Данная книга будет интересна тем, кто всерьез интересуется революционными событиями, происходящими на Донбассе, в Новороссии, в Донецкой и Луганской народных республиках в 2014—2016 годах. Вот для такого читателя и написана эта книга, собраны документы и материалы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Донецкая революция. Статьи и документы 2014—2016 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ:
Статьи, аналитические материалы и выступления
Доклад на Круглом столе
«Год после выборов: итоги госстроительства в ДНР и ЛНР»
1 ноября 2015 года
Уважаемые товарищи, дамы, господа, представители прессы. Ровно год назад в народных республиках Новороссии прошли первые всеобщие выборы после которых был сформирован второй состав депутатского корпуса республик, Народные советы второго созыва, и выбраны главы республик, которые затем сформировали исполнительную ветвь власти — Правительства народных республик.
Наш разговор должен подвести некоторые итоги первого этапа суверенного государственного строительства республик Новороссии, включая и всю проблематику отношений новых республик с Москвой и Киевом, без понимания сути которых невозможно понять, что же за государственные образования появились на наших глазах и при нашем участии, и в каком состоянии находятся эти новые государства.
Позволю себе от лица организаторов сказать небольшое вступительное слово, где заострить внимание на ключевых проблемах государственного строительства в новых республиках.
Во первых, и прежде всего мы обязаны найти ответы на главные, основные, наиболее существенные вопросы относительно сути новых государств.
Главные вопросы
Первое: — Какие задачи ставила народная революция 2014 года, «русская весна», которая привела к свержению старой украинской государственной власти, и выполнены ли эти задачи. Закончена ли эта революция, и если да — то каким итогом она закончена? Победой или поражением? Или более сложным сочетанием обстоятельств?
Второе: — Кто является источником власти в новых государствах. В более простой форме — являются ли республики «народными» и суверенными, как указано в учредительных документах от 7 апреля 2014 года. И вообще, республики ли это, или это протекторат, колония, подмандатная территория, и так далее. Какова форма этого государства, и характер существующей политической власти.
Третья: — Каково положение новых государств и формирующейся новой донецкой «политической нации» в существующей системе международного права, каковы их права, и как, в какой форме они могут заявить их России и миру и предъявить к исполнению.
Четвёртое: — Каковы основные силы, которые стоят за важнейшими событиями в республиках? Кто там за ширмой дергает за ниточки?
Пятое: — Как итоги референдума 11 мая, провозгласившего полный государственный суверенитет республик соотносятся с «минским процессом». Как суверенные ДНР и ЛНР сосуществует в одном маленьком государственном теле с «отдельными районами Донецкой (Луганской) области Украины» одновременно — с ОРДОУ и ОРЛОУ? И к чему это в итоге приведёт республики?
Вот такие непростые вопросы. Но не зная ответа на них невозможно оценить то, что происходит в республиках, и вокруг них.
Необходимо также понять, в каких временных рамках развивается процесс донецкого народного восстания и создания государственности Новороссии. Когда эти все события только начинались, в апреле-мае 2014 года, мне неоднократно задавали вопрос о том, насколько долго всё это продлится. И преобладающим ожиданием людей тогда было предположение, что все события займут несколько недель, возможно, пару месяцев. Большинство людей были дезориентированы скоростью развития событий в Крыму, приходилось их разочаровывать. Я отвечал уже тогда вполне уверенно: «Два года горячая военная фаза, и затем двадцать лет холодной войны». Сегодня оценки в отношении длительности военной фазы конфликта уже никого не удивляют, как они удивляли почти всех полтора года назад, однако по отношению к длительности политической фазы конфликта по-прежнему существуют заблуждения, подогреваемые российской официальной пропагандой.
Мы подводим сегодня год работы новых правительств Народных республик. Целый год, или всего год? Очевидно, что расчёт на то, что до конца года или к началу следующего, как велит Минский процесс, политическая часть конфликта будут исчерпана — совершенно наивны. По большому счёту, в настоящее время не исчерпана ещё и военная часть конфликта, и нового обострения на фронте можно ожидать в любой момент. Что же касается временных рамок политического урегулирования, то надо понимать, что политический процесс займёт не несколько месяцев, как указано в документах Минска, а несколько десятков лет.
Только очень большие политически потрясения вроде войны Украины с Россией за Крым, или общеевропейской войны с участием крупных держав — могут, по итогам этой войны как-то ускорить этот процесс. В противном случае нас ожидают десятилетия политического противостояния на причерноморском театре военных действий, причем ареал этого противостояния, будут существенно шире самого Донбасса и исторической территории Новороссии.
Итак, первый год из чреды десятков лет предстоящего развития — вот временные рамки, в которых, необходимо оценивать и итоги проделанной работы, и выстраивать «горизонты государственного планирования» для Новороссии.
