Энциклопедия содержит вехи биографии, творчества живших прежде и живущих ныне в Екатеринбурге-Свердловске наших художников. Адресовано как профессионально задействованным в областях культуры и искусства людям, так и широкому кругу читателей. Научный и художественно-просветительский труд.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Художники Екатеринбурга 18—21 веков. Энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Давно мне хотелось написать энциклопедию наших екатеринбургских и свердловских художников. Чтобы люди побольше их творчество и их самих знали. И чтобы помнили. К сожалению « от героев былых времен не осталось порой имен», картины и иные произведения их по полсотни и более лет пылятся где — то в запасниках. Мне кто — то говорит, что и в самых продвинутых музеях в открытой экспозиции находится не более одной пятой всех имеющихся экспонатов. « Знаю. Вот именно.» — отвечаю я. И далеко не всегда находящееся в запаснике хуже экспонируемого и демонстрируемого в сми наших дней. Нередко — сильно лучше.
Конечно, художник — не актер, лица и голоса помнить вроде как не обязательно. Надо знать и помнить картины, скульптуры, книжные иллюстрации, рукоделия им созданные. Но и тут подчас произведение отдельно, а имя — отдельно, если оно вообще как-то в массовом сознании возникло и сохраняется. Кто написал картину « Литейщики», кто изваял мраморного « Камнереза Зверева», кто был художником фильма « Угрюм-река» — того, не ремейка? Месяцы, годы работы, мук поиска, бессонных ночей, очередных и внеочередных сдач « экзаменов» худсоветам, выставкомам. Автор ждет с утра в мастерской приёмщиков своего творения и вот, наконец, распахиваются незапертые двери его мастерской и на пороге появляется депутация известных и неизвестных ему, именитых и неименитых числом до двух десятков коллег. Чуть не каждый считает нужным ввернуть свое замечание. Так вот и шла эта череда экзаменов всю жизнь. Сейчас выставкомы не свирепствуют, а свирепствуют денежные вопросы в тысяче их ипостасей.
Не за горами уже девяностолетие образования Свердловской организации Союза художников. Решение о нашем Союзе было принято на собрании в Театре драмы на ул. Вайнера, 10 воскресным днем 22 мая 1932 года, хотя процесс становления растянулся почти до конца года. Первым председателем стал Н. И. Козлов. Находился Союз долгие годы в здании Дома литературы и искусства (ДЛИ) на Пушкина, 12.
Во время Великой Отечественной войны наш Союз художников выпускал плакаты, агитвитрины, провел большую выставку, многие художники воевали на фронте. И в послевоенное время Свердловск и область укрепили свою репутацию одного из крупнейших в стране центров изобразительного искусства. ДЛИ постоянно контактировал (часто очень органично, безо всякой там гордыни задавая тон) с московским ЦДРИ.
Не могу утверждать наверняка, ибо я тогда еще не родился, а потом-таки родился, да пребывал еще в слишком малом возрасте, но примерно 1951 — 1963 годы были неким « золотым веком» нашего Союза художников. Едва ли не каждая выставка давала « путевку в жизнь» какому — либо шедевру — « Юность» В. Зинова, « Рождение булатной стали» В. Кушнера, « Угольный разрез» А. Бурака, « Димка» П. Сажина, « Брат — герой» В. Егорова, « Сплавщики» Е. Гудина, « Зоя» И. Нестерова, чудесные статуэтки детей Г. Петровой, акварели Б. Семёнова. В сентябре 1957 на излете недолгого председательства Б. Смирнова был построен Дом художника, где каждый новогодний праздник, капустник посещали семьями.
Но вот в середине шестидесятых союз стало заметно трясти, появились признаки раскола на своих и чужих, нонконформистов и соцреалистов — как бы конформистов. Теперь помимо просто дружбы появлялась и, к сожалению, набирала силу и экзальтированная дружба против кого-то. Эстетические, стилевые пристрастия выглядели как, можно сказать, субидеологические, да и де-факто становились таковыми. Будущие правые силы то с большой, то с малой фигой в кармане вели себя в ту пору залихвацки лево.
