Вы держите в руках вторую или третью книгу многотомника «Книга Ко» – точный ее номер неизвестен. В ней мы делимся методологией, которая позволяет быстро пройти через пустыню «нормальной» жизни. Ваша жизнь не плоха и не наполнена страданием, но чего-то все еще не хватает? На вопрос «как живешь» вы отвечаете себе «в целом нормально», но когда-то давно, кажется, мечтали о чем-то большем? Вы знаете цену «успешному успеху» и не ищете ни коучинга, ни личностного роста, а чего ищете, не знаете сами? Мы тоже не знаем, чего вы ищете, но знаем, как это найти. Впрочем, на самом деле эта книга не имеет никакого смысла, кроме того, который вы в нее вложите.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга Ко. Путь в неизвестность в условиях неопределенности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Путь в неизвестность: Образ Земли обетованной и первый коммитмент
Объяли меня воды до души моей
Ион. 2:6–6
Как читать книгу дальше?
Сделать семь кругов вокруг себя
Борис: Дорогие читатели, перевернувшие страницу! По-видимому, вы решили читать книгу дальше.
Саша: Как мы уже говорили, с этого места чисто теоретические рассуждения заканчиваются, и начинается практическая часть книги. Конечно, мы будем рассказывать о том, какой должна быть хорошая система с нашей точки зрения, и сюда неизбежно будут просачиваться элементы наших систем. Но вам нужно построить свою, а для этого каждое наше слово подвергнуть сомнению и проверке.
Борис: Мы не просто хотим рассказать, что об этом думаем, но надеемся, что вы сами сделаете что-то — вернее, то, что считаете нужным. Наши слова — только отправная точка, от которой вы можете оттолкнуться, чтобы сформировать собственную модель (или отказаться от этой затеи).
На эту тему у меня есть любимая притча про двух суфийских мистиков IX века. Одного звали Абу Абдуллах аль-Хусейн ибн Мансур аль-Халладж, а второго — Абу-ль-Касим аль-Джунайд ибн Мухаммад аль-Багдади. Как-то Мансур аль-Халладж собрался совершить паломничество в Мекку и в самом начале пути встретил мудреца Джунайда аль-Багдади. Мансур аль-Халладж обратился к Джунайду:
— Вижу по тебе, что ты все знаешь, а я вот собрался в Мекку, не знаю дороги, и никто мне, бедному человеку, не может ее объяснить.
Джунайд не спеша и подробно рассказал аль-Халладжу, как идти в Мекку. Тот поклонился:
— Спасибо, добрый человек, теперь я знаю, как идти, — и уже сделал шаг, как Джунайд спросил его:
— Зачем тебе в Мекку?
Аль-Халладж ответил:
— Ну как же, я приду в Мекку, совершу хадж, обойду семь раз священный камень Каабы и получу истинное знание.
— Да не надо тебе так далеко ходить, я и есть истинное знание, — сказал Джунайд. — Обойди меня семь раз, получишь то же самое.
Аль-Халладж удивился, но подумал: «Вид у него авторитетный, дай попробую». Обошел Джунайда семь раз, и его пронзило знание.
— О! Теперь мне ничего не нужно, я постиг истину!
Но тогда Джунайд сказал:
— Отлично! Я рад за тебя. Теперь тебе остался всего один шаг
— Какой шаг? Я же постиг истину.
— Конечно, но это же моя истина. А зачем тебе моя истина? Тебе нужна своя.
— И что же мне теперь делать?
— Теперь обойди себя семь раз, и получишь свою истину.
Так родились суфийские кружения.
Семь кругов вокруг себя — это и есть создание своей и только своей личной системы.
Саша: Что-то я не могу найти притчу именно с этим сюжетом! Да и суфийские кружения, если верить Википедии, появились триста лет спустя. Ты случайно не придумал сам эти «семь кругов вокруг себя»?
Борис: Какая разница? Любое истинное высказывание принадлежит Будде, так что это не я придумал. Давай поищем в моем рассказе истину. В чем она состоит? В том, что мудрость — это не факт, который один человек может передать другому или записать в уважаемом издании. Мудрость ты обретаешь через собственное переживание.
Саша: Иными словами, нашу книгу не стоит воспринимать как собрание точных фактов. Сказка — ложь, да в ней намек! Мы создаем мифологию, но каждый миф что-то значит.