Теперь посмотрим на источники власти и политическую формулу ДНР и ЛНР. Следует констатировать, что на данном этапе своего развития они не являются ни суверенными государствами, ни народными республиками. Напомню, что правовые основания суверенитета и республиканской формы правления были заложенные в случае ДНР в учредительных документах от 7 апреля 2014 года. Напомню их:
Принципы донецкой государственности
1) Донецкая республика провозглашена как суверенное государство.
2) Единственным источником власти в республике является народ.
3) Единственным органом уполномоченным говорить от имени народа является Верховный Совет.
4) Республика провозглашена в полных границах бывшей Донецкой области Украины.
5) Территория Донецкой Народной Республики является неделимой и неприкосновенной. Территория республики не может быть изменена без согласия её граждан.
6) Наиболее важные государственные вопросы, связанные с взаимоотношениями с другими государствами, выносятся на всенародное обсуждение или референдум.
7) Республика строит свои отношения с другими государствами на основе международного права.
(здесь мы пока опустим сформулированный тогда же пакет главных социальных принципов лежащих в основе нового государства, который требует совершенно отдельного разговора)
Напомню, что вопрос на референдуме 11 мая 2014 года был сформулирован как одобрение учредительных документов ДНР, именно этих принципов, и получил одобрение около 90% участвующих в голосовании. Эти принципы, одобренные всенародным референдумом, и лежат в основе конституционного и государственного строя ДНР, как суверенного государства.
Если пройтись по этим принципам, то мы увидим, что на данном этапе государственного строительства по факту ни один их них не реализован.
Можно констатировать, что Донецкая народная республика (а равно и Луганская) на данном этапе своего существования НЕ состоялись как суверенное государство.
Фактически они не являются и республикой, а имеет иную форму правления — военную диктатуру, с элементами имитации парламентаризма.
Сказав это я не стал бы затем заламывать руки и патетически требовать суда над кем либо. Граждане согласились бы и на диктатуру. У нас вся история — хунта, диктатура, война, и снова диктатура — с перерывом на Брежнева. Хунтой нас не напугать, русский народ и с хунтами может быть в прекрасных взаимоотношениях. Вопрос в том — а зачем. Вопрос в целях. Если военная диктатура — это быстрый путь домой в Россию, «крымский вариант» и статус полноправного гражданина России — да. Большинство людей поддержит такую диктатуру с восторгом. Если же это мучительный путь в непонятный статус «отдельных районов отдельной области Украины» — с перспективой расправы над всеми кто делал народную революцию — то кто и когда спросил народ, согласен ли он? Я утверждаю, зная настроения тысяч людей, что народ против. И этот голос народа Донбасса должен быть услышан в Москве.
Почему именно в Москве, и почему критически важно, чтоб голос народа был слышен именно в Москве.
Если смотреть на вещи объективно, ДНР и ЛНР на данном этапе своего государственного развития сочетают в себе черты протектората, колонии и подмандатной территории Российской Федерации.
Данный тезис не является ни упрёком, ни обвинением, а лишь констатаций объективно существующей реальности которая сложилась в итоге первого года государственного строительства. Причем существование таких несамостоятельных государственных образований (кроме разумеется колоний старого образца, права граждан в которых ущемлены по сравнению с метрополией) совершено не противоречит международному праву. Так Устав ООН содержит целую главу, главу 11, которая определяет принципы, на которых метрополии обязаны строить отношения с «несамоуправляемыми территориями».
Кстати, положения этой главы 11 Устава ООН неплохо бы изучить руководству республик, поскольку сейчас это единственный способ построить отношения с Россией не на основе закулисных тёрок в кабинетах АП на Старой Площади, не имеющих под собой правой основы, (ни в международном праве ни в законодательстве России), а на твёрдой основе международного права, которое гарантирует таким территориям, их администрациям и их гражданам определенные права, которые великие державы, метрополии, обязаны соблюдать.
Так, в частности, данная глава предписывает, что: «интересы населения этих территорий являются первостепенными, и, как священный долг (государства) принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий… и с этой целью обеспечивать справедливо обращение с ними и защиту их от злоупотреблений».
И вообще, там много интересного и поучительного, читайте.
Также я хотел бы напомнить, что в Уставе ООН, глава 12, введено понятие «Управляющая власть», под которой понимается одно или несколько государств, взявших опеку над не полностью самостоятельными территориями и государствами. Причем, согласно Уставу ООН, это может быть решение самих этих государств (а не ООН). Так, совершенно очевидно, что под опекой Россию взятой добровольно, находится, к примеру, Южная Осетия.
