Как вам предложение помолчать пару-тройку дней? Пусть такая мысль не пугает вас. Молчание помогает найти ключ к пониманию себя, гармонизировать чувства, мысли, слова и поступки. Ошо проводил свои беседы в уединенном месте на берегу моря. В течение трех дней его ученики хранили полное молчание (чтобы прочувствовать на себе эту целительную силу) – говорил только Ошо. Знаменитый мистик считает, что такого времени достаточно, чтобы пережить глубокую трансформацию. В этой книге Ошо предлагает вам провести тот же самый эксперимент. Ведь только вдумайтесь: люди продолжают бесконечно говорить на любую тему, двадцать четыре часа в сутки! Они говорят о том, что неважно и не полезно – просто, чтобы убить время или поддержать разговор. И теперь в течение трех дней вам предстоит следить за тем, чтобы никакие ненужные слова не слетали с ваших губ. Вы удивитесь, когда обнаружите, что не так много слов важно произнести. И удивитесь еще больше, когда ощутите, какой эффект дарит вам молчание: вы станете спокойнее, а мир вокруг – несказанно краше. Вы снимете напряжение, очиститесь от «информационной шелухи», увидите и поймете то, что не удавалось в обычной суетливой жизни, а ваши мысли обретут ясность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молчание: послания вашей сущности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Настоящее паломничество случается внутри вас
Есть одна древняя история…
Близились последние дни жизни одного императора. Он был очень встревожен, но беспокоила его не собственная смерть, а трое родных сыновей. Он намеревался передать трон одному из них, только не мог определиться, кому именно. Он знал, что лучше даровать власть тому, кто находится в ладу с самим собой. Какому испытанию он мог бы их подвергнуть, чтобы выяснить, который сын подходит на роль его преемника, а какие нет? Некоторые вещи можно измерить снаружи, но то, что является самым важным в жизни, невозможно измерить никаким методом и ни по какой шкале. О некоторых вещах можно судить со стороны, но нет никакого конкретного способа судить о чем-либо значимом. Так как же выбрать, как выяснить, как решить?
Император посоветовался с мистиком, который предложил ему один способ. На следующее утро он созвал сыновей. Каждому из них он вручил сотню рупий и сказал: «У каждого из вас уже есть собственный дворец. Теперь я дал вам по сто рупий. Вы должны использовать эти деньги так, чтобы заполнить весь свой дворец, не оставив свободной ни единой части пространства. Тот, кто справится с этим лучше других, унаследует империю. Он станет следующим императором».
Только лишь с одной сотней рупий? У каждого сына был огромный дворец. Первый принц подумал: «Как же мне наполнить целый дворец чем-то, что стоит всего сто рупий?» Он поставил свои деньги на кон. Он предположил, что если выиграет, то получит достаточно, чтобы купить что-нибудь, чем удастся заполнить дворец; невозможно было бы его наполнить, имея лишь сто рупий. К сожалению, люди, которые пытаются выиграть много денег, участвуя в азартных играх, обычно возвращаются с пустыми руками, теряя то немногое, что имели. Точно так же и этот молодой человек проиграл свои сто рупий и вернулся домой. Его дворец остался прежним.
Второй принц тоже подумал, что ста рупий недостаточно, ведь со столь незначительной суммой денег невозможно было заполнить его большой дворец бриллиантами и драгоценностями. Он сумел догадаться только до одного способа выполнить задание — купить мусор, который каждый день выбрасывают за городом, и наполнить им весь дворец. Так он и поступил. Дворец был полон, но источал такой жуткий запах! Даже проходить по дороге мимо него было отвратительно.
И третий принц наполнил свой дворец. То, как он это сделал, будет описано в ближайшее время.
Настал решающий день. Император, вместе со своей командой судей, прибыл с проверкой. Дворец первого принца был пуст. Принц сказал: «Пожалуйста, прости меня. Сто рупий — очень маленькая сумма, поэтому я подумал, что, сыграв в азартные игры, сумею увеличить ее и заработать достаточно, чтобы должным образом заполнить дворец. К несчастью, я потерял все деньги, поэтому дворец не мог быть наполнен».
Когда император приблизился к дворцу второго принца, все начали испытывать сильный дискомфорт. Там был такой ужасный запах! Весь дворец был заполнен мусором. «У меня не было другого выхода, я мог купить только мусор, — кротко объяснил принц. — Что еще я мог приобрести на сотню рупий?»
