Книга Бориса Поломошнова «Лидерство: проклятье или панацея» – это юмористически-мудрое пособие по достижению высоких целей. В эпоху активного генерирования новых идей автор сумел найти свой уникальный подход к уже успевшей стать банальной теме лидерства. Его идеи подчеркивают индивидуальный стиль мышления, который заключается в полной свободе от всяческих идеологий. Книга состоит из тематических разделов, в которых читателю предлагается постигнуть тайны скрытого потенциала и уникальности человека, изучить типологию лидерства, вникнуть в глубинный смысл пользы поражений. Лидером может стать каждый, вопрос состоит в целях и способах их достижения, ведь, по мнению автора, сила без разума является вандализмом, могущество без справедливости – злодейством, а величественность без мудрости – тщеславием. Книга «Лидерство: проклятье или панацея» станет интересной и увлекательной для всех, кто интересуется глубинами внутреннего мира, свободно мыслит и готов к новым познаниям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лидерство: проклятье или панацея? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I
ЗА ПАРАДНЫМ ФАСАДОМ ЛИДЕРСТВА
«Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает то лицо
Чем садятся на крыльцо».
Если смыть весь торжественный — одновременно устрашающе-воинственный, как боевая раскраска аборигена из племени тумба-юмба, и благообразно-благостный, как бигбордовское обличие кандидата в президенты страны накануне выборов, — макияж с лица того феномена, который называется лидерством, то картина в целом открывается весьма неприглядная.
Почему?
Попробуем разобраться.
Несуетливо, непредвзято, непредубежденно.
Без обиняков, без дураков, без подлецов.
Ведь дураков и подлецов у нас очень мало.
Зато как они расставлены!
И с дорогами у нас хорошо.
Плохо — без дорог.
Тех, которых у нас нет, а надо бы, чтобы были.
Значит, будем строить дорогу.
Нужную всем, стремящимся «вперед и вверх».
Ведущую к раскрытию сути.
В данном случае — сути лидерства.
Ведь каждая Дорога Разума должна вести к Храму Понимания Сущности, иначе — зачем тогда она?
1. Категорический императив лидерства
«Есть два мнения: одно — мое, другое — неправильное».
Нас все время куда-то водят.
Сначала — родители.
В детский сад.
Изо дня в день.
Из месяца в месяц.
В слякоть и в стужу.
Осенью и весной, не говоря уже про зиму.
Там воспитательницы водят из нас хороводы и учат нас ходить куда надо и как надо.
Неправильно ходящих туда, куда водят, наказывают.
Потом — родители же — отводят нас в школу, где воображающие себя строгими, но справедливыми, как закон Ома, учителя понуро и притом — остервенело — жуткая смесь! — водят нас из опостылевшего всем «пункта А» в не менее постылый «пункт Б», причем обязательно — «навстречу друг другу».
Изо дня в день.
Из месяца в месяц.
В слякоть и в стужу.
Осенью и весной, не говоря уже про зиму.
Неправильно ходящих туда, куда водят, наказывают.
Как только мы становятся совершенно/летними, за нас активно берутся политики, которые с неизбывным энтузиазмом водят нас к избирательным урнам, а от них — хороводами — к светлейшему будущему, жизнерадостно и с неподдельным восторгом приговаривая при этом: «Наш народ будет жить плохо, но недолго!».
В армии нас не только водят, но и разводят.
Слегка одутловатые и заметно опухшие после вчерашнего недоперепитого — выпили больше, чем смогли, но меньше, чем хотели — угрюмоносые, гундосые и сиплоголосые сержанты и прапорщики.
В «карауле» — по постам.
В «наряде» — по «рабочим», преимущественно — «отхожим» местам.
Тех, кто разводится не так, как надо угрюмоносым сержантам и прапорщикам, отправляют на повторный курс развода.
На работе начальство с лицом серьезным и сосредоточенным, как у какающей собаки, повелительно и неукоснительно водит нас по нашим трудовым будням к осуществлению его глубокомысленных — на его же взгляд — приказов, руководствуясь принципами: «Я — начальник, ты — дурак», — и: «Если мне понадобится ваше мнение, я вам его скажу».
С плохо ведущихся взыскивают.
Морально и материально.