Ещё раз подчеркну, что всё это «само по себе», само наличие управляемых и подмандатных территорий — не противоречит международному праву.
Однако есть другая проблема. По существу, открытый колониальный или подмандатный статус ДНР и ЛНР был бы для них громадным прогрессом, по сравнению с нынешней ситуацией, когда такой статус существует, но скрытно. Одна из особенностей открытого колониального статуса в том, что метрополия берет под свою прямую защиту заселение колонии, включая защиту от внешнего нападения. В данный момент Россия фактически пользуется правами метрополии по управлению своими колониями в Причерноморье, но при этом не несет ответственность за безопасность жителей этой колонии. Мне трудно иначе оценить это позицию как подлую.
Есть и ещё одна проблема. Жители этих подопечных территорий не только лишены безопасности — они одновременно существенным образом поражены в правах по сравнению с гражданами Российской Федерации. Никогда раньше в истории России она не управляла подопечными территориями таким варварским и подлым колониальным способом, так, как Россия управляет ДНР и ЛНР. По существу Россией возрождены осужденные политические практики девятнадцатого века, когда колонии существовали как территории политический пораженные в правах по сравнению с метрополией, а их граждане были гражданами второго сорта.
Россия исторически всегда колонизировала территории предоставляя их гражданам или равные, или даже бОльшие права по сравнению с метрополией. Это был принцип, сохранённый и в рамках Советского Союза. Сейчас мы наблюдаем рождение нового принципа — в рамках которого миллионы людей понижаются в гражданских правах, подвергаются унижениям, экономической дискриминации, и даже экономической блокаде. Когда можно установив в республиках вместо народной власти военную диктатуру затем делать вид что метрополия не несет ответственность за кровь, преступления, и нарушения прав человека.
Подчеркну, что происходит это впервые в истории России, и это омерзительно.
Нарушения прав человека в отношении граждан ДНР и ЛНР
Результатом сочетанных действий России, Украины, и республик Новороссии стало появление в центре Европы четырех миллионов человек, лишенных основополагающих прав человека и важнейших социальных прав.
Напомню, что никакое признание или непризнание государств, согласно международному праву не дает оснований нарушать неотъемлемые права человека, лишать граждан основополагающих прав, или понижать статус граждан, проживающих на соответствующих проблемных территориях. Более того, существуют добровольно принятые всеми странами цивилизованного мира обязательства уважать эти права и защищать их.
В целом, существуют три главных документа ООН которые определяют, каковы объёмы этих прав, и каким должны быть действия государств и международного сообщества по защите этих прав. ЭТО:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Конвенция ООН о гражданских и политических правах (1966 г.)
Конвенция ООН о экономических, социальных и культурных правах (1966)
К сожалению, надо констатировать, что на данный момент и Россия, и международное сообщество в целом, грубейшим образом попирают законные права граждан проживающих на территориях ДНР и ЛНР, и выходцев с этих территорий по территориальному признаку, по признаку места проживания. Со стороны Украины также дополнительно к этому, очевидным образом просматривается дискриминация граждан по принципу их политических убеждений.
При этому удивительно, что Всеобщая декларация прав человека (1948) как бы предвидела донецкую ситуации. И там специально и подробно расписаны фактические права граждан ДНР и ЛНР. Цитирую:
«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией… не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете»
Вот это важнейшее положение Статьи 2 Всеобщей декларации прав человека постоянно упускают из виду те, кто готовит и принимает решения по Донбассу. Это относится и к России, и к Украине, и, разумеется, к властям ДНР и ЛНР.
О конкретных претензиях можно говорить не менее часа. Я же ограничусь лишь отдельными примерами. Так, конкретные претензии к нарушению основных принципов Всеобщий декларации касаются, к примеру статей 4 и 5
Статья 4 «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии» — чему противоречит практика «подвалов» и несудебных арестов в республиках, не встречающая никакого осуждения со стороны Российской Федерации. Я уверенно могу сказать что о многих таких несудебных арестах проинформированы российские специальные структуры, которые, обладая там серьёзным силовым ресурсом не принимают никаких мер к защите не только интересов и прав граждан ДНР ЛНР, но и к защите нарушенных прав граждан самой Российской Федерации.
Что же касается позиции Министерства иностранных дел России, то имеется совершено официальный документ МИД РФ, в котором внешнеполитическое ведомство отказывается защищать граждан России находящихся на территории Новороссии. Я не буду называть руководителей нашего МИД-а нехорошим словами, но, простите, это типичный каминг-аут. Они сказали: да, мы ** ** ** **.
Не могу расценивать это иначе, как грубое попрание норм национального и международного права, относящихся к защите прав человека со стороны Российской Федерации.
