Задачей метафизической поэзии является прояснение смысла, слов, Конечная цель как поэтического, так и философского творчества, состоит в том, чтобы назвать вещи своими именами. Дело не в том, чтобы показать, какими вещи являются для нас, а в том, чтобы показать, какие они «в себе». Поэт-философ, через прояснение смыслов стремится проникнуть в «вещи-в-себе», которые внешним способом непознаваемы. Метафизическая поэзия и есть средство понимания и выражения «потустороннего мира», Небо и есть этот «потусторонний мир». Человек сам для себя оказывается и «вещью в себе», как небесное существо, и «явлением», как земное. Человек – это представитель двух миров – небесного и земного: в первом случае он выступает как «вещь-в-себе», во втором – как «явление», а какой из них подлинный, решать читателю. Автор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги За пределами бытия. Метафизическая поэзия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Белов В.А., 2021
Предисловие
Длительный опыт занятием философией привел меня к необходимости поэтического выражения тех предметов, которые другим языком невыразимы.
Метафизическая поэзия — это ядро религиозно-философского постижения мира, который открыт к запредельной, неземной основе бытия. Говоря словами В.Я. Брюсова, метафизическая поэзия есть только там, где есть «дерзновение за грань, порывание за пределы познаваемого». Небесная реальность через земные воплощения приближается к нам, а мы к ней. Воссоединение человеческого духа со своей небесной первоосновой, возвращение к изначальной целостности, является метафизическим мотивом возвращения к своему истоку. Земной мир — это ничтожная часть небесного. Сверхзадача метафизической поэзии состоит в раскрытии и вхождении человека в свою бессмертную первооснову.
Поэт-метафизик Иосиф Бродский, всюду подчеркивал связь мира вещей с бесконечностью. Он был в состоянии поиска все более и более совершенных образов, слов и понятий. Поэт-метафизик занят прояснением слов о вещах, которые раскрывают небесные связи в земном мире. А конечная цель и поэта, и философа, состоит в том, чтобы назвать вещи «своими именами», для этого нужно стремиться к постоянному их прояснению в мыслях, чувствах, переживаниях.
Дело не в том, чтобы показать, какими вещи являются для нас, какими мы их видим, чувствуем, понимаем, а в том, чтобы показать, какие они «в себе». Поэт-философ, через прояснение смыслов стремится проникнуть в «вещи-в-себе», которые со времен И. Канта обычным порядком непознаваемы. Метафизическая поэзия и есть средство понимания и выражения «вещей-в-себе», незримо присутствующих в нас и среди нас. Например, Небо, как раз и является таким «миром», который рациональным языком невыразим и научным способом непознаваем. Нужен другой, поэтический язык, который способен выразить метафизику мира.
Если мы стоим на точке зрения человеческих чувств, человеческой души, человеческого разума, то никогда не проникнем в «мир в себе», поскольку ограничиваем себя только миром явлений, или миром иллюзий. Напротив, «мир в себе» адекватно познается и выражается только внутренними силами, которые живут по ту сторону земного бытия, в небесном пространстве и считаются его творениями. Так Небо — бесконечно, а земля — конечна, поэтому и человек раскрывается двояко: как «небесное существо, или душа», и как «земное — человек». Он сам для себя оказывается одновременно и «вещь-в-себе» и «явлением». Таким образом, человек — это представитель двух миров: небесного и земного; в первом случае он выступает как «небесное существо — душа», во втором — как «земное — человек», а какое из них более высокое, решать читателю.
Автор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги За пределами бытия. Метафизическая поэзия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других