Духовные отцы наций водят нас туда, куда отродясь Макар телят не гонял: в Страну Вечного Блаженства.
Посмертную.
Ту, которой никто не видел, но которую всем правильно следующим проповедуемым правилам обещают.
Потом.
Когда нас не будет.
Неправильно следующих проповедуемым установкам и наставлениям, или же — чур нас, чур! — вовсе не следующих им наказывают.
Когда — угрозами.
Когда — действием.
Беззастенчивые разводилы водят нас за нос, как изобретательный хозяин — ослика, подвешивая перед его носом на дугу хомута аппетитную морковку: «Вы выиграли приз! От всей души и от чистого сердца поздравляем Вас! Для получения приза позвоните с вашего мобильного на наш №…, или отправьте sms!».
Неутомимые строители финансовых пирамид ведут нас к будоражащим воображение сокровищам, по сравнению с которыми соломоновы и тутанхамоновы пристыжено тускнеют, меркнут и блекнут: «Положите в ямку пять золотых, и из них вырастет дерево, ветви которого сплошь будут усеяны — вместо листьев — зеленоватыми купюрами!», — таков вечно манящий призыв предприимчивых котов Базилио и лис Алис к вечно деревянноголовым Буратино.
Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители с хорошо оплачиваемым энтузиазмом водят нас туда, где — «Звоните прямо сейчас!» — нам непременно требуется купить то, что в здравом уме и при трезвой памяти никому и в голову не придет покупать.
Далеко не у всех нас при этом хватит мужества и отваги ответить истошно вопящим зазывалам так, как это сделал Уоррен Баффет: «Если ваш телефон не звонит, значит это я».
Для такого ответа требуются мужество и отвага.
Немалые.
Потому как непокупающим рекламируемое рекламирующие его гарантируют всяческие «язвы египетские», начиная от кариеса и заканчивая диареей и — чур нас, чур! — энурезом.
Поскольку никто из нас не хочет таких неприятностей для своего собственного, и без того многострадального организма, то мы, как правило, ведемся — за теми, кто нас водят.
И — разводят.
Имя им — легион.
Лидеров.
Тех, которые водят.
И — разводят.
Не-лидеров.
Ведитесь, и — обрящете!
То, чего хотели.
Как сказал еще в далеком от нас 1552-м году папский легат Карафа, ставший вскоре после этого папой Павлом IV-м, «mundus vult decipi, ergo decipiātur» — «мир хочет быть обманутым, пусть же его обманывают».
Ему вторит пушкинский герой стихотворения «Герой»:
«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман».
Отсюда следует — с неумолимой неотвратимостью, — как эйфория при зло/употреблении и как наслаждение чесанием себя чесоточного — категорический императив лидерства.
Состоит он всего из двух пунктов: первого и, соответственно, последнего.
Пункт первый: «Аллилуйя ведущимся!».
Пункт второй, он же — последний: «Горе не ведущимся!».
Кому и зачем он нужен, этот самый категорический императив лидерства?
Как говорили мудрые, хотя и древние римляне, «quid prodest?» — «кому выгодно?».
Всем тем, кто задействован в затее под названием «лидерство».
То есть, и ведущимся, и ведущим.
Ведущимся — потому что, как сказал Владимир Высоцкий в своем стихотворении «Солдаты группы «Центр», «не надо думать — с нами тот, кто все за нас решит».
Ведущим — потому что ведущие нуждаются в ведущихся.
Не бывает капитана команды без команды, и ни один бог еще не пережил своего последнего последователя.
Однако не все команды вместе со своими капитанами становятся победителями.
Не все боги выживают в никогда не прекращающейся войне против своих конкурентов за право владеть умами своих приверженцев — актуальных и потенциальных.
Удел неконкурентноспособных — уступать главенствующее место, будь оно на пьедестале, в пантеоне или на Олимпе.
Означает ли это беспощадную правоту Томаса Гоббса, провозгласившего в своем «Левиафане» ставшую почти сакраментальной фразу: «Homo homini lupus est», — «Человек человеку — волк», — сославшись при этом на Плавта?
