Работа адресована учителям русского языка и учащимся старших классов. В работе представлены алгоритмы написания сочинений по текстам, представляющим различные типы речи: рассуждение, описание, повествование с элементами рассуждения и описания. В качестве приложений к каждому алгоритму подобраны образцы сочинений, которые могут быть интересны и со стороны подбора литературных аргументов. Помогут выпускнику справиться с заданием 25 и специальные разделы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алгоритмы работы над заданием 26 (типа С) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Подготовка к ЕГЭ
Русский язык
Единый государственный экзамен
Алгоритмы работы над заданием 25
Для того, чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную.
Л. Толстой
I. Предисловие
Весьма полезным среди заданий ЕГЭ по русскому языку является сочинение по предложенному тексту, проверяющее сформированность у учащихся коммуникационных умений и навыков, столь необходимых для успешной жизни в обществе.
Воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать чужой текст, научный, публицистический, художественный, — задача нелёгкая, тем более что имеет место некоторая непоследовательность в требованиях к работам выпускников.
Похвально, что задание 25 ЕГЭ по русскому языку не перестаёт совершенствоваться. Можно только приветствовать возможность формулировать проблему в любой части эссе, комментировать её с опорой на исходный текст. Хочется надеяться, что такая работа будет продолжена, потому что и задание 25, и критерии оценивания нуждаются в доработке.
Текстуальный комментарий проблемы — это анализ авторской логики в её решении. Думается, что здесь экзаменуемый может оперировать в первую очередь грамматическими категориями, так как он сдаёт экзамен по русскому языку. Это также поможет ему избежать пересказа. Разумеется, он должен не просто отметить стилистическую принадлежность текста, тот или иной тип речи и его разновидность, не просто назвать тропы, фигуры, приёмы, но и указать их роль в решении проблемы текста.
В КИМ-ах в задании 25 экзаменуемому предлагается объяснить своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. В критериях же оценивания он должен всего лишь выразить своё мнение, согласившись или не согласившись с позицией автора, и аргументировать его. Это обстоятельство заставляет экзаменуемого прибегать к шаблону («…потому что подобным образом думают и другие художники слова» или «…так как существует достаточно подтверждений её правомерности») или к компиляции позиции автора, особенно при такой, например, формулировке своего мнения: «Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…». Выдав мнение автора за своё, экзаменуемый и дальше вынужден поступить некорректно, аргументировав «своё мнение» ссылкой на, допустим, Л.Н. Толстого, мол, и он думает так же, как я. И неизвестно, как на это посмотрит эксперт: что ему понравится, а за что он может снизить бал по критерию 5. Хотя присваивать себе чужие мысли гораздо хуже, чем пользоваться шаблоном.
Два аргумента, которые экзаменуемый должен привести, предполагают основную мысль в виде тезиса. В таком случае формулировка мнения экзаменуемого может быть примерно такой: «С позицией автора следует согласиться, потому что… (далее идёт формулировка важного тезиса). Это обстоятельство исключает пространное объяснение причины согласия с позицией автора, здесь, повторяю, достаточно тезиса, то есть одного предложения. В результате, задача экзаменуемого сводится к написанию небольшого рассуждения с дедуктивным способом подачи мысли по схеме: основная мысль в виде тезиса, два аргумента, каждый из которых должен состоять из довода и примера-иллюстрации или уточнения, общий вывод. В противном случае неизбежно нарушение смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Отсюда непонятно, почему такие сочинения повсюду, даже в специальных пособиях, предлагаются как образец. В них тезиса нет: вместо него пространное рассуждение. Но если нет тезиса, то нет и его конкретизации в доводах, и, как следствие, то, что выдаётся за аргумент, являются всего лишь примером.
Что же, при желании, если думать об экзаменуемом, в таких работах можно найти всё, что нужно, и оценить их достаточно высоко. Плохо, если другое сочинение может быть незаслуженно недооценено. А это вполне возможно, потому что запланировано в спецификации КИМов. Ведь третья проверка назначается в случае существенного расхождения в баллах. А это 8 и более первичных баллов, выставленных первым и вторым экспертами. А если менее восьми баллов, то?..
II. Определение стилистической принадлежности текста.
Содержание текста, его форма во многом зависят от его стилистической принадлежности. Поэтому в процессе ознакомительного чтения текста важно определить, к какому функциональному стилю он относится. Ниже дана таблица стилей речи, характерных для текстов, предлагаемых в качестве задания 25 на ЕГЭ.
Характеристика научно-популярного, публицистического и художественного стилей
Стили речи
Научный (научно-популярный)
Публицистический
Художественный
I. Цель высказывания
Передача научной информации.
Названия могут пробуждать научный интерес.
Агитация и пропаганда. Неожиданные названия. Мораль и этика.
Воздействие художественными образами на чувства и мысли читателя.
II. Сфера применения в письменной речи
Рефераты, монографии, диссертации, отзывы, рецензии, аннотации. Статьи в учебниках, словарях, энциклопедиях. Занимательные статьи для детей.
Публицистическая статья, публицистический очерк, памфлет, воззвания, фельетон — на моральные и этические темы.
Драма, эпос, лирика и их жанры. Художественная автобиография, дневник.
