Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII – начале XX вв.

Валентина Вануйто

Работа посвящена исследованию процесса формирования, развития и взаимовлияния традиционных материальной и духовной культур ненцев, хантов, коми-зырян и русских Обдорского края в XVIII – начале XX вв.Часть книги содержится в книге «Очерки истории и культуры Обдорского Севера Березовского края XVIII – начало XX вв.».

Оглавление

© Валентина Вануйто, 2020

ISBN 978-5-4496-8374-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Работа посвящена исследованию процесса формирования, развития и взаимовлияния традиционных материальной и духовной культур ненцев, хантов, коми-зырян и русских Обдорского края в XVIII — начале XX вв.

На основе анализа широкого круга письменных и архивных источников рассмотрены традиции и новации в материальной культуре, эмпирические, этические, религиозные верования, семейные и календарные праздники, просвещение и здравоохранение населения Обдорского Севера. По элементам культуры жизнеобеспечения у этих народов обнаруживается наибольшее сходство, которое происходило на фоне сложнейших исторических преобразований в России.

Введение

На протяжении веков складывалась традиционная культура, общественный строй, религия коренных народов, которая была приспособлена к природным условиям Крайнего Севера. Но, несмотря на различия в своей исторической судьбе, они имеют много общего. В результате взаимодействия друг с другом, а также длительных контактов с русским населением, зырянами и татарами произошел процесс обмена культурными ценностями, взаимное обогащение культур. Обдорский Север являлся одной из самых больших территорий Березовского края, соединявшей Березовский уезд, Мангазею и Урал. На ней проживали ненцы, ханты, коми-зыряне, русские.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом общества к этнокультурной ситуации в целом по России и в регионах в частности. Этнический состав населения Обдорского Севера отличается динамичностью. Он формировался на протяжении длительного времени, и включал русских, хантов, ненцев, коми-зырян и другие народности, населяющие Обдорский край. Длительный и сложный процесс формирования русского населения на севере протекал наряду с активной адаптацией к новым условиям. Природные особенности создавали неодинаковые возможности для восстановления народных традиций. Совместное проживание с другими сибирскими народами обусловливали оживленные межэтнические взаимовлияния. Эти обстоятельства способствовали появлению местных различий в их культуре. Культурное взаимодействие между контактирующими группами носило как стихийный характер, так и направлялось проводимой Российским государством политикой социально-экономического развития колонизируемой территории. Присоединение севера Западной Сибири к Русскому государству вызвало к жизни два основных вида хозяйствования, ставшие определяющими для этого края на последующие века.

Территориальные рамки исследования охватывают единую историко-культурную область Обдорского края, включающую в себя лесотундровую и северо-таежную зоны Нижнего Приобья, в административном отношении входившими в Обдорскую и Куноватскую волости Березовского округа Тобольской губернии. Специфика этнических процессов исследуемого региона объясняется этнокультурной общностью, глубокими историческими контактами и связями этносов, создавшими благоприятные условия для сближения, ассимиляции и внутриэтнической консолидации.

Хронологические рамки исследования охватывают период XVIII — начало XX вв. В этот период завершается адаптация коренного и пришлого населения к условиям жизни в составе Российского государства, формируется постоянная поселенческая структура Обдорского края.

Изучение особенностей взаимодействия представителей народов Обдорского края в рамках локальной истории позволяет более четко определить закономерности и специфику развития материальной и духовной культур, а также механизмы формирования историко-культурных областей. Культурные контакты между коренными народами и русско-зырянским населением осуществлялись и на бытовом уровне, и с помощью различных социальных и культурных институтов — церкви, школы, органов управления и самоуправления и пр. Это вело к появлению, распространению и усвоению общероссийских компонентов культуры среди народов Сибири. Исследование культуры народов Севера необходимо для расширения представления о богатстве его культуры, для лучшего понимания истоков многих традиций и обычаев.

Русские и коми-зыряне в процессе приспособления к новым экологическим условиям заимствовали опыт коренных жителей, связанный как с практической деятельностью, так и мировосприятием. В суровых условиях формировалось максимально приспособленная к ним материальная и духовная культура северян, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования. Промысловая культура местного русско-зырянского населения обогатилась опытом и знаниями коренных народов. В процессе длительного взаимодействия ненцев и хантов с русско-зырянским населением складывалось понимание необходимости хозяйственного сотрудничества.

Культурное взаимодействие между контактирующими группами носило как стихийный характер, так и направлялось проводимой Российским государством политикой социально-экономического развития колонизируемой территории. Присоединение севера Западной Сибири к Русскому государству вызвало к жизни два основных вида хозяйствования, ставшие определяющими для этого края на последующие века. Это рыболовство, причем поначалу только ценных пород рыб, а также добыча меха.

Развитие товарно-денежных отношений, превращение пушного и рыболовного промыслов в товарную отрасль хозяйства способствовало концентрации населения вблизи богатых песков и административно-торговых центров. Хотя активная деятельность русских предпринимателей и коми-зырянских промышленников привела к значительному истощению охотничьих, рыболовных угодий и оленьих пастбищ, вместе с тем ненцы и ханты переняли у русских новые орудия труда и технологии промысла, развились некоторые виды промыслов, ориентированных на рынок.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я