Статья 5 «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию» — проблема пыток, как прямых, насильственных, так и пыток условиями содержания, стоит очень остро, и ей не занимается никто. А те кого пытали, опасаются подавать заявления на работников силовых структур, опасаясь смерти. И это не беспочвенные опасения.
Что же касается классических правозащитных организаций работающих внутри самих ДНР и ЛНР, то они, как объясняли мне их активисты, публично могут лишь возмущаться нарушениями прав человека на Украине, но не могут открыто и публично защищать права человека в своих странах, так как их деятельность будет немедленно пресечена.
Нарушено в отношении выходцев из Новороссии и базовое право человека — право на убежище. Статья 13 и 14 Всеобщей декларации прав человека гласит, что: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.» «Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».
Украина просто пренебрегает этими правами, но виновата не только Украина. В ДНР и ЛНР постоянно обостряется паспортная проблема. К лицам, которые утратили свои документы в результате войны (а их много, по моим оценкам, это несколько процентов населения) ежедневно добавляются лица, срок действия документов которых истёк. А также те, кто не может выехать на Украину, так как будет там арестован по политическим мотивам. Я хочу обратить внимание всех, что если в семье лишь у одного члена просрочены документы или есть иные проблемы с бумагами — невыездной по факту становиться вся семья. Или мать бросит своего ребенка, которому по возрасту уже нужен паспорт, а паспорта нет? Поэтому проблема стоит гораздо острей, чем если её просто оценить в процентах от всего населения.
При этом Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство…Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
Надо ли говорить, что для граждан ДНР, ЛНР и Новороссии это право не работает.
Совместными сочетанными действиями России и Украины в отношении граждан ДНР и ЛНР фактически нарушается Статья 12 Конвенции ООН о гражданских и политических правах «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» нарушается право на гражданство и право на убежище.
Не лучше дело обстоит и с базовыми политическими правами. Так, закон ДНР о митингах и демонстрациях грубейшим образом нарушает Статью 20 Всеобщей декларации прав человека (Статья 20 «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций», ) прямо и директивно запрещая такие собрания и ассоциации на неопределенный строк.
Такое пренебрежение базовыми правами человека в XXI века нетерпимо, и власти ДНР должны получить решительное международное осуждение, в том числе и со стороны России, за данные факты нарушения прав человека.
Я всегда настаивал на том, что необходимо разделять государственную политику и «эксцесс исполнителя». В данном случае это не эксцесс, и разночтений быть не должно: государственная политика ДНР и ЛНР в части ограничивающей неотъемлемые и базовые права человека, гарантированные международным правом должна встретить всеобщее и единодушное осуждение.
Другая общая претензия в нарушении основополагающих прав граждан Новороссии состоит в том. что в отношении ДНР, ЛНР и Новороссии как минимум грубо нарушается Статья 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, а именно:
«Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право»
Вопрос к Москве, уважает ли она право на самоопределение Новороссии и итоги референдума в ДНР и ЛНР разумеется, риторический.
При этом есть и ещё один, более легкий путь чем добросовестное выполнение своих обязательств как ответственной «управляющей власти» — это капитуляция России перед Западом, и вслед за ней — полная капитуляция Новороссии, пусть и по частям, перед Киевом. По большому счёту, первый шаг к капитуляции уже сделан в Минске, год назад.
Задача полного уничтожения ДЛНР политическими методами не является для Киева невыполнимой. Уже реализована первая фаза — это фактический отказ от итогов референдума от 11 мая, «заочное» признание суверенитета Киева над восставшими территориями, его право издавать имеющие юридическое значение документы, определяющие судьбу этих территорий и права их граждан (поправки в Конституцию, закон об особом статусе, и так далее). То, что процесс не зашел гораздо дальше — произошло лишь в силу того, что для уничтожения Республик как основные полтора года назад были выбраны методы военные, которые, в силу сложившихся обстоятельств, не привели и не могли привести Киев к искомой цели. Тем не менее, эта цель достижима.
Особую опасность при этом представляет сформированная в республиках сверх-централизованная система власти. Если централизованный Советский Союз, несопоставимо более мощный чем Новороссия, мог быть успешно разрушен политическими методами и игре на внутренних противоречиях, то ещё в большей степени от этого не застрахованы Республики — которые, напомню, год назад признали себя частью «украинского политического пространства». Подобные системы крайне чувствительны к сговору части элит с военным противником.
Этот сценарий, который должен растоптать волю народа Новороссии окончательно уничтожить новые государства, вне всякого сомнения, имеет своих влиятельных сторонников и в Киеве, и в Москве.
Одни из главных способов сопротивления этому сценарию — ускоренное объединение республик в Новороссию, что сделает их неудобным объектом для запихивания назад в Украину. По всей видимости, именно на этом основании все объединительные процессы в республиках находятся под особым контролем спецслужб и тщательно пресекаются.