III. Лексические средства языка
Научные термины. Научная фразеология. Прямое значение слов. Наличие эмоционально окрашенной лексики. Абстрактные слова на — ость, — ене, — ане. Эмоциональный детский язык.
Торжественные слова и фразеологизмы. Общественно — политическая лексика. Эмоционально окрашенные слова.
Все лексические средства.
Тропы: эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, оксюморон…
Морфологические средства языка
Вводные слова, указывающие на порядок мыслей и их связь. Составная сравнительная степень. Слабая роль глаголов.
Междометия
Все части речи.
Синтаксические средства языка
Предложения осложнённые. Сложные синтаксические конструкции. Ссылки на источники. Цитаты. Нет восклицательных, вопросительных предложений и предложений с отточием.
Пословицы, поговорки. Риторические вопросы. Обращения. Восклицательные предложения.
Много абзацев. Анафоры, рефрены, гиперболы и пр.
Сравнения, перифраза, синтаксический параллелизм, анафора, аллегория и пр.
Абзацы.
Особенности научного стиля
Научный стиль легко определить по наличию терминов, специальных слов, называющих основные понятия данной науки. Научный текст требует точности, поэтому в нём недопустимо употребление многозначных и эмоционально-окрашенных слов. В научно-популярном подстиле употребление таких слов считается уместным. Цель научно-популярного подстиля — донести до читателя, не являющегося специалистом, знания из различных областей науки доступными средствами, заинтересовать его.
Так как наука представляет нам сведения о целом ряде предметов, явлений, то слово в научном тексте употребляется в обобщенном значении. Когда мы читаем, что береза растет в средней полосе России, то значение слова береза мы понимаем как береза вообще, всякая береза. Отвлеченный, абстрактный характер научного стиля приводит к тому, что в текстах этого стиля много существительных на — ость, — ение, — ание, существительных среднего рода больше, чем существительных мужского или женского. Глаголы в таких текстах играют значительно меньшую роль, чем в других стилях: чаще всего они используются в роли глаголов-связок в составном глагольном или именном сказуемом (это глаголы быть, являться, казаться, считаться, отличать и др.). Научный текст подчеркнуто логичен, эта логичность достигается повтором слова как средства связи. Подчеркнутая логичность проявляется и в употреблении вводных слов и предложений (во-первых, во-вторых, следовательно, итак, как уже было сказано выше, и т. д.).
Научный текст стремится к объективности изложения, что достигается крайне редким использованием личных местоимений 1 лица единственного числа и частым использованием страдательных конструкций (приведенные факты свидетельствуют), безличных предложений (следует отметить).
Довольно часто зачином (началом) научного текста является определение (как правило, с определения понятия начинаются главы в учебнике). Концовка научного текста представляет собой выводы или обобщение сказанного.
Чаще всего на ЕГЭ предлагаются тексты или публицистического стиля, или художественного.
Особенности публицистического стиля
Цель публицистических текстов — агитация и пропаганда, формирование общественного мнения. Как правило, на ЕГЭ это публицистическая статья на морально-этическую тему. Для данного стиля характерно употребление торжественных слов и фразеологизмов, общественно-политической лексики, эмоциональных слов, слов и словосочетаний в переносном значении. Из средств лексики и синтаксиса в публицистических текстах часто присутствуют междометия, пословицы, поговорки, риторические вопросы, обращения, восклицательные предложения. Постоянное стремление публицистики к экспрессии обусловливает широкое использование экспрессивно-воздействующих средств. Весьма распространено употребление таких тропов, фигур и приёмов, как метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, перифраза, аллегория, гипербола, олицетворение, литота, антитеза, градация, инверсия, синтаксический параллелизм, эллипсис, присоединительные конструкции, противопоставление, вопросно-ответная форма.
Так как публицистика адресована широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности: предложения невелики по объему, имеют достаточно простую схему, вместо причастных и деепричастных оборотов используются сложноподчиненные предложения. Деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение, если оно несет особую эмоциональную нагрузку с точки зрения автора.
Особенности стиля художественной литературы
Цель художественного стиля — воздействие на чувства и мысли читателя художественными образами. Художественный же образ — это явление или лицо, нарисованные писателем, поэтом и проникнутые его чувствами, мыслями, переживаниями.
Другая особенность художественного стиля состоит в использовании образных средств языка для выполнения задач, поставленных художником (Унылая пора! Очей очарованье… — А. Пушкин). Отбор слов, фраз, построение всего художественного произведения подчинено авторскому замыслу. Для создания образа писатель может использовать даже самые простые языковые средства языка. Так, в рассказе А. Чехова «Длинный язык» характер героини, лживой, глупой, легкомысленной, создается через повтор слов в ее речи (Но, Васечка, какие-там го-оры! Представь себе высокие-высокие горы, на тысячу раз выше, чем церковь… Наверху туман, туман, туман… Внизу громаднейшие камни, камни, камни…).
Художественная речь обладает высокой эмоциональной многозначностью, автор в одном тексте может намеренно «столкнуть» разные значения одного и того же слона (Той, что, страсти хлебнув, лишь ила нахлебалась. — М. Цветаева).
