Любой сотрудник любой Компании сталкивался с Отделом кадров, но при этом, скорее всего, совершенно не представляет, чем вообще занимается этот отдел, кроме как принимает и увольняет. Ах, ну да, еще отправляет в отпуск. Тогда возникает целая серия вопросов: – Ну а чем же тогда живут кадровики? – Какие проблемы решают ? – Что заботит их в повседневной жизни? – Скучно им или весело? Подробные ответы на эти и другие вопросы, а также занимательные истории из жизни кадровиков, читатель сможет найти в данной книге, специально написанной простым и понятным языком.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осторожно: Кадровик! Как выживают с таким диагнозом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Чем занимается обычный Отдел кадров?
Хочу заметить, что само словосочетание ОТДЕЛ КАДРОВ еще с советских времен настолько приелось, что многие Компании стараются от него избавиться и развлекаются, изощряясь в создании новых более современных образов. Например, мой отдел в разные времена и в разных Компаниях назывался Отдел кадров, Кадрово-правовая служба, Отдел по работе с персоналом, Отдел кадрового администрирования и даже Управление персонала. А еще бывают Отдел кадрового делопроизводства, Отдел оформления трудовых отношений и прочее и прочее. Суть деятельности при этом не меняется — прием, перевод, отпуска, увольнения, учет рабочего времени плюс некоторый доп.функционал в зависимости от Компании и обстоятельств.
Ну что! Попробую на пальцах объяснить поподробнее. Хотя на самом деле это достаточно неблагодарная и трудная задача. Неблагодарная, потому что кто-то скажет, что объясняю примитивно, как последним идиотам, а кто-то скажет, что слишком заумно и скучно. Ну как смогу! А трудная задача — потому что в разных Компаниях и объем работы, и автоматизация сильно различаются, соответственно различается и функционал Отдела кадров.
Итак.
ПРИЕМ. Танцы с бубнами
В моей последней Компании, в которой я проработала около десяти лет, новенькие приходили оформляться в Отдел кадров строго к указанному времени. За этим следили рекрутеры. Они же заранее предоставляли нам сканы документов кандидата. Условия приема — должность, подразделение, зарплата, согласовывались в специальной программе, так что нам не приходилось бегать с вопросами: «А кто это?», «Какой оклад устанавливать?». Иногда, правда, указывали не ту ставку, и программа не давала принять человека. Но это были редкие случайности.
В стандартном варианте кадровик принимает у новенького необходимые документы, сканирует (кто-то копирует) их, дает кандидату Локальные нормативные документы, с которыми тот должен ознакомиться под подпись, а также трудовой договор, обязательную карточку Т-2, какие-то еще местные документы, требуемые в разных компаниях, типа Договора о конфиденциальности и материальной ответственности. Мы все эти оформительские документы распечатывали при кандидате, после того как он предъявлял нам свою трудовую книжку.
Есть одна закавыка, о которой не все знают. Числиться по трудовой книжке можно только у одного работодателя. Некоторые наивные люди уходили с работы через отпуск с последующим увольнением, рассчитывая сразу же во время отпуска устроиться на другую работу. Что двигает этими людьми, затрудняюсь ответить. Но они появлялись у нас с завидной регулярностью по несколько раз в год. Конечно же, мы не могли их принять на работу. Не буду грузить, как мы выкручивались с такими товарищами. Мы практиковали индивидуальный подход, который зависел от важности человека для Компании. Но именно из-за таких «хитрецов» у нас действовало жесткое правило — сначала трудовая книжка, потом все остальное.
Дальше начинались те самые танцы с бубнами. Некоторые люди, к счастью — не все, вообще любопытны от природы, а уж устраиваясь на новую работу, где их всенепременнейше облапошат, они читают все бумажки от корки до корки. При этом абсолютно ничего не понимают. И не от того что глупые, а просто от волнения. Как результат, начинают сыпать вопросами, на которые кадровик вынужден отвечать, хотя все прописано в тех документах, которые принимаемый якобы прочитал.
