«Театр неподвижности, театр плоскости, театр барельефа, театр актера, театр режиссера… Куда мы идем? Зачем мы идем? Развивается ли театр, упадок ли театра? И еще тысячи вопросов, из-за которых ломают себе головы наши знаменитые критики. Слушая все это, я захотел прочесть по примеру многих лекцию об эволюции театра, но, не обладая даром красноречия, я решил вместо слов доказать на деле, куда театр идет, как далеко он шагнул за столетие, как от грубых, примитивных и неясных форм мы перешли к изображению тончайших переживаний души, к нежнейшим символам, полным ясности и глубины мысли…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эволюция театра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Картина I. Перепутанная невеста
Марья Андреевна и Дарья Андреевна сидят за столом и раскладывают пасьянс. Одеты одинаково.
Марья Андреевна. Ах, опять вышел трефовый король… Это непременно Обезьянкин…
Дарья Андреевна. И вовсе не Обезьянкин, а Картинкин…
Марья Андреевна. И вот и не Картинкин… Картинкин блондин…
Дарья Андреевна. А я говорю — Картинкин…
Марья Андреевна. Картинкин — бубновый туз…
Дарья Андреевна. Ах, что ты говоришь… Бубновый туз — это каторжник. Не дай бог бубнового туза…
Марья Андреевна. Ты еще девчонка, ничего не понимаешь. Когда я выходила замуж…
Дарья Андреевна (перебивает). Тебе все снилась клюква… Красная мороженая клюква… И стала ты мадам Клюквой. (Хохочет.)
Марья Андреевна. Зато не сижу в девках, как ты…
Дарья Андреевна (не слушая). Ах, замирает сердце… Опять трефовый король… и шестерка червей…. Картинкин и дорога… Непременно выйду за него замуж…
Входит Клюква в халате. Толст. Тип Собакевича.
Клюква. И за кого, матушка, изволишь выходить замуж?
Дарья Андреевна (сконфузившись). Это я так…
Клюква (садится на диван). Сплю это я, а вижу во сне, будто подвывает меня к себе его превосходительство и подносит орден Андрея Первозванного, а у самого его превосходительства, на анненской ленте, висит калач. Презабавная конфузия…
Дарья Андреевна (раскладывает пасьянс). В третий раз трефовый король… Ах-ах, ах-ах…
Клюква (хлопая себя по лбу). Да, я и забыл совсем… Сегодня к нам придет мой бывший сослуживец — Перебейнос. И, собственно, не столько ко мне, сколько к тебе, мать моя.
Дарья Андреевна (сконфуженно). Ко мне?
Клюква. Что глаза выпучила? Девка на выданье, когда же женихам и ходить, как не теперь. Отца у тебя нет, должен же я о тебе заботиться. Мы уж с ним обо всем сговорились.
Дарья Андреевна. Ах, сестрица…
Клюква. Хороший человек: пьет умеренно, служит усердно; одна беда — рассеян малость и близорук. Но это от молодости и неопытности. Со временем пройдет.
Дарья Андреевна. А он брюнет?
Клюква. Как тебе сказать… Желтовато-рыжевато-коричневый…
Марья Андреевна. Вот и поздравляю…
Клюква. Пойди-ка ты, мать моя, да приготовь закусить. Надо встретить жениха с почетом.
Марья Андреевна. А он высокий?
Дарья Андреевна. Стройный?
Марья Андреевна. С бородой?
Дарья Андреевна. Трефовый король…
Обе пристают к Клюкве.
Клюква (отбиваясь). Что ты егозишь, мать моя. Не ты замуж выходишь…
Дарья Андреевна. А как фамилия?..
Клюква. Я сказал — Перебейнос.
Дарья Андреевна. Какая странная фамилия…
Клюква. И, мать моя… Не в фамилии дело. С человеком жить будешь, а не с фамилией. Иногда такие фамилии попадаются, что как услышишь, точно рыбной костью подавишься. Оно правда, нос у него как будто малость подгулял… Говорит, наследственное. Ну, да на всякий изъян не насмотришься. Вот и у меня фамилия Клюква. А почему Клюква — совершенно неизвестно. А то был у нас на службе чиновник Кисель. Так нас его превосходительство так и звали: «А подать сюда клюквенного киселя». (Оглушительно хохочет.)
Марья Андреевна. Пойти приготовиться.
Клюква. И я пойду, закуску посмотрю.
Оба уходят.
Дарья Андреевна (одна). Жених… Как бьется сердце… Мадам Перебейнос… Какая, однако, странная фамилия.
За сценой звонок.
Ах, боже мой, вот и он… Скорей бежать… (Вертится по сцене.)
За дверями грохот, потом дверь с треском распахивается, и, чуть не падая, задев за порог, влетает Перебейнос. На нем желтый фрак. Волосы неопределенного цвета. Большой, ярко-красный нос.
Перебейнос. Задел за порог, и на носу нашлепка. Проклятая близорукость. Э-э-э, да тут кто-то есть… Ну-с, спросим… Э-э-э, сударыня, имею честь запросить вас, дома ли находится Повсекакий Аристархович?
Дарья Андреевна. Дома-с… Мне, право, так стыдно… (Закрывает лицо.)
Перебейнос (в сторону). Хоть убей, ничего не вижу… Не то женщина, не то свиное рыло. (Дарье Андреевне.) А с кем, позволительно да будет спросить мне, имею честь изъясняться?
Дарья Андреевна. Я свояченица Повсекакия Аристарховича. Мне, право, стыдно…
Перебейнос. Она. Невеста. Теперь и я вижу, что это женщина… Надо ее приступом… (Ей.) Сударыня, я несказанно счастлив познакомиться с таким прелестным созданием…
Дарья Андреевна. Ах, мой бог… Мне, право, стыдно… Садитесь, пожалуйста…
Перебейнос (садится рядом с ней, она отодвигается, он придвигается. Сидит совсем на краю. В сторону.) Надо начать разговор. (Ей.) Не правда ли, летом бывает очень жарко.
Дарья Андреевна. Да… то есть нет, то есть да…
Перебейнос. А зимой, наоборот, бывает холодно…
Дарья Андреевна. Да…
Перебейнос. Я думаю, зимой потому бывает холодно, что много льду…
Дарья Андреевна (в сторону).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эволюция театра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других