Тексты художественного стиля имеют авторское своеобразие, т. е. стиль автора — специфическую для данною автора манеру письма. Вдумчивый читатель легко отличит стиль Пушкина от стиля Толстого. Смысл литературного произведения многозначен, отсюда вытекает возможность разного прочтения художественного текста, разного его толкования, разных оценок. Например, по-разному оценивали роман «Евгений Онегин» русские критики Белинский и Писарев. Можно сказать, что художественный стиль активизирует весь арсенал языковых средств. Существуют и специальные изобразительно-выразительные средства языка — тропы и стилистические фигуры.
Методика определения стилистической принадлежности текста.
Границы между стилями русского языка нечетки. Так, некоторые публицистические тексты отличаются от текстов художественной литературы только тем, что используют документальный материал, не преобразуя его в художественный образ, но по стилю автора нe уступают произведениям художественной литературы. Один и тот же жанр может быть использован в разных стилях. Например, жанр очерка — в публицистике и художественной литературе. Так анкета при приеме на работу и анкета социологического опроса являются жанрами разных стилей — официально-делового и научного. Они имеют общую форму — перечень вопросов и предполагаемых ответов, но разное содержание, т. к. цели, преследуемые этими текстами, разные: дать необходимые сведения о работнике для работодателя (правовые отношения) или материал для научных исследований (научный поиск).
Чтобы определить стилистическую принадлежность текста, следует вспомнить внеязыковые приметы каждого стиля, в частности, надо представить себе речевую ситуацию, цель высказывания (о чем, где, с кем, зачем говорят) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован — в журнале или газете (публицистика), в научной или учебной литературе (научный стиль), в художественном произведении (художественный стиль).
Важно помнить также ведущие стилевые черты, определяющие отбор характерных для стиля языковых средств. Для художественной речи это конкретная образность и эмоциональность, для научной — точность, логичность и обобщенно-отвлеченный характер информации, для публицистики — сочетание экспрессии и стандарта, книжных и разговорных языковых средств, документальность информации (говорится о реальных, а не вымышленных, созданных творческим воображением автора лицах, событиях).
Не пытайтесь определять стиль по отдельным словам или выражениям, так как одни и те же слова и выражения могут быть употреблены в текстах разного стиля. Разница только в том, что в одном стиле они «у себя дома» — частотны, характерны для этого стиля, а в другом стиле они «в гостях» — появляются редко, при определенных условиях. Поэтому порядок действий при проведении стилистического анализа должен быть таким: сначала, опираясь на внеязыковые признаки стиля (речевую ситуацию), определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля — характерные для него слова и выражения.
Практическая работа 1. Определите, к какому стилю относятся приведенные ниже отрывки, докажите свою точку зрения. Проверьтесь по ключу № 1.
а) Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось все в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не со слезами, а с напутствием «со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронесший в школу под рубахой живого лисенка, не плакал и не кричал, когда зверек вгрызался в его тело. Умер — но молча!
Был грех: я даже врал сверстникам, что Леонидом меня назвали не просто так, а в честь славного царя, который с горсткой воинов остановил в Фермопильском ущелье многотысячную армаду персов. Значительно позже я задал себе один очень трезвый вопрос: почему же история Спарты была такой бедной — войны да восстания рабов? Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, все-таки не сумело выстоять? Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, все равно потерпели в этой борьбе поражение?
Постепенно я понял: все было закономерно. Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.
В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого выжить означало бы — изобрести.
Со скалы сбрасывали не только будущих ученых и поэтов, но и полководцев. Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.
б) Уважаемые товарищи!
Я окончил три курса дневного отделения химико-технологического института и с 1987 г. работаю на московском лакокрасочном заводе в должности сменного мастера и учусь на заочном отделении института. С 1986 г. сотрудничаю в стенной и многотиражной печати, имею опубликованные работы.
Очень прошу сообщить, на каких основаниях возможен перевод на факультет журналистики из технического вуза. Какие предметы нужно досдавать? Какие представить документы для перевода?
в) Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаем происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечет за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говоря, что этому можно научиться, я не имею в виду, что можно достичь абсолютного совершенства. Я подразумеваю лишь, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие, и чтобы как можно более ясно и адекватно сообщить другим о том, что мы думаем, чего хотим и т. д.
Практическая работа 2. Определите стилистическую принадлежность текстов. Аргументируйте свой ответ. Проверьтесь по ключу № 2.
а) Стрельцы, народ, тучи мальчишек глядели на пёстрый государев дворец, раскинувшийся на четверть Кремлёвской площади. Палаты, каменные и деревянные, высокие терема, приземистые избы, сени, башни и башенки, расписанные красным, зелёным, синим, обшитые тёсом…
Гул прошёл по многотысячной толпе. Резко затрещали барабаны.
б) Ещё в античности выделились две основные формы драматического жанра — трагедия и комедия. Древнегреческие песни и пляски в честь бога Диониса сопровождались принесением ему в жертву козла, во время празднеств исполнялось сказание о Дионисе — трагедия (трагос — «козёл», одэ — «песнь», трагедия — «козлиная песнь, песнь в честь козла»). С обрядовыми представлениями связано было и возникновение комедии (комос — «весёлая толпа», одэ — «песнь»), в основе которой лежат хоровые песни, переплетённые с весёлыми бытовыми сценами.
Драматический сюжет строится на тех же основных элементах, что и эпический сюжет (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), но они обычно даются в более сложном и неожиданном для зрителя развитии.