Обычно стандартный прием занимал не более получаса, при том что все данные по новому работнику мы вводили в программу накануне. Но отдельные люди (так и хочется написать особи) третировали моих кадровиков по полтора, два часа и даже иногда дольше. Одни находили непонятки/ошибки/нестыковки в локальных нормативных актах (у нас их было около двадцати). Другие устраивали девочкам экзамен по тексту трудового договора, настаивая на внесении в него своих дополнений/изменений. Третьи, пока не устроились, пытались выведать заветные тайны Компании на предмет, законно ли она работает или является серым призраком. Четвертые, пятые, шестые не хотели фотографироваться на пропуск в виду отсутствия настроения; не помнили адрес своей прошлой Госслужбы, куда мы обязаны были отправить уведомление; не могли решиться, стоит ли показывать нам документ об инвалидности — и льготы хотелось получить, и не хотелось светиться.
Напоминаю, все это время кадровик терпеливо отвечает на вопросы, развеивает сомнения, помогает найти в Интернете нужный адрес. Поневоле начинаешь думать, а может правы те тетки, которые делают морду кирпичом, пресекая любые вопросы?
Что поделать, у людей есть разные проблемы, и они несут их в Кадры как к доктору. Всех своих проблемных работников мы знали наперечет. Прием же добавлял нам новых, еще не изученных. Поэтому мы всегда относились к приему очень настороженно.
В Компании, о которой сейчас речь, обычный прием составлял от 40 до 120 человек в месяц. Но я точно знаю, что есть Отделы кадров, исчисляющие сотнями не месячный, а дневной прием. Думаю, там эта процедура сильно упрощена по сравнению с описанной.
Когда вновь оформленного, наконец, забирал рекрутер, кадровик, облегченно выдохнув, аккуратно клеил «ляпочки» в нужных местах и клал подписанные новым работником документы на подпись руководителю.
После возвращения документов оставались самые мелочи: провести (утвердить) приказ в программе, отклеить стикеры, проставить печати, откопировать приказ для личного дела, повесить оригинал приказа в папку с приказами, а из трудового договора вместе с копией приказа и остальными документами создать новое личное дело и повесить его в картотеку к другим личным делам. В стародавние времена мы еще копировали приказы для бухгалтерии, записывали их в журнал и несли в коллегам-бухгалтерам, которые расписывались нам в журнале о получении копии в работу. К счастью, в последние годы мы от этого, наконец, отплевались. Мы же с бухгалтерией работаем в одной программе. Они видят все, что мы делаем.
Про прием, в общем-то, все. Если только пара веселых случаев, никак не связанных ни с чем, ранее написанным.
Как-то раз ко мне подошла моя девочка-кадровик с буквально круглыми глазами и предложила посмотреть на пришедшую оформляться женщину. Я заинтригованная пошла с ней. За столом для посетителей сидела милая улыбчивая молодая женщина от тридцати до сорока. Глядя на нее, я почувствовала, что моя челюсть медленно, но верно опускается вниз. Наверно, стоит пояснить, что в Компании действовал дресс-код — яркое нельзя, шорты нельзя, открытые плечи нельзя, кеды/слаксы нельзя, ничего вычурного тоже нельзя, джинсы можно по пятницам. И тут вдруг в наш строгий финансовый мир залетела яркая птичка-попугайчик в воздушном платье-размахайке с открытыми плечами, но главное, даже, не это, а цвет. Женщина была вся в сверкающих малиново-розовых тонах — платье, макияж, маникюр и даже волосы! Это дополнялось крупной яркой бижутерией с перьями.
Поскольку она как раз знакомилась с нашим Корпоративным кодексом, в котором и устанавливались требования к одежде, то я тактично обратила ее внимание на данный нюанс. Женщина прочитала, изумленно посмотрела на меня и спросила, неужели это реально соблюдается. Я предложила ей пройти по коридору. Встречающиеся нам работники не менее изумленно провожали женщину глазами. Поняв, что ее одеяние реально не подходит к нашей Компании, дама забрала трудовую книжку и отказалась устраиваться на работу.
