Книга известного исследователя созерцательных традиций и христианского мистицизма, лютеранского священника и бенедектинского облата Брата Павла, посвящена размышлениям о медитации в христианском контексте и практическим упражнениям, которые изменят навсегда вашу жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Веяние тихого ветра» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Духовные корни
Истоки большинства современных традиций и школ созерцания находятся в религиозных традициях востока — ближнего или дальнего, христианского и не очень. И даже те из них, что опираются на наследие античного стоицизма, все равно так или иначе уходят корнями в духовную мудрость востока. Все основные мировые религии предлагают своим последователям различные виды созерцания в качестве духовной практики. Христианство не является исключением.
Можно сказать, что созерцание — это явление общечеловеческое. Во всех больших культурах особое место уделяется тишине, молчанию, созерцанию, концентрации, осознанности, как инструментам духовного роста. Подобным образом во всех культурах существует тот или иной вид ритуала, словесной молитвы, гимнографии, поклонения через телесные жесты и позы — так и созерцание находит различные формы воплощения в разных религиозных картах мира.
Мы безошибочно узнаем, когда человек другой религии молится. Язык его тела, интонации его голоса будут такими же, или похожими, на нашу собственную традицию. Мы узнаем покаяние, прославление и хвалу, в конце концов, мы определяем, что перед нами богослужение, а не светский гражданский ритуал. Потому, что наши формы поклонения являются общими для всего человечества. Но в зависимости от религиозной традиции мы наделяем их различным содержанием — кто-то поклоняется Единому Богу, кто-то одному из множества богов, а в некоторых религиях и вовсе нет представлений о Творце.
Точно также и созерцательные практики будут похожи внешне в христианстве, иудаизме, исламе, восточных религиях, древнегреческих традициях или других древних системах. Но содержание может быть различным в зависимости от богословского содержания, которое мы им придаем.
В первую очередь, говоря о медитации или созерцании, мы вспоминаем индуизм и буддизм. И это действительно так, медитация стала визитной карточкой религий Востока. Сидящие в мудреных позах йоги, японские дзенские монахи, или тибетские наставники в красных и желтых рясах — все мы хорошо представляем эти образы. Но не следует забывать, что оставшиеся мировые религии также родом с востока. В последние десятилетия христиане, иудеи и мусульмане начали заново открывать собственное созерцательное наследие.
В исламе наблюдается рост интереса к суфийским школам психологической саморегуляции. В ведущих турецких университетах исследуются приемы софийской психологии и медитативные практики. Несколько лет назад я побывал в Ушкударском университете в Стамбуле. Университет этот не только тесно сотрудничает с местными мусульманскими организациями, но также специализируется на нейробиологических исследованиях и обладает одной из лучших клиник в Турции, которая помогает людям с психическими и неврологическими проблемами. Ректор университета написал книгу по психотерапии, основанной на суфийской мудрости. Когда я спросил директора клиники, используют ли они медитацию осознанности для профилактики болезненных состояний и в процессе лечения — то он ответил: «Да, разумеется, на всех этапах терапии».
В иудаизме также выходят книги и видеолекции представителей каббалы, например раввина Арье Каплана и его ученика Арье Бородкина, обучающие медитации «кавана», которая представляет собой один из вариантов классической медитации сосредоточения, а также другими видам еврейской медитативной практики, более близким привычным нам христианским формам аналитической медитации над Священным Писанием.
Собственные традиции созерцательной мудрости есть и в христианстве: православии, католичестве, протестантизме. Они могут по-разному называться, и даже выглядеть. Но все они сводятся к пребыванию в тишине, в настоящем моменте и в глубинном контакте с Творцом, как глубинной Основой и Источником Бытия.
В западном христианстве еще в 70-е годы прошлого века возникли такие всемирные движения, как «Международное общество христианской медитации» и движение центрирующей молитвы Contemplative Outreach. Обе организации тесно связаны с различными ветвями бенедиктинского ордена и занимаются популяризацией традиций медитации, уходящей корнями в опыт христианских монахов первых веков христианства и раннего средневековья.
«Международное Общество Христианской Медитации» (WCCM) — экуменическая христианская община, основанная католическим монахом-бенедиктинцем о. Джоном Мейном OSB в середине 70-х годов XX в. и официально зарегистрированная в 1991 г.. Миссия WCCM — преподавание и передача традиции христианской медитации о. Джона Мейна в рамках возрождения созерцательной традиции Церкви в духе II Ватиканского собора. Общиной руководит ученик Джона Мейна, бенедиктинец о. Лоренс Фримен OSB и «Совет общины» (Guiding board), состоящий из участников международных центров WCCM. Международный центр общины находится в Лондоне. В 2016 г. открыт новый центр во Франции (Бонневю). Кроме этого, существуют региональные центры в более чем 100 странах, объединяющие около 1800 групп христианской медитации по всему миру. Сообщество духовно связана с Орденом Св. Бенедикта через конгрегацию Оливетанцив. С 2006 г. существует «Украинская Община Христианской Медитации» в традиции Джона Мейна — экуменическая христианская группа, аффилированная с WCCM и поддерживающая духовную связь с бенедиктинским орденом. Украинский центр оказывает поддержку всем интересующимся практикой христианской медитации и координирует инициативы сообщества как в Украине, так и в России, Беларуси, Латвии и Молдове.