Многие простаки-соцреалисты с по собственной воле отстранялись от членства в правлении, худсоветах и выставкомах ради « творчества», забыв сакраментальную истину, что свято место пусто не бывает. И проморгали, что на рубеже семидесятых-восьмидесятых « власть переменилась» — на смену им, молчунам, в Союзе пришли говоруны. Сплоченные временем « гонений» они в тусовках из меньшинств обрастали сторонниками и превращались в большинство. И превратились: журналисты и журналистки, искусствоведы и искусствоведки из всего монблана уральской культуры теперь хорошо знали только Ваньку-Голого, конструктивизм и…их. Имена Парамонова и Мелентьева, Камбарова и Петровой, Кудрина и Коровина, Заусаева и Витомского и много еще кого буквально канули в лету. Всё уже так хорошо заасфальтировано, заискусствовежено, обмузеено, что и некуда бежать. Некуда, а нынче широкой околохудожественной публике поди-ка и вовсе непонятно, о чем и речь.
Союз Художников в Свердловске (да и по стране) не повторил, а предварил судьбу Советского Союза. Всё у нас как на вожделенном некогда Свободном мире. Художники выстраиваются как на (найти бы аналогию помягче, вот, вроде, нашел) ярмарке невест. Могу-де рисовать портреты, могу чего изволите… украсить дом, зал, с нуля научить художествам — расценки есть, но торг уместен.
Друзья нынче пишут о друзьях, что они — гении. А кто ж еще? Художников стало просто море, из них много классных, титулованность очень возросла, но много ли желающих купить их работы. А раньше такой проблемы почему-то не стояло, хоть и отчасти прав был старожил Дома художника А. Охлупин: « Да мы — люди к капитализму привыкшие. Это вы в СССР жили при социализме, а мы, художники, и тогда — при капитализме. Никаких тебе окладов, нормальных отпускных. На сколько сделал — на столько и живи!» Да, так. И всё же это был, если можно так сказать, социалистический капитализм (с его творческой помощью и проклятьем заклейменным госзаказом), а сейчас — по-другому. Если что — бывшие обладатели мастерских на Сони Морозовой объяснят в чем разница.
Художники Свердловского СХ. 1957
Мне, ребенку шестидесятых-семидесятых, поймавшему в дошкольном детстве и некое послевкусие пятидесятых страшно повезло родиться в Доме художника и потом оказаться в доме Ленина 62, где первый корпус заселили свердловские художники-члены СХ с молодыми женами и малышами-детьми. Какое счастье иметь друга-ровесника в соседней квартире и еще потом друзей и подруг в доме, где и родители были хорошо знакомы. Кирюша Ситников, Паша Глушков, Ира Друзина, Ирина Гудина, Оля Симонова, Саша Нестеров, Сева Кондрашин, Лариса Кушнер, Лена Вдовкина, Лёша Мосин… И, конечно, взрослые — элегантный бывший офицер царской, белой и потом красной армии, председатель Союза в годы войны высокий и прямой с бирюзовыми глазами и тонкими усами щеточкой Александр Павлович Давыдов, лысый с глазами-буравчиками словно отрешенный от людей (он совсем оглох, я не знал), автор чудесных натюрмортов, многолетний преподаватель училища (никто из учеников биографию, портрета его или воспоминаний о нем так и не написал) Фёдор Константинович Шмелёв, дородная яркая, богатая, любящая нас, детей, но пронзительно остроумная и саркастичная в отношении некоторых взрослых скульптор Валентина Владимировна Криницкая… Добрый и ворчливый, похожий на Суворова, неутомимый и бескорыстный благоустроитель и украшатель большого нашего двора незабываемый Александр Макарович Минеев, старик Макарыч со своей женой и помощницей Марьей Ивановной. И сколько еще жило здесь художников и нехудожников… душевная светлая сотрудник мастерских худфонда Людмила Тимофееевна Мартьянова, бывшая балерина оперного театра снежнокудрая в золотых очках, на каблучках Лидия Капитоновна Беланотти, супруги-скульпторы голубоглазый Анатолий Анатольевич Анисимов (тоже был председателем союза, дружил с В. И. Мухиной) и темноглазая приветливая, в каракулевой черной шубе и таком же берете Татьяна Борисовна Онуфриева… Неужель исчезло без следа столько света, смеха и тепла?.. Так что не мог я не написать эту небольшую « Энциклопедию художников Екатеринбурга-Свердловска (или Свердловска-Екатеринбурга)», постаравшись собрать от позапрошлых веков и до наших дней всех наших художников знаменитых и незнаменитых, живых и мертвых, забытых и незабытых, неутомимых танцоров ярмарки тщеславия и совсем неамбициозных. Чтобы помнили.
