Второй сборник петербургских сказок — быличек, бытовавших в нашем городе и продолжающих возникать в городской среде в наши дни, в пересказе автора
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ангелы над городом. Петербургские сказки. Часть вторая» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие ко второй части
Сказки, легенды и всякие"волшебные"истории я собираю всю жизнь, и губоко убежден, что этот жанр устного народного творчества не исчез. В первую очередь, это относится к сказкам городским.Как рождается сказка? Ну, примерно, как образуются жемчуг. В раковину жемчужницы попадает какая — нибудь песчинка, соринка и долгое время жемчужница обволакивает ее слой за слоем особым веществом, пока жемчужина не образуется. Так и городские сказки, подчеркиваю, городские в тысячах пересказов превращаются в законченное литературное произведение. В их основе, как правило, какое то реальное событие, какой-то исторический факт, или герой, который на самом деле существовал. Это вроде песчинки в раковине, та что потом со временем образуется в жемчужину.
Сначала городская сказка — долгое время существует как"быличка" — то есть, рассказ, как бы,"очевидца". Начинаются былички не с привычных для сказок слов:"Жили были"или"В некотором царстве, в некотором государстве", а"Мне бабушка рассказывала","Соседка говорила"или обезличенно:"Говорят". Частенько это смейные предания, уличные истории и даже городские сплетни, которые, обрастая деталями и подробностями, передаются из поколения в поколение. Бывают былички заводские, студенческие, солдатские, корабельные и др.
Петербург в этом смысле не исключение. И в нашем городе былички, легенды, сказки рождались и жили, наверняка, и нынче тоже рождаются… Может, несколько в угоду нынешним реалиям видоизменились, однако, законы, по которым они возникают и живут — неизменны чуть ли не с античных времен. Удивительно, но городские сказки — былички, которые, казалось бы, наследие прошлого, когда значительная часть горожан была неграмотна потому и передавались такие истории"из уст в уста", существуют и рождаются новые в наши дни, сохраняя все черты устного народного творчества. Скажем, сказку — быличку"Бабка в шляпке"я услышал в прошлом году в парке Интернационалистов на проспекте Славы, когда сидел со старичками и старушками неподалёку от Георгиевской церкви! Вскоре подобная же история отыскалась на просторах Интернета — вот тут и непонятно: то ли продвинутые старички из Интернета быличку почерпнули, то ли в интернет её выложили. Попадалась она мне и ещё несколько раз, поскольку, по словам, сказанными очень давно моим тогда маленьким сынишкой, — я хожу с"разутыми глазами и рсторыпенными ушами". В информационной цепочке, без которой существование сказки невозможно, у меня своя роль — услышанные истории я пересказываю, иногда почти дословно, чаще из нескольких сказок складываю одну, а, бывает, из одной истории — получается несколько, то есть, придаю им литературную форму. Как это происходит и какие существуют в этой работе правила — разговор особый и не для этой книжки. Она — вторая часть собранных и перескзанных мною"Петербургских сказок". Её появлению, способствовал не только, достаточно большой и неожиданной интерес читателей, но и настоятельная просьба моих внуков, которые как то стремительно подросли. Несмотря на то, что трое из пятерых ещё неграмотные, а сказки мои не все для детей, они их знают — слушают в записи. Я стараюсь в том, что пересказываю, сохранить, так сказать, адреса прописки историй: скажем,"Жернова" — быличка Пороховых,"Халат,
Халат!" — из бывшей татарской слободы на Петроградской стороне,"Бабка в шляпке"из Купчино, а уж"Призрак Летнего сада"и"Кронштадская история"самим названием к точному месту на плане города привязаны. Даже две донских казачьих сказки:"Подменный царь"и"Дворцовая служба" — тоже петербургские, когда то они бытовали в Казачьих казармах на Обводном канале, где служили казаки — гвардейцы. Как сказал, мне один из читателей:"По Вашим сказкам можно по городу путешествовать". Такому отзыву я очень рад, и могу добавить: путешествовать можно ещё и во времени — сказки и про старый Санкт-Петербург, и про Ленинград, и про Таврический сад, про те места, которые нынче сильно изменились, Это путешествие в хорошей кампании — я же помню тех, кто мне Петербургские истории рассказывал. Когда я их рассказы повторяю — слышу голоса рассказчиков и сами они в эти минуты со мною рядом, даже если их уже давно нет на свете. Мне хотелось в пересказанных сказках сохранить не только занимательность, не только приметы времени, но душу Санкт — Петербурга, которая несмотря на все перемены остаётся жива и прекрасна. Сохранятют град наш и всех живущих в нём, осеняя крылами, три архангела Гавриил — "воитель Божий"на шпиле Петропавловского собора, архистратиг Михаил"Кто как Бог" — предводитель всех сил Господних на Александров
ской колонне и Рафаил"помощь и исцеление Божие"на церкви Святой Екатерины по Кадетской линии Васильевского острова, стоящие над Невой.
"Красуйся град Петров
И стой неколебимо как Россия"А.С.Пушкин
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ангелы над городом. Петербургские сказки. Часть вторая» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других