Оказалось, что она работала в Доме моды, где такой стиль был абсолютно нормален. Прочитав про дресс-код, женщина для собеседования нашла у мамы самый старомодный и мрачный костюм, не подумав, что одним собеседованием дело не ограничится. Соответствовать нашим требованиям каждый день любительница прекрасного не была готова.
Мы долго еще вспоминали нашу залетную яркую птичку. Она стала для нас эталоном того, в чем у нас показываться ну никак нельзя.
И второй случай.
Раз в квартал директор нашего департамента устраивал нам собрания. При этом он требовал, чтобы приходили абсолютно все. Поэтому мы со спокойной совестью запирали свои кабинеты и шли в зал. Девочки мои на этих собраниях честно спали, а лично мне всегда было интересно послушать, чем занимаются смежные отделы (рекрутеры/ обучение/ мотивационщики/ HRпартнеры/ коммуникаторы), какие у них в работе программы. Плюс мне самой как начальнику отдела надо было рассказывать всем, чем занимается Отдел кадров. Естественно, я не впаривала о приемах и увольнениях. Практика показывает, что это никому не интересно. Поэтому я вела речь об автоматизации, оптимизации, судах и забавных/сложных случаях с работниками.
Так вот как-то раз возвращаемся дружно после такого совещания, а у нашего закрытого кабинета стоит незнакомый нам мужчина. Спрашиваем, по какому вопросу. Отвечает недовольно, что ждет уже почти час, пришел оформляться на работу. Ну мы-то точно знаем, что у нас на сегодня нет никаких приемов. Я уже писала, что все приемы нам ставили в календарь рекрутеры. И они никак, зная о совещании, не могли воткнуть нам прием.
Тем не менее, уточняем фамилию, смотрим в электронных согласованиях — такой нет. Объясняем товарищу, что не можем его принять. А у самих возникает вопрос, как посетитель смог пройти в здание? Обычно рекрутеры заказывают пропуска. Пока мои девочки бодались с достаточно настырным мужчинкой, который непременно хотел устроиться на работу, а в противном случае собирался жаловаться Генеральному директору, я быстро позвонила в Службу безопасности и сообщила, что в Отдел кадров с улицы проник вражеский лазутчик. Естественно, я говорила с ними не так. Но когда я им произнесла фамилию «лазутчика», они бросили трубку и через несколько секунд были у нас.
Оказалось, что это новый заместитель начальника Службы безопасности. Будущий, разумеется. Чтобы был понятен его уровень — начальник СБ подчинялся непосредственно Генеральному директору. А этот товарищ после окончательного собеседования и подтверждения приема решил сразу, не теряя времени, оформиться. Позже, через несколько дней, когда он уже нормально пришел приниматься на работу, этот небольшой скандал мы обратили в свою пользу. На пальцах объяснили ответственному лицу, что к нам муха не просочится без ведома Службы безопасности.
ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ. Борьба с тенями.
Изменение должности, зарплаты, графика работы, фамилии оформляется дополнительным соглашением к Трудовому договору и кадровым приказом. Я мечтала поставить оформление условий на те же рельсы, что и прием. То есть сначала Отдел кадров получает в программе электронное согласование, делает в программе проект изменения и только, когда приходит работник, распечатывает текущей датой и дает работнику подписать. А дальше уже подписывает руководитель. Согласитесь, если бы работники знали, что пока они не подпишут доп.соглашение и приказ, зарплата им не прибавится, то они бы к нам еще накануне планируемого дня ломились бы.
На самом деле, к сожалению, все совсем не так. Электронные согласования по окладам и должностям нам присылали в специальной программе, заявления на изменение графиков и фамилий работники приносили сами или присылали по внутренней почте — у нас был не один офис. Дальше мы всё оформляли и в кадровой программе, и на бумаге подчас «задним числом». А потом включали форсаж и писали/звонили людям и их руководителям, чтобы приходили подписывать документы.
Надо сказать, что если неподписанные работником документы попадут в личное дело, то кадровик уже никогда не сможет вспомнить, что там нет подписи. Поэтому неподписанные доки вешались в «ознакомительную» папку, ждали прихода работника, и только после получения его подписи документы отправлялись в личное дело.