Неисповедимы пути искажателей…
Тит Макций Плавт — если бы мог — в гробу бы перевернулся после почти двухтысячелетнего покойного лежания в нем от такой чудовищной лжи Томаса Гоббса. Ведь в «Ослиной комедии» Плавта сказано было совсем другое: «Ты меня никак не убедишь отдать тебе, незнакомому деньги. Человек человеку волк, если он его не знает».
Как говорится, почувствуйте разницу.
Так кто же все-таки человек человеку?
Волк волку?
Волк овце?
Овца волку?
Кто?
И кто же тогда лидер?
Точно — не ягненок.
Не может ягненок быть лидером.
По определению.
И ягненка, и лидера.
Не следуют за ягнятами даже бараны.
Тогда — кто?
Волк в овечьей шкуре?
В таком случае всем не-лидерам нужно как можно более стремительно разбегаться от лидеров, ибо, как сказано в евангелии от Матфея, «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в шкурах овечьих, а внутри — волки лютые».
Но, опять-таки, по определению лидер — это тот, за кем следуют, а не тот, от кого все разбегаются врассыпную.
Проблема.
Нет проблемы в том, чтобы стать лидером.
По крайней мере, на какое-то время.
Подхватил выпавшее из рук погибшего знаменоносца знамя, и — «Ура!», «Вперед!», — и все такое прочее.
Проблема в том, чтобы призыв провозгласившего себя лидером не оказался «гласом вопиющего в пустыне», чтобы он был услышан, поддержан и, в конце концов, привел и лидера, и поддержавших его к взлелеянной в мечтах победе.
Как?
Категорический императив лидерства об этом стыдливо умалчивает.
В таком случае разберемся сами.
2. «С волками жить — по-волчьи выть»?
«Ты родился оригиналом.
Не умри копией».
Как в каждом большом овечье-бараньем стаде, — не без паршивой овцы/барана, так и в каждом человеческом сообществе — не без отщепенца.
Паршивость овцы/барана определяется исключительно ее/его анатомо-морфологическими отклонениями от установленного для их рода-племени стандарта.
Об интеллектуальных отклонениях у овец/баранов от овечье-бараньей нормы речь не идет и не может идти в принципе.
Нет среди них таких отклонений.
Потому что нет у них интеллекта, от норм которого были бы возможны отклонения.
Именно поэтому опытные пастухи для удобства управления овечье-бараньим стадом внедряют в эту среду козла — как лидера баранов, не говоря уже про овец.
Как написано в первом томе классического опуса Альфреда Брема «Жизнь животных» (по изданию 1992-го года московского издательства ТЕРРА — TERRA — стр. 429), «лидерами баранов являются козлы».
К вящей для нас, людей, радости, у нас же — все не так!
Точнее — скажем несколько осмотрительнее — все не совсем и не всегда именно так.
В отличие от козлов-баранов человек обладает способностью говорить, пусть не громкое, но вполне решительное «нет», даже когда все, казалось бы, его собратья-сосестры истошно и самозабвенно вопиют: «Да-а-а-а!!!».
По отношению к установкам категорического императива лидерства каждый человек определяет свою собственную стратегию и тактику поведения.
Одни покорно смиряются с ними как с неизбежным злом и избирают для себя путь, стыдливо именуемый непротивлением злу насилием.
Под насильственным внешним давлением чьего бы то ни было лидерства они стремятся расслабиться и постараться при этом получить удовольствие.
Другие решают, что чем быть под чьим-то лидерством, лучше самому стать лидером.
Для этого стараются.
Что есть силы.
Руководствуясь при этом «принципами», заложенными Николо Макиавелли в его цинично-сардоничном «Государе», особенно — в XVII-й его главе под красноречивым названием: «Как узурпатору сохранить и преумножить свои владения. Практика тиранов», — крайне редко включаемой в издания (исключения — изданное под редакцией Виллари Паскуале).
Если есть просьба «огласить весь список» макиавелевских «принципов» — пожалуйста:
— подавлять всякое возникающее превосходство;
— устранять людей сильных, умных и храбрых;
— препятствовать распространению образования;
— порождать раздоры;
— распространять клевету (вспомним, например, пресловутое геббельсовское: «Чем чудовищнее ложь, тем больше шансов, что в нее поверят»);
— поощрять шпионство и доносительство;
— содействовать обеднению подданных в расчете на то, что забота о хлебе насущном не оставит им ни сил, ни времени на заговоры.
