй половине 8 века множество произведений древних авторов было утрачено. На греческом Востоке культурное развитие никогда не было так резко переломлено, как на латинском Западе. Основное учреждение — школа — в принципиальных вопросах следовало традициям античной школы.
В Константинополе еще сохранялась любовь к древним произведениям, но значительные опустошения в 1204 г. крестоносцами сократили количество древних книг. Турки, захватившие Константинополь в 1453 году нанесли меньший урон.
По нашим рассуждениям можно сделать вывод, что забвение никогда не грозило очень популярным произведениям, имевшим хождение в большом числе экземпляров («Илиада» Гомера или «Энеида» Вергилия. Зато в отношении менее известных произведений огромную роль играл случай.
Христианская античная литература, как латинская. Так и греческая, пострадала в меньшей степени.
Гуманизм, берущий свое начало в Италии в 14 в. и получивший полное развитие в 15 в., принципиально изменил место древней литературы в европейском культурном сообществе. Для людей этого периода стало важно все античное наследие. Запад восстановил непосредственные связи с греческой литературой после веков изоляции. Происходили большие поиски утраченного античного великолепия.
На исходе 18 в. и в первой половине 19 в. был открыт новый источник рукописей, в том числе и античных, в виде папирусов, найденных на территории Египта и датируемых периодом между вторжением туда Александра Великого и арабским завоеванием (332г. до н. э. — 642 г. н. э.). Особый климат этой страны привели к сохранению папирусных листов. Благодаря этим находкам, были найдены такие важные произведения, как некоторые комедии Менандра, мимы Герода, хоровые песни Вакхилида и др. Кроме Египта, рукописи были найдены в сер. 18 в. в Геркулануме. Среди известных текстов, в основном еврейских или арамейских, скрытых некогда в пещерах под Мертвым морем, также представлены фрагменты греческих произведений. Некоторые фрагменты были обнаружены в Южной Палестине в Ниссане и в Дура-Европос в Месопотамии.
Критический период на пороге средневековья более успешно пережила греческая литература и гораздо сложнее — латинская. Литература круга школьного чтения спасла и древнейших авторов, и произведения поздней античности и периода Римской империи. Это в основном!
Древние авторы неоднократно цитировали отрывки из чужих произведений. Из этих отрывков тоже была создана целая библиотека. Это касается полемических произведений. Пример: апологеты христианства дали нам пропагадистские антихристианские произведения; Афиней из Навкратиса, который после 192 г. написал произведение «Софисты на пиру» — разговоры гостей были приведены с рядом выдержек из античных произведений, было упомянуто 1250 авторов и 10000 стихов.
Полезными для историков литературы являются изложения утраченных произведений, Они принадлежат к особому литературному жанру, который возникает еще в эпоху эллинизма, и получает свое развитие во времена Римской империи: пересказ Прокла театральных пьес; Юстиниан — краткое изложение «Истории» Помпея Трога.
Для истории греческой прозы большое значение имеют 2 сборника, составленные в византийскую эпоху. Первый — это произведение Фотия, патриарха Константинопольского, вдохновителя византийского ренессанса середины 9 века. Его название — «Перечень и содержание прочитанных мною книг, их было 280». Второй — это антология энциклопедического, содержащая отрывки, отобранные из греческих прозаиков в соответствии с темой. Она была составлена по приказанию императора Константина Багрянородного (первая половина 10 века).
Большую роль в сохранении древней литературы сыграли «Биографии» и философские взгляды на определенные темы (объемный труд Диогена Лаэртского «Жизнь и взгляды известных философов» — нач. 3 века).
Источником сведений являются сохранившиеся энциклопедии: «Естественная история» Плиния Старшего — 79г. н. э.. Плиний цитирует 327 греческих и 146 римских авторов; Нонния Марцелла из Нумидии, где он приводит большое количество цитат из древней латинской поэзии; «Книга Суда, создана во второй половине 9 века — даны краткие жизнеописание авторов, сопровождаемые списком произведений этого автора.
В этой небольшой стать были описаны лишь некоторые важнейшие источники наших знаний о древней литературе.
Анакреонт (второй половины 6 в. до н. э.)