Наконец, император и его команда подошли к дворцу самого молодого принца, третьего. Судьи были изумлены, просто поражены! По всему дворцу распространялся прекрасный аромат. Была ночь новолуния, и весь дворец освещался свечами.
Император спросил: «Чем ты наполнил дворец?»
Принц вежливо ответил: «Светом, освещением». В каждом уголке мерцало пламя свечи. Целый дворец был залит светом. В воздухе разливался аромат цветов, висящих на всех дверях и окнах. Весь дворец утопал в свете и благоухании. Естественно, следующим императором был избран третий принц.
Еще труднее быть императорами наших собственных жизней. Обычно мы ставим на кон свои жизни. С каждой ставкой мы надеемся что-то получить, чтобы наслаждаться своей жизнью. И, как это всегда бывает с азартными играми, мы продолжаем проигрывать. В конце концов дворцы наших жизней остаются пустыми.
Некоторые из нас решают наполнить свою жизнь мусором — мы продолжаем покупать бесполезные вещи для своих дворцов. Мы собираем мусор, который в итоге оказывается никчемным, бессмысленным. Мы размышляем логически, что, если уж наша жизнь столь коротка, а энергия столь ограничена, мы не способны заполнить дворцы своей жизни бриллиантами и драгоценностями. Поскольку у нас так мало энергии, мы можем наполнять наши дворцы лишь мусором. Поэтому мы продолжаем накапливать мусор. Но мы не осознаем, что сам запах в этих дворцах не позволяет нам жить в них — это невозможно.
Откуда столько хаоса, столько проблем, столько безысходности? Эти безысходность и хаос не падают с неба, луны или звезд. Они приходят не из ниоткуда, а из тех дворцов, которые мы заполнили мусором. Весь этот хаос, вся эта фрустрация, всё это страдание поступают из одного и того же источника. Он является результатом наших поступков, это наше собственное творение, это достижение наших усилий. Первые два типа принцев живут внутри нас. И у нас внутри нет места для третьего принца — того, который наполняет дворец светом и благоуханием.
Я пригласил вас в это уединенное место на берегу моря на ближайшие три дня, чтобы обсудить, как осветить ваш дворец, как украсить его цветами, как оросить его духами. Если вы сможете этого достичь, вероятно, вы сможете найти свое внутреннее сокровище. Кто знает? Возможно, мы и находимся на земле с этой целью. Кто знает? Возможно, жизнь сама по себе — это экзамен, испытание. Как знать — кто из нас пройдет эту проверку жизни?
Одно можно сказать наверняка: есть люди, которые наполнят себя светом. Они наполнят дворец своей жизни благоуханием, они сделают свою жизнь мелодичной. Если где-то вообще есть божественность, если где-то есть блаженство, если где-то есть величие, тогда именно эти люди смогут на них претендовать.
Я рассказываю вам эту историю в самом начале этих трех дней бесед, чтобы дворцу вашей собственной жизни не было необходимости оставаться пустым, чтобы не было необходимости заполнять его мусором, чтобы его можно было наполнить светом, переполнить музыкой, утопить в благоухании. Как такое возможно? Сегодня вечером я расскажу вам о первых шагах, и мы попытаемся проживать свою жизнь в соответствии с этими шагами на протяжении следующих трех дней.
Как вы можете наполнить свой дворец светом? В продолжение последующих трех дней я собираюсь дать вам кое-какие подсказки, я расскажу вам о научных шагах, которые можно предпринять. Но прежде, сегодня вечером, мы попробуем понять некоторые базовые моменты о том, как мы будем жить, как мы проведем ближайшие три дня в этом медитационном лагере.
Нам следует очень ясно понять одну вещь: если мы научимся жить правильно в течение хотя бы трех минут, это может изменить всю нашу жизнь. Для кого-то, кто сделал шаги в верном направлении, кто хоть на мгновение соединился с блаженством, в последующие годы будет невозможно отсоединиться. Как только мы открываем глаза и оглядываемся вокруг, невозможно снова их закрыть, сбиться с пути, оставшись слепыми.
Три дня — это довольно длительное время. Поскольку вы смогли выделить три дня, чтобы приехать сюда, я приветствую вас, я благодарю вас. В современном мире никто обычно не готов потратить три дня на то, чтобы наполнить свою жизнь светом.
