Почему человечество не признало самое великое открытие в истории мировой науки?

Вадим Кирпичев

В это трудно поверить, но самое великое открытие в истории науки до сих пор человечеством не признано. Причем опровергнуть это открытие никто не в состоянии, ввиду его безупречной логичности. Тогда почему мир его так упрямо не признает? Давайте разберемся. Это интересно.

Оглавление

  • Глава 1
  • Тернистая судьба борцов с очевидностями

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему человечество не признало самое великое открытие в истории мировой науки? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тернистая судьба борцов с очевидностями

Исследователь не должен обращать внимания на авторитет очевидности и очевидности авторитетов.

Считается, что человечество поумнело. Мы стали терпимей к новому. Привыкли к разнообразию мнений. Нас уже не напугать и не удивить самыми экзотическими теориями. Это раньше — во времена архаики, античности и Средневековья — за чересчур смелые истины мыслители попадали под суд, а то и на костер, но все это осталось в далеком прошлом.

По крайней мере, так все выглядит в учебниках и книгах по мировой истории.

А на самом деле?

А в действительности ничего не изменилось. Просто методы борьбы с великими открытиями стали изощреннее, умнее. Поэтому беру на себя смелость утверждать, что самое великое открытие мировой науки в истории человечества этой самой наукой уже много лет не признается, а потому отвергается и человечеством. Ведь именно физики ныне лидеры мнений, а не клирики.

Дело в том, что было сделано столь великое открытие, и оно в такой степени опрокидывало привычные, очевиднейшие представления, что мир его просто «испугался» и напрочь отказался в него поверить. Причем сменяются поколения, а это величайшее открытие по-прежнему остается неприемлемым для человечества. Так что я бы не торопился упрекать в чрезмерной косности наших предков.

Для начала немного истории. Посмотрим, как в давние времена привечали гениальные откровения и открытия и почему такой трагичной была порой судьба их создателей. Без этого нам не понять и сегодняшней войны с новаторами. А самое главное, разберемся, какие именно новые идеи всегда встречались в штыки.

Что делает научное открытие великим?

Опровержение очевидности. Вот что редко прощалось мыслителям. И одновременно — именно опровержение очевидности делает открытие воистину великим. И тут неважно, где сделан революционный переворот — в науке, религии или этике. Показательны в этом отношении судьбы Аристарха Самосского, Иисуса Христа, апостолов, Коперника, Галилея.

Грандиозность научного откровения напрямую не связана с гениальностью самого ученого. Ученый может быть сверхгениальным, плодотворным, а его достижения будут не столь ценными на фоне более скромного мыслителя с одним единственным, но великим достижением.

Почему?

А дело в том, что величие научного открытия напрямую зависит от его влияний на ход мировой науки и всемирной истории. А меняет движение мировой истории именно опровержение закоренелой очевидности и мировоззренческий переворот.

Назовем только одно имя — Коперник. Тот же Ньютон превосходил его по количеству и сложности сделанных открытий, но ни одно из них не может сравниться с построением Коперника гелиоцентрической системы вращения небесных тел. Работы Галуа и Геделя по интеллектуальной сложности (гениальности), думается, также превосходили учение Коперника, но одним из величайших достижений в истории науки останется именно теория польского гения.

Открытие Коперника было эпохальным именно по причине влияния на ход мировой истории. А великим оно стало именно потому, что опровергло одну из самых древних очевидностей человечества.

Вот мы и узнали, чем измеряется величие научного открытия. Величие именно в том, чтобы доказать, что представление о мире, которое веками считалось очевидным, на самом деле есть всего лишь укорененное заблуждение — иллюзия знания.

Опровержение «очевидностей» приводит к перевороту мировоззрения не только в науке, но и этике. До Христа и апостолов было очевидно, что жить надо по правилу «око за око». Надо держаться соплеменников, а чужаков третировать. Христианство опрокинуло эту очевидность. Любить надо всех. Нет ни иудея, ни эллина. И открыло в итоге новую эру и новые мировые цивилизации. Чем заплатили за новую этику ниспровергатели этики архаичной мы хорошо знаем из истории. Человечество очень тяжело расстается с любимыми очевидностями, а так называемых носителей истины ох как не жалует.

Апостолы и Галилей показали, чтобы поверить гению, надо иметь гениальное мужество. Да, на суде Галилей отрекся от Коперника, но кто бросит в него камень? Ведь и Петр отрекался от Христа.

Известно, что у Коперника был предтеча — Аристарх Самосский. Именно Аристарх Самосский стал чуть ли не первым ученым, который при помощи математических выкладок попытался доказать, что это Земля движется вокруг небесного светила, а не наоборот.