(По Л. И. Тимофееву.)
в) Метафора — слово древнегреческое, и значит оно «перенесение»… Вы, вероятно, заметили, что метафорой можно назвать не только перенесение свойств живых существ на неодушевленный предмет, но и вообще перенесение свойств одного предмета на другой. В основе всякой метафоры лежит простое сравнение. Так, лопасти ветряной мельницы народ сравнивает с птичьими крыльями — и отсюда возникает выражение «крылья мельницы». Так же возникли: «бородка ключа», «зубья пилы»…
Как радуешься, когда в стихах сверкает метко найденное художественное определение, впервые возникшая свежая метафора, сразу же создающая художественный образ! Поэты-классики особенно любили пользоваться этим природным свойством нашего языка.
Вот несколько метафор, взятых из стихов Пушкина:
«Вьюга злится, вьюга плачет» («Бесы»).
«И вот визжит замок заржавый» («Череп»).
«Мечты кипят» («Воспоминание»).
«Уж с утра погода злится» («Утопленник»).
г) 6 июня 1943 года в день, когда исполнилось 144 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, в осуждённом Ленинграде на набережной реки Мойки появились пешеходы, шедшие в одном направлении. Набережная была пуста, разбита бомбами и снарядами. Среди камней росла трава. Было так тихо что стук упавшего кирпича в развалинах казался громкий.
Обстрел шёл в другом районе города и не мешал этим людям, похожим на пилигримов идти к небольшому старому дому. Что это был за дом? В нём была квартира Пушкина, куда по традиции в этот день всегда приходили чествовать поэта. Бомба упала как раз во двор этого дома. В комнатах было пусто, все вещи из квартиры были эвакуированы. Стоял только на небольшом пьедестале бюст поэта, перед ним говорили речи и читали стихи… И ни какое торжественное заседание в зале, наполненном цветами и залитым светом люстр, не могло стать сильнее этого разговора с глазу на глаз, разговора о самом главном, когда сердце кипит и чувствует рядом такое же кипение сердец, переполненных восторгом от сознания своей правоты…
И по тому путь к этой голой квартире по пустынной Мойке не выглядел страшным или печальным. Страшно было бы тогда, когда мы оскудели бы духом, когда попросили бы поэзию утешить или очаровать нас красивым вымыслом. Но в этом мы не нуждались… (Н. Тихонов).
Практическая работа 3. Определите стилистическую принадлежность текстов. Аргументируйте свой ответ. Проверьтесь по ключу 3.
а) Океанами называют крупные полуизолированные части Мирового океана обособленные друг от друга материками. Следовательно, каждый океан ограничен берегами материков и какой-то условной линией, предпочтительно по кратчайшему расстоянию между материками. В таких границах океан представляет собой некоторое единство — компактную массу воды и группу океанических впадин. Как и материки, три наиболее крупных океана обладают большим разнообразием физико-географических условий (Д. Богданов).
б) Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Оно знаменует собой начало новой эры — эры освоения человеком космического пространства. Подвиг его олицетворяет всё лучшее что создано человеческим разумом с древних времён до наших дней подвиг этот, как принято говорить, вписан в историю золотыми буквами (Г. Титов).
Ключ № 1: а) художественный; б) официально-деловой; в) публицистический.
Ключ № 2.
а) Данный текст художественного стиля. Во-первых, здесь автор воздействует на чувства и мысли читателя картиной «государева дворца». Во-вторых, это отрывок из романа А.Н. Толстого. В-третьих, здесь использованы характерные для художественного стиля языковые средства. В частности, для воссоздания колорита эпохи в тексте широко представлены историзмы — стрельцы, палаты, терема. Имеются и тропы, то есть слова, употреблённые в переносном значении: метафора (туча мальчишек), постоянные эпитеты (каменные палаты, высокие терема)
б) Данный текст научного стиля. Во-первых, в тексте содержится научная информация о возникновении трагедии и комедии как драматических жанров и об особенностях драматического сюжета. Во-вторых, это отрывок из литературоведческой статьи. В-третьих, здесь использованы характерные для научного стиля лексические, морфологические и синтаксические языковые средства: научные термины (жанр, трагедия, комедия, сюжет, завязка, кульминация, развязка), простые предложения с обособленными членами предложения (1-е предложение), сложноподчинённое предложение (3-е предложение) и предложение сложной синтаксической конструкции (последнее предложение). Знаменательно, что в тексте отсутствуют слова, употреблённые в переносном значении, и эмоционально окрашенная лексика.
в) Данный текст научно-популярного стиля. Во-первых, здесь содержится научная информация о метафоре как средстве изобразительности языка. Во-вторых, в тексте представлены характерные для научного стиля лексические, морфологические и синтаксические языковые средства: научные термины (метафора, сравнение), сложноподчинённые предложения (2-е и 6-е), вводные слова, указывающие на порядок мыслей и их связь, слабая роль глаголов.
Но по способу реализации это скорее занимательная статья для детей, возможно, из детской энциклопедии. Об этом свидетельствует эмоциональный детский язык (Как радуешься, когда в стихах сверкает метко найденное художественное определение, впервые возникшая свежая метафора, сразу же создающая художественный образ!), переносное значение слов (свежая метафора), риторическое обращение (вы, вероятно, заметили).