Один купец собирался отплыть в далекие края, чтобы заработать миллионы. Его друзья сказали ему: «Твой корабль очень стар, а на море бушуют шторма. Твое путешествие крайне рискованно, и твое судно может перевернуться. Тебе следует хотя бы научиться плавать».
Купец ответил: «Я не могу сейчас выделить время на то, чтобы научиться плавать».
Его друзья сказали: «Тебе не нужно много времени. В нашем городе есть эксперт по плаванию. Он говорит, что способен научить плавать всего за три дня».
Купец сказал: «Возможно, он и прав, но где мне найти эти три дня? За эти три дня миллионы рупий могут перейти из рук в руки. Я научусь плавать, когда у меня будет время».
Его друзья настаивали: «Ты будешь пребывать в постоянной опасности, так как большую часть времени будешь проводить на корабле. Угроза может возникнуть в любой день, а ты не умеешь плавать!»
Купец ответил: «Вы знаете, что у меня совершенно нет свободного времени. Если вам известны какие-либо другие трюки по моему спасению, пожалуйста, дайте мне знать».
Тогда его друзья предложили: «По крайней мере, всегда держи возле себя две пустые бочки. Если возникнет необходимость, ты сможешь удерживаться на плаву с их помощью».
Купец взял с собой две пустые бочки. Он хранил их под кроватью. И однажды, когда никто не ожидал, случился шторм, и судно стало идти ко дну. Купец закричал: «Где мои бочки?» Другие моряки были уверены, что он сам способен найти свои бочки — они ведь лежали у него под кроватью!
Моряки бросились в море, так как очень хорошо умели плавать. Купец отыскал свои бочки, но рядом с ними были две другие бочки, наполненные золотыми монетами, которые он хотел забрать домой. Теперь он оказался в затруднении. Взять пустые бочки или полные? Судно тонуло. Какая разница, прыгнет он с полными бочками или с пустыми, подумал он. Наконец, он прыгнул с полными бочками.
Вы можете с большой легкостью представить, что с ним случилось. Он не был в состоянии выделить три дня на то, чтобы научиться плавать. Я счастлив, что у вас в запасе есть три дня. У него была возможность спрыгнуть с пустыми бочками, но он предпочел им полные. Он всегда предпочитал всё то, что наполнено, это было привычкой всей его жизни. Он не был готов оказаться пустым даже на миг.
В течение следующих трех дней я расскажу вам, как достать пустые бочки, они пригодятся, если вам придется переправляться через реку. Но когда вам нужно пересечь море жизни, море существования, тогда необходимо, чтобы вы сами были пустыми. По мере того как вы становитесь всё более и более пустыми внутри, вы становитесь всё более и более способными плавать в море жизни, море существования.
К сожалению, мы продолжаем использовать самих себя в качестве мусорных свалок. Некоторые люди наполняют себя золотом, некоторые — глиной, некоторые — галькой, некоторые — бриллиантами и драгоценностями. Однако это ничего не меняет, бочки могут быть заполнены чем угодно, но они всё равно пойдут на дно.
Бочки с золотом не уберегли купца. Погружаясь в воду, должно быть, он говорил им: «Мои бедные бочки, я наполнил вас золотом, но вы всё же не можете меня спасти. Я не положил в вас глину, но вы всё равно топите меня. Я наполнил вас золотом, но вы всё равно идете ко дну». Но бочки не услышали бы — потому что полные бочки знают только как тонуть, а не как держаться на плаву, вне зависимости от того, каким материалом они заполнены.
Неважно, чем мы завалили себя изнутри. Мы продолжаем готовиться к тому, чтобы тонуть, мы не готовимся к тому, чтобы плавать. Религиозность — это искусство плавания. Всё, чему мы до сих пор научились в жизни, помогает нам только идти ко дну, так как же мы можем отправиться на своей лодке жизни к этому неизвестному берегу — берегу, который называется священным, который называется божественностью, который называется истиной? Как?
Давайте запомним некоторые предварительные шаги…
Люди продолжают спрашивать меня: «О чем вообще этот медитационный лагерь?» Только вчера по пути сюда кто-то спросил меня: «О чем этот медитационный лагерь? Что такое сатсанг?»