Заканчивая, хочу напомнить важнейшее положение Всеобщей декларации прав человека, принятой на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 года, согласно которой права человека охранялись властью закона не только в целях блага самого этого человека, но и в целях обеспечения того, «чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».
Народ Донбасса вынужден был восстать простив наступления киевского фашизма, против тирании и угнетения, и остановил его наступление, путь на временных и плохих границах, но остановил. Теперь новым государствам пора подумать о целях блага самого этого человека, с тем, чтобы народу Донбасса когда либо вновь не пришлось прибегать к последнему средству восстановления своих попранных прав — восстанию.
.
*
**
***
Донецкая ветка дискуссии
«Год после выборов: итоги госстроительства в ДНР и ЛНР»
Одновременно с круглым столом в Москве: «Год после выборов: итоги госстроительства в ДНР и ЛНР» состоялась ветка Круглого стола в Донецке. В дискуссии приняли участие Роман Манекин (модератор), Сергей Барышников, Олег Клименко. Представляем вам некоторые отрывки этого интересного разговора:
ОК:… Люди предоставлены сами себе и сейчас каждый выживает в меру своих возможностей. Какого либо механизма влияния народа ДНР на власть за год не появилось. Выборы которые прошли в ноябре 2014 года носили декоративный характер, и с тех пор в республике не появилось ни общественных организаций, ни партий. Люди затаились.
СБ: Вопрос в том, решает ли власть общие задачи, или задачи клановых интересов. Народу неизвестны цели и замыслы власти. Кто и какие задачи ставит на перспективу? Какими способами они будут решаться? Это всё зависает в воздухе.
Совершенно свершившейся факт — это разрыв между клановой политической системой, которая сформировалась в ДНР, и основной частью населения. Этот разрыв колоссален. Он осязаем, его можно видеть невооруженным глазом…
Населению приходится выживать. Цену у нас теперь московские, а зарплаты большинства населения даже не украинские, а ниже, чем на Украине. Особенно это заметно тем гражданам. которые постоянно выезжают на Украину. И вот это всё сжимает пружину будущего политического противостояния. Не исключен и открытый конфликт. Тем более, что нынешняя власть относится к интересам народа примерно так же как прошлая украинская в лице Партии регионов. «Поменяли шило на мыло, за что боролись» — говорит народ. Люди не знают, что будут завтра.
Изначально декларировалась задача борьбы с олигархатом. Это был один из главных постулатов народного движения, Но по большому счёту, олигархи используя своих ставленников и не уходили с Донбасса все эти полтора года.
РМ: А что на Украине?
СБ — А на Украине тоже самое. Олигархические кланы как делили Украину как свою вотчину, так они и остались, на своих землях, на своих территориях и кормятся. Позитивного контраста который мог бы вывести ДНР вперёд в сравнении с Украиной, контраста в сторону народовластия так и не случилось. Вот это упущенный шанс. Или кем-то сознательно отрежисированный.
РМ: У нас ситуация, увы, во многом хуже чем на Украине, у нас разрушены (основные хозяйственные) связи. Мы живем во многом «с божьей помощью»..
СБ: Объективно получилось так, что мы превратились, вольно или невольно в площадку для экспериментов. Но раз уж так случилось, надо сделать так, чтобы эти эксперименты были в пользу людей, хотя бы потихоньку, шаг за шагом улучшалась ситуация, чтобы мы смотрелись позитивно по сравнению с Украиной. Хотелось бы, чтобы эта площадка, ДНР и ЛНР были образцово-показательными, площадкой будущего роста.
К сожалению, те люди, которые сюда к нам поставлены «кем-то» — с ними бесполезно это обсуждать. они, в отрыве от народа даже при наличии доброй воли не способны ничего реализовать. А думать о себе, и стараться подольше задержаться у корыта — это мы проходили. Таким людям не место в Народной республике.
ОК: Мы по-прежнему висим на крючке зависимости от Украины, которая сегодня может разрешить, а завтра откажет, и от России, которая может помогать, но может и не помогать, и завтра в силу каких-то причин не сможет нам оказывать помощь. В экономике тогда случится коллапс. Мне кажется нам надо больше опираться на свои собственный силы, и делать это надо было с самого начала
СБ: Но и Украину нам бросать никак нельзя. Это и исторически и фактически часть русской территории, часть русского мира. Многие русские там начали перестраиваться и приспосабливаться и чувствовать сейчас себя какими-то отдельными от России «украинцами». Но это не так. Не думаю что их историческая память обнулена. Это не случилась даже с поколение 20-летних. И надо работать с ними, показывать им реальность нашей жизни, которая нашими общими усилиями должна быть лучше, позитивней.