Анакреонт — поэт-лирик. Происходил из ионийского города Теоса. Покинув родину, попавшую под власть персов, много скитался по разным областям Греции, жил при дворах различных тиранов, более других при дворе самосского тирана Поликрата, у Тирана Гиппарха в Афинах, затем у фессалийских царей. Основная тематика творчества Анакреонта — веселые песни, любовь, вино. Его главное божество — Эрот. В его поэзии увлекает радостное упоение жизнью, которым он полон, невзирая на старческую седину. В одной из песен, Анакреонт сравнивает гордую девушку с неприрученной фракийской кобылицей.
«Что, фракийская кобылка, от меня бежишь, взором
Недоверчивым сверкая, точно неуч я прямой?
Погоди, узду стальную от руки ты властной примешь
И пойдешь, склонивши выю, по указанной стезе!
Ныне бег и луг цветистый на душе у баловницы:
Знать, наездника лихого не изведала доселе».
Жалобы на старость, вносят в его поэзию нотки грусти. Хотя, если сравнивать с Мимнермом, эти нотки гораздо слабее.
«Сединой виски покрылись, голова белеет снегом,
И в зубах я чую старость, — молодые годы, где вы?
Ненадолго пить осталось из отрадной чаши жизни;
Из очей росятся слезы: не дает покоя Тартар…»
От самого Анакреонта сохранилось очень мало, но мы имеем стихотворения александрийской и византийской эпох, написанные в подражание Анакреонту и вызвавшие позднейшую «анакреонтическую поэзию» в Западной Европе (поэт Парни,18 в.) и у нас (Батюшков, Пушкин и др.) Первое издание Анакреонтики состоялось в 1554г. С момента появления в печати Анакреонтики стали весьма популярны их охотно переводили и перекладывали на множество европейских языков.
А. С. Пушкин
«Узнают коней ретивых
По их выжженным таврам,
Узнают парфян кичливых
По высоким клобукам.
Я любовников счастливых
Узнаю по их глазам:
В них сияет пламень томный —
Наслаждений знак нескромный».
М. В. Ломоносов.
«Мне девушки сказали:
«Ты жил до старых лет»,
И зеркало мне дали:
«Смотри, ты лыс и сед»…
Я не тужу нимало,
Еще ль мой волос цел,
Иль темя гладко стало,
И весь я побелел;
Лишь в том могу божиться,
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок».
Наследие Анакреонта собрали александрийские ученые в 6 книгах и разделили по метрическим критериям на песни, ямбы и элегии. Сохранились только фрагменты. В самых ранних еще звучало эхо сражений с фракийцами. Позднее поэт писал только песни, предназначенные для исполнения во время пиров и придворных празднеств, поэтому в них так много говорится о питье вина и любовных утехах. Легкость тематики сочетается в них с высоким художественным уровнем и совершенным знанием поэтического ремесла. Анакреонт писал на ионийском диалекте. Его стиль прост, образность оригинальна и выразительна. В эллинистической Александрии ему подражали Каллимах и Феокрит. Анакреонт был включен в число 9лириков. Поэты Палатинской антологии (сборник греческих эпиграмм различных периодов в 15 книгах) посвятили ему множество эпиграмм.
Алкей (7 — 6 вв. до н. э.)
Алкей — греческий лирический поэт из Митилены на острове Лесбосе. Писал на эолийском диалекте, современник Сапфо. Происходил из аристократического рода. Из-за политических разногласий вынужден покинуть родину и жить в Египте, Фракии, Беотии. После примирения с тираном Питтаком — согласно древней легенде — он вернулся на остров Лесбос.
Алкей писал гимны, стасии (военные песни), застольные и любовные песни. Из его богатого наследия александрийские ученые собрали и издали 10 книг. К нашему времени сохранились лишь отдельные фрагменты из его произведений.
Значительную часть песен Алкея составляли гимны в честь богов: Афины, Аполлона, Гермеса, Ареса, Эроса и др., а также в честь полубогов и героев: Диоскуров, Ахилла, Аякса.
«Медью воинской весь блестит, весь оружием убран дом — Аресу в честь.
Тут шеломы, как жар, горят; и колышутся белые на них хвосты,
Там медные поножи на гвоздях поразвешаны;
Кольчуги там…»
«Дождит отец Зевс с неба ненастного,
И ветер дует стужею севера,
И стынут струйки дождевые,
И замерзают ручьи под вьюгой…»
Изложение гимнов божествам, позволяет нам предположить, что поэт менее стремился к выражению религиозных чувств, чем к красочности мифологического повествования.