Я сказал ему, что сатсанг, пребывание в присутствии истины, предназначен для того, кто готов слушать, кто является ищущим. Этот медитационный лагерь — для тех, кто хочет практиковать, для ищущих, которые хотят не просто слушать, но которые заинтересованы в том, чтобы что-то делать. Люди, что приехали сюда лишь для того, чтобы послушать, приехали не туда. Я сам бывал в ваших городах, так что вы, наверное, имели возможность послушать меня там. Так как вам необходимо делать что-то большее, я пригласил вас в отдаленное место. Здесь, в уединении, что-то можно реализовать.
В течение следующих трех дней не делайте слишком большой акцент на слушании. Проясните для себя то, что на протяжении ближайших трех дней вы будете что-то практиковать. Неважно, сколько правильных слов вы можете знать: никакая революция или трансформация не может случиться в вашей жизни, если вы будете просто слышать и знать их. В каком-то смысле хорошо знать несколько бесполезных слов, поскольку тогда вы не можете ошибочно посчитать, что приобрели нечто, просто слушая их. Когда вы слышите что-то ценное, вы способны очень легко впасть в иллюзию, что нечто приобрели, что вы достигли чего-то важного. Но ничего нельзя достичь лишь посредством слушания.
Для начала ищущий должен понимать этот момент: он должен что-то делать, он должен чем-то быть. Он должен трансформировать свой способ существования, он должен изменить свой образ жизни. Если он вызовет революцию в своем существе, что-то может произойти. В противном случае ничего не может случиться. Нет никакой пользы в том, чтобы быть просто слушателем. Слушание — это развлечение: некоторые люди чувствуют себя счастливыми, когда слушают музыку, некоторые люди чувствуют себя счастливыми, когда слушают истину, что-то связанное с существованием. Но это тоже — не что иное, как развлечение. Это способ ненадолго забыться. Вы должны действительно что-то делать, чтобы трансформировать свою жизнь.
Всё, что я скажу вам в течение следующих трех дней, будет произнесено для того, чтобы в вас могла произойти активная трансформация. Это может вызвать коренные перемены. Сам по себе я не могу создать такую трансформацию. Мне нужно ваше полное содействие, лишь тогда это точно произойдет.
Первый момент: этот медитационный лагерь является для вас возможностью трансформировать свое существо. Он может активно революционизировать, реконструировать, пересоздать[2] вашу жизнь. Эта возможность — не для простого слушания, размышлений, обдумывания, объяснений. Но это прекрасная возможность придать вашей жизни новую форму, новое измерение, подарить вам новую жизнь. Если вы ясно усвоите этот момент, тогда в период ближайших трех дней вы прекратите все разговоры между собой о том, что здесь говорится. Пожалуйста, не спорьте друг с другом о том, что здесь говорится. Вместо этого поэкспериментируйте с тем, что я говорю.
Три дня — это короткий промежуток времени. Вам не пойдет на пользу, если вы будете впустую тратить их на размышления и дискуссии. Вам нужно пройти некоторые эксперименты, поскольку то, что я говорю, может стать ясным для вас только через экспериментирование. Вы можете это понять, вы можете уловить смысл этого только посредством экспериментирования. Если вы сумеете сделать хотя бы один шаг в направлении того, о чем я говорю, тогда смысл этого станет для вас более ясным. Ничего не прояснится для вас, если вы будете просто продолжать думать, размышлять или спорить друг с другом. Не только это — вы еще и упустите: вы утратите то немногое, что поняли ранее.
В жизни есть определенные вещи, которые можно увидеть и понять, только познав их. Если вы попробуете объяснить слепому человеку, что такое свет, он не сможет понять. Но если вернуть ему зрение, тогда он поймет всё о свете без каких-либо объяснений. Ваша текущая ситуация подобна той, в которой находится слепой человек. Что-то можно сделать, чтобы открыть его глаза, но невозможно объяснить, что такое свет.
Как можно открыть ваши глаза? Каковы первоначальные шаги? Один момент нужно ясно понимать — мы собрались здесь, чтобы сделать что-то, а не просто слушать и думать об этом. Как только вы поймете, что для того, чтобы расчистить путь, нужно что-то сделать, лишь тогда вы сможете оценить, что вам говорят.
Ваш дом в огне! Если я стану говорить людям, что их дом в огне, и они начнут думать о моем утверждении, о смысле моего утверждения, о цели моего утверждения, будет очень трудно потушить огонь. Когда я говорю, что ваш дом в огне, я не проповедую вам, я не обсуждаю какое-то философское высказывание. Я лишь сообщаю вам, что необходимо срочно выбираться из дома. Я прошу вас предпринять какие-то активные, творческие шаги, чтобы выбраться из дома.