Сообщество представляет собой «монастырь без стен» — большую семью, состоящую из национальных общин более чем в сотне стран. Духовность сообщества укоренена в традиции раннехристианского отшельничества IV-го века. В 1975 году ирландский бенедиктинский монах о. Джон Мейн (1926—1982) основал первый центр христианской медитации в Лондоне, вокруг которого образовалось несколько еженедельных групп медитации. Деятельность этих небольших локальных групп со временем дала толчок развитию целой международной семьи групп. На первом «Семинаре Джона Мейна» в 1991 году, ведущим которого стал бенедиктинец о. Беда Гриффитс OSB, собрались участники сообщества из разных стран и было сформировано будущее направление развития и организационная концепция движения, как «монастыря без стен». На этом семинаре о. Беда предложил название сообщества «The World Community for Christian Meditation», которое олицетворяет собой главную задачу WCCM — практиковать христианскую медитацию, как ей обучал Джон Мейн, и делиться с другими даром этой практики. Символом сообщества было избрано изображение двух птиц, смотрящих в разные стороны, и сидящих на одной чаше. Этот символ является современным образом древнего пути единения созерцательного и активного измерения жизни.
А вот, что можно узнать о деятельности движения центрирующей молитвы Contemplative Outreach:
«Это сеть общин и отдельных людей, ищущих вдохновения и руководства Святого Духа и способствующих обновлению христианской созерцательной традиции через практику центрирующей молитвы. Основная цель центрирующей молитвы и Созерцательного служения — способствовать познанию и переживанию Божьей любви в сознании человеческой семьи. Contemplative Outreach предоставляет базовое обучение центрирующей молитве и дополнительные программы для поддержания развития в созерцании и процессе трансформации.
Божественное Присутствие общается с нами двумя способами. Во-первых, оно напоминает нам о нашем сотворении из ничего по образу и подобию Божьему. Эта вера подтверждает нашу основную суть добра, которая проистекает из дара жизни. Во-вторых, она исцеляет раны нашей человеческой природы, возникшей на примитивных стадиях сознания. Наши инстинктивные потребности еще не были полностью интегрированы в наше развивающееся состояние рационального сознания с его способностью к абстрактному мышлению, свободному выбору и состраданию к другим. Духовная эволюция — это исцеляющий процесс божественной трансформации через близость, установленную в молитве и в следовании примеру и учению Иисуса в нашей повседневной жизни.
Классический термин для размышления над Священным Писанием и другими священными текстами — Lectio Divina. Практика Lectio Divina через чтение, размышление и созерцание, которые ведут к покою в Боге — служит для уравновешивания отпускания целенаправленного мышления в периоды центрирующей молитвы.
Христианское созерцание коренится в Священном Писании и главных мистиках христианской традиции. Наше созерцательное наследие объединяет членов христианских конфессий, которые разделяют одно и то же Крещение, веру в живого Христа и доверие к Богу.
Центрирующая молитва преодолевает деноминационные различия, соединяя нас в молчании через растущий опыт единения со Христом.
Объединенные общим поиском Бога, мы уважаем и почитаем другие религии и священные традиции и тех, кто им привержен. Мы участвуем в экуменическом и межрелигиозном диалоге и работаем вместе в области социальной справедливости, экологических проблем и созерцательных инициатив.
Центрирующая молитва вдохновляет нас на все более глубокое внимание к другим, особенно к бедным и тем, кто брошен или эксплуатируется в различных культурах нашего времени. Нам предлагается сделать дар центрирующей молитвы доступным для всех, особенно для нуждающихся и маргинализированных. Центрирующая молитва также позволяет нам откликнуться на Божественное присутствие во всей человеческой семье и во всем творении.
Практика центрирующей молитвы позволяет нам привнести в наше служение предрасположенность к смирению и внимательному слушанию. Мы предлагаем метод центрирующей молитвы и ее концептуальные основы в пастырской манере и избегаем подчеркивания строгой политики, жестких правил или прозелитизма.
Мы поддерживаем духовные отношения с монастырем Святого Бенедикта в Сноумассе, штат Колорадо.
Монастырь Святого Бенедикта в Сноумассе, штат Колорадо, — это наш духовный дом, место уединения и обновления, где могут открыться новые идеи для нашего духовного пути».
В православной церкви наиболее известным популяризатором созерцательных упражнений был покойный митрополит Антоний Сурожский, великий духовный писатель и мистик 20 века. Он писал:
«Упражнения заключаются в том, чтобы, когда вам нечего делать — ничего не делать и никуда не устремляться» — писал митрополит. «Это кажется очень простым делом, а попробуйте… Вот выдалось пять минут свободного времени. Что вы делаете большей частью? Ерзаете на стуле; перебираете бумаги; смотрите вокруг; складываете и раскладываете книги; перекладываете тетради; смотрите в окно; думаете о том, что будет — то есть, занимаетесь тем, чтобы момент совершенной устойчивости превратить в маленькую бурю, — ну, в какую-то рябь, бурю в стакане. Вместо этого попробуйте (и это далеко не легкое упражнение), если у вас есть пять минут, когда вам просто, вполне законно нечего делать, — сядьте и не делайте ничего. Сядьте и осознайте: вот я — Петр, Иван — сижу. Вокруг меня тихо, ничего не происходит и нечему происходить, и я — перед лицом Божиим; и побудьте эти какие-то мгновения перед Божиим лицом. Вы увидите, что это далеко не так легко, потому что начнутся кружиться мысли, как мошкара в весенний вечер, по словам Феофана Затворника…»
Попробуйте сделать это упражнение, а затем поделитесь своими впечатлениями на нашей странице в соцсетях или свяжитесь иным способом с авторами книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Веяние тихого ветра» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других