Политическая деятельность Алкея тоже выражалась в песнях, которые были предназначены для исполнения в кругу друзей. В одной из них Алкей насмехается над тираном Питтаком:
«Притонов низких был завсегдатаем;
Опохмелялся в полдень не смешанным,
А ночью то-то шло веселье:
Гам бессловесным сменялся ревом.
Пошел он в гору; но не забыл в чести
Ни жизни прежней, ни площадных друзей:
Всю ночь о дно глубокой бочки
Наперебой черпаки стучали».
В этом произведении Алкей выражал боль и отчаяние, вызванные тем, что власть на острове захватили самозванцы.
Наиболее знаменита песня Алкея, от которой сохранилось только начало, где описывается корабль, носимый бурей по морю, заливаемый волнами и близкий к крушению.
«Пойми, кто может, яростный бунт ветров.
Валы катятся — этот отсюда, тот
Оттуда… В их мятежной свалке
Носимся мы с кораблем смоленым,
Едва противясь натиску злобных волн.
Уж захлестнула палубу сплошь вода,
Уже просвечивает парус…»
Образ носимого волнами корабля, позднее истолкованный как аллегория государства, раздираемого внутренними конфликтами, имел для Алкея и значение борьбы за власть его аристократической общественной группы.
Другую песню он написал по случаю возвращения брата из вавилонского изгнания. В ней Алкей прославлял военные подвиги.
Близко к военным песням стоят застольные, которые отличают нездержанные интонации; Алкей не признает умеренного пития вина, ему близка только буйная пирушка. Для него хорош любой повод, чтобы начать пить: зимнее ненастье, летний зной, описание которого он взял у Гесиода, радость и печаль.
Мало сохранилось произведений эротической направленности. Интересен отрывок серенады у дверей возлюбленной, а также жалоба девушки, пораженной любовью. Стихи, посвященные Сапфо, цитируются и в наше время.
«Сапфо фиалкокудрая, чистая,
С улыбкой нежной! Очень хотел бы
Сказать тебе кой-что тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает…»
Алкей писал на эолийском диалекте. Язык его был простым, с малым количеством украшений, но зато метким и сочным. Он использовал афоризмы и народные поговорки; пользовался алкеевой строфой, названной так, поскольку поэт ее часто применял. В александрийскую эпоху Алкей был включен в число 9 лириков.
В 1 в. н. э. Дионисий из Галикарнасса славил Алкея за возвышенность, краткость, красоту и поэтическую силу.
Аристофан (ок.446 — 385 г. до н.э.)
Аристофан представитель жанра древнеаттической комедии. Его биография неизвестна.
Древнеаттическая комедия, получившая развитие в Аттике в пятом веке до нашей эры во многом сохраняет фольклорные черты. Они свидетельствуют о происхождении жанра комедии из обрядов древнего земледельческого культа бога плодородия. Обряды сопровождались ритуальными действиями. Эта комедия носила ярко выраженный общественно-политический характер, в которой находили отражение проблемы внутренней и внешней политики, литературные вопросы эпохи. Она затрагивала взгляды свободного аттического крестьянства. В древнеаттической комедии была сохранена структура старинного фольклорного представления: хор, делящейся на два полухория, между которыми происходит состязание, обязательный спор (агон) между двумя главными персонажами, балаганные сцены, начинающие и завершающие комедию, публицистическая часть (парабаза), не связанная непосредственно с сюжетом комедии и представляющее прямое обращение автора к зрителю. Надо еще дополнить, что если в трагедиях хор состоял из 15 человек, то в комедиях — из 24. Актеров обычно было не более трех, иногда допускался и четвертый. Каждый из актеров обычно исполнял несколько ролей. Все роли, в том числе женские, исполнялись мужчинами. Актеры выступали в специальных масках, черты лица и выражения которых отвечали характеру данного персонажа. Персонажи комедии выступали в шутовском наряде, придававшем фигурам нарочито уродливые формы.