В свое время Москва отпустили Киев с миром: живите независимо. Но вот нас таким же образом Киев отпустить не согласился. Киев вместо мира спустил на нас своих собак, Киев навязал нам войну и блокаду.
В Киеве пришли к власти политический бандиты. Они даже не пытаются проводить реформы в интересах людей. Последние местные выборы продемонстрировали постепенный де-факто распад Украины на вотчины. Скоро у них появятся внутренние таможенные границы скажем, между Саакашвили и Коломойским.
И с такой Украиной — строить что-то общее невозможно.
.
*
**
***
Экономика Новороссии: «От антикризисных мер к устойчивому экономическому росту»
(Доклад. Октябрь-ноябрь 2014 года)
(Данный доклад представляет собой часть коллективной работы над документом по дальнейшей судьбе Новороссии и её экономики в ситуации «сразу после Минска» составленном по просьбе российских органов власти в октябре-ноябре 2014 года и в это же время переданным на уровень АП РФ. Некоторые поднятые в докладе вопросы затем нашли свое решение именно в предложенном в Докладе ключе. Другие вопросы не решены до сих пор. Тем кто специально не интересуется бюджетной проблематикой лучше пропустить разделы о межбюджетных отношениях, как слишком специальные темы — ББ)
Преамбула
Формирования экономической и финансовой системы Новороссии происходит в исключительно трудных условиях, сложившейся в регионе сочетанной гуманитарной и экономической катастрофы, отсутствия собственных валютных резервов и национальной валюты, краха банковской системы, фактическим отсутствием сбережений у населения, и скудностью других источников национального благосостояния. Эту экономическую и гуманитарную ситуация усугубляет непризнанный статус государства Новороссия, что ставит значительные, а иногда и непреодолимые препятствия для решения вопросов выхода из экономического кризиса. Непризнанному государству невозможно использовать обычные методы работы на мировых финансовых и товарных рынках, и рынках заёмного капитала, доступным всем иным признанным, или даже частично признанным государствам.
Число лиц, остро нуждающимися в помощи, не имеющих работы, накоплений или источников дохода в Новороссии можно оценить приблизительно в два миллиона человек, что делает эту гуманитарную катастрофу одной из крупнейших в послевоенной истории Европы.
Однако, значительная часть возникших экономических проблем, приведших страну к гуманитарной катастрофе не являются неизбежным следствием объективных трудностей, или войны, а вытекают из недееспособности и ошибок республиканских властей ДНР и ЛНР, упустивших время для решения возникших и очевидных экономических проблем, сформулированных экспертами ещё в мае — июне 2014 года, а именно пауза с созданием национальной валюты, собственной банковской системы и источников кредита, собственных социальных служб, пенсионной системы и других механизмов, без которых невозможно выполнение Правительствами республик своих государственных функций.
Кроме того вызывают скепсис неуклюжие попытки республик создать две фактически независимые друг от друга правовые и экономический системы, создавая по каждому поводу собственные оригинальные законы, постановления. и другие нормативные документы, что вызывает распыление и так немногочисленных вменяемых кадров, ненужное дублирование в создании нормативной базы, и может привести к нарушению ранее единого экономического и правового пространства двух республик. Этим деструктивным тенденциям следует незамедлительно положить конец, сформировать дееспособные исполнительные власти государства Новороссия, и решать возникшие экономические проблемы общенационального характера, такие как создание национальной валюты, банковской системы, нормализация расчётов и другие задачи из единого центра управления, создав общий дееспособный орган финансового регулирования, центр денежной эмиссии, сформировав государственный бюджет верхнего уровня — бюджет Новороссии, являющийся основой и базой для финансирования неизбежных дефицитов нижестоящих республиканских и муниципальных бюджетов.
В безусловные полномочия центральных органов Новороссии необходимо передать Центробанк, функции управления банковской системой, функции организации платежной и денежной системы страны, формирование Государственного и консолидированного бюджета страны и правил его исполнения, службу статистики, охрану границ, пограничную и таможенные службы.
Формирование финансовой системы и создание национальной валюты. Общие параметры финансовой системы Новороссии
Задача создания собственной финансово-бюджетной системы Новороссии возможно, необходимо и должно исходить из следующих предпосылок:
1) Немедленное создание самостоятельной финансовой и бюджетной системы необходимо для самого выживания государства и населения. Новороссия не может состояться без ускоренного формирования собственной финансовой системы и бюджетных систем всех уровней.
2) В области финансовой системы на поле возможных решений существуют только два варианта: переход в рублёвую зону или создание суверенной валюты Новороссии. Нахождение в зоне гривны будут постоянным фактором дающим возможность налогообложения предприятий региона в пользу Киева, ограничения денежной базы, оказывающей депрессивное воздействие на экономику, отсутствие кредитных ресурсов, а также отказом доходов государства от выпуска собственных валют (сеньоража).