Как сложилась его судьба? Типично для ниспровергателя очевидностей. Донос. Обвинение в безбожии. Суд.

Судьбу античного «солнцепоклонника» в 1633 году повторил Галилео Галилей. Вызов на суд инквизиции по подозрению в ереси. Арест. И два варианта на выбор: либо судьба Джордано Бруно, либо отречение от ложной мысли, будто Земля не есть центр вселенной, а вращается по орбите вокруг Солнца. Так тогда решались научные споры.

В итоге Галилео дали тюремный срок, свое отречение он прочитал на коленях, а копию приговора по распоряжению Папы Римского разослали во все университеты Европы.

На самом деле это был приговор Святой Инквизиции. Суд она выиграла, а спор в веках с треском проиграла. Нам то Инквизицию преподносили как сборище коварных злодеев-интеллектуалов, мастеров хитроумных интриг. Так? А в истории с Галилеем инквизиторы себя показали наивными чайниками от политики.

Кто диссидента зовет на открытый суд? Это ведь бесплатный пиар для него, его книг, науки и системы Коперника. Инквизиция превратила Галилея в сакральную жертву, таким он вошел во все учебники, а Инквизиция навеки себя дискредитировала и опозорила.

Нет, далеко той инквизиции до нынешних политтехнологов. Вот где мастера комбинаций! Умельцы от современной политики расправились бы с Галилеем играючи. Надо не судить, а дискредитировать идейного противника. Да подослать к Галилею женщину низкой социальной ответственности. Пусть сымитирует сексуальные домогательства. Раздуйте скандал. Не получилось? Подбросьте Галилео наркотики, патроны, сделайте османским шпионом. И, может быть, еще лет триста весь мир думал бы, что Коперник выдумщик, а Солнце покорно бы вертелось вокруг Земли. Таким же пиар-судом инквизиция фактически обеспечила скорую и окончательную победу последователей Коперника и Галилея. А в 1992 году Ватикан реабилитировал Галилео Галилея как ошибочно репрессированного.

Человек Средневековья — это звучит гордо!

Нам сейчас даже трудно представить, насколько гордым взглядом смотрел человек Средневековая на окружающий мир, насколько ему было уютной в своем мироздании.

Под ногами Земля — центр вселенной. Вокруг гордеца покорно кружат небесные тела — Луна, Солнце, звезды, планеты. За облаками живет Отец Небесный. Он любит человека и сотворил для него прекрасный мир.

А тут пришли гелиоцентристы и все опошлили. Землю они превратили в пылинку на окраине мироздания. Уникальность человечества поставили под сомнение. Разумеется, прогрессивное человечество даже продвинутого семнадцатого века осудило попытки Галилея опрокинуть столь привычную очевидность геоцентризма.

Человек науки — это звучит гордо!

Ситуацию переломило Просвещение и техническая революция девятнадцатого века.

По всей Европе закрываются отделы Святой Инквизиции. Религиозный тип мышления сменяется на рационально-научный. Ницше объявляет, что Бог умер. В школах наука начинает вытеснять попов. Герои Жюль Верна летят на Луну. Появляются философы-космисты. В начале века двадцатого герои фантастов уже отправляются покорять всю вселенную. Пафос веры в Бога сменяется на пафос прогресса и энтузиазм познания и покорения мира.

Так на смену гордому человеку Средневековья приходит гордый человек эпохи научно-технического прогресса. Но и ему история уже готовила испытание — предложила отказаться от самой любимой, от самой очевидной из очевидностей.

На первый взгляд кажется, что классическая наука в начале двадцатого века с блеском выдержала испытание на новизну, на опровержение прежних очевидных представлений. Фрейд открывает вселенную подсознательного. Наука признает — гений. Эйнштейн своей теорией относительности опровергает очевидность абсолютного времени. Отныне время есть функция наблюдателя, его системы координат. Мир только аплодирует. Эйнштейн — суперстар!

Вот оно торжество разума и свободной мысли. Ученый опровергает очевидность тысячелетий, а его никто не преследует и не ждут триста лет, чтобы признать гением.

Так? Не так.

Работы Эйнштейна и его последователей разительно поменяли представление о нашей вселенной, но они не затрагивали основы самой классической науки. Они не покушались на самую очевиднейшую из очевидностей, на которой классическая наука базировалась. Поэтому теория относительности, как сейчас выражаются, и легко зашла.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Глава 1
  • Тернистая судьба борцов с очевидностями

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему человечество не признало самое великое открытие в истории мировой науки? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я