По свидетельству историков, Аристофан написал сорок четыре комедии, из которых сохранилось одиннадцать. Он единственный представитель жанра древнеаттической комедии, произведения которого дошли до нас. Его литературная деятельность совпадает с Пелопоннесской войной (431 — 404гг. до н. э.), между Афинами и Спартой, в которой Афины потерпели поражение. Война разоряла аттическое крестьянство. Поэтому именно крестьянство было главной силой, выступающей против войны, и комедии Аристофана откликаются на эти настроения. Он обрушивался с беспощадной критикой на популярных демагогов, представителей городского демоса (Клеона, Гипербола). Призывы к миру звучат в трех из сохранившихся комедий, написанных в разное время, — «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата». В комедии «Всадники» Аристофан критикует политическую сторону афинской демократии в период войны. Идеологические аспекты афинской действительности — софистские учения, подвергаются критике в комедии «Облака». Имя главного героя комедии — Сократ, не надо путать с именем философа Сократа, который тоже был против софистов. Хотя, некоторые исторические источники говорят и о том, что Аристофан высмеивал и философа Сократа.
В комедии «Лягушки» поэт обращается к проблемам искусства. Он считает, что роль трагедии состоит в воспитании гражданского сознания и воинской доблести. Аристофан отдает предпочтение трагедии Эсхила как поэзии гражданственной и патриотической и осуждает поэзию Еврипида. Сюжеты комедий Аристофана отличаются исключительной творческой фантазией. В качестве хоров в своих комедиях он выводил не только людей, но также птиц, ос, облака. Язык его комедий очень красочный, образный, изобилует остроумными и насмешливыми сравнениями.
Со временем политическая острота комедий Аристофана ослабевает, и он переходит к социальным вопросам. В своей последней комедии «Богатство» он приходит к пессимистическому выводу о невозможности справедливого распределения богатства и всеобщего благоденствия в условиях рабовладения. В этой комедии происходит изменение и структуры представления: исчезновение хора, появляются бытовые характеры и ситуации. Это произведение свидетельствует о переходе к средней аттической комедии.
Аристофан. «Лисистрата». Лист1
Аристофан. «Лисистрата». Лист2
Аристофан. «Лисистрата». Лист3
Аристофан. «Лисистрата». Лист4
Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.)
Аристотель из Стагиры — греческий философ. Он был сыном Никомаха врача македонского царя Аминты 2. В течение двадцати лет (367-347гг.) был учеником Платона. После смерти Платона оставил Афины и преподавал в Ассе в Троаде, а затем в Митилене на Лесбосе. В 342 году стал воспитателем Александра, сына царя Македонии Филиппа 2. Позже Аристотель вернулся в Афины и основал собственную философскую школу — знаменитый Ликей, где провел 12 лет. После смерти Александра, своего покровителя, Аристотель оставил Афины, в страхе перед преследованиями, уехал в Халкиду Эвбейскую, где и умер.
Под именем Аристотеля сохранились немногочисленные фрагменты произведений литературного характера, написанных большей частью в форме диалога, а также обширное собрание философских трактатов, предназначенных для изучения в школе.
Согласно традиции, сочинения Аристотеля делятся на семь групп: 1 — логические сочинения, которые называли «Органон» (инструменты), ибо логику отделил от философии еще сам Аристотель, и признал необходимым инструментом и основой всякой науки; 2 — сочинения из области физики — науки о природе; 3 — биологические сочинения; 4 — сочинения из области психологии; 5 — произведения из первичной философии (метафизика); 6 — сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права; 7 — сочинения из области риторики и поэтики.
Аристотель создал философскую систему и заложил основы развития логики, биологии, психологии. Он создал в Греции обширную библиотеку.
В своих философских взглядах Аристотель колебался между «линией Платона» (идеализм) и «линией Демокрита» (материализм). Большое значение он придавал опытному знанию, но задачей философии считал познание сущности вещей, которую видел в формах, составляющих содержание понятия. Формы, по Аристотелю, являются внутренней сущностью единичных вещей; но единичное должно сводиться к общим понятиям.
Аристотель создал логику, как самостоятельную науку, разработав дедуктивный и индуктивный методы. Особое значение Аристотель придавал исследованию основы сущего. По Аристотелю сущностью может быть только единичное. Критикуя учение Платона об идеях, Аристотель утверждал, что сущность не может быть вне вещей и что идеи лишены движущей силы. Движущее представляет собой — форму, а движимое — материю. Форма и материя постоянно находятся в процессе единства друг с другом.
Этика Аристотеля была направлена на исследование достижимого человеком блага, которое он считал различным в зависимости от пола и социального положения личности. Целью людей Аристотель не познание, а деятельность.