Борис: Да, более того, мы хотим, чтобы читатель искал собственный миф. А свои рассказываем в надежде, что они ему в этом помогут.
Если я уже 20 лет запекаю баранью ногу одним и тем же способом и хочу попробовать что-то новое, сначала я интересуюсь, как это делают другие. Я могу прочитать семь разных рецептов и узнать еще семь разных способов запекания ноги. Что я должен сделать дальше? Я должен попробовать один, другой, третий способ. Пофантазировать, решить, какой мне нравится, и создать свой собственный рецепт. Он и будет мой любимый. Все полезное мы обретаем на практике, переосмысляя, присваивая, приспосабливая к себе.
Саша: Коротко говоря, дорогие читатели, перевернувшие страницу, нам мало того, что вы решили читать книгу дальше. Мы еще и хотим, чтобы вы строили личную систему.
Борис: Мы описываем алгоритм, по которому систему можно собрать, как кубик Рубика. Но сами действия по сборке нужно совершать вам.
Саша: Однако мы не питаем иллюзий. Написана масса книг, авторы которых планировали создать практическое руководство и поэтому вставляли задания прямо в текст. Читатели в этом месте просто перелистывают страницу и идут дальше. Я сама постоянно так делаю. Исключение составляют случаи, когда у меня есть очень уж острая потребность что-то понять или чему-то научиться.
Борис: Что ж, может быть, у кого-то из наших читателей как раз возникла острая потребность перестать блуждать в пустыне, а вместо этого реализовать свой шанс и жить иначе, чем сейчас. Тогда к делу нужно подойти со всей ответственностью.
Ответственность — готовность к последствиям
Борис: На самом деле, читателю нужно принять несколько решений. Первым было решение о том, читать ли книгу дальше. Теперь нужно решить, будете ли вы делать то, что мы предлагаем. Вы можете принять ответственное решение ничего не делать. Тогда стоит также принять решение не переживать по этому поводу.
Что такое ответственное решение? Про ответственность все слышали, но не все знают, что это такое. Ответственность — это готовность иметь дело с последствиями своих решений и действий, и в этом ее принципиальное отличие от вины.
Вот одна из причин, почему важные решения не бывают простыми: они влекут за собой серьезные последствия, которые часто ассоциируются с виной и поэтому кажутся чем-то опасным. Тот, кто хочет сохранить невинность, решений не принимает. Но с чувством вины можно соотнести другое, парное ему состояние — ответственность.
Вина и ответственность сотканы из одного материала. У них один корень, но они приводят к совершенно разным результатам, и этим можно управлять. Все зависит от того, что ты делаешь с последствиями своих решений. Попытка избежать последствий или проигнорировать их приводит к вине. Готовность встретиться как с приятными, так и с неприятными последствиями — это ответственность.
Если водитель превышает скорость и его останавливают, он виновен. Но один заплатит штраф, а другой будет отнекиваться, спорить и говорить, что просто ничего не заметил. Если ты пошла по дороге Ко, достигла Земли обетованной и чувствуешь себя лучше соседа или подруги, готова ли ты иметь с этим дело? У этого решения точно будут последствия. И наоборот, если ты решила ничего не предпринимать, будешь ли ты корить себя за это и нервничать — а может, все-таки стоило? Или спокойно займешься другими, более важными делами?
Работа над личной системой предполагает глубокое знакомство с самим собой. Когда человек заглядывает вглубь себя, неизвестно, что он там найдет. Ты готова столкнуться с этим?
В целом, чтобы дойти до Земли обетованной, нужно совершать усилия. Шутка ли — пересечь пустыню! Но для этого стоит понять, куда и зачем ты идешь.
Бесцельные усилия не имеют смысла
Саша: Здесь возникает вопрос о мотивации, верно? Читателю нужно найти достойную цель, ради которой он вступает на этот путь. Понять, зачем он будет выполнять задания, развивать навыки и создавать артефакты.
Борис: Верно. Что такое Земля обетованная? Возможно, она выглядит совершенно не так, как ты ее себе представляешь, но на пути к ней тебе необходимо ее представлять. Если цели нет, нет и смысла создавать личную систему, поскольку предпринимать бесцельные усилия — совершенно бессмысленная затея. Если это кому-то и удается, то недолго. Когда у тебя нет цели, самое разумное — со всей ответственностью влачить бесцельное существование.