Мало кто из лидеров признается в том, что он действует именно по этой схеме, однако мало кто из них не действует по ней.
По крайней мере, в политике.
Ведь это о ней, неуемной, сказал в своих мемуарах дважды президент Соединенных Штатов Америки Рональд Рейган: «Политика — это вторая древнейшая профессия, но чем дольше я ею занимался, тем больше она походила для меня на первую».
В войне за лидерский скипетр и «державу» (булаву — в руки, лавровый венок — на чело, златую цепь — на шею, зáмок — в собственность, замóк — на совесть) для достижения победы используется весь арсенал сравнительно честных и не очень способов.
Интриги и инсинуации, заговоры и наговоры, подножки, подсидки и подставки — лишь самые невинные из них.
Саркастичный закон циничного лидерства, о котором практически все если и не знают, то, по крайней мере, догадываются, но все же скромно умалчивают, гласит: «Грязного лидерства не бывает».
По прямой аналогии с известными изречениями знаменитых римлян: сатирика Децима Юния Ювенала («Lucri bonus ést odor éx re quálibet» — «Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил») и императора Веспасиана («Non olet pecunia» — «Деньги не пахнут»).
Вовсю тут пахнет только горько-едким сарказмом — в первом случае, и тошнотворно-гадким цинизмом — во втором.
Соответственно, циниками, называющими и считающими себя прагматиками, лидерство делится не на «грязное» и «чистое», а лишь на легитимное и не легитимное, причем легитимным его зачастую провозглашают сами циники-псевдопрагматики — те, которые своею хитростью и изворотливостью присвоили себе право провозглашать законы.
Те, кто, игнорируя весь сарказм непреложного закона циничного лидерства, стремятся — во что бы то ни стало, любыми способами и какими угодно средствами — добиться лидерских почестей и регалий, и кто не сподобился удостоиться их в легитимизированных сферах, переключаются на сферы иные.
Особо преуспевшим в этом деле впоследствии удается легитимировать ранее не-легитимное.
Как сказал в своем «Бунтующем человеке» лауреат Нобелевской премии Альбер Камю, «мы живем в эпоху мастерского осуществления преступных замыслов, и то, что еще вчера считалось преступлением, сегодня становится законом».
«Бригадиры» бандитских группировок, сливаясь в экстазе взаимовыгодного единения с высоковосседающими чиновниками, не обремененными такими «заморочками», как-то: совесть (по словам Адольфа Гитлера она — не более чем «жидовская выдумка») и стыд, который — по определению Эразма Роттердамского — является страхом честности перед позором, — становятся респектабельными бизнесменами, попадают на глянцевые страницы журнала «Forbs» и начинают активно и инициативно диктовать свои условия-ультиматумы.
Всем.
При господстве такого симбиоза бандитского раскаленного утюга и крокодилье-кожаного чиновничьего портфеля юридические законы принимаются если и не непосредственно этими ушлыми ребятками, и даже не под их прямую диктовку, то, по крайней мере, в их интересах.
В результате таких юриспрудентных процедур декриминализация в государстве и обществе осуществляется не путем избавления от преступных проявлений, что само по себе является делом достаточно длительным, сложным, хлопотным, некомфортным, требующим значительных усилий — в первую очередь — интеллектуальных — и соответствующей воли, а куда более простым и надежным способом: элементарным объявлением не-криминалом того, что еще вчера признавалось именно им.
Как говорится, самый простой и надежный способ достижения мира — закопать топор войны вместе с врагом.
Хороший враг беззастенчивого и настырного лидера, не обремененного никакими интеллигентскими «заморочками» — это, конечно же, мертвый враг.
Если таким врагом является закон, то тем хуже для него.
Он становится обреченным, и дни его сочтены.
Как неустанно декларировал Марк Порций Катон Старший, восходя на трибуну римского сената, «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» — «Карфаген должен быть разрушен».
Если Карфаген законодательных актов, не достаточно подстроенных под определенные интересы, не хочет разрушаться сам, определенные интересы помогают ему разрушиться.