Конечно, такая куцая процедура сильно раздражала. Некоторые работники, обитающие в дальних офисах, являлись для нас загадочными тенями, и годами их ноги не ступали в Отдел кадров. Их документы скапливались в папке и подписывались только при увольнении и то, если кадровик не забывал заглянуть в «ознакомительную» папку.
Особенно тяжко было в период массового ежегодного повышения окладов. Количество доп.соглашений и приказов исчислялось сотнями, часто больше тысячи. Но я уже писала, что в таких экстренных случаях мы и сами ходили, и с руководителями договаривались, так как у них, разумеется, больше влияния на своих подчиненных, и им гораздо легче зазвать к себе ушедших в тень работников для подписания документов.
Пожалуй, эту часть я тоже разбавлю веселым случаем.
Бывает, человек меняет фамилию. Обычно это женщины, вышедшие замуж или разошедшиеся с мужем и страждущие вернуть себе свою родную фамилию. Отдел кадров в этом случае не только издает приказ и оформляет дополнение к Трудовому договору, но и делает запись в трудовую книжку на внутренней стороне обложки. При хорошем мелком почерке на обложке могут уместиться две такие записи. То есть теоретически на обложке в начале книжки и в конце книжки можно уместить не более четырех записей. А если любвеобильная дама выходит замуж три-четыре-пять раз? Да еще после каждого развода старается вернуть себе девичью фамилию! Как Вам такой вариант?
К нам как-то пришла одна милая и вполне молодая женщина, еще до сорока. Она в пятый раз вышла замуж, при этом записями об изменении фамилии уже были украшены внутренние поверхности обложек и основной трудовой книжки, и вкладыша. Самое смешное, что записи о работе были пока только в основной трудовой книжке, вкладыш был пуст. Поскольку законодательство ничего не говорит о таких брачноактивных дамах, то мы выдали ей еще один вкладыш и украсили его обложку записью об изменении фамилии.
ОТПУСКА. Торжество цифровизации.
Поскольку техническое задание на автоматизацию оформления отпусков в нашей Компании разрабатывала я лично, то вполне естественно, что они (отпуска) относятся к одному из моих любимых направлений. Хотя в качестве некоторой похвальбы могу сказать, что тех.задания на электронное согласование приемов, переводов и многого другого также делала я.
Но вернемся к отпускам. Автоматизировано у нас было предоставление только части отпусков — оплачиваемых, за свой счет и учебных. В моем отделе один сотрудник обрабатывал не только отпуска на две тысячи человек, но еще все командировки и больничные. Причем данный участок считался не слишком загруженным — при необходимости девочка брала на себя дополнительную работу по приему/переводу/увольнению/ознакомлению.
Часть отпусков («по беременности и родам» и «по уходу за ребенком») из-за обилия документов делалась по старинке — вручную. Чтобы получить пособия (разовое на рождение и ежемесячное до полутора лет) людям необходимо было предоставить справки от второй половины, что эта вторая половинка не получает у себя на работе данные пособия. Разнообразие жизненных ситуаций продолжало удивлять все время работы: у кого-то муж в бегах, у кого-то муж иностранец, у кого-то муж россиянин, но работает за пределами России в нероссийской Компании, у кого-то муж ИП, у кого-то самозанятый… Вариаций куча, и что делать в каждом конкретном случае, откуда брать справку и надо ли ее брать, решалось кадровиками совместно с бухгалтерией, а иногда еще и с ФСС.
То ли дело автоматизированные отпуска. Выше я уже писала, что люди на внутреннем Портале в электронном виде заполняли заявки на внесение изменений в График отпусков. Заявки переливались в специальную программу и там согласовывались руководителями, а затем закачивались в кадровую программу в График отпусков. Все это делалось автоматически. Из Графика отпусков Отдел кадров делал опять-таки автоматическую рассылку недели за три до начала отпуска. Работник, если ему нужен был отпуск, распечатывал проект приказа, подписывал и приносил в Отдел кадров. На всякий случай напоминаю, что рассказываю про доковидные времена. Сейчас кадровики в массе своей перешли на сканы.