Саша: «Влачить бесцельное существование» — звучит довольно печально.
Борис: Смотря как влачить! Я бы очень рекомендовал время от времени его скрашивать. Лично мне скрашивать бесцельное существование помогают хорошая компания, вкусная еда и напитки, но, конечно, у каждого свои способы. Скрашивать бессмысленное существование нужно регулярно! А вот предпринимать другие действия и прилагать усилия следует, только если у тебя есть цель, про которую ты знаешь, что она для тебя — самое важное в жизни.
Земля обетованная — это символ, в который каждый вкладывает свой смысл. Что такое Земля обетованная для тебя?
Саша: Наверное, состояние Ко. Вообще, разве смысл личной системы не в том, чтобы попасть в состояние Ко и дальше жить в нем? Мне кажется, этого в глубине души хотят все.
Борис: Ну нет. Все в глубине души стремятся к Ко, но само по себе Ко — это только средство, а не цель.
Саша: Но, если у меня уже есть Ко и я, как ты говоришь, иду счастливой дорогой с первого дня, зачем мне вообще куда-то идти, какие у меня могут быть цели? И наоборот, если я хочу попасть куда-то, как дорога может быть счастливой, пока я не там?
Борис: Давай по порядку: сначала я расскажу, как дорога может быть счастливой, а затем поговорим о том, зачем она нужна.
Ко — средство передвижения
Борис: Чтобы получить Ко, строить личную систему не обязательно. Но чтобы дойти до Земли обетованной, нужны и Ко, и личная система. Как достичь состояния Ко, я могу рассказать тебе прямо сейчас: для этого нужны согласие, присутствие и эмоциональная осознанность.
Здесь важно отметить вот что: все, что мы описываем и предлагаем, подходит вам только в том случае, если у вас нет серьезных психологических проблем. Если вы знаете, что вам свойственны крайне сильные эмоции, с которыми трудно справиться, или подозреваете у себя депрессию, серьезную психологическую травму, какие-либо иные расстройства или сложные состояния, либо знаете, что они у вас есть, не следует применять описанные техники без консультации и, возможно, контроля специалиста.
Ко начинается с согласия
Борис: Чтобы оставаться на пути Ко, когда все не так, как тебе хочется, нужно согласие. Собственно, с него и начинается путь Ко.
Что такое согласие и согласие с чем? С тем, что дела обстоят так, как они обстоят, мир устроен так, как он устроен, и ты устроена так, как ты устроена. Ты находишься в пустыне, а не в Земле обетованной. Тебе в целом хорошо, но недостаточно. Тебе чего-то не хватает. Иногда тебе нехорошо. Когда я говорю о согласии, я имею в виду согласие с этими фактами, с тем, что это действительно так.
Согласие не равно пораженчеству
Борис: Но при этом согласие не означает, что так и будет дальше. С этим тебе соглашаться совершенно не обязательно! Согласие не равно пассивности и пораженчеству. Прямо сейчас положение дел таково, но через год оно может оказаться другим, а ты сегодня можешь что-то для этого сделать.
Ты не всемогущая, у тебя есть ограничения. Но у тебя также есть возможности и ресурсы, будь то руки, ноги, способность мыслить, чувствовать или действовать. Чтобы использовать свои возможности, нужно согласиться с тем, что они есть, и с тем, где они заканчиваются. Чтобы изменить положение дел, нужно хотя бы примерно представлять, как выглядит то, что ты хочешь изменить, и куда ты хочешь двигаться.
Есть другой аспект согласия. Бывает, что у тебя нет веры в успех какого-то дела, но ты все равно очень хочешь им заниматься, потому что получаешь от этого огромное удовольствие. Тогда ты можешь согласиться с тем, что шанс на успех очень мал, но тебя все равно тянет сюда. Сочетание веры в то, что ты можешь изменить, и согласия с тем, чего не можешь, позволяет тебе действовать вовлеченно и не испытывать разочарования.
Саша: Так это же «Молитва безмятежности»!