В интересах по сути бывших криминальных авторитетов и подковерных дел мастеров — каких бы почетных званий-названий-титулов-регалий они себе ни наприсваивали, вплоть до «проффессоров» и «элиты нации», — ставших в одночасье лидерами в схватке за собственноручное обладание ресурсами целой страны.
Иными словами: либо ты — вожак стаи, и тогда ты на коне, в ботфортах и со шпорами на них, либо же ты — фрагмент серой, безликой и презираемой вожаками массы, и тогда ты — под седлом и с «вавками» от чужих шпор на своих взмыленных боках.
Как говорится в аристотелевском законе исключенного третьего, «tertium non datur» — третьего не дано.
Казалось бы.
На самом же деле, как и у каждой медали, у звонкой монеты лидерства имеется три стороны — аверс (от лат. аdversus — лицевая), реверс (от лат. reversus) — тыльная, и — гурт (нем. gurt) — ребро.
Лицевая — сверкающая и сияющая, как, — выражаясь языком Василия Шукшина, — «голый зад при Луне».
Тыльная — темная и страшная, подобная лицу сорокалетнего прапорщика, оказавшегося с перепоя на полковóм плацу в безлунную ночь.
Ребро — та узкая поверхность, что связывает собой разноликое в единое.
Когда жизнь ставит человека перед предельно жестким выбором: либо тиранствуй, либо — влачи рабское существование, каждый человек может открыть перед собой третий путь, принцип которого сформулировал для себя, пребывая в Гулаге в малоприятной роли зэка, будущий лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын.
Формулировка этого принципа состоит всего лишь из шести слов, три из которых — трижды повторяющееся «не»: «Не верь, не бойся, не проси».
«Не верь» — лунноликим, улыбающимся тебе во все свои тридцать три оскаленных зуба.
«Не бойся» — черноротых, пугающих своей черноротостью.
«Не проси» — ни у того, ни у другого.
Ни милости, ни пощады.
Бедняга Эрих Фромм, отягощенный проблемой: «Человек — волк или овца?», — заимствованной, по-видимому, у зоологически озабоченного Александра Островского (см. его комедию в пяти действиях под красноречивым названием «Волки и овцы»), — умер, так и не разрешив ее.
Не удивительно.
Ведь кроме волков и овец в этом Мире — поистине неисчерпаемом в многообразии проявлений продуктивной изобретательности того или той, кто или что его создал либо породила, независимо от того, Бог ли, Природа ли — в данном случае существенно не это, — наличествуют в изобилии и другие, не менее близкие к человеку твари.
Например: ослы и козлы; быки и бараны; крысы и свиньи.
Чем они хуже других?
Например, волков и овец?
Ничем.
Как сказал Уинстон Черчилль, собаки смотрят на людей снизу вверх, коты — верху вниз, и только свиньи усматрмвают в человеке равного себе.
Значит, вопрос следовало бы поставить значительно шире, нежели это сделал Эрих Фромм.
То есть, человек: осел или козел?; бык или баран?; крыса или свинья? (при желании этот перечень можно продолжить сообразно Вашей, уважаемый Читатель, зоологической эрудированности и творческой фантазии).
Как сказал когда-то псевдопролетарский поэт Владимир Маяковский, «все мы немножко лошади».
Добавим от себя: и не только.
Мы — все вместе и каждый из нас в отдельности — «немножко» разные животные, и нет смысла их всех перечислять.
В разных жизненных ситуациях, переделках и перипетиях мы — люди — ведем себя по-разному: где-то больше как одно; где-то — как другое.
Животное.
Не всегда — разумное.
Не всегда — человечное.
Иногда — как «нежный и ласковый зверь».
Иногда — как такая зверюга, от одного только сравнения с которой любая из действительно существующих тварей содрогнулась бы в ужасе и отвращении.
В отличие от них всех мы — люди — наделены правом выбора.
Козел обречен быть козлом.
Навсегда.
От первого своего козлиного вздоха и — до последнего.
По крайней мере, в этом Мире, далеком от совершенства, но близком к достоверности его существования.
Достоверность существования иных миров, где обитали бы козлы-трансформеры, лихо превращающиеся в бабочек с «крылышками бяк-бяк-бяк», более чем проблематична.
То же самое можно сказать и о мирах с ослами-перевоплощенцами.