Метафоры в поэтических строках А.С. Пушкина: «вьюга злится, вьюга плачет», «визжит замок», «мечты кипят», «погода злится», «стихи потекут»
г) Данный текст публицистического стиля. Это публицистический очерк. Он может быть помещён в газете или журнале в целях агитации и пропаганды, так как несёт в себе чувство гордости за ленинградцев, которые в тяжелейших условиях блокады не оскудели духом и нашли в себе силы по велению души прийти к памятнику А.С. Пушкину в день 144 годовщины со дня рождения великого поэта.
Несмотря на то, что по типу речи текст представляет собой повествование и рассуждение, в нём можно обнаружить характерные для публицистического стиля языковые средства. В первую очередь это торжественные слова и фразеологизмы (традиция, чествовать, пилигримы, пьедестал, сознание своей правоты, оскудеть духом), эмоционально окрашенные слова и словосочетания (сердце кипит, кипение сердец, путь к этой голой квартире, по пустынной Мойке). Имеется и вопросительное предложение.
Ключ № 3
а) Данный текст научного стиля. Во-первых, в нём содержится научная информация об океанах. Во-вторых, это отрывок из научной статьи учебника географии. В-третьих, здесь использованы характерные для научного стиля языковые средства. Лексические: научные термины (океан, материк, океанические впадины), научные понятия («океан — крупная полуизолированная часть Мирового океана»), отсутствуют слова, употреблённые в переносном значении и эмоционально-окрашенные слова. Синтаксические средства — употреблены сложные и осложнённые предложения.
б) Данный текст публицистического стиля. Во-первых, здесь автор доказывает необходимость в жизни подвига. Во-вторых, здесь использованы характерные для данного стиля языковые средства. Лексические: высокая лексика (знаменует, олицетворяет, человеческий разум, новая эра), общественно-политическая лексика (подвиг), устойчивые словосочетания (золотыми буквами).
III. Функционально-смысловые типы текста в сложном синтаксическом целом
Законы формальной логики, определяющие структурные связи между отдельными мыслями, позволяют выделить три способа построения сложного синтаксического целого: повествование, описание, рассуждение.
1. Повествование (что произошло?), или повествовательный текст, содержит рассказ о событиях, которые излагаются в хронологической последовательности. Повествовательные тексты широко представлены на страницах газет (информационный материал, заметка, репортаж, фельетон и т. д.) и в художественной литературе.
Для повествования характерны:
— завязка (с чего начинается действие);
— кульминация (самый важный момент);
— развязка (чем всё заканчивается).
Могут быть вступление (предварительные события); заключение (размышления по поводу рассказанного).
При работе над повествовательным текстом необходимо прежде всего установить основные (узловые) события, продолжительность каждого события, последовательность их изложения, связь между ними. Все второстепенные факты, детали, которые отвлекают внимание читателя от основной темы, необходимо убрать.
Повествование динамично, в нем преобладают глагол и обстоятельственные слова, т. е. богата синтаксическая группа сказуемого и бедна синтаксическая группа подлежащего. Например:
Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла и шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пёс залая,
Подбежал и смолк, играя;
В ворота она вошла,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо…
2. Описание (какой?) служит для детального изображения состояний действительности с подробным перечислением ряда одновременно существующих объектов и их признаков (портрет, пейзаж, интерьер, экстерьер и т. п.).
Описать предмет — значит ответить на вопросы:
— Каков предмет? (Предмет.)
— Что здесь находится? (Место.)
— Каково ему? (Состояние.)
— Что делается вокруг? (Природа.)
Статичность речевой формы подчеркивается однотипностью форм сказуемого. Поскольку описание статично, то оно как бы перебивает повествование, останавливает действие. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.
В художественной литературе описание занимает чрезвычайно большое место. Например:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Описательный текст широко применяется в таких газетных жанрах, как очерк, статья, репортаж, заметка, фельетон и т. д. Например: На юго-западной окраине Вашингтона, там, где шоссе номер 95, ведущее из города на юг, пересекает по двум мостам мутную реку Потомак, напротив Арлинтонского кладбища, стоит здание из сероватого железобетона. В нем всего пять этажей, и тем не менее оно подавляет своей массивностью и глыбообразием. Оно представляет собой правильный пятиугольник; пять вписанных один в другой железобетонных пятиугольников соединены, как перемычками, десятью широкими галереями. Пять — по-гречески «пента», пятиугольник — «пентагон». Именно так и зовется огромное здание на Потомаке — Пентагон (Из газет).
3. Рассуждение.
Рассуждение — это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждения являются аргументы (доказательства).
Рассуждать — это значит задать вопросы?
— Что это такое?
— Почему?
— Как быть?
— Как это оценить?
Рассуждение обычно имеет следующие части:
а) вступление, в котором сообщаются предварительные сведения о предмете. Эта часть включается тогда, когда доказываемое положение нуждается в каких-либо пояснениях;
б) краткая формулировка тезиса — положения, которое доказывается;
в) разделение, необходимое при сложном предмете рассуждения. В этой части происходит выделение частей рассуждения или выделение подтезисов;
г) изложение — основная часть рассуждения. В этой, самой большой по объему, части доказывается основной тезис;
д) заключение, в котором делается вывод из всего сказанного.