Борис: Так и есть: Господи, дай мне безмятежность принять то, что я не могу изменить, смелость изменить то, что я могу изменить, и мудрость отличить одно от другого. Собственно говоря, самая сложная часть — последняя. Если ты не можешь изменить ситуацию, тебе не нужно тратить на это силы, время и нервы. Если ты можешь изменить ситуацию, тебе нужно просто сделать это. А вот понять, можешь ли ты изменить ситуацию, иногда бывает не так-то просто. И тогда первый шаг — это понять, что можно сделать, чтобы это понять. Как обрести мудрость в данном вопросе, и сколько времени это займет.
Согласие — очень важный навык, исходный элемент, к которому все время нужно возвращаться. Оно позволяет увидеть, где ты находишься, чтобы затем определить, что можно сделать и куда двигаться. Место, где ты находишься, также называют «здесь и сейчас», и это вторая важная составляющая Ко.
Присутствие здесь и сейчас — второй элемент Ко
Борис: Ко достижимо только из точки «здесь и сейчас». Мысль о реализации — это мысль о будущем, полноту бытия ты тоже представляешь себе как образ того, что тебя окружает в пространстве-времени. А путь к этим образам, к этим будущим состояниям исходит непосредственно из настоящего момента, из твоего представления о твоей жизни здесь и сейчас.
Саша: Иными словами, нужно честно открыть глаза, увидеть, где я нахожусь, и согласиться с этим местом, потому что только оттуда я могу сделать первый шаг куда-то еще. Пожалуй, это помогает расслабиться. Появляется ощущение, что, как бы неказисто все ни было сегодня, у меня есть возможность двигаться.
Борис: Да, увидеть направление и сделать шаг можно только оттуда, где ты находишься. Если прямо сейчас тебе плохо, то первая крупица, первое зернышко Ко состоит в том, чтобы согласиться с этим фактом: ты сейчас находишься здесь. При этом состояние «здесь и сейчас» — это именно состояние, оно содержится не в мыслях, а в теле. Где бы ни были твои мысли, тело всегда находится здесь и живет сейчас. Это состояние также называют присутствием, и его можно практиковать и развивать как навык.
Саша: Как практиковать присутствие?
Борис: Сядь с открытыми глазами и с прямой спиной, но в расслабленной позе. Раздели свое внимание: замечай все, что происходит вокруг, но часть внимания обращай в тело. Отмечай его вертикальность, наблюдай, как распределено напряжение в мышцах, как ты дышишь. Затем перейди к какому-то несложному действию — например, делай что-то руками, — продолжая часть внимания уделять ощущениям в теле.
Выдели на практику присутствия 10–15 минут в день. Она позволяет осознавать не только физические ощущения тела, но и все, что с тобой происходит. При этом она возможна, только если часть внимания ты направляешь на тело. Тело — это ключ и якорь, который соединяет тебя с твоим местом в пространстве и времени.
Наконец, присутствие и согласие необходимы для эмоциональной осознанности. Эмоциональная осознанность — это способность осознавать свои эмоции и выражать их так, чтобы они не вредили ни тебе, ни другим. Это третья составляющая Ко.
Эмоциональная осознанность — третий элемент Ко
Борис: Согласно двухфакторной теории эмоций, каждая эмоция состоит из двух частей: сначала в кровь попадают определенные вещества (гормоны), вызывающие физиологическую реакцию; затем психика интерпретирует эту реакцию, соотнося ее с конкретной эмоцией. Само по себе вещество в крови не имеет ни положительной, ни отрицательной окраски. На то, как мы оцениваем один и тот же физиологический эффект, влияют обстоятельства, но все же самой по себе оценкой мы можем управлять. Тут как раз пригодятся присутствие и согласие.
Давай рассмотрим классический пример: человек выходит к микрофону и видит перед собой огромную аудиторию, тысячи людей. Дальше может пойти по-разному. У кого-то голос будет дрожать и срываться, фразы выходить неуклюжими, слова забываться. У кого-то, наоборот, речь (или песня) польется сама собой с искренним чувством и невиданной силой. Более того, у одного и того же человека в разные дни выступление может развиваться по одному или по другому сценарию.
Чаще всего мы замечаем только следствие: «была толпа народу, получилось шикарное выступление» или «была толпа народу, выступление я провалил». Но между толпой народу и выступлением происходит кое-что еще: в кровь выступающего попадает некоторое химическое вещество (гормон), а выступающий в этот момент либо соглашается с тем, что видит и чувствует, либо пытается бороться. Поскольку гормоны уже поступили в кровеносную систему, бороться с ними бесполезно, и борьба выглядит как подавление эмоционального состояния. Это отнимает массу сил и приводит к плохим последствиям. Согласие же позволяет использовать то, что случилось, для своих целей.