И — с быками — перебежчиками в стан победившего врага.
И — с баранами, меняющими свой откровенно бараний имидж на внешне вполне импозантный.
В соответствии со сложившимися обстоятельствами.
И — со свиньями, в одночасье обретающими атрибуты луи-виттоновской элегантности, изысканности, утонченности и респектабельности.
Создание таких миров-трансформаторов — исключительная прерогатива человеческих особей, озабоченных тем, как бы побольше урвать, сделав вид, что эти руки ничего не брали, и получше пристроиться в обстановке быстро — меняющейся политической конъюнктуры.
На воротах таких миров следовало бы водрузить герб, с изображением хамелеона.
С лицом двуликого Ануса (ой, простите! — Януса!).
Предусмотрительно и оперативно вращающего своими пучеглазыми ликами — туда-сюда, туда-сюда.
Как флюгер.
От: «К лесу передом», — до — наоборот.
В силу сложившихся обстоятельств — не называя и не перечисляя их, а лишь констатируя их действительное наличие по факту — необходимо признать следующее.
Мы, люди, — единственные в этом Мире, кто могут быть любыми животными, включая рыб и земноводных, каковыми каждый из нас уже имел сомнительное удовольствие быть.
По крайней мере, на пренатальной стадии своего онтогенеза: вспомните себя в качестве эмбриона.
Вспомнили?
Более того, в силу тех же, то есть, сложившихся обстоятельств, мы, люди — единственные в Мире живые существа, которым дано и право выбирать — кем и какими нам быть, и обязанность это делать.
Безальтернативным был лишь выбор для ветхозаветного Адама: «Кем быть?».
Естественно, супругом такой же ветхозаветной Евы.
В его ситуации ему не было дано не только «третьего», но — даже «второго», которое на вполне законных основаниях — согласно закону классической Аристотелевой логики — нам всем полагается.
Много воды с тех пор утекло в Реке Времени.
Много сменилось на Земле потомков библейских Адама и Евы.
Сегодня мы — люди — все вместе и каждый из нас по отдельности — имеем выбор.
В каждой конкретной ситуации.
Хочешь и можешь копать — копай!
Не хочешь?
Не можешь?
Не копай!
Можешь рыть яму.
Себе.
Можешь — другому.
Роя яму другому, можешь вырыть ее себе.
Можешь прорывать канаву.
Поперек дороги.
Ни себе, ни людям.
Можешь рыть колодец.
Чтобы воды напиться.
И себе, и людям.
Можешь вырыть арык.
Орошать сады-огороды.
Себе и людям.
Не правда ли, широкий выбор?
А если хочешь, но не можешь?
А если можешь, но не хочешь?
А если не хочешь, не можешь, а надо?
Тогда как?
У Эриха Марии Ремарк’а есть удивительное произведение с еще более удивительным названием: «Zeit zu leben und Zeit zu sterben», — которое в переводе звучит, как «Время жить и время умирать».
Для человека время жить означает — по сути — время выбирать.
«Это сладкое слово «свобода»[именно под таким названием в 1972-м году Витаутасом Жалакявичусом был создан пророческий фильм, съемки которого происходили в Чили как раз накануне государственного переворота, совершенного — в точном соответствии сценарию фильма — под предводительством генерала Аугусто Пиночета 11 сентября (не правда ли, мистический день?) — 1973-го года] таит в себе невыносимые мýки.
Мýки выбора.
Мýки — потому что за сделанный «по своему хотению» выбор приходится самому нести ответственность, а этого ой как не хочется!
Человек на протяжении всей своей жизни обременен проклятьем: делать выбор.
Между тем, что хочется и тем, что тоже хочется, но иным.
Между тем, что хочется, но — «низ-з-я!», — и тем, что можно, но — не хочется.
Между тем, что хочется, и тем, что надо.
Между тем, что надо, и тем, что тоже надо, но — другим.
Выбирать человеку приходится не только между: «Быть или — не быть!», — ведь такой выбор делают для себя не только люди, и не всегда этот выбор в пользу «быть» (достаточно вспомнить, например, массовые самоубийства полярных леммингов или пеструшек, в чьем генетическом коде заложена именно такая, суицидная формула поведения в голодный год), но и — главное: если все-таки: «Быть!», — то: кем и каким?