В нашей Компании не было ограничений по количеству отпусков в год. Ограничения были по количеству дней. Все в точности по ТК РФ — двадцать восемь дней в год, обязательные непрерывные 14 календарных дней. Остальные 14 дней можно было разбивать теоретически только по 7 дней, но на практике как угодно. Такова была позиция руководства, и Отдел кадров вынужден был ее принять.
Что в этой схеме делалось вручную Отделом кадров? Когда работники приносили подписанные ими проекты приказов на отпуск, кадровик в программе собирал из них большой многочисленный приказ, распечатывал, прикладывал подписанные работниками проектики (часто пачечка была более ста штук) и отдавал на подпись. Скан подписанного приказа надо было отправить в бухгалтерию, а оригинал повесить в папку.
В главе об отпусках не могу не написать о минах, подложенных законодательством. В ТК РФ сказано, что отпуска предоставляются за все отработанное время по 28 дней в год. У каждого работника дата приема своя, соответственно, получается, что рабочий год у каждого свой. Один принялся 1 июня, значит, у него год с 1 июня по 31 мая следующего года, другой принялся 15 сентября — у него рабочий год с 15 сентября по 14 сентября. Вроде, все ясно. Но в ТК РФ написано, что отпуска должны предоставляться строго по Графику отпусков.
С какого числа делается годовой График отпусков в Компаниях? Правильно с 1 января по 31 декабря. И понеслась душа в рай! Впрочем, если человек берет отпуска во второй половине года, как правило, ничего страшного не происходит. А вот если работник внес в График отпусков полный отпуск в начале календарного года, а у него за ЕГО текущий год с июня по июнь все дни уже использованы, то что делать? Предоставлять отпуск за еще не начатый год? Отказать, нарушив График отпусков? Это чревато последствиями в виде штрафов. Конечно, такие вещи надо смотреть при подготовке графика. Но! Автоматизировать такой анализ нам не смогли, а вручную проанализировать две тысячи человек параллельно текущей работе невозможно.
Подготовка Графика отпусков на следующий год — всегда запрограммированный аврал, т.к. сыпется много вопросов, приходится всем объяснять про обязательность графика, про обязательные 28 дней, про обязательные непрерывные 14 дней, про влияние праздников, про неиспользованные отпуска, про разбивку и прочее.
Отдельные особи, когда формируется График, настаивают внести в него все свои неиспользованные отпуска. Ну, например, скопилось у человечка четырнадцать лишних дней — ну не отгулял он их по какой-то причине. Так он требует в График на следующий год помимо обязательных двадцати восьми дней отпуска внести и эти четырнадцать. Вносим. Получается у него в Графике сорок два дня. Через месяц, в конце декабря, когда График на следующий год утвержден, и про него все благополучно забыли до начала следующего года, товарищ запрашивает пару-тройку-неделю перед Новым годом. Неиспользованные дни есть, имеет право, руководитель не против. Оформляем. Все замечательно, кроме одного — в Графике у работника появляются лишние дни. Т.е. кадровику необходимо не забыть убрать их из Графика.
На моей памяти есть случай, когда один, как обычно, вполне приличный мужчина, слегка за сорок (ну то есть не зеленый юнец) отправился в отпуск в счет еще не начавшегося года. Дело было так. Он при подготовке Графика на следующий год подал сначала одни данные, а потом две недели перенес на другой период. Работник, который в подразделении собирал данные, новые даты внес, а старые убрать забыл. Опять-таки в Графике оказались лишние дни. Кадровиков сорок два дня в Графике не смутили, так как это была нормальная практика — люди часто вставляли в График все неиспользованные отпуска.
Начался год, на который был составлен График. Товарищ отгулял одну часть отпуска в две недели, вторую, третью. Во время ежемесячного контроля за остатками отпусков обнаружилось, что он ушел в минус на четырнадцать дней. Стали разбираться и тут обнаружили, что сначала косякнул работник подразделения, внесший слишком много дней, а потом косякнул и кадровик, который при подготовке Графика не проверил имеющиеся остатки. Дядечка-таки отгулял лишний отпуск.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осторожно: Кадровик! Как выживают с таким диагнозом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других