Говоря проще, событие состоит в том, что в кровь поступает вещество. Ты приходишь в определенное состояние, и если ты с ним соглашаешься, то интерпретируешь его как подъем или драйв. Если ты с ним не соглашаешься, то интерпретируешь его как страх, который пытаешься побороть и подавить. От этого напряжение только усиливается и может дойти до парализующей паники.
Страх и драйв — самая простая пара состояний, потому что всем понятно, чем одно отличается от другого. Гораздо сложнее иметь дело с гневом и его парным состоянием, но общая схема та же: ты либо согласна, либо не согласна с тем, что происходит.
Например, близкий человек из самых лучших побуждений говорит тебе не совсем то, что ты хотела услышать. Или даже совсем не то. В кровь снова поступают вещества, и возникает определенное состояние. Опять же, ситуация может развиваться по-разному. Например, ты не согласна с этим состоянием и пытаешься подавить гнев. Кровь приливает к голове, у кого-то начинает болеть живот, кто-то бежит срочно что-нибудь съесть, некоторые не выдерживают напряжения, теряют контроль над собой и отвечают «добрым» словом или даже действием.
Что происходит, если ты согласна с возникшим состоянием? Ты ищешь правильный ответ, правильное действие в ответ на случившееся. Ты испытываешь мощный прилив творческой энергии и направляешь ее на поиск адекватной реакции. Как видишь, в русском языке даже нет одного слова, которым можно было бы описать этот процесс, потому что он достаточно сложный и не так уж хорошо знаком людям.
Помимо пар страх — драйв и гнев — творческая энергия, я выделяю еще три: вина и ответственность; стыд и манифестация; жалость и сострадание.
Про вину и ответственность мы уже немного поговорили в этой главе. Если я выбираю, с какой из двух женщин провести вечер, перед второй я точно буду виноват. Я знаю, что ей это не понравится. Что тогда будет?
Если я не согласен с ее реакцией, я буду испытывать вину: мне будет страшно, что она обо всем узнает, я буду врать, придумывать объяснения, доказывать, что меня вынудили объективные обстоятельства… Если я согласен, я беру на себя ответственность. Я готов столкнуться с последствиями, даже неприятными, и иметь с ними дело. Взрослый человек должен быть способен иметь дело с неприятностями, особенно если планирует дойти до Земли обетованной.
Многим трудно различить чувство вины и стыд. Вина связана с твоими действиями, а стыд — с качествами. Тебе стыдно, когда ты не согласна с тем, какая ты есть.
Опять же, в русском языке нет слова, которое бы точно выражало состояние, парное к стыду. Существует буддистский термин «манифестация». Манифестация не означает, что ты пишешь манифест о своих свойствах и размахиваешь им на каждом углу. Она лишь предполагает, что ты соглашаешься с тем, какая ты есть, и открыто признаешь это.
Наконец, последняя пара — жалость и сострадание. Жалость возникает, когда ты видишь чье-то страдание и не хочешь на него смотреть, потому что это больно и неприятно. Ты не согласна. Тебе хочется либо отвернуться, либо изменить ситуацию. Но изменить ее ты не можешь, и тебя это злит, пугает или расстраивает.
Вопреки строению слова «сострадание», оно не означает, что ты тоже должна страдать. Оно означает, что ты можешь присутствовать и видеть чужое страдание, чувствовать все, что чувствуешь, но сохранять себя в хорошем состоянии и оставаться дееспособной. Только тогда ты можешь помочь другому. Ты искренне желаешь ему справиться с его ситуацией наилучшим образом и смотришь, что еще можешь сделать для этого ты сама.
Подводя итог, под эмоциональной осознанностью мы понимаем способность осознать свое состояние и выбрать согласие с ним. Для этого нужно успеть заметить, что с тобой происходит, и дать себе время согласиться, а это возможно, только если ты присутствуешь здесь и сейчас.
Из состояния Ко человека могут выбить две вещи: несогласие с ситуацией и несогласие с эмоцией. Поэтому, если ты освоишь присутствие, согласие и эмоциональную осознанность, это позволит тебе сохранять и восстанавливать Ко в любых условиях.