«Ваш дом в огне» — это не доктрина, не диспут, не противоречие, не философский вывод. Это просто предостережение. Это предостережение не только для тех, кто может занять активную позицию и выпрыгнуть из дома. Что бы я ни обсуждал в течение следующих трех дней, будет произнесено только из-за того, что я хочу активировать нечто внутри вас. Важно помнить об этом.
Вам нужно понять, что мои слова предназначены для того, чтобы помочь вам сделать активный шаг к тому, что я говорю. Это приглашение. Мои утверждения предназначены не для того, чтобы просто слушать или понимать, или философствовать. Это — новое понимание практики медитации, это суть медитативной дисциплины.
Второй момент: ничего не произойдет просто оттого, что мы собрались вместе в этом медитационном лагере в этом уединенном месте. Всё зависит от нашего чувства цели: зачем мы собрались вместе? Каково внутреннее состояние нашего существа? Что мы чувствуем по этому поводу? Столько друзей собралось здесь, некоторые смогут воспользоваться этой ценной возможностью, а некоторые могут полностью ее упустить. У нас есть привычка проживать свою жизнь напрасно. В течение этих трех дней, пожалуйста, бросьте эту привычку.
У себя дома вы являетесь человеком особого типа. По крайней мере в эти три дня не продолжайте быть тем же самым человеком. Наши привычки очень механичны. Когда вы встаете утром, вы всегда ищете газету. Если вы будете так же вставать утром и искать газету здесь, тогда я бы сказал, что вы сюда не приехали. Вы всё еще там, где были, потому что вы всё еще делаете то же самое. Вы пытаетесь принести сюда свой дом, вы пытаетесь жить так же, как жили дома, следовать тому же образу жизни, которому следовали там. Вы пытаетесь повторять свои повседневные действия, и эти действия механичны. Ваши привычки механичны, вы следуете одному и тому же шаблону. Вам нужно отбросить этот шаблон поведения.
В эти три дня вам следует постараться жить так, будто вы новый человек, при этом держать в уме свое внутреннее существо. Задайтесь целью не создавать те же рамки, тот же шаблон, который был у вас дома. Если вы и здесь будете следовать тому же шаблону, это будет означать, что вы на самом деле еще дома. Тогда приезд сюда — чистая потеря времени. Это было хорошо, когда вы просто были дома, не было бы никакой проблемы, если бы ваши привычки оставались прежними.
Помните: человек, который настолько привязан к своей повседневной рутине, что не может даже ненадолго вырваться из нее, никогда не сумеет получить в своей жизни опыт духовной революции. Он остается таким закрытым и окутанным, и у него не хватает смелости выйти наружу. Он даже не готов сделать попытку. Это как дерево, скрытое в семени, которое не готово выбраться из своей оболочки. Такое семя никогда не сможет прорасти, оно никогда не сможет достичь неба, оно никогда не сможет расцвести.
Все мы строго заключены в тюрьму наших привычек. Первое, что нужно помнить в этом медитационном лагере, — это начать вырываться из этих ограничений. Помните, у всех есть ряд небольших привычек, определенный шаблон незначительных действий, но даже маленькая привычка может лишить душу свободы.
У меня был друг — известный адвокат. У него была привычка играться с пуговицей на пиджаке, особенно когда он спорил в суде и ему было необходимо крепко подумать в какой-то критический момент. Когда он игрался с пуговицей, он чувствовал, как в его мозгу что-то высвобождается, и поток его мыслей начинал течь. Однажды у него было судебное дело, которое было настолько простым, что казалось невозможным его проиграть. Но юрист стороны противника заметил его привычку играться с пуговицей на пиджаке, когда он оказывался в кризисной ситуации. Он установил контакт с водителем адвоката и договорился, чтобы тот отрезал ему пуговицу.
Адвокат приехал в суд с пиджаком, свисающим через плечо. Он надел его и начал отстаивать свое дело. В споре наступил критический момент, и его рука двинулась к пуговице. Но пуговицы там не оказалось! Мгновенно капли пота выступили на его лбу. Он потерял контроль над своими руками и ногами, схватился за стул и сел. И он проиграл дело! Позже он рассказал мне, что удивился, обнаружив, что какая-то маленькая пуговица может иметь такое влияние. Может ли такая маленькая пуговица быть так тесно связана с мозгом? Может ли человек быть в таком рабстве у пуговицы, что ее потеря погрузит всё в хаос?