3) Затянувшийся отказ от этих решения уже нанес экономике Новороссии существенный вред, и позволил через налоговую систему профинансировать киевский режим на суммы измеряемые в миллиардах гривен. Кроме того, свыше пятидесяти миллиардов гривен вывезено из экономики региона по каналам банковской системы, подконтрольной Киеву. Каждый дополнительный день нахождения в зоне гривны — это продолжение дополнительных и значительных выплат Новороссии в пользу Киева. Избавиться от данного несанкционированного налогообложения возможно лишь формирую доходы предприятий в национальной валюте и обособив экономическую систему.
4) Общая потребность экономики Новороссии в денежных средствах, в зависимости от состояния экономики, может составлять — в валютном эквиваленте — от одного до трех миллиардов евро. Это сумма может составить доход государства от эмиссии денежных знаков. Следует исходить из того, что у государства Новороссия нет, и в ближайшие годы не будет столь же крупного источника финансовых ресурсов как сеньораж для решения экономических проблем восстановления и роста. В этой связи ключевым получателем дохода от выпуска наличных и безналичных денежных знаков должен являться не Центральный банк, а госбюджет Новороссии.
5) После этапа ввода валюты в обращение, во время которого допустимо совместное обращение национальной валюты, рублей и гривен, следует исходить из того, что национальная валюта становится единственно законным средством платежа, формирования цен, валюты договора и валютой кредита на территории Новороссии. Покупка иностранных валют (рубля, гривны, доллара, евро и других) будут возможна только на основании внешнеторгового контракта, при условии полного возврата в страну валютной выручки и продажи её на торговой площадке по курсу Центрального банка, а также при выезде частных лиц за границу. Операции купли продажи валют следует обложить существенным налогом (до 5% с оборотов).
6) Как общее правило, следует установить, что покупатели иностранных валют в Новороссии не могут быть анонимны, все данные о покупках валют предприятиями и гражданами поступают налоговым органам для проверки уплаты налогов и источников сумм, на которые приобретаются иностранная валюта.
7) Все сделки, кредиты, договора, и любые обязательства кроме внешнеторговых, заключенный в иной валюте, нежели национальная, должны признаваться недействительными, а все денежные средства, полученный в ходе таких сделок и ценности изыматься в доход государства без компенсаций. Вся текущая операционная деятельность предприятий должна вестись в национальной валюте.
Способы ввода национальной валюты в оборот и закрепление её обменного курса
В период ввода национальной валюты в оборот и закрепления её обменного курса необходимо осуществление следующего комплекса мер и принципов:
— Секторальный способ введения валюты в оборот. Для каждого этапа в рамках данного подхода выбирается сектор, в котором обращение национальной валюты с определённой и всем известной даты становится единственным, способом хозяйственного оборота. Это двенадцать шагов, совершенных последовательно по времени:
(1) Межбюджетные расчеты (денежные переводы между бюджетами разных уровней) в национальной валюте. Формирование и расчёт в национальной валюте бюджетов всех уровней, с привязкой к рублю и гривне по курсу ЦБ
(2) Расчеты между всеми государственными организациями, включая государственные коммерческие структуры (кроме внешнеторговых) исключительно в национальной валюте
(3) Расчеты по социальным обязательствам государства (пенсии, пособия, прочие выплаты) в национальной валюте
(4) Выплаты денежного довольствия военнослужащим
(5) Выплаты гос служащим
(6) Уплата коммунальных платежей, включая электроэнергию, исключительно в национальной валюте
(7) Перевод на национальную валюту розничную торговлю топливом
(8) Введение обязательного приёма к оплате национальной валюты в розничной торговли, по курсу Центрального банка (на первом этапе — наряду c иными валютами, затем эксклюзивно)
(9) Переход к внутренним расчётам предприятий всех форм собственности исключительно в национальной валюте, возможно, не одновременно по отраслям экономики
(10) Выход из три-валютной системы (национальная, гривна, рубль) в пользу одновалютной в системе розничной торговли
(11) Обязанность открывать банковский счета и делать сбережения исключительно в национальной валюте
(12) Закрепление национальной валюты как единственно законного средства платежа, расчётов, накоплений, валюты внутриторговых сделок кредита и контрактов.
Важнейшим принципом ввода валюты в оборот является вначале право, а затем через короткий промежуток времени, и обязанность совершать все налоговые платежи в бюджет в национальной валюте. В случае если уплачивать налоги и сборы в национальной валюте будет невозможно, её ввод в оборот никогда не состояться, а цена будут стремиться к нулю.