Саша: Хорошо. Но если все так просто, зачем ставить еще какие-то цели? Почему Ко — это еще не Земля обетованная?
Борис: Потому что на обретении Ко твоя жизнь не кончается. Потому что Ко — это состояние, а в жизни есть еще действия и решения.
Импульс и цель — источники энергии
Смысл делает жизнь прекрасной
Борис: Ко нужно не само по себе, а зачем-то. Что ты будешь с ним делать? Какой в нем смысл? Только смысл, а не само по себе Ко, делает жизнь прекрасной. Но наполнять жизнь смыслом — особое искусство.
Давай обратимся к Библии и вспомним историю Ионы-пророка.
Господь велел Ионе отправиться в город Ниневию и проповедовать там, а Иона вместо этого сел на корабль и уплыл в другую сторону. Вскоре начался ужасный, сокрушительный шторм.
Матросы засуетились: все бегают, пытаются спастись, молятся каждый своему богу… А что сделал Иона? Пошел к себе в каюту и заснул крепким сном.
Позже начальник корабля разбудил Иону, и тот признался, что шторм начался из-за него. Матросам Иона сказал, что все уладится, если его сбросить в море. Так они и сделали, увидев, что в этом их единственное спасение. Шторм тут же утих.
Иону тем временем поглотил большой кит. Во чреве кита пророк провел три дня и три ночи, а затем все же обратился к Господу с молитвой: «Объяли меня воды до души моей». Иона пообещал исполнить то, что повелел ему Господь, отправиться в Ниневию, и тогда кит изверг пророка на сушу.
Эта история очень многогранна. Иона был согласен понести наказание за то, что уклонился от своей цели, — шторм только успокоил его. Он был готов погибнуть и сам предложил матросам сбросить его в море. Но Господь сказал: «Я так не думаю», и подверг Иону следующему испытанию — три дня и три ночи влачить бессмысленное существование в темном чреве кита. Тут-то и объяли Иону воды.
Ко — это хорошо и необходимо, но не оно придает твоей жизни смысл. Смысл придает достойная цель. Какая цель достойна, определить можешь только ты сама.
Передний привод движения — цель
Борис: Мы говорили, что пересечь пустыню помогут вера и упорство.
Цель придает тебе движение, если ты веришь, что ее можно достичь. С другой стороны, она должна быть достаточно желанной, чтобы порождать в тебе упорство, желание снова и снова искать пути и совершать действия. Чтобы пересечь пустыню, нужно прилагать усилия, и только желанная цель побуждает тебя к этому.
Саша: Давай разберем пример. Мне ясно, что сейчас моя главная цель связана с профессиональной реализацией. Я даже вижу, что, если достигну ее, ситуация в других сферах моей жизни тоже улучшится.
Борис: Профессиональная реализация так или иначе волнует всех людей, которых я знаю. Причем у нее всегда есть три составляющих: реализация собственного потенциала, или таланта; общественное признание; и признание, выраженное в деньгах. Иными словами, ты, как и каждый человек, хочешь сделать что-то, что считаешь полезным; хочешь почувствовать, что ты молодец; и еще получить за это деньги. Это — твоя цель.
С другой стороны, есть то, что толкает тебя к движению, и это твои импульсы.
Задний привод движения — импульс
Борис: Цель — это источник энергии на пути. Она влечет тебя вперед. Но не менее важен другой аспект — что возбуждает твою активность, не дает оставаться в покое? Чем тебе хочется заниматься? Ты ведь хочешь не реализации в любой случайной области, ты хочешь делать что-то конкретное. Что?
Помимо целей, у тебя, как и у любого человека, есть внутренний импульс, который требует реализации.
Саша: Как определить импульс?
Борис: Через контакт с ощущениями, как и все остальное. Импульс связан с тем, что ты любишь, что тебя трогает, мотивирует, побуждает двигаться, делает твою жизнь наполненной. Причем это происходит не потому, что ты хочешь достичь чего-то, а просто так. Импульс — не плод размышлений, он возникает сам собой, ты просто наблюдаешь его как естественное внутреннее побуждение делать то, что тебе нравится.
Когда ты наблюдаешь свои импульсы и придаешь им направление, согласованное с целями, движение становится полноприводным.