Мы все в этом смысле — рабы. Если мы хотим изменить направление своей жизни, тогда нам придется уничтожить все свои привычки. Не имеет значения, пуговица это или что-то еще. Пожалуйста, сделайте сознательное усилие, чтобы двигаться в этом направлении в течение следующих трех дней. Остерегайтесь отступления в те же самые шаблоны. Пока вы здесь, нет необходимости читать газету или слушать радио, или проводить время за пустыми разговорами. В продолжение этих трех дней позвольте своим привычкам отдохнуть. Если среди приехавших сюда есть пары, не нужно настаивать на демонстрации ваших отношений в качестве мужа и жены. Эмоции, которые дома держали вас в заточении, следует оставить там на протяжении этих трех дней. В противном случае вы не сможете оставить свой дом и быть здесь тотально.
Легко отправиться куда-то в паломничество, но настоящее паломничество случается внутри вас. Этот медотационный лагерь происходит не в Нар голе. Если бы он происходил в Нарголе, вы бы уже приехали. Но этот медитационный лагерь будет происходить внутри вас. Паломничество может случиться только в том случае, если вы будете находиться в состоянии тотальной осознанности. В противном случае рельсы могут доставить нас в любое место, дороги могут доставить нас куда угодно. Однако же они не могут отвезти нас в путешествие прочь от самих себя, мы всегда сопровождаем самих себя. В этом медитационном лагере важно, чтобы вы оставили себя дома. Если вы не оставили себя дома, пожалуйста, сделайте это сейчас. В течение этих трех дней ведите себя как новый человек, у которого нет никаких привычек и шаблонов. Постарайтесь немного осознавать те привычки, которые имеете, шаблоны, которым следуете и которые уже крепко связали ваш ум.
Мы сформировали привычку непрерывно болтать на протяжении дня, говорить и говорить без остановки. Не возникает и вопроса о том, чтобы посидеть молча. Мы не осознаем, что те, кто постоянно говорит, никогда не могут найти предельную истину. Только те, кто знает, что такое молчание, могут приблизиться к предельной истине. Никто не приводил никого другого к истине, и никто не может привести себя к предельной истине, если не знает, что такое молчание. Мы круглые сутки заняты болтовней. Если у нас вообще есть возможность какое-то время оставаться в молчании, это молчание само по себе, кажется, вызывает множество проблем: нам становится неловко, и мы переживаем из-за того, как провести это время.
Пожалуйста, поэкспериментируйте в эти три дня с тишиной. Оставайтесь молчаливыми как можно больше. Говорите как можно меньше, будьте телеграфичными, как будто бы вы должны платить за каждое слово. Когда кто-то отправляет телеграмму, он не делает длинных предложений. Он вырезает ненужные слова и использует только десять или, может, восемь. Он продолжает вырезать каждое слово, которое является лишним, которое не требуется. Телеграмма из восьми слов может иметь больший эффект, чем письмо из восьми тысяч. Когда используются только необходимые слова, они становятся более концентрированными и более важными, они более содержательные и сильные. Как только используется большее количество слов, их воздействие, острота их смысла снижается.
При использовании увеличительного стекла для того, чтобы сконцентрировать солнечные лучи, можно добыть огонь. Если вместо этого лучи солнца распространятся на большую область, они не могут создать огня. Когда вы познаёте искусство молчания, ваши слова приобретают магическую энергию. Единственное слово производит энергию, способность создать огонь.
Но мы продолжаем бесконечно говорить на любую тему, двадцать четыре часа в сутки. Мы говорим о том, что неважно, что не полезно, что никому не поможет. Но мы продолжаем говорить. В течение этих трех дней следите за тем, чтобы никакие ненужные слова не слетали с ваших губ. Вы удивитесь, когда обнаружите, что лишь несколько слов по-настоящему важны. Поскольку действительно важных слов так мало, вы можете с легкостью оставаться в молчании целыми часами. На самом деле, найти даже несколько самых важных слов становится очень трудно.
