В своей книге автор раскрывает сущность философии как науки, аргументирует потребность общества в философии. Книга является критическим ответом А. Никифорову на его книгу «Природа философии: Основы философии».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реальная действительность. Зачем человечеству философия? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Индивидуальная форма мировоззрения
Как известно, каждый человек имеет свое индивидуальное представление о мире, в котором он существует, т.е. каждый человек имеет свое индивидуальное мировоззрение. Этот факт никто не будет отрицать, ибо это достоверный факт, не требующих доказательств.
Человеческий индивид, воспринимая действительность в своем бытии, формирует свои представления о действительности как о едином целостном образовании, т.е. формирует свое мировоззрение. Эти представления о мире формируются благодаря сознательному осмыслению знаний человеческого индивида об окружающей действительности. Мировоззрение, которым обладает человеческий индивид, есть форма индивидуального мировоззрения.
Об этом пишет Никифоров А.: «У каждого из нас есть какое-то мировоззрение — без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют «стихийным» или «обыденным» — потому что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это — ядро нашего здравого смысла».17
По моему мнению, эту форму мировоззрения лучше определять как «индивидуальную форму мировоззрения», ибо мировоззрение человеческого индивида принадлежит только данному индивиду. Формируется индивидуальное мировоззрение не стихийно, т.е. «само по себе», как пишет Никифоров А., а из знаний о действительности, накопленных и сохраненных человечеством, которые передаются человеческим индивидам от поколения к поколению в процессе существования человеческого общества.
Если бы каждый человеческий индивид формировал свое мировоззрение стихийно, т.е. только из тех знаний о действительности, которые он получил самостоятельно в процессе своего существования, то он никогда не познал бы, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; что материальные тела состоят из атомов; что деньги есть всеобщий эквивалент товарного обмена и т.д. Эти знания человеческий индивид получает от человеческого общества, которое в процессе своего существования изучало и познавало действительность при помощи науки, сохраняя эти знания и передавая эти знания индивидам из поколения в поколение.
Современные объективные знания о действительности, лежащие в основе индивидуального мировоззрения, имеет каждый человек. Так, каждый современный человек знает, что мир образован материей, что Земля имеет форму шара, что Земля вращается вокруг Солнца, что существует Солнечная система, что природа состоит из элементов таблицы Менделеева и их соединений, что существует генетика, которая передает наследственные признаки живым организмам.
Однако если спросить каждого человека, что представляет собой действительный мир, то каждый человек представит свою версию, свое представление о действительном мире. И хотя эти представления каждого человека о действительности будут различаться, основой этих представлений будут объективные знания о существующем мире, добытые наукой и сохраненные обществом, которые переданы человеческим индивидам в процессе их образования.
Откуда индивид берет эти знания? Ведь человеческий индивид не способен сформировать свои представления о современном мире, т.е. свое мировоззрение, из того нагромождения научных знаний о действительности, которые добыла наука, ибо человек не способен охватить и усвоить все научные открытия и тем более собрать все научные факты в единую целостную картину мира. Да и образование различных людей, что формирует мировоззрение индивида, весьма различное.
Базовые основы индивидуального мировоззрения, дающие объективные представления об устройстве и единстве действительного мира, человеческий индивид получает из знаний, которые собраны и сохранены обществом, в процессе своего существования, ибо человеческий индивид не способен в одиночку проделать ту огромную научно-исследовательскую работу по познанию действительности, которую проделало человечество за время своего существования. Знания, собранные и сохраненные обществом, имеют статус общественных знаний, ибо ими владеет все общество, ибо они сохраняются обществом и передаются от поколения к поколению. Эти общественные знания имеют официальный характер, в силу того что государства включили их в образовательную систему, и они становились доступными всем индивидам общества в процессе получения образования.
Знания о действительности как едином целостном образовании, полученные наукой и сохраненные обществом, общество передает индивидам последующего поколения. Эти знания формируют в обществе общественно-официальную форму мировоззрения, которая является объективной основой индивидуального мировоззрения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реальная действительность. Зачем человечеству философия? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других