Принцип: «С волками жить — по-волчьи выть», — не является безальтернативным.
Точно так же, как дилемма: «Кем быть: волком или овцой?», — для человека не является универсальной.
Именно человек — и только он — способен выбрать из всех имеющихся в наличии в качестве возможных вариантов, казалось бы, невозможный.
Не выть, как волк и не блеять, как овца; не рычать, как натасканный на травлю людей эсесовский пес, и не мычать, как ведомая на закланье покорная корова; не хрюкать, как самодовольная свинья и не визжать, как разъяренная макака; не шипеть, как змея, которой наступили на хвост (а у нее все, что не голова, то — хвост) , и не подстраивать окраску своих идей под сложившуюся политическую конъюнктуру, как хамелеон — цвет своей кожи под окружающий его ландшафт.
От всего этого вытья-блеяния-рычания-мычания-хрюканья-визжания-шипения-мимикрирования человек может отказаться.
Если захочет.
Если найдет в себе достаточно силы, мужества и мудрости, чтобы все это отвергнуть.
Категорически.
Бесповоротно.
Как сказал в одном из своих интервью газете «Wall Street Journal» Стив Джобс, «я столь же горд тем, от чего мы отказывались, как и тем, что мы сделали».
Соблазнов всегда и везде — хоть пруд пруди.
И каждый из них — по-своему манящ.
Часто — трудно совместим с другими, не менее манящими.
Как с неизбывной грустью произнес один из персонажей фильма «Раба любви», «кушать хочется, худеть хочется — все хочется!».
Хочется многого.
Спокойствия хочется, чтобы никто тебя никуда не дергал, и — востребованности — чтобы звали и приглашали.
Почета хочется и… искренности.
Признания заслуг.
Достойной оценки.
То есть — по достоинствам.
Как действительным, так и мнимым, то есть таким, каковые нам самим у нас самих мнятся.
И — чтобы хвалили.
Даже если хвалить-то особенно и не за что.
Чего греха-то таить? — ведь и восторга хочется, и восхищения.
Славы хочется.
Такой, чтобы лик (и не только) свой успеть увидеть «одетым» в «гранит и бронзу», а мощь свою услышать воспетой в одах и кантатах.
Для всего вышеперечисленного роль Лидера — Вождя нации, Отца всех народов, Большого друга детей (писателей и поэтов, певцов и композиторов, рабочих и колхозниц) подходит в самый раз.
В этой роли можно позволить себе даже быть скромным, бормоча, стыдливо потупив взор, что-то вроде того, что: «Не надо оваций. Что вы в самом-то деле. Прекратите сейчас же! Мне это неприятно».
На самом-то деле — приятно!
Еще и как!
Приятно чувствовать себя сильным, как бенгальский тигр, могущественным, как британский лев викторианской эпохи, презрительно глядящим и гáдящим на всех свысока, как геральдический белоголовый орлан времен «Gulf War — II» на некоем гербе.
Однако подлинно заслуженная гордость человека-лидера определяется исключительно тем, в чем он достигает лидерских позиций отнюдь не как животное, пусть даже самое величественное и великолепное.
Сила без разума — вандализм.
Могущество без справедливости — злодейство.
Величественность без мудрости — тщеславие.
Лидер, уподобившийся животному, гаже и опаснее любого зверя.
Подобающее животному — не подобающе человеку.
Лидеру — в первую очередь.
Ведь он — весь на виду.
Это только павлиний лидер может позволить себе компенсировать роскошью и великолепием своего хвоста ущербность и убожество своих по сути куриных мозгов.
Человеческому же лидеру сие не пристало.
Обсме'ют и засме'ют: посмéют.
Если и не сразу, так с некоторым интервалом во времени, когда какой-нибудь, не обремененный никакими комплексами сопленосый мальчишка, покажет пальцем на надувшего щеки в своем индюшином самолюбовании претендента на звание Лидера нации, и, смеясь, произнесет истину, глаголимую «младенцем»: «А индюк-то — безмозглый!».
Хочется этого человеческому — не-павлинье-индюшиному — претенденту на лидерство?
Однозначно: нет, не хочется.
А чего же ему хочется?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лидерство: проклятье или панацея? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других