Возможно, вам знакомо имя Лао-цзы…
Лао-цзы жил в Китае около двадцати пяти сотен лет назад. Каждый день он отправлялся на утреннюю прогулку, и один из его друзей шел с ним. Друг приходил и приветствовал Лао-цзы. Спустя примерно полчаса Лао-цзы отвечал на его приветствие. Вот и всё, что говорилось, — только два приветствия. Примерно после двух с половиной часов хождения по горам они возвращались домой.
Однажды вместе с другом пришел гость, и они втроем отправились на утреннюю прогулку. По пути гость воскликнул: «Что за прекрасное утро! Что за чудесное время!» Остальные двое, несмотря на это, сохраняли молчание. После этого замечания гость тоже оставался молчаливым.
Позже они вернулись домой. Как только они оказались дома, Лао-цзы шепнул на ухо своему другу: «Начиная с завтрашнего дня, пожалуйста, не приводи с собой этого приятеля. Кажется, он слишком болтлив. Мы все видели, что утро было прекрасным. Зачем было говорить это вслух? В этом не было необходимости. Все мы были там, наблюдали великолепие утра. Но зачем об этом говорить? Пожалуйста, не приводи с собой этого болтливого друга».
В вашем уме вам нужно ясно понимать разницу между существенным и несущественным. Что бы вы ни делали, спрашивайте себя: существенно это или несущественно. В течение этих трех дней, если во время беседы вы почувствуете, что говорите не по существу, тогда оставьте незаконченное предложение как есть. Бросьте его там и тогда. Простите себя за совершенную ошибку — вы говорили не по существу, из чистой привычки.
На протяжении этих трех дней вам следует наблюдать тишину. Подойдите поближе к этому загадочному берегу моря и посидите в молчании. Деревья здесь такие красивые, просто посидите возле них. Не болтайте, ни с вашей женой, ни с вашим другом. Однако же разговаривайте с деревьями, с морем. В этом лагере вы тотально одни.
Помните об этом третьем моменте — чувстве уединения: «Я здесь один, вокруг меня нет шестисот человек. На том пути, по которому я иду, двигаясь в сторону медитации, двигаясь в сторону медитативной практики, никто не может меня сопровождать». На этом пути все одиноки. На пути к божественному нет никакой толпы. Вы можете идти по этому пути только по одному.
Здесь все мы одни. С позиции ищущего, у вас нет никакой связи с толпой. Здесь много людей, но каждый должен получить опыт того, что он совершенно один. Здесь с вами нет никого, в течение этих трех дней вы должны жить так, будто бы вы совершенно одни. Не ищите компанию. Не ищите свой круг друзей. Не говорите, что вам нужно быть с другом. Здесь нет никого, кроме вас самих.
Основная проблема сегодня — это толпа. На каждом шагу каждый человек окружен другими. Однако здесь вы совершенно одни. Эти три дня поэкспериментируйте с тем, чтобы оставаться в полном одиночестве, живя в полном уединении. Дверь всегда закрыта для тех, кто остается в толпе. Дверь открывается для того человека, который имеет способность оставаться один. Сегодня, когда будете ложиться спать, сохраняйте в себе это чувство уединения, спите так, как будто вы совершенно одни. На этой огромной территории нет никого кроме вас. Во сне закутайтесь в одеяло тихого уединения. Когда вы встанете утром, сохраняйте это чувство тотального уединения внутри себя.
Это правда, что человек один. Мы рождаемся в одиночестве и умираем в одиночестве. Между этими событиями мы видим огромную толпу. Это создает впечатление, будто с нами кто-то есть. Тела прикасаются к телам, и мы думаем, что с нами кто-то есть. Происходит обмен словами, и мы думаем, что с нами кто-то есть. Но никто не находится с кем-то еще, путешествие случается в полном одиночестве. Никто никого не сопровождает.
По крайней мере в эти три дня позвольте мысли, что вы совершенно одни, проникнуть глубоко внутрь вас. Память об этом окажет на вас воздействие. Всякий раз, когда вы помните, что вы совершенно одни, это будет создавать внутри вас таинственную тишину. Общение начинается, только когда с вами кто-то есть; отношения начинаются, только когда есть другой. Разногласия, дружба, вражда начинаются, только когда существует другой. Поэтому, когда вы совершенно одни, неудивительно, что к вам приходит чистая тишина. Тишина — это тень уединения. В эти три дня чувство одиночества должно проникнуть глубже и глубже внутрь вас.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молчание: послания вашей сущности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других