Основным различием государственного устройства Аристотель считал число правящих и насчитывал шесть основных форм правления: монархия, аристократия, цензовая республика, демократия, олигархия и тирания. Аристотель был сторонником очень умеренной республики.
Энциклопедические познания Аристотеля отражали огромный прогресс античной науки к концу классического периода. Отдельные книги были названы «Поэтика» «2): в первой — он разбирал трагедию и эпопею; во второй — дифирамбическую поэзию и комедию. Интересны отношения Аристотеля к трагедии: «пробуждая сострадание и страх — она приводит к очищению»; Аристотель выделяет 6 ее составляющих: сюжет, характеры, смысл, сценическое обрамление, язык и стиль. О музыке он тоже упоминает.
Аристотель является одним из самых разносторонних мыслителей, а его влияние на философию и другие науки было огромным.
Архилох (680 — 640 гг. до н. э.)
В греческой литературе существует определенная закономерность — в исторические периоды преобладают разные жанры: древнейший период — «гомеровская Греция» — время героического эпоса, следующий этап — 7 — 6 вв. до н.э. время лирической поэзии. Характер литературы изменился; внимание переместилось с изображения широких полотен жизни на чувства и переживание отдельной личности. На смену поэзии эпической пришла поэзия лирическая.
«Лирика» — греческое название. Оно происходит от названия струнного инструмента «лира» и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры. Различают два рода лирики: одноголосную и хоровую. Одноголосная — выражает индивидуальные настроения, она возникла из народных песен 8 — 7 веках до н. э. и получила название «мелика» — мелическая поэзия, от слова «мелос» — песня. Хоровая лирика отличалась торжественностью, религиозностью и нередко была хвалебной.
В 7 — 6 веках до н. э. в Греции творило около десятка блистательных поэтов. Однако до нас дошла лишь малая часть их произведений.
Среди величайших греческих поэтов, пожалуй, выделяется Архилох, которого греки ставили в один ряд с Гомером и Эсхилом. Архилох с острова Пароса (ок. 680 — ок. 640 гг. до н. э.) был сыном аристократа Телесикла и рабыни. Он рано покинул свой остров и подался на остров Фасос, где добывал средства к жизни, сражаясь в качестве наемника с фракий скими племенами. О своей тяжелой участи воина он написал много стихотворений. Самым известным было:
«Щит, украшение брани, я кинул в кустах поневоле,
И для фракийца теперь служит утехою он;
Я же от смерти бежал… Мой щит я с тобою прощаюсь!
Скоро, не хуже тебя, новый я щит получу».
Мотив брошенного щита часто использовали поэты следующих времен: Алкей, Анакреонт, Катулл и Гораций.
Считается, что большое влияние на творчество поэта оказала его несчастная любовь к аристократке Необуле, отец которой сначала отдал ее руку Архилоху, но затем отказался от обещания. Архилох начал преследовать всю эту семью своими язвительными стихами и, как гласит легенда, довел всю семью до самоубийства.
«Что в голову забрал ты, батюшка Ликамб?
Кто разума лишил тебя?
Умен ты был когда-то. Нынче в городе
Ты служишь всем посмешищем».
С именем Архилоха связана первая точная дата в истории греческой литературы, именно он в своих стихах описал солнечное затмение, которое астрономы датируют 5 апреля 648 г. до н. э. Историки подтверждают его гибель на острове Наксос. Архилох создавал субъективную поэзию, в которой поэт предстает не как представитель государства, а говорит от своего лица. Александрийские ученые собрали все его произведения и разделили, согласно метрики, на элегии, ямбы, гимны. Архилох описывал в элегиях собственный кодекс, мерой которого служили потребности наемника, сражающегося ради заработка. Идеальным вождем для него был не знатный богатый командир, а отважный смелый воин. Мы часто находим у поэта размышления и наставления на тему поступков человека, который должен сохранять спокойствие и в радости и в горе:
«Скорбью стенящей крушась, ни единый из граждан, ни город,
Не пожелает, Перикл, в пире услады искать.
Лучших людей поглотила волна многошумного моря,
И от рыданий, от слез наша раздулася грудь.