Саша: Ну хорошо, а если я не знаю, чего хочу? Не видать мне Земли обетованной?
Борис: Но ведь никто не мешает тебе хотеть понять, чего ты хочешь.
Саша: Разве для этого не нужно хорошенько разобраться в том, что такое ясность, уверенность и консенсус? Как можно сразу принять решение о конечной точке пути, на который ты даже еще не вступил?
Борис: Очень просто: дело не в том, чтобы дойти до этой точки.
Карта не равна территории
Борис: Помнишь, мы говорили о том, что человек знает очень мало, но система помогает ему справляться с высокой неопределенностью и даже принимать решения в этих условиях?
Философ и ученый Альфред Коржибски в начале XX века исследовал человеческий язык и мышление. Его работы, в частности, легли в основу нейролингвистического программирования. Коржибски принадлежит высказывание о том, что карта не равна территории.
Что это значит? Территория существует в реальности, а карта только изображает и описывает ее с ограниченной точностью. Именно условность карт и то, что они не содержат полной информации, делает их полезными для людей.
Здесь начинается метафора: если сам мир — это территория, то наши представления о нем — только карта. Поскольку наши знания очень ограничены, то и карта не слишком точная. Это касается и пространства, и времени. Твое представление о положении дел в настоящий момент основано на небольшом количестве знаний и дополнено предположениями и верованиями. Точно прогнозировать, как ситуация будет развиваться во времени, и вовсе почти невозможно — будущего никто не знает. Но человеку постоянно приходится этим заниматься: составлять карту мира и ее проекцию в будущее.
При этом даже если ты составишь идеальную, абсолютно точную карту, она по-прежнему не будет равна территории. Карта — отдельный от территории объект. Карта полезна, но физически ты существуешь на территории и перемещаешься по ней.
Ты — место наложения карты и территории
Борис: Ты сама — часть территории. Твои представления о себе — карта, причем она тоже содержится в тебе, в твоем сознании.
Что позволяет тебе составлять эту карту? Что служит эхолотом и навигационными приборами? Твои ощущения, в первую очередь, физические. Ощущения обеспечивают связь между территорией и твоими представлениями о ней.
Ты — то единственное место, где карта и территория накладываются друг на друга. Мир за пределами твоего физического тела тоже вызывает у тебя ощущения, поэтому ты способна составлять карту территории, расположенной за пределами тебя. Некоторые ощущения возникают непосредственно, уловить другие можно, только находясь в глубоком контакте с собой. Все это — источники информации о мире.
Методология, по которой я предлагаю тебе создавать личную систему, обеспечивает настройку связи между картой и территорией. Система состоит из карт и навигационных приборов. Ты постепенно все тоньше настраиваешь приборы и учишься строить более точную карту, а значит, все лучше справляешься с неопределенностью и двигаешься более верно. Неопределенность сохраняется, но ты учишься иметь с ней дело.
Собственно говоря, когда мы предлагаем читателю определиться с целями или описать свое представление о Земле обетованной, речь идет о том, чтобы создать карту. Карта неизбежно будет очень неточной. Ее смысл не в том, чтобы идти в определенное место — нет, все мы идем в неизвестность и наверняка знаем только одно: что когда-нибудь умрем. Но даже о том, когда это произойдет, что такое смерть и что будет дальше, точных данных ни у кого нет.
Саша: Ты же сам только что говорил, что идти необходимо и что для этого нужна цель.
Борис: Верно! Но нет никаких гарантий, что ты достигнешь именно ее. Я бы даже сказал, с большой вероятностью ты достигнешь чего-то другого — уж слишком неточны твои представления о Земле обетованной, если ты там никогда не была. Есть также шанс, что результат будет лучше, чем ты ожидала.
В XV–XVI веках, в эпоху Великих географических открытий, европейцы бороздили моря, пользуясь очень неточными картами. Например, Христофор Колумб хотел найти путь в Индию, а открыл в результате Америку. Цель, которую он поставил, не была достигнута, но именно вера в нее позволила мореплавателю сделать то, что он сделал, — получить средства, отправиться в путь, проложить европейцам дорогу на новый континент, ставший для многих из них Землей обетованной.
Саша: А заодно создать более точные карты. Выходит, цель и всю свою карту в принципе можно уточнять? У меня есть право на ошибку?