Доказательства (аргументы) бывают дедуктивные (формулируется основной тезис, а затем приводятся доказательства) и индуктивные (тезис приводится на основании доказательств, т. е. сначала предъявляются доказательства, а затем формулируется тезис). Выделяют также прямые и косвенные доказательства. Прямые доказательства бывают нескольких видов:
а) ссылка на общее суждение, истинность которого не подлежит сомнению (например, ссылка на то, что каждый человек любит Родину при рассуждении на тему «Что такое патриотизм»);
б) пример — как частный случай, несущий в себе черты общего. Например, чтобы доказать изменение существительного по падежам, приводят склонение любого существительного: дом, дома, дому и т. д.;
в) ссылка на авторитетный источник, чаще всего это цитата (например, для доказательства, что человек любит жизнь и это его неотъемлемое свойство, можно привести мнения В. Короленко, А. Чехова и др.);
г) доказательство на основе умозаключения. Самое простое состоит из двух положений — общего и частного, на основании сопоставления которых делается вывод. Классический пример такого умозаключения: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен;
д) аналогия, сравнение (Человек создан для счастья, как птица для полета).
Косвенными доказательствами считаются доказательства от противного, при этом истинность той или иной мысли доказывается через опровержение противоположной мысли. Этот тип доказательств часто использует стандартные фразы (Допустим, что это не так… Тогда… А так как этого быть не может, то верно первое положение).
В античности существовало специальное упражнение на рассуждение — хрия. В этом упражнении необходимо было доказать истинность пословицы или высказывания авторитетного лица, используя все виды доказательств, соблюдая определенную последовательность изложения.
Практическая работа 4. Определите тип речи каждого отрывка. Аргументируйте свой ответ. Проверьтесь по ключу № 1.
а) Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары (М. Лермонтов).
б) Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов (С. Аксаков).
в) В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты; правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля. Успех неприятеля был остановлен. Вслед за этим рукопашный бой загорелся по всей линии; русские, пользуясь своим превосходством в силах, успели охватить оба фланга неприятеля; шведы не выдержали, и через полчаса вся их линия дрогнула и бросилась к лесу, от которого они пошли в атаку (Г. Леер).
г) Любовь к отечеству может быть физическая, нравственная и политическая.
Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов; есть дело природы, и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет милее жизни; она есть первое счастие — а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей. Лапландец, рожденный почти в гробе природы, несмотря на то любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему отечество!
Самое расположение нервов, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Недаром советуют иногда больным лечиться ее воздухом; недаром житель Гельвеции, удаленный от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию; а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется (Н. Карамзин).
д) Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке, уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.
Через несколько минут ветер стих и деревья снова застыли в холодном оцепенении. Настала такая полная и торжественная тишина, что сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, ещё неуверенные удары проснувшегося дятла (Б. Полевой).
Ключ № 1.
а) Это описание: оно построено на перечислении признаков внешности человека (возраст, рост, сложение, лицо и т. д.), глаголы играют вспомогательную роль связок в составном сказуемом, все глаголы несовершенного вида. Важным в этом отрывке являются существительные и прилагательные: существительные — как перечисление тех признаков, которые важны для описания внешности, прилагательные — как уточнение при описании конкретного человека. Пунктуация текста требует его прочтения с интонацией перечисления.
б) Это описание: оно построено на подробном перечислении признаков глубокой осени. Существенную роль играют прилагательные, причастия и глаголы несовершенного вида. Важным в этом отрывке являются составные именные сказуемые и прилагательные которые важны как уточнение при описании объектов осенней природы. Пунктуация текста требует его прочтения с интонацией перечисления.
в) Это повествовательный текст. Он содержит рассказ о событиях, которые излагаются в хронологической последовательности. Связь между событиями устанавливается при помощи слов: «в десять часов утра», «затем», «вслед за этим». Преобладают глаголы и обстоятельственные слова.
г) Это рассуждение. Оно включает тезис (первое предложение), доказательства (второй абзац и третий абзацы). Доказательства о нравственной и политической привязанностях к отечеству и вывод отсутствуют, возможно, потому, что текст дан в сокращении.
д) Это описание изменений, происходящих в природе. Уместен вопрос: что делается вокруг? Существенную роль играют прилагательные, указательные местоимения, придаточные предложения степени. Пунктуация текста требует его прочтения с интонацией перечисления.
IV. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С:
1)
Формулировка проблемы исходного текста.
2)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3)
Отражение позиции автора исходного текста по данной проблеме.
4)
Собственное мнение по позиции автора (согласие или несогласие).
5)
Аргументация собственного мнения по проблеме:
— аргумент из русской или зарубежной классики;
— аргумент из жизненного опыта.
6)
Общий вывод.
Примечание 1. Все пункты и подпункты плана предполагают абзац. В сумме это восемь абзацев.
Примечание 2. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Но наличие вступления значительно украсит работу.
V. Создание рецензии на текст-рассуждение
1. Ознакомительное чтение текста
Работа над заданием С 1 начинается с ознакомительного чтения текста, в процессе которого необходимо определить в первую очередь его стиль и тип речи. Если это рассуждение, то следует выяснить, к какому способу подачи мысли прибегает автор — дедуктивному или индуктивному.