Но и от зол неизбежных богами нам послано средство:
Стойкость могучая, друг, вот это божеский дар…»
Наиболее мощным орудием желчной сатиры поэта стали стихи написанные различными ямбическими размерами, где чередовались две строки различной длины. Стихи начинались с повествования, что бы во второй части уязвить ненавистного врага (басня «Орел и лисица»).
Из гимнов, особой популярностью пользовался «Гимн Гераклу», который несколько столетий подряд исполняли в честь олимпийских победителей.
Поэзию Архилоха отличают смелость в отборе слов, выразительная образность. Из народного творчества поэт заимствует богатый репертуар стихотворных размеров. Творчеством Архилоха вдохновлялись выдающиеся поэты — Алкей и Анакреонт. В Риме на его творчество ориентировались Луцилий, Катулл и Гораций.
Гесиод (ок. 700 до н. э.)
Гесиод из Аскры в Беотии. Греческий поэт. Второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода. Отец Гесиода был купцом в Киме, в Малой Азии. Однако он забросил свое занятие и переехал в Грецию, где купил участок земли в беотийской деревне Аскра. Когда он умер, имение поделили между собой его сыновья Гесиод и Перс. Перс был недоволен разделом земли и втянул Гесиода в длительный и дорогостоящий судебный процесс. Гесиод хотел отговорить брата от его не правых действий и склонить к честному труду. С этой целью он написал адресованный Персу «Труды и дни». На поэтическом состязании в Холкиде на Эвбее Гесиод получил в награду бронзовый треножник, который пожертвовал Музам Геликона. Гесиод всегда жил в Аскре, там он и умер. Он был единственным в Греции поэтом-землевладельцем. Но назвать его самоучкой нельзя — он был самородным талантом: пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте. Его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов.
Гесиод создал дидактический эпос и его разновидность — эпос генеалогический. Первым по времени произведением Гесиода считается «Теогония», своеобразная родословная богов, в которой Гесиод попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворении мира, богах и героях. Он перенял многое из мифологии Ближнего Востока — миф о смене управляющих миром богов: Уран, Крон, Зевс. Развернутое вступление к «Теогонии» складывается из трех частей, предваряемых обращениями к Музам.
«С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.
На Геликоне они обитают, высоком, священном,
Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе
Жертвенник Зевса-Царя и фиалковотемный источник…»
Центральная часть «Теогонии» — это повествование о сотворении мира из Хаоса (огромной бездны). Из которой сначала родились Гея (Земля), Уран (Небо), Тартар (Подземный мир) и Эрос, движущая сила всякого развития. Потом Гесиод перечисляет появление других богов, их борьбу за власть, воцарение Зевса. Впоследствии Зевс стал отцом богов и людей. У Гесиода боги утратили беспечность и веселость, гомеровских богов, стали нравственными силами, суровыми стражами порядка и справедливости, рожденными Зевсом. Остальные стихи «Теогонии», вероятно, написаны рапсодами в более позднее время и содержат так называемые «Эои» — повествование о каждом герое. Они добавлены в произведение Гесиода с целью доказать священное происхождение различных аристократических родов.
«Труды и дни» — дидактический эпос, адресованный Персу. Гесиод выступает как поэт земледельческого труда, учитель жизни и моралист. В основной части Гесиод описывает работы земледельца в течение года. Он призывает своего разорившегося брата Перса к честному труду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем «счастливых и несчастливых дней». Гесиод отличается большой наблюдательностью: он вводит живые описания природы, жанровые картины, заостряет внимание читателя на отдельных ярких образах.
«…Слушайся голоса правды, о Перс, и гордости бойся!
Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше,
С нею прожить нелегко: тяжело она ляжет на плечи…»
«Чтоб полновесными вышли священные зерна Деметры.
В самом начале посева молись им, как только, за ручку
Плужную взявшись рукой…»
«В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий;
До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли,
Лет тридцати ожениться — вот самое лучшее время…»
«Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно
Жизнь проживает, подобно безжальному трутню…»
Древние ставили Гесиода рядом с Гомером и считали обоих поэтов учителями эллинов. Геродот сказал, что Гомер и Гесиод сотворили для греков их богов. Эти два великих поэта даже встречались на состязаниях («Состязание Гомера и Гесиода»). Папирусный фрагмент 3 в. до н. э. показывает, что Гомер и Гесиод встретились в Халкиде на Эвбее. Победа была присуждена Гесиоду за описание труда земледельца.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Античная литература Греция предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других