Борис: Можно и нужно. Ошибка становится опасной, только если ты слишком крепко держишься за однажды составленную карту у себя в голове и не сверяешь ее с ощущениями. Стремление и упорство на пути через пустыню рождаются из представлений о Земле обетованной, пусть даже совершенно ложных, и веры в то, что цель достижима; но здесь также нужна открытость, готовность воспринимать путь таким, какой он есть, и видеть возможности, которые на нем возникают. Тогда путь будет успешным.
Саша: Так как же, наконец, соединить карту и территорию?
Борис: Для этого нужно собрать кубик Рубика — создавать артефакты, работать в тройках и не забывать о практике.
Собирай кубик Рубика с двух сторон
Борис: Человек — сложное многоуровневое «устройство». Хорошая модель должна рассматривать каждый из его уровней. Например, в концепции триединого мозга выделяют три уровня: неокортекс отвечает за логический разум и сознание, лимбическая система за эмоции, ретикулярная формация — за неосознаваемые процессы вегетативной системы, такие как сердцебиение или обмен веществ. Последняя также поддерживает соотношение углекислоты и кислорода в крови, регулирует сон и бодрствование.
Если ты хочешь попасть в Землю обетованную, тебе придется воздействовать на свою личность. Я убежден, что воздействие на личность происходит через воздействие на мозг, и тогда оно должно затрагивать каждый из трех уровней — неокортекс, лимбическую систему и ретикулярную формацию. При этом очевидно, что в концепции триединого мозга самый доступный для воздействия элемент — сознание, тогда как на эмоциональную и тем более вегетативную системы повлиять напрямую значительно сложнее.
Вспомним кубик Рубика. Противоположные грани кубика определенным образом связаны, что нужно учитывать, когда его собираешь. Работа над личной системой будет идти гармонично и эффективно, если ее тоже вести с противоположных сторон. Если одна грань — это сознание (связанное с неокортексом), то другая — тело (через которое можно установить связь с ретикулярной формацией). Совершая действия с сознанием, лучше всего дополнять их действиями с телом. Так что в книге мы будем давать практические задания для них обоих. Первое будет создавать артефакты, а второе — практиковать навыки и предоставлять информацию в виде ощущений.
Артефакты, о которых мы говорили в первой главе, это и есть карты. Однако создание артефактов — только одна грань кубика. Не случайно Будда внедрял среди своих последователей йогу, а Бодхидхарма вместе с учением передал монахам в Шаолине комплекс телесных упражнений. Как бы ни было приятно рассуждать и размышлять о себе и о мире, смысл рассуждениям придают конкретные физические действия.
Чтобы построить хорошую карту, представления, которые рождаются в уме, нужно дополнить сигналами с территории. Сигналы с территории — это не что иное, как физические ощущения в теле. Поэтому работу с артефактами нужно дополнять ежедневной практикой, в том числе физической.
Практикуй!
Борис: Вообще, практика — это то, что я рекомендую всем блуждающим в пустыне в первую очередь.
Практикуйте! Практикуйте согласие, присутствие (состояние здесь и сейчас), эмоциональную осознанность. Практикуйте контакт с территорией, в частности через физические ощущения, практикуйте следование личной системе, которую построите. Практикуйте достижение своих целей. Начать же я призываю с практики медитации, потому что она создает необходимую базу для всего вышеперечисленного.
Об этом писал в XIII веке японский дзэнский наставник Догэн. Несмотря на то, что Догэн жил очень давно и лично встретиться нам не довелось, я считаю его одним из своих наставников. В 1227 году он написал в коротком сочинении «О рекомендации Дзадзэн всем людям»[5]: «Нужно прекратить искать высказывания и гоняться за словами. Отступите на шаг назад и обратите светильник внутрь себя. Тогда тело-сознание исчезнет само собой, и проявится изначальная природа. Тот, кто желает обрести ее, должен начать практиковать».
Не нужно тратить так уж много времени на то, чтобы понять, какие слова правильнее и глубже. Нужно просто практиковать — для начала выбрать одну технику медитации и регулярно выполнять ее, соблюдая инструкции.
«Медитация Дзадзэн есть внушающее благоговейный трепет присутствие, за пределами цвета и форм. Разве это не есть путь, предшествующий всяким понятиям?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга Ко. Путь в неизвестность в условиях неопределенности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других