Основные параметры, которые следует совместно формировать Правительству Новороссии и Центральному банку на начальном этапе ввода национальной денежной единицы — это соответствие объявленного наминала валюты масштабу цен на товары и услуги массового спроса, предоставляемые за новую валюту. В конкретной ситуации в Новороссии это соотношение масштабов еженедельной денежной эмиссии с объемами поставок наиболее распространённых товаров массового спроса — продовольствия, стройматериалов, тарифов на электрическую энергию, воду и газ установленные в новой валюте. Также, с учётом особенностей региона, необходимо изначально, на самом первом этапе, обеспечить возможность покупки населением угля у государства за новые денежные знаки по установленным единым тарифам.
Важной мерой, способной психологически закрепить курс бумажной валюты является выпуск ограниченным тиражом золотой (или серебряной) монеты, номинированной в национальной валюте с объявленным курсом, с ценой превышающей стоимость золота (через кросс-курс национальной валюты к рублю) примерно в два раза. Желательно постоянно поддерживать курс скупки данной монеты несколько выше номинала, для чего существуют отработанные банковской системой меры и приёмы торговли золотой (серебряной) монетой.
Кроме того, невзирая на затраты, изначально следует запустить проект перехода к безналичному денежному обращению. С этой целью необходимо объявить и провести коммерческий конкурс (тендер) среди банков, на право быть генеральным агентом национального карточного проекта. По условиям конкурса, Банк-победитель, или консорциум банков, должен на первом этапе выдать (приблизительно) один миллион карт, и за счёт своего дата-центра вести около миллиона счетов граждан в национальной валюте Новороссии, а также установить (по порядку величины) не менее 1000 банкоматов, и 10 000 считывающих устройств, адаптированных к национальной валюте, с целью обеспечить приём безналичных платежей, и трансферт наличных и безналичных средств. Первыми получателями данных карт должны стать пенсионеры, военнослужащие, и госслужащие. Оплачивать услуги банка-победителя или консорциума банков конкурса может Центральный банк Новороссии, из средств эмиссионного дохода, или Министерство финансов.
Обязательным условием работы национальной финансовой системы является открытие ЦБ торговой площадки, для оптовой торговли пятью основными валютами: национальной, рублём, гривной, долларом и евро, и их ежедневная официальная котировка, что может и должно быть сделано ещё до введения национальной валюты в оборот.
Психологически правильным будут установить стартовый курс национальной валюты равным ста рублям России, что примерно соответствует по покупательной силе одному старому советскому рублю.
Переход от распределения гуманитарной помощи к продаже за национальную валюту
Распределение гуманитарной помощи в форме раздачи выявило значительный объем злоупотреблений, когда изначально бесплатная помощь, приобретенная за счёт Российской Федерации или частных спонсоров, реализуется за деньги через рынки и торговые точки в пользу частных лиц. В этих условия никакой объём российской помощи не станет достаточным, так как приведет не к оказанию помощи нуждающимся лицам, а к росту теневых доходов от перепродаж помощи. В той ситуации которая сложилась сейчас, невзирая на катастрофический характер и голод, увеличение объёмов помощи без наведения должного порядка приведёт лишь к снижению рыночной цены поставляемый ресурсов ниже уровня соседних регионов России и Украины, и реэкспорту этой помощи на более платежеспособные рынки.
Проблема имеет настолько всеобщий и распространенный характер, что её невозможно решить обычными полицейскими мерами. Для эффективного доведения помощи для нуждающихся категорий населения необходима радикальная и немедленная смена самой модели оказания и распределения помощи.
Основой новой системы должен стать немедленный переход от распределения к продаже гуманитарной помощи, за национальную валюту (денежные знаки) Новороссии. При этом необходимо заранее обеспечить начисление и выдачу пособий и пенсий исключительно в национальной валюте всем нуждающимся категориям граждан.
В форме «раздачи» возможно осуществлять помощь лишь в строго ограниченны количествах в полосе сплошных разрешений, военных действий, и в случае крупных техногенных катастроф. Во всех случаях в тылу сдует применять исключительно продажу помощи. при котором нуждающиеся вначале получают денежные средства в валюте Новороссии в органах социального обеспечения, и затем приобретают товары. При этом следует обеспечить продажу гуманитарной помощи исключительно за валюту Новороссии, с учетом того, что владельцы других валют без особых затруднений могут приобрести товары в обычной торговой сети.
В этом случае, естественным путем и сразу возникает система контроля распределения гуманитарной помощи при которой любой получатель помощи, распределяющий её на местах, обязан в короткие срок вернуть в банк на счета полный объем выручки, или ответить за совершенное хищение в рамках уголовного права.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Донецкая революция. Статьи и документы 2014—2016 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других