Дедуктивный способ доказательства, как известно, строится по следующей схеме: основная мысль в виде тезиса, доводы и примеры-иллюстрации или уточнения, повторение основной мысли в расширенном и проблемном варианте.
Обобщённая схема рассуждения с дедуктивным способом подачи мысли может быть такой.
Основная мысль (тезис)
потому что потому что потому что
1 довод
2 довод
3 довод
пример-иллюстрация
уточнение
Повторение тезиса в более широком и проблемном варианте.
Индуктивный способ доказательства имеет два варианта:
а) проблема, примеры и доводы, основная мысль в виде вывода;
б) примеры и доводы, основная мысль в виде вывода.
Основная мысль в аналитическом тексте формулируется как простое двусоставное предложение, где подлежащее называет тему текста (о чём?), а сказуемое — то «новое», что по этой теме будет говориться.
Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. Каждый довод — это конкретизация основной мысли. Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.
Довод также формулируется в виде простого двусоставного предложения, где подлежащее и дополнение соотносятся с темой текста, а сказуемое, обстоятельства, определения — с новым текста.
В доводах, как видим, сохраняется тема, а сказуемое — это «часть» смыслового содержания «нового» в тезисе. Сказуемые в доводах должны по смыслу соотноситься между собой.
Доводы конкретизируют основную мысль, содержат необходимые оттенки в её раскрытии. Иллюстрации (примеры) раскрывают содержание доводов, иллюстрируют их.
Основную мысль, доводы следует как-то в тексте отметить, потому что это позиция автора, которую в дальнейшем предстоит сформулировать.
Желательно также представить текст в виде схемы, хотя бы мысленно, например, как это сделано для текста Л. Павловой.
(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
(3) Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4) Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
Люди ведут себя в споре по-разному
как по-разному? как по-разному? как по-разному?
Одни держатся уважительно
Другие чувствуют себя как на войне
Горе-спорщики ведут себя самым непозволительным образом
как именно? как именно? как именно?
Пояснение
Пояснение
Пояснение
таким образом
Поведение полемистов влияет на успех обсуждения, понимания особенностей манеры спорить, помогает определить тактику в споре.
Как видим, тема — поведение в споре людей — присутствует во всех трёх доводах в качестве подлежащих: это одни, другие и горе-спорщики. «Новое» в тезисе — «по-разному» — конкретизируется в каждом и трёх доводов: «одни держатся уважительно», «другие чувствуют себя как на войне», «горе-спорщики ведут себя самым непозволительным образом». В выводе тема сохранена: это «полемисты». «Новое» же в выводе приняло более широкий обобщённый смысл. Здесь уже речь об успехе обсуждения, которое зависит от поведения полемистов, понимания особенностей манеры вести спор и тактики в споре.
Всё это экзаменуемому необходимо хорошо усвоить, чтобы впоследствии успешно аргументировать своё согласие или несогласие с позицией автора.
Выявление и формулирование проблемы
Следующий этап работы с текстом — выявление и формулировка проблемы. Для этого основную мысль, в рассуждении, как это видно на схемах, она обычно представлена или в тезисе, или в выводе, нужно переформулировать в вопросительное предложение. Это и будет проблема текста. Её можно сформулировать в эксплицитной форме, в виде вопроса, или в имплицитной, в виде повествовательного предложения с дополнением в Р.п. Например, основная мысль текста Л. Павловой — люди ведут себя в спорах по-разному. Переформулируем её в вопросительное предложение. Получим проблему: как по-разному ведут себя люди в спорах? Формулируем её в эксплицитной форме. Как по-разному ведут себя люди в спорах и почему это необходимо знать? Эту проблему исследует Л. Павлова в предложенном тексте. Или в имплицитной форме: в предложенном тексте Л. Павлова исследует проблему поведения людей в спорах. (Первая формулировка предпочтительнее, так как она воспринимается как вступление.)
Случаются тексты с дедуктивным способом подачи мысли, в которых автор намеренно не формулирует основную мысль в виде тезиса, как бы приглашая читателя к сотворчеству. Вот начало текста Е. Винокурова о поэзии С. Есенина. «Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся подобно Есенину душой нации и пользующихся безграничной любовью народа». Если тема текста — творчество С. Есенина, то основная мысль, прибегая к метонимии, может быть такой: Есенин пользуется безграничной любовью народа, это душа нации. Отсюда вырисовывается проблема текста: почему С. Есенин является душой нации и пользуется безграничной любовью народа?
Не всегда вопросительное предложение, с которого начинается текст, может квалифицироваться как проблема. Например, это наблюдается в тексте Л. Павловой. Конечно же, проблемой текста не может быть вопрос, знаем ли мы или не знаем, что существует множество разновидностей манеры вести спор. Вместе со вторым предложением — это приглашение к сотворчеству, о чём следует сказать, комментируя проблему.
Комментарий проблемы
Наибольшие затруднения выпускники испытывают как раз при создании комментария проблемы текста. Происходит это и из-за отсутствия чётких рекомендаций, предполагающих подчас применение далеко не грамматических категорий.