Возьмет человек наших дней или, скажем, далекого 27 — го века с полки или из сети эту книгу и хоть исходные данные жизни и творчества некоего художника обретет. А иначе, скажу без преувеличения, очень многих персонажей данной книги уже никогда бы не вспомнили. Никогда. Такое бездонно-страшное слово. NEVERMORE. Как у Эдгара По про Ворона: « О, зловещий древний Ворон, там, где мрак Плутон простёр…» Убирайся, птица злая! Изводишь единого слова ради тысячи… невозвратных мгновений (иногда и часов, безрезультатно), но другого выхода уже нет. Я добью, я сделаю, я уже немного вижу свет в конце туннеля.
Мой отец, скульптор Владимир Егорович Егоров в граните, бронзе, гипсе, чугуне увековечивал многих персонажей своего и прежнего времени. Мне же вот приходится сооружать некий памятник нерукотворный сначала ради художников довольно далекого уже прошлого, но по логике данного дела нельзя оставить и художников наших дней. Спасибо за помощь в моих трудах некоторым авторам и книгам предыдущих лет: Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959; Павловский Б. В. Художники Свердловска. Л., 1960; Художники Свердловска. Альбом, сост. Вязников А. Г. Свердловск, 1960; Союз художников. 1932 — 2012. Айнутдинов С. С., Шеин Р. А. и др. Свердловск — Екатеринбург, 2011; публикациям В. П. Бирюкова, Л. М. Каптрева, Я. Я. Шаповалова, А. П. Панфилова, А. С. Максяшина.
Приближаются две даты: 300 — летие Екатеринбурга-Свердловска и 90-летие Свердловской организации Союза художников — им я и посвящаю свою энциклопедию. Она адресована историкам культуры, искусствоведам, краеведам, архивистам, публицистам, журналистам, само собой — художникам, деятелям власти и управления, а также (как и всякая энциклопедия) — широкому кругу читателей города, региона, страны и заграницы. Как когда-то говорили и пели — от Урала до Атлантики, от тайги до британских морей.
Конечно молодцы и те, кто пишет о своих отцах и дедах-художниках. Долгое время я, правда, не считал это заслугой, но увидел и здесь своих героев. Как сказал в свое время Н. К. Доризо, восхищенно обращаясь к Е. С. Булгаковой: « Мало иметь писателю хорошую жену — Надо иметь писателю хорошую вдову… Собрана Вами держава. Вся, до последней главы. Вы и посмертная слава — две его верных вдовы».
Наверно найдутся люди, которые сильно удивятся, что я о них или их родных, знакомых нечто вспомнил или невесть откуда накопал. Иногда и сам не пойму как это получилось. Писал как будто по системе Станиславского. Иллюстративный материал достаю только из открытых источников. Но не ожидал, что все так нелегко. Изводишь единой картинки ради… Работы без названий. А что уж говорить о биографиях. У многих даже нынешних художников даже пару строк собрать для биографии невмоготу. Ни отчеств, ни дат рождения. Всё восстановил, иллюстрации работ художников все подписаны их именами. Иллюстрации используются в качестве разового цитирования и исключительно с целью популяризации наших художников, их потенциала. Никакой материальной выгоды мне от этой большой, трудоемкой работы не нужно, отказываюсь от оплаты. Пожалуй найдутся даже и тут недовольные чем — либо из написанного (скорее — ненаписанного) о них. Ну, постараюсь исправиться в дальнейшем. Или отвечу словами Маяковского: «Вот вам, товарищи, моё стило — Можете писать сами!» На этой ноте закончим с увертюру и раскроем кулисы.
Егоров-Гривский Вадим Владимирович,
доктор философских наук, почетный работник образования РФ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Художники Екатеринбурга 18—21 веков. Энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других