Что может применить автор рассуждения для привлечения внимания к проблеме текста, доступности, достоверности, убедительности её решения? Дедуктивный или индуктивный способ подачи мысли. Три или четыре доказательства, каждый из которых может состоять из довода и примера-иллюстрации, довода и уточнения или только из довода. Сделать вывод или повторить основную мысль в расширенном и проблемном варианте. Кроме того, автор может прибегнуть в целях объяснения одного явления с помощью другого — к сравнению, выделения важного, существенного — к инверсии, придания высказыванию динамичности — к эллипсису, расширения художественной впечатлительности — к реминисценции, активного воздействия на адресата, навязывания ему своего восприятия мира — к риторическому восклицанию, создания впечатления нарастания или ослабления — к градации, поэтизации речи, придания ей иронического оттенка — к парцелляции, создания ситуации свободного субъективного высказывания — к риторическому обращению, вообще для усиления выразительности к каким-то лексическим средствам, тропам, фигурам и приёмам. Обо всём этом по возможности и следует говорить, комментируя проблему текста. Но, если в тексте есть такие приёмы, как цитирование, вопросно-ответная форма, противопоставление, о них в комментарии нужно сказать в первую очередь.
Экзаменуемый, комментируя проблему, может воспользоваться результатами своей работы над заданием 24, разумеется, не прибегая к компиляции.
Например, комментарий проблемы уже известного нам текста Л. Павловой может быть следующим.
В целях привлечения внимания к указанной выше проблеме, доступности, достоверности и убедительности её решения автор прибегает к рассуждению с дедуктивным способом подачи мысли, что придаёт тексту основательность. Тезис о том, что «существует множество разновидностей манеры вести спор», автор прямо не формулирует, предлагая это сделать читателям. В дальнейшем тезис конкретизируется посредством трёх доводов, каждый из которых имеет соответствующие пояснения. В последнем абзаце Л. Павлова повторяет основную мысль в расширенном и проблемном варианте, говоря уже об успехе обсуждения, которое зависит от поведения полемистов, понимания особенностей манеры вести спор и тактики в споре. Пониманию проблемы способствуют также вводные слова (конечно, например, как правило, с их точки зрения, наконец, одним словом, таким образом, безусловно), позволяющие автору стройно, в логической последовательности изложить мысли, придать им силу убедительности.
Отражение позиции автора по проблеме
Позиция автора в рассуждении выражается достаточно определённо в тезисе, доводах, заключении или выводе при индуктивном способе доказательства. Задача экзаменуемого состоит в том, чтобы сформулировать её без различного рода ошибок. Например, уже по известному нам тексту Л. Павловой позицию автора по прокомментированной проблеме можно сформулировать следующим образом.
Позиция автора, как это свойственно рассуждению с дедуктивным способом подачи мысли, выражена достаточно ясно в тезисе, трёх доводах и заключении. Л. Павлова считает, что существует три разновидности манеры вести спор. В частности, некоторые оппоненты держатся уважительно по отношению друг к другу, другие чувствуют себя как на войне, горе-спорщики ведут себя самым непозволительным образом. Для успеха обсуждения, по мнению автора текста, важно понимание особенностей манеры спорить.
Аргументация собственного мнения по проблеме
В дальнейшем экзаменуемому предстоит выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста, (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировать его, приведя два соответствующих доказательства, и сделать общий вывод. По существу, нужно создать небольшое рассуждение с дедуктивным способом подачи мысли.
Например, по известному нам тексту Л. Павловой это можно сделать так.
С позицией автора нельзя не согласиться, так как подобным образом думают и другие художники слова. (Тезис.)
И.С. Тургенев в этом отношении не исключение. Например, поведение в споре Базарова и П.П. Кирсанова, героев романа «Отцы и дети», нельзя определить как разумное. (Довод.) Оппоненты не уважают друг друга. Истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви, Базарову — сыновнего почтения. Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. Поэтому оба, в сущности, не вполне справедливы по отношению друг к другу и, что особенно примечательно, к самим себе. (Пояснение.)
И в жизни чаще приходится наблюдать неумение людей спорить. Нередко оппоненты не слушают друг друга, перебивают, прибегают к оскорблением и даже к рукоприкладству. (Довод.) Такие «поединки» происходят в украинском парламенте. (Пример-иллюстрация.) В телепередаче, например, «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым», дебаты не завершаются кулачными боями, но недозволенные приёмы используются оппонентами широко. (Пример-иллюстрация.)
Таким образом, спорить нужно уметь, чтобы истина стала главной целью любой полемики. (Повторение основной мысли в расширенном варианте.)
Здесь важно помнить, что каждый довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с позицией автора, должен содержать необходимые смысловые оттенки в раскрытии того или иного её положения. В противном случае будет нарушена смысловая цельность, что повлечёт недополучение баллов по критерию 5.
Важно также обеспечить логическую связь между тезисом и доводами. Как известно, между ними должна осуществляться причинно-следственная связь. Проверить её наличие можно, задав вопрос от тезиса к доводам. Если это возможно, то мы вправе считать, что логическая последовательность соблюдена.
Если выпускник испытывает затруднения в аргументации своего согласия или несогласия с позицией автора исходя из читательского опыта, то можно пойти на потерю одного балла и привести два аргумента из жизненного опыта.
Приложение 1. Образцы сочинений по текстам-рассуждениям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алгоритмы работы над заданием 26 (типа С) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других